- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Контроль и развитие физической подготовленности девочек 8-9 лет в процессе оздоровительных занятий хореографией
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011561 |
Тема: | Контроль и развитие физической подготовленности девочек 8-9 лет в процессе оздоровительных занятий хореографией |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА На правах рукописи Баркова Юлия Владимировна Контроль и развитие физической подготовленности девочек 8-9 лет в процессе оздоровительных занятий хореографией 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный руководитель: д.п.н., профессор Горская И.Ю. Омск-2018 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3 ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ………………………………………………………………..10 1.1. Проблема физической подготовки детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………..10 1.2. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………….…17 1.3. Характеристика способностей, необходимых в хореографической деятельности………………………………………….22 1.4. Хореография как вид двигательной деятельности…………..29 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………….36 2.1. Методы исследования………………………………….……...36 2.2. Организация исследования……………………………………43 ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВОЧЕК 8-9 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ………………………46 3.1. Шкалы дифференцированной оценки уровня физической подготовки девочек 8-9 лет на занятиях хореографией………………….46 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования: Школьные годы - один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. Направленное воздействие на развитие тех или иных физических качеств обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма – всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития [14] Необходимо отметить, что образ жизни большинства школьников в свободное от учёбы время характеризуется малоподвижными формами организации досуга. Значительную часть времени они проводят в неблагоприятных для здоровья условиях: у телевизора, компьютера, за приготовлением домашних заданий и др. В результате этого снижается уровень их двигательной активности, повышается психическая нагрузка на организм, вызывая психоэмоциональные нарушения и стрессы. Всё это ведет к ухудшению здоровья учащихся, снижению иммунитета, повышению заболеваемости и именно это на сегодняшний день, является одной из самых важных проблем в физическом воспитании начального образования. Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля за физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, в которых физические возможности ребёнка-дошкольника и младшего школьника раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, обеспечение соответствующего уровня физического развития – состояния здоровья, уровней физической подготовленности и двигательной активности. Именно в процессе физического развития ребёнка необходимо соблюдать преемственность целей, задач, содержания, методов и форм работы, в том числе и в определении физической подготовленности детей. С каждым годом возрастает интерес к исследованиям, связанным с изучением физической подготовленности школьников. Это обусловлено, прежде всего, ее взаимосвязью с показателями умственной работоспособности и трудовой деятельностью. Анализ специальной литературы по физической подготовленности школьников свидетельствует о том, что в процессе физической подготовки у детей происходят существенные изменения морфологического и функционального порядка. [104] Поиски новых разработок, их обоснование, введение инноваций в технологии и методики, построенные на спортивно-ориентированные формы организации спортивного и физического воспитания, максимально широкого применения новых средств в физической культуре и спорте и в целом в процессе развития ребенка, это главные научные направления исследований и поисков в сфере физического воспитания младших школьников [122]. Возрастной интервал 7–10 лет наиболее благоприятен для закладки практически всех физических качеств и координационных возможностей, реализуемых в двигательной активности человека. [105] Исполнение современных танцевальных композиций требует от танцора развитие ряда психомоторных качеств: подвижности (гибкости) в различных отделах тела, ног, рук (особенно в тазобедренных суставах), координации, прыгучести, устойчивости статистического и динамического равновесия, мышечной силы и физической выносливости, двигательной памяти, ритмичности. (И.Г. Сосина). По мнению Е.Г. Котельниковой, танцевальная деятельность оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец, благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, т.е. является мощным фактором, влияющим на становление организма. По утверждению И.Н. Иваницкой и Л.Д. Ивлевой, физическая нагрузка во время тренировки танцовщиков по своей плотности и интенсивности практически равняется нагрузке спортсменов. На сегодняшний день в хореографии отмечаются изменения, связанные с обогащением танцевальных композиций и использованием в них элементов акробатики и гимнастики. Специалисты в области танцев отмечают необходимость физической подготовки танцоров и учета ведущих двигательных способностей при организации учебного процесса. В теории танца, по мнению многих исследователей в данной области технология физической подготовки не имеет научно- методического обоснования и вынуждена опираться только на практический опыт и методику тренировки в родственных сложнокоординационных видах спорта. Таким образом, в связи с синтезом элементов спорта и хореографии система физической подготовки должна быть скорректирована с учетом специфики развития современной хореографии, а также требует научного и методического обоснования новых методик. Планируется провести изучение структурной основы физической подготовки, выявить наиболее значимые компоненты и разработать критерии оценки уровня физической подготовленности, что позволит обосновать и разработать методику физической подготовки девочек 8-9 лет занимающихся оздоровительными занятиями хореографией. Проблема исследования заключается в недостатке научно обоснованных сведений о содержании и структуре физической подготовки девочек младшего школьного возраста с учетом хореографической направленности. Объект исследования: Процесс физической подготовки девочек 8-9 лет, занимающихся хореографией. Предмет исследования: Содержание физической подготовки в процессе физического воспитания девочек 8-9 лет на занятиях хореографией. Цель исследования: Теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование методики физической подготовки девочек 8-9 лет в процессе оздоровительных занятий с хореографической направленностью. Задачи исследования: 1. Разработка критериев оценки уровня физической подготовленности девочек 8-9 лет, занимающихся хореографией. 2. Выявление наиболее значимых компонентов физической подготовленности и оценка ее уровня у девочек 8-9 лет, занимающихся хореографией. 3. Разработать и экспериментально обосновать методику физической подготовки, обеспечивающую достижение более высокого уровня развития специальных физических и двигательных способностей, девочек 8-9 лет в процессе оздоровительных занятий хореографией. 4. Оценка эффективности разработанной методики физической подготовки девочек 8-9 лет процессе занятий хореографией. Гипотеза исследования: Предположено, что изучение наиболее значимых компонентов и физических способностей, необходимых для критериев оценки уровня физической подготовленности, позволит обосновать и разработать методику физической подготовки девочек 8-9 лет в процессе занятий хореографией. Научная новизна: -Получены данные об уровне физической подготовленности девочек, занимающихся в хореографическом коллективе, построенные на оценке показателей физических способностей значимых в этом виде деятельности. -В процессе работы разработана и экспериментально обоснована методика физической подготовки девочек 8-9 лет в процессе занятий хореографией -Выявлены наиболее значимые компоненты, и разработаны критерии оценки уровня физической подготовленности девочек 8-9 лет занимающихся хореографией, - В процессе тестирований был определен уровень общей и специальной физической подготовки девочек 8-9 лет Теоретическая значимость работы заключается в получении сведений об особенностях и содержании построения урока у девочек 8-9 лет в процессе занятий хореографией. Практическая значимость работы заключается в: - Разработана методика физической подготовки девочек 8-9 лет в процессе занятий хореографией; - Разработана программа модифицированных тестовых заданий с учетом хореографической специфики; - Разработаны оценочные шкалы для определения уровня физической подготовленности девочек 8-9 лет Результаты исследования внедрены в учебный процесс НП «Центр современной хореографии и творческого развития детей». По теме исследования опубликовано 5 научные работ. Положения, выносимые на защиту: 1. Шкалы оценок, разработанные на основе анализа уровня физической подготовленности учащихся, позволяют объективно оценивать уровень совершенствования значимых физических способностей детей хореографический коллективов. ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ. 1.1. Проблема физической подготовки детей младшего школьного возраста Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Прогрессирующие ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения (Д.В. Фонарев, 2009) делает актуальной тему поиска современных подходов в решении задач по формированию активно-положительного отношения детей и учащейся молодежи к физической культуре, к самостоятельным занятиям во внеурочное время [86]. Это касается в первую очередь нервной системы, её опорно-двигательного аппарта. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие методы работы с детьми. Практически не разработаны подходы обучения с позицией развивающей предметно-двигательной среды ребёнка. Под физическим развитием понимаются качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнения их взаимоотношений и процессов регуляции. Нормальное физическое и психическое развитие – основные показатели здоровья детей. В наши дни каждый взрослый и ребёнок знают, что физическая культура и спорт полезны для здоровья. И действительно, невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно всё чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках. Это происходит потому, что современное образование предъявляет очень высокие требования к подрастающему поколению. Всё больше открывается частных школ, детских садов, лицеев, гимназий, где детям даётся большая умственная нагрузка, задаётся много домашних заданий, тем самым снижается двигательная активность детей. Они больше времени проводят за столом, выполняя домашнюю работу, и меньше времени отводят на подвижные игры, занятия спортом. А значит, ребёнок чаще болеет, у него слабо развиты мышцы, все органы и системы функционируют хуже. Всё это является причиной снижения показателей физического развития. Таким образом, для большинства детей характерна гиподинамия. Для того, чтобы правильно воспитывать детей, необходимо иметь представления о возрастных особенностях их развития. Младший школьный период - от 6 до 10 - наиболее ответственный период в развитии организма и становления личности. В современной системе народного образования сложилась такая ситуация, когда первоклассники в школе отличаются не только по паспортному возрасту (кроме семилетних учащихся, есть первоклассники-шестилетки) но, что гораздо важнее, темпами индивидуального развития. Постоянное увеличение числа школьников с отклонениями в состоянии здоровья обуславливает значимость исследований, посвященных обоснованию эффективных параметров физкультурно-оздоровительных занятий с детьми школьного возраста (Б.М. Шиян, 1993; Т.Ю. Круцевич, 2000; Е.В. Андреева, 2002; Г.В. Безверхняя, 2004). В системе физического воспитания детей в общеобразовательной школе важное место занимает физическая подготовка. Уровень развития ее компонентов: силы, скорости, выносливости, гибкости и ловкости по мнению большинства исследователей (С.В. Сембрат, 2003; Т.И. Суворова, 2003) позитивно влияет на физическое и психологическое здоровье детей. Для достижения результатов в улучшении физического здоровья подрастающего поколения необходимы новые подходы, средства и технологии, соответствующие индивидуальным особенностям занимающихся, максимально реализующие их интересы, склонности и способности. В настоящее время недостаточно разработаны основы программирования физкультурно-оздоровительных занятий с детьми младшего школьного возраста с учетом их мотивационных приоритетов и уровня физической подготовленности. Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Комплексные медицинские осмотры, проведенные в последние годы, показывают, что хроническая патология школьников находится на крайне высоком уровне (95-98 %). Лишь 2-5 % из общего числа обследуемых детей являются здоровыми. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. В уставе ВОЗ здоровье определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов». По мнению ученых, наше здоровье зависит на 20 % от наследственности, на 20 % от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50-55 % от образа жизни. [Лисицин Ю.П.] В свете сказанного, нельзя недооценивать период дополнительного образования, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физического развития, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития. Именно поэтому при построении занятий необходимы данные о переносимости и допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей организма, на отдельных возрастных этапах, о степени, функциональной зрелости физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных возможностей в процессе направленной тренировки. Обучение двигательному действию, воспитание того или иного физического качества опираются на уже имеющиеся, и вновь приобретаемые человеком знания. В педагогической практике существует определенная система фактов и закономерностей, способствующих правильной организации занятий по хореографии. К настоящему времени накапливается все больше данных о том, что физические качества учащихся следует как можно полнее развивать уже с 8 лет. В период от 7-8 лет к подростковому возрасту значительно увеличиваются функциональные возможности двигательного аппарата. Об этом свидетельствуют повышение мощности и объема выполняемых нагрузок, рост величины максимального темпа движений, предельной продолжительности работы, быстрое восстановление после нагрузок функционального состояния нейромоторного аппарата. В возрасте от 8 до 13 лет происходит совершенствование механизмов адаптации системы кровообращения и дыхательной системы к физическим нагрузкам. Мышечная работа вызывает многократное (в 15-20 раз) увеличение объема легочной «вентиляции», систематическая мышечная деятельность сопровождается увеличением силы дыхательной мускулатуры, отчетливо растет мощность дыхательных движений. Подчеркивается возможность целенаправленного развития выносливости у детей младшего школьного возраста. В ходе многочисленных исследований было выявлено, что от 8 до 10 лет выносливость повышается только к нагрузкам, выполняемым в режиме аэробного энергообеспечения, т.е. к таким, предельная продолжительность которых более 2,5 минут. Отмечено, что с уменьшением интенсивности, но одновременно с увеличением времени выполнения физической нагрузки и объема, работы у мальчиков и девочек увеличивается период восстановления функционального состояния нервно-мышечного аппарата. Гармоничному физическому развитию младшего школьника посвящены работы по психологии (Р.С. Немова, Н.А. Фомина и др.), педагогике (Т. Барышникова, Н.Б. Тарсова и др.), физиологии, физической культуре М.М. Безруких, М.Ф. Иваницкой и др.), обобщённый опыт психологов, педагогов-практиков, на основе чего определилась проблема исследования; формирование двигательных качеств у ребёнка, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение посредствам новых, удовлетворяющих данным требованиям методик. Двигательная активность младших школьников явно недостаточна и продолжает снижаться, кроме того, происходит постоянное увеличение нагрузки психического и интеллектуального характера. А между тем, у детей именно в этом возрастном периоде закладываются основы дальнейшего физического развития в целом и продолжается формирование важнейших функциональных систем растущего организма. Кроме того, необходимо отметить, что рассматриваемый возрастной период наиболее благоприятен для формирования правильной осанки, чему способствуют упражнения на развитие мышц стоп, спины и шеи. Во время физической нагрузки нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию "мышечного корсета" и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия классическим танцем всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей. Как отмечают физиологи, именно в этом возрасте ускоряется физическое развитие детей. Они быстро растут, у них увеличивается скорость и сила движений, улучшается равновесие. Кожно-мышечная чувствительность позволяет учитывать более точное исполнение движений, связанные со сгибанием и разгибанием корпуса, ног, рук, с наклонами и поворотами головы. В этом возрасте более эффективно усваиваются движения требующие навыков координации, пространственной точности, чувства равновесия, гибкости, силы и т.д. Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание. К 8-ми годам у детей уже практически полностью сформированы все системы организма: дыхательная, нервная, пищеварительная, кровеносная, опорно-двигательный аппарат. Этот возраст характеризуется как период, в котором дети могут сравнительно хорошо управлять своими движениями, поэтому его следует рассматривать как период активного развития двигательных функций. Совершенствование двигательных способностей должно совпадать с периодом усиленного развития двигательных функций и тем повышать и ускорять ход этого развития. Родители и педагоги зачастую оберегают детей от физических усилий (как им кажется, чрезмерных), от закаливающих воздействий и даже от здорового соперничества в подвижных играх. Но дети способны на значительно большие физические усилия, чем думают многие, надо только правильно оценить их реальные возможности и уметь правильно сочетать знание общих закономерностей с индивидуальным подходом. Дозирование нагрузки связано в первую очередь с интенсивностью выполнения упражнений и количеством повторений, причем физическая нагрузка постепенно увеличивается от начала занятия к его середине и снижается в конце. Преодоление трудностей, достижение цели, новые мышечные ощущения и оценка достигнутого ребенком дают ему чувство удовлетворения, способствуют стремлению к еще большим достижениям. Одна из целей физиологически обоснованного нормирования нагрузок на занятиях хореографией заключается в том, чтобы затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность выполнения серий упражнений были оптимальными. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации физиологических функций. Если же затраты энергии, число повторений и продолжительность упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет понижен вследствие ослабления физиологических процессов в связи с истощением веществ, богатых энергией, и ферментов, а также нервных механизмов регуляции движения. Можно предположить, что среди огромного количества форм, средств и методов обучения детей, а именно художественно-эстетического просвещения, хореографическое искусство занимает особую нишу. Несмотря на усилия педагогов-хореографов, искусствоведов и психологов занятия хореографией, относительно общеобразовательных предметов, таких как изобразительное искусство, музыка не смогли найти своё место в сетке расписания школы в отличие от садика, в котором обучение танцам доходит до детей. Занятия танцевальным искусством, как ни один другой предмет, дают основу для развития образного мышления, так же предполагают всестороннее эстетическое развитие, грамотные манеры поведения в обществе, а так же учат понимать прекрасное. Занятия танцами развивают правильную осанку, дают организму физическую нагрузку, равноценную сочетанию разным видам спорта, а для детей это не маловажно. В хореографии используются отработанные годами движения и танцевальные связки, которые оказывают видимый эффект на здоровье ребёнка. Современные учения показали, что существует тесная взаимосвязь между деятельностью двигательного аппарата, скелетных мышц и физическим развитием ребенка. Оценка функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со средним уровнем физического развития (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75%. Напротив, хорошо тренированные люди с высоким физического развития по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или превышает их. Хореографическая подготовка представляет собой систему овладения двигательной «школой», формирующей навыки ритмически упорядоченного движения, рабочей осанки, стилевой культуры. По мнению М.В.Климова современный танец является синтезом различных жанров современной хореографии, спортивных элементов, актерского мастерства и требует от танцоров высокого уровня физической подготовленности. Для занятий хореографией огромное значение имеет физическое развитие ребенка, его физические возможности, поскольку невозможно требовать от ребенка, чтобы он выполнял упражнения, для которых еще не созрел физически. Таким образом, в связи с синтезом элементов спорта и хореографии система физической подготовки должна быть скорректирована с учетом специфики развития современной хореографии, а также требует научного и методического обоснования новых методик. 1.2. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста. Физическое развитие детей- закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами и условиями жизни. Младший школьный возраст характеризуется существенными изменениями в показателях физического развития и физической подготовленности. Используя естественную кинезофилию, свойственную детям данного возраста, можно создать и закрепить потребность в физических упражнениях оздоровительной или спортивной направленности. Именно в этот период происходит становление жизненно необходимых двигательных умений и навыков, закладывается база для высших спортивных достижений. Изменение режима жизни, связанное с началом учебы в школе, равно как и незавершенный еще процесс формирования двигательного аппарата, обусловливают необходимость проявления осторожности при дозировании физических нагрузок младших школьников. Ограничения касаются применения силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость и времени проведения отдельных занятий. В младшем школьном возрасте чаще всего выявляются недостатки в физическом развитии, астения. Занятия в школе в значительной мере ограничивают движения, часто туловище длительно фиксируется в неправильном положении, что при недостаточном обеспечении гигиенических условиях и физического воспитания ведет к нарушениям осанки и зрения. Вместе с тем период от 8 до 11 лет физиологии считают наиболее спокойным в развитии. Нагаева Усиленное развитие центральной нервной системы определяет этот возраст как сенситивный для большинства физических качеств. Принято считать, что в 70% случаев младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития силы [8], быстроты, скоростно-силовых [20] и координационных способностей [15]. Младший школьный возраст ребенка - это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Данный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. К младшему школьному возрасту относятся дети 6- 10 лет. В этот период организм ребенка интенсивно растет и развивается. Длина тела(рост), масса тела ( вес), окружность грудной клетки плавно увеличиваются. Важнейшим фактором для физического развития ребенка имеет опорно-двигательный аппарат. Он состоит из костей, связок и мышц. От грамотного и постепенного его развития будет зависеть овладение разнообразными движениями. С 7 до 9 лет у детей происходит развитие и усложнение органов и функций организма. Темп физического развития несущественно отличается от прошлого года жизни юного организма [3]. Ашмарин Б.А. 1984 г. Следует отметить, что изгибы позвоночника только начинают формироваться, позвоночник детей очень податлив, при неправильных исходных положениях, сопровождаемых длительными напряжениями, возможны искривления. Поэтому очень важно детям 7-10 лет давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц, с тем, чтобы развитие кривизны позвоночного столба происходило без отклонений. Интенсивное развитие скелета детей младшего школьного возраста тесно связано с формированием их мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата. Безруких, М. М. - С.288. Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, в связи с этим мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников [22, с. 47]. Коссов А.И. 264 с. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Физическое развитие младших школьников отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Опорно-двигательный аппарат детей 7-9 лет отличается гибкостью, потому что процесс окостенения еще не подошел к концу. [Наталов Г.Г.] Из-за особенностей строения и развития скелета детям от 7 до 9 лет рекомендуются силовые упражнения строго в небольших количествах. [Васильева М.А. ] Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма [Лях В.И. -1997. ]. В костной ткани ребенка содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах. У детей суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия короче, слабее, чем у взрослых. Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. [Степаненкова Э.Я. ] Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. В связи с этим осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений. Мышцы детей эластичны, богаты водой, но беднее чем у взрослых, белковыми веществами, жирами и неорганическими солями. Они не способны к значительным напряжениям и податливы к растягиванию, рост мышечных волокон в этот период происходит неравномерно. Быстрее развиваются крупные мышцы нижних конечностей, туловища, плечевого пояса. Мелкие мышцы развиваются позднее, в связи с этим младшим школьникам труднее даются точные мелкие движения [Е.Н. Литвинов, Степанова М.]. Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы. Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. Иннервационный аппарат мышц достигает довольно высокого развития. В тех мышцах, которые испытывают большую нагрузку, интенсивность изменений кровоснабжения и иннервации выражена больше [24, 28]. Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость. Считается, что ее увеличение у детей младшего школьного возраста наибольшая. Это происходит за счет роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа. Мышечная сила возрастает. И. Вацула, отмечает, что длительное выполнение упражнений, связанных с быстрыми проявлениями в раннем возрасте, существенно расширит скоростные возможности мышц, так как соотношение белых и красных волокон под влиянием тренировок может изменяться. [Вавилова Е.Н.] К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы «замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга», лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.) . В младшем школьном возрасте проявления статической и скоростной выносливости незначительны. Однако на работу циклического характера, в умеренном темпе, необходимо обратить внимание уже в начальной школе, с учетом возраста и физической подготовленности детей. Но чаще и целесообразнее всего развитие выносливости в этом возрасте проводить во время подвижных игр [30]. В этом возрасте существуют предпосылки для развития общей выносливости. У девочек данного возраста периодом наибольших приростов в развитии общей выносливости является 8-11 лет [В.И. Лях]. Большая подвижность позвоночного столба, высокая растяжимость связочного аппарата в 6-10 лет благоприятствуют развитию гибкости. Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание, которые могут быть динамического ( пружинистые, маховые движения) и статистического ( сохранение максимальной амплитуды при различных позах) характера. Достигнутый уровень гибкости необходимо постоянно поддерживать, поэтому на уроках и дома в комплексы для младших школьников нужно включать упражнения на развитие гибкости в большом объеме. В младшем школьном возрасте необходимо направленно использовать благоприятные предпосылки со стороны центральной нервной системы и двигательного аппарата для развития быстроты движений. Быстроту следует рассматривать как специфическое и многофункциональное свойство ЦНС. Оно связано с оперативностью регуляции психомоторной функции, определяющей временной параметр развертывания нервных процессов, обеспечивающих эффект двигательных действий человека в условиях лимита времени. Соответствие кратковременных скоростных нагрузок функциональным возможностям детей обусловлено высокой возбудимостью биохимических процессов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, большой подвижностью основных нервных процессов и высокой интенсивностью обмена, свойственных детскому организму [Фомин М.А]. В возрасте от 6-7 до 9-11 лет происходит уменьшение латентн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: