- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Коррекция страхов младших школьников средствами детского творчества
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000749 |
Тема: | Коррекция страхов младших школьников средствами детского творчества |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет» в г. Таре Факультет педагогики, менеджмента и информационных технологий в образовании Допущена к защите «____» ___________20__ г. Заведующий кафедрой: к.пс.н., доцент Пузеп Л. Г. _____________________ Коррекция страхов младших школьников средствами детского творчества Выпускная квалификационная работа по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» Выполнил: студент 44 группы очной формы обучения Вербова Кристина Валерьевна _______________________ Научный руководитель: к.пс.н., доцент Пузеп Л. Г ________________________ Выпускная квалификационная работа защищена «____»_________20___ г. Оценка____________ Председатель ГЭК______________ Тара, 2015 Оглавление Введение 4 Глава 1. Теоретические основы проблемы возникновения и коррекции детских страхов младших школьников 7 1.1. Психологические подходы к исследованию и коррекции страхов у детей 7 1.2. Игровая деятельность, рисунок, лепка – виды детского творчества – в коррекции страхов младших школьников 18 Выводы по первой главе 28 Глава 2. Эмпирическое исследование и коррекция страхов 30 2.1. Принципы и цели констатирующего этапа 30 2.2. Реализация комплекса коррекционной работы, влияющего на спектр страхов младших школьников 39 2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования 48 Вывод по второй главе 55 Заключение 57 Библиография 58 Приложения 62 Аннотация K.W.Werbowa In this thesis work investigated the role of children's creativity in the correction of fears of younger students. In the paper we study the problem of how fears of younger students can be corrected by means of children's creativity. The object of research is process flow fears of younger students. Thesis consists of a reference, two chapters. The paper presents 5 charts, 5 tables. The first Chapter is devoted to theoretical bases of the problem of occurrence and correction of children's fears of younger students. In the second Chapter, great attention is paid to children's creativity in the correction of children's fears. Organization and methods of research. Implementation of a complex remedial work, influencing a range of fears of younger students. In conclusion, the paper presents conclusions on the research topic. The relevance of this work due to the social situation, characterized by instability, aggressiveness, tension, insecurity, increased stress among a large proportion of children and emerging disturbances in the psyche in particular this can manifest in fears. The work is of interest to teachers, parents and students. Введение С незапамятных времен страх преследовал человека. Первобытный человек, постоянно подвергавшийся опасности, тоже имел свои страхи. Но его страх имел инстинктивную природу и возникал в ситуации когда была вероятность опасности для жизни. Страх — аффективное (эмоционально-заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека [31, с. 253]. У каждого ребенка с первых лет жизни происходит социальное развитие, ему интересен его окружающий мир, но в тоже время он боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, поэтому, они считают свои страхи реальными. Психологическая структура страхов у детей усложняется с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия. У детей младшего школьного возраста типологические свойства высшей нервной деятельности, такие как эмоциональная чувствительность, впечатлительность, которая приводит к яркому, образному запечатлению событий жизни способствуют возникновению страха [9. с. 154]. Повышенная восприимчивость детей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они «все близко принимают к сердцу и легко расстраиваются», будучи неспособными к агрессивным ответам [32. с. 95]. Несмотря на повышенную эмоциональную чувствительность, нервные процессы отличаются инертностью, негибкостью, что вместе с развитой долговременной памятью приводит к длительному удерживанию и фиксации в сознании объекта страха и затрудняет переключение внимания. Младшие школьники подверженные страхам не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они «все держат в себе», и только близкие, да и то не всегда, могут догадаться, что творится в их душе. Результаты исследования младших школьников в Бюджетном общеобразовательном учреждение "Тарская средняя общеобразовательная школа № 5" показали, что у 100% учащихся имеются страхи, причем у 78% - боязнь нападения, страхи животных, глубины, пожара; у 67% - страх сказочных героев и стихии; у 56% - боязнь людей, страх высоты, неожиданных и резких звуков (приложение 1). Исходя из этого, актуальность проблемы исследования обусловлена социальной ситуацией, характеризующейся нестабильностью, агрессивностью, напряженностью, отсутствием безопасности, ростом стрессов у значительной части детей и возникающих нарушений в психике в частности это может проявляться в страхах. Проблемой возникновения детских страхов занимаются психологи Н.Д. Левитов, А.И. Захаров, М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская, и каждый исследует страх со своей позиции. Например, А.И. Захаров считает, что страх основан на инстинкте самосохранения. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Помимо этого, на сегодняшний день, актуальным является вопрос о мероприятиях по коррекции детских страхов. Причем распространенными являются те, которые основаны на различных видах творческой деятельности детей: рисование, конструирование, лепка, игровое творчество, результатом которого является новый продукт, новая действительность. Поэтому многие социальные педагоги и психологи в коррекционной работе опираются на детское творчество, рассматривая его как деятельность по созданию не только нового продукта, но и новой действительности, системы взаимоотношений формирующейся личности [33. с. 127]. Таким образом, проблема исследования следующая: как страхи младших школьников можно скорректировать средствами детского творчества Объект исследования: процесс протекания страхов младших школьников. Предмет исследования: виды детского творчества в коррекции страхов. Цель исследования: выявить возможности видов детского творчества в коррекции страхов младших школьников. Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах: 1) проанализировать психолого-педагогические основы проблемы возникновения страхов у детей младшего школьного возраста; 2) изучить виды детского творчества, используемые в коррекции страхов младших школьников; 3) выявить спектр страхов младших школьников и соотнести его с нормой; 4) разработать и апробировать коррекционную программу по коррекции страхов у детей с помощью детского творчества. Гипотеза: мы предположили, что в работе по коррекции страхов младших школьников использование специальных коррекционно-развивающих упражнений направленных на коррекцию страхов позволит снизить различный спектр страхов у детей младшего школьного возраста. Методы исследования: 1) Теоретический: -изучение и анализ научной литературы; 2) Эмпирический: -Тест школьной тревожности Филлипса: Цель: оценка уровня тревожности младших школьников; -Опросник А.И.Захарова: Цель: выявление всего спектра страхов у младших школьников. Глава 1. Теоретические основы проблемы возникновения и коррекции детских страхов младших школьников 1.1. Психологические подходы к исследованию и коррекции страхов у детей Согласно психологическому словарю, страх определяется как «психологическое состояние, связанное с выраженным проявлением болезненных чувств - тревоги, беспокойства в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида..» [18, с. 182]. Как утверждают М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, страх это: «…психологическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действующую или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи). Страх проявляется как у отдельных лиц, так и у групп, больших масс» [11, с. 313]. Проблематика детских страхов имеет давнюю историю в психологической науке. Рассмотрим некоторые основные направления в отечественной и зарубежной психологии. Представитель биогенетического направления С. Холл утверждал, что ребенок переживает в процессе своего развития страхи, которые испытывали животные и люди на различных этапах антропогенеза. Доказательством точки зрения С. Холла являются многочисленные рационально необъяснимые детские страхи. Боязнь животных больше, чем другие виды страха похожа на исчезнувшие рефлексы и отголоски психических состояний первобытного человека. Нельзя объяснить ни фактами индивидуальной жизни, ни нынешними условиями существования наличие таких страхов у современного ребенка. Эти формы страха рассматриваются как инстинктивный страх, то есть не имеющий опоры в индивидуальном опыте. Также источником страха у детей является тяжелый личный опыт и влияние социальной среды. Понимая страх как неустранимую реакцию души, С. Холл отмечает, что существует возможность его приведения в границы здоровой реальности [34, с. 95]. Выделение в детском страхе наследственной, инстинктивной основы поддерживал Д. Селли. Он писал, что инстинктивный страх в возрасте, соответствующем младшему школьному, замещается страхом, «по опыту», то есть социальным [35, с. 132]. В рамках психоаналитического подхода. З. Фрейд полагал, что страх - это аффект, который возникает в субъективной ситуации неудовольствия, с которым нельзя справиться путем разрядки через принцип удовольствия [33, с. 115]. Он выделял два вида страха - реальный и невротический. Реальный страх вызван ситуацией опасности. Невротический страх - когда внешний страх подвергается вытеснению вследствие слабости «Я» и дает начало невротической цепочке [36, с. 216]. По мнению А. Фрейд, в возрасте 6 - 7 лет происходят серьезные изменения специфики страхов. Существовавшая ранее объективная тревога (страх, имеющий свой источник во внешнем мире) в этом возрасте теряет свое значение, и на первое место выходит возникающая тревога «Сверх – Я», имеющая свой источник в сознании ребенка и проявляющаяся большей частью в чувстве вины [28, с. 84]. В.В. Лебединский считал, что страх не является однозначно вредным для ребёнка. Любая эмоция выполняет определённую функцию и позволяет ребёнку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает от излишнего риска при переходе улицы или проходе по горам, регулирует деятельность, поведение, уводит от опасностей и возможности получения травмы. В этом «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение. Страх помогает строить поведение, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики [20, с. 63]. Поэтому необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, с тем, чтобы не нарушить развития ребёнка. Патологический страх отличается от нормального по следующим критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее - аутизму, психосоматическим заболеваниям, то этот страх, бесспорно, патологический [8, с. 45]. В отечественной психологии изучение страха у детей велось в основном, в рамках концепции неврозов и невротического развития личности. А.И. Захаров рассматривал страх в детском возрасте как основную движущую силу невротического развития личности. Дошкольному возрасту, по его мнению, соответствуют инстинктивные страхи, выступающие в виде триады «темнота - одиночество - замкнутое пространство». В 5 - 7 лет происходит осознание детьми смерти как прекращения жизни. Для детей 7 - 11 лет характерно уменьшение эгоцентризма и увеличение социоцентрической направленности личности. Соответственно младший школьный возраст - это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, эмоциональные формы страха - это страх как аффективно воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются ее интеллектуальной переработкой. Эти две тенденции, скрещиваясь в объектах страха, порождают причудливые мифологические образы страхов. При уменьшении реальных, но объективно не таких «страшных» страхов (одиночества, темноты) и увеличении объективно существующих, социальных страхов (школы, отметки, плохого поведения) у младших школьников большое место занимают фантастические страхи темных сил, магических существ, драконов, пришельцев, роботов и прочих фигур, которые могут появляться в их сновидениях [12, с. 112]. В отечественной психологии принято условное деление детских страхов на ситуационные и личностно-обусловленные. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей обстановке: стихийное бедствие, нападение. Личностно - обусловленный страх предопределен характером человека, например, его тревожной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или контакте с незнакомыми [13, с. 79]. По мнению А.И. Захарова, дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте - страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой; в 6 - 8 лет - страх смерти. Школьная годы - важнейший этап в жизни ребенка, когда меняется его, меняются тревожные переживания, психологический облик. Главный страх в младшем школьном возрасте - страх тем о ком говорят плохо, не уважают, не ценят. Это страх не соответствовать сверстникам, ближайшему окружению, не важно в какой среде ты находишься школа это или же семья. Конкретными формами страха быть «не тем» являются страхи не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным или наказанным. Эти страхи говорят о понятии «совесть»,т.е нарастающей социальной активности, об упрочнении чувства ответственности, долга обязанности, которая является центральным психологическим образованием данного возраста, они вздрагивают, на лице у них испуг, теряют самоконтроль, способность думать и говорить [14, с. 93].Исходя из этого, можно сделать вывод, детские страхи - это обычное явление для детского развития. Они имеют важное значение для ребёнка. Так, В.В. Лебединский подчёркивает, что каждый страх или его вид появляется только в определённом возрасте, то есть, у каждого возраста есть свои страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определённых страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребёнка; например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей степени свободы в освоении пространства, или тогда, когда ребёнок начинает узнавать своих близких, и появление чужого, незнакомого лица может вызвать у него страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребёнка и имеют положительный адаптационный смысл. Страх является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает [22, с. 132]. В отечественной психологии проблемой возникновения страхов занимались А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, М.П. Чередникова. Они рассмотрели два подхода к возникновению страхов. В психоаналитическом подходе основное место уделяется развитию внутренних психологических инстанций. Отмечается, что в младшем школьном возрасте у ребенка формируется «Сверх-Я» и именно с данным феноменом связаны особенности детского страха. Следующий подход называют социальным. Здесь В.В. Лебединский, А.И. Захаров обращают внимание на изменения социального положения ребенка, на особенности его взаимоотношения с внешним миром. Они говорят о том, что содержание детского страха становится тесно связанным с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений. Эти два подхода отражают две точки зрения на единый феномен. Сторонники одного похода обращают внимание на внутреннюю психическую деятельность, другого на социальные аспекты существования ребенка. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения. Поэтому и пугается ребенок при громком, непонятном ему звуке, боится неизвестных предметов, чужих людей и даже собственных родителей, когда их облик изменен до неузнаваемости, например, новой шубой, большой мохнатой шапкой. Страхи порождают боль. Отсюда страх высоты и лестниц у упавших с высоты, сильно ушибавшихся детей. Врожденным является идущий от инстинкта самосохранения страх потери матери и отсюда - страх одиночества. Изначально человеку присущ страх перед темнотой. Фантазия, необходимая для творческого познания, в то же время служит почвой для страхов. Ребенок одушевляет природу. В сказках действуют животные и растения, они живут человеческими страстями, любят и ненавидят, благодарят и наказывают и это также страшит. Первым, изучившим возникновение страха, был М.П. Феофанов. На основе опроса людей, испытавших чувство страха, он пришел к выводу, что чувство страха возникает в детском возрасте в процессе неправильного семейного воспитания, когда, родители уделяют недостаточное внимание предохранению детей от испуга. Он полагает, что большой вред причиняет запугивание ребенка различными мимическими существами: домовыми, страшными животными. В результате чего у детей возникает беспредметный страх, например: им кажется, что кто-то сейчас их схватит за ногу [33, с. 25]. Он утверждает, что «причины страхов у детей - неуверенность в себе, робость, тревожность, несамостоятельность, недостатки и ошибки умственного воспитания, что ведут к неведению, к снижению уровня ориентации в окружающем мире. Чего он не понимает и боится» [8, с. 161-162]. А.С. Спиваковская связывает причины появления страхов с отношениями ребенка и родителей [32, с. 151]. Часто родители внушают детям страхи своими не реализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя». Подобный репертуар родительских угроз вызывает страхи у детей младшего дошкольного возраста, когда ребенок боится разлуки с матерью, верит в реальность угроз и в существование сказочных персонажей [14, с. 83]. Исследуя детские страхи, А.И. Захаров обнаружил зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве. Хотя речь и не идет о генетической передаче страхов, определенная склонность к чувству беспокойства имеет место. Его предпосылкой выступает общая эмоциональная чувствительность матери и ребенка. Часто мать непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, напоминающих о страхах. Тем самым ребенок попадает в искусственную среду, не вырабатывая в себе навыков психологической защиты и избегая всего, что вызывает страх, вместо того чтобы преодолевать его. Типичным будет и непроизвольная передача страхов ребенку матерью в процессе повседневного общения, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу воображаемых и реальных опасностей (без особой нужды заставляет принимать лекарства, приглашает врачей) [14, с. 105]. Следовательно, беспокойство и страх у детей может вызвать: - вынужденная или преднамеренная подмена семейных ролей, работающая и доминирующая в семье мать, испытывает нервно-психическую перегрузку, что неблагополучно отражается на ее отношениях с детьми, вызывая у них беспокойство; - совмещение семейных и профессиональных обязанностей у женщин – матерей [13, с. 98]. И еще одна из причин, порождающая чувство страха - это возраст родителей. По наблюдениям А.И. Захарова чаще беспокойство и тревога возникает у детей «пожилых» родителей, поскольку дети отражают тревожность самих родителей, преимущественно матери. Наиболее подвержены страху единственные дети, которые становятся эпицентром родительских тревог и забот. Значит, увеличение числа детей в семье способствует уменьшению их страхов, а увеличение числа взрослых может действовать противоположным образом [13, с. 67]. На частоту появления страхов оказывает влияние количественный состав семьи. Неполная семья Отсутствие отца способствует появлению у мальчиков чувства незащищенности и неуверенности в себе, что сказывается на увеличении числа страхов. Чрезмерная опека матери, заменяющей отца, ведет к несамостоятельности и инфантильности. У девочек подобные различия отсутствуют, так как мать и дочь образуют идентичную полу диаду общения, позволяющую девочке уверенно вести себя среди сверстников. Разлука с отцом оказывает травмирующее воздействие на девочек в младшем дошкольном возрасте, из-за потери эмоционального контакта с ним, это я могу сказать и на собственном опыте. Для мальчиков разлука с отцом является более тяжелой в младшем школьном возрасте, когда отсутствует возможность для идентификации с его мужской ролью. При «безотцовщине» у девочек появляются эмоциональные расстройства, а у мальчиков - неуверенность в себе, страхи в результате чрезмерной опеки и тревожности со стороны взрослых, заменяющих отца, а также проблем в общении со сверстниками того же пола. В другом варианте у мальчиков нарастают протестные формы поведения. Мальчики болезненно пытаются утвердиться в мужской роли, компенсируя этим недостаток общения с отцом; стремятся лидировать среди сверстников, но не всегда достигают успеха. В результате возникает агрессия на несоответствие своим ожиданиям и требованиям. Такие мальчики попадают под влияние старших ребят, ведущих себя, по их мнению, как «настоящие» мужчины [12, с. 143]. Полные семьи По данным А.И. Захарова, только у мальчиков в дошкольном возрасте бабушка способствует уменьшению страхов, а у девочек-дошкольниц и школьников обоего пола она увеличивает количество страхов. В полной семье при неблагоприятных личностных особенностях родителей ребенок может непроизвольно усвоить их, что создаёт трудности в общении со сверстниками [14, с. 83]. Итак, появлению различных личностных нарушений и страхов у детей способствуют определённые отношения взрослых к ребёнку. Таким образом, главной причиной возникновения тревог и страхов является внутренний конфликт ребенка, его несогласие с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно сильное желание мешает другому. Наиболее частыми предпосылками такого внутреннего конфликта являются: - ссора между людьми, когда он вынужден принимать сторону одного из них против другого; - несовместимость разных систем требований, предъявляемых ребенку; - противоречия между завышенными притязаниями и реальными возможностями; - неудовлетворение основных потребностей, таких как потребность в любви и самостоятельности. Во всех случаях у ребенка возникает чувство «потери точки опоры», утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенности в себе и окружающем мире. Страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу, он позволяет избежать встречи с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Также может выполнять социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности [5, с. 204]. Страх может быть выражением веры эмоционально чувствительных и впечатлительных детей в наличие опасностей, которые олицетворяют сказочные образы или образы страха, внушенные взрослыми. Возрастные страхи, (присущие определенному возрасту), отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится оставаться один, без поддержки близкого лица (в 7 месяцев), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (в 8 месяцев). Далее боится боли, высоты, гигантских (в его представлении) животных, временами он преисполнен ужаса перед Бабой Ягой и Кощеем, как символами зла и жестокости. Позже боится темноты, огня и пожара, стихии [12, с. 90]. По данным А.И. Захарова, при большом количестве страхов у детей возникает напряжение, скованность, стремление к поиску опоры и чрезмерная зависимость от внешнего окружения. Поведение становится пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегаются ситуации общения, развивается настороженность, замкнутость, уход в себя и свои проблемы. Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которое предопределяет настоящее и исключает положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. В этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, происходит переживание бессилия, потери веры в себя, в свои возможности. Именно в данном случае детские страхи требуют психологического вмешательства, которое может быть основано, на возможностях детского творчества [12, с. 95]. Исходя из этого, можно сказать, что детские страхи - это обычное явление для детей и их развития. Они имеют важное значение для ребёнка. Не все страхи можно назвать вредными. Некоторые из них бывают полезны в зависимости от ситуации. Например, ребенок, боящийся воды, ни за что не полезет в нее. На фоне детских страхов вырабатывается инстинкт самосохранения, что немало важно в жизни ребенка. Но существуют страхи, которые отрицательно влияют на детей и в этом случае нужна определенная коррекционная работа. Для работы со страхами психолог Н.П. Аникеева предлагает следующие методики. Повышение общего уровня переживаний ребёнка. Это позволяет установить доверие ребёнка к педагогу, проводящему коррекцию, и благотворно повлияет на психику ребёнка. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре помогает изменить личностные отношения, и отреагировать остаточное напряжение от стрессового воздействия, которое и порождает явление неадекватного страха в обычных, не экстремальных ситуациях. Для игры подбирают игрушки, похожие на тот предмет, которого ребёнок боится (собаку, страшилище) и поиграть в «страх», разыграть сюжет, в котором ребёнок может расправиться со своим страхом, отыграть эмоции в символической форме и избавиться от напряжения. Куклотерапия. Основа метода в том, что ребёнок идентифицируется в процессе прослушивания рассказа или просмотра мультфильма с героем, которому симпатизирует. Важно, чтобы в рассказе были начало, кульминация (когда главному герою что-то угрожает) и развязка (герой побеждает). Анатомирование страха. Подразумевает объяснение ребёнку, что собой представляет пугающий его предмет, как он устроен, откуда он берётся. Коррекционная работа проводится не с самим страхом, но с личностными отношениями ребёнка и причинами их породившими, и в случае успеха страх исчезнет сам. Манипулирование предметом страха. Для этого можно купить ребёнку маленькую игрушечную собаку или нарисовать и вырезать из картона. Способность управлять пугающим предметом, держать его в руках поможет ребёнку приобрести чувство превосходства, власти над ним. Штриховка, стирание и рисование. Эти методы являются связанными с предыдущим и также направлены на формирование у ребёнка ощущения силы и превосходства над предметом его страха. Фантазирование. Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций. В таких случаях следует попросить ребенка закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Ребенок от имени страха рассказывает самому себе, кто он, как от него избавиться. Существуют и другие коррекционные методики, но мы считаем, что целесообразнее изучить коррекционную работу со страхами А.И. Захарова, которую он вел через детское творчество, так как предложенные им виды хорошо совпадают с теми видами деятельности, которыми владеют дети младшего школьного возраста. 1.2. Игровая деятельность, рисунок, лепка – виды детского творчества – в коррекции страхов младших школьников Понятие творчества в психологическом словаре определяется как деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей. Творчество - продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Его результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в самых разнообразных видах деятельности [10, с. 282-283]. Детское творчество – это такая же форма активности и самостоятельности ребенка, результатом которой являются выполненные им рисунки, поделки [30, с. 420]. В психологической литературе встречаются разные трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как «создание нового» [7, с. 243]. С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства [26, с. 78]. В.В. Давыдов расширил данное понятие, назвав творчество реальным преобразованием «предметной действительности, культуры и самого себя», включив в понятие творчества понятие нравственного творчества [9, с. 123]. Продолжая его мысль, А.Н. Леонтьев указывает, что «творчество - это создание не только нового продукта, но и новой действительности как системы взаимоотношений формирующейся личности». Творчество основано на «самостоятельном» строительстве системы отношений между личностью и социальным миром, частью которого эта личность является [21, с. 56]. По мнению М.И. Буянова, детское творчество – это деятельность по созданию не только нового продукта, но и новой действительности, системы взаимоотношений формирующейся личности [33, с. 127]. Выделяют следующие виды творчества: - художественное (музыка, литература, изобразительное искусство, исполнительское, драматическое, игровое творчество); - научное (теоретическое, научно-практическое, изобретательское, техническое) [4, с. 82]. В научном творчестве большую роль играет гипотеза, умственный эксперимент, догадка. В художественном творчестве - наглядные образы, их яркость. Но творчество основано на воображении, мышлении, оно следствие включенности в деятельность всей личности, ее способностей, направленности и мотивов поведения. Основой формирования творческого отношения ребенка к себе и окружающему миру являются: - выращивание потребности риска; - воспитание небоязни выхода за предел; - развитие способности и потребности занять собственную позицию и принять свое решение независимо от внешних негативных взаимодействий и ограничений [19, с. 302]. Н.Д. Левитов, А.И. Захаров, М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская в работе со страхами используют различные виды детского творчества. По мнению М.И. Буянова, для преодоления именно детских страхов (особенно до их превращения в болезнь, манию), наиболее оптимальным является использование игрового творчества, детского рисунка и лепки, так как в детском возрасте «игра, рисунок и лепка - это норма, и ребенок должен всегда играть, рисовать и лепить, даже когда делает серьезное дело» [1, с. 107]. Рассмотрим эти виды детского творчества. Детский рисунок в работе со страхами младших школьников Рисование – творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды [29, с. 626]. Рисование для детей младшего школьного возраста предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Дети, которые любят рисовать, отличаются от других большей фантазией, больше выражают чувства и отличаются глубокими суждениями. Они легко могут представить себя на месте любого человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Последнее как раз и позволяет использовать рисование в коррекционных целях. Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали. Наибольшая активность в рисовании наблюдается в возрасте от 5 до 10 лет, когда дети рисуют сами, непринужденно и свободно, выбирая темы и представляя воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле. Поэтому посредством рисования удается устранить страхи, которые ребёнок представляет в воображении, т.е то что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, которые происходили в реальности с ребёнком давно, но оставившие в памяти ребёнка эмоциональный след. Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент. Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Младшие школьники предпочитают карандаши и фломастеры и в выборе им отказывать нельзя. Во-первых, такие материалы дают возможность детализировать изображение и стирать то, что не нравится. Во-вторых, такой выбор облегчает саму процедуру рисования. А.И. Захаров отмечает еще одну особенность рисования – если задание нарисовать страх дает посторонний, доброжелательно настроенный человек, то эффект рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Следовательно, коррекцию страхов через рисование желательно проводить педагогу [15, с. 169]. Коррекция страхов посредством рисунка проходит в несколько этапов. 1) Встреча ребенка и приветствие 2) Психологическая разминка (любая игра) Детям предлагается поиграть самостоятельно. Реквизит для игры: домик из больших кубиков, в нем кровать, столик, шкаф; теремок, в котором обитают различные животные; елочки, имитирующие лес, оставленная в нем Бабой Ягой метла; барабан, танк, пушка, робот; тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей; предметы медицинского обихода. Отношение к ним позволит обнаружить те страхи, которые будут забыты или скрыты при беседе. 3) Беседа с целью выявления страхов младших школьников Начинать спрашивать о страхах у школьников нужно в процессе самой игры, как бы между прочим вкрапливая вопросы в игровые паузы. Взрослый находится рядом с играющим. Необходимо избегать пресыщение вопросами. В разговоре не повышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении тех или иных слов, не внушать страхи фразой «Скажи, ты боишься…», а спр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: