VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Механизмы и инструменты муниципального регулирования и поддержки развития малого бизнеса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007919
Тема: Механизмы и инструменты муниципального регулирования и поддержки развития малого бизнеса
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева»

(СибГАУ)



ИНСТИТУТ (ФАКУЛЬТЕТ)	ИП и МБ						 

НАПРАВЛЕНИЕ 	38.04.04 Государственное муниципальное управление

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА  Управление в государственных и муниципальных органах, организациях и учреждениях  				  .

КАФЕДРА  Международного бизнеса						             .





МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ 

Механизмы и инструменты муниципального регулирования и поддержки развития малого бизнеса





	Магистрант                                                                                                 Комозенко Д.Л.

	Ф.И.О.

	Научный руководитель 	              Щербенко Е.В.

	Ф.И.О.

	Рецензент                                                                                                     Куимов В.В.

	Ф.И.О.

	Ответственный за нормоконтроль 	              Фефелов А.А.

	Ф.И.О.

	

	

	Допускается к защите

	Зав. кафедрой	Стоянов И.А.

	Ф.И.О.

	«       » 	2016г.

	

	

	

	Красноярск  2016г.

	

СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................

3



1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ..........................................................................................



8

1.1  Малый бизнес как сфера экономики: сущность, понятия, функции.........................................................................................................................



8

1.2   Тенденции и основные направления развития малого бизнеса в РФ...................................................................................................................................



21

1.3 Опыт развития сфер малого бизнеса зарубежных экономик.......................................................................................................................



29



2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА ..........................



37

2.1     Нормативно-правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса...........................................................................................................................



37

2.2 Механизмы и инструменты регулирования малого бизнеса...........................................................................................................................



55

2.3     Система поддержки и регулирования малого бизнеса на уровне территорий....................................................................................................................



66



3 МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА г.КРАСНОЯРСКА и КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ................................................



77

3.1     Применение программно-целевого метода при развитии сфер малого бизнеса г. Красноярска и Красноярского края…………………………………….



77

3.2     Предложения по совершенствованию системы муниципального регулирования и поддержки малого бизнеса...........................................................



90



ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................

95



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................................

102














ВВЕДЕНИЕ 



Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства являются актуальными на протяжении многих десятилетий и являются предметом активных дискуссий как на  международном и государственном уровнях так и в различного рода научно-академических сообществах, предпринимательских и общественных объединениях.

Спектр обсуждаемых вопросов достаточно широк, однако политика поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на уровне государства и его территории выступает особым направлением исследований.

Малое и среднее предпринимательство - сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. И если крупный бизнес - это стержень современной экономики, то малый и средний бизнес - связующие его звенья. Роль предпринимательства важна не только в обеспечении темпов развития экономики, но и в формировании современной социальной культуры, в том числе - формировании среднего класса. Развитие системы поддержки малого и среднего предпринимательства на государственном и территориальном уровнях обеспечивает демонополизацию экономики, появление дополнительных рабочих мест, формирование рынков в регионах, развитие инновационной деятельности.

Развитие малого предпринимательства, обеспечивает:

1. Рост численности занятых, средних доходов и уровня социальной защищенности работников и, как следствие, формирование среднего класса – базы политической стабильности.

2.Кроме того повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства обеспечит увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Однако ряд факторов, в том числе  сокращение числа малых предприятий, узость сферы деятельности малых и средних предприятий – формируют необходимость  изучения факторов, сдерживающих  развитие малого предпринимательства и механизмов его активизации. Однако вместе с тем, несмотря на значительное количество исследований, посвященных изучению малого и среднего предпринимательства, развитие его поддержка  на муниципальном уровне является недостаточно проработанным направлением. 

Таким образом, тема диссертационного исследования, посвящена изучению механизмов муниципальной поддержки малого бизнеса, обладает актуальностью как в научном плане, так и с практической точки зрения. Актуальность проблемы, недостаточная научная разработанность отдельных ее сторон, практическая значимость определили выбор темы, целей и задач данного диссертационного исследования. 

Объект исследования – предприятия и организации малого бизнеса Красноярска и Красноярского края.

Предмет исследования – механизмы и инструменты поддержки и развития малого бизнеса на территории Красноярского края. 

Целью диссертационного исследования является разработка мероприятий (предложений)  по усовершенствования инструментов муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства, выявление практических решений, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства на территориях Красноярского края.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: 

- выявить особенности в развитии малого бизнеса как сектора рыночной экономики; проанализировать опыт развития малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой; 

- изучить существующие механизмы государственной поддержки предпринимательства, и в том числе инструменты ее реализации на муниципальном уровне; 

- изучить вариантность реализации целей поддержки малого бизнеса  на примере города Красноярска и Красноярского края и на основе полученных результатов разработать предложения по совершенствованию механизмов муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства. 

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области формирования государственной экономической и социальной политики, регулирования малого и среднего бизнеса, региональных аспектов развития предпринимательства. Методологические основы анализа предпринимательства заложены в трудах таких зарубежных экономистов, как 3. Акс, П. Алмейд, Дж. Болтон, JL Брентано, М. Вебер, А. Маршалл, Ф. Найт, Дж. Стенворт, А. Смит, И. Тюнен, И. Шумпетер и другие. В этих работах преимущественно изучается организационно-экономическая сторона деятельности малого и среднего бизнеса. Отечественные исследователи проблемам малого и среднего бизнеса и его места в российской экономике стали уделять внимание во второй половине 80-х гг. XX в., что подтверждают работы В. С. Автономова, А. О. Блинова, В. Ш. Каганова, А. Н. Колесникова, Ю. А. Ровенского, А. В. Орлова, М. Г. Лапусты, Д. В. Мамонтова, В. Е. Савченко, Ю. JI. Старостина, А. А. Сиванкова, М. В. Солодкова, А. П. Суходолова, А. Д. Шеховцова, В. М. Юрьева и других. 

В работе использованы методы системного анализа, моделирования, экономико-статистические методы, экспертные оценки. 

При написании данной работы рассмотрено законодательство, представленное целой группой нормативных актов, законов, постановлений правительства. Долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на 2014-2017 годы», Долгосрочная целевая программа «Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края» на 2014 - 2016 годы », а так же статистические данные. 

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании предложений, направленных на совершенствование механизма муниципальной поддержки развития малого и среднего предпринимательства на территориях   региона. Красноярского края.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложений автора в укреплении связи между развитием субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях Красноярского края  и государственной макроэкономической политики.

По результатам диссертационного исследования опубликовано 5 статей в научных изданиях. 

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Диссертация включает введение, 3 главы, заключение и список литературы.

Во введении сформулированы предмет и объект исследования, поставлена цель и задачи, так же представлена новизна и значимость исследования. 

В первой главе «теоретико-методологические основы развития малого бизнеса в экономике страны» рассматриваются теоретические аспекты термина малый бизнес. Выявляются характерные черты свойственные бизнесу в РФ и проводится сравнение с зарубежной практикой организации малого бизнеса. Кроме того выявляются проблемы и перспективы малого бизнеса в РФ.

Во второй главе «организационно-правовые и методологические основы регулирования и поддержки малого бизнеса» исследовано существующее правовое обеспечение функционирования и регулирования  малого бизнеса. В данной главе обобщены  механизмы реализации проектов малого бизнеса и процессы протекающие на уровне муниципалитетов связанные с малым бизнесом.

В третьей главе   «муниципальная поддержка развития малого бизнеса г.Красноярска и Красноярского края» рассматриваются проблемы и перспективы развития малого бизнеса на территории региона, предлагаются пути совершенствования поддержки развития малого предпринимательства муниципальными органами власти г.Красноярска и Красноярского края.

В заключении приводятся итоги проведенного исследования и обобщаются  результаты предложений автора по улучшению взаимодействия бизнеса и муниципального уровня власти и совершенствованию муниципальной поддержки малого бизнеса на территории края.






































1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ



1.1 Малый бизнес как сфера экономики: сущность, понятия, функции

Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. 

Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие. 

Малое предпринимательство – с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации). 

Так предпринимательская деятельность как малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. 

Малым бизнесом в Америке по определению Министерства торговли США считается производственное предприятие, в котором заняты не более 100 рабочих и служащих и оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов в год. Если же это не производственное предприятие, а торговое или какое-либо иное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов.

Во многих субъектах Российской Федерации для регистрации юридических лиц создаются специальные органы – регистрационные палаты. Их права определяются положениями, утверждаемыми законодательными (представительными) или исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Малые фирмы (малый бизнес) сильно зависят от ситуации, которая складывается на рынке, и почти не могут изменить эту ситуацию, даже если она неблагоприятна для них. У каждой из малых фирм недостаточно для этого ресурсов, а скоординировать свою деятельность они почти не в состоянии, по крайней мере, по большинству вопросов. Даже совместное лоббирование ими своих интересов в политической жизни обычно получается у них менее эффективно, чем у крупных фирм, которые могут мобилизовать для этого большие ресурсы. В результате малые фирмы намного чаше разоряются. Так, в России коэффициент выбытия малого бизнеса (доля прекративших свое существование фирм за год) составляет 8% против 1% в экономике в целом.

В то же время малый бизнес во многих странах обеспечивает огромную часть занятости (что весьма важно при высокой безработице), более чуток к конкуренции и запросам потребителей, а главное — является инкубатором предпринимательства. В силу этого в большинстве стран общество поддерживает малый бизнес, склоняя государство облагать этот бизнес уменьшенными налогами, предоставлять ему льготные кредиты и другие виды помощи для того, чтобы усилить устойчивость малого бизнеса. Что касается России, то малый бизнес здесь развит слабо, прежде всего из-за незначительной поддержки со стороны государства. Численность работающих в малом бизнесе в нашей стране составляет около 10% всех занятых, а его доля в валовом внутреннем продукте еще меньше.

Приступая созданию фирмы и подготовке учредительных документов, необходимо определиться по следующим позициям:

- организационно-правовая форма предприятия;

- наименование предприятия;

- предмет и цели деятельности;

- состав учредителей;

- размер уставного капитала и распределение долей уставного капитала или акций между учредителями;

- порядок образования имущества предприятия и распределения прибыли;

- органы управления и контроля, условия хранения документов;

- условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.

С 1 сентября 2014 года в России упразднили ЗАО и ОАО. Вместо них появятся публичные и непубличные компании, которые будут отличаться от ЗАО и ОАО свободной торговлей ценными бумагами.

Согласно изменениям в Гражданском кодексе РФ, с 1 сентября 2014 года вводятся три формы акционерного общества:

Публичное акционерное общество (публичное АО)

Акционерное общество (АО)

    Общество с ограниченной ответственностью (ООО) Хозяйственные товарищества и товарищества являются наиболее распространенной формой осуществления предпринимательской деятельности, прежде всего в сфере малого бизнеса. Создание юридического лица часто дает возможность снизить предпринимательский риск учредителя, переложив ответственность по обязательствам на само предприятие[26].

Так, ПАО – форма общества, в которой акционеры имеют право без ограничений оперировать своими акциями: например, продавать их, покупать, дарить и пр. Капитал ПАО образуется в результате выхода акций, которые выставляются на открытую подписку и продажу.

Подобное предприятие называют ещё и публичным, потому что информация о его деятельности находится в открытом доступе для многих слоёв населения, некоторые представители которых впоследствии возможно станут новыми владельцами ценных бумаг.Кол-во акционеров ПАО может быть ограничено, например, количеством выпущенных или уже имеющихся на рынке акций.

Особенность ПАО - это отсутствие требований внесения всей суммы уставного капитала на счет предприятия до его регистрации. Финансы приходят на счёт только по мере реализации выпущенных ценных бумаг[26].

ПАО распространено меньше, чем ООО: кол-во его совладельцев не ограничивается, но уставный капитал должен составлять не менее 1000-кратной суммы мин. размеров оплаты труда.

Форма – АО – это типичный «семейный» тип формирования юр. лица. Бумаги такой компании могут принадлежать только её учредителям и запрещены для передачи их третьим лицам. Если один из акционеров решает выйти из дела, он вправе продать свою долю только остальным собственникам акций. АО не публикует своей отчётности и работает в скрытом от публики режиме. Таким образом и обеспечивается «закрытость» предприятия и сохранение производственной тайны. Количество совладельцев и объём уставного капитала в такой форме предприятия одинаковы с ООО – не более 50ти человек и 10тыс.руб.соответственно. Если число желающих вложиться в ценные бумаги растёт, то компания подлежит преобразованию в ПАО в течение 1г. В случае, если за этот период предприятие не будет реорганизовано, либо кол-во акционеров не сократится до нормы, по истечении срока происходит ликвидация предприятия в судебном порядке. Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества так и недостатки[19]. 	

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

- большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

- относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;

- большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

- более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.[8]

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы[32]. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что продолжительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют обстановке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказания услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

- более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

- зависимость от крупных компаний; недостатки в управления делом; - слабая компетентность руководителей;

- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; - трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получение кредитов;

- неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектом малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

- некомпетентность;

- несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

- нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, умении заводить и поддерживать деловые связи и контакты, общего менеджерского опыта.

Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса, плохое здоровье или вредные привычки, катастрофы, пожары, воровство, мошенничество.

По данным, приведенным фирмой «Дан энд Брэдст-ритм», коммерческими причинами краха малых фирм в 49% случаев являются незначительные объемы продаж, в 23 – конкуренция, в 16 – слишком большие эксплуатационные расходы. Кроме того, производственные и розничные фирмы указывают на трудности в сфере дебиторских задолженностей по счетам. Неудачи розничных фирм также связаны сих неудачным месторасположением и проблемами управления складскими запасами.

Практика деятельности американских малых фирм свидетельствует о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо новый коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины-владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух или нескольких человек, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решение более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды[21].

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон для испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой буден осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Однако для того, чтобы малый бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства. 

По нашему мнению успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства[23].

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.[10]

Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Однако в последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиям.[11]Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. 	

Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. 

Роль малых предприятий в развитии экономики  еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы .

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки (рис. 1.1). Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Преимущества

Недостатки

более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования





более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке

большая независимость действий





зависимость от крупных компаний

гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений





недостатки в управлении делом

относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление





слабая компетентность руководителей

возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности





повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования

более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков





трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов

относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала





неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов)

Рисунок 1.1 - Основные преимущества и недостатки субъектов малого 
предпринимательства как субъекта рыночной экономики

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Предпринимательской называется самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Отличительные признаки предпринимательской деятельности приведены на рисунке 1.2.



Рисунок 1.2 - Признаки предпринимательской деятельности

К субъектам малого и среднего бизнеса относятся [13] внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным условиям, приведенным на рисунке 1.3.



Рисунок 1.3 - Ограничительные условия отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам малого предпринимательства

1)  Ограничение по статусу

Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %

Для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего бизнеса, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ – бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2).  Ограничение по численности работников

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий;

в) среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;

3).  Ограничение по выручке

В 2015 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2015 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего бизнеса:

а) микропредприятия - 80 млн. рублей;

б) малые предприятия - 500 млн. рублей;

в) средние предприятия - 1000 млн. .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.