VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Конкурентоспособность фирмы и способы её повышения на примере ОАО «ШАХМАТЫ»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003154
Тема: Конкурентоспособность фирмы и способы её повышения на примере ОАО «ШАХМАТЫ»
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
КИРОВСКИЙ  ФИЛИАЛ
Факультет экономический
Кафедра экономики и управления
Направление подготовки 38.03.01 «Экономика»





КУРСОВАЯ РАБОТА 


Студентки Колпащиковой Екатерины Николаевны
по дисциплине: «Микроэкономика» 
на тему: Конкурентоспособность фирмы и способы её повышения на примере ОАО «ШАХМАТЫ» г. Орлов Кировской области
                                    


                                    
Автор работы: 
Колпащикова Е.Н. 
группы ЭКк-5610								

Преподаватель: 
Пентина Д.Я. 


Киров 2017



Содержание
Введение ……………………………………………………………………….3-5
1. Теоретические основы конкурентоспособности фирмы ………………...6-13
        1.1. Экономическая сущность и значение конкурентоспособности …..6-9
        1.2. Факторы конкурентоспособности ………………………………..10-13
2. Анализ конкурентоспособности предприятия ………………………….14-24
	2.1. Организационно- экономическая характеристика ОАО «Шахматы»
	2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия …………………21-24
                2.2.1 Анализ пяти конкурентных сил ……………………………21-22
                2.2.2 Стиль и методы руководства ………………………………23-23
                2.2.3 Организационная культура ………………………………...23-24
3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Шахматы»
    3.1. Выбор стратегии развития предприятия в условиях конкуренции
    3.2.  Организация рекламной деятельности как один из факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия ……………………30-33
Заключение …………………………………………………………………..34-35
Список литературы ………………………………………………………….36-37
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Введение
     Главная цель предпринимательской деятельности состоит в получении прибыли.  Максимизация прибыли повышает вероятность успешной работы организации в условиях конкуренции, обеспечивает дополнительный доход ее участникам (акционерам, вкладчикам и т. д.) и источник финансирования воспроизводства или увеличения активов хозяйствующего субъекта, является важным фактором роста привлекательности для потенциальных инвесторов. В итоге создаются предпосылки для дальнейшего совершенствования производства и повышения эффективности использования ресурсов. Наращивание производственного потенциала предприятий имеет смысл при условии растущего спроса на продукцию этого предприятия, а это возможно, когда продукция этого предприятия конкурентоспособна. 
     В современных условиях проблема обеспечения конкурентоспособности продукции российских предприятий рассматривается как важнейшее условие выживания предприятия в рыночной экономике. Конкурентоспособность продукции испытывает на себе сильное влияние стратегических и тактических изменений на рынке, не связанных с деятельностью предприятия. Поэтому для создания конкурентоспособности необходимо умелое маневрирование в рыночном пространстве и во времени и максимальный учёт требований и возможностей конкретных групп покупателей. В современной рыночной экономике особое значение в обеспечении конкурентоспособности  продукции приобретают параметры, связанные с процессом реализации, логистикой и снижением издержек товародвижения. 
     В позиционировании организации и продукции, создании их имиджа большое внимание уделяется  проблемам повышения конкурентоспособности, которая должна включать: 
* информирование потенциальных клиентов о фирме и её продуктах;
* убеждение потенциальных клиентов в том, что предлагаемые фирмой продукты представляют наилучшее решение запросов покупателей;
* напоминание потребителям об имеющихся возможностях удовлетворения их потребностей.
     Поэтому тема курсовой работы «Конкурентоспособность фирмы и способы её повышения » сегодня особенно актуальна. Объектом исследования является ОАО «Шахматы» г. Орлова Кировской области, предметом исследования – конкурентоспособность фирмы, как способ повышения  эффективности предпринимательской деятельности.
     Цель работы -  исследование вопросов конкурентоспособности  и  разработка рекомендаций по её повышению.
     В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
     * изучить теоретические основы конкурентоспособности;
     * дать организационно-экономическую характеристику  предприятия;
     * проанализировать конкурентоспособность предприятия и оценить её эффективность;
     * выявить имеющиеся недостатки, разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности  предприятия.
     Для достижения поставленной цели в работе были использованы следующие методы исследования: методы экспертных оценок, в т. числе: анкетирование, тестирование; SWОT – анализ; экономико – статистические методы;
    При выполнении курсовой работы использовалось информационное обеспечение:
    1. Законодательная база на федеральном уровне: 
    * Гражданский кодекс Российской Федерации;
    * Закон РФ «О рекламе»;
    2. Информационная и методологическая база производственного предприятия по исследуемому вопросу:
    * Устав; 
    * Учредительный договор;
    * Первичная и распорядительная документация;
    * Статистическая отчётность;
    * Формы бухгалтерской отчётности:
    * бухгалтерский баланс (ф№1);
    * отчёт о прибылях и убытках (ф№2);
    * отчёт об изменении капитала (ф№3);
    * отчёт о движении денежных средств (ф№4);
    * приложения к бухгалтерскому балансу (ф№5); 
    А также внеучётная информация:
    * периодическая печать, устная информация, учебная литература;
    * телевидение, радио, видеофильмы;
    * интернет-ресурсы, видеопрезентации;
Период исследования: 2013-2015 г.



















1. Теоретические основы конкурентоспособности фирмы

1.1. Экономическая сущность и значение конкурентоспособности

     Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей.
     Конкуренция — это самый эффективный экономический механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства, поскольку систематически заставляет снижать индивидуальные издержки производства производителя, экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания 
     С понятием «конкуренция» неразрывно связано понятие «конкурентоспособность» организации, товара, отрасли, национальной экономики.
     Конкурентоспособность организации — это ее способность вести успешную конкурентную борьбу в любой экономической среде.
     Конкурентоспособность организации понятие относительное, оно может быть выявлено только на основе сравнения ряда объектов; ее сравнительные конкурентные преимущества определяются по отношению к другим организациям, действующим на данном рынке. Поэтому, строго говоря, оценивается не конкурентоспособность организации, а степень конкурентоспособности, которая зависит от объекта сравнения. Меняется объект сравнения — меняется соответственно степень конкурентоспособности.
     Что делает организацию конкурентоспособной?
     Конкурентное преимущество организации на рынке, согласно общей конкурентной матрице гарвардского экономиста М. Портера, может быть обеспечено тремя основными направлениями:
     продуктовым лидерством;
     ценовым лидерством;
     лидерством в нише.
     Возможности по достижению конкурентного преимущества организации определяются на основе анализа 5 конкурентных сил, согласно предложенной М. Портером модели: 
     1) конкуренты в секторе (соперничество среди действующих организаций); 
     2) новые (потенциальные) конкуренты; 
     3) товары-конкуренты (заменители); 
     4) потребители; 
     5) поставщики.
     Суть предложенной концепции заключается в определении степени зависимости от них организации и степени ее превосходства.
     Результатом деятельности предприятия является произведенная продукция, выполненные работы, оказанные услуги. Самой важной характеристикой продукции, производимой предприятием в рыночной экономике, является ее конкурентоспособность, т.е. степень предпочтения покупателями продукции конкретного предприятия аналогичной продукции других предприятий, поскольку только в этом случае предприятие достигнет основной цели в рыночных условиях хозяйствования.
     В современных условиях проблема обеспечения конкурентоспособности продукции российских предприятий рассматривается как важнейшее условие выживания предприятия в рыночной экономике.
     Наращивание производственного потенциала предприятий имеет смысл при условии растущего спроса на продукцию этого предприятия, а это возможно, когда продукция этого предприятия конкурентоспособна. 
     Конкурентоспособность продукции — это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени.
     Это динамичная характеристика потенциальной способности продукции, а не раз и навсегда приобретенное свойство: оно привязано к определенным рынкам и конкретному времени. Понятие «конкурентоспособность» не может быть универсальным.
     Важнейший составляющий элемент конкурентоспособности — качество продукции, но это не идентичные понятия. Если под качеством понимается просто совокупность потребительских свойств продукции, то конкурентоспособность характеризуется ее соответствием конкретной общественной потребности. В этом случае при оценке уровня конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородной продукции, но удовлетворяющей одну и ту же потребность.
     Качество как определенная характеристика потребительских свойств, входит важной составляющей в понятие «конкурентоспособность». Параметры качества определяются, как правило, из интересов и реальных возможностей производителя, а параметры конкурентоспособности — из интересов и возможностей потребителя.
     Фундаментальную основу обеспечения конкурентоспособности продукции составляет формирование и обеспечение ее конкурентных преимуществ. В экономической литературе конкурентные преимущества часто отождествляют с конкурентоспособностью. Вместе с тем между данными понятиями существуют различия.
     Конкурентное преимущество продукции — это ярко выраженное проявление превосходства над продукцией конкурентов в различных областях. Конкурентное преимущество дают низкая себестоимость, высокое качество и технический уровень производимой продукции, наличие развитой сбытовой сети. Конкурентное преимущество следует отличать также и от потенциальных возможностей. В отличие от возможностей конкурентное преимущество — это факт, который фиксируется в результате реальных и очевидных предпочтений покупателей. На конкурентоспособность продукции могут повлиять изменения на рынке, не связанные с деятельностью предприятия.
     В отличие от конкурентных преимуществ конкурентоспособность продукции испытывает на себе сильное влияние стратегических и тактических изменений на рынке, не связанных с деятельностью предприятия (изменения спроса, демографических сдвигов, природных явлений и т.д.). Поэтому для создания конкурентоспособности необходимо умелое маневрирование в рыночном пространстве и во времени и максимальный учет требований и возможностей конкретных групп покупателей.
     На конкурентоспособность продукции влияют внешние и внутренние факторы. Под внутренними факторами мы понимаем внутреннюю среду предприятия: элементы, составляющие экономический потенциал предприятия, который определяется совокупностью ресурсов предприятия и эффективностью их использования. Внешние факторы — это все, что находится за пределами предприятия. Эффективное применение внутренних факторов позволяет продукции предприятия получить конкурентные преимущества, а учет внешних факторов позволяет говорить о конкурентоспособности продукции. Оценив конкурентоспособность своей продукции, предприятие может разработать мероприятия по ее повышению, выбрать предприятия-партнеров для организации совместного выпуска продукции, привлечь средства инвесторов для организации конкурентоспособного производства, составить маркетинговые программы для выхода предприятия на новые рынки сбыта, своевременно принять решения об оптимальном изменении товарного ассортимента, о разработке и производстве новых и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и др. Естественно, что основной фактор внешней среды — это деятельность конкурентов и в целом непосредственное окружение предприятия. Немаловажную роль играет государственная политика в области развития конкуренции и ограничении монополистической деятельности, законодательно-правовые нормы в области защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации, государственное регулирование экспортно-импортной деятельности, направленное на защиту отечественного производителя, доступ заемного капитала, доступ к более дешевым и удобным сырьевым источникам.
     
     1.2 Факторы конкурентоспособности
     Конкурентоспособность продукции относительна, а не абсолютна, т.е. она может обнаружить себя только по отношению к другой продукции.
     Конкурентоспособность представляет собой результат совокупного воздействия потребительских и стоимостных характеристик продукции, а также организации деятельности предприятия-производителя по сбыту продукции, которая должна соответствовать условиям рынка, конкретным требованиям потребителей по экономическим, качественным характеристикам и коммерческим условиям реализации.
     Поскольку конкурентоспособность продукции определяется ее способностью выдерживать конкуренцию, факторы конкурентоспособности непосредственно связаны с методами конкуренции. Как известно, по методам осуществления конкуренцию подразделяют на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция включает продажу продукции по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция базируется на отличительной особенности продукции по сравнению с конкурентами. На рис. 1 приведены факторы, которые определяют конкурентоспособность продукции предприятия. В соответствии с методами конкуренции они также подразделяются на ценовые и неценовые.



Рис. 1 Факторы конкурентоспособности

     Предложение продукции по более низкой цене, чем у конкурентов, означает использование на предприятии новейших технологий, позволяющих производить больше продукции в единицу времени и снижать расход ресурсов, что обеспечивает более низкий уровень издержек производства продукции. Своевременное обновление активной части основных фондов позволяет не допустить наступления морального износа первого вида, это, в свою очередь, сохраняет ценовые конкурентные преимущества, не допуская удорожания продукции. Комплексная механизация и автоматизация производства способствуют высвобождению рабочей силы и уменьшают в структуре затрат на продукцию долю расходов на оплату труда.
     Снижению затрат на продукцию, а значит, и возможному снижению цен на нее способствует организация логистики на предприятии. В последнее время внимание к логистике возросло, и причина этого — конкуренция.
     Успех компаний, не практикующих построения хорошо налаженной логистической цепочки поставок и управления ею, может быть поставлен под вопрос, поскольку конкуренция становится все более жесткой.
     Эффективно построенная логистическая цепь обеспечивает такое движение материалов и запасов, которое минимизирует образование ненужных буферов, таких, например, как лишние запасы готовой продукции на складе, у производителей или оптовиков, т.е. которое позволяет избегать связывания денег на то время, пока продукция не продана.
     Говоря о ценовой конкуренции, следует отметить, что покупателя интересуют полные затраты на приобретение и эксплуатацию продукции, т.е. цена потребления, которая включает в себя продажную цену и затраты на эксплуатацию на весь срок службы данного изделия.
     К неценовым факторам конкурентоспособности относятся: обеспечение качества продукции, торговая марка (узнаваемость продукции), организация каналов реализации продукции, реклама, бренд, послепродажное обслуживание, новизна продукции. В современной рыночной экономике особое значение в обеспечении конкурентоспособности продукции приобретают параметры, связанные с процессом реализации, логистикой и снижением издержек товародвижения, послепродажным обслуживанием. Конкурентоспособность продукции проявляется через имидж фирмы, т.е. представление покупателей об этой фирме, основанное на ее деловой репутации.
     Имидж — это восприятие компании или ее продукции обществом. Эффективный имидж оказывает огромное влияние на восприятие продукта потребителем. Во-первых, он несет в себе исключительное «послание», которое лежит в основе предложений потребителя о качестве и преимуществах продукта. Во-вторых, он передает это послание специфическим образом, так, что на него не влияют аналогичные послания конкурентов. В-третьих, он несет эмоциональную нагрузку и поэтому воздействует не только на разум, но и на сердце потребителя.
     Разработка сильного имиджа требует творческого подхода и усердной работы. Имидж нельзя ввести в сознание людей только за одну ночь, одним просмотром рекламного ролика. Он должен постоянно распространяться посредством всех доступных каналов связей с потребителями. Компании, которые непоследовательны в поддержании имиджа, оставляют потребителя в замешательстве и тем самым могут привлечь его внимание к обращениям конкурентов. Имидж продукции зависит от имиджа организации, которая ее производит, корпоративный имидж прослеживается в деловой репутации, в фирменном названии, в эмблеме, символах, униформе сотрудников и многом другом.
     В позиционировании организации и продукции, создании их имиджа большая работа отводится рекламе, которая должна включать:
     информирование потенциальных клиентов о фирме и ее продуктах;
     убеждение потенциальных клиентов в том, что предлагаемые фирмой продукты представляют наилучшее решение запросов покупателей;
     напоминание потребителям об имеющихся возможностях удовлетворения их потребностей.

     
    
    
    
    
    
    
    
    


    2. Анализ конкурентоспособности предприятия
    2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
    
    В Орлове (бывший Халтурин) в годы коллективизации была организована артель имени «Международного юношеского дня» (артель имени МЮД). Артель выпускала: шкатулки, портсигары, трубки. В 1937 году был организован кукольный цех, в 1939 – производство шахмат.
    С 1 мая 1925 года из 22 инвалидов организуется трудовая артель инвалидов «Сила», которая имела на своем балансе: счетный цех, механический цех, цех игрушки, цех шахмат, гараж, слесарную мастерскую.
    В течение 1959-1961 годов две артели объединились в одну крупную организацию «Халтуринская фабрика культтоваров». «Фабрика культтоваров» подчинялась Управлению местной промышленности Кировской области Министерства местной промышленности РСФСР.
    На основании решения Комитета по управлению имуществом Кировской области от 17.07.92 года № 230 государственное предприятие «Фабрика культтоваров» преобразовано в акционерное общество открытого типа «Фабрика культтоваров».
    После реструктуризации ОАО «Фабрика культтоваров» в ОАО «Шахматы» в 1998 году, предприятие работает стабильно.
    ОАО "Шахматы" является юридическим лицом. Это общество создано учредителями без ограничения срока деятельности. Полное фирменное наименование - Открытое акционерное общество "Шахматы".
    Сокращенное фирменное наименование - ОАО «Шахматы».
    Место нахождения и почтовый адрес предприятия: 612270, Кировская область, г. Орлов, ул. Зонова, дом 4.
    Целью общества является производство продукции, предоставление услуг и получение прибыли. Общество имеет права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
    Основными видами деятельности ОАО "Шахматы" являются:
    - промышленная заготовка, вывозка, разделка, переработка древесины;
    - производство товаров народного потребления и спорттоваров;
    ОАО «Шахматы» специализируется на производстве товаров народного потребления (массажеры и шкатулки, инкрустированные соломкой) и товаров спортивного назначения (шахматы, нарды, шашки, игра «Три в одном»). 
    В представленной ниже таблице 2 приведены данные по производству продукции ОАО «Шахматы» за 2013-2015 года. 
Таблица 2 – Динамика произведенной продукции в натуральном выражении 
Наименование
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2015 г. в %к 2014 г.
Шахматы лакированные с доской, комплекты
81133
94986
97588
102,7
Шахматы лакированные без доски, комплекты
9330
14988
14606
97,5
Шахматы парафинированные с доской, комплекты
27095
35704
33396
6301
Шахматы парафинированные без доски, комплекты
5415
6709
5338
79,6
Шахматы гроссмейстерские с доской, комплекты
14730
30401
27367
90,0
Шахматы гроссмейстерские без доски, комплекты
2470
4300
4981
115,8
Шахматы гроссмейстерские инкрустированные, комплекты
1248
1229
1377
112,0
Нарды большие, шт.
3537
4034
5373
113,2
Нарды малые, шт.
14791
14580
14082
96,6
Нарды дорожные, шт.
50
768
2724
354,7
Массажер автомобильный, шт.
184
140
242
172,9
Массажер канцелярский, шт.
78
187
92
49,2
Игра «Три в одном», комплекты
-
-
1500
-
Шкатулки, шт.
302
-
120
-
Пиломатериал, м3.
1603
2253
2195
97,4
ИТОГО
161966
206470
207075
100,3
    
    Как видно из таблицы 2, динамика произведенной продукции различна. Например, положительная динамика за три анализируемых периода наблюдается по производству лакированных шахмат с доской, объем которых увеличился на 16455 комплектов или на 2,7 %. Объем гроссмейстерских шахмат без доски увеличился на 2511 комплектов, что составило  115,8 % к уровню 2010 г.  Производство нард дорожных и нард больших увеличилось на 2674 и 1836 штук соответственно. Совершенно новым товаром в 2013 году стала игра «Три в одном», производство которой составило 1500 комплектов. 
    Отрицательная динамика за три года прослеживается по производству малых нард и шкатулок, объемы которых сократились на 709 и 182 штуки соответственно.  
    Все остальные виды продукции имеют нестабильную динамику производства.
    В целом можно сказать, что предприятие каждый год увеличивает объемы производства продукции и пополняет ее ассортимент товарами-новинками. На данный момент ассортимент продукции отличается большим разнообразием. Это в свою очередь создает конкурентные преимущества фирме. 
    Следует отметить, что с 2004 года производство продукции на предприятии осуществляется исключительно по заказам. Следовательно, вся продукция идет на реализацию, при чём только оптом. В таблице 3 представлена структура товарной продукции за апрель 2014 года. 
Таблица 3- Структура товарной продукции ОАО «Шахматы» за апрель 2014г. 
Наименование
Объем производства и реализации,
 штуки (комплекты)
Структура, %
Шахматы лакированные с доской
8000
42,7
Шахматы лакированные без доски
500
2,7
Шахматы парафинированные с доской
3000
16
Шахматы парафинированные без доски
500
2,7
Шахматы гроссмейстерские с доской
3000
16
Шахматы гроссмейстерские без доски
200
1,1
Нарды большие
500
2,7
Нарды малые
1500
8
Шахматы обиходные, инкрустированные соломкой
120
0,6
Шахматы гроссмейстерские, инкрустированные соломкой
120
0,6
Нарды малые, инкрустированные соломкой
60
0,3
Шахматы гроссмейстерские, утяжеленные
100
0,5
Нарды большие, инкрустированные соломкой
60
0,3
Массажер автомобильный
20
0,1
Массажер деревянный
120
0,6
Массажер канцелярский
20
0,1
Нарды дорожные
150
0,8
Игра «Три в одном»
150
0,8
Шахматы демонстрационные
20
0,1
Шахматы походные
300
1,6
Игра «Два в одном»
300
1,6
Шахматы «Офисные» с доской
5
0,1
ИТОГО
18745
100
    
    Наибольшим спросом пользуются шахматы в полном комплекте, то есть вместе с доской. Основной удельный вес в структуре товаров предприятия (42,7 процента) занимают лакированные шахматы. 
    Итак, основной удельный вес в общей структуре продукции предприятия занимают шахматы, которые в таблице 3 представлены в широком ассортименте. На рисунке 3 более наглядно показана структура данного вида товара.
      
      
      
      
      
      
      
      


Рисунок 3 – Структура ассортимента шахмат в апреле 2014 года
    Обобщенные данные по производству продукции ОАО «Шахматы» представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Производство продукции ОАО «Шахматы» в натуральном выражении (комплекты)
Показатель
2013 г.
2014г.
2015 г.
Абсолютное изменение 2015 г. к 2014г.
Относительное изменение 2015г. к 2014 г., %
Выпуск продукции
161966
206470
207075
45109
127,9

    С 2013 по 2015 год производство продукции предприятия увеличилось на 45109 комплектов. Только за 2013-2015 года произошло увеличение на 44504 комплекта. Приобретение высокопроизводительных машин и оборудования в 2014 году  позволило предприятию увеличить объем производства продукции. 
    Учитывая то, что в 2015 году выпуск продукции осуществлялся по заказам потребителей, можно заключить, что продукция предприятия зарекомендовала себя с положительной стороны и пользуется спросом. 
    Все товары ОАО «Шахматы» защищены товарной маркой. Реализация осуществляется оптовыми партиями. Действует система скидок. Спрос на продукцию отличается сезонностью: летом товары почти не потребляются. С целью стимулирования сбыта предприятие активно занимается увеличением ассортимента данных товаров и улучшением их внешнего вида, совершенствует упаковку. Активно ведется рекламная деятельность. Широко используются буклеты, содержащие информацию о качестве, преимуществах и внешнем виде товара. В местной газете каждый месяц выходят статьи об успехах ОАО «Шахматы». Его специалисты постоянно представляют свою продукцию на различных выставках и ярмарках. К числу постоянных потребителей спорттоваров относятся фирмы: «Рентоверс», «Реган» и «Старт ХХI век » г. Москва, «Эллада» г. Тюмень, ЧП «Касаткин» г. Казань, ЧП «Изудинов» Дагестан. Сбыт товаров осуществляется за пределы Кировской области. Он может осуществляться через автотранспортную компанию и собственными силами покупателя. Редко доставка товаров  осуществляется  собственным транспортом ОАО «Шахматы» в Москву.
    Основными конкурентами ОАО «Шахмат» являются производители шахмат в городах Пятигорск и Москва и в Китае. Цены на продукцию конкурентов ниже, особенно на китайскую. Однако и качество соответственное. Ассортимент конкурентной продукции намного уже.
    По данным бухгалтерской отчётности ОАО «Шахматы» имеет средние размеры и достаточно стабильное экономическое положение. Динамика основных финансово-экономических показателей представлена в таблице 5:  
  Таблица 5 - Основные экономические показатели предприятия
№п/п
Показатели
2013 г.
2014 г.
2015г.
2015 г. к 2013 г., %
1.
Выручка от продаж, тыс. руб.
29800
30180
32640
109,5
2.
Среднегодовая стоимость производственных основных средств, тыс. руб.
1506
1172,5
725,5
48,2
3.
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб.
4583,5
5242
5308
115,8
4.
Среднесписочная численность работников, чел.
201
195
194
96,5
5.
Фондовооруженность, тыс. руб.
7,49
6,01
3,74
49,9
6.
Фондоотдача, тыс. руб.
19,78
25,73
44,99
227,5
7.
Производительность труда одного работника, тыс. руб.
148,2
154,8
168,2
113,5
8.
Коэффициент оборачиваемости,
6,5
5,75
6,15
94,6    
8.
Оборачиваемость оборотных средств, дни
55
63
59
107,2
  
    Финансовое состояние предприятия не вызывает большой озабоченности, но требует тщательного анализа ситуации. В таком положении находятся сегодня многие предприятия местной промышленности. 
    Для оценки эффективности деятельности ОАО «Шахматы» был проведён анализ эффективности использования трудовых ресурсов (табл. 6):

  Таблица 6 - Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами
Категория работников
Численность

2014 г.
2015 г.
Фактически, %


План
Факт


Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
К плану
К пр. году
Всего
195
100
190
100
194
100
102,11
99,49
В том числе:
Основная деятельность
Из них:
193
98,97
188
98,95
191
98,45
101,60
98,96
-рабочие
-служащие
173
20
88,72
10,25
170
18
89,47
9,48
169
22
87,11
11,34
99,41
122,22
97,68
110,0
Из них:
-руководители 
-специалисты

3
17

1,54
8,72

3
15

1,58
7,89

2
18

1,03
9,27

66,66
120

66,66
105,88
Не основная деятельность
2
1,02
24
1,05
3
1,54
150,0
150,0
   
    В целом предприятие обеспечено рабочей силой на 102% по отношению к плану, но к уровню прошлого года численность снизилась на 0,5%, также ощущается нехватка рабочих. Основную часть персонала составляют рабочие – около 90 %.
    Эффективность функционирования предприятия во многом зависит от наличия квалифицированных кадров и уровня их использования.
    В ОАО «Шахматы» в составе рабочих имеют место все возрастные категории, это хорошо, т.к. на смену старшему поколению приходит молодежь. 
    В структуре рабочих более 45 % человек в возрасте от 30 до 50 лет, но более 40% приходится на рабочих в возрасте свыше 50 лет, а на возрастную категорию до 30 лет – около 15% в 2015 году, эта ситуация тревожная, т.к. нет замещения старшего поколения более молодым. Причем численность молодежи еще сократилась по сравнению с прошлым годом.
    По уровню образования в коллективе рабочих более 75% человек имеют среднее специальное образование, т.е. имеют рабочие специальности, в 2015 году больше стало рабочих, имеющих высшее образование, что чаще всего не требуется для рабочих профессий. 
    Структура рабочей силы уравновешена  по трудовому стажу, т.е. не слишком молодые кадры, не слишком старые, что свидетельствует о рациональной политике подбора кадров. Большой удельный вес рабочих, более 55%, за последние два года со стажем работы более 15 лет, что закономерно сказывается на производительности труда. Структура рабочих кадров по полу во многом зависит от специализации предприятия, уровня механизации и автоматизации, условий труда и многих других факторов. В анализируемом нами предприятии больше половины, а именно 56% в 2014 году и около 54% в 2015 году составляют женщины, и это вполне объяснимо, т.к. на предприятии очень много ручного труда, работа монотонная, кропотливая, требует усидчивости, терпения. 
    
    
    
    
    
    
    2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия
    2.2.1. Анализ пяти конкурентных сил
    
    Профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер наглядно доказал, что состояние конкуренции в отрасли можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:
    1. Соперничество между продавцами внутри отрасли.
    2. Попытки компании из других отраслей завоевывать покупателей своими товарами.
    3. Возможность появления новых конкурентов внутри отрасли.
    4. Способность поставщиков сырья и деталей, используемых фирмой диктовать свои условия.
    5. Способность потребителей продукции фирмы диктовать свои условия.
    Первая сила.
    ОАО «Шахматы» имеет выгодное территориальное расположение, обновленное оборудование. Высокая себестоимость продукции, производственные проблемы.
    Вторая сила.
    ОАО «Шахматы» производит продукцию из экологически чистого сырья. В районе не имеются производители продукции товаров-заменителей. На данный момент эта сила не является угрозой для предприятия.
    Третья сила.
    Для ОАО «Шахматы» не реально появление новых конкурентов.
    Четвертая сила.
    У предприятия имеется выбор поставщиков, так как в настоящее время между поставщиками идет небольшая конкуренция за потребителя, его продукции. И поэтому эта сила не оказывает негативное воздействие на хозяйство.
    Пятая сила.
    Основные потребители – индивидуальные предприниматели, магазины «Спорттовары», различные фирмы.
    2.2.2. Стиль и методы руководства в ОАО «Шахматы»
    В ОАО «Шахматы» руководителем является генеральный директор. От руководителя, его стилей и методов руководства зависят качество работы предприятия, дисциплина работников, а также имидж организации, ее деловая репутация, в итоге –конкурентоспособность предприятия. 
    Стилем руководства в ОАО «Шахматы» можно назвать заинтересованность руководителя во всех происходящих производственных процессах. Он оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших управленческих решений.
    Одним из методов руководства на исследуемом предприятии является дисциплинарное воздействие на работников предприятия. Это различные приказы (о принятии на работу или переводе на другую работу, об увольнении сотрудника, о наложении взыскания на сотрудников, о поощрении сотрудников), указания генерального директора ОАО «Шахматы», распоряжения. Все эти документы помогают руководителю предприятия регулировать деятельность работников и отношения (деловые и межличностные).
    2.2.3. Организационная культура
    Одним из важных факторов, определяющих эффективную деятельность любой организации, является организационная культура.
    Организационная культура - это специфическая, характерная для данной организации система связей, действий, отношений, осуществляющихся в рамках ее функционирования. Она представляет собой систему представлений, символов, ценностей и образцов поведения в организации, разделяемая всеми ее членами.
    Нет ни одной организации, которая не имела бы организационной культуры.
    В организационной культуре исследуемой организации ведущую роль играют организационные ценности. Главной общей ценностью являются цель - производство продукции (шахматы, нарды, шкатулки), предоставление услуг и получение прибыли.
    Главной внутриорганизационной ценностью является дисциплина работников, их исполнительность, их инициативность в работе, новаторство.
    Эти ценности составляют в глазах работников и окружающей среде определенный образ (имидж) организации. В исследуемой мною организации сформулирована следующая цель: «Производить продукцию такого качества и ассортимента, чтобы она пользовала наивысшим спросом не только в нашем городе, районе, но и за пределами Кировской области».
    Частью культуры является знаково-символическая составляющая, к которой можно отнести эмблему организации, взаимоотношения между работниками, знаки отличия статуса работника, награды, различные мероприятия, собрания, церемонии. У ОАО «Шахматы» есть своя эмблема.  В качестве мероприятий можно назвать Международный день шахмат. По этому поводу проводится торжественное собрание, на котором чествуются и награждаются лучшие сотрудники. Производится съемка местным телевидением (ВГТРК «Вятка»), где также отмечают лучших работников предприятиями.
    Таким образом, у ОАО «Шахматы» имеется своя организационная культура, но все же и ее необходимо развивать.













3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Шахматы»
    3.1 Выбор стратегии развития предприятия в условиях конкуренции
    Прежде чем разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия необходимо исследовать его внешнюю и внутреннюю среду. Задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между орга.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44