VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Магомедовой абидат шамильевны «формирование архитектурного облика петербурга в первой половине xix в

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012495
Тема: Магомедовой абидат шамильевны «формирование архитектурного облика петербурга в первой половине xix в
Содержание
     
     
     
     
     
     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
     Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
     «Дагестанский государственный университет»
     Исторический факультет
     
 

     
     ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
     (уровень бакалавриат)
     по направлению 46.03.01 – История 
     Магомедовой абидат шамильевны «формирование архитектурного облика  петербурга в первой половине xix в.»
     
     
     
     
     Научный руководитель: 
      доцент Егорова В.П.
     
     

     Рецензент:
     

     
 Работа допущена к защите:
Зав. кафедрой Истории России с древнейших времен до конца ХIХ в.
д.и.н., профессор Гасанов М.М.
«____»_____________  2018 г.

     Махачкала - 2018
     Оглавление
Введение
Глава I. Градостроительные приемы в формировании архитектурного облика Санкт – Петербурга.
1.1 Вклад А.Н. Воронихина в строительство Казанского собора
1.2 Стилевые идеи при постройке А. Д. Захаровым здания Адмиралтейства
1.3 Архитектурно – художественные решения Тома де Томона при постройке здания Петербургской Биржи
Глава II. Исаакиевский собор Огюста Монферрана
Глава III. Карл Росси и его вклад в формирование архитектурного облика 
Санкт – Петербурга.
3.1 Ансамбль Михайловского дворца
3.2. Ансамбль Дворцовой площади
3.3 Ансамбль Александринского театра
3.4 Здания Сената и Синода
Заключение
Список использованной литературы 
Приложение




     Введение
     Актуальность темы исследования. Историко-архитектурное наследие Петербурга разнообразно и значительно, вследствие этого оно всегда притягивало внимание многих исследователей. И тем не менее можно утверждать, что до сих пор не воссоздана общая картина истории развития градостроительства северной столицы и  его архитектуры в первой половине XIX века.
     XIX век для Петербурга разделен на две эпохи: эпоха классицизма, и эпоха модерна. Становление нового стиля в Петербурге запаздывало по сопоставлению с ведущими иностранными школами. Настоящие проявления черт модернизма наблюдаются с конца 1890-х годов. Истоки петербургского модерна находились в архитектуре Западной Европы.  
     Любое авторское решение, которое принимается, обязательно должно быть логически мотивировано, аргументировано. Архитектурное творчество не может не опираться на разумные посылки, оно — результат предварительных интеллектуальных усилий автора, который воспринимает суть задачи, конкретные ее условия. 
     На протяжении трех веков Санкт-Петербург определился как один из самых красивых городов мира. Заслуженной славой пользуются многообразные произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры, которыми столь богаты Санкт-Петербург и его пригороды - Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов.
     В первой трети девятнадцатого века формируются шедевры архитектуры высокого классицизма, ансамбли красивейших площадей Петербурга, которые нельзя ни с чем сравнить. При Александре I царил стиль, который был прост и лишен фантазии. Как и в восемнадцатом веке, в девятнадцатом в основу был взят принцип регулярности застройки. С особой силой проявляется значение Невы как главной артерии и основной композиционной образующей в центре Санкт-Петербурга. Почти всё пространство, занимаемое в настоящее время Петербургом, в середине девятнадцатого века уже вошло в черту города и было застроено. Были возведены важнейшие здания, сохранившиеся до наших дней с небольшими изменениями. Частных построек было мало. Прокладывались новые улицы, обстраивались площади. Улицы мостились крупным булыжником. (Адмиралтейская набережная, Ботанический сад, Голландская церковь, Здание Главного штаба, Исаакиевский собор, Казанский собор, Новый Эрмитаж, Сфинксы на Университетской набережной, Ямской рынок). 
     Градостроительные принципы мастеров русского классицизма начала XIX века А.Д. Захарова и А.Н. Воронихина, которые создали ряд замечательных архитектурных ансамблей, получили дальнейшее развитие в работах по реконструкции отдельных районов Петербурга в 1820-1830-х годах. 
     Целью моей работы является - изучение истории создания архитектурных ансамблей Петербурга начала XIX века. По моему мнению, данная информация может являться полезной для моей профессии в будущем.
     Исходя из цели, поставлены и решены следующие задачи исследования:
     1.	Изучить градостроительные приемы в формировании архитектурного облика Петербурга;
     2.	Проанализировать вклад Воронихина в строительство Казанского собора;
     3.	Рассмотреть стилевые идеи при постройке А. Д. Захаровым здания Адмиралтейства;
     4.	Проанализировать архитектурно – художественные решения Тома де Томона при постройке Здания Петербургской Биржи;
     5.	Рассмотреть  Исаакиевский собор Огюста Монферрана;
     6.	Так же изучить, вклад Карла Росси в формирование архитектурного облика Санкт – Петербурга.
     Степень изученности проблемы. Специальных трудов о создании архитектурного облика Петербурга нет. Ее признаки и специфические черты рассматриваются в монографиях, которые посвящены творчеству выдающихся мастеров северной столицы, из которых для нашей темы важное значение имеет К.И. Росси. 
     Преобразованию Петербурга первой половине XIX в. посвящено значительное число исследований, монографий и публикаций, популярных изданий, соответствующих разделов учебной литературы. Постройки К.И.Росси упоминаются в средствах массовой информации своего времени и различных периодических изданиях.
     Развернутый анализ об архитектуре Адмиралтейства указан в книге     В. Н. Сашонко «Адмиралтейство» где он  рассказывает в очерке об истории постройки здания, реставрационных и восстановительных работах, проводившихся здесь.
     Так же данная проблема изучена и в книге Я. И. Шурыгина «Казанский собор», где автор пишет о Казанском соборе, как о замечательном памятнике русской архитектуры периода расцвета классицизма, сыгравший большую роль в формировании центральной части Петербурга. Книга рассказывает о строительстве собора, об особенностях его архитектуры, скульптуры и живописи.
     Немало полезного и интересного мною было, использовано из книги посвященной  В. К. Шуйским Андреяну Захарову. Он является, одним из выдающихся зодчих в истории мировой архитектуры. Его творчество знаменует собой наивысший расцвет русской национальной архитектурной школы эпохи классицизма. Этот период, охватывающий первые три десятилетия XIX века, часто называют высоким классицизмом. Творческое наследие Захарова, центральное положение в котором занимает всемирно прославленное здание адмиралтейства, позволяет судить о нем как о великом труженике, разработавшем огромное количество проектов, начиная с городских ансамблей и кончая небольшими, часто утилитарными постройками.
     Деятельность архитектора этого времени Огюста Монферрана освещена в книге: О. А. Чеканова, А. Л. Ротач «Огюст Монферран». Здесь дан подробный анализ работ Монферрана и оценка их с позиций современного искусствоведения. Особое внимание уделено возведению Исаакиевского собора, Александровской колонны, строительству особняков в Петербурге, его пригородах. Показана роль Монферрана в создании блестящих интерьеров Зимнего дворца до и после пожара 1837 г. 
     Методология и методы исследования сформированы на комплексном подходе к достижению цели и решению установленных задач. Применялись методологические подходы системности и междисциплинарности, еще и  нынешние концепции культурного наследия. Использовались историко-генетический, культурно-исторический методы, методы сравнения и аналогии, анализа и синтеза, систематизации, типологизации, а также методы частных дисциплин таких, как искусствоведение, архитектуроведение (натурное изучение памятников, описание, стилистический анализ).
     Личный вклад автора, заключается в следующем:
     1. Определены и выделены основные направления петербургской архитектуры в первой половине 19 века; 
     2. Обоснована ведущая роль архитектурной школы К. И. Росси в трансляции идеи классицизма в формировании архитектурного облика Петербурга в первой половине 19 века;
     Объект исследования – архитектура Петербурга в первой половине XIX века.
     Предмет исследования – русская архитектура первой половины XIX века Петербурга.
     Структура работы: данная дипломная работа состоит из введения, трех  глав, заключения,  списка литературы и приложения.

     Глава I. Градостроительные приемы в формировании архитектурного облика Санкт – Петербурга.
     1.1 Вклад А.Н. Воронихина в строительство Казанского собора
     Облик Петербурга невозможно представить без некоторых зданий и 
архитектурных ансамблей. К таким сооружениям относится расположенный на Невском проспекте Казанский собор, построенный по проекту выдающегося зодчего А.Н. Воронихина. Этот памятник, построенный в стиле классицизма, сыграл огромную роль при формировании центральной части города.
         Первоначально на месте собора была небольшая церковь, в которой хранилась ценная святыня православного Петербурга – икона Казанской Божьей Матери. Многие  ученые считают, «что для этой иконы Павел I хотел построить кафедральный собор, который внешне напоминал бы римский храм Святого Петра»1.  Этот храм привлек его внимание, когда он путешествовал со своей женой по Европе.
     В 1799 году был объявлен конкурс на составление проекта Казанского собора, где участвовали знаменитые архитекторы Ч. Камерон, Тома де Томон, П. Гонзаго. Этот конкурс не дал никаких результатов и разработку проекта поручили малоизвестному архитектору А. Н. Воронихину. Шурыгин Я.И. пишет в своей книге о том, «что14 декабря 1800 года проект Воронихина был утвержден и ему доверено строительство собора»2.
     В отличие от других участников конкурса Воронихин на проект строительства  Казанского собора,  основывался на новых градостроительных задачах. Он один из первых русских архитекторов, который осуществил новые приемы в создании городского ансамбля. Своеобразной чертой этого ансамбля явилось то, что это сооружение стало центром, связывающим улицы и площади с городом.
     Работы по строительству собора были начаты уже весной 1801 года. Сперва предполагалось построить собор в течение трех лет, но затем срок строительства был увеличен до восьми лет. И в конечном итоге собор строился десять лет.
      Шурыгин пишет, что была создана «Комиссия о построении Казанской церкви», которая руководила работами, она состояла из семи человек. Председателем назначили А. С. Строганова.3
     В ходе строительства проявились многие организаторские способности Воронихина, умевшего своевременно определить объем, сроки и последовательность выполнения разных видов работ.  Шурыгин считает что, «для закладки фундамента был вырыт котлован размером 3350 кубических сажен (32500 м3) и глубиной 4 сажени (8,5 м). Под фундамент было вбито свыше 18000 свай длиной от 6 до 13 метров»4
     Кирпичные стены здания облицовывались пудожским камнем. Из него вырезали орнаменты. Также использовался гранит, мрамор, рижский известняк.
     Уже к сентябрю 1805 года здание было построено до карниза. К 1806 году поставлены были колонны. С 1809 по 1811 года были закончены штукатурные работы внутри здания.  К 1811 году завершалось строительство собора. И 15 сентября 1811 года собор был освящен.
     При создании проекта строительства собора перед архитектором стояла сложнейшая задача. Главный вход должен был располагаться с запада – со стороны улицы Плеханова, так как по правилам православной церкви алтарь, находившийся против главного входа,  должен был обращаться на восток. И поэтому боковой фасад требовал парадного решения.
     Воронихин создал проект здания в форме вытянутого креста и со стороны Невского проспекта построил полукруглую колоннаду. Панкратова А. и Метальникова М. в своей работе приводят такие данные: «колоннада состоит из 96 коринфских колонн, общей массой около 30 тонн. Высота колонн около 13 метров»5. Благодаря этому северная часть храма стала парадной, украсив главную магистраль города – Невский проспект. Многие авторы пишут что: «По изначальному проекту эти колоннады предполагалось возвести с южной и северной стороны, соединяться оградой сквера, разбитого рядом с храмом»6. Но замысел архитектор не смог осуществить.
      Концы колоннады представлены в виде триумфальных ворот. Колоннада и здание установлены на высокий цоколь сердобольского гранита.  Наверху колоннады расположена балюстрада. Шурыгин говорил, «что над окнами, по фризу колоннады, на стенах портиков, в аттиках, а также антаблементов размещены рельефные композиции».7 Карнизы здания и фронтоны портиков богато орнаментированы резьбой по камню.
     Шурыгин говорил о том, что «в собор ведут три входа – северный, южный и западный».8 Каждый вход выделен шестиколонными портиками с широкими ступенями. У восточного фасада – полукруглый выступ, который напоминает башню с куполом. У северного фасада находятся четыре статуи из бронзы – «князя Владимира, Александра Невского, Иоанна Кронштадтского и Андрея Первозванного. Кроме этого эти стены, так же как и стены западного фасада, украшены барельефами на библейские темы. Восхищение вызывают и отлитые из бронзы северные ворота, представляющие собой точную копию «Райских врат» флорентийского крестильного дома. Они созданы руками русского мастера Василия Екимова»9
     Для Казанского собора характерно то, что он не имеет широких плоскостей стен. Все фасады имеют окна, которые расположены в два яруса. Пространство между окнами украшено пилястрами. Сверху по всему периметру здания и над проездами проходит массивный аттик. Он увеличивает высоту стен и скрывает крышу. 
     На всех трех портиках Казанского собора можно найти знак «Всевидящего  Ока»: на северном – бронзовый золоченый, а на двух других высечен из пудостского камня. Этот знак свидетельствует о связи храма с масонством, и у истоков стояли сам граф Александр Строганов и его ученик архитектор Андрей Воронихин.
     Заканчивая описание собора, мы перейдем к куполу. Он находится на высоком цилиндрическом барабане с шестнадцатью прямоугольными окнами, между которыми расположены прямоугольные колонны. Архитектор акцентировал внимание на основание купола, построив в нем 16 круглых окон – люнетов с сильно выступающими наличниками.
     Большое значение Воронихин придавал цветовой гамме. Колоннада и облицовка стен были светло – желтого цвета,  который сочетался с блестящим серебристым куполом. Также первоначально ограда  западной стороны собора была выкрашена в белый цвет.
     Этот собор отличался от других памятников русского церковного зодчества.  Основной акцент другие православные храмы делают на купола, а в Казанском соборе главное внимание уделяется колоннаде. Она раньше всего привлекает внимание, определяет характер сооружения.
     Воронихин создал один из ярких городских ансамблей. Собор был не отделен от окружающей части города, а связан с нею. Колоннада собора как бы обхватывает парадную площадь со стороны Невского проспекта. Купол подчеркивает центр ансамбля. Казанский собор открыт со всех сторон. И со всех сторон возникает однотипность его с домами. Здания, входившие в архитектурный ансамбль, совпадают по высоте с высотой Казанского собора. Шурыгин в своей книге дает точные размеры сооружения: «Длина собора внутри с запада на восток составляет 72, 5 метра, с севера на юг – 56,7 метра. Высота собора вместе с куполом – 71,6 метров, пролет купола – 17,1 м ».10
     После Отечественной войны 1812 года, в честь победы России «в ансамбле Казанской площади строятся монументы М. И. Кутузова и М. Б. Барклая – де – Толли»,11 - об этом пишет Шурыгин.  Эти бронзовые памятники весьма схожи: оба знаменитых военачальников изображены во весь рост и в плащах. Но поза Барклая де Толли демонстрирует покой, а Кутузов как бы призывает свою армию к наступлению. Еще можно сказать о том, что в северном фасаде собора был захоронен прах великого русского полководца  Михаила Илларионовича Кутузова – героя Отечественной войны. И после установления этих памятников Казанский собор превращается в мемориал Отечественной войны 1812 года.
     Казанский собор является одним из первых памятников в стиле классицизма. Ансамбль Казанского собора считают жемчужиной Невского проспекта. Градостроительные приемы Воронихина дают начало новому этапу развития застройки в Петербурге. Этот  собор стал одним из городских символов.
     
     
     
     
     
     
     

     1.2 Стилевые идеи при постройке А. Д. Захаровым здания Адмиралтейства
     Вслед за Воронихиным Андреян Захаров создает здание Адмиралтейства. Это были первые архитектурные  сооружения, в которых отразились чувства патриотизма, гордости, вызванные историческими условиями XIX века.
     Адмиралтейство - выдающийся памятник русской архитектуры, и в настоящее время украшает Петербург, являясь подлинной гордостью его жителей.
     Пилявский В.И и Лейбощиц Н.Я. в своей книги указывают, что «Петербургское Адмиралтейство известно как колыбель русского военного флота. На том месте, где сейчас стоит здание Адмиралтейства,
     5 ноября 1704 года была заложена верфь.  В придворный журнал Петра I была занесена запись: «Заложили адмиралтейский дом, длина 200 сажен, ширина 100 сажен». По замыслам Петра, Адмиралтейский дом представляет собой группу различных мастерских, объединенных в П – образный корпус, концы которого обращены к Неве. И уже к 1705 году было завершено строительство12.
     В 1711 году центральная часть Адмиралтейства перестраивается в камне, и к 1719 году Петр I решает полностью здание сделать каменным. Начатые в 1721 году работы по перестройке здания возглавлял Коробов, и завершились они в 1738 году возведением новой, более высокой башни с золоченым шпилем. 
     В 1783 году в Адмиралтействе произошел пожар, и Екатерина II решила перенести здание Адмиралтейства, но этот вопрос остался также не осуществленным. Уже при царствовании Павла I здание было отремонтировано.
          К концу XVIII века облик вокруг Адмиралтейства стал меняться: правительство работало над приданием центру Петербурга парадного облика. Рядом с Адмиралтейством начали появляться аристократические дома.
     В 1805 году была осуществлена военная реформа, и в результате возникло «министерство морских сил», в состав которого вошла Адмиралтейств – коллегия.  И поскольку для этого учреждения требовалось новое помещение, возникла мысль реконструкции Адмиралтейства. Для осуществления реконструкции было привлечено несколько архитекторов, таких как Джакомо Кваренги и еще несколько неизвестных авторов. Их проекты не были приняты. А Захаров учел все тонкости постройки: местоположение здания, значение Адмиралтейства как главного органа управления русского флота.
     Андреян Захаров сохранил П – образную форму Адмиралтейства и его общую конфигурацию. Сашонко В. Н. пишет: «если посмотреть на Адмиралтейство сверху, то станет ясно, что речь идет не об одном здании, а о двух вытянутых в длину корпусах. Один из них как бы вставлен в другой. Концы внешнего и внутреннего «П» замыкаются с обеих сторон павильонами – арками»13.  Между этими корпусами давно еще проходил канал, который использовался для пропуска судов, и в дальнейшем был засыпан.
       В этих двух «П» нашло свое отражение двойное назначение Адмиралтейства: как административного здания (наружное  «П») и как верфи (внутреннее «П») .
      С внутренней стороны первого этажа, главного корпуса находилась открытая галерея – аркада, которая связывала обе арки павильона.
     Площадка между тремя сторонами внутреннего «П» использовалась для строительства судов.
     Высота сооружения была 16, 51 метра14, - так пишет Сашонко в своей книге.
     Корпус, обращенный к Дворцовой площади, архитектор применил под резиденцию Адмиралтейского парламента, а корпус, обращенный к «Медному всаднику» - под резиденцию Адмиралтейств – коллегии.
     Дворовые фасады производственного назначения были построены из кирпича высотой в два этажа,  без декоративных орнаментов.
     «Южный, или главный, фасад, обращенный к Адмиралтейскому проспекту, имеет протяженность 406 м и весьма удачно сочетается со сравнительно небольшой высотой (от 16,0 до 16,5 м без учета центральной башни)»15.Пилявский и Лейбощиц говорят, что «главный фасад разделен на три части: центральную башню, поднимающуюся на почти кубическом основании. С края два крыла с портиками, составляющими трехчастную композицию, и протяженные гладкие участки, соединяющие крылья с башней».16 
     Боковые фасады – Восточный, обращенный к Дворцовой площади и Зимнему дворцу, и Западный, обращенный к площади Декабристов и к монументу “Медный всадник” решены одинаково. Каждый из них композиционно разделен на пять частей: центральная часть – двенадцатиколонный портик соединен гладкими стенами с угловыми шестиколонными портиками. При этом формы и объемы портиков боковых фасадов, стены, окна, горизонтальные тяги и венчающий карниз первого этажа повторяют аналогичные элементы южного фасада. «Эта «стандартизация» элементов архитектуры здания создает впечатление цельности, законченности и монолитности».17
     Захаров присоединил невские павильоны с боковыми и главными фасадами колоннады. Каждый павильон был разделен на три части: «боковые – с шестью колоннами и среднюю – гладкую, с аркой над каналом».18 
     На главном фасаде наибольшее внимание привлекает стройная башня с позолоченным куполом, шпилем и кораблем. Этот острый шпиль, сохранившийся с петровских времен и еще более удлиненный Захаровым (до 72м). Шпиль представляет собой стройную восьмигранную пирамиду. Каркас основы шпиля – деревянный, из соединенных в связки бревен-стволов корабельной сосны. Грани шпиля образованы медными листами таким образом, что каждый лист, имея строго определенную форму, установлен в заданной точке пирамиды.
     На вершине шпиля расположен флюгер в виде почти плоского трехмачтового парусника из позолоченной листовой меди. Его предшественник, флюгер-парусник, располагавшийся на шпиле до 1886 года, а в настоящее время украшающий площадку лестницы Центрального военно-морского музея, имел несколько иной вид.
     Башня Адмиралтейства завершает перспективу трех главных магистралей исторически сложившегося центра города: Невского проспекта, Гороховой улицы и Вознесенского проспекта. Поэтому башня является архитектурной доминантой, не только расположенных поблизости, но и находящихся на значительном расстоянии от Адмиралтейства. 
     Решающее значение в Адмиралтействе имеет архитектурный ордер, то есть колонна несущая антаблемент, который  и продиктовал горизонтальные членения фасадов. Рустованный нижний этаж служит мощным основанием для колоннад, поднимающихся на два этажа. Все здание украшает строгий карниз. Ордер, который применяет Захаров в основной части здания – римско-дорический  и в верхней части башни – римско – ионический.
     Стены здания окрашены в ярко-желтый цвет с белыми деталями. Такое соотношение цветов придает торжественный, нарядный вид.
     Ильина Т.В.считает в своей книге: «Адмиралтейство – морское ведомство России, мощной морской державы».19 
     Все скульптуры были разработаны самим Захаровым. Арку украсил он по сторонам группами трех морских нимф. Сашонко пишет, «что над входной аркой расположен главный барельеф – «Заведение флота России», выполненный И.И. Теребеневым»20. Этот барельеф посвящен восхвалению морского могущества страны. На барельефе изображен бог морей Нептун, вручающий Петру I трезубец – символ власти над морем, а рядом с ним – и сама Россия в образе молодой женщины с рогом изобилия и геркулесовой палицей в руках. Тут же – Минерва, Меркурий и Вулкан, прославляющие Россию и Петра, а чуть дальше – Слава, несущая русский флаг над океаном, по которому в окружении морских божеств плывут корабли. Непосредственно над аркой ворот - еще две аллегорические фигуры: крылатые гении Славы, скрестившие над русским гербом победные знамена.
     Особенно знаменитыми стали фигуры трех морских нимф, поддерживающих небесные сферы. Они стоят на пьедесталах по обе стороны главных ворот, полные сил и спокойствия, поразительно белые  на фоне гладко – желтых стен. Эти прекрасные скульптуры созданы известным русским скульптором Ф.Ф. Щедриным.
     Статуи мифических и легендарных героев древности – Ахилла, Аякса, Пирра, Александра Македонского установлены на парапете центральной башни. Эти фигуры выравнивают переход от массивного основания к легкому второму ярусу. Сашонко считает, «что стройная ионическая колоннада, окружающая башню, украшена еще двадцатью восемью статуями – по числу колонн»21.  Они изображают четыре времени года, четыре стихии – воду, воздух, огонь и землю, четыре ветра – южный, западный, северный и восточный, богиню материнства и плодородия Изиду, Уранию - богиню астрономии.  Эти же скульптуры смягчают переход от колоннады к куполу, фонарю и шпилю.
     Левый фронтон главного фасада украшен барельефом, изображающим богиню правосудия Фемиду, она держит в руках лавровые венки – для награждения героев, совершивших ратные подвиги во славу России.
     На барельефе правого фронтона изображена Фемида, готовая передать венки славы всем мастерам, «художникам своего дела» - пастуху и хлебопашцу, ткачу, виноделу, стеклодуву.
     Композиции фронтонов боковых фасадов аналогичны. На одном из них, обращенном к «Медному всаднику», - Славы, венчающие Военные подвиги, на другом, против Зимнего дворца,  - Славы, венчающие Науку. 
     Над окнами второго этажа, между башней и портиками, как и на боковых фасадах, проходил «замечательный фриз, выполненный Барбарой Медичи и Фридолино Торичелли и составленный из военных доспехов и морских атрибутов. Этот грандиозный фриз, протяженностью около 300 метров, шириной 1,5 метра, был уничтожен в конце 1830-х годов»22. На его месте появились окна третьего этажа.
     Все эти скульптурные украшения выполнены И. И. Теребеневым.
     Также, завершая обзор скульптурного убранства, нельзя не описать две группы дельфинов, расположенных на крышах невских павильонов. «Хвосты дельфинов служат опорой для высоких матч – флагштоков»23. Эти дельфины выполнены по рисунку Захарова скульптором  П.П. Соколовым. 
     В 1815 году на башне Адмиралтейства были установлены часы. В ноябре адмиралтейские часы были «собраны, поставлены на место и пущены в ход»24
     Здание Адмиралтейства – общепризнанный шедевр архитектуры классицизма. До завершения строительства архитектор так и не дожил. Но многостороннее дарование Захарова было оценено еще современниками. 
Самин Д.К. в своем произведение пишет, что «Петербургским Адмиралтейством восхищались Пушкин, Батюшков, Григорович, многие художники. Здание это – не только архитектурный шедевр, но и доминанта центра города, главное звено в системе его ансамблей»25. Многие авторы считают, что» это  здание разрешило проблему застройки центра столицы у Невы и наметившее его дальнейшее развитие как триединой системы центральных площадей города – Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской26 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     







1.3 Архитектурно – художественные решения Тома де Томона при постройке здания Петербургской Биржи
     Здание Биржи – центр ансамбля стрелки Васильевского острова. Петербургская биржа, основанная еще Петром I, не имела здания, и с 1720 – х годов она была на стрелке Васильевского острова, который в последующем стал торговым центром города.
     Ряд авторов считают, что постройка здания Биржи с большими залами, которое способствовало международным торговым связям, было начато в 1783 году по проекту архитектора  Д.Кваренги»27. В начале XIX века здание было разрушено и на его месте было построено архитектором Т. Томоном более красочное сооружение.
     Было разработано несколько проектов строительства здания Биржи. В разработке проектов Томону помогал А. Захаров. В  пятом варианте проекта,  архитектор предусматривал сокращение размеров здания, особенно его длины. В связи с этим число колонн уменьшилось до 14. Все четыре стороны стилобата должны быть с широкими лестницами. По последнему проекту Томон освобождает фасад от ненужных деталей. Ростральные колонны в окончательном варианте расставлены широко. В шестом варианте устанавливается расположение внутренних лестниц.
     В 1806 году была выпушена книга Томоном о своем проекте здания Биржи. В ней он пишет: « Это здание находится на краю Васильевского острова между Большой и Малой Невой, с одной стороны обращено к императорскому дворцу, и с другой стороны обращено к зданию Двенадцати коллегий. Здание Биржи изолировано со всех сторон. Вся ширина фасадов равняется 27 туазам и в длину 37 туазам, и все здание  окружено 44 дорическими колоннами. Эти колонны поддерживают террасу, которая идет вокруг здания».28 
     Коллектив авторов пишут  о том, что «26 февраля 1804 года была организована специальная «Комиссия по построению биржевого здания и обложению Невского берега камнем, в состав которой вошли А.Д. Захаров и Т. Томон»29. Постройка уже самого здания началась 23 июня 1805 года.
     Тома де Томон развернул Биржу к главной водной магистрали города, реке Неве. Величественное классическое здание, прямоугольное в плане, было поднято на высокие гранитные плиты и опоясано колоннадой дорического ордера.
     В книге «Архитектор Т. Томон» авторы считают, что «здание Биржи построено из камня, кирпича и дерева. Наружные дорические колонны высотой 11, 35 метра выложены из кирпича и камня и оштукатурены. Огромные архитравы сделаны из кирпича. Когда смотришь снизу на мощный антаблемент Биржи, покрытый слоем штукатурки, нижняя плоскость которого равна в ширину 142 сантиметрам, трудно представить что его архитрав пустотельный и имеет наружные стенки толщиной всего в половину кирпича».30
     Прямоугольные вестибюли здания завершаются по торцам полукруглыми глубокими нишами (эскедрами). Прямоугольная часть перекрыта коробовым сводом с неглубокими квадратными углублениями (кессонами), а эскедры – полукуполами. Стены оформлены пилястрами тосканского ордера, а в эскедрах расположены по две отдельно стоящие колонны высотой 6,9 метра. Капители колонн украшены растительным орнаментом.
     Биржа – единственное в Санкт – Петербурге здание, полностью воспроизводящее архитектуру греческого храма-периптера. Расчерченные  ленточным рустом фасады окружают 44 одиннадцатиметровые колонны дорического ордера, отстоящие от стен более чем на четыре метра. Колоссальное здание Биржи поставлено на высокий гранитный подиум (стилобат), на который ведут широкие – до 40 м – лестницы. По сторонам Биржи, выдвинутые вперед к мысу Стрелки, возведены 32 – метровые  ростральные колонны с чередующимися рострами военных и торговых кораблей, венчаемые металлическими треножниками, наподобие античных жертвенников, факелы в которых служили маяками, по винтовой лестнице внутри колонны на верхнюю площадку поднимался служитель и зажигал там огонь. Две ростральные колонны преобразуют значительный объем Биржи в вертикаль. Эта вертикаль утверждает здание Биржи в качестве смысловой доминанты огромного речного пространства.
     Стволы колонн окрашены в цвет кирпича. Квадратные в плане гранитные пьедесталы установлены на широких квадратных гранитных стилобатах, ограждены цепями на гранитных столбах. Таким образом, Ростральные колонны являются аллегорией торжества русского судоходства, символизируя могущество России как военной и торговой морской и речной державы.
     Фусты колонн кирпичного цвета декорированы носами старинных кораблей.  У подножия ростральных колонн установлены аллегорические изваяния. Фигуры, установленные у колонн, символизировали русские реки: Волгу и Днестр (северная Ростральная колонна), Неву и Волхвов (южная Ростральная колонна). Нева опирается на корабельный руль, а Волхов держит рог изобилия. Эта группа означает связь приморского столичного  порта с Волхвом, через который система каналов вела путь к волге. Их выполнила бригада каменотесов Суханова   Самсона по моделям скульпторов Ж. Камберлена и Ф Тибо. Архитектура и скульптура здесь настолько единое целое, что невозможно представить их в отдельности.
     На восточной стороне изображена могуча фигура Нептуна, выезжающего на колеснице, запряженной четырьмя морскими конями, поднявшими головы из воли, словно преодолевая их напор. «Гордое, энергично вылепленное лицо бога морей обрамляет шапка спутанных ветром волос и густая борода. На голове Нептуна корона, в левой руке занк его власти над морской стихией – трезубец. Нептун благословляет  и берет под  защиту город и порт»31.
     На западной стороне находится аналогичная по структуре группа «Торговля». Ее главный персонаж – аллегорическая фигура покровительницы города, восседающая на троне, увенчанная, как говорили в то время, градской короной, с компасом в руке. Слева фигура бога торговли Меркурия, справа – рек Невы и Волхова. Все они связаны в монолитную выразительную композицию, развивающую тему морской торговли.
      «Каждая колонна имеет восемь ростр, расположенных в четыре яруса»32 По конструкции ростры представляют собой металлический каркас, обшитый листовым железом, окрашенный масляной краской в темно – зеленый цвет. Колонны также украшены рельефными якорями.
     У конца биржевой пристали, сделан спуск, на той же пристани на лестнице поставлена решетка с каменными тумбами; на набережной в полуциркуле уширен пешеход; вставлены в стену львиные головы с бронзовыми кольцами, а на спуске сделаны два гранитных шара на пьедесталах.
     В 1814 году предполагалось открытие здания Биржи, но оно не состоялось. Ощеков пишет, что «она была открыта 15 июля 1816 года. Томона уже тогда в живых не было»33.
     Ансамбль Биржи издалека производит сильное впечатление, откуда бы вы к нему ни приближались: с Дворцовой набережной или со стороны Петропавловской крепости. На значительных расстояниях хорошо воспринимаются весь объем спокойного, окруженного колоннадой здания, как бы противостоящий течению быстрой реки, прекрасные силуэты Ростральных колонн и упругая лента набережной. Объединенные в единое и неразрывное целое, части ансамбля предлагают поразительное разнообразие точек обзора. Благодаря удачно найденному масштабу, биржевой ансамбль превосходно согласуется с ансамблем Петропавловской крепости и застройкой Дворцовой набережной. Он явился тем недостающим звеном, которого так не хватало для завершения столь привычного теперь облика городского центра.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     




     Глава II. Исаакиевский собор Огюста Монферрана
     Особое место среди многочисленных и разнообразных музеев Петербурга занимает «Исаакиевский собор». Это крупнейший  на сегодняшний день православный храм. Его история началась еще с 1706 года,  когда был построен первый Исаакиевский храм в честь Исаакия Далматского - византийского свято.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44