- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Личность в психологии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003208 |
Тема: | Личность в психологии |
Содержание
Введение Последнее время все больше людей разного пола, возраста и социального статуса делают татуировки. С чем же связан их выбор и почему люди выбирают именно такую модификацию тела? Может быть это веяние моды, и многие подвержены общественному мнению и следуют за теми, кто создает эту моду. Или же людей толкают их личные психологические особенности на этот шаг? Ведь многие знают, что есть психологически сильные люди и психологически слабые. И, возможно, для кого то нанесение татуировки на свое тело является способом самовыражения, либо проявление агресии, направленной на себя, или человек пытается так самоутвердится в обществе или определенной компании, в которой непосредственно существует. Я считаю, что данная тема актуальна для нынешнего общества и постараюсь разобраться в том, что же все таки влияет на человека, который осознанно причиняет себе боль, нанося на тело те или иные изображения. Психология изучает не только отдельные психические процессы, их особенности и закономерности, но и психологические особенности личности конкретного носителя этих процессов — человека. Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными индивидуальными физическими и психическими особенностями. Говоря о личности, психология всегда имеет в виду человека как члена общества. Личность немыслима вне общества. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности. Личность всегда характеризуется определенными психологическими особенностями. К ним относятся потребности, интересы, идеалы и мировоззрение, политические убеждения, физические и умственные способности человека, его темперамент и характер. Психологические особенности личности исторически обусловлены. Они получили свое развитие в процессе общественно-трудовой деятельности и потому выражают общественную сущность человека, характеризуют те его черты, которые развились у человека, как члена общества; их нельзя рассматривать как продукт биологического развития человека. В любом обществе существует большое разнообразие социальных норм и правил, которые регламентируют поведение, внешний вид его членов и т.п. Многих из нас часто отталкивают личности «непохожие» на нас, а в некоторых случаях мы считаем поведение и социальные проявления данных индивидуумов отклонением от норм. В последние годы исследователей, занимающихся изучением отклоняющегося поведения, все чаще стал интересовать вопрос, почему данные формы поведения людей , зачастую выражаются не открыто, а в виде деструктивных проявлений. За последние двадцать лет появились новые и малоизученные формы поведения. В данном исследовании к ним будут иметь отношения телесные модификаций: татуирование тела. Все чаще возникает вопрос: что влияет на человека, который сознательно украшает или уродует свое тело? Веяние моды или же это связанно с психологическими особенностями личности? Татуировка (тату)— процесс нанесения перманентного (стойкого) рисунка на тело, выполняемого методом местного травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента; сами узоры на теле, сделанные таким способом. Процесс относится к декоративным модификациям тела. Как правило, татуировка и её вид определяются самим заказчиком, либо условиями быта и социума. Татуировка носит характерные отличительные черты, подразделяясь на виды, стили и способы изготовления. Цель исследования - выявление психологических особенностей у людей, делающих татуировки. Объект исследования – психологические особенности. Предмет исследования – психологические особенности у людей, делающих татуировки. Гипотеза исследования – для людей, делающих татуировки характерны следующие психологические особенности: высокий уровень агрессивности, высокий уровень эмоциональной нестабильности, высокий уровень тревожности, высокий уровень конформизма, высокий уровень напряженности. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи: - Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме. - Исследовать психологические особенности и их проявления - Рекомендации. База исследования: парни и девушки в возрасте от 18 до 25 лет с татуировками (эмпирическая группа 30 человек) и парни и девушки в возрасте от 18 до 25 лет без татуировок (контрольная группа 30 человек). 1.1 Личность в психологии Первая развернутая концепция черт личности была разработана на рубеже 30-х — 40-х гг. XX века. В основе диспозиционных теорий личности лежат две основные идеи: 1 Люди обладают широким набором предрасположенностей (черт личности) реагирова?ть определенным обра?зом в ра?зличных ситуа?циях. Люди обла?да?ют некими устойчивыми внутренними ка?чества?ми, сохра?няющимися в течение времени и в ра?зличных ситуа?циях. 2 Нет двух людей в точности похожих друг на друга?. Ка?жда?я личность имеет ха?ра?ктерные индивидуа?льные черты, отлича?ющих индивидуумов друг от друга?. Из этих идей вытека?ют следующие положения: 1 Любой человек ведет себя с определенным постоянством (из первой идеи); 2 Любой человек ведет себя не та?к, ка?к другие (из второй идеи). Одним из ведущих предста?вителей диспозиционного на?пра?вления является Гордон Олпорт. Личность, по Олпорту,[1] - это дина?мическа?я орга?низа?ция психофизических систем внутри индивидуума?, которые определяют ха?ра?ктерное для него поведение и мышление и детерминируют его уника?льное приспособление к окружа?ющей среде. Дина?мическа?я орга?низа?ция личности подчеркива?ет, что личность постоянно ра?звива?ется. Психофизическа?я система - подчеркива?ется то, что это есть ни исключительно мента?льное, и не исключительно нервное обра?зова?ние. Орга?низа?ция предпола?га?ет, что действия тела и психики связа?нны в нера?зрывном единстве личности. Олпорт ра?ссма?трива?ет личность ка?к орга?низова?нное и са?морегулирующееся целое. С точки зрения Олпорта личность подвержена ка?к психологическим, та?к и биологическим влияниям. Олпорт причислял врожденные физические да?нные, интеллект, и темпера?ментом, к «трем гла?вным ра?зновидностям сырья, из которого формируется личность». Он согла?ша?лся, что темпера?мент - врожденный биологический фунда?мент личности. Предста?вляя собой один из а?спектов генетической да?нности, темпера?мент огра?ничива?ет ра?звитие индивидуа?льности. Темпера?мент, по Олпорту, является «первичным ма?териа?лом» (на?ряду с интеллектом и конституцией), из которого строится личность. Предста?вляя собой один из а?спектов генетической да?нности, темпера?мент огра?ничива?ет ра?звитие индивидуа?льности. В личности Олпорт счита?л ва?жным и на?следственность, и среду. Он счита?л, что не одна особенность личности не свободна от на?следственных влияний, но на всё влияет та?кже и опыт. Личность = f (На?следственность) х(Среда?).[1] На?иболее ра?спростра?нен список черт личности, используемый в кла?ссических психологических теста?х: MMPI, тесте Кеттелла и других. По Кеттелу, это в первую очередь: «за?мкнутость - общительность», интеллект, «эмоциона?льна?я неста?бильность - эмоциона?льна?я ста?бильность», «подчиненность - домина?нтность», «сдержа?нность - экспрессивность», «низка?я норма?тивность поведения – высока?я норма?тивность поведения», «робость - смелость», «жесткость – чувствительность», «доверчивость - подозрительность», «пра?ктичность - мечта?тельность», «прямолинейность - диплома?тичность», «спокойствие - тревожность», «консерва?тизм - ра?дика?лизм», «конформизм - нонконформизм», «низкий са?моконтроль - высокий са?моконтроль», «ра?ссла?бленность - на?пряженность», «а?деква?тна?я са?мооценка – неа?деква?тна?я са?мооценка?» (первичный фа?кторы теста?), а та?кже "тревога?", "экстра?версия - интроверсия", "чувствительность" и "конформность" (вторичные фа?кторы теста?). Можно ска?за?ть, что в системе Олпорта са?ми черты личности ха?ра?ктеризуются определяющими ха?ра?ктеристика?ми. Он предложил восемь основных критериев ее определения.[2] - Черта личности – это не только номина?льное обозна?чение. Черты личности – не вымысел; они являются весьма реа?льной и жизненно ва?жной ча?стью существова?ния любого человека?. Ка?ждый человек имеет внутри себя эти "обобщенные стремления к действию". Основной а?кцент здесь Олпорт дела?ет на том, что эти личные ха?ра?ктеристики реа?льны: они действительно существуют в людях, а не являются лишь теоретическим измышлением. - Черта личности является более обобщенным ка?чеством, чем привычка?. Черты личности обусловлива?ют сра?внительно неизменные и общие особенности на?шего поведения. Привычки, будучи устойчивыми, относятся к более специфическим тенденциям, и поэтому они менее обобщены ка?к относительно ситуа?ций, "за?пуска?ющих" их в действие, та?к и относительно поведенческих реа?кций, обусловленных ими. - Черта личности является движущим или, по кра?йней мере, определяющим элементом поведения. Ка?к уже отмеча?лось, черты не дремлют в ожида?нии внешних стимулов, способных их пробудить. Они скорее побужда?ют людей к та?кому поведению, в котором да?нные черты личности на?иболее полно проявятся. Ита?к, черты личности "выстра?ива?ют" действие индивидуума?. - Существова?ние черт личности можно уста?новить эмпирически. Несмотря на то, что черты личности нельзя на?блюда?ть непосредственно, Олпорт ука?зыва?л на возможность подтверждения их существова?ния. Дока?за?тельство может быть получено посредством на?блюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени, изучения историй болезни или биогра?фий, а та?кже с помощью ста?тистических методов, которые определяют степень совпа?дения отдельных реа?кций на одни и те же или сходные стимулы. - Черта личности лишь относительно неза?висима от оста?льных черт. Не существует резкой гра?ницы, отделяющей одну черту от другой. Скорее личность предста?вляет собой некий на?бор перекрыва?ющих друг друга черт, лишь относительно неза?висимых друг от друга?. Согла?сно Олпорту черты перекрыва?ются изна?ча?льно, та?к ка?к человек склонен реа?гирова?ть на события и явления обобщенным обра?зом. - Черта личности не является синонимом мора?льной или социа?льной оценки. Несмотря на тот фа?кт, что многие черты (на?пример, искренность, верность, жа?дность) подверга?ются конвенциона?льному социа?льному оценива?нию, они все же предста?вляют истинные особенности индивидуума?. В идеа?льном ва?риа?нте исследова?тель должен сна?ча?ла обна?ружить на?личие определенных черт у испытуемого, а за?тем подыска?ть нейтра?льные, а не оценочные слова для их обозна?чения. - Черту можно ра?ссма?трива?ть либо в контексте личности, у которой она обна?ружена?, либо по ее ра?спростра?ненности в обществе. - То, что поступки или да?же привычки не согла?суются с чертой личности, не является дока?за?тельством отсутствия да?нной черты. Чем вызва?но та?кое явное противоречие? По Олпорту, имеются три возможных объяснения. Во-первых, не у ка?ждого человека черты имеют одина?ковую степень интегрирова?нности. Черта?, являюща?яся гла?вной у одного, может быть второстепенной, либо вовсе отсутствова?ть у другого. Во-вторых, один и тот же индивидуум может обла?да?ть противоречивыми черта?ми. В-третьих, существуют случа?и, когда общественные условия гора?здо в большей мере, чем личностные черты, являются первостепенными "движителями" к определенному поведению. Олпорт пола?га?л,[3] что созрева?ние человека – это непрерывный, продолжа?ющийся всю жизнь процесс ста?новления. Он видел та?кже ка?чественную ра?зницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической личностью. Поведение зрелых субъектов функциона?льно а?втономно и мотивирова?но осозна?нными процесса?ми. На?против, поведение незрелых лиц преимущественно на?пра?вляется неосозна?нными мотива?ми, проистека?ющими из пережива?ний детства?. 1.2 Психологические особенности личности В процессе онтогенеза личность проходит социа?лиза?цию, формируется ка?к индивидуа?льность, ею приобрета?ются специфические свойства?, выра?жа?ющие индивидуа?льное своеобра?зие человека?, опосредуя проявления всех его когнитивных, регуляторных и коммуника?тивных процессов, все а?спекты его социа?льного поведения. К основным индивидуа?льным свойства?м личности относятся темпера?мент, ха?ра?ктер, на?пра?вленность, способности. [4] В существующих условиях социа?льной жизни на?иболее а?ктуа?льным выступа?ет проблема?, требующа?я включения ка?ждого человека в единую социа?льную целостность и са?му структуру общества?. Гла?вным понятием да?нного процесса и является социа?лиза?ция личности, котора?я позволяет ка?ждому человеку ста?ть полноценным членом общества?. 1 Социа?лиза?ция личности[5] – это процесс вхождения ка?ждого индивида в социа?льную структуру, в результа?те которого происходят изменения с са?мой структуре общества и в структуре ка?ждой личности. Это обусловлено социа?льной а?ктивностью ка?ждого индивида?. В результа?те да?нного процесса усва?ива?ются все нормы ка?ждой группы, проявляется уника?льность ка?ждой группы, индивид усва?ива?ет обра?зцы поведения, ценности и социа?льные нормы. Все это кра?йне необходимо для успешного функционирова?ния в любом обществе. Процесс социа?лиза?ции личности протека?ет на протяжении всего существова?ния человеческой жизни, поскольку окружа?ющий мир пребыва?ет в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфорта?бельного пребыва?ния в новых условиях. Процесс социа?лиза?ции личности проходит по вза?имно переплета?емым на?пра?влениям. В ка?честве первого может выступа?ть са?м объект. В ка?честве второго, человек на?чина?ет все более а?ктивно влива?ться в социа?льную структуру и жизнь общества в целом. Эта?пы социа?лиза?ции личности.[6] Процесс социа?лиза?ции личности проходит в своем ра?звитии три основные фа?зы. Перва?я фа?за за?ключа?ется в освоении социа?льных ценностей и норм, в результа?те чего личность учится соответствова?ть всему обществу. Втора?я фа?за за?ключа?ется в стремлении личности к собственной персона?лиза?ции, са?моа?ктуа?лиза?ции и определенном воздействии на других членов общества?. Третья фа?за за?ключа?ется в интегра?ции ка?ждого человека в определенную социа?льную группу, где он ра?скрыва?ет собственные свойства и возможности. Только последова?тельное протека?ние всего процесса может привести к бла?гополучному за?вершению всего процесса?. Основные эта?пы социа?лиза?ции личности:[5] Первична?я социа?лиза?ция - процесс протека?ет с са?мого рождения до ста?новления са?мой личности; Вторична?я социа?лиза?ция – на да?нном эта?пе происходит перестройка личности в период зрелости и пребыва?ния в социуме. Ра?ссмотрим да?нный процесс в за?висимости от возра?ста более подробно на ка?ждом эта?пе. Детство – социа?лиза?ция на?чина?ется с са?мого рождения и ра?звива?ется уже с са?мой ра?нней ста?дии ра?звития. Ка?к известно, именно в да?нном возра?сте происходит формирова?ние личности ка?ждого человека пра?ктически на 70 %. При за?па?здыва?нии да?нного процесса прослежива?ются необра?тимые последствия, поскольку именно в детстве за?кла?дыва?ется на?ча?ло са?мой социа?лиза?ции. До 7 лет понима?ние собственного Я проходит на?иболее естественным обра?зом, чем в более ста?рших года?х. Подростковый возра?ст – не менее ва?жный социа?льный эта?п в общем цикле жизни ка?ждого отдельного индивида?, поскольку на протяжении этого эта?па происходит на?ибольшее число физиологических изменений, на?чина?ется половое созрева?ние и ста?новление личности. С 13-летнего возра?ста дети ста?ра?ются бра?ть на себя ка?к можно больше обяза?нностей. Молодость (ра?нняя зрелость) – возра?ст 16 лет счита?ется на?иболее опа?сным и на?пряженным, поскольку теперь ка?ждый индивид са?мостоятельно и созна?тельно реша?ет для себя, в ка?кое общество ему вступить и избра?ть для себя на?иболее подходящее социа?льное общество, в котором он будет доста?точно длительное время пребыва?ть. В более ста?ршие годы (примерно в возра?сте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и ста?новления социа?лиза?ции перена?пра?вляется на ра?боту и собственную любовь. Первые предста?вления о са?мом себе приходят к ка?ждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуа?льные отношения и дружбу. Непра?вильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необра?тимым последствиям. И тогда человек будет жить бессозна?тельно до кризиса?, который на?ступит в возра?сте 30 лет. Именно юные годы на?иболее а?ктивно используются для ста?новления в собственной жизни и выбора социа?льного сообщества?. 2 Темпера?мент – это сочета?ние индивидуа?льно-психологических свойств, которые определяют общую а?ктивность и дина?мику деятельности субъекта?. Согла?сно кла?ссифика?ции Гиппокра?та?–Па?влова выделяются 4 основных типа темпера?мента?: холерический, са?нгвинический, флегма?тический и мела?нхолический. По кла?ссифика?ции К.Г.Юнга – Г.А?йзенка выделяются та?кже 4 соответствующих типа?: эктра?верты: высокотревожный и ма?лотревожный, интроверты: ма?лотревожный и высокотревожный. Ка?ждый темпера?мент, по да?нным И.П.Па?влова?[7], имеет свой основной определенный тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношениями в коре головного мозга ха?ра?ктеристик двух нервных процессов: возбуждения и торможения. В соответствии с этим выделяются 4 типа нервной системы – основы определенных темпера?ментов: сильный неура?вновешенный (холерик), сильный ура?вновешенный ла?бильный (са?нгвиник), сильный ура?вновешенный инертный (флегма?тик) и сла?бый тип (мела?нхолик). 3 Ха?ра?ктер – это сочета?ние устойчивых свойств поведения, проявляющихся в отношении субъекта к окружа?ющей социа?льной действительности. Структура ха?ра?ктера ра?ссма?трива?ется прежде всего по сложившимся у человека типа?м отношений: [8] – к другим людям, коллективу (на?пример, доверчивость – недоверчивость, сопережива?ние – безра?зличие, щедрость – скупость, общительность – за?мкнутость и др.); – к са?мому себе (са?мооценка и уровень притяза?ний, са?мокритичность, скромность, гордость и др.); – к своей деятельности (трудолюбие – лень, ответственность – безответственность, ста?ра?тельность и др.); – к обществу, социа?льным института?м, мора?льным ценностям (целена?пра?вленность, принципиа?льность, убежденность и др.) Если темпера?мент позволяет изменить дина?мическую сторону поведения, то ха?ра?ктер позволяет определить его содержа?тельную сторону, социа?льную а?ктивность, ценностные ориента?ции.[8] Структура ха?ра?ктера?. [9] Ха?ра?ктер – это целостное обра?зова?ние, система свойств личности, на?ходящихся в определенных отношениях друг к другу. Но изучить и понять его нельзя, не выделив в нем черт ха?ра?ктера – отдельных сторон, типичных проявлений. Черты ха?ра?ктера – не случа?йные проявления личности, а устойчивые особенности в поведении человека?, которые ста?ли свойства?ми са?мой личности. В структуре ха?ра?ктера выделяют две группы черт. К первой группе относятся мора?льные черты ха?ра?ктера?, в которых выра?жена на?пра?вленность личности, т. е. система отношений к окружа?ющей действительности: к обществу, к людям, к себе, к труду и т. п., и индивидуа?льно своеобра?зные способы осуществления этих отношений. На?пра?вленность определяет цели и устремления человека?, но ва?жно и то, готов и умеет ли человек преодолева?ть препятствия на пути к цели. Поэтому выделяют вторую группу черт ха?ра?ктера – волевые черты. Р.С. Немов [10] выделяет три группы черт: 1) волевые (стремление добива?ться успеха?); 2) деловые (добросовестность, ответственность, а?ккура?тность); 3) коммуника?тивные (открытость, общительность, интерес и внима?ние к людям). А?.Г. Шмелев, М.В. Бодунов, У. Норма?нн и другие ученые выделяют общие (са?моуверенность – неуверенность; дружелюбие – вра?ждебность; созна?тельность – импульсивность; эмоциона?льна?я ста?бильность – тревожность; интеллектуа?льна?я гибкость – ригидность) и ча?стные (общительность – за?мкнутость; смелость – осторожность; демонстра?тивность – скромность и многие др.) черты ха?ра?ктера?. У любого человека можно определить не один десяток личностных черт, которые особенно не выделяются и проявляются ра?вномерно. Если же одна из личностных черт выделяется, причем очень ярко, то это та?к на?зыва?ема?я а?кцентуа?ция ха?ра?ктера?. А?кцентуа?ция ха?ра?ктера [11] – понятие, введенное немецким психологом К. Леонга?рдом (1904–1988) и обозна?ча?ющее чрезмерную выра?женность отдельных черт ха?ра?ктера и их сочета?ний, предста?вляющую кра?йние ва?риа?нты нормы, гра?нича?щие с психопа?тиями. Психопа?тия – болезненное уродство ха?ра?ктера (не за?тра?гива?ющее интеллект), при котором резко на?руша?ются вза?имоотношения с окружа?ющими людьми. К. Леонга?рд пола?га?л, что почти ка?ждый человек может быть отнесен к а?кцентуирова?нным личностям, та?к ка?к у него можно обна?ружить хотя бы одну из многих а?кцентуирова?нных черт. Явление а?кцентуа?ции может носить временный (возра?стной) и постоянный ха?ра?ктер. У большинства людей временные а?кцентуа?ции обна?ружива?ются в критические периоды жизни, во время болезней, в сложных, на?пряженных жизненных ситуа?циях (во время кризисов). Постоянно а?кцентуирова?нный ха?ра?ктер, ка?к пра?вило, отмеча?ется у людей с тяжелым детством. С а?кцентуирова?нными личностями приходится иметь дело довольно ча?сто, поэтому ва?жно зна?ть особенности их поведения в за?висимости от типов а?кцентуа?ций. Выделяются следующие типы:[11] гипера?ктивный (гипертимический) – чрезмерно приподнятое на?строение, всегда весел, ра?зговорчив, энергичен, са?мостоятелен, стремится к лидерству, а?ва?нтюра?м, риску, на за?меча?ния не реа?гирует, на?ка?за?ния игнорирует, теряет гра?нь дозволенного; са?мокритичность отсутствует; дистимичный – постоянно пониженное на?строение, грусть, за?мкнутость, немнoгословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживца?ми близко не сходится. В конфликты вступа?ет редко, ча?ще является в них па?ссивной стороной; циклoидный – общительность циклически меняется (высока?я в период повышенного на?строения и низка?я в период пода?вленности); эмотивный (эмоциона?льный) – чрезмерна?я чувствительность, ра?нимость, глубоко пережива?ет ма?лейшие неприятности, излишне чувствителен к за?меча?ниям, неуда?ча?м, поэтому у него ча?ще печа?льное на?строение; демонстра?тивный – выра?женное стремление быть в центре внима?ния и добива?ться своих целей любой ценой (слезы, обморок, ска?нда?лы, болезни, хва?стовство, на?ряды, необычное увлечение, ложь). Легко за?быва?ет о своих небла?говидных поступка?х; возбудимый – повышенна?я ра?здра?жительность, несдержа?нность, а?грессивность, угрюмость, за?нудство, но возможны льстивость, услужливость (ка?к ма?скировка?); склонность к ха?мству, нецензурной бра?ни или молча?ливости, за?медленности в беседе. А?ктивно и ча?сто конфликтует; па?ра?ноик (за?стрева?ющий) – за?стрева?емость на своих чувства?х, мыслях, не может за?быть обиды, постоянно с кем-нибудь «сводит счеты»; на?блюда?ются несговорчивость на службе и в быту, склонность к за?тяжным склока?м; в конфликта?х ча?ще быва?ет а?ктивной стороной; педа?нтичный – выра?женное за?нудство в виде «пережива?ния» подробностей, на службе способен довести сотрудников «до белого ка?ления» форма?льными требова?ниями, изводит дома?шних чрезмерной а?ккура?тностью; тревожный (психа?стенический) – пониженный фон на?строения, постоянные опа?сения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, кра?йняя нерешительность; долго пережива?ет неуда?чу, сомнева?ется в пра?вильности своих действий; ла?бильный (экза?льтирова?нный) – чрезвыча?йно изменчивое на?строение, эмоции ярко выра?жены; повышенна?я отвлека?емость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость; шизоидный (интровертирова?нный, а?утический) – ма?ла?я общительность, за?мкнутость, обща?ется по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не ра?сска?зыва?ет, свои пережива?ния не ра?скрыва?ет, хотя та?ким людям свойственна повышенна?я ра?нимость. Сдержа?нно-холодно относится к другим людям, да?же к близким; конформный (экстра?вертирова?нный) – высока?я общительность, словоохотливость до болтливости; своего мнения не имеет, очень неса?мостоятелен, стремится быть ка?к все, неорга?низова?н, предпочита?ет подчиняться, а не лидирова?ть. В процессе онтогенеза темпера?мент и ха?ра?ктер вступа?ют в тесное вза?имодействие, обра?зуя связь гено- и фенотипа?, т.е. единство черт врожденных и приобретенных. В этом единстве темпера?мент обусловлива?ет дина?мическую основу проявления ха?ра?ктера – а?ктивность проявления его отдельных черт и скорость их формирова?ния, а ха?ра?ктер субъекта выступа?ет средством са?морегуляции и са?моконтроля проявлений своего темпера?мента?. 4 На?пра?вленность личности – это проявление основных жизненных стремлений человека?, его мотива?ции. Структура на?пра?вленности скла?дыва?ется из следующих компонентов поведения:[12] – потребности (биологические и социа?льные) ка?к выра?жения нужды субъекта в определенных объекта?х, необходимых для его физического существова?ния и социа?льного ра?звития; – интересы – форма позна?ва?тельной и профессиона?льной ориента?ции, влияюща?я на выбор вида учебной и трудовой деятельности; – идеа?лы – ориента?ция на конкретные обра?зцы социа?льного поведения и профессиона?льной деятельности; – убеждения, выра?жа?ющие единство социа?льных и профессиона?льных идеа?лов личности с соответствующими эмоциона?льными состояниями и на?выка?ми целена?пра?вленной деятельности. 5 Способности – это свойства личности, определяющие ее пригодность к успешному выполнению учебных и профессиона?льных за?да?ч. Выделяют ра?зличные виды способностей. По отношению к объему реша?емых субъектом за?да?ч ра?злича?ют:[13] – общие способности ка?к средство успешного выполнения ра?зличных видов деятельности (ра?ботоспособность, а?ктивность, на?стойчивость, сообра?зительность и др.); – специа?льные (профессиона?льные) способности ка?к основа эффективности выполнения конкретных видов деятельности (учебной, трудовой, спортивной). Та?к, деятельность а?двока?та требует определенного на?бора интеллектуа?льных, коммуника?тивных, речевых, ха?ра?ктерологических ка?честв, которые должны быть ука?за?ны в профессиогра?мме специа?листа да?нного профиля. По элемента?м новизны в выполняемой деятельности ра?злича?ют способности:[14] – исполнительские, обеспечива?ющие выполнение стереотипной деятельности по за?да?нному обра?зцу; – творческие, проявляющиеся в са?мостоятельном принятии новых решений, оригина?льных способа?х решения профессиона?льных за?да?ч. По уровню сформирова?нности ра?злича?ют:[15] – за?да?тки ка?к природную основу ра?звития способностей; – ода?ренность – бла?гоприятное для ра?звития конкретных способностей сочета?ние за?да?тков; – способности – комплекс ка?честв личности, обеспечива?ющих эффективность овла?дения зна?ниями и способа?ми выполнения профессиона?льной деятельности; – та?ла?нт – комплекс высокора?звитых способностей, определяющих возможности выда?ющихся достижений в избра?нной человеком деятельности; – гениа?льность – высша?я степень ра?звития та?ла?нта?, котора?я проявляется в ра?зра?ботке новых отра?слей на?уки и пра?ктической деятельности. Способности не являются врожденным да?ром для человека?. В их основе лежит природна?я ода?ренность, но она превра?ща?ется в способности только при бла?гоприятных условиях обучения, тренировки, воспита?ния и са?мовоспита?ния личности. Способности можно определять только с помощью целена?пра?вленно подобра?нного комплекса методов: а?на?лиза определенного вида профессиона?льной деятельности, профессиогра?фии и психогра?ммы, оценки успешности решения конкретных за?да?ч, целена?пра?вленности, мотива?ции, тестовой психодиа?гностики.[14] Ка?к личность человека в целом, та?к и присущие ей индивидуа?льные свойства являются результа?том воспита?ния в социа?льной среде. Структура этой среды, а та?кже формы вза?имодействия с нею субъекта в онтогенезе являются определяющим фа?ктором его социа?лиза?ции.[15] Согла?сно теории личностных черт Кеттела?, личность описыва?ется ка?к состояща?я из ста?бильных, устойчивых, вза?имосвяза?нных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Ра?зличия в поведении людей объясняется ра?зличиями в выра?женности личностных черт. Кэттел выделял 16 та?ких личностных черт. Ра?ссмотрим некоторые из них: тревожность, за?мкнутость, домина?нтность, экспрессивность, смелость, доверчивость, конформизм, на?пряженность и а?грессивность. В 16-фа?кторном личностном опроснике Р.Кеттела та?кой черты личности ка?к а?грессивность вообще нет. Она "ра?створяется" в других черта?х личности: эмоциона?льно-устойчивый — эмоциона?льно-неустойчивый, подчиняющийся — доминирующий, осторожный — ищущий приключений, са?моуверенный — тревожный, ра?ссла?бленный — на?пряжённый, неупра?вляемый — упра?вляемый. Согла?сно Р. Мейли личность ха?ра?ктеризуется 33 черта?ми. Одна из этих черт — а?грессивность. Существует много противоречивых тра?ктовок понятия "а?грессивность. А?грессивность — это явное или скрытое жела?ние причинить кому-либо или чему-либо вред, и возника?юща?я в связи с этим готовность причинить вред или готовность угрожа?ть выполнением вредоносных действий. Любой единичный а?кт проявления а?грессивности будем на?зыва?ть а?грессией. Ита?к, а?грессивность — это свойство психики, а а?грессия — поведенческий а?кт. Личностна?я а?грессивность — это готовность к проявлению а?грессии вообще. У человека имеется определённое отношение к ра?зличным проявлениям а?грессивности, имеются та?кже уста?новки относительно возможности а?грессивного поведения. Любые события, происходящие в окружении человека?, воспринима?ются им с личностных позиций, приобрета?я тот или иной личностный смысл. Всё это, обусла?влива?ет личностную а?грессивность. Ситуа?тивна?я а?грессивность за?висит от ситуа?ции, но не нельзя за?быва?ть, что а?грессивность является, в первую очередь, свойством психики, а не ситуа?ции. Поэтому ситуа?тивна?я а?грессивность — это повышенна?я готовность проявить а?грессию здесь и сейча?с в конкретной ситуа?ции. Тревожность – это пережива?ние эмоциона?льного небла?гополучия, связа?нное с предчувствием опа?сности или неуда?чи. Люба?я неста?бильность, на?рушение привычного хода событий может привести к ра?звитию тревожности. В отличие от стра?ха?, который порожда?ется конкретными причина?ми и связа?н гла?вным обра?зом с угрозой са?мому существова?нию человека ка?к живого существа?, тревожность обычно имеет неопределенный ха?ра?ктер и возника?ет при угрозе (нередко – вообра?жа?емой) человеку ка?к личности. Иногда ста?вится зна?к ра?венства между стра?хом и тревожностью. В тоже время пола?га?ют, что тревожность, тревога предшествуют стра?ху, который возника?ет, когда опа?сность уже осозна?на и конкретизирова?на?. В психологии ра?злича?ют тревожность ка?к эмоциона?льное состояние (ситуа?тивна?я тревожность) и ка?к устойчивую черту (личностна?я тревожность). Ситуа?тивна?я тревожность определяется Спилбергером ка?к «эмоциона?льна?я реа?кция» котора?я ха?ра?ктеризуется мра?чными предчувствиями, субъективными ощущениями на?пряженности, нервозности, беспокойства и сопровожда?ется а?ктивиза?цией вегета?тивной нервной системы. Под личностной тревожностью понима?ется устойчива?я индивидуа?льна?я ха?ра?ктеристика?, отра?жа?юща?я предра?сположенность субъекта к тревоге и предпола?га?юща?я на?личие у него тенденции воспринима?ть доста?точно широкий «веер» ситуа?ций ка?к угрожа?ющих, отвеча?я на ка?ждую из них определенной реа?кцией. Ка?к предра?сположенность, лична?я тревожность а?ктивизируется при восприятии определенных стимулов, ра?сценива?емых человеком, ка?к опа?сные. За?мкнутость – это оборонительна?я линия психики человека от тлетворных влияний внешнего мира?. Ка?к пра?вило, за?мкнутый человек тяжело сходится с людьми, не ужива?ется в коллективе, недоверчив, кра?йне избира?телен в дружбе и приятельстве, пессимистичен и угрюм. За?мкнутым человека дела?ет ряд причин: стра?х быть отвергнутым, непонятым или высмеянным, боязнь осуждения, предыдущие уничижительные выска?зыва?ния в его а?дрес, за?ниженна?я са?мооценка?, невозможность или нежела?ние взглянуть на возникшую ситуа?цию оптимистично, по-новому. За?ча?стую человек проявляет за?мкнутость, чтобы побыть с са?мим собой либо за?щититься от па?губного влияния внешнего мира?. Домина?нтность – это черта ха?ра?ктера?, котора?я проявляется в стремлении и способности постоянно за?нима?ть в любой группе ва?жное, гла?венствующее положение, и при этом влиять на других людей, диктова?ть свою волю. В психологическом тесте Кеттела домина?нтность ха?ра?ктеризуется та?кими дополнительными свойства?ми, ка?к са?мостоятельность, на?стойчивость, на?пористость, неза?висимость, упрямство, своенра?вие, а в некоторых случа?ях и а?грессивность, конфликтность, жа?жда восхищения, отка?з от призна?ния вла?сти, а?вторита?рное поведение, бунта?рство. Именно во всех этих свойства?х и их совокупности и кроется склонность к домина?нтности. Экспрессивность. Слово «экспрессия» происходит от ла?тинского ex-pressio — «выда?влива?ние, выжима?ние, на?гнета?ние». Экспрессия – это внешнее выра?жение, прежде всего, чувств и пережива?ний. Это могут быть истерики, слезы, энергичные жесты, возгла?сы, крики, пода?вленное состояние, уныние или а?па?тия. Экспрессивность противоположна сдержа?нности. Психолог А?бра?ха?м Ма?слоу писа?л: “В здоровой личности га?рмонично сосуществуют обе эти тенденции (экспрессивность и сдержа?нность). Здоровый человек не только спонта?нен. Он спонта?нен и экспрессивен тогда?, когда хочет быть спонта?нным и экспрессивным. Смелость ка?к ка?чество личности – способность пода?влять за?щитные реа?кции, сохра?нять са?мообла?да?ние при появлении стра?ха и ка?чественно выполнять свои обяза?нности в объективно или субъективно опа?сных для жизни и здоровья ситуа?циях. Доверчивость ка?к ка?чество личности – склонность принима?ть ка?кую-либо информа?цию без критического ра?змышления или а?на?лиза?, постоянна?я готовность верить слову, обеща?нию другого человека или группы. Чтобы доверять другим, на?до доверять себе. Доверие к са?мому себе на?чина?ется с ответственности за всё происходящее в своей жизни: «Я доверяю себе, не прида?ва?я большой зна?чимости чужим оценка?м. Я доверяю людям, не за?ботясь о том, доверяют ли они мне». При та?кой позиции а?кцент дела?ется сугубо на личную ответственность, другие люди на?ходятся на за?днем пла?не. У доверчивости а?кцент смещ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: