- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Легкоатлетическая подготовка женщин- бобслеисток в подготовительный период
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002131 |
Тема: | Легкоатлетическая подготовка женщин- бобслеисток в подготовительный период |
Содержание
Кафедра ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ по специальности Тема: Легкоатлетическая подготовка женщин- бобслеисток в подготовительный период. Студент(ка) ______________ (подпись) Руководитель _______________ (подпись) Проект допущен к защите _______________ «_____»_____________2017г. (подпись) СОДЕРЖАНИЕ Введение ЧТО ТАКОЕ БОБСЛЕЙ?! 2 ИСТОРИЯ БОБСЛЕЯ 3 БОБСЛЕЙ: ОБОРУДОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ФИЗИКА 5 ТРАССЫ 11 АКТУАЛЬНОСТЬ, ГИПОТЕЗА И ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 20 ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ В БОБСЛЕЕ 21 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27 ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 27 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28 АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28 СОБЕСЕДОВАНИЕ И ОПРОС СПЕЦИАЛИСТОВ И ТРЕНЕРОВ 28 ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ДНЕВНИКОВ ТРЕНИРОВКИ 28 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 28 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28 ПОСТРОЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ И ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОБСЛЕИСТОК В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ 29 СРЕДСТВА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ И ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОБСЛЕИСТОК ВЫСОКОГО КЛАССА 29 ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВКИ БОБСЛЕИСТОК НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ 32 ВЫВОДЫ 46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47 ВВЕДЕНИЕ Что такое бобслей?! Бобслей – один из олимпийских видов спорта, который представляет собой скоростной спуск на особых управляемых санях-болидах, называемых «бобами», по специально оборудованным для этого дела ледовым трассам. Само название бобслей происходит от английского глагола «bob» – странно, неловко двигаться, и «sleigh» – сани, кататься на санях. Бобслей является синтетическим видом спорта, успех в котором зависит от нескольких составляющих. Во-первых, это сам боб, являющийся сложным техническим устройством, который должен быть одновременно в меру легким, удобным для спортсменов, иметь правильную форму с точки зрения аэродинамики, и быть легким в управлении. Второй составляющей успеха в этом виде является мастерство пилота, который должен в любых условиях соревнований на любой трассе находить оптимальную траекторию для прохождения дистанции, обладать отличной реакцией и уверенностью вождения. И третьей составляющей успеха является начальная скорость снаряда на разгоне, что определяется в первую очередь уровнем скоростно-силовой и скоростной подготовленности всего экипажа. Соревнования по бобслею включают в себя скоростной спуск на ледовой трассе в двухместных бобах (мужчины/ женщины) и в четырехместных бобах (мужчины). Победители определяются по наименьшей сумме времени двух спусков (четырех спусков - на Чемпионатах мира и Олимпийских играх). Также иногда проводятся боб-старты (push championships - соревнования в стартовом разгоне) из 3-х соревновательных стартов в один день. Участники соревнований по бобслею делятся на юниоров (спортсмены до 26 лет и все те, кому исполняется 26 лет в период с 1 октября текущего по 31 марта следующего года) и взрослых. В соревнованиях по бобслею могут принимать участие спортсмены, достигшие 18 лет (до 18 лет - если имеется нотариально заверенное согласие родителей или законных опекунов). Участники соревнований обязаны знать правила соревнований и неукоснительно выполнять их, быть подготовленными к участию в данных соревнованиях с учетом трудности и сложности трассы, пользоваться инвентарем, соответствующим требованиям безопасности, а также по первому требованию представителя судейской коллегии являться на допинг-контроль. В целях безопасности спортсмен обязан иметь защитный шлем во время тренировочных и соревновательных заездов. Для облегчения разгона боба спортсменам разрешается использовать шипованную обувь. История бобслея Современный бобслей называют зимней «Формулой-1». Это тоже спорт высоких технологий и высоких скоростей. При спуске скорость движения боба по ледяному желобу достигает 160 км/ч. Перегрузки спортсменов на виражах сравнимы с перегрузками пилотов самолетов. Как и многие зимние виды спорта, бобслей происходит из Швейцарии, где состоятельные постояльцы горных курортов постоянно придумывали всякие забавные штуки для собственного развлечения. Прежде, чем человечество изобрело колесо, появились сани. Сначала люди тысячи лет перевозили на них тяжелые грузы. Потом какому-то чудаку пришло в голову, что сани придуманы не только для работы, но и для развлечений. Развлечений, где есть все: азарт, скорость, риск. Бобслей как вид спорта появился в 1888 году в швейцарском Санкт-Морице. В конце XIX в. в этом городке был организован первый бобслейный клуб и разработаны правила соревнований, причем экипаж тогда состоял из пяти человек - трех мужчин и двух женщин. В 1903 году именно в Санкт-Морице была построена первая в мире бобслейная трасса, протяженностью около 1500 м и сконструированы особые сани - боб. С тех пор для бобслеистов этот город почти такой же культовый, как Ливерпуль для фанатов «Битлз». Как бы то ни было, вскоре бобслей стал очень модным на не менее модных европейских курортах. Первый бобслейный клуб был основан в 1897 году все в том же Санкт-Морице. По этому увлекательному и опасному виду спорта даже стали проводиться соревнования и национальные чемпионаты. Пионерами в этом стали Австрия и Германия, где бобслеисты со всей страны могли посоревноваться друг с другом уже в 1908г. К 1914 соревнования проходили на самых разных ледяных трассах и спортсмены не уставали экспериментировать. Тем не менее, бобслей оставался любительским и полупрофессиональным до 1922 года. А в 1923 для бобслеистов всего мира произошло знаменательное событие – их любимый вид спорта признали профессиональным. В ознаменование этого была даже основана Международная федерация бобслея и тобоггана. А вскоре началась и подготовка к включению бобслея (а именно, разновидности с четырьмя спортсменами) в программу зимних Олимпийских игр 1924 года в Шамони, и с тех пор он является Олимпийским видом спорта. Парный спуск официально был представлен на Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде в 1932. Сани, конечно, были известны людям давно, а вот конструкция такого приспособления, как боб, произошла только в конце XIX века. Правда, версии появления данного аппарата разные. По одной из них, английский турист Уилсон Смит соединил между собой двое саней с доской и при помощи такого сооружения путешествовал из швейцарского курортного городка Санкт-Морица в расположенную ниже деревню Чилерину, видимо, по причине лени, не желая добираться, как все нормальные люди, на лыжах или еще как-нибудь. По другой версии, ленивый англичанин тут ни при чем – все дело в самих швейцарцах, которые придумали к тобоггану, то есть к таким индейским деревянным санкам без полозьев, приделать поворотный механизм. Долгое время бобслей оставался видом спорта для избранных – то есть для молодых и богатых любителей приключений и острых ощущений. Сливки общества, отдыхающие на различных горнолыжных курортах, даже толком не тренировались – они просто покупали либо брали в аренду сани (что, конечно, тяжеловато было сделать среднестатистическому гражданину со среднестатистической зарплатой), пару раз спускались с трассы в качестве второго пилота, а затем, поняв принцип управления, брали его на себя. Лишь в 50-х годах этот вид спорта начал приобретать современные черты. Бобслеисты поняли важность разбега перед стартом, а потому начали привлекать в команды представителей других видов спорта, которые могли бы обеспечить мощный толчок. Вскоре многие гандболисты, легкоатлеты и гимнасты заинтересовались бобслеем. А в 1952 было введено правило ограничивающее вес участников, и тем самым для толстячков, за счет одной своей массы придающих большее ускорение бобу, этот спорт был закрыт. Зато открыт для атлетов, которые и привнесли в бобслей должный профессионализм. До середины 1980-х г.г. крупнейшими соревнованиями для бобслеистов были Чемпионаты Европы, мира, и, конечно, Олимпийские игры. Однако с этого времени начал проводится Кубок мира, многочисленные этапы которого прибавили остроты соперничеству бобслеистов. В начале 1990-х годов в бобслее впервые в соревнованиях стали участвовать женщины-бобслеистки. В Олимпийскую программу женские двойки были включены в 2002 году. В настоящее время FIBT (Международная Федерация Бобслея и Тобоггана) объединяет около 50 стран. Ведущие места в мировом рейтинге прочно занимают немцы и швейцарцы. Им жесткую конкуренцию составляют представители Северной Америки, то есть спортсмены из США и Канады. За всю историю бобслея швейцарские спортсмены выиграли наибольшее количество медалей. В последние годы в тройку лидеров уверенно входит и Россия, мужская четверка, которая в этом сезоне занимает первое место, двойка – пятое. Кроме того, российский бобслеист Александр Зубков занимает первое место в индивидуальном зачете. Лидерство по очереди занимают команды США, Германия и России. Успехи российских спортсменок в этом виде немного скромнее, хотя последние годы показывают, что нашим спортсменкам по силам борьба на самом высоком уровне. Наши женские экипажи регулярно занимают высокие места (входят в 10ку сильнейших) на международных соревнованиях. Призовая медаль, завоеванная российскими бобслеистками, на сегодняшний день всего одна – это серебро этапа Кубка мира, завоеванное экипажем Виктории Токовой и Надежды Орловой в Сигулде в 2004 г., однако околопьедестальные места наши девушки занимают довольно часто. В Советском Союзе бобслей появился в 1980 г., была создана Федерация бобслея и скелетона, которая вошла в том же году в FIBT. Лучшие достижения Советских спортсменов: 1984 - бронзовая медаль Зимних Олимпийских Игр в Сараево в двойках (З. Экманис, В. Александров); 1988 - золотая медаль Зимних Олимпийских Игр в Калгари в двойках (Я. Кипурс, В. Козлов). Сегодня Федерация бобслея и скелетона России состоит из 9 региональных федераций по всей России. Наши достижения в бобслее: 2003 - бронза на Чемпионате Мира в четверках; 2004 - серебро в Кубке мира в четверках; 2005 - золото на Чемпионате Европы в четверках, золото в Кубке мира в четверках; 2006 - золото в Кубке мира в четверках, золото на Чемпионате Европы в четверках; Серебряные медали XX Олимпийских игр в Турине (Италия); 2007 - золото в Кубке мира в четверках; 2010 - бронза в двойках на XХI Олимпийских игр в Ванкувере (Канада); 2011 - золото на Чемпионате Мира в двойках в Кенигзее (Германия); 2013 - серебро на Чемпионате Мира в четверках Санкт-Морице (Швейцария). 2014 - 2 золота и бронза на Олимпийских играх в г.Сочи 2015 - серебро на третьем этапе Кубка Мира в Кёнигзее 2016 - серебро на четвертом этапе Кубка Мира в Лейк-Плэсиде - золото на пятом этапе кубка мира в Парк-Сити - золото Юниорского Чемпионата Мира - бронза Чемпионата Европы - Золото и серебро Юношеских ОИ 2017 - Золото общего зачета Кубка Мира в 4-ках - золота на Кубке Мира в Пейонгчанге (олимп.трек 2018) Бобслей: оборудование, управление, физика Первый в мире боб появился в 1904 году, причем был сделан из дерева. С тех пор прошло более ста лет, и облик боба коренным образом изменился. Современные сани для бобслея изготавливаются из цельнометаллического корпуса обтекаемой формы (для обеспечения аэродинамичности снаряда), к которому крепятся две пары полозьев-коньков (см. рисунок 1). До 1960 года бобслеисты управляли бобом при помощи руля. Теперь пилоты меняют направление при помощи колец управления. Эти кольца крепятся к канатно-блочной системе. Эта система соединяется с передними коньками, которые могут смещаться примерно на 3 дюйма (7,62 см) вправо или влево. Чтобы повернуть налево, пилот тянет за левое кольцо, а чтобы повернуть направо - за правое(см. рисунок 2). Расположенный на конце рычага тормоз остается неподвижным, пока боб не пересечет финишную прямую. Хотя на протяжении истории бобслея количество спортсменов в одном бобе варьировалось от 2 до 5, а иногда и 8, сегодня бобы бывают двух- и четырехместные. Каждые сани должны отвечать очень строгим стандартам. Для бобов всех видов устанавливается минимальный вес (для пустых бобов), и максимальный - это вес вместе с бобслеистами и экипировкой. Для бобов существуют следующие ограничения по весу: * Боб-двойка: минимум 384 фунта (170 кг) для пустых бобов и максимум 860 фунтов (390 кг) для бобов с экипажем и экипировкой; * Боб-двойка, женщины: минимум 352 фунта (160 кг) для пустых бобов и максимум 750 фунтов (330 кг) для бобов с экипажем и экипировкой; * Боб-четверка, мужчины: минимум 463 фунта (210 кг) для пустых бобов и максимум 1389 фунтов (630 кг) для бобов с экипажем и экипировкой. Чем тяжелее боб, тем быстрее он едет, поэтому экипажи, не достигшие максимального веса, могут добавить груз, чтобы утяжелить свой боб. Специальные сотрудники взвешивают бобы в конце заезда, чтобы убедиться, что они соответствуют требованиям по весу. По правилам FIBT на бобах, как и на гоночных автомобилях, можно размещать логотипы спонсоров. Корпус из стекловолокна не должен быть прозрачным или настолько хрупким, чтобы сломаться из-за нагрузки, получаемой на определенном участке трассы.. Коньки для бобслея не затачиваются. Они полируются до тех пор, пока не станут очень гладкими, а трение о лед не будет минимальным. Поскольку узкие коньки еще больше уменьшают силу трения и едут быстрее, в FIBT есть правила, касающиеся ширины коньков. Запрещается никелировать, красить или смазывать коньки, а также нагревать их. Перед началом соревнований специальные сотрудники проводят электронные замеры температуры коньков и сравнивают ее с температурой коньков-образцов, которые находились на открытом воздухе как минимум час. Если температура коньков, установленных на бобе, превышает температуру контрольного конька более чем на 4°С, это ведет к дисквалификации. Рисунок 1. Внешний вид боба-двойки Рисунок 2. Рулевое управление боба Первые бобы, изготовленные для женских соревнований, во многом напоминали мужские. Но поскольку женщины обычно меньше мужчин и по-другому сложены, часто во время гонки они ранили себе бедра и спины. У современных женских бобов имеется дополнительные внутренние контуры, которые больше рассчитаны на женскую фигуру. Управлять бобом – это почти то же самое, что ехать по заледеневшей дороге, где между колесами и поверхностью почти нет трения, а при любом неожиданном движении или, например, нажатии на тормоз можно потерять контроль. Представьте, что ваша машина открыта сверху и сзади, как боб, а ледяная трасса тянется больше километра. И это не прямая и ровная дорога - по большей части она идет под гору и состоит из множества сложных виражей. Одно неверное движение - и боб может перевернуться. Вот что значит сидеть в бобе. Рисунок 3. Боб-четверка с экипажем Как и в случае с футболом, который в Америке называется «soccer», американцы - одни из немногих, кто называет этот спорт «bobsled». Большая часть стран говорит «bobsleigh». Но независимо от названия бобслей - это высокоскоростной вид спорта, основанный на точном соотношении мастерства и физики. Нетрудно догадаться, что спортсмен-бобслеист должен быть отважным и обладать хорошим чувством равновесия. Но, чтобы съехать на бобе вниз, требуется больше, чем просто координация движений и самообладание. Бобы весят больше сотни килограммов. Пилот и разгоняющий (или разгоняющие в бобах-четверках) должны привести боб в движение. Их задача - пробежать как можно быстрее и запрыгнуть в боб до начала первого виража. Во время заезда спортсмены испытывают на себе сильнейшие перегрузки. Рисунок 4. Аэродинамика боба По этим причинам у большинства бобслеистов есть опыт в других требующих выносливости видах спорта, например, в регби или в легкой атлетике. Во время тренировочных заездов спортсмены должны показать свое мастерство в беге на короткие дистанции, прыжках и поднятии веса. Тренировка не ограничивается одним лишь съездом в бобе вниз по замерзшей трассе. Это еще и бег, и прыжки, и силовые упражнения. Разгоняющие занимаются тяжелой атлетикой особенно интенсивно, потому что на них ложится большая часть нагрузки по разгону боба. Практически все, что связано с бобслеем, очень дорого. Расходы на конструирование и тестирование боба могут доходить до 100 000 €, а строительство новой трассы стоит миллионы. Перевозка экипажей - это еще одна статья расходов. Без сцепления со льдом экипаж не сможет привести боб в движение. Поэтому все члены экипажа, чтобы улучшить сцепление, носят на старте ботинки с шипами. Шиповка напоминает щетку: шипы не более 1 мм длиной и не более 4 мм шириной, расстояние между ними составляет не более 3 мм. Бобслеисты надевают облегающие аэродинамические костюмы, которые сокращают сопротивление воздуха при спуске. Все члены экипажа должны носить защитный шлем, как правило, с забралом или защитными очками. Большинство пилотов носят перчатки, но некоторые их не одевают, чтобы достичь лучшего контакта с кольцами управления. Бобслейная гонка начинается в зоне старта. Это прямой отрезок, достаточно широкий для того, чтобы бобслеисты могли толкать боб. Задача спортсменов - бежать как можно быстрее, поскольку эти толчки и сила тяжести являются для боба единственным источником скорости в течение всей гонки. Во время старта нагрузку создает любой добавленный экипажем для достижения максимального веса балласт. Даже если присутствует немного трения, более тяжелый боб трудней толкать (см. рисунок 5). Старт длится около шести секунд. Хороший старт имеет решающее значение: отрыв в 0,1 секунды на этом этапе может при одинаковом уровне пилотирования привести к отрыву в 0,3-0,5 секунды на финише. Стартовав, бобслеисты запрыгивают в боб и сгибаются, чтобы достичь лучшей аэродинамики. Первым в боб запрыгивает пилот, а последним - задний разгоняющий. Пилот и члены экипажа (в бобе-четверке) убирают складные ручки. Рисунок 5. Расположение членов экипажа боба-четверки На этом этапе гонка, в основном, зависит от пилота и от силы притяжения. При помощи точных движений пилот ведет боб вниз по трассе. При необходимости члены экипажа смещают на поворотах свой вес. Задача пилота - найти линию, т.е. идеальную дорогу вниз по трассе (см. рисунок 6). Победа в соревнованиях по бобслею начинается задолго до зоны старта - она начинается с конструкции быстрого и мощного боба. Хороший боб использует для ускорения физические силы и уменьшает действие сил, замедляющих движение. Рисунок 6. Прохождение боба по виражу Ускорение вследствие силы тяжести - одно и то же для всех участвующих в заезде бобов. Это постоянная физическая величина, равная 9,8 м/с?. Тяга, трение и инерция, с другой стороны, меняются в зависимости от конструкции боба и могут повлиять на фактическую величину его ускорения. Каким бы сильным, быстрым и опытным ни был экипаж, он не сможет компенсировать следующие неучтенные в конструкции боба факторы: * Сопротивление воздуха: обтекающий воздух создает тягу, которая замедляет движение боба. При помощи воздушных каналов и компьютерной симуляции можно построить боб с максимальной аэродинамикой, снизив сопротивление воздуха и добившись, чтобы боб ехал быстрее (см. рисунок 4). * Трение: между гладким металлом и льдом возникает значительное трение, но для того, чтобы замедлить скорость боба, хватило бы и небольшого трения. По этой причине на быстрые бобы надеваются хорошо отшлифованные коньки, которые должны быть как можно тоньше и в то же время соответствовать требованиям FIBT. Коньки каждого последующего боба царапают и прорезают лед, так что экипажам, которые выступают позже, приходится преодолевать большее трение. * Инерция: Инерция предмета - это его масса, помноженная на скорость. Чем тяжелее предмет и чем быстрее он движется, тем больше у него инерции. А чем больше инерция - тем сложнее его остановить. То есть бобам с большей инерцией легче преодолеть действие тяги и трения. Соответственно, у экипажа с хорошим стартом и бобом с массой, приближенной к максимальной, есть преимущество на всех этапах гонки. Чтобы выиграть соревнования, экипаж с быстрым бобом должен обеспечить хороший старт, который задаст и скорость, и инерцию. В распоряжении экипажа - примерно 50 м, чтобы привести боб в движение и достичь скорости около 40 км/ч. Привести боб в движение сложнее, чем продолжить движение, т.к. статическое трение (трение между неподвижным предметом и поверхностью, на которой он находится) - больше, чем трение скольжения. Во время управления бобом пилот использует каждую благоприятную возможность, поэтому часто он начинает толкать боб только после того, как тот приходит в движение, чтобы сэкономить силы. После старта в ход идут сила тяжести и инерция, которые ускоряют боб при его движении вниз. Задача пилота - выбрать оптимальную траекторию. Если проехать по виражу слишком высоко, то общее расстояние, которое должен пройти боб, увеличится, и на прохождение трассы потребуется больше времени. Если проехать слишком низко, то не удастся использовать центробежную силу, благодаря которой боб остается в движении при прохождении виражей (см. рисунок 7). Рисунок 7. Траектории боба на вираже В конечном итоге, все эти физические силы и действия спортсменов ведут к очень небольшому отставанию в результатах. Часто победители оказываются лишь на несколько сотых секунды быстрее экипажа, занявшего второе место. Трассы Современные санно-бобслейные трассы изготавливаются из бетона, на который искусственным способом намораживается слой льда. Единственное исключение - трасса естественного происхождения в Санкт-Морице (Швейцария). Соревнования по бобслею проводятся на трассах, которые имеют все размеры и параметры, предусмотренные правилами FIBT, в частности, длина трассы от старта до финиша составляет около 1200-1650 м, при этом 1200 метров должны иметь уклон вниз. Трасса должна быть спроектирована таким образом, чтобы после первых 250 метров можно было набирать скорость от 80 до 100 км/ч. Трассы должны иметь как минимум один прямой участок и один лабиринт (три последовательных поворота без прямых отрезков). Как правило, трассы используются для нескольких видов спорта: бобслей, скелетон, санный спорт. Некоторые трассы дают возможность туристических заездов на бобах, среди них: Сигулда (Латвия), Инсбрук-Иглс (Австрия), Калгари (Канада), Лиллехаммер (Норвегия), Чезана Париоль (Италия), Лейк-Плэсид (США), Солт-Лейк-Сити (США) и Ла Плань (Франция). В настоящее время в России есть трасса, соответствующая требованиям Международной Федерации бобслея и тобоггана (FIBT) в г. Сочи (Красная поляна). Основной объем ледовой подготовки российской сборной по бобслею и скелетону раньше осуществлялась на латвийской трассе в Сигулде. Дальше показаны схемы всех существующих трасс в мире. Альтенберг (Германия) Винтерберг (Германия) Инсбрук-Иглс (Австрия) Калгари (Канада) Кенигсзее (Германия) Кортина д'Ампеццо (Италия) Ла Плань (Франция) Лейк-Плэсид (США) Лиллехаммер (Норвегия) Нагано (Япония) Парк-Сити (США) Сигулда (Латвия) Санкт-Мориц (Швейцария) Сочи (Россия) Уистлер (Канада) Чезана Париоль (Италия) АКТУАЛЬНОСТЬ, ГИПОТЕЗА И ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Бобслей – один из самых зрелищных и популярных зимних видов спорта, однако он достаточно сложен, так как требует от спортсмена высоких скоростных качеств, силовой подготовки, и большой концентрации внимания. В настоящее время российские спортсмены, как мужчины, так и женщины, выступают наравне с экипажами ведущих стран мира, что говорит о создании в нашей стране школы бобслея. В то же время существует проблема подготовки резервов для сборной команды. Это связано, в первую очередь, с отсутствием долговременного целенаправленного планирования тренировочной нагрузки в подготовке молодых бобслеистов. Подготовка ограничивается периодическими кратковременными сборами в весенне-летнее время. Хотя, как показывает практика, для воспитания спортсмена международного уровня в бобслее необходимо не менее 3 лет. И это с учетом того, что в этот вид, в основном, приходят хорошо физически подготовленные молодые спортсмены, те, кто добился заметных успехов в легкой атлетике или в других скоростно-силовых видах спорта. Таким образом, основной проблемой в подготовке бобслеистов является отсутствие четкого планирования подготовки, базирующегося на научно обоснованных принципах спортивной тренировки, разработанных и адаптированных в других видах спорта. По-прежнему, итоговые результаты в соревнованиях по бобслею во многом определяются скоростью, набранной спортсменом на участке разгона, по дистанции же результат зависит, прежде всего, от мастерства пилота, от его умения проходить трассу по наиболее оптимальной траектории, с наименьшими потерями скорости преодолевая виражи. Долговременная тренировочная программа подразумевает также наличие параметров и тестов, их отражающих, что позволяет иметь обратную связь с процессом подготовки и вовремя проводить ее корректировку. Эти положения помогли нам сформировать актуальность, гипотезу и задачи исследования. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ. Соперничество в бобслее – это не только соревнование в совершенствовании управляемости и аэродинамики болида, но и стремление к физическому и морально-волевому превосходству самих спортсменов. Специалисты, работающие в этом виде спорта, нуждаются в объективных научно-практических разработках в области планирования тренировочной нагрузки, моделирования и прогнозирования подготовки бобслеистов всех уровней. НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЙ. Российские спортсмены, успешно выступая в последние годы на международных турнирах самого высокого уровня, вносят весомый вклад в развитие бобслея. Однако их успешный практический опыт почти не отражен в специальной методической литературе и не стал достоянием молодых спортсменов и их тренеров. ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Целью нашей работы являлась оценка роли и значения легкоатлетической подготовки бобслеисток в подготовительном периоде. ГИПОТЕЗА. Предполагается, что рациональное, научно обоснованное применение тренировочных средств легкоатлетической скоростно-силовой подготовки позволит повысить эффективность тренировочного процесса спортсменок-бобслеисток. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Легкоатлетические упражнения, применяемые в подготовке бобслеисток в годичном тренировочном цикле. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Состав, объем и распределение средств легкоатлетической подготовки бобслеисток высокого класса в годичном тренировочном цикле. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ В БОБСЛЕЕ Подготовка в бобслее определяется факторами, от которых зависит результат в этом виде. Как и в других технических видах спорта, на первом месте стоит техническое оснащение, т.е. экипировка и боб. Следующей стороной подготовки является подготовка пилотов. Пилоты, как правило, приходят, имея многолетний опыт подготовки в санном спорте или же в скелетоне. Но даже им необходимо определенное время (от нескольких месяцев до года и даже более) для того, чтобы освоиться с управлением бобом. Основной стороной подготовки бобслеистов является физическая подготовка. Бобслеисту необходимы хорошая координация, психологическая устойчивость и высокий уровень скоростно-силовых качеств, позволяющий выдерживать многократные перегрузки в ходе прохождения виражей и быстро разгонять спортивный снаряд. В настоящее время в нашей стране существует два основных направления подготовки в бобслее: 1) первое направление связано с отбором физически подготовленных спортсменов из других видов спорта и их последующей переориентацией; в этом случае в бобслей приходят физически подготовленные люди, но не имеющие опыта выступлений. Сроки перепрофилирования их подготовки могут варьировать от нескольких месяцев до года и более. 2) второе направление – многолетняя подготовка, которая начинается с 12-13 лет. В этом случае спортсмены успевают набрать достаточный соревновательный опыт для того, чтобы успешно выступать уже в юниорском возрасте. В первом и втором случае в бобслее происходит очень большой отсев, потому что этот вид спорта сопряжен с повышенным риском для здоровья, и только хорошо подготовленные спортсмены могут допускаться к соревнованиям. Э. Лоош (Германия) отмечает, что для спортсменов-саночников и бобслеистов большое значение имеют психомоторные координационные способности. Скорости, которые достигаются на санной и бобслейной трассах, временами значительно превышают 100 км/ч. При такой высокой скорости необходимо очень точно управлять бобом или санями, чтобы удержаться на трассе и показать хорошее финишное время. Особенно, при входе и выходе из виража важно сохранить управляемость, чтобы оптимально пройти вираж, выйти в прямую или начать следующий вираж При скорости в 100 км/ч за 1 с преодолевается расстояние в 27,78 м. Время реакции (латентное время) на зрительный сигнал равно примерно 150-200 мс. То есть для того чтобы совершить бобом или санями нужный маневр, необходимо реагировать примерно за 4,16-5,5 м до места начала этого маневра. Это требует очень точного согласования во времени всех управляющих действий. Способности к реагированию, антиципации, приспособлению и перестроению, а также способность к тонкому дифференцированию моторики играют при этом большую роль. В этой связи имеет также значение, что на международных соревнованиях различия во времени между медалистами зачастую минимальны. Повышение результатов в значительной степени достигается совершенствованием соревновательных снарядов и свойств материалов (например, способность поверхности полозьев к скольжению), а также посредством повышения кондиционных способностей атлета (скоростная сила на старте). Однако все большее значение в качестве фактора, определяющего результаты, приобретают координационные способности»/20/. Результаты исследований Э. Лооша (1997) явились отправной точкой для целенаправленной тренировки психомоторно-координационных способностей бобслеистов. Особое внимание обращалось на тренировку плохо развитых свойств. При этом стремились к тому, чтобы путем воздействия на отдельные недостаточно развитые области (способности) поднять общую подготовленность. В качестве тренировочных средств применялись как специфические (трек-метод), так и неспецифические (общая координационная тренировка) методы. В результате использования этих средств в течение нескольких лет особенно улучшились слаборазвитые способности. В совокупности трек-метод оказался одним из эффективных методов целевой диагностики и управления тренировкой координационно-психомоторных способностей /20/. С другой стороны, рядом исследований (А.С.Юрков, А.Н.Савчук, 2009) показана высокая взаимосвязь скорости разгона болида на первых 30 м дистанции с конечным результатом, что, по мнению исследователей, повышает роль скоростно-силовой, а точнее – именно беговой подготовки в тренировке бобслеистов. В этой же работе исследователи подтвердили необходимость использования в качестве тренировочного средства тренажера «тачка», представляющего собой тяжелую платформу на колесах, масса которой соответствует массе спортивного болида в расчете на одного члена экипажа. Скорость разгона этого тренажера практически полностью соответствует скорости разгона боба, что говорит о высокой сопряженности этого средства с соревновательным упражнением . Эти два положения указывают на высокую роль беговой скоростно-силовой подготовленности в бобслее. Это отражает и статистика: в основной сборной команде по бобслею (Россия) более 67,3% спортсменов пришли из легкой атлетики, где добивались высоких результатов (МС и МСМК). В женской команде приток легкоатлетов еще более высок (74,2%). Все вышесказанное говорит о необходимости скоростно-силовой подготовки, а точнее – именно легкоатлетической подготовки в тренировке бобслеистов. Следует отметить отсутствие источников специальной научно- методической литературы, посвященной подготовке женщин в бобслее. К настоящему времени, к большому сожалению, не было опубликовано ни одной работы, посвященной этой теме. Исходя из личного опыта и бесед со специалистами, можно утверждать, что в женском бобслее, как и в других «новых женских» видах спорта, подготовка во многом копирует подготовку мужчин в этом виде. Единственно, у мужчин большее число запасных «разгоняющих», т.е. людей, имеющих прекрасную физическую подготовку, но не имеющих достаточного опыта соревнований. Говоря о скоростно-силовой подготовке, необходимо учитывать то, что бобслей является лично-командным видом, в котором индивидуальные показатели спортсменок в области физической подготовки не являются достаточным условием для объединения их в команду «разгоняющий+пилот». Конечно, обе спортсменки должны иметь определенную слаженность в своих действиях и доверять друг другу (психологическая совместимость). Поэтому в женском бобслее, ограниченном выступлением бобов-двоек, физические и психологические кондиции пилота и разгоняющего имеют большее значение. В то же время, в ходе подготовки женщин специалисты советуют учитывать индивидуальные особенности организма спортсменок, что во многом определяется особенностями протекания ОМЦ. Так, Е.М.Врублевский (2009) отмечает следующие основные положения, которые необходимо учитывать в скоростно-силовой подготовке женщин: 1. необходим регулярный анализ передового педагогического опыта построения тренировки и выявление наиболее значимых общих положений организации подготовки высококвалифицированных спортсменок - важные резервы ее рационализации, исходный материал для программирования тренировочного процесса. Следует отметить, что в распределении тренировочной нагрузки имеются существенные индивидуальные различия, если фиксировать последнюю в основных единицах измерения (т, км и т.д.). Однако при переводе системы учета нагрузки в относительные единицы (в % от суммарного объема за макроцикл) отмечаются общие основы в построении тренировки, существенно снижается межиндивидуальная вариативность в динамике тренировочных нагрузок. Тренеру конкретной спортсменки необходимо в течение года (начиная с октября) регистрировать тренировочную нагрузку по всем основным группам средств, суммируя ее по неделям и месяцам и сопоставляя полученные данные с годичным объемом и его распределением у высококвалифицированных спортсменок. Выявление наиболее существенных показателей специальной подготовленности, уровень которых прежде всего требуется повысить конкретной спортсменке, а также установление величины их прироста. При разработке принципиальных схем организации тренировочной нагрузки в макроцикле необходимо, сохраняя основную логику построения конкретных этапов тренировки, предусматр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: