- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Значение и роль ТНК Китая на международной арене
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005121 |
Тема: | Значение и роль ТНК Китая на международной арене |
Содержание
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: «Значение и роль ТНК Китая на международной арене» 41.03.05. «Зарубежное регионоведение» Выполнила: студентка 3-го курса, Группа ГРБ-31 Шакерова Валерия Наильевна Ст/б 1032142000 Научный руководитель: Журавлева Евгения Владимировна Дата сдачи: 14 июня 2017 г. Дата защиты: 14 июня 2017 г. Оценка:___________________ Подпись:_____________________ Москва 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ТНК КАК ОСНОВА ЭКОНОМИКИ КИТАЯ 1.1 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КИТАЙСКИХ ТНК 1.2 СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА ВО ВНЕ КИТАЙСКОГО БИЗНЕСА И РОЛЬ ТНК В НИХ КИТАЙСКИЕ ТНК: CASE STUDY 2.1 МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА КИТАЙСКИХ ТНК 2.2 КОМПАНИЯ ALIBABA GROUP. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ. На сегодняшний день Китай занимает одну из важнейших позиций на мировой арене. За последние тридцать с лишним лет реформ, начатых Дэн Сяопином, Китай продемонстрировал невероятный скачок в развитии экономики, военной промышленности, добился больших успехов в сфере внешнеполитического сотрудничества и т.д. Китай является членом множества организации с мировым именем, таких как: ООН, БРИКС, ШОС, ОБСЕ; помимо этого является основателем АБИИ (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций), где выдаёт кредиты странам третьего мира на сумму даже большую чем МВФ во всем мире. По материалу рейтинга Fortune Global 500 уже в 2010 году количество китайских компаний превышало 45, тогда как спустя два года число компаний в вышеуказанном рейтинге увеличилось вдвое. Данный рейтинг показал всему миру, что Китай стал второй страной в мире после США по критерию количества компаний с максимальной выручкой. Прогнозируется, что количество компаний в рейтинге продолжит увеличиваться, если экономика страны сумеет достигнуть ожидаемого роста на 7,5% в текущем году. Анализ этапов формирования и развития китайских ТНК крайне важен для понимания приоритетов развития китайской экономики. Анализ списка компаний в Fortune Global 500 показывает, отраслевая направленность компаний соответствует приоритетам, обозначенным китайским государством. Более того, анализ наиболее крупных и динамично развивающихся ТНК также позволяет судить о будущих направлениях развития китайской экономики. Так, вопрос торговли крайне важен для огромной экономики Китая, и это отражает первая позиция, которую занимает крупнейшая в Китае компания Alibaba Group. Вместе с тем, в последние годы наблюдается рост важности и такого сектора, как телекоммуникации. Цель курсовой работы – выявить значение ТНК Китая в системе международных отношений используя метод Case Study (Alibaba Group). Исходя из цели, в работе решаются следующие задачи: - проанализировать исторический процесс создания в Китае транснациональных корпораций; проанализировать место и роль ТНК КНР в международных отношениях; сравнить формат функционирования и плодотворность деятельности западных и китайских ТНК; на примере компании ALIBABA GROUP показать вклад в экономику Китая и всего региона юго-восточной Азии; рассмотреть основные этапы формирования транснациональных компаний. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики, права, истории и теории международных отношений, периодическая литература и Интернет-ресурсы. В курсовой работе я опиралась на обширную литературу, посвященную вопросам истории Китая, истории ВСНП, правовой базе КНР, биографии ярчайших лидеров и богатейших людей Китая, а также данные и статистическая информация, представленная международными экономическими организаций (ОЭСР, ЮНКТАД, ВТО, МВФ, Всемирный банк, данные китайских министерств, в первую очередь, Министерства коммерции (бывш. Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества) и правительственных органов, материалы корпоративных отчетов компании Alibaba Group. В свою очередь, отслеживание публикаций в отечественных и зарубежных СМИ позволило отследить динамику публичной дискуссии, связанной с предметом исследования, а также коснуться наиболее современных изменений по данной проблематике. Хронологические рамки исследования 1949-2017гг. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка Интернет-ресурсов и приложений. ГЛАВА 1. ТНК КАК ОСНОВА ЭКОНОМИКИ КИТАЯ. Транснациональные компании Китая имеют не столь длинную история существования, но все же за свой период развития они неустанно развивались и приобретали все большее значение в глобальных экономических процессах. Роль ТНК в мировой экономике резко возрастала в течение двух последних десятилетий. Сейчас они являются главнейшими субъектами мировой экономики. Соответственно, все больше усиливается необходимость их изучения. Данная глава раскрывает понятие ТНК, описывает текущие тенденции их развития и особенности формирования ТНК в странах, осуществивших переход к рыночной экономике. 1.1 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КИТАЙСКИХ ТНК. Основы образования первых китайских транснациональных компаний были заложены ещё в 1950-е годы, сразу же после образования КНР начали появляться первые пилотные совместные предприятия в различных сферах экономического сотрудничества, таких как торговля, транспортировка товаров, строительство железных дорог. Также китайцы начали сотрудничество с иностранными предприятиями в области финансов. Надо признать, что политика КНР подразумевала полный контроль государства над такими предприятиями, большинство из которых создавались с целью экономической поддержки и заимствований технологий из СССР в рамках договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Однако в связи с резким ухудшением межгосударственных отношений в начале 1960-х годов практически все программы сотрудничества с иностранными предприятиями были свёрнуты. Изменение данной тенденции в сторону появления транснационального инвестирования связано с масштабным и реформами и политикой открытости, принятой в 1978 году. Реформы в действительности послужили большим толчком к переходу от социализма к капитализму в области экономике. По крайней мере, так они были восприняты в экономически развитых странах в силу быстрорастущего рыночного сектора в экономике. На первоначальном этапе реформ госсовета КНР было принято решение об организации первых предприятий за границей. Компании, уже имевшие опыт торговли с иностранцами, стали создавать свои представительства за рубежом. Таким компаниям нужно было обязательно получить несколько политических разрешений на ведение деятельности на высоком уровне, было необходимо утвердить свои проекты с Госсоветом КНР. Список компаний, ведущих транснациональную деятельность, был крайне мал, а объём их инвестиций ограничен централизованным управлением. Большая часть представительств китайских компаний находилась в Гонконге и Макао, а также в близлежащих восточных странах. Таким образом, эти компании стали участвовать в международном разделении труда за счёт экспорта своей продукции в целях последующей перепродажи в рамках совместных предприятий за рубежом. Первой компанией, положившей начало инвестиционных процессов китайскими компаниями за рубеж, стала пекинская компания "Френжшим Стор", которая в ноябре 1979 года создала в Токио совместное с японцами и предприятие под названием "Кёва". Компания занималась ресторанами китайской кухни в Токио, а также продажей оборудования для китайской пищевой промышленности. Другим примером может служить компания "Объединённые морские международные перевозки", которая создана совместно китайской фрахтовой компанией и Гонконгской корпорацией региональных и всемирных перевозок. Главный офис компании был зарегистрирован на Бермудских островах, а основное представительство располагалось в Гонконге. В общей сложности за начальный период реформ с 1978 по 1985 год усилиями китайских предпринимателей было с нуля создано 189 заграничных компаний с суммарным объемом инвестиций порядка $298 млн., в том числе китайских - 197 миллионов. Компании осуществляли свои деятельность в 45 странах, хотя большинство их них функционировали в Макао и Гонконге. С 1985 года министерство внешней торговли КНР постановило увеличить объём инвестиций на рубеж. Был создан специальных свод правил ведения внешнеэкономической деятельности, который облегчил выход на внешние рынки для многих предприятий. Процедура согласования была значительно упрощена и доступна каждому предприятию, которое имело стабильные источники дохода а также проверенного партнера за рубежом. Сделки стоимостью менее $1млн. могли осуществляться без участия органов власти общенационального значения, достаточно было лишь согласования с местной администрацией. Это позволило увеличить объём зарубежных китайских инвестиций в 7 раз по сравнению с периодом с 1986 по 1991 гг., и довести его до $1395 млн., а также увеличить количество стран реципиентов китайских инвестиций с 45 до 90. Транснациональная деятельность китайских компаний велась на тот момент в таких областях, как освоение природных ресурсов, транспорт, промышленная сборка, сфера медицины и др. Таким образом, обозначилась тенденция к выходу на внешние рынки крупных средних предприятий, которые не создавались централизованно под ведение внешнеэкономической деятельности, а проявили желание выйти на внешние рынки по собственной инициативе. Одним из таких предприятий стала металлургическая компания "Шоуган", которая имела значительный опыт работы на внутреннем рынке КНР, в том числе СССР в 50-е годы. Данная компания не участвовала в транснациональной деятельности до того, как в феврале 1985 года она произвела свои первые инвестиции за рубеж, вложив более $1 млн. в формирование совместного предприятия гонконгской "Хунда Шиппинг Компани", а к началу 90-х годов "Шоуган" вела свою деятельность на территории Индии, Индонезии, Макао, Малайзии, а также в США и Швейцарии. Значимое событие произошло в начале 1992 года, когда бывший китайских лидер Дэн Сяопин во время турне по южным провинциям призвал ускорить реформу экономической системы и внешней открытости. Его выступления привели к тому, что китайское правительство провозгласило ряд мер в рамках стратегии выхода на внешние рынки и обозначило экспортно-ориентируемую направленность экономики. Процедуры согласования внешних инвестиций были значительно упрощены, а количество компаний, изучающих международные рынки увеличивалось. 1.2 СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА ВО ВНЕ КИТАЙСКОГО БИЗНЕСА И РОЛЬ ТНК В НИХ Китайские ТНК имеют множество мотивов для инвестирования за рубеж. Китайские компании, и особенно государственные предприятия, выходят на зарубежные рынки с целью поддержания уровня производства, поиска дополнительных источников сырья и энергоресурсов, а также для приобретения новых иностранных технологий. Более того китайские предприятия сумели занять позиции на внутреннем рынке благодаря низким издержкам, связанным с их деятельностью. Соответственно, такие их особенности как дешевизна рабочей силы, усиленные государственные инвестиции в транспортную инфраструктуру, а также государственный протекционизм ключевых промышленных отраслей в совокупности предоставляют значительные конкурентные преимущества над зарубежными конкурентами. Как и в случае с другими транснациональными корпорациями, движущими причинами расширения на международные рынки являются приведённые ниже факторы: Ресурсы. Несмотря на обеспеченность Китая природными ресурсами относительно мировых стандартов, при рассмотрении ресурсообеспеченность на душу населения становится очевидным низкий Ее уровень, особенно в отношении таких ресурсов, как энергия, лесные ресурсы и рыболовство. Особенно важной является недостаточная обеспеченность энергией, необходимой для поддержания темпов роста огромной китайской экономики. Эту потребность демонстрирует тот факт, что с 1990-х гг., когда Китай обеспечивал собственные энергетические нужды за счёт собственных ресурсов, к 2004г. страна стала крупнейшим импортером энергоресурсов после США. Также это подтверждается и тем, что крупнейшие китайские ТНК задействованы в энергетической промышленности и являются государственными предприятиями. Технологии. Обеспечение КНР новыми технологиями неоднократно подчеркивало. Китайским правительством как приоритетное направление развития, и , соответственно, использование технологических инноваций национальными ТНК всячески поощрялось. Новые рынки. Китай страдает от промышленного перепроизводства и насыщения многих секторов внутреннего рынка включая текстиль, обувь и электронику. Что обуславливает потребность выхода на новые рынки. Вдобавок, вслед за открытием внутреннего рынка китайские компании утратили раннее существовавшую у них монополию внутри Китая, и в ужесточившееся соперничество с иностранными компаниями также вынуждает их искать вынуждает из искать выход на новые рынки. Диверсификация. До 1985г. государственные предприятия обладали эксклюзивным правом в отношении импорта и экспорта, а также торговли иностранной валютой и придерживались строгих установленных государством секторных мандатов. Однако с изменением законодательства и ослаблением данных ограничений, компании столкнулись с необходимостью диверсификации их роли в экономике. Чему способствует выход на иностранные рынки. Стратегические активы. По мере того, как китайские предприятия становятся частью мировой экономики, их потребность в стратегических активах, особенно в сфере энергетики, неуклонно возрастает. Как было упомянуто ранее, необремененные необходимостью поддержания в силу мощной государственной поддержки в форме субсидирования и гибких займов, китайские компании могут позволить себе приобретение убыточных предприятий в стратегически значимых регионах. Это ярко демонстрирует активная деятельность китайских ТНК в Африке и Латинской Америке. Последовательность стратегий развития китайских ТНК отражает и тот факт, что данные мотивы превалировали и на ранних этапах становления и развития китайских ТНК. В рамках исследования, осуществлённого институтом мировой экономики Фуданьского университета под руководством бюро экономического взаимодействия Министерства внешних экономических связей КНР в 1989., были проинтервьюированы представители китайских предприятий из Пекина, Шанхая и провинции Фуцзянь, занимающихся иностранным инвестирование. Были опрошены менеджеры 37 предприятий, 6 из которых были государственными, с приблизительно 160 зарубежными филиалами. Также были опрошены ведущие чиновники Комиссий по внешним экономическим отношениям и торговле. Институт предоставлял анкету, перелагавшую расположить ы порядке приоритета 18 причин, по которым компании осуществляли выход на зарубежные рынки. Затем оказавшиеся наиболее значительными причины были сведены в таблицу результатов. Аналогичным образом был проведён опрос той де самой группы респондентов о том, какие выгоды они ожидают. Выхода китайских предприятий на зарубежные рынки. Результаты исследования приведены в двух сводных таблицах в приложении 1. Таким образом, с самых начальных этапов выхода китайских ТНК на зарубежные рынки они последовательно преследовали ряд целей, как правило при государственной поддержке и в рамках текущих приоритетов экономического развития страны. ГЛАВА 2. КИТАЙСКИЕ ТНК: CASE STUDY 1.1 МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА, ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА КИТАЙСКИХ ТНК Наряду с продолжающимся развитием мощной и современной индустриальной экономики, переориентацией национальной экономики на внутренний спрос, одним из важнейших направлений деятельности китайского руководства по обеспечению экономической безопасности являются усилия по поддержке и развитию крупнейших китайских ТНК, поскольку руководство КНР отдаёт себе полный отчёт в том, что бурный экономический рост в предшествовавшие десятилетия стал итогом сильной зависимости Китая от иностранного капитала, и, что существенную роль в дальнейшем повышении конкурентоспособности национальной экономики Китая призваны играть собственные транснациональные компании. Закрепление в стратегических документах китайского руководства установки на поддержку собственных транснациональных компаний произошло на рубеже смены третьего и четвёртого поколения китайских лидеров в 2003 году. Итоговые документы пленума ЦК КПК 2003 года содержит в себе следующее важное положение: в XXI веке, названном в отчётном докладе пленума «веком Китая», страна начнёт реализацию политики «транснационального хозяйствования». При этом предполагается развитие деятельности по нескольким направлениям: внешняя торговля, зарубежные капиталовложения, создание транснациональных компаний. Заявленные цели предполагалось осуществить в четыре последовательных этапа: Первый этап, обозначенный как этап «выращивания групп предприятий», имел своей целью отбор 100 наиболее эффективных групп крупных предприятий, «национальных чемпионов», которые получат поддержку государства, права на зарубежные капиталовложения и экспортное предпринимательство. На втором этапе, по мысли китайских руководителей, необходимо сосредоточиться на развитии экспорториентированных групп предприятий. Одновременно этот этап был призван стать начальным этапом интернационализации, когда интенсивно набирали бы ход прямые экспортно-импортные операции, создавались за рубежом сбытовые представительства китайских компаний, постепенно расширялась прямая инвестиционная деятельность за рубежом (с использованием различных методов приобретения активов - объединений, слияний, поглощения, установления контроля). В ходе третьего этапа – этапа «транснационального предпринимательства» экспорториентированных групп предприятий - зарубежная деятельность экспортоориентированных предприятий, по замыслу китайского руководства, должна стать основой бизнеса компаний. Они должны будут создавать свои дочерние компании и филиалы, которые в производственном и хозяйственном плане будут тесно связаны с материнскими, в других юрисдикциях. Четвертый этап – собственно этап формирования в Китае ТНК в конвенционном понимании. Это – этап, когда международная деятельность финансово-промышленных групп достигнет определённой степени зрелости, а материнская компания развернет свою деятельность во всех уголках планеты, их деятельность в НИОКР, освоении, производстве, сбыте, снабжении сырьём охватит «все наиболее выгодные районы мира» и внутри групп предприятий сложится всестороннее международное разделение труда. Период 2000-2010 гг. обозначен в докладе Пленума 2003 года как временные рамки реализации задач двух первых этапов, а реализацию задач третьего и четвёртого этапов предполагалось начать с 2010 года по итогам оценки успешности реализации первых двух этапов стратегии. Стратегическим отношением китайского руководства к развитию собственных ТНК во многом объясняется и мотивационная составляющая процесса создания и эволюции китайских транснациональных компаний. По мотивам внешнего инвестирования китайские предприятия можно разделить на четыре категории, необходимость появления которых вставала на различных стадиях «взросления» китайской экономической системы. Первая группа компаний, осуществляющих транснациональную деятельность, сформировалась с целью расширения сбыта своей продукции за рубежом. Общепризнанно, что внешняя торговля - традиционный метод освоения рынков китайскими предприятиями. Логичным продолжением выхода на новые рынки стало создание торговых филиалов и дилерских сетей, призванных защищать свою продукцию на уже созданных экспортных рынках, заниматься укреплением репутации китайских производителей и расширением круга клиентов, а также созданием сбытовых сетей. Субъектами внешнего инвестирования данной категории обычно выступали торговые компании и представители отраслей, обладающие традиционно китайскими сравнительными преимуществами, в первую очередь – низкой стоимостью рабочей силы (текстиль, примитивная бытовая электроника), которые создавали свои филиалы в развитых странах и китайских специальных административных районах. Формирование следующих двух категорий китайских ТНК обусловлено геополитическими мотивами. Исторически КНР крайне прагматично выстраивает систему своих внешнеэкономических связей, демонстрируя стремление китайского руководства обеспечить условия для продолжения устойчивого развития страны. Но, если ранее внешнеэкономическая политика КНР носила весьма умеренный характер и Китай чаще всего выступал в роли принимающей стороны в инвестиционном процессе, то ныне, обладая колоссальными золотовалютными резервами и огромными частными накоплениями, Китай превратился в крупнейшего автора инвестиционного процесса, а внешнеэкономическая деятельность КНР приобрела ярко выраженную экспансионистскую окраску. Разумеется, с учётом настороженного отношения крупнейших экономик мира, в первую очередь – США, к процессу экономического возвышения Китая экспансию китайского капитала необходимо было облачить в «мирные», вполне рыночные формы, именно с этой целью осуществлялась государственная поддержка ТНК из двух категорий, речь о которых пойдёт ниже. Так, вторая группа ТНК - это компании, занимающиеся инвестированием в ресурсодобывающие отрасли зарубежных стран с целью последующей разработки природных ресурсов для поставок в Китай. Ресурсообеспеченность основными видами углеродного сырья и другими полезными ископаемыми на душу населения в Китае значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильно высоких темпов экономического роста, причём проблема нехватки ресурсов имеет тенденцию к обострению по мере ускорения экономического развития. В первую очередь, речь здесь идёт, конечно, об обеспечении энергетической безопасности КНР как важного компонента экономической безопасности в целом. Опора только на собственные или импортные ресурсы с учётом низкой энергетической эффективности и крайне нерациональной структуры энергетического баланса КНР не соответствует ежедневно возрастающим потребностям китайской экономики. В то же время инвестирование в разработку природных ресурсов за рубежом существенно снижает себестоимость производства и является гарантией обеспечения бесперебойных поставок энергоносителей на территорию Китая, что немаловажно, учитывая традиционную географию китайского импорта энергоносителей и политизацию мировой энергетической отрасли. Важнейшую цель преследует также третья группа компаний - ТНК, ориентированные на получение доступа к передовым технологиям. Через прямые инвестиции и приобретение активов за рубежом (наиболее яркий пример – сделка стоимостью $ 1,75 млрд. по приобретению IBM компанией Lenovo) китайские компании получают доступ к передовым технологиям. При этом у них появляется возможность использовать местный научно-технический, инженерный и управленческий персонал и квалифицированных рабочих. Большая работа проводится представителями крупного китайского бизнеса также и по созданию за границей с нуля новых научно-исследовательских центров. На этой основе в самом Китае в последние годы было создано множество передовых научно-исследовательских центров, технопарков и технологичных бизнес-инкубаторов, расположенных преимущественно в особых экономических зонах. Из страны-реципиента высоких технологий Китай постепенно превращается в экспортёра лучших высокотехнологичных практик (к примеру, российскому инновационному центру «Сколково» принадлежала инициатива заключения в июне 2012 года партнёрского соглашения с крупнейшим китайским технопарком – пекинским парком Чжунгуаньцунь (Z-Park) для сотрудничества в таких областях, как энергоэффективность, биомедицинские технологии, информационные технологии и новые материалы), стремительно нарастает и доля высокотехнологичных товаров в совокупном китайском экспорте. Наконец, к четвёртой группе предприятий относятся уже зарекомендовавшие себя на мировой арене ТНК несырьевых отраслей, ориентированные на повышение собственной экономической эффективности, причём примеры усилий, направленных на повышение экономической эффективности, со стороны китайских компаний существенно разнятся по своему содержанию. Так, компания TCL перенесла производство цветных телевизоров во Вьетнам, где стоимость рабочей силы ниже, за счёт чего ей удалось существенно сократить издержки, а корпорация Haier осуществила локализацию нишевого производства малогабаритных и винных холодильников в США, что позволило ей экономить на транспортировке и стать лидером местного рынка. Другим примером является опыт шаньдунской Dishang Group, специализирующейся производстве и международной торговле одеждой, которая в период с 2007 по 2009 год осуществила три крупные сделки по поглощению компаний, расположенных в Корее, Франции и Германии с целью приобретения известных международных брендов и дизайнерских возможностей высокого уровня. Стратегический подход китайского руководства к развитию ТНК, благоприятная макроэкономическая обстановка (в первую очередь – крупнейшие в мире объёмы накопленных золотовалютных резервов) и новая институциональная среда, обусловленная вступлением КНР в ВТО, принесли свои плоды: в 2000-е годы степень вовлеченности КНР в процессы зарубежного инвестирования в качестве экспортёра предпринимательского капитала выросла настолько, что эксперты заговорили о ключевой роли Китая в изменении направлений мировых инвестиционных потоков. По данным MOFCOM, к концу предкризисного 2007 года около 7 тыс. китайских компаний создали свыше 10 тыс. зарубежных представительств с географией охвата в 173 юрисдикции, а совокупный объём чистых накопленных прямых исходящих инвестиций достиг отметки в $ 118 млрд. Динамика роста прямых иностранных инвестиций представлена на графике в Приложении 2. Кроме того, в рекордный по количеству сделок по слияниям и поглощениям 2008 год китайские ТНК, по данным агентства Thomson Reuters, направили на поглощение компаний за границей $ 46 млрд., превысив сумму, потраченную на эти цели годом ранее на 64,4 %. Прямой причиной этого стали действия национальных китайских регуляторов, смягчивших контроль в отношении исходящих инвестиций и упростивших бюрократические процедуры для выхода на внешние рынки. Новое поколение китайских транснациональных компаний уже общепризнанно оказывает значительное влияние на структуру мировых рынков. Согласно рейтингу 500 крупнейших компаний мира по версии Financial Times, в их число входят 43 китайских компании (из них 16 компаний представляют специальный административный район Гонконг). При этом высокое второе место в рейтинге заняла китайская нефтяная государственная корпорация PetroChina. В условиях мирового финансового кризиса большинство китайских государственных корпораций смогли сохранить свою целостность и положение на мировом рынке. Уверенная финансовая позиция китайского правительства и его желание инвестировать за рубежом (Государственная комиссия КНР по надзору и управлению активами в начале кризиса запустила специальную программу поддержки приобретения крупнейшими китайскими предприятиями зарубежных активов) позволили самым крупным государственным компаниям (в основном - ресурсодобывающим) продолжить активную инвестиционную деятельность за рубежом. Немало этому поспособствовал и ход развития мирового кризиса, в результате которого рыночная стоимость многих привлекательных активов по всему миру оказалась значительно снижена. Приобретая на накопленные от экспорта золотовалютные резервы компании, обладающие богатым управленческим опытом, высоким технологическим потенциалом и широко узнаваемыми брендами, ТНК Китая повышают свои конкурентные преимущества за счёт движения в сторону производства продукции с более высокой добавленной стоимостью и предоставляя своим потребителям сервис более высокого качества, обеспечивая тем самым себе лидерские позиции в посткризисный период. Также в кризисные годы активно продолжалось инвестирование со стороны китайских ТНК с целью выхода на новые рынки. Таким образом, китайские ТНК достигли заметных успехов в деле совершенствования структуры производства, повышения качества и технической составляющей, постепенного укрепления своей совокупной экономической мощи. Вместе с тем нельзя отрицать, что крупнейшие китайские компании до сих пор испытывают сильное воздействие со стороны ряда острых вызовов, выступающих ограничителем дальнейшего роста и требующих скорейшего разрешения. В первую очередь, обращает на себя экстенсивность методов хозяйствования и нерациональность производственных процессов. Вполне предсказуемо высокие темпы развития китайской экономики в качестве своей оборотной стороны имеют неэффективное энергопользование и высокий уровень загрязнения окружающей среды. К примеру, энергетические расходы Китая на единицу ВВП в 5 раз выше, чем в США и в 3 раза выше, чем в Канаде; расходы металлов в 2-4 раза выше среднемировых; удельные объёмы сточных вод и твердых компонентов загрязнения окружающей среды в Китае также существенно выше, чем в развитых странах. По мере неизбежного роста во всём мире экологического сознания и экологических императивов при сохранении существующих уровней загрязнения китайским ТНК будет сложнее удерживать завоёванные позиции и развиваться, не говоря уже о негативных последствиях для устойчивого развития китайской экономики. Кроме того, ТНК Китая по-прежнему обладают ограниченными квалификационными возможностями по разработке и внедрению инноваций. Крупнейшие транснациональные корпорации развитых стран традиционно являются разработчиками технологий и технических стандартов, а китайские предприятия всего лишь заимствуют и копируют чужие технические стандарты. Большинство ведущих китайских ТНК зависят от импортированных технологий, у них недостаточно возможностей для самостоятельного развития, они в большой степени зависят от импорта технологий. Ситуация, сложившаяся в информатике и телекоммуникациях, то есть «технологии в обмен на рынок», повторяется почти во всех отраслях. Автомобилестроение попало в порочный круг: «отсталость - импорт - еще большая отсталость - еще больше импорта» и «слабые возможности - зависимость - еще большая зависимость - еще слабее». Согласно международным нормам, конкурентоспособность компании может быть обеспечена при условии направления не менее 5 % прибыли на НИОКР, в то время как в Китае в 2010 году затраты на НИОКР 500 крупнейших компаний составили в среднем 2,33% реализованного дохода. Несмотря на вышеупомянутые успехи китайских ТНК в создании инновационных центров в последние годы, представляется, что должно пройти длительное время и требуются значительные усилия, прежде чем китайские компании смогут производить и коммерциализировать полностью оригинальные собственные инновационные технологии. Ещё одним ограничителем развития китайских ТНК, безусловно, можно рассматривать нехватку всемирно известных торговых марок. сопоставимых по популярности с торговыми марками крупнейших мировых ТНК. В перечень 500 крупнейших мировых торговых марок, составленный в апреле 2005 г., попали лишь четыре торговые марки Китая, среди которых наиболее высокое - 89-е - место заняла торговая марка «Хайэр». По оценке бывшего заместителя министра торговли Вэй Цзяньго, лишь 20% китайских предприятий-экспортёров продают изделия собственных торговых марок, а доля таких изделий в общем объеме экспорта Китая менее 10%. Однако, очевиден прогресс: в 2010 году в перечень 500 наиболее влиятельных брендов попали уже 17 китайских торговых марок. И, наконец, важнейший ограничитель развития китайских ТНК – сильная зависимость от государства. Парадокс здесь состоит в том, что афилированность с государством и наличие административного ресурса ранее позволили достичь впечатляющих темпов развития и достаточно ровно преодолеть острую фазу экономического кризиса, однако сохранение неизменным существующего положения дел может быть чревато ослаблением позиций китайских ТНК, связанным как с экономическими, так и с политическими проблемами. Если говорить об экономике, то в этом смысле китайские ТНК, привыкшие в случае необходимости опираться на помощь государства, могут попросту оказаться неконкурентоспособными в случае изменения рамочных условий своей деятельности или срабатывания потенциально опасных «детонаторов», о которых мы говорили ранее. Большинство китайских ТНК достигли рыночных результатов не благодаря конкурентным преимуществам, а опираясь на преимущества, сформировавшиеся и накопившиеся за десятилетия плановой экономики. У ряда предприятий механизм хозяйствования не соответствует новым формам рыночной конкуренции, и, более того, они ограничены отношениями административного подчинения Политические проблемы, с которыми могут столкнуться китайские ТНК, обусловлены, во-первых, недоверием, всё же существующим в отношении китайского коммунистического режима, а во-вторых, ростом протекционистских настроений в мире по мере развития кризисных явлений в мировой экономике. Несмотря на потребность в финансовых вливаниях извне, во многих странах, привлекательных для Китайских инвестиций не ослабевает настороженное отношение к экспансионистским планам китайского капитала, выражающееся в форме сопротивления возможным сделкам по слияниям и поглощениям с участием китайского капитала. К примеру, в 2009 году австралийское антимонопольное ведомство заблокировало предложение китайского холдинга China Minmetals о покупке цинковой компании OZ Minerals по соображениям национальной безопасности. Для ответа на вышеупомянутые вызовы и успешного развития китайских ТНК руководству крупного китайского бизнеса необходимо сосредоточить своё внимание на решении следующих основных проблем. Во-первых, максимально ускорить трансформацию собственного бизнеса. С одной стороны, такая работа должна включать реорганизацию системы и усовершенствование структуры управления компаниями с использованием заимствованного опыта крупнейших мировых лидеров бизнеса и ведущих мировых управленческих практик. В отличие от крупнейших мировых ТНК, для которых главным средством выживания и развития всегда являлась конкуренция, китайские предприятия длительное время действовали отнюдь ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: