VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Конституционный принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин в пенсионном обеспечении

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002018
Тема: Конституционный принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин в пенсионном обеспечении
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»


Кафедра конституционного и муниципального права
									



Конституционный принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин в пенсионном обеспечении: проблема реализации
      


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА


Студентки  5 курса 511 группы

направления 40.03.01 Юриспруденции
      
юридического факультета

Мишуниной Елены Александровны


Научный руководитель

Доктор юридических наук, профессор 	___________________	Г.Н. Комкова						
   

Зав. кафедрой конституционного и муниципального права

Доктор юридических наук, профессор	___________________	Г.Н. Комкова
           						
     
     
     Саратов 2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ В РОССИИ………………………………….5
               1.1. Основные этапы развития гендерного равноправия в России…..5
               1.2. Равенство прав и свобод мужчин и женщин как конституционный принцип прав и свобод человека………………………….
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО – ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА РАВЕНСТВА ПРАВ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В РФ В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………………………………………
                2.1. Законодательное обеспечение равенства прав и свобод мужчин и женщин в социальной сфере……………………………………………………
                2.2. Правовая защита прав и свобод мужчин и женщин в РФ при назначении и выплате пенсий……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….







	



















ВВЕДЕНИЕ


     Равенство прав и свобод мужчин и женщин является одним из составляющих принципа равенства между людьми, который в настоящее время рассматривается в качестве необходимого условия демократии.
     На протяжении многих столетий ключевой проблемой является выяснение сущности равенства людей, а именно, мужчин и женщин.
     Проблема достижения гендерного равноправия существует еще с глубоких древних времен, имеет исторические корни. В период первобытной эпохи господствующее положение занимали лица мужского пола. 
     Женщины были ущемлены в своих правах и свободах и рассматривались исключительно в роли матери, хранительницы домашнего очага. В советском государстве начинать зарождаться активное движение женщин за завоевание своего правового положения в обществе и государстве в качестве свободных и независимых личностей. В некоторых сферах общественной жизни представительницам слабого пола все – таки удалось «выбить» себе возможность существовать и развиваться наравне с мужчинами (право на равный труд наравне с мужчинами, возможность обучения, а в пенсионном обеспечении даже стала прослеживать тенденция, наоборот, к ущемлению прав мужчин, связанное с более поздним выходом мужчин на пенсию).
     Но в настоящее время продолжает существовать утверждение о том, что женщины – это слабый пол, вследствие чего они не могут в полной мере обладать правами, свободами и возможностями для их реализации, которыми наделены мужчины.
     Права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, а также нормами российского законодательства и международного права 
     Так, действие принятой всенародным голосованием Конституции Российской Федерации 1993 года ставит в центр жизнедеятельности общества, наряду с другими, положение о том, что «женщины и мужчины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации», и, в том числе, проблему реализации права равенства прав и свобод женщин и мужчин в сфере пенсионного обеспечения. Это означает, что граждане РФ без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка и др.) в соответствии с установленными законом ограничениями имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Осуществление и неотчуждаемость этого права являются ключевым направлением создания и укрепления российской государственности.
     Актуальность вопросов, связанных с тендерным равноправием граждан, на сегодняшний день не вызывает сомнения ни в России, ни за ее пределами. Необходимость достижения гендерного равенства обоснована и закреплена в целом ряде международных договоров, конвенций и соглашений (Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г.; Венская декларация и программа действий, принятой на Всемирной конференции по правам человека в 1993 года в Вене;  Четвертая Всемирная конференция по положению женщин, прошедшая в Пекине в сентябре 1995 года).
     Принцип равенства прав мужчин и женщин, а также обеспечения равных возможностей их реализации закреплен и в национальном законодательстве. 
     Вопросы совершенствования законодательства и практики его применения в области гендерного равноправия граждан особенно актуальны для современной России.
     Применительно к выбранной нами теме бакалаврского исследования речь пойдет о том, каким образом принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин применяется, исполняется и соблюдается в сфере пенсионного обеспечения.
     Актуальность дипломного исследования
     Дифференциация размера пенсии мужчин и женщин, связанная с существованием гендерных стереотипов трудового поведения и отсутствием равных возможностей для мужчин и женщин в сфере занятости и на рынке труда является одной из основных проблем пенсионного обеспечения. Проблема гендерного неравенства в сфере пенсионного обеспечения стоит перед цивилизованными странами много лет. Как известно, именно равенство в социальных отношениях между полами ныне выступают как один из главных проблемных вопросов нашего столетия. В связи с этим в промышленно развитых странах вокруг проблем пенсионного обеспечения мужчин и женщин, учёта гендерного неравенства и способов его преодоления развернулись активные дискуссии. 
     Каждая страна решает проблему гендерного различия в пенсионном обеспечении по – своему, в зависимости от сложившихся условий. Так, например, в СССР была введена дифференциация возраста выхода на пенсию по признакам пола и для нивелирования негативных последствий такой дифференциации на размер пенсии, для женщин законодательно был установлен меньший, по сравнению с мужчинами, общий трудовой стаж. Такая практика пенсионного обеспечения позволяла государству сглаживать возникающие различия между мужчинами и женщинами в других областях жизнедеятельности. В настоящее время в мире активно идет процесс выравнивания в правах мужчин и женщин, что непременно затрагивает сферу занятости и пенсионного обеспечения.
     Сложившаяся ситуация в сфере пенсионного обеспечения, изменение экономических основ общества требуют её глубокого реформирования, реализации новых принципов и приоритетов социальной политики.
     Важнейшая задача сегодняшнего дня заключается встабилизации всех сфер общества в процессе реализации антикризисных мер и его дальнейшего реформирования, обеспечение необходимых условий для реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение. Решить ее возможно только на основе проведения активной социальной политики.
     Целью дипломного исследования является комплексное изучение, научное осмысление и анализ конституционного принципа равенства женщин и мужчин в пенсионном обеспечении, выявление конституционно – правовых проблем регулирования и обеспечения равенства прав полов в сфере пенсионного обеспечения, формулировании предложений по их решению, определение, повышение эффективности механизма правовой защиты при назначении и выплате пенсий.
     Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
     1. определение конституционных основ обеспечения гендерного равноправия в Российской Федерации;
     2. анализ историко – правовых аспектов  особенностей развития и становления равноправия полов в России;
     3.  изучение содержания и развития принципа равенства прав и свобод женщин и мужчин как одного из основополагающих конституционных принципов в Российской Федерации; 
     4. исследование российского и зарубежного законодательства, связанного с обеспечением равенства прав и свобод и равных возможностей для женщин и мужчин в сфере пенсионного обеспечения;
     4. определение особенностей законодательного обеспечения принципа равноправия полов в социальной сфере;
     5. анализ механизма правовой защиты гендерного равенства прав и  свобод мужчин и женщин при назначении и выплате пенсий;
     6. выявление проблемы реализации изучаемого принципа на территории Российской Федерации;
     7. выработка практических рекомендаций по совершенствованию законодательства, связанного с защитой конституционного принципа равноправия полов в сфере труда.
     Степень научной разработанности темы исследования.
     Несмотря на недостаточную в целом научную разработанность вопросов гендерного равенства в нашей стране, в России существует немало теоретических работ ученых – мыслителей по этой теме. Большое внимание этой проблеме уделяют следующие авторы: Комкова Г.Н., Шинелева Л.Т., Максимов А.А., Айвазова С.Г., Ерофеева О.В., Воронина О.А., Григорьева Н.С., Климантова Г.И., Котовская М.Г., Кочкина Е.В., Хасбулатова О.А., Хоткина З.А., и другие. Среди представителей юридической науки, занимающихся изучением прав женщин и гендерным равенством, особого внимания заслуживают работы таких ученых как  Полениной С.В., Завадской Л.H., Беляевой, З.С., Белякова, А.М., Толкуновой В.Н., Шептулиной Н.Н., Токсанбаевой М.
     Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации равноправия мужчины и женщины в пенсионном обеспечении.
     Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие равенство прав и свобод независимо от пола в сфере пенсионного обеспечения, обязанности органов государственной власти по его обеспечению и защите.
     Нормативную основу исследования составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Конституционного Суда РФ, иные федеральные нормативные акты. Широко использованы международно – правовые акты (Международный пакт от 16.12.1996 г. «О политических, социальных и культурных правах», Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.)
     Самостоятельную группу источников составили периодические издания, освещающие вопросы дипломного исследования.
     Методологическая основа исследования. 
     Для достижения цели дипломного исследования и решения поставленных задач использовались разнообразные современные методы познания, позволяющие комплексно раскрыть историко – теоретические 
и нормативно – правовые основы обеспечения равноправия полов в сфере пенсионного обеспечения РФ.
     В ходе исследования применялись такие методы  как исторический, сравнительно – правовой, статистический, социологический, формально-логический, а также метод правового прогнозирования.
     Эмпирической основой исследования послужили отечественные исследования в области формирования и законодательного закрепления в части обеспечения гендерного равноправия мужчин и женщин в пенсионном обеспечении. В качестве эмпирического материала в работе использовались статистические показатели о продолжительности жизни населения, о размере пенсионных выплат, судебная практика в части обеспечения гендерного равноправия в пенсионном обеспечении, а также зарубежный опыт обеспечения равноправия полов.
     Научная новизна исследования определяется современной постановкой проблемы равенства прав и свобод мужчин и женщин, использованием новых идей и тенденций в сфере пенсионного обеспечения Российского государства. Результатом анализа поставленной проблемы являются выносимые автором на защиту выводы и положения, представляющие собой авторскую концепцию понимания конституционного принципа гендерного равноправия в пенсионном обеспечении.  Также научная ногвизна состоит в том, что дипломная работа является одним из первых комплексных исследований, рассматривающих проблемы обеспечения и защиты конституционного принципа равенства независимо от пола при назначении и выплате пенсий гражданам. Новизна темы заключается в том, что отдельные положения работы способствуют дальнейшему развитию перспективных направлений науки конституционного права.
     Впервые в науке конституционного права дается понятие «дискриминация по признаку пола», предлагаются законодательные пути её преодоления. В работе высказаны предложения по совершенствованию правозащитного механизма при получении мужчинами и женщинами социальных выплат в виде пенсий.
     Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами настоящего исследования и включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и библиографический список.

     
     


























ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ В РОССИИ

1.1. Основные этапы развития гендерного равноправия в России
         
     В современной России особую актуальность и значимость приобретают исследования, связанные с проблемой гендерного равенства, с изучением особенностей статусных ролей  мужчин и женщин в обществе на разных этапах его развития. В таких условиях совершенствование реализации принципа равенства полов должно опираться, прежде всего, на  использование накопленного в прошлом опыта. Поэтому представляется логичным обратиться к такому аспекту, как правовой статус женщины, его развитие на протяжении столетий нашей истории, и на этой основе сделать выводы об особенностях реализации принципа гендерного равноправия.
     Утверждению и закреплению в действующем законодательстве конституционного принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин, а также равных возможностей для их реализации, включая сферу пенсионного обеспечения, предшествовали довольно сложные и противоречивые этапы развития отечественного конституционного права.
     На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат, где женщина занимала господствующее положение в экономике. Ее труд состоял в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное, в обработке земли с помощью мотыги. Такой труд в тех условиях был более эффективным и надежным источником существования, нежели, чем труд мужчины – охотника.   
     Правовой статус женщины на протяжении всего существования Российского государства постоянно изменялся, постепенно приближая общество к осознанию необходимости развития равенства прав и свобод мужчин и женщин. 
     Первыми за равноправие полов в России стали бороться анархисты. В программе Славянской секции Интернационала и «Революционном катехизисе» известный анархист М. А. Бакунин потребовал полного политического и социального уравнения женщины с мужчиной, а также замены современной ему семьи, узаконенной религиозно – юридическим браком, браком свободным. Также Бакунин выступал за социальные гарантии матери и ребёнку на период от зачатия до совершеннолетия. Одним из направлений женского движения М. А. Бакунин считал борьбу за высшее образование. В связи с этим в России XIX веке организовывались женские кружки, создавались общества переводчиц, издательниц, переплетчиц и типографщиц. Женщины добивались открытия высших женских курсов1
     Также русские анархисты боролись за освобождение женщин от работ по дому. Еще с древних времен известно, что мужчина и женщина имеют разное положение в обществе. Женщины обладают меньшим объемом прав и свобод, нежели чем мужчины. Прежде всего, такое различие связано с физическими и биологическими особенностями человеческого организма. Мужчины сильнее, энергичнее, агрессивнее женщин. Женщины же более пассивные, терпеливые и кроткие. Поэтому мужчины ведут войны, покоряют природу, творят историю и культуру. Для женщин является привычным занятия рутинным домашним трудом и воспитанием детей. Очевидная асимметрия «мужественности» и «женственности», с этой точки зрения, неизбежна, предопределена «природой», а с последней – не поспоришь2.
     Князь Пётр Алексеевич Кропоткин  писал о женщине следующее: «Она больше не хочет быть вьючным животным своего дома; довольно с неё и того, что она столько лет своей жизни отдаёт на воспитание детей. Она не хочет больше быть в доме кухаркой, судомойкой, горничной!»3.
     Освободить женщин предполагалось механизацией домашнего хозяйства, открытием учреждений службы быта и общественного питания, столовых для каждой группы домов. 
     «Освободить женщину, — писал П. А. Кропоткин, — не значит открыть для неё двери университета, суда или парламента; потому что освобождённая женщина всегда сваливает домашний труд на какую – нибудь другую женщину. Освободить женщину — значит избавить её от отупляющего труда кухни и прачечной; это значит — устроиться так, чтобы дать ей возможность, кормя и выращивая своих детей, вместе с тем, иметь достаточно много свободного времени, чтобы принимать участие в общественной жизни»4.
     Советский период в истории нашего государства стал временем, когда женщины формально добились почти полного равноправия с мужчинами.
     Историю правового регулирования гендерных отношений в советский период можно разделить на три основных этапа. 
Первый этап начинается сразу после Октябрьской революции. Когда большевики пришли к власти, они занялись реформированием всей системы социальных отношений, в том числе отношений между полами. Прежде всего, это было связано с формальным предоставлением женщинам равных прав с мужчинами, с предпринятой попыткой окончательно решить так называемый женский вопрос.
     Россия является одной из первых стран в мире, которая законодательно и официально провозгласила равенство прав мужчин и женщин в 1917 году. Великая Октябрьская социалистическая революция дала женщинам равные с мужчинами юридические права, поскольку равенство провозглашалось всеобщей пролетарской идеей.
     Условия для подлинного решения данного вопроса впервые в истории были созданы в Советской России. В первые месяцы существования Советской власти были отменены все законы, закрепляющие неравенство мужчин и женщин. Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства предусматривало участие организаций работниц, наряду с другими массовыми организациями, в управлении государством5.
     Активно пропагандировалась идея включения женщины в производство, в общественные отношения при полном уравнивании в правах с мужчинами. Такое включение рассматривалось как непременное и обязательное условие построения социализма. Активное вовлечение женщины в общественную жизнь меняло ее гендерную роль и требовало переустройства всего быта на коллективных началах: женщину предполагалось освободить от обязанностей вести домашнее хозяйство, воспитывать детей и т. д. Брак становился браком без быта, предполагал полное равноправие в семейных отношениях, а также упрощение процедуры его заключения и расторжения6. 
     Большевики стали, пожалуй, первыми в истории руководителями государства, которые создавали свой строй, реконструируя базисные человеческие отношения – социальные отношения между полами. Декретами, принятыми в декабре 1917 года, они предоставили женщинам всю полноту гражданских прав и свобод, уравняв их с мужчинами перед лицом закона. Правда, одновременно с выходом в свет этих декретов все независимые женские объединения были запрещены. Дело отстаивания женских интересов советская власть взяла на себя. Так возникло совершенно новое явление «государственный феминизм» или специальная политика государства в отношении женщин, в рамках которой, отныне, осуществлялась «эмансипация» советских гражданок7.
     В сентябре 1918 года был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Данный Кодекс определял порядок регистрации актов гражданского состояния, регулировал брачно – семейные и опекунские отношения. Единственно законной формой брака признавался гражданский брак, зарегистрированный в отделе загса. Допускались разводы, основанием для которых могло служить как обоюдное согласие обоих супругов, так и желание одного из них. В первом случае развод оформлялся через загс, в котором был зарегистрирован брак, во втором — через суд.
     Брак не создавал общности имущества супругов. Внебрачные дети имели равные права с законными детьми. Отец внебрачного ребенка обязан был участвовать в расходах на его содержание. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей. Усыновление запрещалось, чтобы воспрепятствовать скрытой детской эксплуатации8.
     Таким образом, законодательство уравняло женщин в семейной сфере с мужчинами, сделав серьезный шаг в направлении изменения гендерных ролей в семье. На этой основе началось формирование многомиллионной армии рабочих и крестьянок, для которых главным делом должна была стать не семья, а трудовой коллектив, которые были бы ориентированы не на семейные, а на общественно полезные дела.
     Фактически уже через месяц после Октябрьской революции женщины России были свободны от существовавших прежде ограничений: они получили право свободно избирать профессию, место жительства, получать образование, расторгать брак, а также право на равную оплату за равный с мужчинами труд. В 1920 г. было легально закреплено право женщин на аборт.
     Далее отметим, что в принятых до 1936 г. конституциях, фактически не предусматривалось юридических конструкций, прямо указывающих на наличие принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин9.
     Важной характеристикой правового статуса женщины являются ее политические права, в первую очередь избирательное право. До 1917 г. русские женщины были фактически лишены возможности участвовать в государственном управлении и самоуправлении. Окончательно равенство российских женщин с мужчинами в политических и гражданских правах было закреплено первой советской Конституцией, принятой в июле 1918 года. В ст. 64 особо отмечалось, что правом избирать и быть избранными пользуются «обоего пола граждане»10.
     Советская власть на тот период полностью уравняла женщину с мужчиной в трудовом праве, правах гражданских, семейно – брачных, в области образования, приняла меры по охране женского труда, материнства и младенчества, закрепила принцип равной оплаты за равный труд. В результате создания социалистических производственных отношений, индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, культурной революции было в основном осуществлено фактическое равноправие женщины с мужчиной в советском обществе (особенно большие трудности пришлось преодолеть в борьбе за раскрепощение женщин Советского Востока, где на его пути стояли вековые традиции рабского положения женщины). 
     Сегодня, когда участие женщин в общественно – политической жизни развитых западных государств стало обычным явлением, уместно вспомнить, что Советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы страны. Отметим, что до сих пор женщины лишены избирательного права в Иордании, Ливии, Саудовской Аравии и некоторых других странах11.
     В советский период действовала система пенсионного обеспечения, которая охватывала не только выплату пенсий и пособий различных видов, но и разные формы социального обслуживания трудящихся, престарелых и нетрудоспособных.
     Так, согласно положениям Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР о социальном обеспечении трудящихся лица имели право на пенсию, если они были лишены основного заработка или его части вследствие утраты трудоспособности или безработицы12. Причем данное право распространялось как на мужчин, так и на женщин.
     Несмотря на то,  что советская власть формально полностью уравняла женщину в правах с мужчинами, в реальности ее положение отличалось от продекларированного. Это отчетливо видно на примере трудового законодательства.
     В декабре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов о труде. Для данного документа было характерно сочетание принуждения к труду с провозглашенным довольно высоким уровнем трудовых прав работников. Продолжительность рабочего времени устанавливалась в 8 дневных или 7 ночных часов, а в «особо тяжких» отраслях труда и для несовершеннолетних – 6 часов. Ночной и опасный для здоровья труд запрещался для лиц, не достигших 18 – летнего возраста. Кодекс допускал многосменную работу, сверхурочная работа разрешалась в виде исключения в случае необходимости. При этом сверхурочные работы запрещались для женщин и лиц до 18 лет и не могли превышать четырех часов в течение двух суток подряд13.
     Кодекс законов ВЦИК о труде 1922 г. закрепил положение о том, что женщины и лица моложе 18 лет не допускаются к производству ночных работ14. Но примечание к данной статье разрешало Народному комиссариату труда разрешать производство ночных работ взрослым женщинам в тех отраслях производства, где это вызывается особой необходимостью. Дальнейшим законодательством ночной труд женщин был запрещен или ограничен только для беременных и кормящих грудью женщин». Таким образом, женщина достигла равноправия там, где в силу особенностей своего организма была вправе рассчитывать на снисхождение законодателя.
     Определяя характер гендерных отношений в советский период, социологи единогласно квалифицируют его как «контракт работающей матери». Это значит, что в такой системе женщине отводились две роли – «труженицы» и «матери». На протяжении всех лет существования социализма эти роли оставались для нее обязательными. Они обеспечивали ей статус гражданки. Однако интерпретация этих ролей менялась от этапа к этапу социалистического строительства, получая соответствующее закрепление в нормах права, в конституционных уложениях, декретах и указах.
     Однако на практике эти две роли трудно совместимы, чем – то одним женщине приходится жертвовать15.
     Законодательно было закреплены права мужчин и женщин и в социальной сфере. Так Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О социальном обеспечении инвалидов» правом на социальное обеспечение при инвалидности пользовались лица (и мужчины и женщины), работавшие по найму и потерявшие трудоспособность вследствие увечья, профессионального заболевания или иных причин, военнослужащие, получившие увечья на войне или во время нахождения их на военной службе16.
     Еще при Петре I Воинский устав 1716 г. предписывал женщинам нести военную службу в военных госпиталях, на хозяйственных и санитарных работах в армии. Позже при Екатерине II была создана отдельная рота, в составе которой были одни женщины17. Это свидетельствует о том, что были женщины – военнослужащие, которые наравне с мужчинами могли претендовать на данный вид пенсий. 
     Но и в сфере социального, а именно, пенсионного обеспечения прослеживается дифференциация по признаку пола, причем касается она уже не женщин, а мужчин. Это отчетливо видно в Постановлении Совнаркома СССР «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости», который закрепил, что работники горной и металлургической промышленности (и электропромышленности), железнодорожного и водного транспорта имели право на пенсию, если ко дню оставления работы по найму мужчины достигли 60 – летнего возраста и проработали в общей сложности не менее 25 лет, женщины – если достигли 55 – летнего возраста и проработали по найму в общей сложности не менее 20 лет18.
          Данное постановление, по нашему мнению, является непосредственным примером и отправной точкой возникновения дискриминации в отношении мужчин, которая выражается в установлении неравных возрастных критериев для получения пенсий.  
     Ранее Декретом Совнаркома РСФСР от 16 февраля 1923 г. не предусматривались возрастные критерии для получения такой пенсии19. 
          Важное значение в системе пенсионного обеспечения сыграли «Положения о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», согласно которому пенсия по старости назначалась мужчинам по достижении 60 лет, женщинам – 55 лет20. Данный возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин был установлен также п. 8 «Правил обеспечения по старости» утвержденных Наркоматом труда СССР21. 
     В конце 20 – х годов начинается второй этап развития гендерных отношений в России. Стройки социализма требовали все больше рабочих женских рук. Ослабление семейных устоев отрицательно воздействовало на демографическую ситуацию. Государство не сумело выполнить взятые на себя обязательства по созданию общественной системы воспитания детей.
     Кроме того, наступил этап поворота от космополитических к традиционалистским ценностям и установкам, что постепенно проявилось во всех сферах жизни, включая гендерные отношения22.
     В середине 1930 – х годов изменение гендерных отношений было закреплено в законодательстве. В 1936 году знаменитая сталинская Конституция торжественно провозгласила: «В СССР решена задача огромной исторической важности – впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин»23. Она гарантировала: «Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной и общественно – политической жизни.      Возможность осуществления этих прав обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов»24. Конституция особо подчеркивала: «Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами»25.
     Указанная конституционная норма выравнивала статус одного пола по статусу другого — мужского. По мнению Л. Н. Завадской, нет оснований говорить о гендерной идее равенства двух полов, поскольку стандарт, заложенный в Конституции СССР 1936 г., был однобоким — мужским. В его основе не было идеи уважения прав человека независимо от пола. Однако это был важный шаг в понимании того, что женщина должна быть равной с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно – политической жизни, хотя и в условиях ограниченной свободы, пределы которой определялись государством26.
      Параллельно с Конституцией 27 июня 1936 года был принят документ иного характера и иной направленности. Речь идет о Постановлении ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве об абортах». Это постановление фактически подводило черту под прежней практикой и теорией «свободной любви» и «свободной семьи»27. Государство начинало брать под свою опеку семью «как ячейку общества». Это был знак стабилизации социалистического строя. Овладевшее обществом государство нуждалось в прочной опоре, в устойчивых социальных связях и отношениях, которые всегда и везде обеспечивает семья. 
     С началом Второй мировой войны эта необходимость становится первоочередной потребностью, и чтобы удовлетворить ее, 8 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ, согласно которому «только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов»28.
        Этот Указ значим во многих отношениях. Прежде всего, он фиксировал уже происходивший в государственной политике решительный поворот в подходе к социальным отношениям между полами, к семье и браку. Указ предельно жестко обозначал неравенство женщины в том случае, если она решалась на внебрачную связь и свободную любовь, которую до того времени почти четверть века культивировала социалистическая идеология. Запрещалось даже добровольное установление отцовства в таких союзах, и вся ответственность за внебрачную близость, вся тяжесть ее последствий целиком и полностью ложилась на женщину, и рикошетом – на рожденных ею детей. Кроме того, все свободные фактические браки приравнивались к внебрачным связям. Государство, отказывая им в признании, снимало с себя обязательства по социальной защите таких семей29. 
     Ряд дополнительных мер, принятых после Указа, в развитие его духа, резко усложнил процедуру развода и изменил отношение к нему. Развод стал считаться признаком «моральной неустойчивости» гражданина. Он влек за собой неприятные последствия, такие, например, как административные или партийные взыскания, а иногда и исключение из партии, что означало конец любой карьеры. Эти обстоятельства, с одной стороны, резко ускорили процесс институциализации советской семьи, а с другой, - скорректировали гражданский статус женщины. В обмен на признание ее свободы и равенства государство отныне ожидало от женщины исполнения не только ролей труженицы и матери, но и основной воспитательницы своих детей, хранительницы советской семьи, верной жены, берущей на себя все бремя забот о доме30.
     Ее удерживал на работе в числе прочего такой немаловажный фактор, как неспособность подавляющего большинства мужей на свою заработную плату прокормить семью. Таким образом, правовой статус женщины был противоречивым, что порождало диспропорции в гендерных отношениях.
     Таким образом, провалившее курс на «революцию быта» государство перекладывало на плечи женщин заботу об этом «быте» и легализовало «двойную нагрузку», которую и без того уже несла «свободная и равноправная» гражданка. Правда, государство обещало всемерно способствовать развитию социальной инфраструктуры. Но не «здесь и сейчас», а со временем, постепенно, после осуществления других – первоочередных задач. А пока, в качестве компенсации за двойную нагрузку, женщинам предоставлялись дополнительные, «охранные» права и «льготы», такие, в частности, как оплачиваемые отпуска по беременности и родам, пособия на детей. Но, не смотря на такие дополнительные гарантии, в социальной сфере половое неравенство еще продолжает существовать. 
     По данным Аналитического центра, продолжительность жизни в СССР в 30-е годы составляла для мужчин 49 лет, для женщин – 66 лет31. Средний возраст наступления инвалидности составлял среди мужчин 52 года, среди женщин 55 лет. Существенное снижение трудоспособности было вызвано физиологическими причинами, проявлявшимися у мужчин с 60 – летнего возраста, а у женщин – с 55 лет32. Так, с учетом показателей продолжительности жизни и трудовой активности населения в указанный период был установлен пенсионный возраст для мужчин 60 лет, для женщин – 55 лет.
     Как мы видим, налицо опять проявление неравенства прав мужчин и женщин, связанное, прежде всего, с возрастным критерием, а также физиологическими особенностями. На данный период мужчины продолжают выполнять функции главы семьи, выполняют более тяжелы.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44