- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Мегаспортивные мероприятия как стратегия возрождения города
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005118 |
Тема: | Мегаспортивные мероприятия как стратегия возрождения города |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ введение ……………………………………………………………………………… 4 1 мегаспортивное мероприятие и его наследие ………… 8 1.1 Мегаспортивное мероприятие: понятие и специфика……………….. 8 1.2 Анализ различных видов потенциального наследия…………………. 15 1.3 Анализ опыта зарубежных стран в проведении мегаспортивных мероприятий…………………………………………………………… 21 2 мегаспортивнЫЕ мероприятиЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ……………………………………………. 29 2.1 Мегаспортивные мероприятия как способ развития потенциала страны ……………………………………………………………………. 29 2.2 Мегаспортивные мероприятия как стратегия возрождения города … 39 2.3 Методология оценки влияния мегаспортивных мероприятий на развитие территории……………………………………………………….. 47 3 ВЛИЯНИЕ МЕГАСПОРТИВНОГО СОБЫТИЯ НА РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ НА ПРИМЕРЕ ЧМ-2018 В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ 61 3.1 Чемпионат мира по футболу в России: плюсы и минусы. Аналитический обзор …………………………………………… 61 3.2 Оценка влияния мегаспортивного события на развитие территории на примере Чемпионата мира по футболу в городе Екатеринбурге ….. 69 3.3 Перспективы развития города Екатеринбурга после проведения Чемпионата мира по футболу и проблемы наследия ……………………………………………………………………………….. 108 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 118 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………… ВВЕДЕНИЕ В последние десятилетия в мире наблюдается стремительное развитие спорта как области, на которую приходится более 3% мирового торгового оборота. Начался и продолжается процесс коммерциализации спорта. Спорт стал не только образом жизни многих людей, идеологией стремящегося к здоровому образу жизни общества, но и способом зарабатывать деньги. Сегодня спорт – это и важнейший элемент политики, и экономическая категория, и серьезный аргумент в борьбе за здоровье нации, и эффективный инструмент идеологии, и часть национальной культуры, и катализатор развития городов, регионов и государств. В связи эти, интересы государства в спорте очевидны, а значит, сильное и умное государство активно использует спорт. Последние события и действия приводят к выводу, что Россия не намерена оставаться в стороне от процесса объединения спорта, государства и бизнеса в единый механизм. В марте 2009 года Российский футбольный союз (РФС) подал в Международную федерацию футбольных ассоциаций (ФИФА) официальную заявку об участии в выдвижении на право проведения чемпионата мира по футболу 2018 или 2022 годов. Наряду с Россией в выдвижении участвовали еще 8 заявок из 10 стран (на 2018 год - Великобритания, Испания/Португалия, Бельгия/Нидерланды; на 2022 год - США, Австралия, Катар, Япония, Южная Корея). За всю историю ФИФА это был рекордный по количеству заявок конкурс на право проведения главного футбольного турнира планеты. Россия выиграла право на проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Такое решение было принято ФИФA 2 декабря 2010 г. ЧМ-2018 - это: - масштабное спортивное событие и незабываемый праздник футбола для всех болельщиков; - демонстрация открытости и позитивного имиджа современной России, организация культурного взаимодействия наций; - популяризация спорта и здорового образа жизни; - реализация потенциала принимающих городов и регионов благодаря наследию чемпионата. Чемпионат мира по футболу 2018 – это 21-й чемпионат мира по футболу ФИФА, который пройдет в России с 8 июня по 8 июля 2018 года. Россия впервые в своей истории станет страной - хозяйкой мирового чемпионата по футболу, кроме того, он впервые будет проведен в Восточной Европе. Также впервые мундиаль состоится на территории двух частей света – Европы и Азии. Проведение чемпионата запланировано на 12 стадионах в 11 городах России, в том числе в Екатеринбурге. По оценке министра спорта Свердловской области Л.А. Рапопорта: «Крайне важно связать ежедневную, зачастую рутинную работу по созданию инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, по сохранению и развитию традиций российского спорта, по защите здоровья жителей нашего региона с тем наследием, которое мы можем получить, если на нашей территории будут проводиться спортивные мероприятия мирового масштаба. Для этого необходим качественный анализ экономической и социальной эффективности такого рода мероприятий, прежде всего с точки зрения полезности для развития жителей нашего региона». Высказанные соображения свидетельствуют о значимости темы исследовательской работы, посвященной изучению мегаспортивного мероприятия как способа развития потенциала, как страны, так и ее городов и регионов, а также методов и способов оценки эффективности такого рода мероприятий в мире. Подготовка и проведение мегамероприятий в последние годы вызывает в Российской Федерации повышенный интерес. Этим обусловлена актуальность данной работы, а также все растущим количеством событий, которые претендуют на статус «мегасобытий» и очень малым количеством работ отечественных авторов, посвященных данной теме. Основная цель работы: провести анализ влияния проведения Чемпионата Мира по футболу на развитие города Екатеринбурга. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи: Выявить эффекты влияния проведения мегаспортивных мероприятий на развитие территории; 2. Обосновать показатели оценки влияния от проведения Чемпионата Мира по футболу на развитие города Екатеринбурга; 3. Определить перспективы развития города Екатеринбурга после проведения ЧМ-2018; Объект данного исследования – Чемпионат Мира по футболу 2018 в городе Екатеринбурге. Предмет данного исследования - показатели оценки влияния мегаспортивного мероприятия на развитие Екатеринбурга. Теоретической и методологической базой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики спорта, спортивного менеджмента и маркетинга. Особенно хочется отметить неоценимый вклад в теоретическую и методологическую базу по данной проблеме работу доктора экономических наук, профессора УрГЭУ М.А. Котлярова «Мегаспортивные мероприятия и развитие территории» часть первая, который выступил в качестве переводчика, редактора и издателя трудов зарубежных авторов, а также работу министра физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, доктора педагогических наук Л.А. Рапопорта, который совместно с М.А. Котлярова выступил в качестве составителя и переводчика трудов зарубежных авторов в сборнике «Мегаспортивные мероприятия и развитие территории» часть вторая. В работе использованы прогнозно-аналитические, статистические методы анализа, метод экспертных оценок, классификация и типологизация, сравнение, систематизация. Для решения поставленных задач проводился анализ книг, статей в периодической печати и научных сборниках, диссертаций, монографий, аналитических отчетов, специализированных сайтов Интернет, тезисов и выступлений ведущих специалистов в области спорта на конференциях. Информационную базу исследования составили открытые данные, предоставляемые на официальных сайтах МОК, ФИФА, оргкомитетах, Федеральной службы государственной статистики РФ, информация аналитических центров. Исследование вносит вклад в развитие методологии оценки влияния подобных мероприятий и разработку показателей. Оценка влияния крупномасштабных спортивных мероприятий (Олимпийских игр, чемпионатов мира по футболу и других) стала предметом серьезных научных исследований в зарубежной практике, в то время как Россия только приобретает первый опыт их проведения и оценки эффективности. Для формирования методологии по оценке влияния крупномасштабных событий необходимо использовать уже существующие на Западе методики оценки и перенимать опыт других стран, сталкивавшихся с организацией подобных крупных соревнований в последнее время. 1 МЕГАСПОРТИВНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ И ЕГО НАСЛЕДИЕ 1.1 МЕГАСПОРТИВНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА В 1894 году на конгрессе Международного олимпийского комитета генеральный секретарь Пьер де Кубертен предложил олимпийский девиз «Citius, altius, fortius» («Быстрее, выше, сильнее»). В настоящее время этот девиз относится не только к амбициям соревнующихся, но и к стандартам организации мегамероприятий. Тенденцией последнего времени является растущее количество событий, претендующих на статус «мегасобытие», «мегамероприятие». Дать определение данного феномена чрезвычайно важно, чтобы было единое понимание данного термина, а также необходимо определить критерии, по которым мы можем определить статус события как «мега-». Для того чтобы выработать рабочее определение феномена «мегасобытие», необходимо определить его ключевые характеристики. Термин «мега-мероприятие» появился в научных исследованиях сравнительно недавно. Впервые термин был использован в названии 37-го конгресса Международной ассоциации научных экспертов в сфере туризма «Роль и влияние мега-мероприятий и аттракций на развитие регионального и национального туризма», прошедшего в 1987 году в Калгари. Определение, использованное в рамках конференции, базировалось на концепции «знаменательных событий» канадского профессора Б. Ричи [44]. Согласно этому подходу мега-события понимались, в основном, как средство привлечения туристов, или просто «мега-натиск» посетителей. Британский ученый Т. Маррис в своей работе «Роль и влияние мега - мероприятий и аттракций на развитие регионального и национального туризма», опубликованной в 1987 году, предложил считать мега-мероприятиями те события, которые привлекают не менее миллиона посетителей. Такие статистические данные доступны по большинству мега-событий. Однако количество посетителей не может являться единственным критерием мега-мероприятий, т.к. даже некоторые крупные региональные мероприятия могут перешагнуть условный порог в 1 миллион посетителей. Поэтому требуется выделение дополнительных критериев. Чтобы стать свидетелем мега-мероприятия и наблюдать его в режиме реального времени, необязательно путешествовать к месту его проведения. Большинство тех, кто следит за развитием мега-события, делает это у экрана своего телевизора, что объясняет факт быстрого расширения вещания и трансляций, начиная с 1980 года. Так со времени Олимпийских игр 1976 в Монреале до Олимпийских игр 2012 года в Лондоне стоимость прав на трансляцию выросла почти в 23 раза с 34,9 млн. долларов до 2569 млн. долларов. Этот факт ярко свидетельствует об эволюции глобального внимания и коммерциализации крупных мероприятий. Согласно данным Международного олимпийского комитета (МОК) примерно половина населения Земли посмотрела хотя бы минуту трансляции летних Олимпийских игр 2012 года. Растет и число аккредитованной прессы: с 1992 до 2012 года оно удвоилось и превысило 24 000 человек. Так, на одно атлета приходится больше двух представителей СМИ [45]. Хотя важность медиа покрытия не отмечалась в ранних исследованиях мега-событий, в 90е гг. XX в. она стала более заметна. Так в своем определении британский ученый Морис Рош в статье «Мега-события и городская политика», ключевое значение придает национальному и международному медиа покрытию, особенно телевизионному [46]. Использование таких терминов, как количество посетителей и медиа покрытие, позволяет сфокусироваться на результате проведения мега-мероприятия, а именно на внимании, которое оно привлекает. Существует еще важный параметр – стоимость, это средства, которые идут на организацию и проведение мероприятия. Чем дороже мероприятие, тем больше заинтересованных сторон (создание инфраструктуры, зарплата персонала, безопасность, другие издержки). Хотя некоторые существующие определения мега-мероприятий включают элемент стоимости, ни одно из них не предлагает конкретной цифры, перешагнув которую, мероприятие становится мега-событием. Стоимость однотипных мероприятий для каждого города (страны) широко варьируется. Стоимость Чемпионата мира по футболу возросла с 7,5 млрд. долларов в 2010 году в ЮАР до 14 млрд. долларов в Бразилии в 2014 году, а оценочная стоимость его проведения в 2018 году в России дошла уже в 2013 году до 29 млрд. долларов. Крупные затраты на организацию и проведение мега-мероприятий оказывают немедленное влияние на принимающий город и регион. Большинство городов, стран, регионов стремится использовать мега-мероприятия как импульс для развития инфраструктуры и обновления городской территории через использование средств, которые не были бы доступны в противном случае. МОК и ФИФА поощряют такие трансформации, определяя их как наследие. М. Рош отмечал, что мега-события должны создавать долгосрочные обстоятельства для принимающих их городов [46]. Профессор университета Оксфорд Брукс Джон Р. Голд и лектор Лондонского столичного университета Маргарет Голд в своем определении пошли дальше, заявив, что мега-мероприятия достигают такого размера, что способны влиять на развитие экономики в целом [7]. События, которые не влияют значительно на принимающий город, регион и даже страну, не могут считаться мега-событиями. Таким образом, наследие можно считать еще одним критерием определения мега-мероприятий. Характеристика временного диапазона учитывает продолжительность мероприятия и частоту его проведения. Принимая во внимание большое разнообразие существующих мероприятий и постоянные изменения управляющих ими параметров, Немецкое Общество по международному сотрудничеству - ГИЦ в своем исследовании использует качественное определение мегамероприятия, не привязанное к количественным индикаторам, оценивающим численность участников, туристов и зрителей или объем бюджетных средств. «Мегамероприятие — это организованное исключительное мероприятие ограниченной продолжительности, которое привлекает значительное внимание всего мира и создает перспективное наследие» [60]. Б. Ричи определяет мега-события как «одноразовые или повторяющиеся с определенной периодичностью, ограниченные во времени события, разработанные, главным образом, в целях повышения интереса, изменения имиджа и прибыльности туристических объектов в краткосрочной и долгосрочной перспективе» [48]. Существующие определения мегамероприятий, хотя и включают один или несколько рассмотренных критериев (количество посетителей, медиа покрытие, стоимость, наследие), ни одно из них не рассматривает их в совокупности. Однако чтобы событие стало поистине мега-мероприятием, оно должно соответствовать всем параметрам. В качестве рабочего определения в данной работе будет использоваться определение, данное Кондратьевой Т.М., которое является наиболее точным и полным. «Мега-мероприятия – краткосрочные значимые события с фиксированной продолжительностью, которые привлекают большое количество посетителей, имеют глобальное медиа покрытие, требуют больших финансовых затрат и оказывают долгосрочное влияние на принимающий город, регион, страну» [17]. Мега-события могут быть подразделены на культурные, политические, спортивные и другие. К спортивным мега-событиям относят: Чемпионаты Мира по футболу, Олимпийские и Паралимпийские игры, Европейские и Азиатские чемпионаты по различным видам спорта. Интернациональный футбольный турнир под названием «Чемпионат мира по футболу» был создан Международной федерацией футбола (ФИФА) еще в первой четверти XX века. Начиная с 1930 года чемпионат проходит каждые четыре года, за исключением 1942 и 1946 годов, когда он не проводился из-за Второй мировой войны. Соревнование приобрело поистине глобальный масштаб и стало самым крупным спортивным мероприятием в мире. В первенстве по футболу ФИФА, ставшем всемирно известным брендом, участвуют мужские национальные сборные из 208 стран - членов ФИФА. Соответственно, данное мероприятие привлекает внимание аудитории со всего мира, имеет огромный бюджет и пул крупнейших спонсоров. Проведение такого соревнования также требует огромных вложений от принимающей страны. Любая страна, подавая заявку на проведение мегаспортивного мероприятия, должна быть готова принять вызов, который несет само мегасобытие. 1. Глобальное внимание и политическая важность. Политическая важность мегамероприятия - это прямое следствие глобального внимания, поскольку ни один другой вид мероприятий не гарантирует миллиардную аудиторию. Принимающая сторона получает возможность эффективно передавать определенные послания общественности и трансформировать имидж страны-организатора в будущем. Глобальное внимание следует грамотно организовывать и умело направлять, поскольку высок риск негативного освещения события в СМИ. Мегамероприятие также привлекательно из-за того, что положительное общественное восприятие мегамероприятий переносится на другие продукты, идеи и людей. 2. Временное измерение мегамероприятия. Это характеристика, относящаяся как к этапу подачи заявки, так и к периоду проведения мегамероприятия. Здесь возникают специфически управленческие задачи: из-за жесткого графика работ на организаторов постоянно оказывается давление в связи с необходимостью сдать объекты в установленный срок. Еще более важно разработать стратегии использования инфраструктуры после завершения мероприятия. Стадия после окончания мегамероприятия крайне важна для подтверждения успеха события, даже когда оно закончится: на этом этапе возможно определить, насколько мегамероприятие оправдало финансовые затраты, и понять, удалось ли стимулировать долгосрочное развитие. Именно после окончания, становится очевидно, смогло ли мегамероприятие вписаться в комплексный план развития региона. 3. Участники и административные структуры. Состав участников мероприятия напрямую связан с временным измерением. Поскольку весь процесс иногда занимает до десяти лет, существует вероятность смены участников. Спортивные объекты для чемпионата мира по футболу часто находятся в ведении муниципальных органов небольших городов, которые, неожиданно для себя, оказываются вынуждены, помимо выполнения своих обычных административных функций, организовывать крупнейшее мировое спортивное событие. Не удивительно, что их возможности быстро исчерпываются. Следовательно, ключевые исполнители задумываются над развитием управленческих ресурсов и подготовкой администраторов для выполнения будущих задач. Это жизненно важно в том случае, если мегамероприятие служит целям устойчивого развития. 4. Требования правообладателей. При рассмотрении заявок правообладатели детально оговаривают условия, которые должны соблюдать комитеты и оргкомитеты. Например, кандидаты на проведение Олимпиады-2012 должны были подать свои заявки на английском и французском языках, ответить на 228 вопросов в 17 областях, касающихся оформления заявки, требований к транспорту и безопасности, а также того, каким образом планируется передать дух Олимпиады [60]. С течением времени требования расширялись. ФИФА сейчас подписывает контракты с организаторами, гарантирующими проведение турнира без сбоев и обеспечивающими качественный маркетинг события. Присутствие прессы и спонсоров регулируется правообладателями через еще более детализированные списки требований и контракты с организаторами. В действительности за возрастающее количество требований частично ответственны сами принимающие страны. Они стремятся превзойти предыдущее мероприятие, в результате каждое новое событие поднимает организаторскую планку еще выше. Это, в свою очередь, толкает правообладателей на выдвижение новых требований и условий. 5. Важным становится соблюдение принципа устойчивого развития. МОК первым из правообладателей учредил требование об экологическом воздействии мегамероприятий. Экологические критерии были включены в Устав Олимпиады еще в 1996 году. «Зеленая стратегия» для Чемпионата мира по футболу - 2006 в Германии в партнерстве с Программой ООН по окружающей среде (UNEP) позволили организовать мероприятие так, чтобы свести к минимуму негативное влияние на окружающую среду, и провести в обстановке максимально безопасного экологического воздействия. Эта стратегия позволила Германии позиционировать себя как лидера в организации экологически безопасного мегамероприятия и впервые сделать экологическую устойчивость своим приоритетом. Правообладатели задают стандарты, которым необходимо соответствовать при подаче заявки, подготовке и проведении мероприятия. Критерий устойчивости сейчас активно включается в условия, например, ФИФА включила критерий защиты окружающей среды в требования к заявкам на проведение чемпионатов мира 2018 и 2022 годов. Однако механизмов мониторинга или санкций за несоблюдение требований не существует. На деле это означает, что не правообладатели, а именно участники гарантируют соблюдение принципа устойчивости после проведения мероприятия. Таким образом, мегаспортивное мероприятие - это возможность эмоционально соединиться с мировой аудиторией и содействовать социальному и экономическому развитию нации. Кроме того, мегамероприятие создает перспективное наследие, которое материализуется в виде широкого спектра политических и экономических выгод, инфраструктурных, социальных и экологических преобразований, которые в некоторых случаях могут прослужить несколько десятков лет после мероприятия. 1.2 АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ В последнее десятилетие на стратегию организации проведения мегаспортивного события и на ее управленческие структуры оказывает влияние такое понятие, как наследие. Это категория, которая производит долговременный эффект, так как он проявляется постепенно. Именно поэтому города и страны - организаторы спортивных мегасобытий стали уделять огромное внимание формированию наследия, которое остается после проведения события и становится катализатором обновления. Сама концепция наследия мегаспортивного события возникла в 1996 году в олимпийской семье. В 2003 году было принято изменение устава Международного олимпийского комитета: включение 14 пункта в хартию МОК – «содействовать позитивному наследию Олимпийских игр для принимающих городов и принимающих стран». Таким образом, одним из главных интересов МОК является позитивное наследие Олимпийских игр. М. Кузнецова, К. Грэттон, Х. Пройс и другие авторы [24] выделяют для этого три причины: - позитивное наследие не обсуждается общественностью принимающей стороны, только исследователи предоставляют доказательства того, что мероприятие было положительным для организатора; - позитивное наследие оправдывает использование государственных ресурсов для создания инфраструктуры в принимающей стране; - позитивное наследие мотивирует другие города и страны принимать участие в торгах на проведение будущих мегасобытий. Участники состоявшегося в Лозанне в ноябре 2002 г. Международного симпозиума по Наследию Олимпийских игр отметили, что олимпийское наследие - это «мультидисциплинарное и динамически изменяющееся со временем понятие». Такая формулировка создает определенные сложности для однозначного определения понятия. Этимологический словарь определяет наследие как заимствование из старославянского, где было образовано от глагола «наслъдити» – "наследовать". От того же корня след, следить. Буквально наследовать – "идти следом". Толковый словарь Ожегова дает следующее определение: «Наследие - явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников». Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014» определяет «наследие» как влияние Игр, оцениваемое после их завершения. В зарубежной научной литературе можно обнаружить множество определений, одни из которых определяют наследие как чувство удовлетворения от полученного результата после проведения спортивного события, которое будет иметь значение для будущих поколений. По мнению других, независимо от времени и места, наследие охватывает все изменения, созданные для спортивного события, которые остаются после события, включая будущее развитие этих изменений. Если взять это определение за основу, то можно сказать, что наследие: - задумывается задолго до события, а существует и используется еще много лет после него; - предоставляет и открывает новые возможности для города-организатора; - включает в себя как положительные, так и отрицательные аспекты. Причем конкретный элемент наследия одновременно может являться положительным для одной группы лиц и отрицательным для другой; - может быть материальным и нематериальным. К материальному наследию относят формы наследия, которые легко идентифицировать и измерить (спортивная инфраструктура, телекоммуникация, транспортные сети). Нематериальное наследие сложно измерить (имидж, известность, сплоченность местного сообщества и другое), но это не значит, что оно отсутствует; - часто появляется в результате косвенного воздействия события; - может быть разделено на индивидуальное, локальное, международное и даже глобальное наследие. Одним из основоположников понятия «наследие» является Давид Кэшмэн. Собирая различные доказательства формирования наследия Олимпийских игр, он выделил следующие элементы наследия: - экономические наследия; - наследие строительной и физической среды, привлечение инвестиций; - социально-культурное наследие; - наследие общественной жизни, политики и культуры; - наследие символики, памяти и истории; - политико-дипломатическое наследие; - наследие долгосрочных партнерских отношений со странами и всемирными организациями; - наследие спорта. Рассматривая эти направления наследия, можно согласиться, что данное понятие рассматривается большинством специалистов как многомерное и многогранное. Одно из наиболее цитируемых его определений дано Х. Прейссом, трактующим наследие в качестве совокупности положительных и отрицательных, планировавшихся и непланировавшихся, материальных и нематериальных элементов и проявлений, опосредованных проведением спортивного мероприятия и остающихся после его окончания [49]. Если проанализировать все предварительные исследования, то они в большинстве своем концентрируются только на одном варианте - запланированные, положительные, материальные. Объяснение этого факта дает Касиманти, который проанализировал все исследования, посвященные летним Олимпийским играм с 1984 по 2004 годы: исследования проведены до начала события, были основаны на первичных данных и в основном по заказу сторонников проведения. В действительности, из этих трех составляющих определения наследия можно формировать «куб наследий» [24]. Наследие может быть положительным, отрицательным или двойственным (например, положительное наследие для индустрии туризма может сочетаться с негативным экологическим воздействием). В научной литературе существует множество подходов к определению типов наследия. Например, испанские авторы Айртон Сабойя Валенте-младший и Джоан Ногера Тур выделяют следующие типы наследия: физическое, социальное, экономическое, институциональное и бренд-наследие [61]. Физическое наследие представляет собой инфраструктуру: транспортные системы, телекоммуникационное оборудование, системы обеспечения безопасности, а также спортивные и культурные объекты. Социальное наследие подразумевает повышение самооценки населения, происходящее при подготовке и проведении мероприятия, новые знания и навыки. Экономическое наследие проявляется в получении доходов, приросте производства товаров и услуг, а также в повышении экономической активности. К институциональному наследию относится опыт организации мероприятия международного уровня с соблюдением жестких сроков и обеспечением координации между множеством государственных учреждений и частных компаний, а также, тесные партнерские отношения в сферах планирования и исполнения для предоставления высококлассных продуктов и услуг на международном уровне. Бренд-наследие связано с контактом огромного числа людей с брендом страны и, как следствие, с развитием ее туристической сферы и раскрытием культурного потенциала. В своем исследовании «Мероприятия как двигатель устойчивого развития» немецкое общество по международному сотрудничеству ГИЦ предлагает классификацию наследия по следующим пяти направлениям [60]: 1. Политико-коммуникативное измерение. Города - организаторы могут укрепить свои административные функции для организации успешного мегамероприятия и получить от этого выгоду, стране-организатору доступны средства для долгосрочного изменения глобального имиджа, позволяющие использовать мегамероприятия для реализации целей развития. 2. Экономическое измерение. Соотношение экономического итога мегамероприятия и затрат на его проведение. Мегамероприятия не всегда способствуют экономическому росту, но косвенные выгоды (например, возросшие доходы от туризма), несомненно, положительно повлияют на экономику региона. 3. Инфраструктурное измерение. Вклад мегамероприятия в долгосрочное развитие региона и ускорение реализации масштабных инфраструктурных проектов. 4. Социальное измерение. Мегамероприятие создает возможности для продвижения образовательных, социальных и информационных программ, укрепления общественной интеграции, увеличения вовлеченности населения. Однако мегамероприятие может оставить и негативное наследие, например, в виде фактов принудительного выселения граждан. 5. Экологическое измерение. Прямые эффекты от проведения мегамероприятия и мегамероприятие как возможность осознать важность экологической устойчивости и создать позитивное наследие после окончания мероприятия. К. Капланиду и К.Каракадис сужают количество групп элементов наследия до трех, указывая на наличие экономических, социальных и экологических проявлений [49]. Самые успешные организаторы начинают с создания наследия в трех областях: общество, окружающая среда и спорт. Спортивное наследие - самый очевидный результат мегаспортивного мероприятия. Спорт способствует оздоровлению, повышает благосостояние и приносит пользу гражданам, сообществам и всей нации, не говоря уже о том, что рождает энтузиазм. При создании наследия города и страны - организаторы должны поддерживать соревновательный дух у местных жителей, поощрять их участие, использовать спорт для развития бренда и формирования его коммерческой ценности. Хорошее выступление национальной команды на соревнованиях - это тоже ключ к успеху мегаспортивного мероприятия, страны - организаторы начинают поощрять спортивные достижения задолго до начала мероприятия. ФИФА уделяет особое внимание наследию Чемпионата мира по футболу. По ее инициативе в декабре 2013 года был создан «Фонд наследия ЧМ-2014». 100 млн. долларов ФИФА перевела в специальные фонды, которые были созданы в рамках программы наследия ЧМ-2014 и распределены по 27 бразильским штатам. Целью программы было оставить Бразилии после Чемпионата мира по футболу наследие на долгие годы. Страна должна получить не только сиюминутную выгоду от проведения турнира: в 15 городах, не принимавших чемпионат мира, будет развиваться футбольная инфраструктура, также ФИФА предложила сконцентрироваться на развитии детского и женского футбола. Кроме того, предложено обратить внимание на такие области, как социальные программы для незащищенных слоев населения и инициативы, связанные со здравоохранением. Все перечисленные типы наследия могут обеспечивать благосостояние для населения принимающих городов и всей страны после проведения чемпионата мира. Однако проведенное мероприятие еще не означает создания полноценного наследия. Необходимо обеспечить поддержание и модернизацию построенных объектов. Поскольку чемпионат мира весьма краткосрочен, часть его эффектов непостоянна. Продолжительность положительных эффектов после прекращения финансирования и окончания турнира будет зависеть от способности общества использовать возможности и наследие данного мероприятия. 1.3 АНАЛИЗ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ПРОВЕДЕНИИ МЕГАСПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Тридцать лет начала тенденция спортивных в развивающихся странах. Ранее, было привилегию проведения спортивного исключительно развитым странам. С проведения Олимпийских игр и до 1968 года каждые летние и Игры либо в Европе, либо в США, либо в городах Японии, и Австралии. В 1968 году игры в раз были развивающейся стране, Мексике. Уже Олимпийские игры удалось принять СССР (1980 год), (1984 год), Корее (1988 год). В настоящее Международный комитет принимает на проведение игр от стран. В 2008 году Летние Олимпийские игры Китай, Игры 2016 года в Бразилии, Зимние игры 2014 года в России, а в 2018 году в Южной Корее. Схожие тенденции при места Чемпионата мира по футболу. Первые 60 лет чемпионата выбор, как правило, на один из двух центров - или Америку. схема просуществовала до 1994 года, ФИФА, повысить к футболу, отдала на чемпионата США - неразвитый, но рынок для индустрии. странами Япония и Корея, совместно данное мероприятие. В 2010 году приняла Южная Африка, а в 2014 году турнира Бразилия. тенденция будет продолжена в 2018 и 2022 году, Чемпионат мира в и Катаре. Такой рост популярности в проведения спортивного связан с рядом факторов. В очередь, огромная международная аудитория, появилась революции в коммуникаций и технологий. Другой – объединение спорта, СМИ и – спортивно-медийного конгломерата. В данного развиваются спонсорства, прав на вещание, и рекламы, в представляют собой основные дохода от крупных событий. Третий связан с возможностью и принимающих городов, или стран. Соответствующие свидетельствуют о ряда для принимающих стран. Для влияния событий на страны и городов-организаторов к исследованиям зарубежных специалистов. Марк Томлинсон, университета (ЮАР), влияние Чемпионата мира-2010 на ЮАР [62], к выводу, что от мероприятия были переоценены, а недооценены. В на Чемпионата мира по ЮАР следующие мотивы: уровня бедности, создание рабочих мест, инфраструктуры и туризма. уже во подготовки были изменены: ожидаемый приток был с 750 до 250 человек, при этом начальный бюджет был в раз. Томлинсон предполагает, что выгоды для ЮАР ничтожными, вероятно, что не будет не и уровня бедности, как это было задекларировано. Наоборот, рост неравенства, как на уровне, так и на городов. Порт-Элизабет, например, один из городов ЮАР, уже сокращать оказываемых общественных населению, обслуживать долг, в результате строительства для матчей в Чемпионата мира. Автор рассматривает аспекты: на объектов инфраструктуры, качество по туристов, политических целей, неоднозначная политика ФИФА в спонсоров, которых не имеет отношение к образу и другие. И образом, к выводу: ощутимые материальные от спортивных в развивающихся странах отсутствуют, а выгоды (например, национального престижа) – незначительны. Американские исследователи Бауманн и Матесон акцент на различии подходов к самих и их развитыми и развивающимися странами-организаторами [63]. Для стран создания и управления объектами может очень высокой. Например, организация Чемпионата мира по требует как 12 с не менее 40 посадочных мест. Больших затрат требуют и сопутствующие мероприятия, например, безопасности. Ч....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: