VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Использование малых форм фольклора в обогащении словаря детей младшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006599
Тема: Использование малых форм фольклора в обогащении словаря детей младшего дошкольного возраста
Содержание
Анализ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего профессионального образования 

«Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО 

И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.









Кафедра дошкольной педагогики.











«Использование малых форм фольклора в обогащении словаря детей младшего дошкольного возраста». 



Курсовая работа по методике развития речи















Выполнила:

студентка III курса 

331 з группы    

факультета педагогического и художественного образования

Шестакова Елена Рудольфовна

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

                                                                         Т.Б. Хорошева  













Глазов, 2016 г.







Содержание.





Введение………………………………………………………………….……… 3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы использования малых форм фольклора в обогащении словаря детей младшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме    обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста ……....8

Малые фольклорные формы и особенности их восприятия детьми младшего дошкольного возраста…………………………………….. 17

Методика обогащения словаря  детей младшего дошкольного возраста  с использованием малых форм фольклора……………………………. 25

Вывод  по первой главе…………………………………………………….... 32

Глава II. Экспериментальное обоснование проблемы использования малых фольклорных форм в обогащении словаря детей младшего дошкольного возраста.

2.1.  Методика выявления уровней развития словаря у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………...  34

2.2.    Система занятий по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм.………………………………………………………………........  39

2.3. Сравнительный анализ полученных результатов…………………….  46

Вывод по второй главе……………………………………………………….  48

Заключение…………………………………………………………………….  50

Список литературы…………………………………………………………… 53

Приложение…………………………………………………………………… 58













Введение.

Слово - это великий дар человека, который дает ему возможность постигнуть радость общения и познания окружающего мира. Нет в нашей жизни ничего такого, чего мы не могли бы передать словами. В них отражается и звучание музыки, и шум прибоя, и боль утраты, и шелест листьев, и утренние соловьиные трели, и нежный детский лепет. Но постигнуть это богатство сполна, к огромному сожалению, дается далеко не каждому. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.[1]

В словаре В. Даля под речью понимается « что – либо» выраженное словами, в коих есть известный смысл».[2] Речевое общение детей будет невозможно совершенствовать, не обогащая их словарный запас, так как слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. 

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни и в общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт [22; 106].

Проблемой обогащения и расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Морозова, К.Д. Ушинский, Е.В. Водовозова, Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, М.М. Конина, Ю.С. Ляховская, В.И. Яшина, Алексеева М.М. и многие другие.

Е.Н. Тихеева считала, что слово является целью всей нашей жизни. По мнению Ф.А. Сохина ребенок должен овладеть достаточным словарным запасом для обеспечения общения с окружающими и благополучным обучением в дальнейшем в школе.[5]

Процесс овладения словарем оказывает серьезное влияние на умственное развитие ребенка-дошкольника, способствует расширению кругозора и ориентировки в окружающей действительности, перестраивает структуру познавательных процессов (мышления, восприятия, внимания), обеспечивает развитие речевого общения. (Выготский Л.В. , Леонтьев А.Н., Люблинская А.А. и другие.)

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи: обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов; закрепление и уточнение словаря; активизация словаря и устранение из речи детей нелитературных слов. Для нас представляет интерес первая задача: обогащение словаря [1;101].

Помогая ребенку  овладеть родной речью, мы меньше всего заботимся о том, чтобы его речь была яркой, образной, чтобы она отражала языковое богатство своего народа. Известный источник обогащения речи – устное народное творчество. Поэтому, одним  из факторов, определяющих обогащение  словаря, следует признать влияние малых форм фольклора.

Фольклор - прекрасное средство для развития у ребёнка всех сторон речи. Разенковой Ю.А., Баенской Н.Н. доказано, что семьи, которые использовали произведения малых фольклорных жанров (колыбельные песни, потешки, прибаутки, пестушки и т.д ) для развития и воспитания своих детей практически не имеют отставаний в развитии, у них значительно меньше процент речевых патологий, речь выразительна, богата, такие дети имеют цепкую память, развитое мышление [4; 32].

Фольклор оказывает непосредственное влияние на словесную деятельность ребенка, развивает образную речь, определяет строй и стиль речи, питает ее своим материалом, создает образы, вооружает способом построения повествования. По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста, народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста [29].

В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.И. Политова, Н.П. Кузьмина, А.В. Соболева и др. Устное народное творчество – это волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, получая необходимую информацию об окружающем, способную обогатить словарь детей. Используя фольклорные произведения в своей работе, педагог становится активным участником процесса активизации словарного запаса младших дошкольников [13]. 

В МБДОУ «Детский сад №89» города Верещагино Пермского края работа с детьми по обогащению словаря строиться по модели организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и детей подразделяется на НОД и образовательную деятельность в ходе режимных моментов. Воспитатель  уделяет большое внимание развитию своих детей,  создана развивающая предметно-пространственная среда, которая, несомненно, влияет на обогащение словаря у детей младшего дошкольного возраста. 

Однако, несмотря на то, что работа по обогащению словарного запаса   у  детей  младшего дошкольного возраста ведется ежедневно, целенаправленно, практически не используются малые формы фольклора. 

Анализ научно-педагогической литературы и речь детей младшей группы, позволили определить тему работы: «Использование малых форм фольклора в обогащении словаря детей младшего дошкольного возраста».

Проблема исследования:  каковы возможности использования  малых форм фольклора в обогащении словаря  у детей младшего дошкольного возраста?  

Объект исследования: процесс обогащения словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование малых форм фольклора в обогащении словаря детей младшего дошкольного возраста. 

Цель исследования: выявление возможностей использования малых форм фольклора в обогащении словаря детей младшего дошкольного возраста. 

В основе моего исследования была положена гипотеза исследования: мы предполагает, что обогащение словаря у детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться  эффективнее, если  использовать малые формы фольклора.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования решались следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря  детей младшего дошкольного возраста. 

2. Рассмотреть малые фольклорные формы и особенности их восприятия детьми младшего дошкольного возраста.

3. Выявить уровень развития словаря у детей младшего дошкольного возраста 

4. Разработать систему занятий для развития словаря   детей младшего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора.

5. Сделать сравнительный анализ.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; метод наблюдения, педагогический эксперимент.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

































Глава 1. Теоретическое обоснование использования малых форм фольклора в обогащении словаря детей младшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме    обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.



Одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей является целенаправленное развитие речи младших дошкольников. Именно в этот  период возрастает  речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые  высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое  оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения,  формируется звуковая культура речи [12;56].

Интерес к развитию детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: Е. И. Тихеева [33], Е. А. Флёрина[40], А. Н. Гвоздев[14], О.С.Ушакова [38], А. А. Леонтьев[20], М. И. Лисина[21] и многие другие ученые.  

Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [43], в котором выделена образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя:

овладение речью как средством общения и культуры; 

обогащение активного словаря; 

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 

развитие речевого творчества; 

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; 

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Особенности развития детского словаря достаточно  полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В отечественной методике развития словаря в детском саду были определены в трудах Тихеевой Е.И., Соловьевой О.И., Кониной М.М. и уточнены в последующие годы в исследованиях В.И. Яшиной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, О.В. Дыбиной и многих других.

В усвоении дошкольниками родного языка Ф.А. Сохин считал важным вести работу над словом в логике языка, а не только в логике предметных связей. В процессе речевого общения дети сталкиваются с различными по значению словами, с синонимами, антонимами; понимание и использование их в речи подчинены конкретным условиям коммуникации, и соответствующие слова выступают для детей как отдельные, мало связанные друг с другом в их речевом мышлении семантические единицы языка. Таким образом, по мнению Ф.А. Сохина, в методике развития речи следует повысить удельный вес работы над словом как структурной единицей языка.  [44; 27]

В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста, словарная работа занимает одно из ведущих мест. Работа над словом, направленная  не только на расширение активного словаря, но и на формирование умений задумываться над смыслом слова и сознательно использовать лексические средства в самостоятельном высказывании, является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка и развитие культуры речи. Понимание всего многообразия лексических значений слова происходит у ребенка не сразу, а развивается и обогащается долгие годы.

Исследователи предлагают вводить слова в языковую систему, учитывая такие их особенности: непосредственную связь слова с предметным миром, смысловые связи с другими словами, изменение лексического значения слова в зависимости от контекста, ассоциации, связанные со словом. (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.В Эльконин, А.Н Гвоздев, Ф.А.Сохин, В.В.Виноградов, Л.В. Щерба, Д.И.Шмелев)[44; 40]

Обогащение словаря дошкольников тесно связано с планомерным расширением, углублением и обогащением знаний о предметном мире, о жизни людей, об их  труде и взаимоотношениях. Дошкольник должен обладать таким словарем, который  позволил бы ему общаться со сверстниками, окружающими людьми, понимать художественную литературу, в дальнейшем успешно обучаться в школе. И главное - уметь сформулировать свою мысль, давать четкие и ясные ответы на поставленные вопросы [44; 57]

Методика развития речи рассматривает такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном [5; 26].

Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.

Как отмечает ученый-методист А.В. Текучев, словарная работа - это не эпизод в работе педагога, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа [35; 217]. Он выделяет в словарной работе с дошкольниками  два аспекта: специфики освоения детьми лексики:

первый аспект заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания, связанный с развитием познавательной деятельности детей и осуществляемый  в логике предметных связей и отношений.  В дошкольной методике развития речи этот аспект разработан, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной.

второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной. 

Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова. 

В дошкольном возрасте всеми исследователями отмечается быстрый количественный рост словаря детей. Он зависит от многих факторов, таких как: условия жизни и воспитания ребенка, интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Поэтому индивидуальные количественные параметры словарного запаса каждого ребенка могут значительно отличаться. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре "более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития" [1;95].

По мнению А.М. Бородич, развитие словарного запаса детей происходит в двух направлениях: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов [5; 38].

По данным А.Н. Гвоздева [14; 37], в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц.

В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследованиях В.В. Гербовой установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в словаре детей третьего года жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы -16,5%; названия средств передвижения-15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.  Данные, которые приведены выше, свидетельствуют о том, что дети третьего года жизни располагают разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими  [1;96].

Н.Х. Швачкин [45; 67] подчеркивает, что развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. К 4 годам количество слов доходит до 1900. Наиболее быстро растет количество существительных и глаголов. Количество прилагательных увеличивается медленнее. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

 М.И. Лисина [21; 61] отмечает, что к концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 -  2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). 

Как показывают исследования А.И Максакова, Г.М. Ляминой у детей 2-3-го года жизни отмечается быстрый рост словаря. Он увеличивается в три-четыре раза. Третий год жизни является периодом наибольшего увеличения активного словаря, к 3-м годам количество слов доходит до 1500. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляется[3].

Большое значение придала М.М Конина усвоению ребенком смысла слова, который иногда он объясняет с точки зрения детской логики. Поэтому она считала необходимым работать над уточнением словаря и отработкой умения употреблять слова в соответствии со смыслом.

Н.Х. Швачкин [1;99] обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками:

1. прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. Поэтому ребенок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым оно относится.

2. малыш ищет непосредственную связь между звучанием и значением слова; этим объясняется потребность дошкольника видоизменять звуковую форму слов.

3. в значение слова ребенок вкладывает живой, осязаемый образ.

4. дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам, которые он произносит: летчика называет «самолетчиком», летать по его мнению можно и на воздушном шаре, и на планере, а «самолетчик» летает на самолете. 



М.Ф. Фомичева [42;78] подразделяет детей на возрастные группы, также выделяя этапы формирования лексики у детей с нормальным речевым развитием:

- Вторая младшая группа. У детей трех лет непрерывно идет процесс увеличения словаря как активного, так и пассивного. Если в два года у ребенка словарный запас составляет 250-300 слов, то в три года он имеет, как правило, 800-1000 слов. У детей трех лет наблюдается неправильность в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» - велосипед); перестановка в слове слогов («замукальные» - музыкальные); перестановка в слове звуков («певрый» - первый); пропуски в слове звуков. Иногда дети, чтобы избежать стечения согласных звуков, вводят дополнительные согласные, которые постепенно исчезают. К четырем годам активный словарь достигает 1900-2000 слов. В словаре детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляется образование слов по аналогии.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи[1, 101]: 

обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у малышей  слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

Активизация словаря. Усваиваемые детьми - дошкольниками слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. 

Также следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне. Для  нашего исследования имеет значение обогащение словаря.

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной) [1;103]. Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения. Ее содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности.

Прежде всего, дети усваивают: 

 бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

 природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

 обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);

 эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный), слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок);

 лексику, обозначающую время, пространство, количество.

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В. И. Логинова[22; 41] выделила три таких направления: 

- расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; 

-  усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; 

-   введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Таким образом, проблема обогащения словаря детей достаточно исследована учеными. Для обогащения словаря детей мы намерены использовать малые формы фольклора.



1.2. Малые фольклорные формы и особенности их восприятия детьми младшего дошкольного возраста.



Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Прежде всего — это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей: это и колыбельные песни, успокаивающие ребенка. Это поэзия пестования, ухода за ребенком, ласковых прикосновений к нему; то, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора и отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песенки, потешки, прибаутки, загадки, заклички, поговорки; брали для детей то, что педагогически целесообразно[27; 42]. 

В науке существует множество точек зрения по вопросу об определении понятия «детский фольклор». Так, например, В.П.Аникин к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова» [2;351].

 Это мнение разделяют Э.В. Померанцева, В.А. Василенко [9] и другие. Упомянутые исследователи характеристику детского фольклора, как правило, начинают с рассмотрения произведений, созданных взрослыми и исполнения ими для детей (колыбельные пес



ни, пестушки и потешки).

Первым, кто охарактеризовал, содержание, объём и границы понятия «детский фольклор», назвав его «особым явлением обособленного детского быта и обособленной детской жизни», был Г.С.Виноградов: «…вся совокупность разных видов словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых» [31;66].

Почти одновременно с Г.С.Виноградовым,  О.И.Капица предложила своё понимание и определение детского фольклора,  «Термин «детский фольклор» применяется для обозначения всех произведений устного народного творчества, которые бытуют среди детей. Носителями и творцами детского фольклора являются взрослые и дети» [19;120]. 

Говоря о детском фольклоре, надо, прежде всего, иметь в виду произведения устного народного творчества, специально предназначенные для детей и не входящие в «обычный» репертуар взрослых. Отличительная черта произведений детского фольклора выражается в учете психологии и возрастных особенностей детей [25; 84]. 

Существуют различные классификации детского фольклора. Первые попытки дать классификацию детского фольклора были предприняты только в начале XX века в трудах Г.С. Виноградова и О.И. Капицы. Именно с их деятельностью связаны разработка принципов научной классификации, жанров детского фольклора и изучение их с учетом личности ребенка и детского быта. Однако точки зрения   Г.С.   Виноградова   и О.И. Капицы на общую классификацию   детского     фольклора   различны [10]. 

Г.С.   Виноградов     жанры групп детской поэзии разделяет по функциональному признаку: 

- потешный фольклор, его назначение - развлечь, развеселить, потешить себя и своих товарищей. В него входят «забавы, не связанные с драматическим действием», их игровая основа заключена в словах и вспомогательных действиях (сечки, голосянки) или только в словах (словесные игры, перевертыши, скороговорки, молчанки, поддевки).

- детский игровой фольклор, исследователь относит все разновидности детских ролевых игр и «игровые прелюдии». Этим термином исследователь обозначает считалки, жеребьевые стихи, приговоры.

- детский сатирический; 

- бытовой; 

- календарный фольклор; 

- магический фольклор [24; 112].

Развивая предложенную П.А. Бессоновым классификацию детского фольклора в зависимости от возраста детей, О.И. Капица отмечает наличие двух групп носителей текстов:

К этой группе  она относит взрослых, опекающих и воспитывающих детей с рождения до 5-6 лет; прежде всего это поэзия пестования (колыбельных песен, пестушек, прибауток, докучных сказок).

К данной группе она относила самих детей в возрасте от 5 до 15 лет, произведения в этой группе образуют те тексты, которые бытуют среди детей, когда они уже самостоятельно развлекают себя. Она называет колыбельные песни, поэзию пестования («пестушки»), игровой фольклор, потешки, прибаутки, календарный фольклор, дразнилки, загадки, задачи, вопросы, замечания (типа звуковых игр), заговоры, сказки, считалки (в том числе и жеребьевые прибаутки), детские игры, приговоры.

Но все произведения составляют единое целое - детский фольклор. О.И. Капица теоретически обосновала деление детского фольклора по возрастным группам детей, предложенное в работе П.А. Бессонова. Она учитывала не только возраст носителей детского фольклора, но и его происхождение [19; 79].

По генетическому принципу строит свою систему В.П. Аникин. Он выделяет три группы произведений: 

- поэзию взрослых для детей, 

- произведения, выпавшие из фольклора взрослых и усвоенные детьми, 

- собственное творчество детей. 

Внутри них исследователь рассматривает отдельные жанры и их разновидности [2; 37].

В.А. Василенко, предлагает функциональный принцип классификации, выделяя группы текстов по наличию в них игровых элементов:

- колыбельные песни, или байки;

- произведения, связанные с игровыми действиями;

- произведения,  которые занимают детей словесным содержанием и исполнением независимо от игровых действий [6; 29].

Е. А. Флерина подразделяет фольклор на две большие группы: 

произведения первой группы открываются колыбельными песнями. Спустя некоторое время ребенка начинают забавлять песенками и стишками, прибаутками. 

вторая группа, состоящая из произведений взрослых, ставших со временем детскими, включает в первую очередь заклички и приговорки. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями [41;57]. 

Классификация М.Н. Мельникова более удачна. Она опирается на наблюдения Г.С. Виноградова, но учитывает принцип возрастной градации детей и некоторые другие положения работы О.И. Капицы. [26; 42]. По назначению и характеру бытования ученый выделяет лишь основные группы детского фольклора. На основе общности поэтики, музыкального строя и выполняемой в быту функции внутри каждой группы выделяются самостоятельные жанры [27; 46]:

1) в колыбельный период дети могут только слушать и полностью зависят от взрослых; матери, бабушки, няни создали для них поэзию пестования (материнскую поэзию);

2) для детей младшего дошкольного возраста предназначен игровой фольклор. Его выделяют практически все современные исследователи, но каждый из них понимает его содержание по-своему: Г.А. Барташевич относит к нему считалки, игровые песни и приговоры; В.А. Василенко прибавляет к ним пестушки и потешки;

3)все остальные жанры детского фольклора, включая колыбельные песни, он обозначает как «поэзию словесных игр»;

4) неигровой фольклор исследователь делил на три группы:

- сатирическая лирика (дразнилки, поддевки), 

- календарный фольклор (детские обрядовые песни, заклички и приговоры), 

- бытовой фольклор (детские сказки, песни, загадки, страшилки).

Предложенная выше классификация далеко не совершенна, но может рассматриваться в качестве рабочей.

 А теперь охарактеризуем некоторые из жанров детского фольклора.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Их назначение – успокоить малыша, снять напряжение, приготовить ребенка ко сну, убаюкать и  усыпить младенца. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Колыбельная песня закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.[27; 56] Например:

Баю, баю, баюшок,

В огороде петушок…[2; 64]

Колыбельные песни  наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом [25;34 ]. 

Пестушки- получили свое название от слова пестовать - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движение младенца в первые месяцы жизни.  Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение. Пестушки учат ребенка воспринимать человеческую речь не как сочетание звуков, а как обозначение определенных действий. Однако в пестушках ребенок не принимает активного участия, так как он еще не умеет целенаправленно действовать руками, не может самостоятельно ползать, садиться, вставать у опоры. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди - это язык эмоционального общения [27; 62].

Потешки,  так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. Они рассчитаны на  активность самого  ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки - потешки. Но их не стоит рассматривать только в качестве развлечения.  Они способствуют тренировке памяти и мышления у детей, помогают развить речь, мелкую моторику, приучить ребенка к режиму, сформировать чувство юмора. Доказано, чт.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44