VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Содержание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007559
Тема: Содержание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное 

учреждение высшего образования

«МУРМАНСКИЙ  АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»



Психолого-педагогический институт



Кафедра ПЕДАГОГИКИ

                                                                                                                         









выпускная квалификационная работа

(Баквалаврская работа)





ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА















Выполнил(а) студент(ка)

Еремеева Виорика Владимировна

Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», 

профиль «Дошкольное образование»,

заочная форма обучения



Научный руководитель:

Авдеев А.П.

(ФИО, звание, должность)

Консультант:



(ФИО, звание, должность)











Мурманск

2018 г.                 



     

Оглавление

Введение	3

Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста	7

	1.1. Значение воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста	7

	1.2. Содержание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста	11

	1.3. Пути и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста	15

Глава 2. Фольклор, его история и значение в формировании культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста	21

	2.1.Фольклор как искусство	21

	2.2. Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у младшего дошкольного возраста	24

Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование  использования фольклора как средства  формирования культурно-гигиенических умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста	33

	3.1. Диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников	34

	3.2. Организация работы по использованию фольклора при проведении режимных моментов	42

	3.3. Анализ и обработка данных, полученных в ходе эксперимента	45

Заключение	54

Список литературы	57

Приложения	63



Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что становление ценностей здорового образа жизни, восприятие художественной литературы и фольклора, формирование навыков самообслуживания у  детей дошкольного возраста являются основными требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

ФГОС ДО  предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и с этой целью, помимо других мероприятий, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для укрепления и сохранения здоровья воспитанников.

Отдельной образовательной областью в ФГОС ДО обособлена  область «Физическое развитие», направленная  на достижение таких целей, как сохранение детского здоровья и  закладывание основ культуры здоровья. Для чего были поставлены такие задачи, как  

Воспитание культурно-гигиенических навыков;

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.



Дошкольная гигиена разрабатывает ряд мер, которые призваны укрепить здоровье детей, обеспечить их нормальное физическое, психическое развитие, а кроме того и гигиеническое  воспитание. С самого рождения ребенок является существом социальным, и  уход за ним предназначен, в том числе, для   введения ребенка в социум. В процессе социализации дошкольника значительную роль играет воспитание культурно-гигиенических навыков. Навыки культуры и гигиены направлены на него самого. Таким образом,  при выполнении санитарно-гигиенических процедур происходит самоосознание дошкольника, его самоопределение в мире, а также складываются представления о строении собственного тела. 

 Так же культурно-гигиенические навыки (КГН) совпадают с таким направлением психического развития  ребенка, как развитие воли. Ребенок взрослеет, параллельно происходит овладение культурно-гигиеническими навыками, их формирование, а значит, ребенок начинает осознавать и выполнять правила поведения, их определяющие. Также существует тесная связь между формированием КГН и развитием эстетических чувств ребенка дошкольного возраста. [29]

  В  возрасте дошкольного  детства особенно проявляется склонность  к копированию поведения взрослых, поэтому образец поведения взрослого имеет значительную роль в становлении КГН. Для продуктивного общения педагога и воспитанника  важно установить доверительные и добрые отношения, а также чрезвычайно важен контакт на уровне эмоций и чувств. Для более быстрого установления такого контакта  необходимо использование детского фольклора, - сказок, а так же таких  малых фольклорных жанров, как потешки, песенки, считалки, прибаутки, поговорки, пословицы, дразнилки, загадки, пестушки, кричалки,

Актуальность данной  темы состоит в том, что воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста направленно, в первую очередь, на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическое развитие начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Младший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования культурно-гигиенических навыков, так как дети этого возраста очень восприимчивы и подражательны [23].

Практика работы в дошкольной образовательной организации показывает наличие противоречия между требованиями  ФГОС ДО  по формированию культурно-гигиенических навыков у детей  младшего дошкольного возраста и низким уровнем сформированности их у части детей на этапе завершения  дошкольного образования. Разрешение этого противоречия является проблемой нашего исследования.

Целью исследования является выявление, обоснование и экспериментальная проверка результативности  использования фольклора как средства     формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования -  процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

 Предмет  исследования -  фольклор как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

 Проблема, объект и предмет исследования обусловили постановку и решение следующих задач:

Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 

Выявить уровень сформированности  культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Определить особенности влияния фольклора на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. 

Разработать методические рекомендации для родителей и воспитателей.

Гипотеза: формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы будет успешным при соблюдении следующих психолого-педагогических  условий:

Создание условий и среды для формирования культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного возраста.

Последовательное использование разнообразных  форм фольклора в повседневной жизни детей.

Взаимодействие с семьей по работе над данной проблемой.

Методологическую основу исследования составляют положения системно-деятельностного подхода, изложенные в трудах А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др.; положения культурологического подхода  (А.И. Арнольдов, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Ф. Лосев и др.)

Проблемой формирования  культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста занимались Петерина С.В., Теплюк С.Н., Малер А.Р.,  Шипицина Л.М., Бойчук И.А, Бабинова Н. В., Василенко В. С., Волков  Г. Н., Гаврилова И. Г., Конина Е.Ю. и др.)

          Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование родителей, диагностика детей, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап (май 2017-сентябрь 2017) – изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Второй этап (сентябрь-декабрь 2017) – проведение педагогического эксперимента.

Третий этап (октябрь-декабрь 2017) – анализ и оформление результата эксперимента, оформление дипломной работы. 

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №14 «Солнышко» г. Ковдора.

Теоретическая значимость заключается в обосновании важности использования фольклора как средства формирования культурно-гигиенических умений  и навыков у детей младшего дошкольного возраста, а также  в обобщении и систематизации практического и теоретического материала по данной теме.

Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций для педагогов и родителей по использованию фольклора в процессе формирования культурно-гигиенических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста. 



Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

1.1. Значение воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

С самого рождения ребенок является существом социальным, и  уход за ним предназначен, в том числе, для   введения ребенка в социум. В процессе социализации дошкольника значительную роль играет воспитание культурно-гигиенических навыков. Навыки культуры и гигиены направлены на него самого. Таким образом,  при выполнении санитарно-гигиенических процедур происходит самоосознание дошкольника, его самоопределение в мире, а также складываются представления о строении собственного тела. 

Этот   процесс нельзя оставлять на потом, ведь психическое развитие - процесс неравномерный, и происходит скачкообразно. Разные психические качества, физические функции по-разному созревают в разные периоды. Наиболее благоприятный период для развития какой-либо функции или качества называется сензитивным. [29]

Так же культурно-гигиенические навыки (КГН) совпадают с таким направлением психического развития  ребенка, как развитие воли. Ребенок взрослеет, параллельно происходит овладение культурно-гигиеническими навыками, их формирование, а значит, ребенок начинает осознавать и выполнять правила поведения, их определяющие. Также существует тесная связь между формированием КГН и развитием эстетических чувств ребенка дошкольного возраста. [29]

 

  Так же становление  такого направления психического развития, как развитие воли тоже происходит параллельно с развитием КГН. 

 Таким образом, для дошкольника,   на первый план выходит не быстрота выполнения действия, а качество его выполнения, доведение его до завершения, удержание поставленных целей на протяжении всей деятельности, удержание внимания. И теперь ему уже не требуется (или требуется гораздо реже)  напоминание взрослого о необходимости того или иного действия. Ребенок сам, по собственной инициативе требуемое действие совершает  и контролирует  ход выполнения. При этом формируются следующие  волевые качества личности: 

целеустремлённость, 

дисциплинированность, 

выдержка, настойчивость, 

организованность,  

самостоятельность. [10]

 Освоение культурно-гигиенических навыков также закладывает основы  формирования эстетического вкуса.

 Так, ребенок начинает присматриваться к себе, сравнивать, как он изменился, когда его причесали, завязали банты или галстук, опрятно и аккуратно одели.  При этом особенно  важно, чтобы взрослый, совершая  бытовые действия,  исподволь привлекал внимание дошкольника к  метаморфозам, происходящим с внешним видом ребенка. Смотрясь в зеркало, дошкольник  оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, стремится устранить неряшливость в своей внешности и одежде. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю над своим внешним видом [3].

Развитие  нравственных чувств также происходит  во взаимосвязи с формированием культурно-гигиенических навыков.  Двух-трехлетние дети  получают удовольствие от выполнения действий  совместно со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года уже правильность выполнения действия доставляет удовольствие ребёнку, что подтверждается должной оценкой взрослого. Стимулом к выполнению действия для ребенка  становится  стремление заслужить похвалу, одобрение.  По мере взросления ребенок понимает, что за каждым действием стоит правило, усваивает нравственную норму и  соотносит  её с действием, и постепенно соответствие нравственным нормам, принятым в обществе приносит  ребенку чувство удовлетворения.  Теперь ребенок доволен не потому, что умылся или вытер нос, а потому, что он стал аккуратным: «Я все делаю верно, правильно, значит, я молодец, аккуратный!» [23]

Такая проблема, как ухудшение здоровья детей в наше время становится все более насущной и актуальной. У многих взрослых людей почти отсутствует или очень  низкая мотивация к двигательной активности, представления о здоровом образе жизни также находятся на низком уровне.  Не секрет, что в раннем  детстве закладываются основы здоровья человека. Организм ребенка более пластичен, чем у взрослого, более нестабилен и восприимчив  к неблагоприятным факторам окружающей среды. Следовательно, от того благоприятны или нет эти воздействия зависит то, как сложится его здоровье [35]

 Последние исследования ученых показывают, что здоровье человека лишь на малую часть зависит от здравоохранения и более чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что практически половина заболеваний берут свое начало с дошкольного возраста.  

Исходя из вышесказанного, возникает необходимость изменения равнодушного, потребительского отношения к своему организму. Ведь самый главный капитал, который  принадлежит нам изначально, по праву рождения и обеспечивается условиями, в которых мы живем – это здоровье.[35]

Здоровье  воспитанников  стоит в прямой  зависимости  от  физического состояния, но в такой же степени важны  и  условия жизни в семье, уровень развития здравоохранения и образования,  санитарная  и гигиеническая культура людей. Следовательно,  в первую очередь  уровень здоровья ребенка определяют такие социальные структуры, как  семья и детский сад.  Дошкольное образование в общем  и , в частности каждое дошкольное учреждение  должно обеспечивать одно из главных прав  ребенка – право на охрану его здоровья и жизни. Но все-таки первые соображения о том, что нужно заботься о своем здоровье и как правильно это  делать, ребенок получает в семье.[5]

Для того, чтобы физическое развитие ребенка было полноценным необходимо с раннего детства приобщать его к основам здорового образа жизни. И конечно, важное значение в этом процессе приобщения придается освоению дошкольниками   основ культуры гигиены [45]. 

 Воспитание культурно-гигиенических навыков  направлено  в первую очередь на укрепление здоровья ребенка. Также  оно включает такую  важную задачу, как  воспитание культуры поведения.  Именно с воспитания у детей  любви к порядку, чистоте, опрятности начинается забота об их здоровье и   физическом развитии.[34]

Одной из важнейших  частей культуры поведения являются  гигиенические навыки. Необходимость содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только соображениями  гигиены, но и нормами человеческой культуры. Приучая детей к порядку и чистоте, мы воспитываем у них организованность, общую культуру, бережное отношение к вещам и труду взрослых.[41]

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что  формирование у детей навыков личной и социальной гигиены играет существенную роль в охране их  физического и психического здоровья,  формирует культуру бытового поведения и поведения в общественных местах. 

1.2. Содержание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

 При формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а крайне  важный процесс социализации, ребенка, введение его в мир взрослых. Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он осваивает предметные действия. [20]

 По мере освоения культурно-гигиенические навыки выносятся в вымышленную, игровую  ситуацию, таким образом, они   оказывают  влияние на развитие и совершенствование игровой деятельности. В игре дети воспроизводят взаимоотношения, которые складываются в ходе игровых процессов.  Они воссоздают, имитируют бытовые действия (одевание, прием пищи)  тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (столовыми приборами, посудой).  Кроме того,  воспроизводят правила, которые стоят за выполнением культурно-гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво. [21]

 Культурно-гигиенические навыки  взаимосвязаны не только с игрой. Они лежат в основе первого, основного доступного ребенку вида трудовой деятельности, в которой  действия ребенка направлены на самого себя – труда по самообслуживанию. Формирование  культурно-гигиенических навыков влияет также  и на взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Это дает возможность сравнить себя с другими детьми. Таким образом,  при сравнении себя с другими возникают предпосылки  для формирования самооценки, самоконтроля, осознания своих умений и возможностей. [46]

Исходя из вышесказанного, можно отметить,  что педагогам и родителям следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей  такой же естественной потребностью, как потребность во сне, пище, игре и  отдыхе,  а навыки гигиены постепенно, исподволь  становились привычными и неуклонно, постоянно развивались и совершенствовались. 

Давно  известно, что самые стойкие привычки (и  полезные,  и вредные), берут истоки из детства. Поэтому крайне важно еще  в младшем дошкольном возрасте вырабатывать у ребенка здоровые навыки, автоматизировать  их, превращая в привычку.  Самой животрепещущей проблемой у детей этого возраста является проблема формирования культурно-гигиенических навыков. Этот возраст является сензитивным  для освоения  всех основных навыков. Дети способны  научиться  правильно, легко и  быстро их выполнять, а также  понять их важность. [5]

 В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков включает следующие задачи. [6]

1. Учить детей вначале под контролем взрослого, а потом  и самостоятельно мыть руки перед едой и по мере загрязнения, насухо вытирать руки и  лицо  личным полотенцем. 

2. Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. 

3. Формировать навык владения предметами индивидуального пользования (расческой, носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком). 

4. Учить детей навыкам опрятного приема  пищи. 

5. Обучать детей порядку одевания и раздевания. [6]

 В процессе гигиенического воспитания и обучения необходимо сообщить детям различные  сведения [12]:

о важности гигиенических навыков для здоровья человека, 

о определенной последовательности  выполнения гигиенических процедур в режиме дня,

 о пользе физкультурных упражнений. 

о теле человека, о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. 

 К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся.[46]

целесообразно организованная обстановка, 

четкий режим дня  

руководство взрослых. 

 Рационально организованная обстановка - это наличие чистой просторной умывальной комнаты, в которой раковины небольшого размера и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем находится картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. 

 Режим дня предоставляет возможность для  ежедневного систематического  воспроизведения гигиенических процедур в одно и то же время, что содействует поэтапному развитию навыков и привычек культуры поведения. Однако можно отметить, что в режиме дня детям младшего дошкольного возраста  отводится больше времени на гигиену и самообслуживание, чем детям более старшего возраста [16]

 Формирование культурно-гигиенических навыков реализовывается под прямым  руководством взрослых – родителей, педагогов. Поэтому особенно важно обеспечить безусловную  согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. [18]

 У детей дошкольного возраста доминирует наглядно-образное, конкретное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Взрослые демонстрируют, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопутствуется  объяснением. Детям становится ясна и понятна важность и  целесообразность требований взрослого. Грамотное руководство взрослого сокращает время овладения навыками личной гигиены. По мере усвоения навыка доля самостоятельного участия ребенка возрастает, а непосредственная помощь взрослого сокращается. Взрослый только наблюдает за тем, как ребенок выполняет ту или процедуру, показывает правильное действие, направляет на следующий ход. [5]

Все культурно-гигиенические навыки формируются особенно благополучно в том случае, если все окружающие ребенка взрослые и старшие дети, являются примером в отношении  личной гигиены и культуры поведения. Дети, как известно, склонны к подражанию и довольно быстро перенимают действия окружающих. Поэтому самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример. В противном случае все усилия, предпринимаемые в этом направлении, окажутся безрезультатными. Внешний вид, поведение воспитателей и родителей должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. [5]

 В воспитании культурно-гигиенических навыков немалую роль играет оценка. Необходимо вовремя похвалить, подбодрить ребенка, достигая позитивного эмоционального отношения его к гигиеническим процедурам и сознательного  их выполнения. Положительная оценка поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше [8]

 Весьма полезно завлекать ребенка в разнообразные игры, персонажи которых – куклы, котята, собачки – помогут дошкольнику изучить и усвоить нужные навыки более результативно. Во время игры и с ее помощью педагоги и родители закрепляют у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим (обучающим) играм «Уложи мишку спать», «Оденем зайку на прогулку», «Накормим мишку завтраком». Подобные игры не нетрудно придумать и родителям, их можно сделать многообразными, увлекательными для ребенка и иногда гораздо более эффективными, чем любые беседы. [22]

 Существенное влияние на воспитание навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, и особенно фольклор. Художественное слово дает возможность  ребенку глубже понять окружающий мир. Дети воспринимают художественную литературу, запоминают понравившиеся и полюбившиеся им потешки, сказки. Во время игры и прослушивания  художественного материала,  дети опосредованно,  исподволь, не подозревая этого,  осваивают знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Использование художественного слова помогает создать у детей хорошее настроение и формирует позитивное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков [6] 

Если все необходимые правила гигиены будут достаточно четко усвоены ребенком, можно рассчитывать на то, что и в дальнейшем он будет всегда их выполнять. А это – главное условие формирования здорового образа жизни, охраны и укрепления здоровья растущего человека.

1.3. Пути и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

 Педагог должен  тщательно отбирать  методы формирования культурно-гигиенических навыков, ориентируясь на закономерности, свойственные специально организованному воспитательному процессу.  В различных педагогических ситуациях методы воспитания должны постоянно варьироваться, в этом  проявляется творческий подход  к процессу воспитания и профессиональные качества педагога. [5]

К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:

- разъяснение важности и  необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;

- образец, пример взрослого;

- приучение, упражнение; 

- организация воспитывающих ситуаций; 

- поощрение (при освоении новых навыков поможет ребенку поверить в свои силы) [33]

 Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. [29]

 Чтобы освоение новых  навыков прошло для ребенка легко, необходимо сделать этот процесс интересным,  увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.

 На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия разделяют на несколько операций [4].

 Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается [16]

 Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей [20]

1.  Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора.

Этот прием позволяет легко и ненавязчиво, используя образное, литературное слово,  уточнить  представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык.

2.  Показ и объяснение

 В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.

 Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.

3. Упражнение и контроль.

 Без упражнения  ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.

 Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

4. Пример взрослых.

 Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание)

 Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому  ребенок,  наблюдая за взрослыми, перенимает и  формирует свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.

 4. Игровые приёмы.

 Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".

 Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык. 

 Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. [34]

 Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками [1]

  Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.  [1]

 По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков. [4]

 Ребенок  научился надевать платье, колготки, обувь  и начинает осваивать порядок одевания. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда ребенок работает уже не с одним элементом, а с целой  группой элементов. Постепенно трудовые действия соединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком. [26]

 Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.



































Глава 2. Фольклор, его история и значение в формировании культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста

2.1.Фольклор как искусство

Среди многообразия  видов искусства  особое место занимает фольклор. Фольклор, как народное творчество,  зародился в давние времена,  до появления письменности и конечно, имел устную, разговорную форму выражения. Однако фольклор не только словесное искусство в отдельных жанрах он представляет собой синтез слов и напева. Кроме того, все произведения фольклора живут в естественном исполнении, поэтому содержат, в том числе и элементы театрального искусства (жест, интонация, мимика). 

Таким образом, фольклор, по сути своей синтетическое искусство, объединяющее в себе особенности нескольких искусств. Нельзя забывать и того, что произведения некоторых жанров исполняются под сопровождение музыкальных инструментов. Частушки и теперь исполняются под гармонь или балалайку. Часто песни сопутствует танец.

 Но в основе фольклорного произведения находится слово. Не все жанры объединяют слово и напев; есть такие, которым это не характерно (сказка, легенда, сказ и пословица). Кроме того, слово в фольклорных произведениях может быть и без напева, но напев без слов обычно не существует: при объединении слова и напева, как показывают исследования музыковедов, определяющим началом обычно является слово.

 Создатель фольклора – народ, однако когда мы заявляем об этом необходимо иметь ввиду историчности понятия «народ», учитывать его изменения в ходе развития общества, зарождение классовости в фольклоре, ее изменение и отмирание; помнить, что признаки фольклора так же в известной мере исторически изменяются. Содержание фольклора, его отдельных жанров и произведений составляет жизнь народа, его миропонимание, взгляды нравственно-эстетические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические.[12]

Хочется отметить неоднородность фольклора по содержанию. Помимо того, что он является носителем нравственных принципов и ценностей, также фольклор отмечается  высокими художественными качествами.  С течением времени в нем выделились особенные, свойственные только ему жанровые формы – былина, сказка, пословица, песня.  Эти жанровые формы существуют и в литературе, но истоки они берут из народного творчества.

 Отличия фольклорных произведений состоят также в том, что они создаются не на книжном, литературном языке, а на живом, разговорном, народном языке, имеющим свои лексические и звуковые черты, в том числе ударения, что идет от местных говоров. [8] 

С древних времен имеет место великое  множество фольклорных произведений, специально адресованных  детям. Такой вид исконно народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до настоящего времени  играет колоссальную роль в воспитании и обучении детей. Детский фольклор – это понятие в полной мере относится к той части произведений, которые созданы взрослыми для детей, а также сюда входят произведения, сочиненные самими детьми. Многие детские песни и игры являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к взрослой  жизни. Пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные песни содержат в себе простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Народный фольклор вызывает у ребенка яркий, эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывают и сопереживания тому, что происходит в  песенках, потешках, прибаутках. [8]

С древних времен имеет место великое  множество фольклорных произведений, специально адресованных  детям. Тако.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%