VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Место и роль Китая в международной торговле на современном этапе.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016471
Тема: Место и роль Китая в международной торговле на современном этапе.
Содержание
     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
     
     Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
     
     «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
     
Факультет экономики и управления
Кафедра «Экономическая теория и международные отношения»
Направление подготовки
41.03.05 «Международные отношения»
Профиль
Мировая политика и международный бизнес
     
      
     
     БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
     на тему
     
     Место и роль Китая в международной торговле на современном этапе
     
     
Cтудент




___________________

Галкина 
Оксана
Валерьевна
                         

подпись, дата







Руководитель

___________________

Котова Л.Г.
             

подпись, дата







Нормоконтролер

___________________

Рожкова Л.В.



подпись, дата





Работа допущена к защите (протокол заседания кафедры от _______________ №______)

Заведующийкафедрой

____________________

Рожкова Л.В.
             

подпись, дата


                




                




Работа защищена с отметкой _______________ (протокол ГЭК от _____________ №____)

Секретарь ГЭК

_____________________

Розен Л. Г.
             

подпись, дата


     
         
     

Пенза 2018
Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….
3
Глава 1 Теоретические аспекты международной торговли……………………….
5
1.1  Понятие, сущность и принципы международной торговли……………….
5
1.2  Особенности развития международной торговли в условияхглобализации…………………………………………………………………….

10
Глава 2 Анализ экономического развития КНР на мировом пространстве……..
15
2.1  Общая характеристика внешней экономической политики  в Китае……..
15
2.2  Анализ и оценка экономического потенциала  внешней торговли Китая……………………………………………………………………………..

22
Глава 3 Основные проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая………………………………………………………………………..

32
3.1 Анализ современного состояния российско-китайского экономического сотрудничества………………………………………………………………….

32
3.2 Перспективы торгово-экономического сотрудничества Китая и России…………………………………………………………………………….

42
Заключение…………………………………………………………………………….
54
Список использованных источников………………………………………………..
56
Приложение А…………………………………………………………………………
62
Приложение Б…………………………………………………………………………
63





Введение

     Становление Китайской Народной Республики (КНР) в роли великой торговой державы привлекло к себе пристальное внимание. Внешняя торговля Китая переросла в мощный двигатель мировой экономики. В современное время страна воспринимается как государство, которое успешно осуществляет рыночные реформы и является отличный пример динамичного развития экономической системы. 
     По созданию благоприятных условий для реализации курса на возвышение страны показывает политика Китая. С конца 1970-х гг. правительство Китая направило свое особое внимание реформированию системы управления внешнеэкономическими связями. На заре экономических реформ  в Китае в рамках этих было провозглашена «политика открытости внешнему миру». Правительство страны реализовало огромные преобразования в сфере регулирования внешнеторговой и инвестиционной деятельности. КНР в современное время стал самым крупным реципиентом прямых иностранных инвестиций и международных кредитов. 
     Китай играет главную роль в развитии экономической деятельности не только в своем регионе, но во всем мире. Стабильные высочайшие темпы экономического роста, которые были показаны страной за последние годы, уровень экономики и высокий уровень численности населения – эти показатели делают КНР уважаемой и значимой страной во всем мире. Особую актуальность представляет собой исследование изменений, которые происходили в мировой экономике Китая и изменения  этой системы в будущем. 
     Проблема анализа внешней торговли КНР требует исследований под углом зрения конкретной исторической эпохи. Данные исследования представляют теоретическую и практическую значимость для анализа места и роли Китая в мировой торговле и международных отношениях. 
     Анализ научной литературы по теме исследования позволяет констатировать, что факторы, которые влияют на рост и развитие экономической системы в Китае и особенности ведения китайской экономической политики широко рассматриваются отечественными учеными. 
     При написании дипломной работы использовались нормативно-правовой акт КНР «о внешней торговле».
     При написании работы были использованы труды ученых: А. А. Аносова, З. Ш. Бабаева, А. А. Белик, Я. М. Бергер, Т. Н. Букреева, Н. В. Грибова, Д. В. Гордиенко, С. А. Гурфова, А. С. Давыдова, И. И. Дюмулен, П. Кадочников, Н. А. Кричевский, Г. В. Кузнецова, В. В. Климук, И. В. Кокушкина, З. С. Подоба, А. Г. Коржубаев, Б. Н. Лузгин, С. Г. Лузянин, Т. С. Марцева, М. Л. Титаренко, Н. С. Фролова, В. И. Фомичев, Р. И. Хасбулатов и др.
     Цель работы заключается ванализе места и роли Китая в международной торговле на современном этапе.
     Для достижения поставленных целей предполагается решение задач:
     – рассмотреть понятие и принципы международной торговли;
     – выявить особенности развития международной торговли в условиях глобализации;
     – дать общую характеристику ВЭП в Китае;
     – проанализировать экономический потенциал Китая;
     – рассмотреть торговые отношения между Россией и Китаем;
     – определить перспективы развития двусторонних отношений РФ и КНР.
     Объект исследования – международная торговля Китая. Предмет исследования – место и роль Китая в международной торговле.
     Теоретическая и практическая значимость работы состоит в комплексном анализе экономического потенциала, экономических показателей Китая и выявлении перспектив развития торгово-экономических отношений РФ и КНР.
     
     

     Глава 1 Теоретические аспекты международной торговли
     
     1.1  Понятие, сущность и принципы международной торговли
     
     Термин «торговля» с экономической точки зрения это деятельность, которая имеет своей главной целью посредничество между производителем и потребителем для взаимного обмена экономическими благами. Торговля становится международной, когда посредничество осуществляется между отечественными производителями и иностранными потребителями или наоборот. 
     Итак, международная торговля – сфера международных товарных отношений, которые представляют собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Применяя, термин только к одной стране обычно используется понятие «внешняя торговля государства», а к торговле двух стран между собой – «межгосударственная, двусторонняя торговля», но применительно к торговле всех стран друг с другом – «международная или мировая торговля».
     Международная торговля отличается от внутренней торговли:
     1 Ресурсы на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны.
     2 Любая страна имеет свою валюту.
     3 Мировая торговля более подвержена политическому контролю.
     Предметом торговли могут быть разные ценности, блага, в том числе:
      а) материальные ценности, вещи, движимое и недвижимое имущество;
      б) услуги, труд;
      в) результаты интеллектуальной деятельности, права на интеллектуальную собственность и информацию;
      г) деньги и ценные бумаги [8, с. 23].
     Формы международной торговли можно систематизировать по трем направлениям. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли. Классификация форм международной торговли представлена  на рисунке 1.
   
     Рисунок 1 – Формы международной торговли [8, с. 36]
     
     Как показывает рисунок 1, международная торговля имеет множество форм,которые подразделяются по специфике регулирования, по специфике предмета торговли и по специфике взаимодействия субъектов.
     Термин «международная торговля» так же употребляется и в более узком значении. Например, совокупный объем внешней торговли развитых стран, развивающийся стран, совокупный объем внешней торговли региона. В процессе международной торговли возникает два направления потока товаров – экспорт и импорт. 
     Международная торговля характеризуется тремя показателями: товарооборот, товарная структура и географическая структура. Внешнеторговый оборот включает в себя общую сумму стоимости экспорта и импорта одной страны, которая участвует в международной торговле. Данный показатель подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех стран. Динамика внешнеторгового оборота стран за 2012–2016 гг. представлена в таблице 1.
     
Таблица 1 –  Внешнеторговый оборот стран за 2012–2016 гг. [52]
№
Страна
Внешнеторговый оборот, млрд долл.


2012
2013
2014
2015
2016
1
Австралия
520,9
505,3
481,3
392,8
387,4
2
Беларусь
90,6
77,7
74
58,3
48,1
3
Великобритания
1116,5
1122
1161,2
1059,1
1070,2
4
Венесуэла
156,6
140,7
119,1
80,9
90,1
5
Германия
2682
2755
2680
2275,9
2207,6
6
Египет
85,2
83,4
96,7
78,8
64,8
7
Китай
3635
4159
4052
3866
3448
8
Россия
863,7
842,3
805
535,1
424,4
9
США
3864
3887
4007
3945
3676
10
Франция
1210,8
1218,1
1215,6
1048,1
1030,8
     
     Анализ таблицы 1 показывает, что в 2016 г. лидирующее место в этом списке занимает США – 3676 млрд долл., после идет Китай – 3448 млрд долл. и затем Германия с 2207,6 млрд долл. Россия занимает не самое последнее место и с 2012 г. по 2016 г. внешнеторговый оборот упал с 863,7 млрд долл. до 424, 4 млрд долл. Тоже самое можно сказать и про Китай и про все остальные страны – наблюдается уменьшение внешнеторгового оборота к 2016 г.
     Товарная структура – соотношение товарных групп в международном экспорте. В настоящее время в мире насчитывается около 20 млн видов изделий производственного и потребительского назначения, и около 300 видов услуг. Географическая структура это распределение торговых потоков  между странами и их группами, которые могут выделяться либо по территориальному, либо по организационному признаку.
     Международная торговля – средство, с помощью которого страна может повысить производительность своих ресурсов и увеличить объем производства. Существуют распространенные показатели, которые характеризуют активность страны в международной торговле. 
     – экспортная квота – отношение объема экспортируемых товаров и услуг к валовому внутреннему доходу (ВВП), так же это удельный вес экспортируемых товаров отраслью в их общем объеме;
     – экспортный потенциал – доля продукции, которую может продать страна на международном рынке без ущерба собственной экономической системе;
     – структура экспорта – удельный вес экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Структура экспорта помогает выделить  правильную направленность экспорта, так же определить роль страны в международной отраслевой специализации. Например, высокий удельный продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, свидетельствуют о высоком научно-техническом уровне отраслей;
     – структура импорта – это показатель, который наиболее точно отражает зависимость экономики страны от международного рынка и уровень развития национальной экономики;
     – сравнительное соотношение доли страны в мировом производстве ВВП и ее доли в международной торговле. Если доля страны в мировом производстве любого вида продукции составляет около 10 %, а ее доля в международной торговле этим же товаром составляет 1–2 %, это может означать только одно – несоответствие производимых товаров мировому уровню качества, и следствие низкого уровня развития данной отрасли [10, с. 334].
     Международная торговля существовала еще в древности, но международный рынок возникает только при процессе развития товарно-денежных отношений. В Венской конвенции 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров говорится, что относящиеся к ее предмету вопросы, которые прямо в ней не урегулированы, подлежат решению в соответствии с общими принципами, на которых она основана.
     К категории общих принципов справедливо можно отнести «Принципы международных коммерческих договоров» 1994 г.[4].По своей правовой основе названные принципы нельзя отнести ни к международно-правовым, ни к обычаям. Принципы международной торговли это правила, которые были разработаны в рамках международной межправительственной организации, и носили они рекомендательный характер. Таким образом, принципы были направлены на достижение порядка в правилах поведения для международно-торговых отношений, выступают результатом унификации в области права международной торговли.
     Можно выделить следующие экономические принципы международного экономического права, которые призваны обеспечивать стабильность отношений в области экономическо-торгового сотрудничества:
     1 Международно-торговые отношения строятся на основе уважения принципа суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела других государств.
     2 Недопущение дискриминации.
     3 Любая страна имеет право на свободную торговлю с другими странами.
     4 Международная экономическая политика стран должна быть направлена на международное разделение труда.
     5 Международная торговля регулируется правилами, которые способствуют экономическому и социальному прогрессу.
     6 Международная торговля должна быть взаимовыгодной и обязательно вестись в режиме наибольшего благоприятствования.
     7 Развитые страны, участвуя в международной торговле, не должны наносить ущерб на расширение импорта из третьих стран, особенно развивающихся стран.
     8 Международная торговля должна помогать развитию интеграционных группировок и форм экономического сотрудничества между развивающими странами [3].
     Таким образом, современные концепции дополняют положения классической теории и исследуют соотношения факторов производства, а также конкурентные преимущества и  масштаб производства. Основные экономические принципы международного экономического права призваны обеспечить стабильность отношений в области экономического сотрудничества. Мировому рынку товаров и услуг присущи тенденции, связанные с дальнейшей интернационализацией мирового хозяйства. 

1.2 Особенности развития международной торговли в  условиях глобализации
     
     Международная торговля в XXI в. это сложная система отношений,  которая закреплена договорами и соглашениями. Естественно, современная мировая торговля масштабно отличается от той, которая была в XVIII и XIX вв.
     В настоящее время торговля имеет специфические особенности, которые возникают под воздействием базисных факторов, которые приобрели новые качественные параметры. Например, можно выделить совокупность тенденций, которые играют важную роль в развитии международной торговли во втором десятилетии XXI в., которые можно разделить на несколько подгрупп:
     –базисные тенденции. Они отражают действие объективных сил, которые характерны поступательному процессу развития международной торговли;
     –тенденции, которые возникли в XX в. Данные тенденции включают в себя как принадлежащие к первой группе, так и совершенно новые, возникновение которых  связано с особенностями базисных факторов и новыми явлениями, например, научно-технический прогресс (НТП);
     –новейшие тенденции, действия которых проявились в начале XXI в. Практически все международные процессы, в том числе и международная торговля, испытывают на себе огромное влияние глобализации, но не прекращает действие тенденции, которые действовали до конца XX в. [7].
     Огромное множество тенденций объясняется только большим количеством факторов, которые воздействуют на международную торговлю. Любая из этих подгрупп имеет свои особенности, причины формирования, специфику проявления, которые можно подтвердить количественными и качественными показателями. 
     Рассмотрим тенденции развития международной торговли. Самой важной тенденцией, которая начала заметно проявляться еще два столетия назад, является поступательный рост объемов мирового товарооборота. На протяжении всей второй половины XX в. и первого десятилетия XXI в. сохранились опережающие темпы роста мировой торговли в сравнении с ростом ВВП и промышленного производства. 
     Динамика ВВП мира за 2000–2016 гг. в долл. представлена на рисунке 2.
     
     Рисунок 2 – ВВП мира за 2000–2016 гг. [65]
     
     Анализ рисунка 2 показывает положительную динамику роста ВВП и ВВП на душу населения. В 2014 г. произошел самый пик роста ВВП и составил почти 80 000 тыс. 
     Следующая тенденция развития международной торговли будет расширение и усложнение товарной номенклатуры, которая увеличивается в связи с увеличением торговли готовыми промышленными изделиями и особенно наукоемкими и другими товарами. Вследствие данной тенденции уже к концу XX столетия изменился товарный состав мировой торговли и соотношение между ее основными товарными группами. 
     Главной базисной тенденцией выступает изменение географической структуры мировой торговли. До 90-х гг. XX в. часть мировой торговли приходилась на группу промышленно развитых стран. Еще два десятилетия назад в десятке крупных стран-участниц международной торговли были только страны «Большой семерки», но в настоящее время при таком же сохранении значения стран таких, как США, Германия и Япония отмечается значительное увеличении роли развивающихся стран и прежде всего, КНР.
     Доля отдельных стран в международной торговле представлена в таблице 2. 
     
Таблица 2 – Доля в мировом экспорте стран за 2000–2016 гг. в % [56]
Страна 
2000
2002
2004
2006
2008
2010
2012
2014
2016
Германия
 7,86
8,61
8,99
8,47
8,44
7,79
7,28
7,62
7,71
Канада
4,29
3,86
3,43
3,18
2,75
2,53
2,46
2,43
2,41
Китай
3,36
4,3
5,59
7,01
7,62
8,65
9,72
10,82
11,82
Россия
1,5
1,55
1,83
2,29
2,69
2,4
2,66
2,39
1,95
США
14,34
12,74
10,62
10,12
9,53
10
9,83
10,17
11
Франция
5,04
5,16
4,95
4,33
4,14
3,72
3,42
3,53
3,55
ОАЭ
0,55
0,69
0,84
1,04
1,29
1,22
1,68
1,71
1,84
Индия
0,79
0,93
1,14
1,37
1,49
2,02
2
2,01
2,15
     
     Анализ таблицы 2 показывает, что положительная динамика наблюдается только у Китая. В 2000 г. КНР находится на 5 месте среди ведущих торговых держав с долей в 3,36 %. В 2016 г.  Китай занял лидирующее место в мировом экспорте с долей в 11,82 %[56]. 
     Главной из тенденций международной  торговли, которые сформировались в XX в., выступает либерализация торговой политики, которая в то время происходила под влиянием ГАТТ/ВТО. Например, средний уровень импортных пошлин на момент подписания ГАТТ составлял почти 50 %, но в итоге подписания нескольких многосторонних договоров этот показатель значительно снизился к началу второго десятилетия XXI в. до 4 %.
     Усиление влияния  транснациональные корпорации (ТНК) на развитие международной торговли – ее транснационализация – одна из наиболее важных тенденций.  Можно сделать вывод, что генератором современной мировой торговли является ТНК, которых в мире насчитывается около 82 000 головных компаний и около 800 000 филиалов. ТНК полностью изменяют схему производства товаров и их продажи за рубежом, ведь производство товаров сосредоточились в пределах одной страны, а часть товаров в других странах [2].
     Первой тенденцией развития мировой торговли товарами, которая характеризует ХХI в., является увеличение роли развивающихся стран и быстрое развитие торговли между ними.  В 1990-е гг. 56 % мировой торговли приходилось на товарообмен развитых стран, 33 % торговля между развитыми и развивающимися странами, и почти 8 % на торговлю между развивающимися странами. К 2011 г. эти показатели увеличились благодаря торговле друг с другом. Доля сделок возросла до 24 % и согласно прогнозам ВТО к 2020 г. составит 1/3 мировой торговли. Некоторые специалисты считают, что к 2020 г. доля Китая и Индии в международной торговле составит почти 25 % [35, с. 45].
     Еще одна важная тенденция мировой торговли, которая связана с географической структурой, является ее регионализация, которая выражается в сосредоточении международного товарооборота в рамках интеграционных группировок. За последние десятилетия в международной торговле укрепилась тенденция увеличения торговых соглашений. В настоящее время на два крупных интеграционных объединения – Европейский Союз (ЕС) и Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) – приходится почти половина мирового экспорта и импорта.
     Итак, выделим особенности мировой торговли на современном этапе:
     1  Глобализация и регионализация.
     2  Быстрые темпы роста товарооборота, которые превышают темпы роста мирового ВВП и производства.
     3  Структурный сдвиг.
     4  Рост роли государства в экономике.
     5  Смещение центра торговли в развивающиеся страны.
     6  Активное участие ТНК.
     7  Роль таможенных союзов и свободных экономических зон.
     Одной из наиболее значимых тенденций в мировой торговле является смещение центра с Европы в Азиатский регион. По прогнозам, через 10 лет главное место в мире займут такие страны, как КНР, Гонконг, Сингапур, Тайвань и Индия, но роль США и Европы уменьшится. 
     В условиях глобализации главное значение приобретает угроза глобальных монополий. Современные ТНК сильны в экономическом, политическом плане, что они контролируют ситуацию в своей базовой стране и во всех мирохозяйственных связях. Либерализация становится одной из основных тенденций. Помимо либерализации существует и противоположная тенденция – сохранение, а иногда и усиление протекционистских тенденций в торгово-экономических связях.
     Международная торговля выступает в качестве одной из основных движущих сил экономического роста в современном мире. При этом она в основном сосредоточена в развитых странах, в которых около 80% экспорта промышленно развитых стран. Международную торговлю образуют два встречных потока товаров и услуг – импорт и экспорт. Международная торговля может осуществляться в разном режиме. 
     Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод, что в условиях современной глобализации наблюдается взаимосвязанное действие вышеперечисленных тенденций, что способствует формированию новой мировой торговли. ТНК как главная сила современной международной экономики, способствует возникновению новых тенденций развития международной торговли. Мировому рынку товаров и услуг присущи тенденции, связанные с дальнейшей интернационализацией мирового хозяйства. 
     

Глава 2 Анализ экономического развития КНР на мировом пространстве
     
2.1  Общая характеристика и эффективность внешней экономической политики в Китае

     Китай – третье по размерам территории государство мира. Площадь КНР превышает  9,6 млнкв. км, с населением свыше 1300 млн чел. Китай поделен на 23 провинции, 4 города центрального подчинения – Пекин, Шанхай, Тяньзинь, Чунцин, 5 автономных районов и 2 особых административных района. 
     Основой топливно-энергетического комплекса КНР является угольная промышленность, ведь крупный угольный бассейн расположен в северной части Китая. Главной отраслью легкой промышленности – текстильная промышленность. Самую главную роль в мировом хозяйстве Китая играет сельское хозяйство. Крупные землевладельческие районы расположены на востоке страны, там производят рис, пшеницу, кукурузу, чай.
     Текстильная промышленность в Китае – первая во всем мире, именно поэтому китайские товары поставляются в большинство стран. Текстильные предприятия занимаются изготовлением одежды из синтетических тканей. Предприятия данной отрасли рассеяны по всей стране, но самые крупные находятся в Шанхае, Кантоне, Харбине. Китайская продукция имеет высшие стандарты качества. В северных и внутренних районах сосредотачиваются кустарные предприятия, которые занимаются выпуском контрафактной продукции ведущих брендов мира. Сегодня из Китая экспортируются фрукты, рыба, морепродукты в страны Содружества Независимых Государств (СНГ), особенно в Дальневосточный регион России. Главным сельскохозяйственным продуктом экспорта является хлопок.
     Китай исполняет главную роль в мировой экономике в условиях современной глобализации. Также успешное преодоление воздействия на Китай дисбалансирующих процессов в  мире дает этой стране продолжать либерализацию валютно-финансовой и инвестиционной сфер. Усиливается потребность КНР в получении доступа к топливно-сырьевым ресурсам других стран и кооперации промышленности и агропромышленной сфере [34, с. 432]. 
     В Китае на сегодняшний день смогли реализовать принцип параллельного развития государственного и частных секторов, которые взаимно дополняют друг друга. Это принцип не так и сложен:  в данном случае если государственные сектора работают эффективнее, чем частный, то ему отдается главное предпочтение, а частные сектора развиваются так, где они работают эффективнее государственных секторов. Благодаря таким реформам, которые были преобразованы, начиная с 1970 г., Китай стал одной из наиболее развивающихся стран мира [24, с. 168]. Ведь важную роль в достижение высоких экономических показателей в КНР играет ряд макроэкономических реформ: в области валютного контроля, финансового сектора, распределение выручки, реформирования государственного сектора [20, с. 471].
     КНР во многом опирается на общественную собственность и развивается по плану, являясь крупным индустриальным государством. Страна вышла на 4-е место по объему промышленного производства, и на 1-е место в мире по количеству предприятий.  
     Список государственных программ нацелен на усиление инновационного потенциала экономики Китая, ее диверсификацию за счет развития наукоемких отраслей [30]. Так же правительство КНР поставило перед собой задачу снижать зависимость страны от иностранных технологий. Более того, инновационно-технологический потенциал дополнен стратегическим моделированием научных основ развития страны. Именно Китай стремится развивать инновационные процессы, которые базирующиеся на высоких технологиях, которые позволят повысить конкурентоспособность данного производства. Благодаря стратегии развития, лежащих в основе которых было применение новых знаний и достижений в производстве, экономика Китая стала эффективной для сохранения лидирующих позиций в мире.
     Рассмотрев специфические особенности развития экономики Китая, можно перейти к рассмотрению современного состояния экономического развития. С началом глобального экономического кризиса китайское правительство повысило свою внешнеэкономическую деятельность. Этот показатель не сравним ни с одной другой страны мира. Причины такого положения связаны с историей национальной экономики и политическими целями власти. Несмотря на самый острый период первой волны кризиса, темпы роста ВВП экономики КНР составили 9,2 % [14, с. 35]. Динамика темпов роста ВВП Китая представлена на рисунке 3 в % отношении.
     

Рисунок 3 – Темпы роста ВВП Китая в % [66]

     Анализ рисунка 3 показывает, что наблюдается спад темпов роста ВВП Китая. В 2007 г. доля роста ВВП составила 14,2 %, а к 2016 г. составила 6,6 %. Снижение произошло почти на 8 %[66]. 
     В настоящее время развивающийся Китай зарекомендовал себя как сила, которая со временем приобретает глобальную значимость. Одним из способов демонстрации своего лидерства перед другими странами является организация крупных международных мероприятий. Сегодня КНР уверенно проявляет инициативу на международных форумах, также формулирует темы для обсуждения на переговорах и получает огромные выгоды. Проведение Китаем саммита Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС–2014) в Пекине показало, что  страна способна сформировать «дипломатическое поле». Организация данного мероприятия позволило Китаю повысить свой геополитический статус и углубить внешнеэкономические отношения с государствами-партнерами на долгосрочную перспективу.
     Главной задачей государственного регулирования в КНР является повышение конкурентоспособности предпринимателей из своей страны. Достижение этой цели требует, чтобы государство проводило мероприятия в области внешнеэкономических связей (ВЭС) и принимало меры по накоплению капитала, стимулированию совершенствования в технике для производства, создание новых отраслей и сохранение существующих видов производства [34, с. 435].
     Современную китайскую модель экономического развития называют инвестиционной. Китай ясно определило направления инвестиционного процесса: инфраструктурное строительство, сельское хозяйство, сфера услуг и т.д. Так же увеличилась роль Пекина и в области глобального экономического управления. Все это пришло из–за роста экономической мощи КНР и первая волна экономического кризиса (2008–2009гг.), в итоге которых произошло перераспределение сил в глобальной финансово-экономической системе, которое превратила Китай из периферийного ее члена в ключевого игрока [41, с. 120]. Современная стратегия экономического развития Китая направлена на создание в период до 2020 г. «государства инновационного типа», который предполагает технологический прорыв.
     Главные инструменты  регулирования экономики в КНР осуществляются следующими законами и положениями: закон «О внешней торговле», закон «О таможне», положение о валютном контроле, закон КНР о совместных предприятиях с китайским иностранным капиталом.
     Закон «О внешней торговли» разработан для внешней открытости, для того чтобы стимулировать развитие внешней торговли, поддержания порядка, защиты прав и интересов предпринимателей и помощи развитию рыночной экономики. Китай глубоко развивает торговые отношения с другими странами, заключает с ними договоры о создании таможенных союзов, о зонах свободной торговли и другие виды региональных торгово-экономических договоров[3]. 
     Закон «О таможне» был составлен для защиты интересов государства и суверенитета, укрепление таможенного контроля, помощь в обмене с другими странами в таких сферах, как торговля, наука, технологии и культура. В соответствии с этим законом, таможенные пошлины взимаются в соответствии с импортно-экспортными тарифами[38, с. 1].
     В законе о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом говорится о целях расширения международного экономического сотрудничества и технического обмена Китай дает согласие иностранным предприятиям и другим хозяйственным организациям. Данный закон работает с разрешения правительства Китая организовывать в пределах территории КНР совместные предприятия вместе с китайскими предприятиями в соответствии с принципом равноправия и взаимной выгоды. Совместные предприятия должны строго соблюдать законы, распоряжения и положений законов Китая в своей деятельности. 
     В действительности, существующий свод законов и положений Китая дает взаимные условия для реализации в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) рыночных принципов – свободного предпринимательства и конкуренции. 
     Одним из стратегических ориентиров КНР в современных условиях является формирование «Шелкового пути». Создание «Шелкового пути», с одной стороны, это проявление на практике новой модели взаимодействия со странами мира, а с другой, «китайская инновация» в создании региональной модели развития стран Азии. Такая стратегическая инициатива была выдвинута лидером Китая Си Цзиньпином во время его визита в 2013 г. в страны Центральной Азии. Данная стратегия предполагает объединение государств, которые берут ориентир на превращение евразийского континента в регион мира, а также стабильности и процветания в экономической системе.
     Целью стратегии является усиление взаимозависимости между странами Евразии: формирование транспортного, торгового, энергетического коридора между странами Средней, Центральной Азии и Европой. В приложении А (рисунок А.1) представлен маршрут «экономической полосы Шелкового пути».
     Китай для достижения своей цели подписал меморандум с 21 страной 24.10.2014 и рассказал о существовании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). В задачи этого банка входили: предоставление денежной поддержки для строительства инфраструктуры в тех государствах, где будет проходить Шелковый путь. Первостепенные пункты данногомегапроекта представлены на рисунке 4.
     

Рисунок 4 – Стратегическая инициатива Китая по строительству «экономической полосы Шелкового пути» [28, с. 30]

     Анализ рисунка 4 показывает, что формирование «экономической полосы Шелкового пути» (ЭПШП) может привести к двум сценариям: пессимистическому или оптимистическому, взаимодействия Китая с отдельными странами. Оптимистический сценарий состоит в том, что КНР стремится создать экономическое пространство, позволяющее усилить внешнеторговые и внешнеполитические отношения в регионе в противовес уже имеющимся интеграционным образованиям. Развитие современной инфраструктуры даст шанс увеличить товарооборот между странами. 
     Пессимистический сценарий несет полное распространение влияния Китая на евроазиатском пространстве. Китайское правительство может без труда проводить геоэкономическую экспансию в регионах. Для КНР формирования Шелкового пути – проект ХХI в. Прекрасный вариант заявить о себе на весь мир это снижение позиций ключевых игроков глобальной экономики для Китая в условиях глобальной нестабильности. 
     «Экономическая полоса» это стратегический план Китая по завоеванию главных позиций в Евро-Азиатском регионе. Надо понимать, что азиатские страны не примут путь европейской интеграции с потерей суверенитета. Еще в ХХ в. попытки КНР расширить свои влияния на страны АСЕАН потерпели громадное поражение. Сегодня же правительство Китая подобрало иной путь, решив взвалить финансовое бремя по реализации данного мегапроекта. 
     Китай когда-то был одной из беднейших стран Азии. Но за огромный промежуток времени стране удалось сформировать сильнейшую индустриальную основу и систему социального обеспечения. Процесс реформирования привел к интеграции страны в основу глобального рынка. В современное время правительство страны быстро выступает в поддержку концепции многополярности [11, с. 549]. 
     Таким образом, добившись существенных результатов по темпам экономического роста, динамике и объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, Китай по-прежнему отстает от ведущих промышленных стран и стран со среднеразвитой экономикой по уровню производства и доходов на душу населения и уровню жизни. Заметно отстает Китай и по уровню общественной производительности труда.


2.2  Анализ и оценка экономического состояния внешней торговли КНР

     Внешняя торговля КНР имеет специфические особенности. Характерная черта современной экономики Китая это зависимость ее от внешнего рынка. КНР занимает 1-е место в мире по объему экспорта. Именно экспорт дает 80 % валютных доходов в государство. В Китае около 20 млн чел. заняты в экспортных отраслях. На мировой рынок вывозится около 20 % валовой продукции промышленности и сельского хозяйства Китая. Товарная номенклатура экспорта  насчитывает около 50 тыс. наименований. Китай поддерживает торгово-экономические связи с 182 странами. Главными торговыми партнерами Китая являются развитые капиталистические страны такие, как Япония, США и западноевропейские страны, на них приходится примерно 55 % внешнеторгового оборота КНР [32, с. 4]. 
     Восточный Китай, на который приходится почти треть всей территор.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44