- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Малое и среднее предпринимательство (МСП)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000624 |
Тема: | Малое и среднее предпринимательство (МСП) |
Содержание
В последнее время Правительство Российской Федерации уделяет особое внимание развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), принимая меры по созданию конкурентных рыночных условий и внедрению государственных программ устранения барьеров в таких областях как финансы и инновационная деятельность. В настоящее время российский малый и средний бизнес охватывает менее 30% трудовых ресурсов, но Правительство намеревается увеличить данный показатель до 50% к 2020 г. Федеральный закон от 24.07.2007 N209-ФЗ«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» стал важной вехой на пути развития МСП. Его принятие способствовало увеличениюг осударственных расходов на Федеральную программу поддержки малого и среднего предпринимательств, что позволило внедрить целый ряд новых программных мероприятий, включающих создание центров предпринимательства, предлагающих бизнес-услуги малому и среднему бизнесу, технопаркови инновационных центров, бизнесинкубаторов, учебных и маркетинговых центров, консультационныхи экспортных центров. Закон также создал условия для внедренияупрощенной схемы налогообложения, привилегии для малого и среднего бизнесав приобретении приватизированной государственной собственности для коммерческого применения, а также ускорил процесс реформирования в части административной, регуляторной, конкурентной политик и программы государственных закупок. В то же время, Правительство предприняло ряд действий для упрощения доступа малого и среднего предпринимательства к финансированию посредством создания новых инвестиционных фондов, лизинговых компаний, к гарантиям по кредитам, получаемыммалыми и средними предприятиями. Данные мероприятия очень важны для дальнейшего экономического роста и создания новых рабочих мест. Тем не менее, в Российской Федерации все еще наблюдается значительное отставание в развитии МСП по сравнению со странами-членами ОЭСР и другими странами с переходной экономикой, что проявляется в недостаточном количестве стартапов, маломчислемалых и средних предприятий на душу населения, низким уровнем занятости в сегментеМСП, слабым инновационным развитием и низкими показателями роста МСП. Чтобы максимально использовать преимущества малого и среднего предпринимательства в части создания новых рабочих мест, социальной интеграции, конкуренции и эффективности, инноваций и экспортной политики, необходимо проводить дальнейшую реформу, в то время как инвестиционная политика должна быть целесообразной, эффективной и рациональной. Данное исследование рассматривает сложившуюся ситуацию в сегменте МСП и определяет основные задачи стратегии развития МСП, дает рекомендации для дальнейшего развития государственной политики в сфере МСП в Российской Федерации. Одним из основных вопросов является восприятие населением предпринимательства в целом. Значительный сдвиг в положительную сторону будет важным аспектом мотивации большого количества людей для начала собственного бизнеса. Еще один важный аспект - это высокий уровень неформальной экономической деятельности, что приводит к снижению налоговых сборов и оставляет такой тип бизнеса неэффективным. Бизнес-среда также должна сконцентрировать свое внимание на дальнейших улучшениях, которые должны быть нацелены на повышение конкурентоспособности, снижение административных и налоговых издержек предприятий, а также на эффективное использование научного потенциала России для развития рыночно-ориентированной инновационной системы, основанной на представителях МСП. Тем не менее, несмотря на недавний прогресс, объем банковских кредитов для МСПостается низким,согласно международным стандартам, в то время как показатель отказа по кредитным заявкам субъектов МСП, а также уровень процентных ставок. При решении этих задач авторы стратегии должны сосредоточиться не только на отдельных стратегических мероприятиях, но ина разработке общего стратегического подхода относительно малого и среднего предпринимательства. Данный подход обозначит и удовлетворит совокупные потребности различных типов МСП, а также будет использовать сильные стороны федеральных и региональных властей. ОЭСР готова внести свой вклад в развитие более прочной и конкурентоспособной экономики малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации посредством проведения оценки политики российского Правительства в сфере МСП, а также определения приоритетов и возможностей для дальнейших действий. С этой целью в настоящем отчете предложен систематический обзор вопросов, в которых государственное вмешательство могло бы содействовать преодолению барьеров в экономической среде, финансировании МСПи существующем комплексе стратегий и программных мероприятий как на общегосударственном, так и на местном уровне. В ближайшие годы ОЭСР продолжит оказывать поддержку посредством отслеживания прогресса и внесения различных детальных предложений относительно стратегических действий. Состояние сектора МСП в Российской Федерации В Российской Федерации существует большой потенциал для ускорения экономического роста, создания новых рабочих мест и диверсификации экономики путем увеличения количества субъектов МСП) и повышения их конкурентоспособности. По сравнению с большинством стран-членов ОЭСР и рядом стран с переходной экономикой, существует значительный разрыв. Доля занятых в секторе МСП Российской Федерации составляет менее 30%, в то время как в странах-членах ОЭСР этот показатель превышает 50%. Доля взрослого населения, начинающего или развивающего собственныйбизнес в Российской Федерации, составляет только 5%, по сравнению с показателем 16% - в Китае, и 18% - в Бразилии. Только 5% субъектов МСПРоссийской Федерации осуществляюткакую-либо инновационнуюдеятельность, по сравнению с типичными показателями около 50% в странах-членах ОЭСР. Президент России поставил амбициозные цели относительно увеличения вклада МСПв экономику России, включая рост доли сектора МСПв показателях ВВП с 25% в 2012 г. до 50% в 2020 г. В настоящем отчете изучаются возможности государственного содействия в достижении этих целей. Улучшение базовых условий Высокий уровень регулирования товарного рынка и участия государственных структур в экономике, в том числе большая долягосударственных предприятий в производстве, затрудняют выходновых предприятий на определенныесегменты рынка. Несмотря на существенное снижениеадминистративныхбарьеров, благодаря проведению ряда реформ, которые сократили средний срок, необходимый для начала бизнеса, с 43 дней в 2004 г. до 15 дней в 2014 г., все еще существуют значительные трудности в таких вопросах как выдача разрешенийна строительство, разрешения на экспорт и импорт, подключение к сетям электроснабжения и т.д. Кроме того, при осуществлении сделок зачастую появляется коррупционная составляющая, что снижает возможность создания или развития малого бизнеса и способность планирования и осуществления капиталовложений. Необходимо также менять отношение населения к предпринимательству. Три четверти населения, которые не являются предпринимателями, в Российской Федерации сомневаются, что у них достаточно квалификации для ведения предпринимательской деятельности. Также необходимо повышать квалификацию персонала, занятого в секторе МСП; в 2012 г. Только 20% взрослого населения Российской Федерации участвовало в официальном и неофициальном обучении, по сравнению с 50% участников в странах-членах ОЭСР. Представителям МСП в Российской Федерации все еще относительно недоступны банковские кредиты, что, в свою очередь,снижает объем их капиталовложений и ограничивает возможность решать проблемы краткосрочной ликвидности. Базовые принципы стратегии Положительным аспектом является государственная политика, направленная на укрепление предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» внедрил стабильную и благоприятную для МСП рамочную концепцию, включая прозрачное руководство, определяющую цели государственной политики, типы необходимых мероприятий, ответственность различных государственныхорганизаций. Бюджет федеральнойпрограммы развития малого и среднего предпринимательства увеличился с 3,9 млрд. рублей в 2008 г. до 23 млрд. в 2014 г. Запущен широкий спектр программ повышения конкурентоспособности и упрощения процедур приватизации, вводятся упрощенные схемы регулятивных и административных мероприятий, а также появляется инфраструктура для развития и поддержки бизнеса. Внешэкономбанк (ВЭБ), национальныйбанк развития, также вноситзначительный вклад в развитиекредитования МСП посредством выделениядля банков-партнеров кредитных линий, доступных для МСП, ав 2014 году было основано новое Агентство кредитных гарантий. Усиление акцента программы на возможностях МСП(в т.ч. стартапов) Поддержка стартапов важна, если необходимо стимулировать создание новых субъектовМСП. Тем не менее, наряду с текущим предоставлением грантов и займов для стартапов, необходимо уделять больше внимание дополнительному обучению и информированию о предпринимательстве тех, кто заинтересован в создании бизнеса. Кроме того, в текущей федеральной программе поддержки МСПприсутствуют значительные расходы на субсидирование приобретения производственных мощностей. Эти субсидии не являются наиболее эффективным инструментом для поддержки стартапов. Вместо этого больше внимания следует уделять мерам, которые поддерживают возможности МСП, с целью развития новых рынков и инноваций в продукции, услугах и методах производства. В то же время должны быть разработаныновые федеральные программы для повышения уровня информированности населения о преимуществах предпринимательства, которые предусматривают введение обучения предпринимательству в системе образования, содействие предприятиям с высокими темпами роста и развитие цепочек поставок МСПдля крупных компаний и прямых иностранных инвесторов. Большее количество инкубаторов и сервисных центров по развитию бизнеса Для большего сосредоточения государственной политики на создании возможностей для развитияМСП необходимо предпринять шаги относительно качества услуг по развитию бизнеса, предлагаемых в Российской Федерации. Основные обучающие и консультационные услуги должны предлагаться широким слоям предпринимателей и потенциальных предпринимателей с учетом необходимости существенного повышения количества предприятий в Российской Федерации. Такие основные услуги могут предоставляться за счет расширения ресурсов центров предпринимательства, а также путем внедрения онлайн-поддержки. Кроме того, должны предлагаться более интенсивные услуги по развитию бизнеса для компаний с высоким потенциалом роста наряду с финансовой поддержкой. Например, бизнес-инкубаторы могут предлагать расширенныйанализкомпании, консультации и рекомендации для предпринимателей и руководителей субъектов МСПв области производства, а также наукоемкие бизнес-услуги с потенциалом роста. Плотность организаций по развитию бизнес-услуг, включая бизнес-инкубаторы, инновационные центры и центры экспорта, является в Российской Федерации очень низкой по сравнению с другими странами и количеством предприятий, нуждающихся в обслуживании, а также по покрытию географической территории. Поэтому необходимо предпринимать меры по ее увеличению. Для этого потребуются как прямые федеральные и региональные государственные инвестиции, так и новые партнерские соглашения с центрамибизнес-услуг в частном и некоммерческом секторе. В то же время, качество инкубаторов и центров услуг по развитию бизнеса должно быть улучшено путем внедрения более широкого спектра услуг по наставничеству, консультированию и рекомендациям, улучшения мониторинга эффективности всех центров и поддержки профессионального развития их менеджеров, сотрудников и консультантов, а также создания национального единого окна для входа в систему бизнес-услуг. Улучшение доступа к финансированию Также новые меры должны быть разработаны для улучшения доступа МСП к финансированию. Важным шагом в этом направлении является создание Агентства кредитных гарантий в 2014 году. Необходимо, чтобы развертывание его деятельности было основано на надежной информации по результатамисследованийи ссылках на международную практику в области разработки и эксплуатации программ кредитных гарантий. Далее необходимо создание центрального бюро кредитных историй физических и юридических лиц, которое содержало бы все их сделки с органами государственного финансирования, и предоставлялоинформациюдля всех потенциальных кредиторов и инвесторов на платной основе. Это поможет преодолеть нехватку информации для потенциальных кредиторов приоценке кредитного риска, который является одним из самых важных ограничений в кредитовании МСПв Российской Федерации. Кроме того, более интенсивную поддержку необходимо оказывать при межбанковской продаже кредитов МСПдля поощрения более существенного развития сектора неформальных инвесторов и обеспечения законных прав миноритарных инвесторов. Также должно быть усилено государственное регулирование сектора микрофинансирования, включая принятие мер по сокращению преобладания«потребительских кредиторов» с чрезмерно высокими процентными ставками. Внешэкономбанк должен сыграть важную роль в каждой из этих областей. Кроме того, его спектр финансовых продуктов должен быть расширен в области кредитных гарантий, долевого участия и производных финансовых инструментов Существует также потребность в реализации мер по улучшению финансовых знаний и навыков предпринимателей. Это поможет улучшить качество заявок на кредитование и другие виды финансирования. Внешэкономбанк также может сыграть главнуюроль в этом вопросепутем продвижения новых программ финансового образования для предпринимателейи кредиторов. Региональный аспект Достижение амбициозных целей по увеличению вкладаМСП в экономику России и решениезадач по сбалансированномурегиональномуразвитиюбудет означать стимулирование улучшения местных правил и программ, которые существуютв разных регионах Российской Федерации. Наличие конкурентных федеральных правительственных программ софинансирования региональных МСП является важным инструментом, который способствует продвижению локальных мер и координирует их с федеральными приоритетами. Тем не менее, многие регионы не участвуют в ключевых федеральных программах. Поддержку окажут более гибкие правила участия и расширение диалога между «слабыми» регионами и федеральным правительством. Следует также учитывать новые фискальные механизмы, которые могли бы позволить региональным и местным органам власти получить больше выгод от увеличения налогов на бизнес. Также необходимо признать, что российские регионы очень разнообразны по своим условиям для ведения бизнеса, что требует некоторых изменений в характере той поддержки, которую они предоставляют. Есть много примеров местных программ, которые хорошо адаптированы к местным потребностям. Этому могут дать толчок федеральные мероприятия в поддержку большего расширения различных региональных стратегий развития. Состояние сектора МСП Недостаточный масштаб деятельности МСП Одной из наиболее важных особенностей сектора МСПв Российской Федерации является его сравнительно небольшой вклад в экономику по сравнению с другими странами-членами ОЭСР и странами с переходной экономикой. В реальном исчислении (т.е. за исключением значительного количества зарегистрированных предприятий, которые на практике не ведут хозяйственную деятельность) в 2010 году в Российской Федерации было всего 3,2 млн. действующих предприятий. По международным стандартам это совсем немного,если сопоставить с объемом экономики (Рисунок 1.1). В Италии, Мексике или Корее, к примеру, предприятий больше, чем в Российской Федерации, хотя общий объем производства в этих странах значительно меньше. В Российской Федерации на 1 000 занятого населения зарегистрирован 31 субъект хозяйственной деятельности, что в разы ниже показателей для стран-членов ОЭСР, и, к примеру, ниже, чем в Мексике с показателем 67 и в США с показателем 102. Примечание:Данные отображают количество предприятий, ведущих хозяйственную деятельность в сфере предпринимательства, не включая сельскохозяйственный сектор и правительственный сектор. Данные указаны для зарегистрированных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Источник: ОЭСР (2014) «Обзор предпринимательства. 2014 год», Париж. http://dx.doi.org/10.1787/entrepreneur_aag-2014-en. Показатели для Российской Федерации приведены по данным сборника «Малое и среднее предпринимательство в России (2011)», Росстат. Недостаточный масштаб деятельности МСПтакже отражается в статистике занятости. По данным Федеральной службы государственной статистки в 2010 году в Российской Федерациисектор МСП обеспечил более 18 млн. рабочих мест. Хотя это изначительное количество, в процентном отношении это менее 30% всех рабочих мест, и, следовательно, доля МСПв обеспечении занятости в Российской Федерации гораздо меньше, чем в других странах, с которыми проводится сопоставление (Рисунок 1.2), таких как Германия Недостаточный масштаб деятельности МСПтакже отражается в статистике занятости. По данным Федеральной службы государственной статистки в 2010 году в Российской Федерациисектор МСП обеспечил более 18 млн. рабочих мест. Хотя это изначительное количество, в процентном отношении это менее 30% всех рабочих мест, и, следовательно, доля МСПв обеспечении занятости в Российской Федерации гораздо меньше, чем в других странах, с которыми проводится сопоставление (Рисунок 1.2), таких как Германия (65%), Мексика (74%) и страны-члены ОЭСР (среднее значение 71%). Доля занятости намикропредприятиях (в Российской Федерации это предприятия с количеством сотрудников от 1 до 15) составляет 13%, это ниже, чем занятость намикропредприятиях (от 1 до 9 сотрудников) в большинстве стран-членов ОЭСР. Низкий уровень производительности и инвестиций По данным Федеральной службы государственной статистики России, в 2012 году показатель продаж для МСПсоставил лишь 32%. Несмотря на то, что точная статистика в международном масштабе по данному аспекту отсутствует, указанный показатель значительно ниже показателей, типичных для других стран-членов ОЭСР, - примерно две трети добавленной стоимости, приходящейся на МСП. Более того, по данным за 2012 год, на долю МСПприходится лишь 7,6% от общего объема инвестиций в основной капитал в сфере предпринимательства и 23,5% основных средств от общего объема сектора предприятий. Перевес в непроизводственных отраслях Деятельность сектора МСП в Российской Федерации значительно тяготеет к оптовой и розничной торговле, отельно-ресторанному сектору, транспорту и связи, строительству и электроэнергетике, а также к секторам ориентированной на потребителя недвижимости, сдачи в аренду и сфере бизнес-услуг. Напротив, производственные субъекты МСП составляют лишь7% от всего сегмента МСП, и только 13% от общей занятости в сегменте МСП. В то же время, менее 20% производственной занятости было представлено в МСП в Российской Федерации по сравнению, например, с 49% в Соединенных Штатах, 51% -в Мексике, 52% -в Бразилии, 61% -в Польше, 71% -в Корее и 76% -в Италии и Болгарии. Уклон в сторону непроизводственных отраслей представляет угрозу для экономики с учетом относительного потенциала производства в Российской Федерации для стимулирования роста экспорта, развития цепочек поставок и увеличения производительности в долгосрочной перспективе. Низкий уровень самостоятельной занятости В 2012 году в Российской Федерации только 6,9% работников были официально зарегистрированы как лица, занимающиеся индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельностью, тогда как средний показатель для стран-членов ОЭСР составляет 17,0% (Рисунок 1.3). Кроме того, доля самостоятельной занятости в Российской Федерации снизилась в период с 2000 по 2012 гг. Недостаточное количество новых предприятий (стартапов) Чтобы преодолеть отставание по количеству субъектов МСП в Российской Федерации и обновить предпринимательский сектор за счет более эффективных и инновационных предприятий, необходимо большее число стартапов. Однако по данным «Глобального мониторинга предпринимательства» (ГМП), всего 2,4% взрослого населения Российской Федерации в 2014 году занимались организацией предпринимательской деятельности. В странах с ориентированной на эффективность экономикой этот показатель равен приблизительно 8,2%, в Бразилии, например, это3,7%, в Китае - 5,5% (Таблица 1.1). Процент владельцев новых предприятий также очень низок (т.е. предприятий, действующихот3месяцев, до3,5лет). Таблица 1.1. Предпринимательская деятельность в странах с ориентированной на эффективность экономикой, 2014 год. Процент взрослого населения Источник: С. Зингер, Х. Аморос и Д. М. Арреола (2015) «Глобальный мониторинг предпринимательства. 2014 год. Новые предприниматели Владельцы новых предприятий Аргентина 9,5 5,2 Барбадос 8,5 4,2 Босния и Герцеговина 4,5 2,9 Бразилия 3,7 13,8 Венгрия 5,6 3,9 Китай 5,5 10,2 Польша 5,8 3,6 Российская Федерация 2,4 2,4 Источник: С. Зингер, Х. Аморос и Д. М. Арреола (2015) «Глобальный мониторинг предпринимательства. 2014 год. Негативное отношение к предпринимательской деятельности Увеличение темпов создания новых предприятий (стартапов) может потребовать изменения отношения к предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что две трети взрослого населения Российской Федерации считает, что предпринимательская деятельность в целом хороший карьерный выбор, есть некоторые проблемные области. К примеру, согласно отчетам ГМП, в 2014 году только 27% взрослого населения считали, что в Российской Федерации существуют хорошие возможности для создания предприятия, по сравнению со средним показателем 42% в странах с ориентированной на эффективность экономикой и 39% в странах с инновационно-ориентированной экономикой. Важно отметить, что только 3,5% россиян, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, заявили, что хотят создать предприятие в ближайшие три года, по сравнению со средним показателем 23% в странах с ориентированной на эффективность экономикой. Более 70% россиян, не являющихся предпринимателями, считают, что не имеют навыков и квалификации для создания своего предприятия. Широкая распространенность теневой экономики Отчасти отставание по количеству зарегистрированных субъектов МСП в Российской Федерации, учтенных официальной статистикой, связано с довольно большим теневым сектором. Несмотря на то, что привести точные цифры трудно, сводные показатели в обзоре Международной организации труда (МОТ) говорят о том, что в 2011 году в Российской Федерации могло быть 7,78 млн. незарегистрированных рабочих мест в неофициальном секторе, что составляет приблизительно 12,1% всех рабочих мест, без учета сельскохозяйственного сектора. Если использовать альтернативный подход, показатель Шнайдера говорит о том, что до 40% экономической деятельности в Российской Федерации носит неофициальный характер, что значительно больше, чем в странах-членах ОЭСР и многих других странах с переходной экономикой (Рисунок 1.4). Низкий уровень инноваций в секторе МСП Как показано на Рисунке 1.5, менее 6% российских субъектов МСП сообщили о внедрении инноваций какого-либо рода (продукты, технологии, маркетинг или организационные вопросы) в 2009-11 гг., по сравнению со средним показателем около 50% в странах-членах ОЭСР. Аналогичным образом, сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов МСП, проведенное в 2011 году, показало, что только 1,6% субъектов МСП целевым образом расходуют средства на инновации. Согласно обзору ГМП за 2012 год, более 70% российских предпринимателей предлагали продукты и услуги, которые не являлись новыми для потребителей, и 94% признали, что не используют новые технологии в своей хозяйственной деятельности. Низкий показатель вовлеченности инновационной деятельности является весомым фактором, снижающим производительность и конкурентоспособность сектора МСП. С другой стороны, согласно «Исследованию предприятий» (МФК/Всемирный банк), к 2012 году две трети предприятий в Российской Федерации использовали свои собственные веб-сайты, по сравнению с менее чем половиной в Восточной Европе и Центральной Азии, а также в странах с доходами выше Значение предприятий с высокими темпами роста В большинстве стран небольшое количество предприятий с высокими темпами роста играют важную роль в создании новых рабочих мест. Требуются более точные данные для определения активности Российской Федерации в вопросе создания предприятий с высокими темпами роста. Прямой показатель доли фактических предприятий с высокими темпами роста отсутствует, но имеются некоторые данные из обзора ГМП касательно ожидаемого роста. Данные ГМП показывают, что предприниматели, планирующие создать более 20 рабочих мест за пять лет после создания предприятия, составляли в 2014 году 0,46% взрослого населения в Российской Федерации, что является довольно хорошим показателем по сравнению, например, с Бразилией (0,40%) и Мексикой (0,28%), но это значительно ниже показателей 1,01% в Китае и 2,89% в Соединенных Штатах Америки. Важен тот факт, что в Российской Федерации потенциальным владельцам предприятий с высокими темпами роста предоставляются возможности для достижения их амбициозных целей. Основные рекомендации по улучшению показателей деятельности субъектов МСП • Увеличение количества предприятий и уровня занятости в секторе МСП посредством комбинации комплексных мер, направленных на повышение уровня предпринимательства среди населения, и более целенаправленной и специализированной поддержки для ориентированных на развитие предприятий. • Содействие росту производственных предприятий в секторе МСП, в частности, посредством большего ориентирования программ для МСП на инновации, экспорт и инвестиции в физический и человеческий капитал, а также постановки целей для участия производственных предприятий сектора МСП в этих программах. • Содействие формированию позитивного отношения к предпринимательской деятельности с помощью информационной кампании на федеральном уровне с привлечением СМИ, а также комплексной интеграции и обучения предпринимательской деятельности в рамках образовательной системы. • Содействие переводу предпринимательской деятельности из теневой в официальную экономику путем устранения лишних барьеров для официальной предпринимательской деятельности в налоговой системе и системе регулирования, а также поддержки неофициальных предпринимателей для перехода их предприятий на более высокий уровень и получения доступа к новым источникам спроса. • Повышение инновационной активности в секторе МСП путем развития возможностей по созданию и внедрению инноваций, а также возможностей роста для новых и существующих предприятий и их управленческих команд. Условия ведения предпринимательской деятельности Меняющаяся макроэкономическая ситуация и зависимость от экспорта ресурсов В период с середины 1990-х до середины 2000-х годов наблюдался устойчивый непрерывный рост российской экономики. Однако в 2008-09 гг. мировой финансовый кризис принес рецессию, заставившую МСП решать вопросы падения спроса на внутреннем рынке и сокращения финансовой ликвидности. Правительство приняло важные меры в части доведения финансовых ресурсов до МСП, что помогло этому сектору пережить кризис. После кризиса рост национальной экономики возобновился, хотя и на уровне ниже до кризисных показателей. В последнее время макроэкономические условия для МСП ухудшились. Это связано с ухудшением отношений между Россией и другими странами, что повлияло на торговлю с участием нескольких стран и отраслей и возможности банков в области получения финансирования и предоставления кредитов МСП. Падение цен на нефть также влияет на государственные доходы и объем государственных инвестиций. Инфляция и процентные ставки выросли, обменный курс упал и прогнозируется негативный внутренний экономический рост в краткосрочной перспективе. Эти тенденции требуют значительных корректировок для малых и средних предприятий, которые могут оказаться в затруднительном положении в краткосрочной перспективе. Перед Российской Федерацией также стоит непростая задача диверсификации своего экспорта для устранения сильной зависимости от экспорта природных ресурсов путем расширения деятельности в других секторах прежде всего, в производстве. Притом, что в Российской Федерации показатель общего внешнеторгового баланса активный (+182 млрд. долларов США в 2013 г.), торговый баланс без учета нефти пассивный (-136 млрд. долларов США в 2013 г.). Сектору МСП отведена важная роль в достижении указанных целей. Постепенный выход в международную торговлю, инвестиции и конкуренцию Российская Федерация все в большей степени интегрируется в мировую экономику. В частности, вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2012 году связано с программой постепенного снижения тарифных и нетарифных барьеров. Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который был создан в 2014 году на базе Таможенного союза, повысил уровень экономической интеграции с четырьмя соседними государствами. Такая интернационализация рынков может создать важный стимул роста для МСП благодаря новым возможностям для экспорта, при условии, что российские субъекты МСП станут более инновационными, конкурентоспособными и глобально-ориентированными.Во многих странах с переходной экономикой и странах с развитой экономикой присутствие фондов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) является основным способом передачи компетенций субъектам МСП, которые помогают им улучшить свои технологии, в частности, местным поставщикам сектора МСП. Однако, тот факт, что доля ПИИ составляет всего 25% российского ВВП, что сравнительно немного, является частичным следствием наличия регуляторных барьеров, которые ограничивают возможности иностранных инвесторов в российской экономике (Рисунок 1.6). Рисунок 1.6. Индекс регуляторной ограниченности для ПИИ. 2006 и 2013 гг., индекс по шкале от 0 до 1, от наименее до наиболее ограничительного Проникновение субъектов МСП на рынок и возможности для роста частных предприятий сдерживают также значительные уровни монопольной власти и монополистическая практика влиятельных компаний. Вответ на это, в 2013 году правительство одобрило новую «Дорожную карту по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики», которая, как ожидается, привнесет значительные улучшения в сфере картелей, поглощений, структурного разделения в регулируемых отраслях, регулирования рынка и прав интеллектуальной собственности. Задачи по повышению доступа МСП к госзакупкам Правительство РФ в 2013 году внесло изменение в федеральное законодательство, обязывающее размещать, по меньшей мере, 15% стоимости госзаказов в секторе МСП. Были приняты дополнительные меры, такие как разделение контрактов, которые могут быть исполнены в секторе МСП на части до20 млн.рублей, ограничение требуемого обеспечения у исполнителей контрактов до 2% от начальной цены контракта, требование для министерств и ведомств предоставлять отчеты о размещении заказов для субъектов МСП. Эти меры могут иметь большое значение для стимулирования сектора МСП, если будут выполнены в полной мере. Смягчение регуляторной нагрузки За последние 5 лет Правительство достигло серьезного прогресса на пути облегчения бремени административного регулирования предпринимательства. Например, с помощью отлаженных процедур и ограничения времени на обработку заявлений о регистрации собственности, новой электронной системы регистрации судебных прецедентов, сокращения числа налоговых платежей в течение года, упрощенных процедур декларирования НДС и ускорения процедур ликвидации предприятий и банкротства. В результате Российская Федерация улучшила свои позиции в рейтинге «Легкости ведения бизнеса» (Ease of Doing Business) Всемирного банка, поднявшись со 120 места (из 189), которое она занимала в 2009 году до 92в 2014 году. Кроме того, среднее количество дней, необходимое для выполнения набора процедур для открытия собственного бизнеса, заметно снизилось с 43 в 2004 году до 18 в 2013 году, это было достигнуто, например, за счет введения пилотного проекта по созданию «единого окна» для регистрации предприятия в отдельных регионах и отмены требования для банков иметь карточку образцов подписей уполномоченных лиц до открытия банковского счета компании. В интересах упрощения данного процесса, правительство поставило задачу вхождения в двадцатку стран рейтинга «Doing Business» к 2018 году, разработав при этом целую серию «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы, покрывающих различные сферы регулирования. Также ожидаются положительные тенденции от недавнего введения процедуры оценки регуляторного воздействия (ОРВ) для рассмотрения новых и существующих законов, и нормативных актов, влияющих на МСП. Успех этих инициатив будет зависеть от степени и качества реализации мер на местах. Кроме того, учитывая относительно широкое использование Интернет-ресурсов российскими предприятиями, существует реальная возможность для упрощения административных процедур в отношении МСП за счет более широкого использования электронных услуг в сфере предпринимательства, таких как онлайн-регистрация, подача налоговых деклараций и финансовой отчетности в режиме «онлайн». Высокие налоги для предпринимателей Базовая ставка налога на прибыль предприятий была уменьшена с 24% до 20% в 2010 году, в результате общая ставка налога на прибыль предприятий в процентах от прибыли снизилась с 60,0% до 50,7% в период 2006-2014 гг. Тем не менее, последствия высокого корпоративного налогообложения и высоких социальных взносов по-прежнему являются серьезным барьером для предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Налоговые ставки были определены в качестве основного препятствия для ведения бизнеса более чем одной третью владельцев и руководителей субъектов МСП по результатам «Исследования предприятий», проведенного Всемирным банком в 2012 г., что в два раза выше, чем в странах Восточной Европы и Центральной Азии в целом. Основные рекомендации относительно условий ведения предпринимательской деятельности Продолжение снижения регуляторных барьеров и стимулирование привлекательности ПИИ для усиления их роли в усовершенствовании технологий МСП и расширения их рынков. • Формирование технических возможностей в оценке конкурентной политики в рамках антимонопольного органа путем предоставления аналитических руководств и обучения служащих, а также мониторинг восприят....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: