VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Коррекция конфликтов в системе детско-родительских отношений методом арт-терапии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002127
Тема: Коррекция конфликтов в системе детско-родительских отношений методом арт-терапии
Содержание
      
      Коррекция конфликтов в системе детско-родительских отношений методом арт-терапии 


      Содержание
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы изучения семейных конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста 
7
1.1 Конфликты в системе детско-родительских отношений
7
1.2.Факторы возникновения семейных конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста
9
1.3.Использование арт-терапии при коррекции семейных конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста
18
Выводы по главе 1
22
Глава 2. Психокоррекционная программа


Заключение

Список литературы


Введение

     Актуальность темы исследования. Младший школьный возраст является важным этапом онтогенеза. С переходом из учреждений дошкольного образования в школу, происходит смена ведущего вида деятельности, что определяет множество изменений в личности ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности; маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе школьного детства продолжает развиваться самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. Разумеется, именно семья обеспечивает условия для гармоничного прохождения младшим школьником этого богатого на различные преобразования возрастного этапа. 
     Важность влияния семьи на развитие личности ребенка несомненна. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, нормы и ценности. В разные годы вопросы влияния семьи на становление личности ребенка рассматривались такими исследователями, как А.И. Захаровым, А.Я. Варга, Г.Г. Филипповой, З. Матейчиком, Е.В. Субботским, Л.Б. Шнейдер, В.М. Минияровым, А.Г. Лидерс, Т.А. Куликовой, С.Н. Дубининым, М.Н. Гансанли, В. Сатир, А.С. Спиваковской, О.А. Карабановой, Ю.Е. Андреевой и мн.др. Несмотря на кажущееся обилие научно-исследовательских работ по данной теме, вопрос изучения семейных конфликтов с участием детей младшего школьного возраста нуждается в постоянной актуализации ввиду следующих причин:
      - интенсивное течение современной жизни, с либерализацией отношений младшего поколения к старшему, обеспечивает изменения в личности современных детей, отличая их от младших школьников прошлых десятилетий: они более свободны в поведении (в том числе в конфликтной ситуации), зачастую не имеют социальных ориентиров; 
      - новое поколение родителей, воспитанных в тяжелых социально-экономических условиях России конца ХХ века, оказываются некомпетентными по части выполнения основных функций семьи (воспитательной, психотерапевтической, рекреационной) и дети нередко предоставлены сами себе. Все воспитание в таких семьях сводится к наказанию детей за совершенные проступки. Это сопровождается семейными конфликтами, чаще всего деструктивными. Такие семьи нуждаются в психологическом сопровождении и обучению основам эффективного разрешения конфликтных ситуаций;
      - научно-технический процесс обеспечил современным детям с раннего возраста широкий доступ к различным видам информации; различные электронные устройства коренным образом изменили их досуг и обучение, что, безусловно, отразилось на психическом развитии современных школьников. Тем самым необходима проверка эффективности общепринятых для психокоррекции форм и методов работы с членами семьи.
     Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется необходимостью адаптации существующих и разработки новых инструментов для работы с семейными конфликтами с участием младших школьников.
      Объект исследования: конфликты в системе детско-родительских отношений.
      Предмет исследования: коррекция семейных конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста методом арт-терапии. 
      Цель исследования: выявить специфику конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста и разработать программу коррекции семейных конфликтов методом арт-терапии.
      В качестве гипотезы исследования выступили предположения о том, что:
       - специфика конфликтов в системе детско-родительских отношений  заключается в преобладании авторитарного стиля семейного воспитания и гиперсоциализации;
       - методы арт-терапии являются результативным способом коррекции детско-родительских отношений.
      Задачи исследования:
     1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
     2. Рассмотреть возможности использования арт-терапии при коррекции семейных конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста.
     3. Выявить особенности семейных конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста.
     4. Разработать программу коррекции семейных конфликтов в системе детско-родительских отношений посредством арт-терапии.
     Для достижения поставленной цели и решения исследовательских задач были выбраны следующие методы: теоретические анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
     Теоретико-методологическую основу исследования составили взгляды Л.С. Выготского, М.И. Лисиной о закономерностях развития детской психики на этапе младшего школьного возраста; подход А.Я. Варга и В.В. Столина к классификации типа родительского отношения.
     Практическая значимость работы состоит в разработке коррекционной программы, с применением арт-терапии, способствующей коррекции семейных конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста и формированию благоприятных детско-родительских отношений. Программа может быть использована в деятельности психологических служб учреждений, работающих с семьей, образовательных учреждений.
      Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 62 страницы. Список литературы содержит 75 наименований.
     
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
     
     1.1 Конфликты в системе детско-родительских отношений
     
     Конфликт в семейной системе – явление нередкое. Они могут возникать между супругами, сиблингами или в контексте детско-родительских отношений. Но прежде чем изучить специфику последних, рассмотрим основные понятия.
     Семейные конфликты – это столкновение противоположных мнений, взглядов, интересов и потребностей [72]. Похожее определение дает и О.А. Карабанова. Семейный конфликт определяется ею как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия [48]. 
     «Любой семейный конфликт – противостояние интересов, потребностей, взглядов, представлений. Подобное противостояние – тормоз к осуществлению интересов и намерений членов семьи. В связи с этим появляется чувство раздраженности, протеста, неудовлетворения, враждебности, агрессии» [72, 96 с.]. 
     Этот краткий обзор позволяет заключить, что конфликт – неотъемлемая часть социального взаимодействия. Однако, несмотря на негативный подтекст этого явления, далеко не все семейные конфликты деструктивны, а их отсутствие – не признак благополучности семейной системы. С.В. Ковалев замечает, что счастливые семьи отличаются не отсутствием или низкой частотой конфликтов, а малой их глубиной и сравнительной безболезненностью и беспоследственностью [62]. Важно понимать, что конструктивным является тот конфликт, при котором нет «победителя» или «проигравшего», а проблемная ситуация эффективно разрешена. В некоторых семьях проблемы решаются сразу же, в других на это уходит более длительный срок. Продолжительность конфликтов, способы их преодоления зависят от личных качеств каждой из сторон конфликта.
     Перейдем к рассмотрению семейных конфликтов с участием детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются взаимоотношения ребенка со взрослыми. Во взаимоотношениях с ребенком, родители воспроизводят свой опыт переживаний раннего детства, проигрывают свои собственные конфликты, которые нередко перерастают в реальные семейные конфликты с детьми [8, 49 с.].
     Психологи выделяют следующие типы семейных конфликтов между родителями и детьми:
      - конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
      - конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
      - конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
      - конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой) [48].
     Важными факторами возникновения детско-родительских конфликтов являются:
     1. Дисгармоничные отношения – это негативный характер семейных отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии родителей и детей. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
     2.Деструктивностьсемейноговоспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
     •разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
     •противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
     •опека и запреты во многих сферах жизни детей;
     •повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.
     Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной младшему школьному возрасту, позволяет определить следующие возможны причины конфликтов между детьми этого возраста и их родителями:
     * проблемы школьной адаптации;
     * школьная неуспеваемость;
     * противопоставление ребенком авторитету родителей авторитет первого учителя;
     * рождение младших детей в семье и появление на этой основе манифестных реакций младшего школьника;
     * негармоничное проживание кризиса семи лет ребенком;
     * нарушения поведения младшего школьника, обусловленное различными причинами (педагогическая запущенность, дисгармоничное умственное развитие и др.).
     Это лишь малый список возможных причин детско-родительских конфликтов с участие младших школьников. Возникающие на их основе столкновения травматичны для ребенка и могут провоцировать возникновение невротических расстройств.
     Таким образом, рассматриваемые конфликты в системе детско-родительских отношений могут быть представлены как результат ошибок родителей, которые в свою очередь являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности.
     

1.2. Факторы возникновения семейных конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста
     
     Многочисленные психологические исследования показывают, что семейные конфликты между родителями и детьми, провоцируются множеством факторов, среди которых только некоторые непосредственно связаны с чертами самого ребенка. Итак, на семейные конфликты между родителями и ребенком младшего школьного возраста влияют:
     1) Детский опыт самих родителей. Люди, став взрослыми, зачастую в своей собственной семье неосознанно формируют отношения, которые сложились в семье родителей, а также воспроизводят те проблемы, которые они не смогли решить в детстве. Например, если человек в детстве имел младшего брата или сестру, «забравшего» всю любовь и внимание родителей, то весь период взросления может оцениваться им как «несчастливый» период жизни, при этом радость и безмятежность младшего возраста могут, напротив, идеализироваться. Вероятнее всего, такой человек будет неосознанно тормозить взросление своего ребенка, считать его «еще слишком маленьким», игнорируя растущую потребность в самостоятельности.
     2) Нереализованные потребности родителей. Для некоторых родителей (особенно матерей) воспитание может становиться основной деятельностью и даже основным смыслом жизни. Тогда сам ребенок становится единственным объектом удовлетворения этой потребности. В результате, с возрастом дети естественно несколько отдаляются от родителей, в их жизни начинают играть большую роль другие люди. Подобные следствия взросления воспринимаются такими родителями как угроза собственному благополучию, вследствие чего, они могут неосознанно препятствовать установлению ребенком тесных контактов вне семьи, стремиться принимать участие во всех сферах жизни сына (дочери), сильно огорчаться при наличии у него (нее) мыслей или чувств, которыми тот не хочет делиться, то есть фактически не признавать права ребенка на свой внутренний мир [44, 137 с.].
     Другая потребность, влияющая на отношение к ребенку, это потребность родителя в достижениях. Здесь, возможны два сценария. Первый, это когда родитель хочет, чтобы ребенок добился многого, особенно того, чего по каким-то причинам не смог достичь сам. Отрицательным результатом реализации такой потребности иногда становится выбор сферы достижения, которая не соответствует реальным возможностям и склонностям ребенка. Так папы и мамы могут выбирать, например, тип школы или виды развивающих кружков и секций, исходя не из желаний, способностей и потребностей своего ребенка, а движимые на самом деле желанием, что бы он достиг того, что они считают важным, но что им самим не удалось. Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств [43, 142 с.].
     Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, несоответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. Такая ситуация обнаруживается довольно часто в процессе консультирования родителей, хотя их истинные мотивы могут скрываться под самыми разными рассуждениям и о перспективности и полезности этой деятельности для ребенка.
     Второй вариант потребности в достижениях тоже нередок в современном мире, где социальная успешность и конкурентоспособность являются зачастую едва ли не мерилом человеческой ценности. Подобные отношения нередко выстраиваются в семьях успешных, много работающих и привыкших достигать своих целей людей. Такие родители будут требовать от ребенка достижения целей, доведения дел до конца, раздражаться на проявления лени и непоследовательность своего сына или дочери. Цель их воспитания – привить организованность и целеустремленность – безусловно, благая. Однако та настойчивость, с которой они ее добиваются, а также игнорирование возрастных особенностей ребенка и предъявление к нему завышенных требований могут отрицательно сказываться на отношениях в семье и сеять вечное недовольство своим сыном (дочерью).
     3) Личностные особенности родителей. Наверное, действие этого фактора отследить наиболее сложно для многих родителей. Однако при некотором навыке или с помощью специалиста вполне возможно осознать наличие у себя тех или иных черт и их влияние на восприятие ребенка.
     Так, например, можно проследить связь между тревожностью родителя, ее проявлением (в виде опекающего и оберегающего поведения) и ее следствием – подавлением развития активности и самостоятельности ребенка.
     Нередко приходится сталкиваться и с такой ситуацией: родитель считает своими недостатками какие-то черты характера или привычки, отрицательно к ним относится. Поэтому, если он встречает их проявления у своего ребенка, то реагирует на них очень эмоционально и начинает вести борьбу с этими недостатками с удвоенной силой. Однако описанный случай не самый сложный. Хуже, если родитель не осознает или не признает существование каких-то отрицательных черт в себе, а приписывает их ребенку (иногда совершенно неоправданно) и ведет «военные действия» на чужой территории. Крайним следствием этой борьбы может стать даже эмоциональное отвержение ребенка (родитель не способен смириться с наличием недостатков, а потому никогда не принимает ребенка таким, какой он есть, пытаясь его постоянно «улучшать»).
     Негибкость поведения и мышления родителя, привычка действовать в разных ситуациях по одной схеме, может приводить к конфликтам в детско-родительских отношениях. Это вызывает необходимость «подстраиваться» под новый этап возрастного развития ребенка по мере его роста. Таким родителям может казаться, что их дети стали хуже, упрямее, своевольнее, эгоистичнее, просто потому, что прежние методы в обращении с ними уже не годятся, а новые выработать сложно. Это и вызывает у родителей напряжение, раздражение от необходимости перемен.
     4) Отношения со вторым родителем ребенка. Если что-то в ребенке напоминает того, кого хотелось бы стереть из памяти, кто нанес душевную рану, то естественно, что в этом случае родитель совершенно иначе будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от второго биологического родителя. К сожалению, описанное явление довольно часто лежит в основе недовольства ребенком разведенным родителем, однако взрослыми с трудом осознается истинная причина этого неприятия. В подобных ситуациях очень важно осознавать, что «перевоспитывая» ребенка, «борясь» с его недостатками, вы главным образом ведете незримую войну в отношениях сбывшим супругом (супругой), но делаете это на территории ребенка, который ничуть не виноват в том, что вы выбрали ему такого отца (или мать).
     5) Обстоятельства рождения ребенка. Если родители воспринимают своего ребенка как «болезненного», «хрупкого» или «беззащитного», то полезно вспомнить при каких обстоятельствах появился на свет их малыш. Нередко страх потерять ребенка, приводящий к описанному искажению восприятия, появляется у родителей при наличии таких проблем, как долгое лечение бесплодия, тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком серьезного заболевания в раннем детстве, или же, напротив, нежеланность появления ребенка, несоответствие его пола ожидаемому или желаемому, осложнения в личной жизни с появлением малыша и могут приводить к эмоциональному отвержению ребенка.
     Конечно, перечисленные аспекты отнюдь не исчерпывают все разнообразие факторов, обуславливающих развитие семейных конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста. Но в данной работе мы будем рассматривать одни из самых значимых в повседневной жизни психологических факторов семейных конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста, которые заключаются в родительских установках или позициях и стилях семейного воспитания.
     Родительские установки или позиции –один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система или совокупность эмоционального родительского отношения к ребёнку, восприятие ребёнка родителем и способы поведения с ним.
     Большинство современных исследований опираются на типологию родительских отношений, предложенную Д. Бомриндом, который представил её в виде трёх основных стилей: авторитетный, авторитарный и попустительский. Во всех подходах главной характеристикой родительских отношений являются любовь, которая определяет доверие к ребёнку; радость и удовольствие от общения с ним; стремление к его защите и безопасности; безусловное принятие и внимание; требовательность и контроль.
     На всех этапах развития ребенка в семье на него оказывают постоянное воздействие различные факторы семейной среды, в том числе стиль семейного воспитания. Он может оказывать как оздоровляющее воздействие на воспитательную функцию семьи, так и дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения.
     Понятие «родительский стиль» или «стиль семейного воспитания» часто употребляется как синоним понятию «позиции», хотя целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего отношения, которые не связаны именно с данным ребёнком, а характеризуют отношение к детям вообще [24, 56 с.].
      Под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. А.Я. Варга описывает родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [6, 135 с.].
     Одним из основных психолого-педагогических понятий для наделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку [24, 59 с.].
     Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, но и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.
     В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительские отношения» очень часто рассматриваются как синонимы.
     Впервые проблема стилей родительского воспитания была исследована А. Адлером. Он описывал неблагоприятные детско-родительские отношения, связанные с родительским воспитанием, на основе которых ребенок формирует ошибочные представления о жизни. К ним относятся баловство ребенка и пренебрежение ребенком. Эти деструктивные стили отношения к ребенку препятствуют развитию у него социального интереса или общественного чувства – способности интересоваться с другими людьми и принимать в них участие. А. Адлер подчеркивает, что попустительство и вседозволенность со стороны родителей приводит к развитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с другими людьми. Эмоционально отвергаемые, пренебрегаемые родителями дети будут недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности в межличностных отношениях [1, 133 с.].
     Обычно у ребёнка младшего школьного возраста на притязания и конфликтные действия родителей в семье складывается свое субъективное видение, и он оценивает семейную ситуации по следующим параметрам:
1. Благоприятная семейная ситуация
 2. Тревожность.
 3. Конфликтность в семье.
 4. Чувство неполноценности в семейной ситуации.
 5. Враждебность в семейной ситуации.
     Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Высокаясензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. В то же время нереализация его возрастных и индивидуальных особенностей, нарушения в благоприятных детско-родительских отношениях ведут за собой рост тревожности ребенка. Тревожность является индикатором психологического неблагополучия, нарушений в эмоциональном и социальном развитии растущего человека. По мере закрепления неадекватного отношения ребенка к себе, своим возможностям, неадекватность становится устойчивой чертой его отношения к миру. Все это сильно осложняет процесс интеграции ребенка в здоровое общество.
     Важность данной проблемы подтверждается исследованиями таких ученых как Э. Эриксон, А. Фрейд, М. Клейн, Д. Винникотт, Э. Бронфенбреннер, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден, которые выявили, что основа социальной адаптации формируется с появлением у ребенка чувства привязанности к близким взрослым. При этом выделенные авторами типы привязанности ребенка к родителям (взрослым) рассматриваются в качестве условий его социальной адаптации. Они рассматривают семью как ближайшее социальное окружение ребенка, которое удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении.
     Г.Б. Степанова выделяет следующие стили воспитания [11, 58 с.]:
     * авторитарный стиль – родители исповедуют послушание, силовые методы воздействия, подчинение, ограничение свободы и автономии. Дети таких родителей, как правило, чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх. Не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны; 
     * разрешительно-попустительский стиль – родители не сдерживают детей ни в каких проявлениях и действиях. Минимум дисциплины в семье может привести к социальной агрессии, к отвержению сверстниками;
     * демократический стиль – родители направляют и контролируют деятельность детей в рациональной манере, используя обсуждение, убеждение и подкрепление. Детей этих родителей можно назвать хорошо социально адаптированными. Они уверены в себе, могут контролировать своё поведение, социально компетентны. На основе собственного жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребёнок может прийти к разным внутренним позициям.
     А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре стиля родительского отношения:
     1. Принимающе-авторитарный – субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.
     2. Отвергающий с элементами инфантилизациии, социальнойинвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.
     3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.
     4. Симбиотическо-авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения и психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации [28, 19 с.].
     Таким образом, стиль семейного воспитания, характер отношений родителей к ребенку меняется не только во времени, но и в пространстве. Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, но и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.
     Стиль воспитания зависит не только от социокультурных прав или норм, представленных в виде традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строится детско-родительские отношения в семье, на формирование каких качеств и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком.
     
     1.3. Использование арт-терапии при коррекции семейных конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста
     
     Арт-терапия возникла в 30-40-х гг. ХХ века. В настоящее время не существует единого определения этого понятия. Б.Д. Карвасарский в «Психотерапевтической энциклопедии» отмечает, что арт-терапия – это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов, поэтому нет и ее общепризнанной классификации. Приведем наиболее известные интерпретации данного термина.
     И.А. Копытин полагает, что арт-терапия – это психотерапия искусством, которая представлена четырьмя основными:
     1. Арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества);
     2. Драматерапией (психотерапией посредством сценической игры);
     3. Танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца);
     4. Музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).
     Арт-терапия также рассматривается как совокупность методов психологического либо психофизического воздействия с помощью изобразительной деятельности на пациентов с разной психической и соматической патологией с целью их лечения, профилактики и реабилитации. В другом определении арт-терапия обозначается как относительно новый метод психотерапии, предполагающий использование искусств визуального ряда (рисунок, живопись, лепка, пластика, грим, боди-арт); исцеление посредством любого художественного творчества [4, 64 с.].
     Выделяются такие составляющие арт-терапии как изотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, фототерапия, цветотерапия, музыкотерапия и др. Рассмотрим их подробней.
     Куклотерапия– это частный раздел арт-терапии, основным приемом которого является использование идентификации обособления как основных механизмов развития личности. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психологом.
     Куклотерапияэффективна для диагностики и коррекции личности ребенка и выравнивания детско-родительских отношений. Работа осуществляется в форме психологического театрализованного действия с применением кукол, масок и театральной ширмы. При этом в действии участвуют определенные кукольные персонажи, изображающие реальных людей из социума ребенка (в том числе и его самого) как непосредственно, так и опосредованно – по ассоциации из мира животных и сказочных персонажей. Соответствующие этюды проигрываются детьми совместно с родителями, что позволяет психологам диагностировать особенности детско-родительских отношений для более эффективной последующей коррекции. Родители же в процессе индивидуально-групповых тематических занятий с психологом, посвященных психологическим основам воспитания, по-новому осознают противоречия между внутренним миром ребенка и его внешними поведенческими проявлениями.
     Изотерапия– одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия предполагает применение рисования в психотерапевтических целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе не только со взрослыми, но и с маленькими детьми. Часто изотерапия дополняется другими видами арт-терапии.
     Цветотерапия– метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией. Часто цветотерапия используется в совокупности с музыкотерапией, сказкотерапией и другими видами арт-терапии.
     Фототерапия – одно из направлений арт-терапии с использованием готовых фотоснимков или созданием фотографий непосредственно в процессе консультирования. Фототерапия, как и другие виды арт-терапии, не вызывает сложной внутренней работы у клиента. Во время сеансов фототерапии отсутствуют негативные эмоции и переживания, зачастую сопутствующие другим видам психологической коррекции.ребенок чувствует себя наиболее комфортно, благодаря чему психотерапевтическое воздействие проводится легко и без травматических эффектов. Обычно фототерапия дополняет другие методы арт-терапии: изотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия.
     Сказкотерапия– психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. В ходе сказкотерапии сказка может использоваться по-разному. Например, психолог предлагает клиенту обсудить трактовки сказки, или придумать сказку самостоятельно, или представить себя одним из персонажей, или инсценировать сказку. Эти и другие методы сказкотерапии выбираются в зависимости от конкретной психотерапевтической ситуации.
     Музыкотерапия – разновидность психотерапии. Обычно музыкотерапия играет вспомогательную роль и применяется в сочетании с другими психотерапевтическими методиками. Она оказывает эмоционально активирующий эффект, развивает коммуникативные функции, нормализует психовегетативные процессы. Чаще музыкотерапию применяют при групповой психотерапии: пациенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии. Как правило, используют не очень сложную классическую музыку.
     Игровая терапия – посредством игры между участниками возникают близкие отношения, снижается напряженность и повышается самооценка. Ребенок становится более уверенным в различных ситуациях общения. Игровую терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и прочие предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью.
     Песочная терапия – помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Этот метод помогает упорядочить внутренний душевный хаос, проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребенка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему.
     Таким образом, техники и методы арт-терапии являются максимально удобными при работе с детьми, так как в большинстве своем реализуются в игровой форме. В ходе такой работе легко организовать конструктивное взаимодействие между родителями и детьми и как результат – способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
     Выводы по главе 1
     Предпринятый нами теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
     1. Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость её влияния на личность, её сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Особую роль семья играет в воспитании ребенка – младшего школьника, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность.
     2. Семейные конфликты – это столкновение противоположных мнений, взглядов, интересов и потребностей. Это определение подчеркивает, тот факт, что члены семьи по-разному смотрят на какой-либо вопрос, возникает конфликт. Конфликты неизбежно возникают в процессе взаимодействия членов семьи. И сам семейный конфликт не создает сложностей в семье. Но перед каждой семьей стоит задача научиться понимать причины и факторы семейных конфликтов. Важными факторами семейных конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста являются родительские установки или позиции, а также стили семейного воспитания.
     3. Арт-терапия – раздел психотерапии и психокоррекции, основывающийся на творческой деятельности кли.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44