- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Личность в пенитенциарной психологии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005610 |
Тема: | Личность в пенитенциарной психологии |
Содержание
Введение Актуальность исследования продуктивности деятельности психологов исправительного учреждения обуславливается первостепенной важностью задачи повышения качества работы сотрудников уголовно – исправительной системы в современных условиях ее функционирования. За последние десятилетия резко увеличилось количество уголовно – наказуемых преступлений. На фоне усиления алкоголизации и наркомании общества, зафиксировано увеличение насильственных и корыстных преступлений против личности. На данный период времени ежегодно совершается от 2 до 3 миллионов преступлений. Велика рецидивная преступность. Несмотря на это, Российская пенитенциарная система до сих пор отличается низкой эффективностью исправительного воздействия, что противоречит главной ее цели – перевоспитанию преступников. Актуальность данного исследования обусловлено и тем, что традиционно принято считать, что осужденные в местах лишения свободы проходят процесс десоциализации, который настолько глубок, что ведет к разрушению нравственных основ личности и носит необратимый характер: в дальнейшем невозможно восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и социальных ролей. Существует также точка зрения, согласно которой в пенитенциарном учреждении существуют условия для ресоциализации, в результате которой изменяются установки осужденных, цели, нормы и ценности жизни. Рассмотрение ресоциализации осужденного в пенитенциарном учреждении представляет собой многоаспектную проблематику. Это предполагает использование междисциплинарного подхода к самой проблеме. Данный феномен исследуется в психологии, социологии, юриспруденции, криминологии и др. В отечественной науке проблеме социализации, ресоциализации, десоциализации были посвящены работы Б.Д. Парыгина, Г.А. Андреевой, Б.З. Вульфова, И.В. Андреенковой, Е.П. Белинской, Л.Н. Когана, М.А. Галагузовой, Е.С. Дубовской, С.Н. Иконниковой, Ю.Н. Кривова, И.С. Кона, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, В.Ф. Сержантова, О.А. Тихомандрицкой, Д.И. Фельдштейна, Л.В. Филипповой и др. Частично проблемы ресоциализации как социально-педагогического процесса нашли отражение в работах М.М.Шульга, Т.И. Барсуковой, С.С. Вишневского, Г.И. Бондаренко, В.Д. Семенова и др. Становление и развитие учения об исполнении наказания – пенологии (тюрьмоведения) – связано с такими исследователями, как Д. Говард и И. Бентам, работы которых были направленными на гуманизацию тюремной системы. В России наиболее известными специалистами в области пенологии стали С.В. Познышев, Н.С. Таганцев и И.Я. Фойницкий, продолжившие изучать вопросы функционирования пенитенциарной системы в России. Таким образом, актуальность и степень научной разработанности проблемы определили содержание исследования, его структуру, объект, предмет, цель и задачи работы. Цель исследования заключается в сравнительном изучении влияния условий исправительного учреждения на осужденных, совершивших корыстные или насильственные преступления. Объект исследования: личностные характеристики осужденных, отражающие эмоционально – волевую сферу, агрессию, криминальную направленность и взаимодействие с окружающим миром осужденного. Предмет исследования: динамика личностных характеристик осужденных за корыстные или насильственные преступления в условиях содержания в исправительной учреждении. Задачи исследования: Теоретический анализ литература по теме исследования Подобрать методы и методики эмпирического исследования. Подобрать выборку испытуемых и сформировать экспериментальную группу. Проанализировать результаты психодиагностики лиц, осужденных за корыстные и насильственные преступления, в момент поступления в исправительное учреждение. Провести эмпирическое исследование личностных характеристик лиц, осужденных за корыстные и насильственные преступления, находящихся в исправительном учреждении в течении трех лет. Обработать результаты сравнительного исследования с помощью методов математической статистики и сделать выводы. Разработать рекомендации для психологов исправительного учреждения по работе с лицами, совершившими корыстные и насильственные преступления. В результате изучение БТП (Базовых типовых программ), рекомендованных для реализации в системе ФСИН, и психологических характеристик осужденных, совершивших корыстное или насильственное преступление, была выдвинута следующая теоретическая гипотеза: у лиц, совершивших насильственное преступление, динамика личностных характеристик, под влиянием пенитенциарной системы, будет более выраженной по сравнению с осужденными, совершившими корыстное преступление. Методы исследования: метод теоретического анализа, метод тестирования, метод изучения документов, метод статистической обработки. Методика исследования: «Комплексное исследование личности осужденного (КИЛО)» Чебаловой Е.А. База исследования: ФКУ «СИЗО-2 УФСИН России по РК» и ФКУ Исправительная колония №19 УФСИН России по РК. Практическая значимость исследования - результаты могут применяться в последующих исследованиях по данной теме и для работ психолога с осужденными ФКУ Исправительная колония №19 УФСИН России по республике Коми и ФКУ «СИЗО-2 УФСИН России по РК». Общая характеристика работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 26 источников и 2 приложений. В первой главе дан теоретический анализ проблемы личности в пенитенциарной психологии и влияния условий исправительного учреждения на личностные особенности осужденных. Во второй главе приведены результаты эмпирического исследования влияния пенитенциарной системы на личностные качества лиц, осужденных за корыстные и насильственные преступления. Общий объем работы составляет 47 страницы. Глава 1. Теоретический анализ проблемы личности в пенитенциарной психологии и влияния условий исправительного учреждения на личностные особенности осужденных 1.1 Личность в пенитенциарной психологии Изучение личности осужденных – обязательное условие оказания успешного психолого-педагогического влияния, необходимого для профилактики противоправного поведения, оптимального выбора путей позитивного изменения личности осужденного в условиях исправительного или воспитательного учреждений [14]. В уголовно-процессуальном законодательстве (часть 2 статьи 47 УПК РФ) осуждённый определяется как «обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор» [23]. Термин «осужденный» подразумевает социальное положение человека, попавшего в места лишения свободы, связанное с ним выполнение социальных ролей и функции, отличных от тех, которые он выполнял, находясь на свободе. Личность осужденного – это интегральное качество совершившего преступные действия человека, представляющее взаимосвязанный комплекс социально-демографических, психологических, уголовно-правовых и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение и характеризуют общественную опасность осужденного. Каждая личность несет на себе отпечаток тех условий жизни, в которых она живет и действует как сознательное, общественное существо. Своеобразие личности осужденного проявляется прежде всего в ее психическом облике: характере, способностях, темпераменте, интересах, установках, отношениях и т.д. Они формируются и проявляются в деятельности человека в окружающем мире. На их развитие большое влияние оказывает та, в которой протекает жизнедеятельность данного индивида [6]. Формирование личности осужденного, ориентации происходит под противоречивым воздействием различных факторов: с одной стороны, важная роль в этом процессе принадлежит социальным институтам классам, нации, профессиональным и иным группам, средствам массовой коммуникации и др.), с другой воздействуют наследственные задатки, анатомо-физиологические, психические и иные свойства, качества человека [24]. Таким образом, подход к проблеме личности осужденного в пенитенциарной психологии включает единство социального, психологического и физического. Необходимо различать личность делинквента, преступника, подследственного, обвиняемого, осужденного. На различных стадиях уголовного процесса личность вступает в новые общественные отношения, у нее появляются новые права и обязанности. Установки, мотивы личности на каждой стадии могут быть разные. Так же не изменяются ее стержневые свойства: направленность, характер, эмоционально-волевая сфера. Нельзя отрицать и то, что такие критические периоды могут обусловить изменение смысла жизни, поведения [7]. Понятие личности осужденного А.Р. Ратинов наделяет специфическим содержанием. Осужденный – это уже не тот человек, который совершил преступление, ибо само преступление наложило отпечаток на его психику, он пережил процедуру судопроизводства, испытал массу противоречивых воздействий в исправительно-трудовой колонии [16]. Говоря о личности преступника или осужденного, подразумеваются социальное положение человека и выполняемые им социальные функции. Попав после осуждения в места лишения свободы, преступник начинает играть иные социальные роли, чем на свободе. Они вытекают из требований режима, трудовой деятельности, обучения и т.д. В отечественной психологии достаточно четко сформулировано положение о том, что условия жизни людей, психологическая атмосфера, характер взаимосвязей индивидов во многом определяют их поведение и деятельность [13]. Н. С, Лейкина, Б. С. Волков выделяют социально значимые обстоятельства, характеризующие личность преступника: во-первых, те из них, которые нашли свое выражение в поведении лица, предшествующем совершению преступления, и, связанные с совершением преступления [8]. Если развить эту мысль применительно к личности осужденного, то, видимо, следует признать, что помимо обстоятельств, характеризующих личность преступника, в ее содержание входят и те свойства, признаки, которые сформировались в процессе отбывания наказания. Тем самым содержание личности осужденного шире и отражает не только обстоятельства, характеризующие поведение лица до преступления и в связи с его совершением, но и те из них, которые возникают при исполнении наказания и осуществлении исправительно – трудового воздействия [20]. Отличительные особенности личности вытекают из статуса осужденного, вина которого установлена вступившим в законную силу приговором, обязавшим его отбыть определенное наказание. Кроме того, положение осужденного приводит к вступлению его в новые общественные отношения и к исключению из ряда отношений, которые характеризовали его как личность ранее. Особенности его положения состоят в следующем: – ограничение перечня вещей, которыми можно пользоваться (специальный перечень); – регламентация продуктов питания; – норма жилой площади; – изменение производственных отношений (8-часовой рабочий день с одним днем отдыха); – предоставление отпусков только по решению администрации ИУ; – невозможность выбора работы по желанию; – начисление заработка с учетом частичного возмещения расходов на содержание ИУ; – ограничения в сфере прав и свобод (обыски, досмотр); – регламентация выхода за пределы ИУ и разрешения на свободное передвижение [9]. В нормативном порядке установлены некоторые обязанности, которые применительно к иным гражданам регулируются нормами нравственности. Личность осужденного – это конкретный человек, отбывающий наказание, рассматриваемый сквозь призму его социальных качеств. Моральное осуждение служит средством общественной девальвации, клеймения и проклятия преступника. Обвинитель устанавливает дистанцию социального отчуждения подсудимого от общества и добивается того, чтобы и другие относились к этому человеку с осуждением. Монополией на церемонию такого разжалования, в результате которого человек меняет свою самооценку, обладает суд, затем исправительное учреждение. Каждый человек находится в пенитенциарном процессе самостановления, сохранения и обновления своего самовосприятия. Личность осужденного (преступника) можно понять только в том случае, если глубоко проникнуть в его образ мыслей, самовосприятие [26]. Изучение личности осужденных включает в себя знание механизмов и закономерностей поведения и деятельности в условиях отбывания наказания, влияния среды преступников и основных средств исправления, ресоциализации и адаптации осужденного. Условия жизни и деятельности осужденных в местах лишения свободы влияют на их личность, процесс адаптации и ресоциализации. Кроме того, различным воздействием обладают условия мест лишения свободы: их местонахождение, планировка, внешний вид территории и построек, стиль взаимоотношений администрации с осужденными. Эти факторы воздействуют на людей не прямо, а преломляясь через их жизненный опыт [12]. Осужденные могут по-разному относиться к действиям специфических условий мест лишения свободы: покоряться им, противостоять, внешне соглашаться, внутренне сопротивляться и т.д. Важно иметь в виду, что под воздействием одних и тех же условий конкретного отряда, колонии у разных осужденных могут, с одной стороны, формироваться общие черты в поведении и деятельности, с другой – складываться индивидуальные формы поведения. Особое значение при этом имеет создание здоровой, воспитывающей среды в колонии, строго соблюдаемого режима, организации трудовой деятельности, целенаправленной воспитательной работы, упорядоченности быта, расширения социально полезных контактов с родственниками, шефскими организациями. Для теории и практики пенитенциарной психологии представляет особый интерес динамическая структура личности осужденного. Элементами структуры личности являются ее отдельные свойства, иногда называемые «чертами личности». Все указанное выше многообразие свойств личности поддается психологическому изучению, так как структура личности едина, различно только содержание ее элементов. Весь исторический опыт психологии и педагогики свидетельствует о том, что основными подструктурами личности являются следующие четыре. Названия этих четырех подструктур условны. Их сущность раскрывается входящими в каждую из них подструктурами более низшего уровня. Их описание лучше вести от низшего к более высоким уровням. Четвертая подструктура биопсихических свойств личности объединяет темперамент, половые, возрастные и некоторые патологические свойства личности (если они имеются). Входящие в нее свойства в основном биологически обусловлены и очень плохо могут целенаправленно формироваться. Если же они и формируются, то только путем тренировки как простого повторения определенных функций (так же, как, например, мышцы формируются только путем их повторной работы). Но свойства этой подструктуры личности могут хорошо компенсироваться свойствами трех других, более высоких подструктур, что и создает у каждого человека свой особый стиль деятельности. Третья подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Это свойство памяти, эмоций и ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Сюда же входят и типичные для данной личности свойства потребностей (как движущей силы форм психического отражения), внимания (как организации этих форм) и психомоторики (как их объективизации). Эти свойства уже в значительной степени не только биологически, врожденно обусловлены, но и социально приобретены. Для их формирования повторение необходимо, но недостаточно и должно принять вид упражнения, при котором должен быть осознан результат каждого повторения, и должно быть стремление от одного повторения к другому улучшать полученные результаты. Вторая подструктура личности - ее опыт, объединяющий знания, навыки, умения и привычки. Они полностью приобретены уже после рождения и потому социально обусловлены, хотя в значительной мере еще зависят и от биологически обусловленных свойств предыдущих подструктур личности. Для их формирования упражнение и повторение необходимо, но недостаточно. Оно должно принять вид обучения, при котором усваиваемое при упражнении должно связываться с уже усвоенным. Свойства личности этой подструктуры определяют опыт личности, ее подготовленность и уровень культуры в различных областях. Первая подструктура личности объединяет только человеческие, высшие свойства личности - ее направленность, в структуру которой, если она взята за целое, входят желания, интересы, стремления, идеалы, мировоззрение и убеждения. Свойства личности этой подструктуры переживаются как отношения и являются мотивами деятельности. Они уже почти исключительно социально обусловлены. Для их формирования обучение должно принять вид воспитания, при котором усвоенное при обучении должно связываться с уже имеющимися положительными свойствами и особенностями именно данной личности и становиться мотивами именно ее деятельности [15]. Рассмотренные четыре основные подструктуры личности находятся в иерархической взаимозависимости как по постепенному изменению в них соотношения биологического и приобретаемого социального, так и по специфическим для каждой подструктуры видам формирования входящих в каждую из них свойств личности: тренировке, упражнению, обучению и воспитанию. Такое понимание динамической (потому что она меняется под влиянием стихийного и целенаправленного формирования), функциональной (потому что ее элементы — психические явления) структуры личности облегчает изучение любой личности, в том числе и осужденного, укладывая ее в четкую схему. Эта схема одновременно является и программой изучения личности осужденного с целью ее исправления. Работникам ИУ надо знать, что игнорирование любой из этих подструктур приводит к односторонности взгляда на личность [4]. Как отмечает К.К. Платонов, четыре основные подструктуры личности не исчерпывают всей ее динамической психологической структуры, так как не включают ни характера, ни способностей, которые не рядоположены с разобранными четырьмя, а наложены на них. Они настолько существенны, что их совокупность придает индивиду определенность и потому их лучше называть «общим качеством личности». Характер и способности личности по отношению к общей структуре личности являются способами реализации всех психологических компонентов личности - способами достижения жизненных целей. Цель же обладает функцией системообразования психики человека в целостную структуру [15]. 1.2 Анализ личностных особенностей осужденных за разные виды преступлений. Наиболее всеохватывающей типологией осужденных является типология по содержанию ценностно-ориентационной направленности преступников. Согласно этой типологии различают следующие категории: 1. Корыстная – категория преступников с корыстной направленностью, посягающих на основное достояние общества – распределение материальных благ в соответствии с мерой и качеством затраченного труда. Здесь выделяют следующие виды преступников: а) корыстно-хозяйственные преступники (фальсификация товаров, несоблюдение экологических норм производства, игнорирование налогообложения, лицензирования, незаконное предпринимательство и др.); б) корыстно-служебные преступники (хищения путем злоупотребления служебным положением, нарушение правил торговли, обман клиентов, взяточничество и др.); в) воры, расхитители (корыстные посягательства, связанные с тайным хищением имущества – кражи); г) мошенники (подделка документов, ценных бумаг, денежных знаков и др.); д) ненасильственные вымогатели [18]. Корыстные преступники обладают некоторыми характерными особенностями. Им свойственны: стабильная криминальная направленность, стремление утвердить себя в глазах других, преступление выступает как способ решения внутриличностных проблем, сильно выраженные эгоистические интересы, хорошая ориентация в нормах и требованиях, но скрытое неприятие их и нарушение. Для них характерен также хороший интеллектуальный контроль поведения, гибкость, умение быстро принимать решение. Важными задачами при работе с данной категорией правонарушителей являются: – предотвращение дальнейшей криминализации личности корыстного преступника; – формирование антикриминальной устойчивости личности на основе выбора правомерных альтернатив удовлетворения материальных и иных потребностей; – обучение конструктивным способам преодоления собственных страхов, неуверенности в себе. С данной категорией осужденных возможен рациональный подход при психологическом воздействии, так как корыстные преступники – наиболее интеллектуальная категория [17]. Корыстный тип личности преступника отличается гиперболизацией, непомерным разрастанием материальных потребностей, стремлением к накопительству, стяжательству, скопидомству. Эти потребности являются извращенными, поскольку ни их возникновение, ни возможности их удовлетворения не обусловливаются объективной действительностью. У большинства расхитителей, мошенников, взяточников материальные интересы являются основным смыслообразующим фактором их жизнедеятельности. А в системе самих материальных интересов ведущую роль играют деньги, вещи, стремление к праздной и разгульной жизни. Для многих из них накопление вещей является самоцелью. Для лиц данной категории так же характерны деформация досугово-бытовых интересов, потребностей, привычек, выражающаяся в стремлении к пьянству, наркотикам, азартным играм, и деградация личности на этой основе; некритическая и завышенная оценка своей личности. Смысл преступного поведения – самоутверждение, в основе которого лежит неуверенность в себе, как личности, достойной признания. Однако в отличие от других преступников представители данной категории являются более адаптированными, то есть более приспособленными к различным социальным ситуациям и их изменениям. Они лучше ориентируются в социальных нормах и требованиях, более сдержанны, могут хорошо контролировать свое поведение. Они также более общительны, и, как правило, не испытывают трудностей в установлении социальных контактов, для многих свойственны статусные потребности – стремление к лидерству, к признанию. Они отличаются наименьшей психической напряженностью, относительно высоким уровнем интериоризации социальных норм. Корыстные устремления и связанные с ними хищения, взятки и тому подобные связаны как с накопительством, так и с его антиподом – разгульным расточительством. Но и в том, и в другом случае основа одна – скудность духовных потребностей. 2. Корыстно-насильственная категория преступников – с корыстно-насильственной направленностью, с корыстными посягательствами, соединенными с насилием над личностью. В этой категории определяются четыре вида преступников: а) грабители; б) участники разбойных нападений; в) насильственные вымогатели (рэкетиры); г) убийцы с корыстной целью. Корыстно-насильственные преступники образуют однородную группу с выраженными психологическими чертами. Им свойственны импульсивность поведения, пренебрежение к социальным нормам, агрессивность. Они отличаются наиболее низким интеллектуальным и волевым контролем. Для них характерна повышенная враждебность к окружению, а их преступления выступают как постоянная линия поведения. Они с трудом усваивают нравственно-правовые нормы. Инфантильные черты, проявляющиеся в тенденции к непосредственному удовлетворению возникающих желаний и потребностей, сочетаются с нарушением общей нормативной регуляции поведения, неуправляемостью и внезапностью поступков. Они отличаются общей ригидностью и стойкостью аффекта, а также значительной отчужденностью от социальной среды, в связи с чем у них снижается возможность адекватной оценки ситуации. Корыстно-насильственные преступления совершаются преступниками, которым одинаково присущи и пренебрежение к личности окружающих и стремление к наживе. Более половины этой категории преступников при совершении преступления находилось в нетрезвом состоянии. В своей преступной среде они проявляют властность, жестокость, крайнюю грубость, насилие, шантаж и угрозы [11]. 3. Насильственная – категория преступников с насильственной, агрессивной, антигуманной направленностью, с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других людей. Здесь выделяется четыре вида преступников: а) хулиганы; б) злостные хулиганы; в) лица, причиняющие ущерб чести и достоинству личности путем оскорбления и клеветы; г) лица, совершающие агрессивно-насильственные действия против личности – убийства, изнасилования, причинение телесных повреждений и др. У преступников с устойчивым типом присутствует постоянная агрессивная направленность, то есть у них всегда имеется повод для совершения насильственных действий. Для злостных типов насильственных преступников агрессивность является одним из способов самоутверждения. К числу злостных убийц относят особый психологический тип преступника, который отличается устойчивой антисоциальной установкой, аморальным поведением и наличием судимостей. Для преступлений, совершенных из хулиганских побуждений, характерно отсутствие мотивов (безмотивность), обусловленная повышенной агрессивностью лица, совершившего такое преступление. Мотивы насильственных преступлений (убийства, телесные повреждения, изнасилования) и хулиганства достаточно разнообразны. Вообще называть насилие мотивом ошибочно, потому что совершать насильственные действия ради них самих могут лишь психически больные, невменяемые люди. Понятие насилия во многом отражает внешний характер действия, а не только его внутреннее содержание. Преступления против личности могут совершаться по мотивам личного обогащения, поэтому виновных следует относить к корыстному типу. Некоторые убийства и телесные повреждения совершаются из хулиганских побуждений, по мотивам мести. Лица, действия которых направляются указанными стимулами, могут быть отнесены к насильственному типу. Лица, совершавшие насильственные преступления, достигали своих преступных целей агрессивными способами, примитивно и грубо [18]. Осужденные за убийство – наиболее сложная категория при проведении психокоррекционной и психопрофилактической работы. Эти лица недобросовестно относятся к работе, чаще других нарушают дисциплину, распивают спиртные напитки, создают конфликтные ситуации [2]. Основным признаком, объединяющим отдельные противоправные деяния в насильственные преступления, является физическое или психическое насилие над личностью или угроза его применения. Причем насилие при совершении этих преступлений является элементом мотивации, а не просто средством достижения криминальной цели. Сформировался новый, до сих пор не наблюдаемый вид насильственной преступности – террористический. Это не только собственно терроризм и террористические акты, но и значительно более обширная группа весьма опасных насильственных посягательств, отличительной чертой которых является устрашение: захват заложников, незаконное лишение свободы, воздействие на сотрудников правоохранительных органов, свидетелей и потерпевших, угрозы убийством, причинением тяжкого вреда здоровью, уничтожением имущества и т.д. Типичными чертами насильственных преступников являются эгоизм, примитивный анархизм, отсутствие синтонности, чувства сострадания, крайняя черствость и жестокость, эмоциональная тупость, импульсивность, проекция агрессии во вне, уязвимость «Я» в сфере межличностных отношений, подозрительность, ригидность, тенденция к замкнутости. Им свойственно наделять других людей (по механизму проекции) чертами, свойственными им самим. Это приводит к тому, что окружающих они начинают воспринимать как враждебных и агрессивных. Общей особенностью таких преступников является отсутствие критической оценки своих поступков, бескультурье, десоциализированность. К нравственно-психологическим свойствам личности насильственных преступников относятся эгоцентризм; неуважительное отношение к чувствам, переживаниям и страданиям других людей; убежденность в допустимости насильственных способов удовлетворения своих желаний, разрешения конфликтов; стереотипы грубого, вызывающего поведения; агрессивность. Именно эти черты, сформировавшиеся в условиях неблагополучной микросреды и получившие развитие вследствие безнаказанности или ненадлежащего реагирования правоохранительных органов на ранее совершенные преступления, реализуются в насильственных преступлениях. С практической точки зрения, типология и классификация создают возможность разрабатывать действенные меры предупреждения преступности, профилактического воздействия на конкретных субъектов, общего и индивидуального прогнозирования в сфере преступности и планирования борьбы с ней [17]. По глубине и стойкости антисоциальной направленности, лежащих в основе ценностных ориентации, выделяют случайный и криминогенный типы преступников. Случайный тип (случайные преступники) – это лицо с общей положительной направленностью, совершившее преступление в результате временного проявления не свойственной для него активности антиобщественных качеств, вызванного сильным воздействием на его сознание и волю обстоятельств внешнего мира. Криминогенные: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный ситуативный тип. 1. Последовательно-криминогенный подтип формируется в микросреде, где нормы морали и права систематически нарушаются. Преступление вытекает из привычного стиля поведения и обусловливается стойкими антиобщественными взглядами, социальными установками и ориентациями субъекта. К последовательно-криминальному типу следует отнести так называемых асоциальных преступников. Это лица с устойчивой линией преступного поведения, которые многократно совершали преступления в силу моральной деградации, обесценения в социальном аспекте качеств личности. Отрицательные нравственно - психологические черты у рассматриваемой категории преступников зачастую отягощены хроническим алкоголизмом, наркоманией, психопатологическими отклонениями. 2. Ситуативно-криминогенный подтип формируется и действует в противоречивой микросреде. Преступление в значительной мере обусловлено неблагоприятной с социально-экономической, нравственной и правовой точек зрения ситуацией его совершения (пребывание в преступном формировании, конфликты с другими лицами). 3. Ситуативный подтип: существенны дефекты механизма взаимодействия социальной среды и личности в сложной ситуации. Характерными признаками являются: идейно-психологическая слабость, социальный инфантилизм личности, отсутствие интеллектуальных, эмоциональных и волевых ресурсов, необходимых для того, чтобы успешно справиться со сложной ситуацией. В генезисе преступного поведения решающую роль играет криминогенная ситуация [10]. ? 1.3 Пенитенциарная психология и ее функции в ресоциализации осужденных. Пенитенциарная (исправительная) психология изучает психологические основы ресоциализации – ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для её полноценной жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективного наказания, динамику личности осуждённого в процессе исполнения наказания, формирования её поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентаций и стереотипов малых групп в условиях социальной изоляции [19]. Пенитенциарная психология на основе исправительного права призвана выработать рекомендации по ресоциализации осуждённых, разрабатывать средства и приёмы психологической коррекции личности правонарушителей. Ресоциализации личности осуждённых связана, прежде всего, с их ценностной переориентацией, с выработкой у них стереотипов социально-положительного поведения [7]. Предметом пенитенциарной психологии является изучение закономерностей функционирования психики как человека, так и группы людей, подвергнутых мерам уголовного наказания, а также психологии лиц, осуществляющих исполнение уголовного наказания. Пенитенциарная психология призвана не только описать те или иные закономерности функционирования психики осужденных, но и вскрыть их причины, наметить пути воздействия на сознание осужденных с целью их исправления. Осужденные - люди, отличающиеся сложными индивидуальными психическими состояниями, нравственно-психологическими особенностями, поэтому хорошо знать все эти особенности - первейший долг воспитателя, в противном случае все осужденные будут в глазах воспитателя единой безликой массой, и он не сможет так успешно, как мог бы, применять различные методы и способы их исправления [1]. Перед пенитенциарной психологией стоят следующие задачи: - исследование индивидуальных нравственно-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению (анализ жизненной философии, мотивов совершения преступления, уровня интересов, мышления, потребностей и т. д.); - исследование с психологических позиции самого процесса исправления, психологический анализ происходящих в сознании осужденного изменений под влиянием воспитательных мероприятий, режима, общего и профтехнического образования; - изучение эмоционально-волевой сферы, психических состояний осужденных; использование данных о психических состояниях осужденных в практике их исправления; - разработка психологических основ применения основных средств исправления осужденных: воспитание в процессе общественно полезного труда, общеобразовательной и профессиональной подготовки. Знание воспитателями психологических основ средств исправления делает их труд более целеустремленным и осознанным; они (воспитатели) должны быть способны объяснить необходимость и правомерность применения тех или иных методов к конкретным осужденным в тех или иных микросоциальных условиях; - изучение особенностей осужденных, обусловленных возрастом, профессией, национальной принадлежностью, полом (например, особенности психологии женщины и мужчины, несовершеннолетнего и взрослого человека, рабочего и интеллигента и т. д.); - исследование социально-психологических проблем в деятельности исправительного учреждения (ИУ). К их числу относятся такие проблемы, как социально-психологическая адаптация, подготовка осужденных к жизни в новых условиях, явка осужденных с повинной, изучение традиций, настроений, конфликтов, различных психических процессов в коллективе осужденных. К социально-психологическим проблемам относится психология личности воспитателя и педагогического коллектива ИУ в целом. Работники ИУ нуждаются в тщательной профессиональной и психологической подготовке к работе с осужденными. В первую очередь от работников ИУ требуется особая моральная закалка, твердость и сила характера, невосприимчивость к разлагающему влиянию осужденных, психологическая устойчивость. Здоровые взаимоотношения в коллективе воспитателей, высокий уровень сплоченности, единой целеустремленности - главнейшие условия успешной деятельности исправительного учреждения. Требуют тщательного психологического анализа и постоянного внимания взаимоотношения между воспитателями и осужденными; - научный анализ и критическое использование передовых взглядов дореволюционной и современной зарубежной пенитенциарной психологии. Исходя только из одного перечня задач, стоящих перед пенитенциарной психологией, можно сделать вывод об актуал....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: