- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Конституционно-правовая ответственность
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013600 |
Тема: | Конституционно-правовая ответственность |
Содержание
Федеральноегосударственноебюджетноеобразовательное учреждениевысшегообразования «НАЦИОНАЛЬНЫЙИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙМОРДОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТим.Н.П.ОГАРЁВА» Юридическийфакультет Кафедрагосударственногоиадминистративногоправа КУРСОВАЯРАБОТА Конституционно-правовая ответственность АвторкурсовойработыА. В. Титяпкина ОбозначениекурсовойработыКР-02069964-40.03.01-15-18 Направление40.03.01юриспруденция Руководительработы К.ю.н.,доцент М. В. Масловская Оценка____________ Саранск 2018 Федеральноегосударственноебюджетноеобразовательное учреждениевысшегообразования «НАЦИОНАЛЬНЫЙИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙМОРДОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТим.Н.П.ОГАРЁВА» Юридическийфакультет Кафедрагосударственногоиадминистративногоправа ЗАДАНИЕНАКУРСОВУЮРАБОТУ Титяпкиной АннеВладимировне,студентке 203группыочногоотделения. 1Тема«Конституционно-правовая ответственность» 2Срокпредставленияработыкзащите______________________. 3Исходныеданныедлякурсовойработы:КонституцияРоссийскойФедерации,федеральныеконституционныезаконы,федеральныезаконыиподзаконныеактыРоссийскойФедерации,научныепубликации,учебныеипрактическиепособияпотеориигосударстваиправа,конституционномуправу. 4Содержаниекурсовойработы: 4.1.Вовведениинеобходимо отразить актуальность и разработанность темы исследования, объект, предмет, цель и задачи, методы исследования; 4.2.Впервойглавеследуетизучитьпонятие, цель и основания конституционно-правовой ответственности; 4.3.Вовторойглавенеобходиморассмотреть понятие, признаки и элементы состава конституционного деликта; 4.4. В третьей главе должны быть охарактеризованы субъектыконституционно-правовойответственности; 4.5. В четвертой главе следует проанализировать конституционно-правовыесанкции 4.6Взаключениицелесообразносформулироватьобщиевыводыповсейтемеисследования. Руководительработы М. В. Масловская Заданиепринялкисполнению А.В.Титяпкина РЕФЕРАТ Курсоваяработасодержит35страниц,30использованныхисточников. КОНСТИТУЦИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ,КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, КОНСТИТУЦИОННЫЙ ДЕЛИКТ, СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, САНКЦИИ. Объектом исследования является конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации. Цельисследованиясостоитвизученииконституционно-правовую ответственность в Российской Федерации как правового явление. Методы исследования: общенаучный диалектико-материалистический метод, а также органично связанные с ним частные и частноправовые методы: исторический, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой и др. Полученныерезультаты:изученопонятие, цель и основания конституционно-правовой ответственности, рассмотрено понятие, признаки и элементы состава конституционного деликта, охарактеризованы субъектыконституционно-правовойответственности, проанализированы конституционно-правовыесанкции. Степеньвнедрения:частичная. Эффективность:повышениекачествазнанийстудентовподаннойтеме. Областьприменения:учебныйпроцесс. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5 1Понятиеконституционно-правовойответственности 1.1Цельконституционно-правовойответственности 7 1.2Основанияконституционно-правовойответственности 10 2Понятиеконституционногоделикта 2.1Признакиконституционногоделикта 12 2.2Элементысоставаконституционногоправонарушения 13 3Субъектыконституционно-правовойответственности 16 4Конституционно-правовыесанкции 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ 33 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования.Конституционное право, как отрасль российского права должна заключать в себе возможность обеспечивать защиту и охрана собственных норм права, а значит в конституционном праве должен быть свой собственный институт юридической ответственности. Потому что при наличии конституционно-правовой ответственности, данная отрасль права обладает механизмом восстановления нарушенных права и законных интересов и приобретает органично связанную внутреннюю завершенность. Конституционно-правовая ответственность рассматривается как разновидность юридической ответственности, а значит ей присущи все характерные черты, как и для юридической ответственности. В то же время при наличии специального субъекта она обладает собственными признаками, что делает изучение данной темы наиболее актуальным. Состояние научной разработанности темы.Конституционно-правовая ответственность довольно часто попадала в поле дискуссий различного рода авторов. Значительный вклад в его изучение внесли такие ученые, как Соколов И.А., Баглай М. В., Стремоухов А. А., Стрекозов В. Г., Нудненко Л. А., Никулин В.В., Ерёмин М. С., Комкова Г. Н. Объектом исследования является конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации. Предметом исследования настоящей курсовой работы является комплекс теоретико-правовых вопросов относительно конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации. Цели данной курсовой работы:изучить конституционно-правовую ответственность в Российской Федерациикак правовое явление. Для достижения указанных целей определены соответствующие задачи: – изучитьпонятие, цель и основания конституционно-правовой ответственности; – рассмотреть понятие, признаки и элементы состава конституционного деликта; – охарактеризовать субъектыконституционно-правовойответственности; – проанализировать конституционно-правовыесанкции. Методы исследования: общенаучный диалектико-материалистический метод, а также органично связанные с ним частные и частноправовые методы: исторический, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой и др. Структура курсовой работы. Курсовая работа соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, четыре главы, заключение и список использованных источников. 1Понятиеконституционно-правовойответственности Введениеконституционно-правовойответственностиобусловленостремлениемксистематизациивидов,формимерответственности,нарядусужесуществующими(уголовной,административной,материальной,гражданско-правовой),которыеприменяютсявсферерегулированияотношенийнормамиконституционногоправа. Вотечественнойнаукеучениеоконституционнойответственностибылапредставленаввидеконцепциигосударственно-правовойответственности.Даннаяконцепцияпредставленаввидесоставнойчастиболееширокогонаправленияисследования,аименноюридическойответственности. 1.1 Цельконституционно-правовойответственности Цельконституционно-правовойответственностипредставленаввидеохраныиобеспечениянормальногопорядкаосуществленияпубличнойвласти,действиеоргановидолжностныхлиц,которыеучаствуютвреализациипубличнойвласти,предписаниямнормКонституцииРоссийскойФедерациииконституционно-правовогозаконодательства,предупреждение(превенция)посягательствнапорядокосуществленияпубличнойвласти1. Конституционно-правоваяответственность являясь видом юридической ответственности, а значит обладаетвсеми признаками, которыеприсущи дляюридическойответственности,нотакжеимеетсобственныепризнаки,которые её характеризуюткак самостоятельный видюридическойответственности.Кчислупризнаков характерных дляюридическойответственности,которыераспространяютсяинаконституционно-правовую,можно отнести следующие: ? конституционно-правоваяответственность,какправило,направленапротивправонарушения; ? при конституционно-правовойответственностипредполагаетсявозможностьприменениягосударственногопринуждения; ? пригосударственномпринуждении применяютсясанкции,которыепредусмотренынормамизаконодательства; ? наложение конституционно-правовойответственностипредусмотренопри реализацииправоприменительнойдеятельностивтом порядкеиформе,которыеопределяютсязаконом2. Конституционно-правоваяответственность,имеетсвоисвоеобразныепризнаки,которыеобусловленыособенностямипредметаправовогорегулированияконституционногоправа,аименно: ? наличиесобственныхкодифицированных актов:КонституцияРоссийскойФедерации;федеральныезаконы;конституции(уставы)изаконысубъектовРоссийскойФедерации;регламентызаконодательныхоргановгосударственнойвластиРоссийскойФедерации,в которых еёпредусматривают; ? наличиеконституционно-правовыхделиктов,предусматривающиеконституционно-правовуюответственностьзанарушениенормконституционногоправа; ? своеобразностьсанкций,которыесвойственныдляконституционно-правовойответственности:запретзаниматьопределенныедолжности,досрочноепрекращениеполномочий,досрочныйотзывдепутатов,отставка,идругое; ? наличиеспециальнойпроцедурнойформаприменениясанкции,т.е.отсутствиеединогодлявсехсанкцийконституционно-правовойответственностипорядканазначенияиихисполнения; ? преобладаниепредупредительныхсанкций,анекарательных; ? своеобразныйкругсубъектов,средикоторых:граждане,органыгосударственнойвласти,депутаты,органыместногосамоуправления,общественныеобъединения,должностныелица3. Наступлениеконституционно-правовойответственностиобусловленосовершениемпротивоправногодеяния(ретроспективная илинегативнаяответственность),новозможноикакправовоесостояние,которое обусловленоучастиемвпублично-правовыхотношениях(позитивнаяответственность). Например,еслиГосударственнаяДуматриждыотклонилапредложенныеПрезидентомРоссийскойФедерациикандидатурыПредседателяПравительстваРоссийскойФедерации,тоонаможетбытьраспущенаим.ВданнойситуацииГосударственнаяДуманенарушилапредписанийконституционно-правовойнормы,нов отношении неё можетприменятьсясанкция. Юридическая ответственность в традиционном понимании существует лишь в форме неблагоприятных последствий для лица, виновного в совершении противоправного деяния. Иными словами, речь шла только о её ретроспективном аспекте, т. е. всегда оценивала прошлое; это ответственность за де?йствие (бездействие), которое уже им?ел?о место, пр?ои?зо?шл?о. Этим юр?ид?ич?еска?я ответственность отличается от организационной, по?ли?ти?че?ск?ой и иных видов от?ве?тственно?ст?и, обращенных в бу?ду?ще?е. Постепенно в научных кругах стала утверждаться идея о так называемой позитивной (перспективной) ответственности, котораязаключается в обязанности субъекта подчинять своё поведение общественной необходимости, выполнять требования, предъявляемые к нему обществом. На этом основании позитивную ответственность определяют как ответственность человека за выполнение им своим обязанностей, осознанную и активную деятельность субъектов4. Такимобразом,всамомобщемвидеконституционно-правоваяответственностьюпредставленаввидеответственности,котораяпредусмотреннаянормамизаконодательствавобластиконституционногоправа.Данныйвидответственностиявляетсяпублично-правовым,чтообусловливаетсяприродойотношений,которыерегулируютсяконституционнымправом. 1.2Основанияконституционно-правовойответственности Подоснованиямиконституционно-правовойответственности,следуетпониматьобстоятельства,прикоторыхвсоответствиисконституционно-правовыминормамионанаступает.Учеными вконституционно-правовойответственности выделяют триоснования: 1 нормативное; 2 фактическое; 3 процессуальное5. Нормативноеоснованиеконституционно-правовойответственности–этосовокупностьконституционно-правовыхнорм,закрепляющих: 1 составыконституционно-правовыхделиктов; 2 конституционно-правовыесанкциииспособыихприменения; 3 кругсубъектов,которыеуполномоченыприменятьконституционно-правовыесанкции; 4 процедуруприменениямерконституционно-правовойответственности,т.е.еепроцессуальнуюформу. Структуранормативнойосновыэтойответственностипредставляетсятак: а)федеральныйуровень–КонституцияРоссийскойФедерации,федеральныезаконыииныенормативноправовыеактынафедеральномуровне; б)региональныйуровень–нормативныеправовыеактысубъектовРоссийскойФедерациинаосновеобщихпринципов,определяемыхфедеральнымизаконамииливытекающихнепосредственноизконституционныхположений,преждевсегоизосновконституционногостроя.Региональноезаконодательствовосновномрегулируетконституционно-правовуюответственностьзадеяния,котороенесоответствуетнормамзакрепленныхвконституциях(уставах)илизаконахсубъектовРоссийскойФедерации; в)местныйуровень–нормативныеправовыеактыместногосамоуправления6. Фактическимоснованиемдлянаступленияконституционно-правовойответственностиявляется,преждевсего,деяниеконкретногосубъектаконституционно-правовыхотношений,котороенесоответствуетдиспозицииконституционно-правовойнормы,охраняемойконституционно-правовойсанкцией. Процессуальноеоснование–эторешениекомпетентногосубъекта(инстанцииответственности)опримененииопределеннойконституционно-правовойсанкциизаконкретныйконституционныйделикт.Процессуальноеоснованиеследуетотличатьотфактического.Еслипервоезаключаетсявустановлениикомпетентныморганомюридическогофактаисоответствующеймерыответственности,товторое–всовершенииконституционногоделикта7. Такимобразом,процедураосуществленияконституционно-правовойответственностичрезвычайноважна,таккакпроцесспривлечениякконституционно-правовойответственностипредставляетсобойрезультатпримененияивзаимодействияматериальногоипроцессуальногоконституционногоправа.Ведущуюрольвмеханизмереализацииконституционно-правовойответственностииграетсубъектюрисдикции(инстанция).Поэтому,еслиотсутствуетпроцессуальноеоснование,тоневозможнопривлечькконституционно-правовойответственности. 2Понятиеконституционногоделикта Вкачествеоснованиядляпривлечениякконституционно-правовойответственностиявляетсяконституционно-правовойделикт,которыйхарактеризуетсясовокупностьюпризнаков,наличиекоторых необходимо для привлечения к данной ответственности.Конституционно-правовыеделиктыкакразновидностьправонарушения своеобразны посвоейприродеинемогут относится никпроступкам,никпреступлениям. Потому что конструкцияправонарушенияизчетырехобязательныхэлементовтеоретическиипрактическиоправданадляуголовной,административнойответственности,втовремякакврамкахконституционно-правовойответственностивыявление всего составаправонарушениянесущественнодляхарактеристикиоснованийконституционно-правовойответственности8. Конституционно-правовойделиктвыступаеткакнарушениевыраженноговнормеправаобщеобязательногоправилаповедения,какотклонениеотсодержащихсявнейтребований. 2.1Признакиконституционногоделикта Конституционный деликт обладает следующими признаками: 1.Конституционныйделиктдолженбытьсовершенвформедеяния(действияилибездействия). В Российской Федерации непредусматривается юридическая ответственность замыслиинамерения, которые не выражаются в форме деяния илиподготовкекосуществлениюдеяния.Неявляетсяисключениемиконституционно-правоваяответственность. 2.Противоправностью выражающейсявнепримененииконституционно-правовых норм;неправильном их применении;висполненииодногоизвозможныхвариантовповедениявущербдругим,приполученииотрицательногорезультата;прямомнарушенииконституционно-правовойнормы9. 3.Виновностью выражающейся вформеумыслаилинеосторожности;недопускаетсяпривлечениелицакответственностивслучае,еслидеяниебылосовершенобезвины. 4.Общественнаяопасностьювыражающейсявпосягательстведеяния(причинениевредалибосозданиеопасностипричинениявреда)назащищаемыеправомобщественныеотношения в сфереосуществленияпубличнойвласти. 5.Наказуемостью ведьдеяние должно нарушать реализацию общественных отношений,противоречитьпредписаниямправовыхнорм,однакоесливзаконодательствеРоссийской Федерации непредусмотренаконкретнаяформаконституционно-правовойответственностизаподобноедеяние,тоононеможетсчитатьсяконституционно-правовымделиктом10. 2.2Элементысоставаконституционногоправонарушения Рассмотримэлементысостава конституционно-правовогоделикта. Субъектответственности– чаще всего это органыпубличнойвластиидолжностныелицаэтихорганов, но могут быть и граждане (в понимании не как граждане Российской Федерации)11. Такимобразом,субъектамиконституционногоправонарушения(деликта)являются:ПрезидентРоссийской Федерации,ПравительствоРоссийской Федерации,членФедерального СобранияРоссийской Федерации,высшеедолжностноелицо(руководительвысшегоисполнительногоорганагосударственнойвластисубъектаРоссийской Федерации),органисполнительнойвластисубъекта,депутатзаконодательного(представительного)органагосударственнойвластисубъекта,органместногосамоуправленияилидолжностноелицоорганамуниципальногообразования,политическаяпартия,ГенеральнаяпрокуратураРоссийской ФедерациивлицеГенеральногопрокурора и другие. Объектомконституционногоправонарушенияявляетсякомплексохраняемыхзакономобщественныхотношений,урегулированныхнормамиконституционногоправа,которые складываютсяотносительноосуществленияпубличнойвласти12. Субъективнойсторонойконституционно-правовойответственностипредставлена в видевинавформеумыслаилинеосторожности.Однаковозможныисключения.Отдельныеконституционно-правовыенарушенияявляютсярезультатомколлегиальныхрешений,чтозатрудняетустановлениевиныконкретныхлиц. Конституционно-правоваяответственностьможетнаступитьвне зависимостиотвинысубъекта.Так,в отношении депутата,может быть поставленвопрособотзывепопричинетого,чтонеоправдалдоверияизбирателей,несмотря на возможности его невиновности.Онможетбытьпростоневсостояниивсилусвоихинтеллектуальных,физических,волевыхииныхспособностейполностью выполнятьдепутатскиеобязанности, ноэто,однако неосвобождает егоотответственности13. Объективнойсторонойконституционно-правовогоделиктаявляется,какправило,причиннаясвязьмеждупротивоправным деяниеминаступившимвреднымрезультатом.Однаковсилувозможностинаступленияконституционно-правовойответственности, какибезвинысубъектаконституционно-правовойответственности,попыткиописанияобъективнойстороныконституционно-правовогоделиктапоприведеннойсхеме(противоправностьдеяния,вредныепоследствияипричиннаясвязьмеждуними)практическиумозрительныврамкахконституционногоправа. Например,в ч.2ст.117КонституцииРоссийской ФедерациипредусмотренаотставкаПравительствапожеланиюПрезидентаРоссийской Федерации,при этом данное решение не должно обуславливаться каким-либо правовымусловием. Итак,конституционно-правовойделикт–этодеяние(действиеилибездействие)субъектаконституционно-правовыхотношений,которое неотвечаетдолжномуповедению,предусмотренногонормамиконституционногоправа,ивлечетзасобойприменениемерконституционно-правовойответственности. 3Субъектыконституционно-правовойответственности Субъектамиконституционно-правовойответственностиявляютсяпрактическивсесубъектыконституционно-правовыхотношений,еслиеё рассматриватьещё ивпозитивномизмерении.Впозитивномсмыследажетакиеобщностииобразования,какнарод,нация,государство,население,субъектРоссийской Федерации,административно-территориальнаяединица,муниципальноеобразование,выступают в качествесубъектовконституционно-правовойответственности.Вст.2КонституцииРоссийской Федерации, призывают к позитивной ответственности, а именно,чтопризнание,соблюдениеизащитанрависвободчеловекаигражданина–обязанностьгосударства. Впублично-правовомпониманиинародвыступает в качествесубъектаконституционно-правовойответственностивслучаепретерпеванияимнегативныхпоследствийотневернопринятогорешениянареферендуме,избраниятогоилииногодолжностноголица,деятельностькоторогонеотражаетинтересыизбирателей.Втаком случаенародможетвыступитьсинициативойпересмотрарешенияилиотзывадолжностноголица,нотакиемерыневсегдапредусматриваютсязаконодательством.Так,поКонституцииРоссийской ФедерацииифедеральномузаконодательствународнеможетсвоимголосованиемотозватьПрезидентаРоссийской Федерации. К субъектамнегативнойконституционно-правовойответственностивРоссийскойФедерацииотносятся: — органыгосударственнойвласти; — органыместногосамоуправления; — депутатызаконодательных(представительных)органов; — должностныелица; — общественныеобъединенияииныеносителиобщественнойвласти; — индивид(граждане,иностранцы,лицабезгражданства). Кругфедеральныхоргановгосударственнойвластииихдолжностныхлиц,подлежащихконституционно-правовойответственности,неопределяетсявкаком-либоединомакте, определяется вКонституцииРоссийской Федерации,федеральныхконституционныхифедеральныхзаконах. ВКонституцииРоссийской Федерации представленолишьсамоеобщееположениеобобязанностяхвсехоргановгосударственнойвластииместногосамоуправлениясоблюдатьКонституциюРоссийской Федерации(ч.2ст.15 Конституции Российской Федерации). Отсутствиефедеральныхконституционныхзаконов,регулирующихстатусФедеральногоСобранияРоссийской ФедерациииПрезидентаРоссийской Федерации,являетсяоднойизпричинтого,чтоих деликтоспособностьнеустановленавнастоящеевремявполном объеме.С другой стороны,принятиефедеральногостатусногозаконаещенеявляетсяоснования дляопределениявнеммерконституционно-правовойответственности14. Весьмаусеченнойявляетсяконституционно-правоваяответственностьдепутатовГосударственнойДумыичленовСоветаФедерацииФедеральногоСобранияРоссийской Федерации.Во-первых,данныекатегорииносителейпубличнойвластиимеютстатуссвободногомандатаиненесутполитико-правовойответственностипередизбирателямиилиорганами,ихизбравшими(назначившими),вформедосрочногоотзыва.Во-вторых,в КонституцииРоссийской Федерациинеоговаривается наличиекаких-либоспециальныхмерответственностизанарушениекакееположений,такизаконов. Полноценно неопределенанегативнаяответственностьнаконституционномуровнеоргановгосударственнойвластисубъектовРоссийской Федерациииместногосамоуправления.ЛишьвдвухслучаяхКонституцияРоссийской Федерацииговорито возможности их привлечения кнегативнойответственности.ВпервомслучаеконституционныеположениякасаютсяоргановисполнительнойвластисубъектовРоссийской Федерации.Так в соответствии сч.2ст.8КонституцииРоссийской ФедерацииПрезидентРоссийской ФедерациивправеприостановитьдействиеактоворгановисполнительнойвластисубъектовРоссийской ФедерациивслучаепротиворечияэтихактовКонституцииРоссийской Федерацииифедеральнымзаконам,международнымобязательствамРоссииили при нарушенииправисвободчеловекаигражданинадорешенияэтоговопросасоответствующимсудом.Другойслучай–признаниеКонституционнымСудомРоссийской ФедерациинесоответствиеКонституцииРоссийской Федерацииконституций (уставов),законовииныхнормативныхактовсубъектовРоссийской Федерации,атакжедоговоровмеждуорганамигосударственнойвластиРоссийской Федерациииеесубъектов,договоровмеждуорганамигосударственнойвластисубъектовРоссийской Федерации. Конституционно-правоваяответственностьоргановгосударственнойвластисубъектовРоссийской Федерации иоргановместногосамоуправления, наиболееполноисистемнопредставленавФедеральныхзаконах от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Обобщихпринципахорганизациизаконодательных(представительных)иисполнительныхоргановгосударственнойвластисубъектовРоссийскойФедерации»и06.10.2003 № 131-ФЗ «Обобщихпринципахорганизацииместногосамоуправления».ВэтихЗаконахзакрепленымеры,основанияипорядокреализациитехилииныхвидовконституционно-правовойответственности. Нафедеральномзаконодательномуровнеопределенаиконституционно-правоваяответственностиобщественныхобъединений,атакжеиныхносителейобщественнойвласти.Оназакрепленакаквобщих,такиспециальныхзаконах:от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Обобщественныхобъединениях»,от 11.07.2001 № 95-ФЗ «Ополитическихпартиях»,от 12.01.1996 № 10-ФЗ «Опрофессиональныхсоюзах,ихправахигарантияхдеятельности»,от 12.01.1996 №7-ФЗ «Онекоммерческихорганизациях»,от 11.08.1995 № 135-ФЗ«Облаготворительнойдеятельностииблаготворительныхорганизациях»,от 26.09.1997 № 125-ФЗ «Освободесовестииорелигиозныхобъединениях»,от 27.12.1991 № 2124-1 «Осредствахмассовойинформации». Такимобразом,вотличиеотуголовно-правовойилиадминистративно-правовойответственностиконституционно-правоваяответственностьиндивидане представлена в каком-то одномкодифицированномакте.Отдельныевидыответственностииндивидаопределяются,какправило,взаконах,регулирующихопределённыеаспектыправовогостатусаличности,например,вФедеральныхконституционныхзаконахот 30.05.2001 № 3-ФКЗ «Очрезвычайномположении»;от 30.01.2002 № 2-ФКЗ «Овоенномположении»;от 31.05.2002 № 62-ФЗ «ОгражданствеРоссийскойФедерации»;от 25.07.2002 № 115-ФЗ «ОправовомположениииностранныхгражданвРоссийскойФедерации»идр. 4Конституционно-правовыесанкции Санкцииконституционно-правовойответственностиявляютсязакрепленные закономмерыгосударственногопринуждения,которые применяютсяксубъектамданныхотношенийприналичииконституционно-правовогоделиктаивыражающиеегоитоговуюправовуюоценку15.Средимергосударственно-правовоговоздействияпреобладаютмерыпринуждения. Существующеефедеральноезаконодательствопредусматриваетмерынегативного характераконституционно-правовойответственности для государственныхорганов,органовместногосамоуправления,депутатов, должностныхлиц и индивидов: — отменаилиприостановлениедействияправовогоакта; — признаниесудомправовогоактапопричинеегонеконституционностиилинезаконностиутрачивающимсилуинеподлежащимприменению; — досрочныйроспускорганагосударственнойвластиилиорганаместногосамоуправления; — отрешениеотдолжности; — выражениенедоверияоргануилидолжностномулицу;прекращениеполномочийдепутатаилидолжностноголицавследствиевступлениявотношениинихвзаконнуюсилуприговорасуда; — отзывизбирателями; — другиемеры,установленныеКонституциейРоссийской Федерации,федеральнымизаконамиизаконамисубъектовРоссийской Федерации. Отменаилиприостановлениедействияправовогоактаосуществляетсявовнесудебномпорядкеиимеетпределы,очерченныезаконом.Так,в ч. 3 ст. 115 Конституции Российской Федерации постановленияираспоряженияПравительстваРоссийской ФедерациивслучаеихпротиворечияКонституцииРоссийской Федерации,федеральнымзаконамиуказамПрезидентаРоссийской ФедерациимогутбытьотмененыПрезидентомРоссийской Федерации.ПравительствоРоссийской Федерации, на основании ст. 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «ОПравительствеРоссийскойФедерации»,всвоюочередь,вправеотменятьактыфедеральныхоргановисполнительнойвластиилиприостанавливатьдействиеэтихактов. Согласноч.2ст.85КонституцииРоссийской ФедерацииПрезидентРоссийской ФедерациивправеприостанавливатьдействиеактоворгановисполнительнойвластисубъектовРФвслучаеихпротиворечияКонституцииРФифедеральнымзаконам,международнымобязательствамРоссииилинарушенияправисвободчеловекаигражданинадорешенияэтоговопросасоответствующимсудом.ЭтоположениеконкретизируетсявФедеральномзаконеот06.10.1999г.№184-ФЗ«Обобщихпринципахорганизациизаконодательных(представительных)иисполнительныхоргановгосударственнойвластисубъектовРоссийскойФедерации» (Федеральный закон № 184-ФЗ). Вотличиеототменыприостановлениедействияактаноситвременныйхарактердоустранениянесоответствийзаконуилиразрешенияспоракомпетентныморганом(какправило,судом).Временныйхарактерданноймерынеменяет,однако,еепринудительнойприроды.Впериодприостановлениядействияактасубъекту,издавшемуэтотакт,дается,какправило,времядляегоотменыилиустранениясодержащихсявнемпротиворечий.Приэтомследующимэтапоммогутстатьразличныепоследствия: ? отменаакта,признаниеегонезаконным(неконституционным), ? отрешениеотдолжностилибодосрочныйроспускоргана. Признаниеправовогоактапопричинеегонеконституционностиилинезаконностиутрачивающимсилуинеподлежащимприменениюявляетсяпрерогативойсудов.Решениесудаможетбытьпромежуточноймерой. Вроссийскойсудебнойсистемеразличаетсяподведомственностьделпопризнаниюправовыхактовнеконституционнымиинезаконными.ПризнаниеактовутрачивающимисилупопричинеихнесоответствияКонституцииРоссийской Федерации–прерогативаКонституционногоСудаРоссийской Федерации,втовремякакнезаконностьправовыхактоворгановгосударственнойвластииместногосамоуправленияпризнаетсядругимисудами–судамиобщейюрисдикциииарбитражнымисудами. Болеесерьезнымимерамиконституционно-правовойответственностиявляютсядосрочныйроспуск,отрешениеотдолжности,выражениенедоверия,отставкаиотзыв.Данныемерыответственностивлекутзасобойпрерываниеполномочийуносителейвласти.КонституцияРоссийской Федерациипредусматриваеттакиекрайниемерыконституционно-правовойответственностивотношениивысшихфедеральныхоргановгосударственнойвласти:ГосударственнойДумыФедеральногоСобранияРоссийской Федерации,ПрезидентаРоссийской ФедерациииПравительстваРоссийской Федерации. Всоответствиисост.93КонституцииРоссийской ФедерацииПрезидентРоссийской Федерацииможетбытьотрешенотдолжностинаоснованииобвинениявгосударственнойизменеилисовершениииноготяжкогопреступления.ПравительствоРоссийской Федерациинесетнегативнуюконституционно-правовуюответственностьввидеотставки.ОтставканаступаетпоинициативесамогоПравительстваРоссийской ФедерацииПрезидентаРоссийской ФедерациииГосударственнойДумы. ВдействующемроссийскомзаконодательствемерынегативнойконституционнойответственностиподробнообозначенывотношенииоргановгосударственнойвластисубъектовРоссийской Федерациииместногосамоуправления,должностныхлицсубъектовРФимуниципальныхобразований.Федеральныезаконыпредусматривают: ? досрочныйроспускзаконодательных(представительных)органовгосударственнойвластисубъектовРоссийской Федерацииипредставительныхоргановместногосамоуправления; ? отрешениеотдолжностивысшегодолжностноголицасубъектаРоссийской Федерациииглавымуниципальногообразования(главыместнойадминистрации); ? досрочнаяотставкавысшегодолжностноголица(руководителявысшегоисполнительногооргана)субъектаРоссийской Федерациивсвязисвыражениемемунедовериязаконодательным(представительным)органомсубъектаРоссийской Федерации; ? отзыввысшегодолжностноголица(руководителявысшегоисполнительногооргана),главымуниципальногообразования(главыместнойадминистрации)соответственноизбирателямисубъектаРоссийской Федерацииимуниципальногообразования; ? временноеосуществлениефедеральнымиорганамигосударственнойвластиотдельныхполномочийоргановгосударственнойвластисубъектовРФ,аорганамивластисубъектовРоссийской Федерации–отдельныхполномочийоргановместногосамоуправления16. Статья9Федеральногозакона№184-ФЗустанавливаетоснованияипорядокдосрочногороспусказаконодательного(представительного)органагосударственнойвластисубъектаРоссийской Федерации.Решениеодосрочномпрекращенииполномочийзаконодательного(представительного)органагосударственнойвластисубъектаРоссийской Федерациивправепринять:ПрезидентРоссийской Федерации;высшеедолжностноелицо(руководительвысшегоисполнительногооргана)субъектаРоссийской Федерации.ПрезидентРоссийской ФедерацииивысшеедолжностноелицосубъектаРоссийской Федерациипринимаютрешениеввидеуказа.ВысшеедолжностноелицосубъектаРоссийской Федерациивправепринятьрешениеодосрочномпрекращенииполномочийзаконодательного(представительного)органасубъектаРоссийской Федерациивслучаепринятияпоследнимконституции(устава)изаконасубъектаРоссийской Федерации,иногонормативногоправовогоакта,противоречащихКонституцииРоссийской Федерации,федеральнымзаконам,принятымпопредметамведенияРоссийскойФедерацииипредметамсовместноговедения,конституции(уставу)субъектаРоссийской Федерации,еслитакиепротиворечияустановленысудом,азаконодательный(представительный)органсубъектаРоссийской Федерациинеустранилихвтечениешестимесяцевсоднявступлениявсилусудебногорешения. Высшеедолжностноелицо(руководительвысшегоисполнительногооргана)субъектаРоссийской Федерациивправетакжепринятьрешениеодосрочномпрекращенииполномочийзаконодательного(представительного)органасубъектаРоссийской Федерациивслучае,есливступившимвсилурешениемсоответствующегосудаустановлено,чтоизбранныйвправомочномсоставезаконодательный(представительный)органгосударственнойвластисубъектаРоссийской Федерациивтечениетрехмесяцевподряднепроводилзаседание. Другаякрайняямераконституционно-правовойответственности–отрешениеотдолжностивысшегодолжностноголица(руководителявысшегоисполнительногоорганагосударственнойвласти)субъектаРоссийской Федерации. ПрезидентРоссийской ФедерацииотрешаетвысшеедолжностноелицосубъектаРоссийской ФедерацииотдолжностивсвязисутратойдоверияПрезидентаРоссийской Федерации,заненадлежащееисполнениесвоихобязанностей,атакжевиныхслучаях,предусмотренныхЗаконом.ПриэтомоснованиемдляутратыдоверияПрезидентаРоссийской ФедерацииявляетсявыявлениевотношениивысшегодолжностноголицасубъектаРоссийской Федерации(руководителявысшегоисполнительногоорганагосударственнойвластисубъектаРоссийской Федерации)фактовкоррупцииилинеурегулированногоконфликтаинтересовкакправонарушений,предусмотренныхФедеральнымзакономот25.12.2008г.№273-ФЗ«Опротиводействиикоррупции»,либоустановлениевотношениивысшегодолжностноголицасубъектаРоссийской Федерации(руководителявысшегоисполнительногоорганагосударственнойвластисубъектаРоссийской Федерации)фактовоткрытияилиналичиясчетов(вкладов),храненияналичныхденежныхсредствиценностейвиностранныхбанках,расположенныхзапределамитерриторииРоссии,владенияи(или)пользованияиностраннымифинансовымиинструментамивпериод,когдатакоелицоявлялосьзарегистрированнымкандидатомнаданнуюдолжность17. Длядепутатазаконодательного(представительного)органагосударственнойвластисубъектаРоссийской Федерациизакрепляетсятакжетакаямераответственности,какотзывизбирателямисубъектаРоссийской Федерации.Возможностьотзывадепутатовзаконодательного(представительного)органагосударственнойвластисубъектаРоссийской ФедерациипредусмотреназаконамицелогорядасубъектовРоссийской Федерации.Вкачествеоснованияотзываопределенытакиеслучаи,какнарушениеКонституцииРоссийской Федерации.законодательстваРоссийской ФедерацииисубъектовРоссийской Федерации;неисполнениедепутатскихобязанностей;несоблюдениетребований,связанныхсисполнениемдепутатскихполномочий;совершениедействий,порочащихзваниедепутата. Органыместногосамоуправленияидолжностныелицаместногосамоуправлениянесутответственностьпереднаселениеммуниципальногообразования,государством,физическимииюридическимилицами(ст.70Федеральногозакона«Обобщихпринципахорганизацииместногосамоуправления»). Так, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Р.И.Бахтеев оспаривает конституционность части 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Как следует из представленных материалов, решением Городищенского районного суда Пензенской области Р.И.Бахтееву было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия главы Среднеелюзанского сельского поселения, выразившегося в непредставлении отчета населению. Как установил суд, глава поселения представил отчет о своей деятельности населению на встрече с избирателями, который в соответствии с уставом Среднеелюзанского сельсовета был опубликован в «Среднеелюзанском вестнике», являющемся источником официальног....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: