- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Комплексный анализ и обобщение нормативных актов, регулирующих получение материнского капитала в РФ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013105 |
Тема: | Комплексный анализ и обобщение нормативных актов, регулирующих получение материнского капитала в РФ |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 1.1 Понятие и значение материнского (семейного) капитала………………… 1.2 Лица, имеющие право на получение материнского (семейного) капитала.. ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА………………………………………………………………………. 2.1. Гражданско-правовое регулирование получения материнского (семейного) капитала…………………………………………………………….. 2.2. Правовое регулирование предоставления материнского (семейного) капитала многодетным семьям в субъектах Российской Федерации………… 2.3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение федерального законодательства при расходовании средств материнского (семейного) капитала…………………………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. ВВЕДЕНИЕ Кризисная демографическая ситуация, сформировавшаяся в нашей стране в последние десятилетия, обуславливается, в первую очередь в целом, низкой рождаемостью, а также недостаточной материальной поддержкой семей с детьми. Нередко многие молодые семьи не решаются на рождение ребенка непосредственно из-за отсутствия возможности обеспечить им достойные жилищные условия, или же дать хорошее образование. Принцип государственной защиты семьи, материнства и детства закреплен в ст. 38 Конституции Российской Федерации. Реализация этого принципа обеспечивается различными способами государственной поддержки. При этом в сложившейся социально-экономической ситуации более востребованным и эффективным инструментом поддержки семей с детьми и, как следствие, решение демографической проблемы считаются меры, нацеленные на решение материальных проблем семьи, повышения уровня благосостояния её членов. Одной из таких мер стал материнский (семейный) капитал. Введение с 1 января 2007 года материнского (семейного) капитала ориентировано на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи. Немаловажно, для того чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, чувствовала поддержку государства и была спокойна за перспективу своей семьи. Размер материнского капитала в данный момент 453026 рублей, и эта сумма ежегодно пересматривается с учетом темпа инфляции. Для владельцев сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции. Государственная поддержка родителей обеспечивается целевыми выплатами – материнским капиталом, который они могут получить после того, как в семье появится более одного ребенка два, три и.т.д. Причем ребенок может быть, как рожден, так и усыновлен. История возникновения этой помощи от государства начинается с 2007 года и рассчитана на десятилетний срок, который заканчивается 31 декабря 2016 года (но была продлена еще на 2 года). На данный момент материнский капитал продлили до 31 декабря 2021года. Актуальность выбранной темы заключается в том, что дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей - материнский (семейный) капитал, введенный с 1 января 2007 года, стимулирует повышения рождаемости в стране, а именно, введение мер государственной поддержки молодых семей в первую очередь, женщин, которые принимают решение родить детей. В данной связи Правительством Российской Федерации были разработаны и внедрены в широкую практику две нововведений: материнский (семейный) капитал и родовые сертификаты. Основными причинами стимулирования рождаемости и укрепления семьи концепцией демографического развития Российской Федерации были выделены следующие, наиболее важные и актуальные: 1) формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более; 2) повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи; 3) создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи. Сюда входит также получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями. Целью работы является комплексный анализ и обобщение нормативных актов, регулирующих получение материнского капитала в РФ. Исходя, из поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования: - раскрыть понятие материнского капитала; - рассмотреть, кто имеет право на получение материнского (семейного) капитала; - изучить гражданско-правовое регулирование получения материнского капитала в РФ; - изучить правовое регулирование материнского (семейного) капитала многодетным семьям в субъектах Российской Федерации; - изучить гражданско-правовую ответственность за нарушение федерального законодательства при расходовании средств материнского (семейного) капитала. Объектом исследования является правовое регулирование дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Предметом исследования является механизм реализации правового обеспечения семей, имеющих детей, на материальную поддержку. Методологической основой исследования послужили общенаучный диалектический подход к рассматриваемым проблемам с использованием общих и частных методов научного познания: формально-юридического, сравнительно-правового, логического, системного анализа. В процессе исследования использовались достижения теоретико-правовой науки, отраслевых юридических наук, в том числе гражданского, конституционного, семейного права, права социального обеспечения. Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и иные нормативные акты по теме исследования. Теоретическую основу использования составили труды следующих авторов: Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфа, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ 1.1 Понятие и значение материнского (семейного) капитала В последние десятилетия состояние в сфере рождаемости, смертности и продолжительности жизни народа можно назвать демографическим упадком России. Снижение рождаемости и рост смертности населения сравнимы с потерями численности населения в период массовых военных конфликтов, такая негативная тенденция обусловлена экономическими и социальными процессами, прошедшими в двадцатом веке. Во второй половине двадцатого века в Российской Федерации в течение каждого года рождались 2 - 2,5 миллиона человек, а умирали от 1 до 1,5 миллионов. Продолжительность жизни в нашей стране постепенно возрастало, и приблизилась к показателям развитых стран, что показывает среднюю продолжительность жизни в начале девяностых годов 68 лет. На всей территории Российской Федерации в разной степени замечено уменьшение общей численности населения в результате превышения смертности над рождаемостью. Стабильно высокий уровень естественной убыли населения Россия начала показывать с 1993 года (0,65-0,95 млн. человек/год). Одной из основ депопуляции является снижение рождаемости. В 2000 году появились на свет 1,27 миллионов человек, что на 0,72 миллиона человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 году. Массовая малодетность, один - два ребенка в семье определяет характер рождаемости в нашей стране снижение рождаемости, а также количество детей в семье сельского населения приближается к городскому. Также следует отметить позднее рождение первого ребенка и рост рождаемости вне гражданского брака. В результате интервал 2001 - 2006 гг. численность российских граждан уменьшилась более чем на четыре миллиона. В 2001 году составляла 146,3 млн. человек, а в 2006 году - 142,2 млн. человек.1 В самом начале XXI века Российская Федерация, стоявшая на первых ступенях построения демократического общества, приступила к активному реформированию значительного спектра общественных отношений, исключением не стала и сфера социального обеспечения. Была принята Концепция демографического развития Российской Федерации, на период до 2015 года Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 г. № 1270-р // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2001 г. - № 40. - Ст. 3873. Она определяет приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи. Впервые слово материнский капитал прозвучало 10 мая 2006 года в послании Президента Владимира Путина Федеральному собранию РФ. Было отмечено, что государство, обязано оказать поддержку женщине, принявшей решение родить второго ребенка, если оно заинтересовано в увеличении гражданского капитала. В качестве данной поддержки был обозначен первичный, базовый материнский капитал, поступающий в распоряжение женщины, который утвердит ее социальный статус, поможет решить возможные проблемы, вызванные решение родить второго ребенка. Правовое понятие «материнский (семейный) капитал» появилось в нашем законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Материнский (семейный) капитал – это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2021 год включительно родился (был усыновлен) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении (усыновлении) второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось). Введение материнского капитала в качестве одной из форм государственной поддержки семей, непосредственно, стало огромным шагом на пути решения демографических проблем. Следует отметить, что с низким уровнем рождаемости в зарубежных странах также предпринимаются попытки достижения положительного баланса между воспроизводством человеческого капитала и смертностью населения. Также возникновение в нашей стране программы материнского капитала не могло не проявить воздействия на правовую систему. Если рассмотреть материнский капитал через призму отрасли права, следует установить его место в системе видов правового обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. При этом необходимо исходить из того, что каждая отрасль права в своей основе имеет основополагающие начала, которые устанавливают строение всей отрасли и определяют содержание ее норм. Урегулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Т.С. Гусева указывает на влияние демографической функции права социального обеспечения на структуру отрасли. Новые ориентиры влекут изменение институциональной структуры отрасли права: появление новых институтов, существенное обновление прежних. При этом усложняются существующие институты системы права социального обеспечения, которые уже сложились на момент актуализации демографической функции – пенсии, пособия, социальное обслуживание, государственная социальная помощь. Изменения демографической функции влекут структурные преобразования отрасли законодательства. Введение законодателем дополнительных мер поддержки семей с детьми повлекло «появление в структуре института пособий и социальных выплат нового подинститута - материнский (семейный) капитал» (подчеркнем, что не стоит путать материнский капитал и выплаты при рождении ребенка, пособия на ребенка, детские компенсации).2 Н. Ахмедшина, Ю.Б. Корсаненкова придерживаются точки зрения, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения: «…эта мера является абсолютно новым видом обеспечения, как по содержанию, так и по условиям предоставления. В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях».3 В России материнский капитал будет выплачиваться весь 2021год. Изначально его планировали выплачивать на детей, родившихся с 01.01.2007г. по 31.12.2018г. Кроме того, из-за предусмотренной законом индексации сумма выплат на 2018 год возросла с 250 и 453 тыс. руб., однако в следующий раз она будет проиндексирована только в 2020 году. В последний раз размер материнского капитала индексировался с 1 января 2015 года на 5.5% (тогда сумма составила 423026 рублей). Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал возможно лишь при двух обстоятельствах: - рождение (усыновление) второго и последующего ребенка; - период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2021 г. Правом на получение материнского (семейного) капитала можно воспользоваться один раз определенным категориям лиц, предусмотренным в Законе «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Подтверждением права на дополнительные меры государственной поддержки является именной документ - государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Материнский капитал помимо как стимулирования рождаемости также направлен на повышение уровня и качества жизни российских семей, но возникают сложности его реализации на практике. Резюмируя изложенное, можно сделать следующие выводы: 1. Под материнским капиталом принято понимать средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство, при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. 2. Значение государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей для Российской Федерации велико. За 10 лет действия программы материнского капитала количество российских семей, получивших материнский сертификат, составило 8 млн. 56 % семей уже полностью распорядились его средствами. Благодаря средствам материнского капитала жилищные условия улучшили 4,7 млн. российских семей. Из них 3 млн семей частично или полностью погасили материнским капиталом жилищные кредиты. Ещё 1,7 млн. семей улучшили жилищные условия без привлечения кредитных средств. Улучшение жилищных условий остается самым популярным направлением расходования материнского капитала — почти 92 % заявлений. Помимо этого, ПФР принял 410 тыс. заявок на обучение детей и 3,5 тыс. заявок на перевод средств на накопительную пенсию мамы. 1.2 Лица, имеющие право на получение материнского (семейного) капитала В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РоссийскойФедерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.4 Это право возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), также имеющего гражданство Российской Федерации. Гражданство РФ ребенок приобретает на основании ст.12 Федерального закона от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017 г.) по рождению, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.5 На государственную поддержку имеют право женщины родившие (усыновившие):второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Наличие детей в возрасте старше 18 лет не зависит на право получения государственного сертификата материнского (семейного) капитала. В п.1 ст.54 СК РФ дается формулировка о том, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия), но по отношению к своим родителям совершеннолетний гражданин всегда считается ребенком.6 Также следует уделить внимание на то, что право на получение материнского капитала не возникает при оформлении опекунства. Но опекун как законный представитель несовершеннолетнего ребенка или нескольких детей вправе представлять их интересы. Он может оформить заявление о выдаче сертификата в случаях, если у опекаемых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки при смерти родителей или усыновителей, либо при лишении их родительских прав в отношении малыша, в связи с рождением, которого возникло право на материнский капитал. Также право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала у мужчины не возникает в случае, если он является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения которого уже была учтена при возникновении права наматеринский капитал, а также, если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном СК РФ, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей (ч. 3 ст. 3 Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).7 У мужчин (усыновителей) право на материнский (семейный) капитал возникает только в случае: 1. Случается смерть женщины или она объявлена умершей в установленном законом порядке; 2. Женщина лишена родительских прав по отношению к тому ребенку, в связи с рождением или усыновлением которого возникло право на материнский капитал; 3. Женщина совершила по отношению к одному из своих детей или всем детям умышленное преступление, которое относится к преступлениям против личности; 4. Отменено усыновление женщиной ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на материнский капитал. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственнойподдержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.8 В случае смерти ребенка мать (отец, усыновитель) теряет право на государственную поддержку, возникшее у ребенка (ч.6 ст.3 Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»)9 Может быть такой случай, когда один из родителей (усыновителей) не является гражданином РФ. Например, если семья, которая имеет обоих родителей, при этом женщина (мать второго или третьего ребенка) не является гражданином Российской Федерации, лишена возможности получения соответствующей выплаты. На наш взгляд, исходя из цели принятия комментируемого Закона, такое ограничение недопустимо, так как указанные меры дополнительной поддержки направлены на стимулирование семьи, а не матери к рождению второго ребенка, средства материнского капитала могут быть направлены на общие цели семьи (улучшение жилищных условий, образование). Исключение составляет такой вид использования материнского капитала, как повышение уровня пенсионного обеспечения матери. Таким образом, можно выявить противоречие между целью Закона и его отдельными положениями. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр). Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования; 2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении; 3) дату рождения; 4) пол; 5) адрес места жительства; 6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа; 7) дату включения в регистр; 8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство); 9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании); 10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц). Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».10 Вступление в силу законодательства, о материнском (семейном) капитале официально был создан с целью повышения рождаемости, так как по официальной статистике Российской Федерации убыль населения составляла 1 миллион человек в год. В настоящее время население России в период 2009—2017 годов непрерывно росло. Соответственно, исходя из цифр, цель достигнута. Очевидно, необходима последующая материальная стимуляция для усиления эффекта. Резюмируя изложенное, можно сделать следующие выводы: 1. Правом на дополнительные меры защиты обладают только граждане Российской Федерации и наличие гражданства Российской Федерации у рожденного (усыновленного) ребенка. Лицам, которые имеют право на дополнительные меры поддержки относятся женщины, родившие (усыновившие) второго, третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г; мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г. 2. Учитывая данный перечень лиц, правом на дополнительные меры защиты не обладают отцы второго, третьего или последующего ребенка, а также усыновители второго, третьего или последующего ребенка, не являющиеся единственными усыновителями (за исключением случаев, предусмотренных иными частями данной статьи). Таким образом, за предусмотренной Законом от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», мерой защиты в первую очередь вправе обратиться женщины, несмотря на то что, исходя из названия Законаот 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», дополнительные меры защиты предоставляются семье. 3. Именно факт рождения ребенка является основанием для получения дополнительной меры поддержки. Следует отметить, что государственная регистрация ребенка, родившегося мертвым, не производится, соответственно, не выдается и свидетельство о рождении (ст. 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ). При этом если ребенок умер на следующий день после рождения (или в другой день на первой неделе жизни), государственная регистрация производится и, соответственно, выдается свидетельство. ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА 2.1. Гражданско-правовое регулирование получения материнского(семейного) капитала Правовое регулирование материнского капитала осуществляется Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Постановлением Правительстваот 18.10.2011 N 1180н«Об утверждении правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский капитал» Учитывая, что практики использования средств материнского капитала еще не сложилось по причине предоставления возможности использования средств только по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей (ст. 7 Закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»), можно предположить, что определенная часть заявлений о распоряжении средствами материнского капитала будет содержать вкачестве направления его использования улучшение жилищных условий. Использование средств материнского капитала для улучшения жилищных условий предполагает в соответствии со ст. 10 Закона № 256-ФЗ приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах) путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.11 При этом средства (часть денег) могут быть применены на исполнение с улучшением жилищных условий обязательств, которые возникнут до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки. Обозначенные нормы позволяют решать жилищную проблему различными способами, в том числе и оплатить кредит, полученный на приобретение жилого помещения лицу, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки. Однако действующее законодательство не определяет качественные и количественные характеристики улучшения жилищных условий: улучшение может рассматриваться как увеличение площади жилого помещения или приобретение нового помещения. В то же время улучшения имеет возможность в тех случаях, когда меняются потребительские качества жилого помещения:изменении места жительства (населенного пункта) при равной площади, при приобретении благоустроенного жилого помещения меньшей площади взамен неблагоустроенного, и т.д. Улучшение жилищных условий согласно ст. 10 Закона № 256-ФЗ предполагает приобретение или строительство жилого помещения, в то же время улучшением может считаться и капитальный ремонт жилого помещения, поэтому такая возможность должна быть учтена законодателем. Использование средств капитала предполагает безналичное перечисление средств капитала юридическому или физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого (строящегося) жилого помещения.В случае приобретения жилых помещений по договорам купли-продажи, долевого участия в строительстве такая конструкция вполне оправданна, но в случае индивидуального жилищного строительства строящийся жилой дом не отчуждается, а осуществляется оплата строительных материалов либо работ (по договору подряда). В случае приобретения жилых помещений по договорам купли-продажи, долевого участия в строительстве такая конструкция вполне оправданна, но в случае индивидуального жилищного строительства строящийся жилой дом не отчуждается, а осуществляется оплата строительных материалов либо работ (по договору подряда). Попытка решения этого вопроса была предпринята в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 г. № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», где предусмотрено, что направление средств на оплату индивидуального жилищного строительства осуществляется при представлении договора подряда и других документов, подтверждающих расходы по созданию объекта индивидуального жилищного строительства. При этом в перечне документов отсутствуют документы, подтверждающие наличие зарегистрированных прав на земельный участок, разрешение на строительство, следовательно, такое направление средств может привести к финансированию самовольного строительства, т.е. можно говорить о том, что порядок направления средств капитала на улучшение жилищных условий нуждается в существенной доработке. В части 4 ст. 10 Закона № 256-ФЗ установлено, что жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.12Это правило, на наш взгляд, в определенной степени противоречит концепции государственной поддержки семей, имеющих детей, закрепленной в Законе № 256-ФЗ другим федеральным законом. На практике применение такой нормы может привлечь возникновение трудностей. Вчастности, если средства капитала будут направлены на исполнение ранее возникших обязательств, например ипотечного кредита, то право собственности на жилое помещение уже возникнет в момент государственной регистрации ранее заключенного договора, его уже невозможно будет оформить в общую собственность членов семьи. К тому же, по нашему мнению, право собственности на такое жилое помещение должно возникать только у женщины (матери детей), а не у родителей. Может быть такая ситуация, что отец ребенка (детей) будет уклоняться от исполнения родительских обязанностей, место его жительства будет неизвестным (могут также быть и иные аналогичные обстоятельства), а он в силу императивного указания Закона № 256-ФЗ должен стать собственником жилого помещения. Также может быть, что отцов может быть несколько (по крайней мере два: у первого и второго ребенка соответственно), а право на меры государственной поддержки возникает только после рождения второго ребенка. Должны ли в этом случае оба отца, как родители, стать собственниками жилого помещения? Этот вопрос может усложниться и наличием других совместно проживающих членов семьи: бабушек, дедушек, детей отца от предыдущих браков, отца детей, не состоящего в зарегистрированном браке с матерью детей, и т.д. Другая проблема связана с определением вида общей собственности на жилое помещение и размера доли. Как нам представляется, на жилое помещение может возникнуть только долевая собственность, а определение размера доли должно осуществляться по правилам Гражданского кодекса РФ с учетом вклада каждого из участников в образование и приращение общего имущества. Проиллюстрируем сказанное следующим примером. Женщина приобретает квартиру стоимостью 2 млн. 500 тыс. рублей с использованием средств материнского капитала, при этом основную сумму составляют ее собственные сбережения. В семье имеются два ребенка, проживающая совместно с ними бабушка и отец детей, проживающий уже с другой семьей. По норме Закона № 256-ФЗ квартира должна поступить в их долевую собственность с долей каждого в размере 1/5, с учетом родителей, детей, других совместно проживающих членов семьи. Однако такая ситуация не только несправедлива в отношении матери детей, но и противоречит логике Закона № 256-ФЗ.Можно решить эту ситуацию, если например долевая собственность возникает только в отношении средств материнского капитала, тогда доля каждого участника будет составлять таким образом: у женщины оно будет составлять 9/10 и вклад недостающей суммы на приобретение квартиры, а у всех остальных, включая женщину, 1/10 за счет средств материнского капитала, соответственно, по 1/50 доли в праве собственности на квартиру. Несмотря на незначительный размер доли, осуществление права собственности будет затруднено, так как, для продажи квартиры и улучшения жилищных условий женщина должна получить согласие всех сособственников, а это, как показывает сложившаяся практика применения норм о долевой собственности, затруднительно. Закон № 256-ФЗ закрепляет правило, что размер долей может определяться соглашением всех членов семьи, однако такое соглашение не всегда может быть достигнуто. Если средства материнского капитала являются собственностью исключительно женщины, а жилое помещение, приобретен....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: