VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Координационные способности как один из видов двигательных способностей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000126
Тема: Координационные способности как один из видов двигательных способностей
Содержание
Содержание 
Введение ……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Особенности развития детей младшего школьного возраста…………15
1.1 Виды координационных способностей и их характеристика………………15 
1.2 формирование двигательных координационных способностей у детей 7-10 лет……………………………………………………………………………………27   
1.3 Развитие физических качеств  детей в младшем школьном возрасте………30
1.4 Развитие координационных способностей. Влияние возрастных особенностей на развитие координационных способностей в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………37
1.4.1 Сущность и значение координационных способностей в управлении движении………………………………………………………………………… ...37
1.4.2 Возрастные особенности школьников 7-9 лет……………………………..38
1.5 Средства развития координационных способностей………………………..40
1.6 Основные теоретические подходы к разработке методике развития двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста в специальной медицинской группе……………………………………42
1.6.1 Основные приемы развития координационных способностей……………45
Глава 2. Координационные способности как один из видов двигательных способностей ………………………………………………………492.1 Понятие «координационные способности» …………………………………49
2.2 Классификация координационных способностей……………………………52
2.3 Средства воспитания координационных способностей…………………….54 
2.4 Основные приемы воспитания координационных способностей ………….56
2.5 Методы развития и оценка координационных способностей……………….60
Глава 3. Организация, методы и задачи исследования …………………………77
3.1 Задачи и методы исследования .Организация исследования……………….77
3.2 Результаты исследования ……………………………………………………..86
                              2
3.2.1 Эффективность экспериментальной методики, направленной на развитие двигательных координационных способностей младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе……87
Список литературы ……………………………………………………………….92
Приложение………………………………………………………………………..97 


                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              3

ВВЕДЕНИЕ. 
 В условиях модернизации современной системы образования требуются новые подходы к организации и построению процесса физического воспитания в общеобразовательной школе. Период обучения в школе - это время интенсивного формирования и развития организма ребенка, который чутко реагирует на условия и факторы, влияющие на уровень его здоровья.
Данные научных исследований (Т.Е. Виленской, Э.А. Кудаева, 2005; Л.П.Матвеева, 1991; О.И. Трещевой, 2003.), а также анализ результатов Всероссийской диспансеризации детей 2014 года подтвердили отрицательные тенденции в состоянии здоровья детей, низкий уровень их физической подготовленности, дисгармоничность физического развития.
Большое значение в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста приобретают методики оздоровительной физической культуры (Н.А.Фомин, 1985; В.К. Бальсевич, 1988; В.И. Лях, 1998; Л.Б.Кофман, 1989; Г.Б. Мейксон, 1992; В.В.Зайцев, 1997 и др.), которые помимо решения оздоровительной задачи физической культуры обеспечивают развитие двигательных качеств детей.
Анализ нормативных документов по физическому воспитанию в начальной школе и методической литературы (Э.Г. Булич, 1996; В.К. Велитченко, 1989; В.Н.Касаткина, 1997; В.А.Нестеров, 1998 и др.) показал, что в большинстве начальных школ отсутствует необходимое программно-методическое обеспечение процесса физического воспитания детей различных групп здоровья, а также недостаточно квалифицированных педагогических кадров для работы с ними. На практике наблюдается групповое проведение 
                              4
физкультурных занятий учащихся различных групп здоровья, индивидуальный подход к повышению уровня отстающих показателей здоровья разработан слабо и используется недостаточно. Как правило, школы и учителя работают по кратким авторским рекомендациям, используя указания Министерства образования и науки РФ. Отмеченные
выше факторы являются одной из причин низкой эффективности уроков физической культуры в начальной школе.
Проведенные исследования по физическому воспитанию младших школьников (Э.Г.Булич, 1996; В.К. Велитченко, 1989; Е.М.Янчик, 2002) указывают на то, что методика преподавания физической культуры в специальных медицинских группах в начальной школе также недостаточно представлена. Для педагога, работающего с учащимися специальных медицинских групп, отсутствуют инновационные программы и научно обоснованные практические рекомендации.
По этой причине дети, отнесенные по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, либо совсем не занимаются физической культурой, что вызывает недостаток общей и специальной двигательной активности (Э.И. Аухадеев, С.С. Галеев и М.Р. Сафин, 1986; Е.М.Янчик, 2002), либо занимаются в подготовительных медицинских группах, что может значительно усугубить имеющиеся у них нарушения здоровья.
Таким образом, в настоящее время имеется объективное противоречие: с одной стороны, существует необходимость в повышении уровня физической подготовленности младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам для занятий физической культурой, и с другой стороны - отсутствие научно-методического обеспечения развития 
                              5
двигательных координационных способностей младших школьников данной категории.
Данное противоречие определило проблему исследования, каковы теоретические и методологические предпосылки развития двигательных координационных способностей младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для проведения физкультурных занятий, и была сформулирована тема исследования: «Развитие двигательных координационных способностей у младших школьников специальных медицинских групп».
Необходимость решения этой проблемы определяет цель нашего исследования: теоретически и экспериментально обосновать методику развития двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой
Понятие "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия "ловкость", широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие 
                              6
выполнения. Поэтому в этом возрасте происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется "золотым возрастом", имея в виду темп развития координационных способностей. Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных сторон. Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы. Возможность качественно координировать движения. Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий.
 Актуальность.Координационное совершенствование направлено также на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни. Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида: 
- быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект; 
- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
- дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения; 
                              7
- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;
 - прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени; - ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.
 Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Еще П.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью». 
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности 
                              8
человека в управлении своими движениями.
Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития 
координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
Поэтому совершенствование координационных способностей помимо физических качеств в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.
Новизна. Исследование заключается в том, что определены целесообразные объемы специальных упражнений, применяемых в развитии равновесия для школьников 7-9 лет. Предпринята попытка построений элективного комплекса упражнений для развития равновесия и включение его в уроки Физкультуры учащихся 7-9 лет.
 Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности эффективно развивать равновесия в основании программного материала за минимально короткий промежуток времени.
 Предмет исследования - методика развития двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования - предполагалось, что разработанная методика, 
                              9
включающая последовательное применение общеразвивающих упражнений, средств гимнастики,  легкой атлетики и подвижных игр с использованием на начальном этапе равномерного и повторного методов развития физических качеств, а на последующих - дополнительно переменного и игрового методов, позволит повысить уровень развития двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности проявления двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста различных групп здоровья.
2. Разработать методику развития двигательных координационных способностей у младших школьников специальных медицинских групп.
3. Определить эффективность разработанной методики на основании опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования
составляют: важнейшие положения о человеке как природном и общественном существе (В.М. Бехтерев, В.И. Вернадский, B.C. Мерлин); о ведущей роли деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); принципы гуманистического подхода (А.С. Макаренко, Ш.Р. Амоношвили, Л.Ф. Обухова); теория целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин); теория учета возрастных особенностей развития организма в процессе развития двигательных качеств (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, 
                              10
В.М. Волков, СИ. Завьялов, В.П. Филин и др.); принцип индивидуального и дифференцированного подходов в физическом воспитании (СП. Евсеев, Л.В. Шапкова, В.В. Лысенко, Т.М. Михайлина, А.Б. Трембач); общие закономерности адаптации организма к внешним и внутренним воздействиям (П.К. Анохин, А.С Солодков, А.Г. Хрипкова); теория интегральной индивидуальности человека (Г.Л. Апанасенко, Б.А. Вяткин, В.В. Кузин, B.C. Мерлин, Б.А. Никитюк); идея об интегральном воздействии физических упражнений на организм детей (В.К. Бальсевич, В.И. Лях, Л.П. Матвеев); принцип оздоровительной направленности процесса физического воспитания (М.В. Антропова, Г.Г. Манке, Г.В. Бородкина, В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, А.П. Матвеев и др.), педагогические принципы лечебной и оздоровительной физической культуры (В.Н. Мошков, В.А. Епифанов, А.Ф. Каптелин, И.П. Лебедева).
Опытно-экспериментальной базой исследования явились
следующие общие образовательные учреждения: средняя общеобразовательная школа № 24г. Краснодара.
В констатирующем эксперименте приняло участие 20 детей младшего школьного возраста, обучающихся в начальной школе.
Научная новизна состоит в следующем:
1. Выявлены особенности проявления двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой.
2. Разработана и теоретически обоснована экспериментальная методика развития двигательных координационных способностей у младших школьников специальных медицинских групп.
                              11
3. Получены новые данные об эффективности разработанной методики развития двигательных координационных способностей у младших школьников специальных медицинских групп.
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие теории и методики физического воспитания в начальной школе в той части, которая посвящена разработке новых методических подходов к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Полученные результаты исследования расширяют представления о типичных особенностях проявления двигательных координационных способностей у данной категории детей.
Обоснована и конкретизирована последовательность применения средств и методов развития двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная методика способствует более положительной и эффективной реализации потенциала физической культуры. Данная методика позволяет эффективно развивать двигательные координационные способности детей
младшего школьного возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем в общеобразовательных учреждениях.
Автором подготовлены методические рекомендации для обеспечения процесса физического воспитания младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической 
                              12
культурой. В то же время результаты исследования могут быть использованы и в других типах образовательных учреждений с учетом уровня здоровья детей младшего школьного возраста и их группы здоровья, а также в институте повышения квалификации педагогических кадров и в процессе вузовской подготовки специалистов по физическому воспитанию.
Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов:
7. Теоретического исследования - анализ философской, психолого-педагогический и учебно-методической литературы; изучение нормативной документации об особенностях процесса физического воспитания в начальной школе и формировании двигательных координационных способностей у младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
8. Эмпирического исследования - наблюдение (прямое, косвенное, включенное); анкетирование; тестирование; констатирующий и формирующий педагогический эксперимент; статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
      1. Специфика проявления двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой, заключается в пониженном уровне развития двигательных координационных способностей (в частности: способности к ориентированию, статокинетической устойчивости, быстроте реагирования) по сравнению с детьми, отнесенными к основной медицинской группе,
                              13
особенно при выполнении двигательных действий, требующих высокой точности и быстроты.
2. Для повышения развития двигательных координационных способностей у младших школьников специальных медицинских групп необходимо использовать методику, включающую последовательное применение общеразвивающих упражнений, средств гимнастики, элементов лыжной подготовки, легкой атлетики и подвижных игр, с использованием на начальном этапе равномерного и повторного методов, а на последующих -дополнительно переменного и игрового методов.
3. Применение экспериментальной методики позволяет значительно повысить уровень проявления двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Работа состоит из 3 глав, введения и заключения. В первой главе рассматриваются вопросы развития физических качеств детей младшего школьного возраста, их анатомо-физиологические характеристики, а также особенности развития координации движений у младших школьников, обосновывается значимость воспитания координационных способностей детей.
Во второй главе исследуются координационные способности как один из видов двигательных способностей, изучается понятие «координационные способности». Уделяется внимание видам координационных способностей, методам развития и оценки координационных способностей.
Третья глава посвящена описанию организации исследования характера 
воздействия средств гимнастики на развитие основных двигательных качеств у 
                              14
детей младшего школьного возраста и её результатов, в процессе которых разработан экспериментальный комплекс проведения уроков физической культуры с гимнастической направленностью для учащихся младших классов. Основные выводы сообщаются в заключении. Работа опирается на исследования отечественных и зарубежных авторов, полный список которых составляет 65 наименований.
ГЛАВА 1. Особенности развития детей младшего школьного возраста.
1.1Виды координационных способностей и их характеристика. 
В настоящее время состояние здоровья детей младшего школьного возраста вызывает серьезные опасения. По данным Всероссийской диспансеризации 2014 года, у данной категории детей отмечено значительное увеличение хронических заболеваний, особенно заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата. Все это отрицательно сказывается на морфофункциональном статусе детей этого возраста: во-первых, снижается уровень развития двигательных качеств, что в свою очередь значительно осложняет формирование общей двигательной базы; во-вторых, существенно отражается на гармоничности физического развития, что в дальнейшем может стать причиной возникновения заболеваний. Также зарегистрирован значительный рост количества детей с дефицитом массы тела и с отклонениями в психике.
Исследования, проведенные в общеобразовательных школах (А.Б. Бгуашев, 1998; Т.Е. Виленская, 2005; В.В.Лысенко, Т.М. Михайлина, А.Б. Трембач, 1998) с целью оценки физического развития детей по ряду психофизических и морфологических показателей, выявили достаточно тревожные тенденции. В настоящее время лишь 9 % школьников младших классов имеют высокое, 57 % 
                              15
- среднее и примерно 34 % - низкое физическое развитие. По результатам Всероссийской диспансеризации, только 21 % детей отнесен к I группе здоровья, 57 % - ко II и около 22 % - к III группе. Слабое физическое развитие школьников 1-4 классов не позволяет детям осваивать некоторые простейшие физические упражнения (24 % не могут освоить упражнения в метаниях, примерно четверть школьников -прыжки в высоту и длину, 31 % - кувырок вперед, 16 % - лазание по канату, 30 % - основные плавательные движения). Лишь 11 % детей обладают минимальным уровнем знаний по физическому воспитанию, которые предусмотрены комплексной программой физического воспитания.
В.К. Бальсевич (2000), А.Г. Карпеев (1995) и многие другие отмечают интенсивное естественное развитие двигательных способностей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Это естественное развитие должно проявляться в росте показателей физической подготовленности, увеличении набора двигательных умений и навыков и улучшении состояния здоровья, если под здоровьем понимать психофизическое состояние человека, которое характеризуется отсутствием патологических изменений, существованием функционального резерва, достаточного для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания .
В младшем школьном возрасте происходит интенсивный рост и развитие детского организма. Длина тела увеличивается примерно на 4-5 см в год, вес - приблизительно на 2-3 кг. Развиваются все органы, совершенствуются физиологические функции, улучшаются обменные и терморегуляционные процессы, более экономичной становится деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
                              16
Особенности детского организма в том, что в процессе роста и развитиястроения и функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются. У детей младшего школьного возраста интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие вертикальную позу, изменяются чувствительность суставных рецепторов и кровоснабжение мышц и суставов. Заметно увеличение силы мышц, разгибателей туловища и голени. Мышцы детей в этом возрасте более короткие по сравнению с мышцами взрослых, они имеют меньший поперечник, ярче по окраске и более утомляемы. Это морфологическая особенность мышц детей должна обязательно учитываться в процессе их физического воспитания, в противном случае это приведет к снижению эффективности этого процесса.
С десяти лет темпы роста мышечной силы, в частности плечевого пояса, существенно увеличиваются. За период младшего школьного возраста выравниваются сила мышц правой и левой рук. Если, например, в возрасте семи лет разница составляет до 80 %, то в двенадцать лет - только до 20 %. Становая сила в этот период увеличивается на 11 % и в десять лет достигает 16-17 кг, а в двенадцать - 22-23 кг.
К семи годам меняется ритм работы сердца, становится более ровным в связи с окончанием развития парасимпатической иннервации. Однако снабжение кровью всех тканей тела происходит в два раза быстрее, чем у взрослого. В частности, у мальчиков 8-Ю лет частота сердечных сокращений в минуту в покое достигает 85-90 ударов, артериальное давление повышается с каждым годом на 3-4 мм рт. ст. и достигает 96-108 мм рт. ст. В этом возрасте наблюдаются резкие колебания частоты сердечных сокращений и нарушение ритма под влиянием физических нагрузок, что надо особенно учитывать в процессе физического воспитания.
                              17
Для детей младшего школьного возраста свойственны высокие адаптационныевозможности к компенсации нарушений сердечного ритма. Этому, очевидно, способствует широкий просвет артерии по отношению к массе сердца, что при очень высокой эластичности артериальных стенок облегчает его работу, давая возможность проталкивать кровь при сравнительно низком давлении. В частности, при физической нагрузке у мальчиков 7-9 лет частота сердечного ритма достигает 180, в 10-11 лет -200 и более ударов. При динамическом характере работы учащение пульса растет до 180 ударов в минуту, а при статической работе - пульс увеличивается на 26 % от исходного значения.
Младший школьный возраст ребенка - это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его 
совершенствование. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.
Анатомо-физиологические особенности младшего школьника, уровень его физического развития должны учитываться при организации физического воспитания в начальных классах. Ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем.
В 7-9 лет ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально.
                              18
Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников.
Мышцы сердца, первоначально еще слабые, быстро растут. Диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем с 1280 граммов (7 лет) до 1400 граммов (11 лет). Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение 
процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы.
Хотя необходимо строго соблюдать режим учения и отдыха, не переутомлять младшего школьника, однако следует иметь в виду, что его физическое развитие, как правило, позволяет ему без перенапряжения и особого утомления заниматься 3-5 часов (3-4 урока в школе и выполнение домашних заданий). Работа по существующим программам не дает оснований тревожиться за состояние здоровья младшего школьника (разумеется, при правильной организации режима), говорить о его перегрузке и переутомлении.
Спортивному руководителю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, 
                              19
как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.
Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.
Физическое развитие младших школьников отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста.
Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, 
продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. 
Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.
Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее 
                              20
производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.
В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего
организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 г на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.
Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм рт. ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт. ст. При предельной напряженной мышечной 
                              21
работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечнососудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста.
Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организма детей, на «пластические» процессы. Как известно, теплоотдача происходит с 
поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла.
И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.
Занятия физическими упражнениями требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.
Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо 
                              22
покрыть затраты энергии на «пластические» процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями «пластические» процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка.
Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма.
Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно подд.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44