VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Лингвистические основы изучения имени существительного в начальной школе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004922
Тема: Лингвистические основы изучения имени существительного в начальной школе
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет дошкольного и начального образования                                         Кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования 





БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

Организация внеклассной самостоятельной работы младших школьников при изучении имени существительного

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Основная профессиональная образовательная программа 
«Начальное образование» 
 



                                                                       



                                                                       







                                                                      Выполнила студентка

                                                                      Группы 

                                                                      Факультета дошкольного и

                                                                       начального образования

                                                                      Бекбаева  А. А.

                                                                                                   Научный руководитель:

                                                                      канд. филол.наук, доцент 

 Деньгина Т. В.

                                    



Армавир, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы  организации внеклассной самостоятельной работы при изучении имени существительного в начальной школе…………………………………………………………….5

Методические особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы младших школьников ….........................5

Лингвистические основы изучения имени существительного в начальной школе …………………..………………….……………11

 Психологические основы организации внеклассной самостоятельной работы.............................................................

Контрольно-оценочная деятельность учителя как условие эффективной организации самостоятельной работы………………..17

Глава II. Экспериментальное исследование по организации внеклассной самостоятельной работы при изучении имени существительного в начальной школе……………………………….

2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента по организации внеклассной работы при изучении имени существительного  ……………………………………………………..

2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента по организации внеклассной работы при изучении имени существительного  …………………………………………………….

2.3 Организация и проведение контрольного  эксперимента по организации внеклассной работы при изучении имени существительного................................................................................

Заключение…………………………………………………………............

Библиография……………………………………………………………..











Введение

Русский язык занимает первое место в системе учебных дисциплин, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ведь именно на уроках русского языка учащиеся приобретают нужные умения и навыки, при помощи которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим объясняется первостепенность и необходимость изучения русского языка.

Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в начальной школе, объемный. Это говорит об огромном значении, которое придается изучению частей речи в начальных классах.

А так как части речи – самые общие разряды слов, то их изучение имеет большое развивающее значение: оно способствует формированию грамматических обобщений и развитию абстрактного мышления.

В процессе изучения частей речи дети знакомятся с их грамматическими значениями: родом, числом, временем, лицом, падежом, и вместе с тем с литературными нормами их употребления, что очень важно для повышения уровня речевой культуры детей.

Имя существительное занимает важное место в лингвистической системе, потому что оно обозначает предмет, а почти каждое предложение несет информацию о предмете или об объекте какого-либо действия. Поэтому в структуре предложения существительное – центр конструкции.

В результате изучения грамматических категорий имен существительных учащиеся должны быстро и безошибочно определять  изученные признаки имен существительных, а самое главное, грамотно использовать полученные знания и умения как в устной речи, так и в  письменной. Например, многие школьники допускают ошибки в определении падежа и, как следствие, в написании безударных падежных окончаний существительных. Это объясняется как объективными, так и субъективными причинами: не все одинаково быстро и качественно усваивают материал в ходе урочного времени, имеют достаточную мотивировку, обеспечивающую эффективность обучения.

В определенной мере помочь решению проблемы может организация и проведение внеурочной самостоятельной работы. Этой проблемой занимались М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Н.С. Светловская, Т.П. Сальникова, Т.Г. Рамзаева, В.В. Репкин. Актуальность проблемы и ее практическая значимость обусловили выбор темы курсовой работы: «Организация внеклассной самостоятельной работы при изучении имени существительного в начальной школе».

В соответствии с темой был определен объект исследования: процесс усвоения грамматики имени существительного. 

Предмет исследования: условия организации внеклассной самостоятельной работы, способствующие эффективному формированию у младших школьников грамматических умений при изучении имён существительных.

        Цель работы: выявить условия эффективной организации внеклассной самостоятельной работы и экспериментально доказать.

 Задачами работы является:

1.Изучить и проанализировать теоретическую литературу по теме исследования.

2.Выявить эффективные условия организации внеклассной самостоятельной работы.

3. Экспериментально доказать эффективность указанных условий.

4. Описать оптимальные условия организации внеклассной самостоятельной работы при изучении имени существительного.

5.  Опытным путем доказать эффективность описанных условий организации внеклассной работы при изучении имени существительного.

		Гипотеза: организация внеклассной самостоятельной работы будет наиболее эффективна при соблюдении следующих педагогических условий: 

	Внеклассная самостоятельная работа выполняется без участия учителя, но по его заданию;

	Внеклассная самостоятельная работа выполняется в специально отведенное время;

	Для оценивания результатов внеклассной самостоятельной работы создаются критерии, отличные от критериев оценивания классной работы. 











































Глава I. Теоретические основы  организации внеклассной самостоятельной работы при изучении имени существительного в начальной школе

1.1Методические особенности организации внеклассной самостоятельной работы младших школьников

С введением ФГОС нового значительно возрастает роль самостоятельной работы в учебном процессе. Данная необходимость обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с 
поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция учащегося  в образовательном процессе является  главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями. Внеклассная самостоятельная работа - важное звено в организации учебного процесса в начальной школе. Для осуществления данной формы обучения требуется соответствующая реорганизация учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и 
программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. Поэтому  качественно меняется часть работы преподавателей, находящая отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы.

Самостоятельная работа учащихся представляет собой индивидуальную или коллективную учебную деятельность, которая осуществляется без  прямого руководства учителя. Данный вид работы является средством обретения глубоких и прочных знаний учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Многие учёные, педагоги, психологи и методисты определяют самостоятельную работу как педагогическое средство организации и управления деятельностью учащихся [14, c. 173].

Наиболее полное определение самостоятельной работы учащихся, хотя и не лишенное некоторой односторонности, по мнению Пидкасистого П. И. , даётся в работе Б. П. Есипова: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, — это  работа, выполняемая без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время.  При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий» [9, с. 249]. Таким образом, ученый называет основные условия организации внеклассной работы: 1) она должна выполняться без участия учителя; 2) предполагает выполнение заданий,  данных педагогом; 3) для выполнения заданий должно быть отведено «специальное» время. 

. Из данного определения не совсем ясно, что значит «специально отведенное время»? По нашему мнению, для выполнения самостоятельной работы детям отводится время на занятиях по внеурочной деятельности или дается на дом. Далее ученый отмечает, что при правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями [15, с. 42].

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Для её выполнения необходимо достаточно высокий уровень самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности. Объем самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается от класса к классу: в начальных классах на неё отводится не менее 20%, в старших - до 70% [8, c. 208].

Под самостоятельной работой при изучении русского языка понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется учителем [1, c. 248]. В процессе самостоятельной работы учащиеся, приобретая необходимые знания и навыки, учатся наблюдать языковые явления, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью. Главная цель такой работы – научить учащихся добывать знания самостоятельно, а для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе [14, c. 175]. На уроках необходимо создавать условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельно упражняясь в чтении, письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и приобретают навык самостоятельной работы.

Воспитательную ценность  самостоятельной работы для развития креативного субъекта подчеркивал Л.Н. Толстой, отмечавший, что ученик,  не научившийся сам ничего творить в школе, в дальнейшей жизни будет подражать и имитировать. 

Самостоятельной работе положено иметь место на всех ступенях обучения: при освещении нового теоретического материала учебника, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий [14, c. 174].

Таким образом, реализация  и внедрение самостоятельной работы на уроке уже есть условие организации внеклассной самостоятельной работы. А виды работы (урочная и внеурочная) являются компонентами одной системы – самостоятельной работы. Поэтому для нас представляет интерес классификация самостоятельной работы, предлагаемая учеными-педагогами.

Классификации самостоятельной работы, которые имеются на сегодняшний день в педагогике, достаточно различны, так как имеют разные основания для деления. Некоторые ученые классифицируют их по целям, другие – по природе учебных и познавательных задач, которые выполняются обучающимися в ходе самостоятельной работы, третьи берут за основу характер учебной деятельности в процессе решения различных задач.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

1) самостоятельная работа, направленная на формирование у учащихся умения самостоятельно добывать знания;

2) работы, которые уточняют и закрепляют знания;

3) работы, направленные на формирование умения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) работы, направленные на формирование умений и навыков практического характера;

5) работы, формирующие творческий характер, умение применять знания в усложненной ситуации.

В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:

1) обучающими;

2) тренировочными;

3) закрепляющими;

4) повторительными;

5) развивающими;

6) творческими;

7) контрольными.

1. Идеей обучающих самостоятельных работ является  самостоятельное выполнение учащимися данных учителем упражнений в процессе открытия нового материала. Цель данных работ - рост интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты, дают о себе знать пробелы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал.

Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового знания, а также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т. е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще непрочны. Учителю надлежит понимать следующие нюансы обучающих самостоятельных работ: их необходимо составлять преимущественно из заданий репродуктивного характера, проводить их проверку немедленно и не ставить за них низких отметок.

Так как самостоятельные обучающие работы проводятся во время изучения нового материала или сразу после объяснения, то их безотлагательная проверка предоставляет взору учителю четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения. Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить достаточно времени на уроке.

2. Тренировочные самостоятельные работы охватывают задания на определение различных объектов и их свойств. Тренировочные самостоятельные работы складываются из однотипных заданий, которые содержат существенные признаки и свойства данного определения, правила. Безусловно,  данная работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, так как позволяет сформировать основные умения и навыки и тем самым создать базу для дальнейшего изучения русского языка.

При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся еще необходима помощь учителя. Для этого разрешается пользоваться и учебником, и записями в тетрадях, таблицами и т. п. Тем самым создается благоприятные условия для слабых учеников, они очень легко включаются в работу и выполняют ее.

3. К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, способствующие улучшению логического мышления и требующие комбинированного использования разных правил и теорем. Они демонстрируют уровень прочности и осмысленности усвоенных знаний. Именно по данным проверки упражнений данного вида учителем определяется дальнейший план работы.  

4. Не менее важным является применение так называемых повторительных (обзорных или тематических) работ. Перед  тем как изучать новую тему, учителю необходимо знать: подготовлены ли школьники, имеют ли они необходимые знания, могут ли затруднить изучение новой темы какие-либо пробелы. Здесь возникает следующее условие – ученики должны быть подготовлены к этому виду деятельности.

В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся П.И.Пидкасистый выделяет 4 типа самостоятельных работ:

	? по образцу;	

? реконструктивные;

? вариативные;

? творческие.

Каждый из них имеет свои дидактические цели.

Самостоятельные работы по образцу необходимы для формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Они создают фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика.

Реконструктивные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников.

Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Вариативные самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Развивается творческая личность и знания учеников становятся более гибкими только благодаря поиску новых решений, алгоритмов, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в новые условия.

Вершиной самостоятельной деятельности школьников являются творческие самостоятельные работы. Данный вид работы закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний, является одним из самых эффективных средств формирования творческой личности.

Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий.

В 80-е годы дидакты также в основу классификаций берут признак возможности развития творческого опыта учащихся в ходе самостоятельной работы.  Например, Ю.Б.Зотов выдвигает классификацию близкую к таковой П.И.Пидкасистого. Он называет четыре группы.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу предназначены для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Следует отметить, что данный вид работы репродуктивный, ведь деятельность учеников при выполнении таких работ не совсем самостоятельная, а их самостоятельные действия ограничиваются простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Но в тоже время данные работы играют немаловажную роль. Они формируют основу для подмен по самостоятельной деятельности ученика. Учитель при этом определяет для каждого учащегося оптимальный объём работы.

Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи самостоятельно найти конкретные способы решения задачи применительно к данным условиям задания. Такие работы приводят школьников к осмысленному переносу значений в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников и формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи, так как знания, необходимые для решения, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает иногда нелегко. Обобщение знаний уже имеющихся, перенос их в новые ситуации, упражнения в этом обеспечивает ученику выработку умений самостоятельно учиться.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности учащихся. Они позволяют ученикам получать принципиально новые для них знания, закрепляют навыки самостоятельного их получения.

Особую значимость для учащихся представляет внеклассная самостоятельная работа, которая имеет свои особенности.

Внеклассная самостоятельная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.

Особенностью внеклассной работы является ее отсроченность во времени. Внеклассная работа – это, прежде всего, совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

Кроме того, внеклассная работа характеризуется отсутствием жестких регламентаций. Педагог имеет  большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной самостоятельной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

Отсутствие поэтапного жесткого контроля результатов является преимуществом  внеклассной самостоятельной работы. Если обязательный элемент урока – контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной самостоятельной  работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и учащимися, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

Внеклассная самостоятельная работа имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых. При единстве мотива деятельности и ситуации, ему соответствующей, возникает особое психическое состояние, которое является одним из условий успешности данного вида работы. Экспериментальные исследования, которые были  проведены Д.Н. Узнадзе и другими, показали, что наличие четкой установки к деятельности значительно повышает ее эффективность. Применительно к внеклассной работе такая установка способствует активизации внимания и памяти, точности восприятия содержания, помогает выделять в тексте главную мысль, развивает способность творчески воспринимать получаемую информации, то есть способствует выработке умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний. Поэтому эффективность данного вида деятельности во многом определяется целенаправленностью внеклассной работы учащихся, наличием сильной мотивации (соответствия познавательных интересов и деятельности). Самостоятельными работами развивающего характера являются домашние задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно-творческим конференциям, проведение в школе «дней русского языка», сочинение игр, сказок, спектаклей и др. Огромный интерес вызывают у учащихся творческие или внеаудиторные самостоятельные работы, предполагающие высокий уровень самостоятельности. При выполнении данного вида работы учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых условиях.

Выделяют следующие виды внеклассной самостоятельной учебной работы школьников:

1)работа с учебной книгой (составление плана отдельных глав, ответы на вопросы учителя, анализ идейного содержания или художественных особенностей произведения по вопросам учителя, характеристика действующих лиц, работа над документами и другими первоисточниками и т.д.);

2) работа со справочной литературой (словари, энциклопедии и пр.);

3) учебные упражнения;

4) сочинения и описания (по опорным словам, картинам, личным впечатлениям и т.д.);

5)работа, связанная с использованием раздаточного материала (комплекты картинок, фигур, и т.д.;

Самостоятельная работа учащихся над учебной литературой:

1. Работа над текстом учебника по составлению:

а) плана;

б) конспекта;

в) ответов на вопросы учителя;

г) таблиц;

д) диаграмм и схем.

2. Работа над иллюстративным материалом учебника.

3. Выполнение упражнений и заданий на базе учебника:

4. Работа с иной литературой и учебными пособиями:

а) с художественной литературой;

б) с другими литературными источниками;

в) со словарями;

г) с наглядными пособиями;

д) с кинофильмами.

По русскому языку  можно использовать различные виды внеклассной самостоятельной работы:

самостоятельная работа с учебником, со справочной литературой;

подготовка письменного и устного сообщения;

самостоятельное создание упражнений комбинированного характера (например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания);

творческие работы (подготовка проектов, написание сочинений и собственных произведений);

конспектирование.

Сочинение-миниатюра – это один из видов внеклассной самостоятельной работы,  который позволяет не только развить речь учащихся, но и развивает умение наблюдать, делать вывод [7, c. 135]. 

В условиях роста значимости внеклассной работы обучающихся наполняется новым содержанием и  деятельность преподавателя и обучающегося. В данном случае роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения учеником универсальных учебных действий, позволяющих сформировать у него способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.

Роль учащегося заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и 
владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения. Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания учебной программы, которая осуществляется по заданию,
при методическом руководстве и контроле учителя, но без его непосредственного участия.
Задачи организации самостоятельной работы состоят в том, чтобы
мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
повысить ответственность обучающихся за свое обучение;
способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся; создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

Внеклассная самостоятельная работа держит ориентир на творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой, проектную деятельность.  Конкретно, это сочинение собственных произведений, обсуждение сказок, анализ произведений. Необходимо заинтересовать обучающихся занятиями после уроков, ведь это даст возможность превратить внеклассную деятельность в полноценное пространство для воспитания и образования самостоятельной личности.

В соответствии с уровнями освоения учебного материала различают следующие виды внеклассной самостоятельной работы:
1. ознакомительный - работа с литературой (чтение произведений, анализ);
2. репродуктивный - написание контрольной работы;
3. продуктивный - подготовка эссе, стихотворений, творческих проектов.
По охвату обучающихся формы внеклассной самостоятельной деятельности можно разделить на индивидуальные, групповые, фронтальные. Процесс организации внеаудиторной самостоятельной работы учащихся включает в 
себя следующие этапы:
       Первый этап – подготовительный. Суть данного этапа заключается в составлении учебной программы, а конкретно: выделение тем, заданий для внеклассной самостоятельной работы, подготовка учебно-методических материалов, диагностика уровня подготовленности учащихся.
       Второй этап – организационный. Этот этап включает в себя постановку цели индивидуальной и групповой работы учащихся; проведение индивидуально-групповых консультаций; установление сроков и форм представления промежуточных результатов.
       Третий этап – мотивационно-деятельностный. На данном этапе учитель обеспечивает положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; ведет проверку промежуточных результатов. Организация самоконтроля и самокоррекции, взаимообмен и 
взаимопроверка в соответствии с выбранной целью так же относятся к этому этапу.
        Четвертый этап – контрольно-оценочный, включающий индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. 

При организации самостоятельных работ необходимо соблюдать соответствующие условия:

Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.

Каждый ученик должен знать порядок и приемы выполнения самостоятельной работы.

Необходимо, чтобы самостоятельная работа соответствовала учебным возможностям учащихся.

Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе.

Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ.

Содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес.

Самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся.

Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию.

В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика.

 Внеклассная самостоятельная работа должна иметь собственные критерии оценивания, отличные от критериев оценки других видов и форм обучения.

Проведение внеклассной самостоятельной работы по русскому языку – неотъемлемая часть организации учебного процесса в начальной школе.  Благодаря выполнению внеклассной самостоятельной работы у учащихся формируются навыки учебной деятельности, под которыми понимается:  умение учащихся самостоятельно наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, обобщать, рассуждать, выделять главное и второстепенное, делать выводы. 





























  

1.2 Лингвистические основы изучения имени существительного в начальной школе

Понятие имени существительного как части речи вводится во втором классе. «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и  называют предметы – это имена существительные». В третьем классе данное понятие расширяется: «Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Другие имена существительные отвечают на вопрос что?» Таким образом, они учатся разграничивать существительные одушевленные и неодушевленные, но понятие «одушевленности/неодушевленности» еще не вводится. В третьем классе изучаются категории падежа, рода и числа. 

Имена существительные объединяют в своем разряде слова, которые имеют общее значение предметности (понятие предметности шире понятия предмет). Предмет предполагает нечто конкретное, а предметность включает и абстрактные существительные. Обладает грамматическими категориями одушевленности и неодушевленности, собственности и нарицательности,  рода, числа и падежа. В предложении существительные чаще всего выполняют функцию подлежащего или дополнения, но могут выполнять функцию любой части речи. Например:

Дремлет чуткий камыш (подлежащее).

Сколько вспыхнуло огней (дополнение) на веселых елках (обстоятельство). 

Передо мной выросло здание школы (определение).

Существительные делятся на два разряда: собственные (наименование конкретного предмета) и нарицательные (обобщенное наименование предмета). Среди собственных имен существительных различаются существительные в узком смысле слова. Это географические названия, астрономические названия, имена людей, клички животных. Выделяются слова-наименования, это когда для обозначения конкретных существительных используются нарицательные названия учреждений, магазинов, театров.

Граница между собственными и нарицательными существительными очень подвижна, потому что они могут переходить. Различия между собственными и нарицательными существительными не только семантические. Например, в использовании формы числа. Нарицательным существительным свойственно противопоставление по числу (дом - дома). Собственным существительным не свойственно противопоставление по числу, они как правило либо употребляются в единственном числе, либо во множественном числе. Лишь только некоторые имена собственные имеют противопоставление по числу – это имена (Людмила – Людмилы) или фамилии, которые употребляются в определенной мере в обобщенном значении (Семья Петровых, Петровы).

Категория рода является одной из наиболее характерных для имени существительного. Абсолютное большинство существительных относится к мужскому роду, среднему роду или женскому роду. Категория рода имени существительного является семантически независимой. Категория рода является лексико-грамматической. У одушевленных существительных важное и определяющее место занимает лексическое значение, так как одушевленные существительные мужского пола будут относиться к существительным мужского рода и так же с существительными женского пола. У неодушевленных существительных категория рода определяется формально по окончанию и по согласованию с другими словами в предложении. У неодушевленных существительных выделяются три рода: мужской, средний, женский род, и определяются формально, либо по окончанию и по согласованию с другими словами в предложении. 

К мужскому роду будут относиться существительные, основа которых заканчивается на твердый согласный и имеющая при этом такие окончания: лед, стол. В предложении будут согласовываться с прилагательными мужского рода: тонкий лед, круглый стол. Во-вторых, к мужскому роду будут относиться существительные, основа которых заканчивается на мягкий согласный или на звуки -ж/-ш с нулевым окончанием: корабль, грач, шалаш. В-третьих, существительные с суффиксами субъективной оценки: -ушк, -ищ, -ин, -ишк. К мужскому роду будут относиться подмастерье, а также субстантивированные прилагательные – лесничий, дежурный.

К женскому роду будут относиться неодушевленные существительные, основа которых заканчивается на твердый или мягкий согласный и имеющий окончание  -а,  а также существительные, основа которых заканчивается –ь + нулевое окончание. Существительные, основа которых заканчивается на –ж + нулевое окончание, и субстантивированные прилагательные – столовая, учительская.

К среднему роду будут относиться существительные, основа которых заканчивается на твердый согласный +  -о, и основа которых заканчивается на мягкий согласный или –й. К среднему роду относятся разносклоняемые имена существительные: бремя, стремя, время, семя, племя, темя, вымя, знамя, имя. К среднему роду относятся слово дитя и субстантивированное прилагательное – заливное.

Кроме них есть существительные общего рода – существительные, которые называют лица женского и мужского пола:

-существительные, которые содержат качественную характеристику предмета (чистюля, умница, тихоня, стиляга);

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44