- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Конфликтология и управление конфликтами
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001128 |
Тема: | Конфликтология и управление конфликтами |
Содержание
Образовательный консорциум Среднерусский университет Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Московский областной гуманитарный институт" КОНФЛИКТОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА "Функции конфликтов" выполнил: студентка 1 курса, группа ГМУ - 16 Ульянова Екатерина Александровна Проверил: Володин А.А. Подольск 2016 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 1. Понятие конфликта.........................………………………………………….5 2. Функции конфликтов.......................................................................……….6 2.1.Понятие функции конфликтов .......................................................................7 2.2. Общие конструктивные функции…..................................…………....…9 2.3. Конструктивные функции конфликтов на личностном уровне .................................................................................…………………………..10 2.4. Деструктивные функции конфликтов ....... ............…………………...…30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. ВВЕДЕНИЕ Источники конфликтов - это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: знаний, умений, личностных качеств; эмоциональных, психических и других состояний; технологических, экономических и других процессов; целей, средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; взглядов, убеждений; в понимании, интерпретации информации; ожиданий, позиций; оценок и самооценок. Конфликты играют важную роль по отношению к их участникам и социальной среде. Это влияние многозначно и может быть рассмотрено как функциональность конфликта, который воздействует на психику, поведение, деятельность как оппонентов, так и окружающих. В повседневной жизни сложилось однозначное отношение к конфликту как симптому неблагополучия, негативному явлению, разрушающему нормально функционирующую социальную систему. Жизненная практика людей показывает, что межличностные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Конфликт есть нормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта в целом - полезное и нужное дело. Общество, властные структуры и отдельные граждане будут достигать более эффективных результатов в своих действиях, если они не будут закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, а будут следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов. Факты истории свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей, народов, стран огромную роль. Все хотят мира, но каждый стремиться к нему по-своему и в результате этого возникают войны. Данная ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями. каждый конфликт не оставался бесследным, где в качестве причин военных сталкновений историки выявляли несовпадение интересов сторон. 1. Понятие конфликта. Современные исследователи социологов начала XX века: Л.Гумплович, Д. Смолли, У. Самнер, Г. Зиммель изучают конфликты как неизбежное событие в общественной жизни, выходящее из свойств человеческой среды и присущего личности. Конфликт - это " столкновение разных позиций, мнений оценок, идей, которые люди пытаются решить с помощью убеждения или действия на фоне появления эмоций" [6;52]. Основой конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и нереальные. Конфликт - это "важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода часть социального мира", это форма отношения между потенциальными участниками социального действия, стимуляция которых обусловлена противоположными ценностями и нормами, интересами и потребностями.[6; 105]. В отечественной научной литературе наиболее полное определение конфликта дал Е.М. Бабосов: "Социальный конфликт (от лат. confliktus - столкновение) - оптимальный вариант обострения разногласий, выражающийся в столкновении разных социальных общностей - классов, наций, социальных групп, и т.п., определенный противоположностью или существенным отличием их интересов, целей, вариантов развития. Конфликт социальный складывается и решается в одной социальной ситуации в связи с появлением требующей решения социальной проблемы. Он имеет вполне явные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты"[5;80]. Также можно сказать о событиях, близких к конфликту, - таких, как соревнование, состязание, конкуренция. В указанных случаях тоже имеется противостояние сторон. Однако , как правило, не выглядит обостренным до степени враждебности либо, если даже такая вражда и имеет место (например конкуренция), она не переходит в обоюдные действия, сопровождающиеся незаконным поведением участников. Каждый работает "на своем участке", желая достичь успеха и тем уязвить соперника. Но действия участников при этом положительные, они стремятся к личному максимальному успеху; подавление соперника для них не цель. Это, конечно, не исключает возникновения конфликтной ситуации и в ходе названных действий. Из выше сказанного следует, что конфликт и соревнование не идентичны, но любое соревнование может перейти в конфликт. В большей степени это касается конкуренции, где соперники переходят к прямому давлению друг на друга. 2. Функции конфликтов В представлениях многих людей конфликты ассоциируются с особо негативными событиями: войнами и революциями, междоусобицами и скандалами. Поэтому, зачастую, конфликт выглядит как событие ненужное и вредное. На самом деле это так. Последствия конфликта могут быть как негативными, так и положительными. Те, кто считает конфликт негативным событием, рассматривают его разрушителем отлично функционирующей социальной системы. По их мнению, конфликт присущ системе и возникает только тогда, когда активизируются силы, которые стараются создать нестабильность в системе. Еще одна научная традиция изучает конфликт как обязательный компонент социальных отношений . Такая точка зрения присуща Аристотелю, Гоббсу, Г.Гегелю, М.Веберу, К.Марксу, Л.Козеру, Р.Дарендорфу. Согласно ее факт нехватки в обществе сам по себе достаточен, чтобы спровоцировать конфликт. Каждый человек желает увеличить свою долю редких ресурсов и, если необходимо, за счет других. "Для реального мира необходимо пересечение различных взглядов, конфликтов, изменений. Именно конфликт и изменения дают свободу людям; без них свобода невозможна" (Р.Дарендорф, 1976). По мнению Л.Козера (1956), внутренние социальные конфликты, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят функционально- позитивный характер. Наличие разных точек зрения на роль конфликтов в жизни человека и групп людей разного уровня жизни, выявляется на протяжении всего времени изучения конфликтов русскими учеными. 2.1. Понятие функции конфликтов Для понятия функций социального конфликта прежде всего нужно знать что означает само понятие «функция». В общественных науках функция (от лат. functio — совершение, исполнение) означает значение и роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребностей социальной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее общество, социальных групп и отдельных личностей. В соответствии с этим под функцией конфликта мы будем рассматривать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и личностям. Выделяют два, главных вида функций конфликтов: - Конструктивные - Деструктивные. Оценивая их, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. 1.Противоречивость результатов экспериментальных исследований выявили отсутствие четких критериев различия конструктивных и деструктивных конфликтов. Наличие этих критериев давало бы возможность получить вместе с оценками существующего характера отношений людей в коллективе и варианты их возможного развития (Н.В. Гришин, 1978). Граница между конструктивными и деструктивными функциями, которая достаточно четко проявляется в теории, заметно теряет свою выразительность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта. 2. Трудно дать общую оценку положительной и отрицательной ролей конфликта. Большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные и деструктивные функции. 3. Конструктивность и деструктивность одного конфликта зависят от многих факторов, главными среди которых считаются особенности процесса разрешения конфликта и прежде всего его результаты. Если конфликт разрешается культурными способами, и в результате разрешения побеждает та сторона, которая права, то этот конфликт считается конструктивным. В противном случае конфликт будет считаться деструктивным. 4. Степень конструктивности и деструктивности одного конфликта может изменяться на разных стадиях развития. Один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном случае и конструктивным в другом. 5. Необходимо учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого – наоборот. Если целью одной стороны может быть устранение противоречия, то целью другой может являться сохранение своего мнения, уклонение от конфликта либо разрешение его без противостояния. Заинтересованность в конфликте не самих оппонентов, а иных лиц, провоцирующих данный конфликт. Следовательно функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному. [1;236]. Функции конфликта - это воздействие конфликта или его результата на участников, их отношения и на социальную среду [2;61]. 2.2. Общие конструктивные функции конфликтов. 1. Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречии и проблем в обществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве. 2. Конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту. 3. Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает “выпустить пар", разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность. 4. Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи. 5. Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности - Стороны конфликта, наученные “горьким опытом”, в будущем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился. 6. Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д. 7. Конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей и тем самым может предостеречь от последующих более разрушительных конфликтов. 8. Конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием старые нормы. 2.3. Конструктивные функции конфликта на личностном уровне Здесь происходит влияние конфликта и на индивидуальные характеристики личности. 1. Конфликт может выполнять познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие. Именно в трудных критических (экзистенциальных) ситуациях и проявляются подлинный характер, ценности и мотивы поведения людей; не случайно говорят “друг познается в беде”. С познавательной функцией связана и возможность диагностики силы противника. 2. Конфликт может способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности. Он может помочь верно оценить свои силы и способности и выявить новые, ранее не известные стороны характера личности. Он может также закалить характер, способствовать появлению его новых качеств, таких, как чувство гордости, достоинства и т.п. 3. Конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств характера, например, чувства неполноценности, покорности, раболепия и т.п. 4. Конфликт является важнейшим фактором социализации человека, развития его как личности. В конфликте индивид за сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда вне конфликта. 5. Конфликт является существенным фактором адаптации человека в группе, поскольку именно в конфликте люди в наибольшей степени раскрываются и можно с уверенностью сказать кто есть кто. И тогда личность либо принимается членами группы, либо, напротив, отвергается ими. В последнем случае, конечно, никакой адаптации не происходит. 6. Конфликт может помочь снять психическую напряженность в группе, снять стресс его участникам, если конфликт разрешается положительно для человека. В противном случае эта внутренняя напряженность может даже усилиться. 7. Конфликт может служить средством удовлетворения не только первичных, но и вторичных потребностей личности, способом ее самореализации и самоутверждения. Неслучайно А.С. Пушкин писал о том, что “есть упоение в бою". Конструктивные функции конфликтов не реализуются, если: * они не регулируются совместными усилиями противоборствующих агентов; * подавляются одной из сторон; * загоняются внутрь общественного организма. Реализация потенциальных позитивных возможностей конфликтов оказывается успешной при условии признания их целесообразными, плодотворными как нормального состояния общественных отношений [4;77] 2.4. Деструктивные функции конфликтов. Деструктивные функции конфликта, мешающие достижению целей: * неудовлетворенность, плохое состояние духа, снижение производительности труда; * абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими организациями; * представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных; * увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти; * придание большего значения победы в конфликте, чем решение проблемы. Мертон в 1957 г. выделил три основные типа функций: * манифестируемые функции являются намеренными и признаваемыми "объективными обстоятельствами" социального действия, которые влияют на адаптацию или приспособление социальной системы; * латентные функции, напротив, являются ненамеренными и часто не признаваемыми объективными обстоятельствами организованной социальной деятельности; * дисфункции представляют объективные обстоятельства социального действия, которые препятствуют адаптации или приспособлению системы. В работах Зиммеля и Коузера можно обнаружить ряд обозначенных ими функций социального конфликта. Среди них: установление единства и сплоченности; производство стабилизирующих и интегративных элементов; выявление относительной силы антагонистических интересов в структуре; создание механизма поддержки или справедливости баланса сил; создание ассоциаций и коалиций; помощь в уменьшении социальной изоляции и объединение индивидов; поддержка границ между новыми ассоциациями и коалициями; выполнение функции спускного клапана для уменьшения фрустрации и агрессии; создание почвы для консенсуса. Согласно диалектико-созидательной теории утверждается, что общество, которое попытается искоренить, конфликт не сможет выжить. Для социальной организации конфликт есть также форма существования, непременное условие ее развития. Функционально роль конфликта обусловлена необходимостью и целесообразностью изменений в человеческих отношениях. Таким образом, сторонники диалектико-созидательного подхода в изучении и разрешении конфликтов, не отрицая определенных негативных сторон, выделяю позитивную функции конфликта в жизни общества и его основных ячеек. В том числе отмечается, что: 1. конфликты высвобождают созидательное напряжение и усиливают способность коллектива к изменениям. Более того, конфликты являются тем парником, в котором возникают социальные изменения; 2. конфликт повышает энергичность и усиливает мотивацию членов коллектива к разрешению проблем; выступает формой проверки силы организации; 3. конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая трудовые взаимоотношения, увеличивая убежденность членов коллектива в возможности поддержания взаимоотношений под давлением стресса. Он позволяет передавать обязательства и ценности каждого члена так, что и другие могут принимать их во внимание и вообще сохранять взаимоотношения чистыми от раздражения и возмущений, проявлять, позитивные чувства наиболее полно; 4. конфликты способны укрепить, взаимоотношения, повысить сплоченность коллектива за счет уменьшения повседневных раздражений его членов. Конфликты ускоряют групповое объединение; 5. конфликты способствуют производству новым созидательных идей. Конфликты стимулируют творчество, создавая возможность обозрения проблем самыми различными способами и путями. 6. конфликты помогают членам организации понять, кто они есть как люди: что заставляет их быть сердитыми, что пугает их, что важно для них и кик они пытаются управиться с конфликтом - все это высвечивается во время конфликта с другими. Уверенность в том, за что они желают сражаться, как они действуют в конфликте, может научить их многому о себе; 7. рассеяние более серьезных конфликтов и т.д. Необходимо заметить, что люди в основной своей массе обычно не видят позитивности конфликтов. Хотя Громова О. Н. сформулировала ряд позитивных функций конфликта, оказывающих положительное влияние на развитие организации: * группообразование, установление и поддержание нормативных и физических параметров коллектива. В результате конфликта выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении организацией, в формировании структурных подразделений, недостатках квалификации отдельных специалистов, в существующем разделении труда между группами; * разрядка напряженной обстановки. В результате конфликта в группе, в организации происходит конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, которое, помимо возможных негативных последствий, снимает у его участников эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций; * установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межличностных отношений. Конфликты поддерживают социальную активность людей, способствуют предотвращению застоя, служат источником нововведений и инноваций; * сплачивание группы, организации перед лицом внешних трудностей, угрозы существованию и развитию; * создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социального контроля; * создание новых информационных институтов; * диагностика возможностей оппонентов, выявление вероятных ответных действий другой стороны; * выявление нарушений функционирования организаций. Именно конфликт позволяет определить, что в организации не все в порядке, какие требуются изменения. Возможными субъектами конфликта в организации являются: * администрация организации; * средний управленческий персонал; * низший управленческий персонал; * основные специалисты (в штате); * вспомогательные специалисты (вне штата – по контракту); * технический персонал; * структурные подразделения; * неформальные группы сотрудников. [2;71] Таким образом, изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что конфликт имеет и позитивные и негативные стороны. Конфликт для коллектива, общества и организаций функционален, он не противоположен порядку, а является его частью. Конфликт можно назвать движущей силой развития коллектива. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В выводе можно сказать, что структура конфликта – это совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система и процесс. Конфликтная ситуация представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов объективного и субъективного уровня, отражающих актуальное противоречие. Она включает в себя участников конфликта (оппоненты, группы поддержки, другие участники), предмет и объект конфликта, элементы микро – и макросреды, связанные с конфликтом. Психологические компоненты конфликта составляют актуальная мотивация сторон, их стратегии и тактики поведения, а также информационные модели конфликта. Особенность восприятия конфликтной ситуации – его искаженность. наибольшему искажению подвергаются мотивы поведения сторон, их действия, высказывания и поступки, личностные качества оппонентов. Влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный, противоречивый характер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен. Среди конструктивных функций конфликта можно выделить: устранение противоречия в функционировании коллектива; более глубокое познание участниками конфликта друг друга; ослабление психической напряженности; способствование развитию личности; улучшение качества деятельности; повышение авторитета участника в случае его победы. Негативное воздействие конфликта заключается в том, что он: значительно ухудшает настроение; приводит к насилию и гибели людей; разрушает межличностные отношения, вызывает болезни; может ухудшать качество индивидуальной деятельности; способствует закреплению социальной пассивности личности. Положительное влияние конфликта на социальное окружение заключается в том, что он: активизирует социальную жизнь, высвечивает нерешенные проблемы, актуализирует гуманистические ценности, может способствовать сплочению группы перед внешней опасностью и др. Негативное влияние конфликта заключается в нарушении системы отношений, ухудшении социально-психологического климата, качества совместной деятельности, снижении сплоченности группы. Размещено на 8 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: