VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Малый и средний бизнес в экономике развитых стран

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007430
Тема: Малый и средний бизнес в экономике развитых стран
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова»



Институт Экономики и Управления

Кафедра «Международные экономические отношения»





ББК65.6-131                                    Курсовая работа защищена с оценкой



___________________________________



                                          Руководитель работы_________________

			подпись

			

		                                                       Доцент, к.э.н.,  О.П. Павлусенко____                         

                                                              должность, ученое звание, и.о. фамилия 



                                               “____ ”______________________ 2016 г.





Малый и средний бизнес в экономике развитых стран

курсовая работа

по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»

___________________________КР_38.05.01.128.000______________________ обозначение документа



Студентка группы___________ЭБ-55                            А.А. Какавина____     и.о. фамилия



Нормоконтролер ________Доцент, к.э.н. __________О.П. Павлусенко_                                                                                                                        должность, ученое звание                                               и.о. фамилия

 







БАРНАУЛ 2016


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист



КР.38.05.01.128.000

 Разраб.



 Проверил

Павлусенко О.П.



Реценз.



Какавина А.А.

 Н. Контр.

Павлусенко О.П.

 Утвердил





Малый и средний бизнес в экономике развитых стран

Лит.

Листов

24



АлтГТУ, ИЭиУ, гр. ЭБ-55Реферат

		Курсовая работа 24 с., 1 рис., 39 источников.

		ЭКОНОМИКА, ЭКОНОМИКА РАЗВИТЫХ СТРАН, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, РЫНОК, МАЛЫЙ БИЗНЕС, СРЕДНИЙ БИЗНЕС.

		Объектом исследования являются малый и средний бизнес в экономике развитых стран.

		Предметом изучения в этой области является экономика развитых стран.

Цель работы – с помощью теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.

		В результате исследования было выяснено, что малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для всех стран – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в стране.

		Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка источников.

		Первая глава основной части раскрывает основные определения, формы и виды малого и среднего бизнеса.

		Вторая глава посвящена анализу развития малого и среднего бизнеса в экономике, раскрытию их роли.


Содержание:

	ВВЕДЕНИЕ	4

	1. Теоретические основы организации малого и среднего бизнеса в развитых странах	5

	1.1. Определение, формы и виды малого и среднего бизнеса	5

	1.2. Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах	9

	2. Малый и средний бизнес и их роль в развитии экономики	11

	2.1. Малый и средний бизнес в условиях современной экономики	11

	2.2. Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике	14

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	18

	СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	20


ВВЕДЕНИЕ

С переходом экономики к новым экономическим отношениям, основанным на разных формах собственности, переменился характер развития производственных отношений. Особым экономическим ресурсом стал человек, обладающий предпринимательской способностью, который возглавил бизнес в экономике, видами которого являются мелкие и средние предприятия.

Опыт управления малым и средним бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо применяется в России. В то же время именно малое предпринимательство формирует основу рыночной экономики.

Мировая практика доказала, что крупное производство – атрибут экономической мощи страны, а большие предприятия – основа управляемой экономики. Во всех ведущих странах крупные корпорации и фирмы определяют темпы научно-технического прогресса, обеспечивают устойчивость в экономике, играют важную роль в экономической политике государства.

Во многих странах понялась важность малого предпринимательства, и, в отличие от центрального правительства уже активно его применяют для роста занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами. Последнее имеет принципиальное значение в федеральном масштабе, так как экономическое развитие подразумевает рост доходов населения, что должно активизировать потребительский рынок. Это направление обосновано, так как все крупные государства, как правило,  развиваются благодаря расширению внутреннего рынка, а малые – за счет роста экспорта.

Цель работы – с помощью теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, дать оценку их влиянию на экономику государства.

В соответствии с целью работы были поставлены такие задачи:

изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;

выяснить степень и характер влияния малых и средних предприятий на развитие экономики страны.




1. Теоретические основы организации малого и среднего бизнеса в развитых странах

1.1. Определение, формы и виды малого и среднего бизнеса

В некоторых странах до сих пор не имеется четкого определения понятию «средний бизнес», то есть его не определяют, как самостоятельную единицу экономических связей. В основном определение среднего бизнеса идет бок о бок с понятиями малый и крупный бизнес и остается на заднем плане, как «нагрузка» к предприятиям этих категорий.

«Полностью отсутствуют признаки, по которым предприятие можно отнести к объекту среднего бизнеса, а также, чем именно средний бизнес отличается от малого и крупного. Это выглядит, как минимум нелепо, так как даже если предположить, что валовое производство товаров и услуг страны компаниями крупного бизнеса составляет 50%, а малого – 15%, то на валовое производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг, а это совсем не мало. На самом деле, во многих странах и сейчас нет четкого разграничения понятий среднего и малого бизнеса.» [2]

В общем виде под малым бизнесом представляется предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при конкретных, обозначенных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях, конституциирующих сущность данного определения.

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

К мелкому бизнесу относятся предприятия с количеством работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек - в науке и научном обслуживании, до 50 человек - в иных направлениях производственной сферы, до 15 человек - в непроизводственной сфере.

Организационно-правовая форма малых предприятий устанавливается в соответствии с Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Малые предприятия могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.

Под организационно-правовой формой подразумевается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Следующие формы коммерческих организаций относятся непосредственно к организационно-правовым формам предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Малые предприятия могут существовать в различных организационно-правовых формах, к ним относятся коммерческие организации по обозначенным законодательством критериям. Индивидуальные предприниматели не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме. На данный момент есть некоторые формы коммерческих организаций и предприятий. С ними мы можем ознакомиться, посмотрев на данную схему:





Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли складочным капиталом. Вкладом в имущество могут являться деньги, ценные бумаги, иные вещи или имущественные права либо другие права, имеющие денежную оценку.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Учредителями полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут являться только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Полным товариществом считается толь то товарищество, участники которого согласно заключенному учредительному договору занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Полное же товарищество создается и действует лишь на основе учредительного договора, который содержит подписи всех его участников. В учредительном договоре должны иметься сведения такие как наименование полного товарищества, место его расположения, порядок управления, условия о размере и составе складочного капитала товарищества, о размере и порядке изменений доли каждого участника в складочном капитале, о размере, составе, сроках и порядке внесения вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов. В учредительном договоре должны быть взяты во внимание: порядок совместной деятельности по созданию товарищества, условия передачи ему имущества и участия в его деятельности, условия и порядок разделения прибыли и убытков между участниками, порядок выхода учредителей из состава товарищества.

Товариществом на вере признается то товарищество, в котором наравне с участниками, реализовывающими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, существует еще один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в границах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности. Товарищество на вере формируется и работает на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами. Требования к составлению учредительного договора, информации в нем, размер складочного капитала соответственно такие же, как у полного товарищества.

Созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого поделен на доли определенных учредительными документами размеров, есть общество с ограниченной ответственностью или же ООО. Участники общества не отвечают по его обязательствам и риск убытков, связанных с деятельностью общества, в границах стоимости внесенных ими вкладов, остается за ними.

«Общество может быть добровольно видоизменено в виде слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. У общества могут существовать дочерние и зависимые общества. Общество может быть ликвидировано в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации, федеральным законом или по решению арбитражного суда в соответствии с федеральным законодательством о несостоятельности (банкротстве).»[5]

Акционерным же обществом считается коммерческая организация, уставный капитал которой поделен на какое-то определенное число акций, удостоверяющих права участников общества по отношению к акционерному обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в границах стоимости принадлежащих им акций.

Открытым акционерным обществом (ОАО) принято считать общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и реализовывать их свободную продажу с учетом требований федерального законодательства. Акционеры ОАО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия остальных участников общества. В открытых акционерных обществах нет определенного числа участников, то есть оно неограниченно. Минимальный размер уставного капитала ОАО должен быть равен не менее 1000 МРОТ, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.

Общество, в котором акции делятся лишь между учредителями или иным, за некоторое время до этого обозначенным кругом лиц, называется закрытым акционерным обществом (ЗАО). ЗАО не обладает правом проводить открытую подписку на производимые им акции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Количество участников ЗАО не должно быть больше 50. Если же число акционеров ЗАО все-таки будет более 50, то в таком случае данное общество в течение года должно стать открытым.

Учредительным документом акционерного общества является устав, требования которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.

Общество в установленном непосредственно законодательством порядке должно вести реестр акционеров общества. Общество может каждые 3 месяца, раз в полгода или в год принимать решения о выплате дивидендов по размещенным акциям. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества за данный год деньгами или иным имуществом.

«Индивидуальным предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин Российской Федерации»[1]. Для дееспособных граждан законодательство обозначило все их права и какие-то определенные гарантии для занятия предпринимательской деятельностью, выбора любого предмета деятельности, которая не запрещена законом. Стоит отметить, что необходимо наличие у гражданина специального среднего образования или же высшего образования, также нужно получить специальное разрешение (лицензию) и иметь квалификационный аттестат, дабы была возможность заниматься определенными видами деятельности.

В соответствии с п.1 ст.23 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом предпринимательская деятельность может быть как основной, так и дополнительной деятельностью (в соответствии с законодательством).

Индивидуальный предприниматель может нанимать работников на основе договоров гражданско-правового характера.

Анализируя малые предприятия, определим пути их создания:

- переход малых предприятий из государственной в частную собственность с помощью приватизации;

- выделение малых предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации;

- создание новых малых предприятий.

В современных условиях большинство малых и часть средних предприятий создаются «с нуля», и первый путь, не так давно являвшийся основным, перестал быть таковым. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации в различных сферах деятельности. Третий - сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной общей экономической ситуацией.




1.2. Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах

Развитие экономики ставит насущную задачу создания такого типа предприятий, которые сумели бы решить проблемы, неэффективные для крупных монополий. Такими предприятиями стали так называемые «малые и средние предприятия» (МСП), относящиеся к сегменту малого и среднего бизнеса (МСБ). Малый бизнес, рассматривавшийся в 1950 гг. как отживающий рудимент, как признак неразвитости производительных сил и

производственных отношений, который должен быть устранен путем поглощения крупными монополиями, в настоящее время стал панацеей для поступательного развития экономики.

В странах с развитой рыночной экономикой создание оптимальной структуры предприятий достигается не столько путем их увеличения или уменьшения, сколько поиском рационального сочетания предприятий различных размеров. При этом конкретные комбинации крупных, средних и малых предприятий в каждой стране и в каждой отрасли складываются в зависимости от национальных особенностей, от их функций в отраслевом производстве, специфики технологии и рыночного спроса.

Таким образом, можно обозначить два комплекса причин, способствующих появлению, сохранению, воспроизводству, а также интенсивному развитию малого и среднего бизнеса:

1) экономическая необходимость, усиленная закономерностями развития НТР объективно требует синтеза крупного, среднего и малого производства;

2) социальные причины, сгруппированные главным образом вокруг проблемы занятости.

Сектор малого и среднего бизнеса представляет и постоянно воспроизводит новые рабочие места, тем самым, смягчая остроту безработицы, и «спасает» экономику от социальных перенапряжений, которые негативно сказались бы на ее развитии. И поэтому в промышленно развитых странах мира в 1970 гг. большое развитие получали малые и средние предприятия, которые активно функционируют в таких отраслях как машиностроение, химическая промышленность, легкая индустрия, деревообработка, производство пищевых продуктов, предоставление услуг[4,c.375].

Оживление предпринимательства, проникновение малого бизнеса и поддержка передовых отраслей промышленности стимулируется различными мерами государственного регулирования. От фактического игнорирования проблем небольших компаний в период 1980-1990 гг. произошел заметный поворот к официальному признанию их роли в новой экономической структуре и государственной поддержке развития МСБ.

Как известно, рыночная экономика нуждается в проведении большого числа экспериментов в области бизнеса в самом широком смысле этого слова, и здесь существенна роль малых и средних предприятий. Способность «мелких» фирм обеспечивать конкуренцию на рынках сбыта, а также их роль в развитии и эксплуатации радикально новых технологий на стадии их становления - важные составные части укрепления экономики.

Преимущества малого бизнеса в значительной мере обусловлены перспективами его роста. Развитие малой фирмы зависит не только от возможностей инвестировать, но и от умения приспосабливаться, менять свой профиль, иметь четкую информацию о рыночной конъюнктуре и технологических новшествах.

В настоящее время среди английских исследователей существует четыре основные точки зрения по проблеме роли и значения малого и среднего бизнеса в экономике. Исследователи первой группы исходят из того, что в годы послевоенного бума доля мелких фирм в производстве и занятости резко уменьшилась, и было довольно широко распространено мнение, что малый бизнес - дело прошлого и неуместен в настоящем. Эту точку зрения разделяют Дж. Кьюррен, С. Гэлэхер и Г. Стьюарт [7,c.81].

Совершенно противоположную точку зрения отстаивают экономисты, рассматривающие малый и средний бизнес как важный субъект академического и профессионального исследования. К этим ученым относятся Дж. Бэннок и В. Холдер. Представители этой группы призывают поддерживать развитие малого и среднего бизнеса как средство борьбы с безработицей и сдвига в ценностных ориентациях. Работы ученых этого направления в основном концентрировались на рассмотрении таких проблем, как значение малого бизнеса для занятости, для регионального развития, место и роль предпринимателей в фирме и в обществе, необходимость выработки эффективной политики для немонополизированного сектора экономики.

Сторонники третьей точки зрения, к которым относятся профессор Кранфильдской школы менеджмента П. Берне, преподаватель Уорвикского университета Дж. Дьюхерст и профессор Европейского института деловой администрации Л. Виккерс, рассматривали малый и средний бизнес в основном как источник создания рабочих мест.

Представители четвертого направления рассматривают малый бизнес в контексте его симбиоза с крупными предприятиями и подчеркивают растущий интерес к малому бизнесу как к рынку сбыта для крупных фирм. Экономисты этого направления отмечают также растущую зависимость некоторых крупных фирм от мелких как посредников в сбыте. Так, например, табачные, издательские и ряд других фирм большую часть своей продукции реализуют через множество мелких торговых точек. Эту точку зрения поддерживают Дж. Бэмфорд и К. Ливики.

Таким образом, теоретики второй, третьей и четвертой школ придерживаются мнения, которое разделяет и автор: малый и средний бизнес - это сектор экономики, который уже существует, который уже утвердил свое положение в экономике всех стран, выполняя ряд социально-экономических функций, что будет рассмотрено ниже.


2. Малый и средний бизнес и их роль в развитии экономики

2.1. Малый и средний бизнес в условиях современной экономики

Предпринимательская деятельность в рыночной экономике представлена крупным и мелким бизнесом, большими и малыми предприятиями. Размеры предприятия определяются, прежде всего, количеством занятых на нем. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются на: мелкие — до 50 занятых, средние — от 50 до 500, крупные — свыше 500, особо крупные — свыше 1000 занятых. Автоматизация производства приводит к тому, что в определении размера предприятия важную роль играют и другие признаки — объем продаж, величина активов, полученная прибыль. Так, у современных крупнейших американских фирм оборот капитала составляет 50 млн. долл.

Тенденция к росту размера предприятия связана с развитием производительных сил, концентрацией производства. Концентрацию производства следует рассматривать в двух аспектах: увеличение размеров предприятий и увеличение доли крупных предприятий в той или иной отрасли.

Концентрация производства на уровне предприятия позволяет выявить его оптимальный размер. Он определяется минимумом издержек производства и обращения на единицу продукции, т. е. рентабельностью. Хотя увеличение размера предприятия обычно ведет к снижению издержек на единицу продукции, этот процесс имеет границы. При достижении определенного масштаба производства дальнейшее увеличение размера предприятия будет сопровождаться ростом издержек и, следовательно, снижением рентабельности предприятия. Поэтому в разных странах тенденция роста размера предприятия, характерная для первой половины XX в., сменилась в последнее десятилетие стабилизацией. Это объясняется в первую очередь жизненным циклом производимой продукции, быстрым моральным старением существующих технологий и производственных мощностей в условиях НТР. Крупные предприятия не способны быстро перестраивать производственный процесс в соответствии с общественными потребностями, т.е. изменять ассортимент и качество продукции.

Современное акционерное общество значительно размывает само понятие «фирма» («предприятие»). Крупная фирма в настоящее время — это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий. В современной фирме как системе предприятий концентрация производства проявляется в возрастании доли производственных комплексов в общественном производстве. При этом концентрация производства не ограничивается размерами собственного капитала фирмы. Фирма связана с множеством мелких и средних предприятий, удовлетворяющих ее потребности в деталях, узлах, комплектующих изделиях. Самостоятельность этих предприятий номинальна. Реально они включены в структуру современной фирмы на основе подрядных и субподрядных работ. Следовательно, концентрация производства фирмы выходит за рамки собственных предприятий, за рамки собственного капитала.

Оптимальность размера предприятия в рамках фирмы подчинена ее рыночной стратегии. Удовлетворение внутренних потребностей фирмы в каком-либо продукте делает оптимальным небольшое предприятие. А необходимость завоевания рынка для своей продукции, и особенно для нового продукта, предопределяет увеличение оптимального размера предприятия. Следовательно, оптимальность размеров предприятия в рамках фирмы выражается в сочетании крупных и мелких предприятий.

Современными формами концентрации производства выступают комбинирование и диверсификация. Обе формы включают технически и функционально взаимосвязанные производства, способствуют развитию производства для собственных нужд и расширению номенклатуры выпускаемых товаров. Комбинирование как система взаимосвязанных процессов означает укрупнение производства на уровне фирмы. Диверсификация, охватывая в основном смежные отрасли, порождает диверсифицированный концерн, существующий в виде разветвленной группы акционерных предприятий. Укрупнение производства в этом случае происходит на уровне отделения концерна. Диверсификация усиливает процесс скрытых форм концентрации производства в результате технологического и функционального подключения множества предприятий к концерну. Более того, она превращает укрупнение производства в интернациональный процесс.

Итак, концентрация производства формирует основу для крупного предпринимательства, занимающего ведущие позиции в рыночной экономике. Например, в американской экономике доминирующую роль в настоящее время играют 500 крупнейших промышленных корпораций, половина из которых одновременно функционирует в пяти и более отраслях. 500 корпораций сосредоточивают на своих предприятиях 1/5 всех занятых в экономике и 3/5 всех получаемых прибылей.

Экономическая рациональность крупного предпринимательства обусловлена, прежде всего, его технической активностью: крупная фирма обеспечивает оптимальный вариант для капиталовложений в интересах инвестора в условиях конкурентного риска. Конкурентоспособность дает крупной фирме возможность мобилизовывать значительные суммы капиталов.

Крупная фирма занимается краткосрочным и долгосрочным планированием своей деятельности, разрабатывает стратегию маркетинга, обладает высоким кадровым потенциалом, имеет возможность решения социальных проблем на предприятии. Все эти преимущества позволяют крупным предприятиям утвердить свои позиции в предпринимательском деле.

Но предпринимательство представлено не только крупными, но и мелкими фирмами, предприятиями. В США, например, их насчитывается свыше 16 млн. Мелкие предприятия имеют средний жизненный цикл 6 лет, а иногда и 3 года. Часть из них разоряется, часть добровольно прекращает свою деятельность, некоторые укрупняются. Но количество вновь рождающихся предприятий постоянно превышает число прекративших свою деятельность.

Мелкие предприятия имеют свои экономические преимущества перед крупными. Громоздкая организация крупного производства исключает возможность гибкого маневра, широкого экспериментирования, что особенно актуально в условиях современной научно-технической революции. Поэтому крупное производство нуждается в особом поисково-испытательном механизме, функцию которого и должны выполнять мелкие предприятия.

Мелким предприятиям свойственны гибкость в принятии решений, умение находить малые ниши на рынке и быстро внедрять новшества, изобретения. Организационно-экономический плюс мелких предприятий — простота управления. Мелкие предприятия социально защищены своеобразным «семейным» климатом.

Но у мелких предприятий есть и свои проблемы: разорение в конкурентной борьбе, недостаток своего капитала для финансирования развития предпринимательской деятельности, отсутствие стратегического планирования и недостаточные сведения о рынке, не лучшие кадры. К экономическим проблемам добавляются социальные: оплата труда на мелких предприятиях ниже, чем на крупных; хуже условия труда; отсутствуют социальные льготы работникам. Все эти экономические и социальные вопросы мелким предприятиям самостоятельно решить невозможно. Поэтому необходима поддержка малого бизнеса со стороны государства. Основные направления этой поддержки: антимонопольная политика государства, налоговые льготы, льготное кредитование, консультирование, подготовка кадров. Существует также взаимопомощь самих мелких предприятий.

Итак, современное предпринимательство — это синтез крупного и мелкого производства. Крупное производство образует «скелет» всей производственной системы, а мелкое производство — «мягкие и гибкие ткани», без которых крупное производство не может существовать.




2.2. Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике

Роль среднего и малого бизнеса в цивилизованных рыночных странах очень значительна. Большая часть всех инноваций способствует научно-техническому прогрессу, ускоренному росту ВВП, созданию дополнительных рабочих мест и, соответственно, решению проблемы занятости. Так, в странах ЕС малое предпринимательство обеспечивает рабочие места примерно 72 % трудоспособного населения. [5,стр.11]

Стоит отметить также роль малого и среднего предпринимательства в формировании «среднего класса», как важнейшего условия социальной и политической стабильности в обществе. Высокую оценку важности «среднего класса», как фактора стабилизации общества, дал Аристотель в своём труде «О государстве, состоящем из средних людей». [3, с.11]

«Динамичное социально-экономическое развитие многих стран мира обеспечено развитием малого и среднего предпринимательства. Малые и средние предприятия действуют, как самостоятельно, так и интегрируясь с системообразующими корпорациями. Все это обеспечивается развитой системой финансирования и кредитования малого и среднего бизнеса, которая сложилась исторически и была создана для решения задач ускоренного экономического развития. При этом во всех странах финансовая инфраструктура малого и среднего бизнеса рассматривается государством как важнейший элемент национальной экономики». [4,с.16]

В развитых государствах примерно 70 % всех предпринимательских структур приходится на сферу малого бизнеса, но, в то же время, подавляющая часть ВВП и национального дохода страны производится крупными компаниями. [6, с.10] Стоит отметить опыт Тайваня, где на долю предприятий среднего и малого бизнеса приходится 45 % ВВП страны и 78 % занятости, что придаёт данным структурам бизнеса решающее значение в развитии экономики страны. [7, с.128] Свыше 90% общего количества зарегистрированных на Тайване фирм охватывает строительство, коммерцию, добычу строительного камня, сферу услуг. [7, с. 128] Ежегодно регистрируются 100 тыс. новых предприятий малого и среднего бизнеса и 70 % уходят с рынка, т.е. прирост составляет 30 тыс. предприятий в год. [7, с. 129] Для МСБ государством Тайвань оказывается существенная поддержка: предоставление кредитов с гарантией, координация деятельности фондов кредитов и взаимных гарантий, стимулирование в выходе предприятий на мировой рынок, формирование сети предоставления публичных услуг, услуги в области использования СМИ, организация ежегодных выставок инновационных товаров, произведённых предприятиями малого и среднего бизнеса, награды за инновационное исследование и др. премии и т.д.

В постиндустриальном обществе потребности СМП возрастают, особенно это касается инновационных разработок, исследовательской деятельности, маркетинговой сферы. Возникает необходимость производства различных товаров небольшими партиями, обладающих высокой добавленной стоимостью. Особенно это относится к таким видам деятельности как, рекреационная сфера, спорт, медицина, производство различных фруктов и выращивание цветов, а также и других традиционных отраслей экономики.

Эффективно функционирующие в различных странах структуры СМБ большое внимание уделяют современным особенностям мировой экономики, особенно это касается творческого взаимодействия работника с работодателем, инновационного императива, автономизации труда, высоких темпов реализации на практике бизнес-идей.

Появление и развитие предпринимательских структур в России привело к созданию значительного числа новых рабочих мест. В среднем, предприниматель, организовавший кооператив или малое предпринимательство, обеспечивает работой 20 человек. [2, с.294] Официальная статистика не даёт достоверных сведений о масштабах малого бизнеса, так как он во многом сохраняет теневой и полутеневой характер.

В зависимости от принадлежности к разным отраслевым, профессиональным и половозрастным группам населения различаются и мотивы, определяющие выбор между наёмным трудом в государственном и негосударственном секторе, и самостоятельными формами занятости, между работой и отказом от неё. Более высокой активностью к различным формам предпринимательства отличается молодёжь, что связано для одних групп молодёжи с возможностями более высоких доходов, а для других, особенно специалистов, с возможностью самовыражения, развития творческой деятельности. Значительна доля и среди женщин, ищущих работу, что, в основном, связано с большими возможностями распоряжения своим временем.

Существуют различные мотивы перехода из государственного сектора в негосударственный, основным из которых является материальный. Также следует отметить мотив, связанный с возможностью получения большей свободы, менее жёсткой регламентации, контроля, нервно-психологических, физических нагрузок, с которыми связана работа в государственном секторе, особенно в промышленности.

 «Опора России» представила в среду итоги опроса собственников и руководящих сотрудников компаний МСБ о состоянии предпринимательского климата в России. В опросе участвовали более 6 тыс. предпринимателей в 40 российских регионах и 12 городах-миллионниках. Обрабатывали итоги опроса Евразийский институт конкурентоспособности и Strategy Partners Group.

Большинство опрошенных руководителей МСБ позитивно оценили свой регион как место для ведения бизнеса. Так, «однозначно благоприятным для ведения бизнеса» свой регион назвали 18 %. Ещё 47 % респондентов вполне довольны условиями, но отмечают отдельные недостатки. 23 % руководителей характеризуют свой регион как «скорее неблагоприятное место для бизнеса».

Наконец, 6 % опрошенных предпочли дать жёсткую оценку: «однозначно неблагоприятное место для ведения бизнеса».

Среди препятствий для развития производственного МСБ первое место занимает нехватка квалифицированного персонала, на это пожаловались 47 %, в 2011-м - 42 %.

Лишь каждая третья компания не испытывала существенных проблем с поиском квалифицированных инженеров и технических специалистов, и лишь каждая пятая относительно легко смогла подобрать для себя квалифицированных рабочих. Даже с поиском персонала для непроизводственных подразделений у четверти работодателей возникают значительные трудности.

Второй по степени значимости барьер, препятствующий ведению бизнеса, - высокий уровень налогов (36 %). В прошлом году этот показатель не входил даже в топ-10 препятствий для ведения бизнеса.

Низкая доступность финансирования (22 %) среди негативных факторов заняла третье место. В прошлом году на это жаловался 31 % предпринимателей. Самая популярная в России форма финансирования - банковский кредит. Четверть опрошенных компаний из числа производственных компаний подали хотя бы одну заявку на получение банковского кредита за первую половину 2012 года. При этом более чем в половине случаев заявка была удовлетворена в полном объёме и лишь в 17 %.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44