- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Содержание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007559 |
Тема: | Содержание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МУРМАНСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Психолого-педагогический институт Кафедра ПЕДАГОГИКИ выпускная квалификационная работа (Баквалаврская работа) ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выполнил(а) студент(ка) Еремеева Виорика Владимировна Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование», заочная форма обучения Научный руководитель: Авдеев А.П. (ФИО, звание, должность) Консультант: (ФИО, звание, должность) Мурманск 2018 г. Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 7 1.1. Значение воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 7 1.2. Содержание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 11 1.3. Пути и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 15 Глава 2. Фольклор, его история и значение в формировании культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста 21 2.1.Фольклор как искусство 21 2.2. Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у младшего дошкольного возраста 24 Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование использования фольклора как средства формирования культурно-гигиенических умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста 33 3.1. Диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников 34 3.2. Организация работы по использованию фольклора при проведении режимных моментов 42 3.3. Анализ и обработка данных, полученных в ходе эксперимента 45 Заключение 54 Список литературы 57 Приложения 63 Введение Актуальность исследования обусловлена тем, что становление ценностей здорового образа жизни, восприятие художественной литературы и фольклора, формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста являются основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и с этой целью, помимо других мероприятий, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для укрепления и сохранения здоровья воспитанников. Отдельной образовательной областью в ФГОС ДО обособлена область «Физическое развитие», направленная на достижение таких целей, как сохранение детского здоровья и закладывание основ культуры здоровья. Для чего были поставлены такие задачи, как Воспитание культурно-гигиенических навыков; Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Дошкольная гигиена разрабатывает ряд мер, которые призваны укрепить здоровье детей, обеспечить их нормальное физическое, психическое развитие, а кроме того и гигиеническое воспитание. С самого рождения ребенок является существом социальным, и уход за ним предназначен, в том числе, для введения ребенка в социум. В процессе социализации дошкольника значительную роль играет воспитание культурно-гигиенических навыков. Навыки культуры и гигиены направлены на него самого. Таким образом, при выполнении санитарно-гигиенических процедур происходит самоосознание дошкольника, его самоопределение в мире, а также складываются представления о строении собственного тела. Так же культурно-гигиенические навыки (КГН) совпадают с таким направлением психического развития ребенка, как развитие воли. Ребенок взрослеет, параллельно происходит овладение культурно-гигиеническими навыками, их формирование, а значит, ребенок начинает осознавать и выполнять правила поведения, их определяющие. Также существует тесная связь между формированием КГН и развитием эстетических чувств ребенка дошкольного возраста. [29] В возрасте дошкольного детства особенно проявляется склонность к копированию поведения взрослых, поэтому образец поведения взрослого имеет значительную роль в становлении КГН. Для продуктивного общения педагога и воспитанника важно установить доверительные и добрые отношения, а также чрезвычайно важен контакт на уровне эмоций и чувств. Для более быстрого установления такого контакта необходимо использование детского фольклора, - сказок, а так же таких малых фольклорных жанров, как потешки, песенки, считалки, прибаутки, поговорки, пословицы, дразнилки, загадки, пестушки, кричалки, Актуальность данной темы состоит в том, что воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста направленно, в первую очередь, на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическое развитие начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Младший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования культурно-гигиенических навыков, так как дети этого возраста очень восприимчивы и подражательны [23]. Практика работы в дошкольной образовательной организации показывает наличие противоречия между требованиями ФГОС ДО по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста и низким уровнем сформированности их у части детей на этапе завершения дошкольного образования. Разрешение этого противоречия является проблемой нашего исследования. Целью исследования является выявление, обоснование и экспериментальная проверка результативности использования фольклора как средства формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования - процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования - фольклор как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Проблема, объект и предмет исследования обусловили постановку и решение следующих задач: Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. Выявить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Определить особенности влияния фольклора на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Разработать методические рекомендации для родителей и воспитателей. Гипотеза: формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы будет успешным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: Создание условий и среды для формирования культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного возраста. Последовательное использование разнообразных форм фольклора в повседневной жизни детей. Взаимодействие с семьей по работе над данной проблемой. Методологическую основу исследования составляют положения системно-деятельностного подхода, изложенные в трудах А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др.; положения культурологического подхода (А.И. Арнольдов, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Ф. Лосев и др.) Проблемой формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста занимались Петерина С.В., Теплюк С.Н., Малер А.Р., Шипицина Л.М., Бойчук И.А, Бабинова Н. В., Василенко В. С., Волков Г. Н., Гаврилова И. Г., Конина Е.Ю. и др.) Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование родителей, диагностика детей, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент. Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап (май 2017-сентябрь 2017) – изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы. Второй этап (сентябрь-декабрь 2017) – проведение педагогического эксперимента. Третий этап (октябрь-декабрь 2017) – анализ и оформление результата эксперимента, оформление дипломной работы. Опытно-экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Солнышко» г. Ковдора. Теоретическая значимость заключается в обосновании важности использования фольклора как средства формирования культурно-гигиенических умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста, а также в обобщении и систематизации практического и теоретического материала по данной теме. Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций для педагогов и родителей по использованию фольклора в процессе формирования культурно-гигиенических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста. Глава 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 1.1. Значение воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста С самого рождения ребенок является существом социальным, и уход за ним предназначен, в том числе, для введения ребенка в социум. В процессе социализации дошкольника значительную роль играет воспитание культурно-гигиенических навыков. Навыки культуры и гигиены направлены на него самого. Таким образом, при выполнении санитарно-гигиенических процедур происходит самоосознание дошкольника, его самоопределение в мире, а также складываются представления о строении собственного тела. Этот процесс нельзя оставлять на потом, ведь психическое развитие - процесс неравномерный, и происходит скачкообразно. Разные психические качества, физические функции по-разному созревают в разные периоды. Наиболее благоприятный период для развития какой-либо функции или качества называется сензитивным. [29] Так же культурно-гигиенические навыки (КГН) совпадают с таким направлением психического развития ребенка, как развитие воли. Ребенок взрослеет, параллельно происходит овладение культурно-гигиеническими навыками, их формирование, а значит, ребенок начинает осознавать и выполнять правила поведения, их определяющие. Также существует тесная связь между формированием КГН и развитием эстетических чувств ребенка дошкольного возраста. [29] Так же становление такого направления психического развития, как развитие воли тоже происходит параллельно с развитием КГН. Таким образом, для дошкольника, на первый план выходит не быстрота выполнения действия, а качество его выполнения, доведение его до завершения, удержание поставленных целей на протяжении всей деятельности, удержание внимания. И теперь ему уже не требуется (или требуется гораздо реже) напоминание взрослого о необходимости того или иного действия. Ребенок сам, по собственной инициативе требуемое действие совершает и контролирует ход выполнения. При этом формируются следующие волевые качества личности: целеустремлённость, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, организованность, самостоятельность. [10] Освоение культурно-гигиенических навыков также закладывает основы формирования эстетического вкуса. Так, ребенок начинает присматриваться к себе, сравнивать, как он изменился, когда его причесали, завязали банты или галстук, опрятно и аккуратно одели. При этом особенно важно, чтобы взрослый, совершая бытовые действия, исподволь привлекал внимание дошкольника к метаморфозам, происходящим с внешним видом ребенка. Смотрясь в зеркало, дошкольник оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, стремится устранить неряшливость в своей внешности и одежде. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю над своим внешним видом [3]. Развитие нравственных чувств также происходит во взаимосвязи с формированием культурно-гигиенических навыков. Двух-трехлетние дети получают удовольствие от выполнения действий совместно со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года уже правильность выполнения действия доставляет удовольствие ребёнку, что подтверждается должной оценкой взрослого. Стимулом к выполнению действия для ребенка становится стремление заслужить похвалу, одобрение. По мере взросления ребенок понимает, что за каждым действием стоит правило, усваивает нравственную норму и соотносит её с действием, и постепенно соответствие нравственным нормам, принятым в обществе приносит ребенку чувство удовлетворения. Теперь ребенок доволен не потому, что умылся или вытер нос, а потому, что он стал аккуратным: «Я все делаю верно, правильно, значит, я молодец, аккуратный!» [23] Такая проблема, как ухудшение здоровья детей в наше время становится все более насущной и актуальной. У многих взрослых людей почти отсутствует или очень низкая мотивация к двигательной активности, представления о здоровом образе жизни также находятся на низком уровне. Не секрет, что в раннем детстве закладываются основы здоровья человека. Организм ребенка более пластичен, чем у взрослого, более нестабилен и восприимчив к неблагоприятным факторам окружающей среды. Следовательно, от того благоприятны или нет эти воздействия зависит то, как сложится его здоровье [35] Последние исследования ученых показывают, что здоровье человека лишь на малую часть зависит от здравоохранения и более чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что практически половина заболеваний берут свое начало с дошкольного возраста. Исходя из вышесказанного, возникает необходимость изменения равнодушного, потребительского отношения к своему организму. Ведь самый главный капитал, который принадлежит нам изначально, по праву рождения и обеспечивается условиями, в которых мы живем – это здоровье.[35] Здоровье воспитанников стоит в прямой зависимости от физического состояния, но в такой же степени важны и условия жизни в семье, уровень развития здравоохранения и образования, санитарная и гигиеническая культура людей. Следовательно, в первую очередь уровень здоровья ребенка определяют такие социальные структуры, как семья и детский сад. Дошкольное образование в общем и , в частности каждое дошкольное учреждение должно обеспечивать одно из главных прав ребенка – право на охрану его здоровья и жизни. Но все-таки первые соображения о том, что нужно заботься о своем здоровье и как правильно это делать, ребенок получает в семье.[5] Для того, чтобы физическое развитие ребенка было полноценным необходимо с раннего детства приобщать его к основам здорового образа жизни. И конечно, важное значение в этом процессе приобщения придается освоению дошкольниками основ культуры гигиены [45]. Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено в первую очередь на укрепление здоровья ребенка. Также оно включает такую важную задачу, как воспитание культуры поведения. Именно с воспитания у детей любви к порядку, чистоте, опрятности начинается забота об их здоровье и физическом развитии.[34] Одной из важнейших частей культуры поведения являются гигиенические навыки. Необходимость содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только соображениями гигиены, но и нормами человеческой культуры. Приучая детей к порядку и чистоте, мы воспитываем у них организованность, общую культуру, бережное отношение к вещам и труду взрослых.[41] Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что формирование у детей навыков личной и социальной гигиены играет существенную роль в охране их физического и психического здоровья, формирует культуру бытового поведения и поведения в общественных местах. 1.2. Содержание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста При формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а крайне важный процесс социализации, ребенка, введение его в мир взрослых. Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он осваивает предметные действия. [20] По мере освоения культурно-гигиенические навыки выносятся в вымышленную, игровую ситуацию, таким образом, они оказывают влияние на развитие и совершенствование игровой деятельности. В игре дети воспроизводят взаимоотношения, которые складываются в ходе игровых процессов. Они воссоздают, имитируют бытовые действия (одевание, прием пищи) тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (столовыми приборами, посудой). Кроме того, воспроизводят правила, которые стоят за выполнением культурно-гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво. [21] Культурно-гигиенические навыки взаимосвязаны не только с игрой. Они лежат в основе первого, основного доступного ребенку вида трудовой деятельности, в которой действия ребенка направлены на самого себя – труда по самообслуживанию. Формирование культурно-гигиенических навыков влияет также и на взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Это дает возможность сравнить себя с другими детьми. Таким образом, при сравнении себя с другими возникают предпосылки для формирования самооценки, самоконтроля, осознания своих умений и возможностей. [46] Исходя из вышесказанного, можно отметить, что педагогам и родителям следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей такой же естественной потребностью, как потребность во сне, пище, игре и отдыхе, а навыки гигиены постепенно, исподволь становились привычными и неуклонно, постоянно развивались и совершенствовались. Давно известно, что самые стойкие привычки (и полезные, и вредные), берут истоки из детства. Поэтому крайне важно еще в младшем дошкольном возрасте вырабатывать у ребенка здоровые навыки, автоматизировать их, превращая в привычку. Самой животрепещущей проблемой у детей этого возраста является проблема формирования культурно-гигиенических навыков. Этот возраст является сензитивным для освоения всех основных навыков. Дети способны научиться правильно, легко и быстро их выполнять, а также понять их важность. [5] В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков включает следующие задачи. [6] 1. Учить детей вначале под контролем взрослого, а потом и самостоятельно мыть руки перед едой и по мере загрязнения, насухо вытирать руки и лицо личным полотенцем. 2. Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. 3. Формировать навык владения предметами индивидуального пользования (расческой, носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком). 4. Учить детей навыкам опрятного приема пищи. 5. Обучать детей порядку одевания и раздевания. [6] В процессе гигиенического воспитания и обучения необходимо сообщить детям различные сведения [12]: о важности гигиенических навыков для здоровья человека, о определенной последовательности выполнения гигиенических процедур в режиме дня, о пользе физкультурных упражнений. о теле человека, о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся.[46] целесообразно организованная обстановка, четкий режим дня руководство взрослых. Рационально организованная обстановка - это наличие чистой просторной умывальной комнаты, в которой раковины небольшого размера и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем находится картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня предоставляет возможность для ежедневного систематического воспроизведения гигиенических процедур в одно и то же время, что содействует поэтапному развитию навыков и привычек культуры поведения. Однако можно отметить, что в режиме дня детям младшего дошкольного возраста отводится больше времени на гигиену и самообслуживание, чем детям более старшего возраста [16] Формирование культурно-гигиенических навыков реализовывается под прямым руководством взрослых – родителей, педагогов. Поэтому особенно важно обеспечить безусловную согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. [18] У детей дошкольного возраста доминирует наглядно-образное, конкретное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Взрослые демонстрируют, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопутствуется объяснением. Детям становится ясна и понятна важность и целесообразность требований взрослого. Грамотное руководство взрослого сокращает время овладения навыками личной гигиены. По мере усвоения навыка доля самостоятельного участия ребенка возрастает, а непосредственная помощь взрослого сокращается. Взрослый только наблюдает за тем, как ребенок выполняет ту или процедуру, показывает правильное действие, направляет на следующий ход. [5] Все культурно-гигиенические навыки формируются особенно благополучно в том случае, если все окружающие ребенка взрослые и старшие дети, являются примером в отношении личной гигиены и культуры поведения. Дети, как известно, склонны к подражанию и довольно быстро перенимают действия окружающих. Поэтому самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример. В противном случае все усилия, предпринимаемые в этом направлении, окажутся безрезультатными. Внешний вид, поведение воспитателей и родителей должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. [5] В воспитании культурно-гигиенических навыков немалую роль играет оценка. Необходимо вовремя похвалить, подбодрить ребенка, достигая позитивного эмоционального отношения его к гигиеническим процедурам и сознательного их выполнения. Положительная оценка поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше [8] Весьма полезно завлекать ребенка в разнообразные игры, персонажи которых – куклы, котята, собачки – помогут дошкольнику изучить и усвоить нужные навыки более результативно. Во время игры и с ее помощью педагоги и родители закрепляют у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим (обучающим) играм «Уложи мишку спать», «Оденем зайку на прогулку», «Накормим мишку завтраком». Подобные игры не нетрудно придумать и родителям, их можно сделать многообразными, увлекательными для ребенка и иногда гораздо более эффективными, чем любые беседы. [22] Существенное влияние на воспитание навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, и особенно фольклор. Художественное слово дает возможность ребенку глубже понять окружающий мир. Дети воспринимают художественную литературу, запоминают понравившиеся и полюбившиеся им потешки, сказки. Во время игры и прослушивания художественного материала, дети опосредованно, исподволь, не подозревая этого, осваивают знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Использование художественного слова помогает создать у детей хорошее настроение и формирует позитивное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков [6] Если все необходимые правила гигиены будут достаточно четко усвоены ребенком, можно рассчитывать на то, что и в дальнейшем он будет всегда их выполнять. А это – главное условие формирования здорового образа жизни, охраны и укрепления здоровья растущего человека. 1.3. Пути и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Педагог должен тщательно отбирать методы формирования культурно-гигиенических навыков, ориентируясь на закономерности, свойственные специально организованному воспитательному процессу. В различных педагогических ситуациях методы воспитания должны постоянно варьироваться, в этом проявляется творческий подход к процессу воспитания и профессиональные качества педагога. [5] К методам формирования гигиенических навыков можно отнести: - разъяснение важности и необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур; - образец, пример взрослого; - приучение, упражнение; - организация воспитывающих ситуаций; - поощрение (при освоении новых навыков поможет ребенку поверить в свои силы) [33] Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. [29] Чтобы освоение новых навыков прошло для ребенка легко, необходимо сделать этот процесс интересным, увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности. На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия разделяют на несколько операций [4]. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается [16] Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей [20] 1. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора. Этот прием позволяет легко и ненавязчиво, используя образное, литературное слово, уточнить представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык. 2. Показ и объяснение В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное. Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые. 3. Упражнение и контроль. Без упражнения ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков. 4. Пример взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание) Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за взрослыми, перенимает и формирует свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний. 4. Игровые приёмы. Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки". Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. [34] Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками [1] Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д. [1] По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков. [4] Ребенок научился надевать платье, колготки, обувь и начинает осваивать порядок одевания. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда ребенок работает уже не с одним элементом, а с целой группой элементов. Постепенно трудовые действия соединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком. [26] Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание. Глава 2. Фольклор, его история и значение в формировании культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста 2.1.Фольклор как искусство Среди многообразия видов искусства особое место занимает фольклор. Фольклор, как народное творчество, зародился в давние времена, до появления письменности и конечно, имел устную, разговорную форму выражения. Однако фольклор не только словесное искусство в отдельных жанрах он представляет собой синтез слов и напева. Кроме того, все произведения фольклора живут в естественном исполнении, поэтому содержат, в том числе и элементы театрального искусства (жест, интонация, мимика). Таким образом, фольклор, по сути своей синтетическое искусство, объединяющее в себе особенности нескольких искусств. Нельзя забывать и того, что произведения некоторых жанров исполняются под сопровождение музыкальных инструментов. Частушки и теперь исполняются под гармонь или балалайку. Часто песни сопутствует танец. Но в основе фольклорного произведения находится слово. Не все жанры объединяют слово и напев; есть такие, которым это не характерно (сказка, легенда, сказ и пословица). Кроме того, слово в фольклорных произведениях может быть и без напева, но напев без слов обычно не существует: при объединении слова и напева, как показывают исследования музыковедов, определяющим началом обычно является слово. Создатель фольклора – народ, однако когда мы заявляем об этом необходимо иметь ввиду историчности понятия «народ», учитывать его изменения в ходе развития общества, зарождение классовости в фольклоре, ее изменение и отмирание; помнить, что признаки фольклора так же в известной мере исторически изменяются. Содержание фольклора, его отдельных жанров и произведений составляет жизнь народа, его миропонимание, взгляды нравственно-эстетические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические.[12] Хочется отметить неоднородность фольклора по содержанию. Помимо того, что он является носителем нравственных принципов и ценностей, также фольклор отмечается высокими художественными качествами. С течением времени в нем выделились особенные, свойственные только ему жанровые формы – былина, сказка, пословица, песня. Эти жанровые формы существуют и в литературе, но истоки они берут из народного творчества. Отличия фольклорных произведений состоят также в том, что они создаются не на книжном, литературном языке, а на живом, разговорном, народном языке, имеющим свои лексические и звуковые черты, в том числе ударения, что идет от местных говоров. [8] С древних времен имеет место великое множество фольклорных произведений, специально адресованных детям. Такой вид исконно народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до настоящего времени играет колоссальную роль в воспитании и обучении детей. Детский фольклор – это понятие в полной мере относится к той части произведений, которые созданы взрослыми для детей, а также сюда входят произведения, сочиненные самими детьми. Многие детские песни и игры являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к взрослой жизни. Пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные песни содержат в себе простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Народный фольклор вызывает у ребенка яркий, эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывают и сопереживания тому, что происходит в песенках, потешках, прибаутках. [8] С древних времен имеет место великое множество фольклорных произведений, специально адресованных детям. Тако....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Малая форма фольклора как средство формирования культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
- Условия воспитания культурно-гигиенических навыков
- Анализ процесса методы формирования культурно гигиенических большое навыков, способствующих эффективному использованию художественное игровых методов