VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Малая форма фольклора как средство формирования культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009383
Тема: Малая форма фольклора как средство формирования культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Содержание
Министерство образования и науки РФ.
ФГАОУ ВПО «Северо-восточный Федеральный университет
имени М.К. Аммосова»
Педагогический институт.
Кафедра дошкольное образование.





КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Педагогика»
Тема: « Малая форма фольклора как средство формирования культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»












ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы формирования культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
1.1. Формирования культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической деятельности………………………………………………………
1.2. Малая форма фольклора и ее значение в воспитании детей 
1.3. Методика формирования культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора………… 
Вывод к первой главе
Глава II.















Введение
 	Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
    Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. 
    Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
    Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. 
    В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
    Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.
    Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.
    Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста  ?  одна из наиболее актуальных проблем. 
       Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идет простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно  важный процесс социализации малыша. 
    Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличии от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
    Великий педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), положивший начало развитию научной педагогики, уделял большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста. Книга о воспитании детей «Материнская школа», написанная Я.А. Коменским, является первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию.
    Я.А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал – «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.» Овладение этими культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить с использование фольклора.
    Ценность фольклорных произведений заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. 
В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества. Еще немного о фольклоре в общем
Целью данной работы является изучение особенностей формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Объектом исследования является процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Предметом исследования является влияние средств фольклора на формирование культурно - гигиенические навыков у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Гипотеза, метод исследования

Задачи:
Изучить сущность понятия «культурно – гигиенические навыки»;
Рассмотреть психолого-педагогические деятельности культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
Изучить понятие «малый фольклор» и ее значения в воспитании детей;
Изучить методические рекомендации по формированиюкультурно – гигиенических навыков.











ГлаваI.Теоретические основы формирования 
культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.

1.1. Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической деятельности.

Одна из задач воспитания детей младшей группы – формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно- гигиенических навыков.
В дошкольной педагогике культурно-гигиенические рассматриваются в контексте воспитания культуры поведения (С.В. Петерина, Л.Ф. Островская), т.е. совокупности полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения (в быту, в общении, в различных видах деятельности).
 По определению С.В. Петериной культурно-гигиенические навыки - это автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, которое в целом регулируется сознанием, способствующий проявлению опрятности, чистоты лица, рук, тела, прически, одежды, обуви.
От знания и выполнения детьми необходимых культурно-гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В каждом из компонентов режима можно и нужно находить благоприятный момент для культурно-гигиенического воспитания дошкольников, так как хорошее знание ими основ гигиены и выполнении их на практике - гарантия сохранения здоровья. Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. 
Младший дошкольный возраст - от двух до четырех - важный период в развитии детей. По периодизации детства - это собственно младенчество и раннее детство. Это один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов. На данном возрастном этапе у младших дошкольников активно формируются первые навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте лягут в основу их дальнейшего развития. Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование навыков бытовой деятельности, позволяющих им успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Став самостоятельным, ребенок уже сможет сам себя обслуживать: умываться, одеваться, раздеваться, есть, аккуратно складывать одежду, причесываться, а также поддерживать порядок: убирать игрушки, книги, одежду, не прибегая к помощи взрослого.
Навык – автоматизированный компонент сознательного действий, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.
Привычка – часть поведения, осуществление которого стало потребностью и не требует сознательных усилий. Привычка возникает на основе многократного повторения определенных действий.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения (по определению Н.Б. Мирской). Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это обязанность родителей прежде всего.
В период детства складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий.
Детская инициатива и стремление проявить самостоятельность, также могут быть использованы для формирования культурно-гигиенических навыков, однако ребенку требуется четкая инструкция со стороны взрослого.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодалевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий. 
У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Взрослые показывают, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований взрослого.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
 Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.
 В младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, которые помогают выполнять задание быстро.  Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. 
Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно-гигиенических навыков. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. 
Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючки, полочки, расположенные так, чтобы ребенку было удобно, иметься свое личное полотенце и т. д. На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.
 Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка).
 В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот. В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.
На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь. Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций. Начиная со второго года жизни, с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы. 
Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях. 
К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок. Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. 
Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях. 
Таким образом, в воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
1.2. Малая форма фольклора и ее значение в воспитании детей.
    В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.  
    М. Горький говорил: «… Начало искусства  слова – в фольклоре».
  Интересно исследование Л. Н. Павловой где, в частности показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.
   Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. 
    Отличие детского фольклора от фольклора взрослых между ними нет четкой границы и многие произведения в одинаковой степени могут быть отнесены и к тому и к другому.
    Детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г. С. Виноградов).
    Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.
   Фольклор для детей созданные взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказочки. 
   Эта область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».
   Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.
   Ребенок приходит в мир взрослых (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми.
   Младший дошкольный возраст - это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время формирования ребенка как личности, становление его характера.
   В основном дети наследуют родительские традиции, дополненные веяниями времени. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. 
   Игра для ребенка - это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности.
   Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, за долго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам.
   Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих вековпотешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
   Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.
   Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
   Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего - это то, что взрослый на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. 
   Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди - это зык эмоционального общения.
   Это то, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.
   Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников осваивают их и все что с ними связано (считалки, скороговорки ит. д.), а потом уже включаются в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок и т. д.
   Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.
К детскому фольклору относятся:
* Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
* Заклички - обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
* Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
* Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
* Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
* Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
   В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
   Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским.
   Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких - то движений е вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.
   Колыбельные - народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.
   Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.
   На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.
   Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. Дети находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях можно потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит.
    Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).
    Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т. е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
    Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки.
    Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки - исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков. Они служат образцом краткости и глубины мысли. Их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение.
   Для того, чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использую народные песенки - потешки «Ладушки, Сорока, Идет коза и др.» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. 
   Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. 
    Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.
1.3. Методика формирования культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
    В центре воспитательного процесса находится ребёнок – воспитуемый. По отношению к нему как объекту воспитания воспитатель выступает субъектом воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов воспитания.
    Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. (Болотина Л. Р., Комарова Т. С.) С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.
   При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.
   Особую значимость приобретает фольклор при формировании навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него интерес,  положительные эмоции. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития навыков и умений, позволяет побуждать к действиям. Потешка должна соответствовать уровню развития детей. Нельзя забывать, что словарный запас детей младшего дошкольного возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Интонация, с которой произносятся потешки воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию. Удачна подобранная потешка помогает во время кормления, умывании, одевании и т. д. (Водичка, водичка умой мое личико; Умница Катенька и т.д)
   Программа «От рожденья до школы» Н. Е. Вераксы, А. В. Васильевой нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по формированию навыков самообслуживания у детей, на воспитание доброжелательности, заботливому отношению друг к другу.
    Малые формы фольклора (песенки, потешки, используемые при формировании навыков самообслуживания и гигиены, сопровождаются показом трудового действия. Так, например, обучая детей мыть руки, заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытирать н сухо руки полотенцем, побуждая малышей повторить действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождая процесс умывания словами: «Чистая водичка моет Кате личико, Ванечке – ладошки, а пальчики Антошке». Все это помогало малышам запоминать и последовательность процедуры, и веселую потешку. 
    Для того чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, почувствовать свое отношение к нему, можно использовать «живые картинки». Например, при чтении потешки «Расти, коса» воспитатель предлагает кому – либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает. Как ласково при этом приговаривает. Подобные «живые картинки» позволяли правильно понять и эмоционально передать содержание потешек «Водичка, водичка», «Глубоко – не мелко, кораблик в тарелке», «У котенка в чашке было много кашки», «Я обед съедаю сам» и т. д. Малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игру и в повседневную деятельность.
    Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.
Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем.
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и другие требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя.
Потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Их чтение проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь дошкольника становится ярче, интереснее. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно - координация и ловкость.
В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические действия: умывание, раздевание, усаживание на унитаз. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент можно использовать потешки, песенки.
При умывании детей:
Водичка, водичка,
Умой Кате личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Удачно использованная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:
Каша из гречки
Варилась на печке,
Варилась и прела,
Чтобы Катя ела.
При одевании детей на прогулку проговариваем:
Мы наденем Мишке,
Теплые штанишки,
Мы наденем Мишке
Валенки -малышки.
Процесс пробуждения детей мы сопровождаем чтением потешек, пестушек:
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась.
Детки, просыпайтесь,
С кроваток поднимайтесь.
Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических правил.
Кроме того, формируя культурно-гигиенических навыки, мы решаем познавательные задачи, способствуем развитию детского мышления, обогащению речи детей.
Во - вторых, эта работа позволит приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение.
В - третьих, работа с фольклором способствует развитию у детей любви к родному краю и умению видеть и понимать окружающий мир.
Тема мне очень близка и интересна, потенциал группы высок, дает основание говорить о том, что в будущем эту работу необходимо продолжить в виде проекта.
Задачи:
1. Изучить формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в Программе ДОО;
2. Сформировать культурно-гигиенические навыки, используя малые формы фольклора;
3. Пропагандировать использование фольклора в повседневной деятельности дошкольников среди воспитанников и их родителей;
Средства осуществления задач:
1. Подготовить фольклорный материал для детей младшего дошкольного возраста;
2. Подготовить консультацию для родителей «Пестовать – значит нянчить»
3. Изготовить папку – передвижку «Песенки – пестушки в жизни детей»;
4. Фольклорные произведения использовать на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.
Итак, творчески используя фольклор, как эмоционально - образное средство влияния на детей, мы планируем поддерживать интерес к культурно-гигиеническим навыкам посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки.


  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Список литературы
1. Логинова. В.И., Саморукова  П.Г. Дошкольная педагогика- М.,1983 г
2. Романов Д.А. Толковый словарь современного русского языка: Т52 5000 толкований трудных для понимания слов – М. ЗАО 2005.-448с.
3.  по редак. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М. : Педагогика, 1974.-228с.
4. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. «Готов ли ваш ребенок к школе?»( Советы педагога и психолога) М., «Просвещение» 1993г
5. Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста. М.: Сов.педагогика, 1980. – 25-27 С.
6. Бабунова Т.М. Дошкольая педагогика. – М., 2007
7. Абузярова Л. Предметно- развивающая среда ДОУ. // Ребенок в детском саду. 2004. - №6 – С. 30-32.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика,2005. – 344с.
9. Лонгинова В., Мотирина Л. Формирование представления о труде взрослых//Дошкольное воспитание. – 1970.-№10.- 56-63.
10. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991-328 с.
11. Выготский Л.С. Кризис трех лет.//Д.образование.-2005.№15.-с.2-4
12. Блонский П.П. Дошкольный возраст.//Блонский П.П. Пед.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44