- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Кластер, как перспективное направление
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002578 |
Тема: | Кластер, как перспективное направление |
Содержание
РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТАГАНРОГА СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 4 1.1. Процесс управления туризм в РФ 4 1.2. Нормативно-правовая база 12 1.3. Кластер, как перспективное направление 21 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ Г.ТАГАНРОГА 31 2.1. Анализ состояния сферы туризма в городе Таганроге 31 2.2. Анализ управления сферой туризма в городе Таганроге 39 2.3. Анализ существующих проблем и выявление перспектив их преодоления 43 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 50 3.1. Кластерная модель управления туризмом для муниципального образования 50 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется развитию сферы туризма. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р, туризм является существенной составляющей инновационного развития нашей страны. Также в Концепции определены основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики в сфере туризма. В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № Пр-1814 разработана Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года1 (далее - Стратегия). Развивать туризм важно как для страны в целом, так и для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в частности. Индустрия туризма взаимодействует со всеми отраслями экономики, обеспечивая работой тысячи людей. Совершенствовать сферу туризма необходимо в каждом муниципальном образовании, это объясняется рядом причин. Во-первых, благодаря постоянному развитию туризма государство будет получать различные экономические выгоды: увеличение валового регионального продукта и налоговых поступлений в бюджет страны. Во-вторых, произойдет сокращение уровня безработицы и стимулирование развития небольших городов. Также результатом развития сферы туризма будет являться повышение качества жизни населения. Целью выпускной квалификационной работы является анализ и совершенствование системы управления в сфере туризма на муниципальном уровне (на примере города Таганрога). Цель работы обусловила формирование и решение следующего списка задач: * проанализировать современное состояние сферы туризма в России на всех уровнях власти; * изучить особенности управления сферой туризма на муниципальном уровне; * проанализировать состояние сферы туризма города Таганрога; * определить проблемы и перспективы развития туристского комплекса города Таганрога; * разработать направления совершенствования сферы туризма в городе Таганроге. Объектом выпускной квалификационной работы выступает сфера туризма муниципального образования. Предметом исследования является реализация кластерной модели управления туризмом города Таганрога. Теоретико-методологической основой исследования явились общенаучные и специфические средства познания социально-экономических явлений в сфере туризма, разработанные отечественными и зарубежными учеными. В ходе исследования применялась совокупность таких методов, как: аналогия, логический метод, классификация, обобщение, статистический метод, анализ. Информационную базу исследованиясоставили нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, статистическая информация Федеральной службы государственной статистики, документы органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней. В процессе работы были рассмотрены и проанализированы научные статьи, монографии, диссертации, выступления, интервью, информационные и методические материалы, в том числе опубликованные в сети Интернет. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 1.1. Процесс управления туризм в РФ В настоящее время существует множество определений туристкой индустрии. Одно из первых определений индустрии туризма было предложено в 1971 году на Конференции ООН по торговле и развитию. Согласно ему туристская индустрия - это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц. По мнению В.А. Квартальнова и В.М. Козырева туристская индустрия - экономическая система, состоящая из комплекса отраслей и подразделений, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений.2 Согласно Федеральному Закону от 24 ноября 1996 года № 132 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристская индустрия представляет собой совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.3 Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что туристская индустрия – это отрасль экономики, состоящая из множества связанных между собой элементов и функционирующая для удовлетворения потребностей туристов. Схематично элементы туристкой индустрии можно представить следующим образом (рис.1.1): Рис 1.1. Структура туристской индустрии4 Для большей части стран мира туризм является главных источником доходов (один из 5 основных источников дохода для 83% государств, главный источник дохода для 38% государств). Отрасль туризма является лидером по числу образованных рабочих мест, количество которых с каждым годом неуклонно растет. Во всем мире в 1998 году количество работников сферы туризма насчитывало 115 млн. человек, когда как к 2020 году планируется рост этого показателя до 550 млн. человек. На данном этапе развитие туризма в разных странах происходит неравномерно. Обычно туристы выезжают из стран с высоким экономическим развитием. Эти страны считаются поставщиками туристов. К таким государствам относятся те, где процент выезжающих за границу людей превышает 10%. Число этих стран не является большим ( около 16-20), но оно постоянно растет. С недавних пор в их число вошли такие страны, как Китай, Республика Корея, Сингапур и пр. В основном, страны, которые считаются поставщиками туристов, являются и основными странами, которые их принимают. То есть основное количество туристов едут отдыхать в те страны, откуда возвращаются основное количество людей. Некоторая доля этого потока отправляется и в высоко развитые страны, когда как туристы из развитых стран напротив немногочисленны. Что касается России, то на протяжении трех лет происходит увеличение внутренних туристических потоков. За последние года ситуация выглядит следующим образом (рис. 1.2). Рис 1.2. Соотношение выездных и въездных поездок по России за 2014-2016 гг., тыс.чел. Тем не менее, хоть туризм в России и считается отраслью, которая неуклонно развивается, вклад этой отрасли в экономику страны незначителен –доля туризма в ВВП составляет 1,5%. Анализ платежного баланса страны показал, что в первом квартале 2017 года иностранные туристы принесли нашей стране $1,5 млрд., что на $0,3 млрд. меньше, чем в первом квартале 2016 года. Российские граждане за границей в первом квартале 2017 года потратили $4,1 млрд. ($7,4 млрд в первом квартале 2016 г.). В общем, за 2016 год на поездки за границу россияне потратили $34,9 млрд. По сравнению с 2015 годом эта цифра снизилась на 30,7%. Иностранные граждане же потратили на отдых в России $8,5 млрд (-28,0% по сравнению с 2015 г.). Для такого комплекса необходима сложная система управления. Процесс управления сферой туризма в нашей стране определяется следующей организационной структурой, на каждом уровне которой решаются определенные задачи. (рис. 1.3). Рис. 1.3. Структура? управления? туристской? индустрией РФ5 Общее руководство туристским комплексом страны осуществляет Правительство РФ. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма.6 Руководителем является Олег Петрович Сафонов. Федеральное Агентство по туризму с 2012 года подчинено Министерству культуры РФ. До 2012 года оно входило в состав Министерства спорта, туризма и молодежной политики. Для осуществления согласованных действий Минкультуры России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в мае 2012 г. создан Координационный совет по туризму. Он осуществляет: * разработку принципов и механизмов участия субъектов Российской Федерации в реализации федеральных целевых программ; * разработку эффективных механизмов обеспечения информационного обмена в сфере туризма на федеральном и межрегиональном уровнях; * обсуждение актуальных проблем развития туристской отрасли в Российской Федерации. В Государственной Думе образовываются комиссии и комитеты. Их деятельность базируется на принципах гласности и обсуждения. Вопросы, связанные со сферой туризма отнесены к компетенции Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.7 Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания. Совет Федерации создает комитеты из членов палаты. Относительно области туризма функционирует Комитет Совета Федерации по социальной политике. К вопросам ведения Комитета Совета Федерации по социальной политике применительно к сфере туризма относятся: * государственная политика в сфере туризма, формирование правовых основ единого туристского рынка Российской Федерации, а также определение приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; * международное сотрудничество в области туризма.8 Также в Российской Федерации функционируют центральные экономические ведомства. Например, Министерство экономики РФ вместе с другими министерствами готовит свои предложения относительно межправительственных договоров, которые координируют деятельность туристских организаций, принимает участие в разработке направлений валютно-кредитной политике. Такие структуры, как Государственный таможенный комитет (ГТК) и Российское агентство международного сотрудничества и развития (РАМСИР), контролируют соблюдение интересов России в сфере туристской индустрии. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации государственную власть формируют по принципу разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В сфере туризма органы государственной власти субъекта Российской Федерации обладают полномочиями по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъекте Российской Федерации. 9 Субъекты наделены правом принятия нормативно-правовых актов, которые регулируют туристскую деятельность, в том числе уточнять полномочия соответствующих органов. Органы местного самоуправления. Конституция РФ гласит, что местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти. Органы местного самоуправления (МСУ) могут обладать часть государственных полномочий в сфере деятельности туризма. В Федеральном Законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отмечено, что органы МСУ должны создавать условия для развития туризма. Что касается вопросов местного значения, то здесь органам МСУ необходимо создавать условия для отдыха местных жителей, обустраивать места массового отдыха населения, обеспечивать населению доступ к водным объектам, организовывать отдых детей во время каникул. В настоящее время происходят изменения в законодательстве, которое регулирует туристскую деятельность. С 01.01.2017 произошло изменение в разграничении полномочий в индустрии туризма. В соответствие с Федеральным Законом № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» были приняты серьезные изменения в действующий закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В том числе было введено разграничение полномочий, касающихся сферы туризма, между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. До этого момента законодательного закрепления разграничения полномочий в сфере туризма между уровнями власти не существовало. Были лишь определены принципы, цели, приоритетные направления развития и способы государственного регулирования деятельности по туризму. Определение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере туризма. На Федеральном уровне: * № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Ст. 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности; Ст. 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности; * Статья 3.1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма; На уровне Субъектов РФ: * № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Ст. 26.3 п. 2 пп. 30.1. Создание благоприятных условий для развития туризма в субъекте Российской Федерации; * Статья 3.2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации; На уровне местного самоуправления: * № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Ст. 14.1, 15.1, 16.1. Права органов местного самоуправления :создание условий для развития туризма; * Статья 3.3. Права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма; Соотношение прав и полномочий уровней власти в сфере туризма смотри в Приложении 1. Из таблицы можно сделать вывод, что органы местного самоуправления не обладают практически никакими полномочиями в сфере туризма, что явно затормаживает степень развития туризма на муниципальном уровне. 1.2. Нормативно-правовая база Состояние нормативно-правового регулирования сферы туризма в России направлено на: - развитие и реализацию правовых норм для повышения гарантий и эффективности защиты прав и интересов потребителей; - повышение экономической ответственности туристических операторов и туристических агентов за нарушение гражданско-правовых обязательств; - появление нормативных правовых актов, регламентирующих классификацию и стандартизацию различных сегментов сферы туризма; - совершенствование правового регулирования в области безопасности; - формирование правовых основ саморегулирования на туристском рынке (развитие нормотворчества союзов, ассоциаций туроператоров); - комплексность нормативно-правового регулирования (наличие «туристских норм» в смежных отраслях); - развитие регионального правотворчества; - гармонизацию законодательства нашей страны и иностранных государств.10 В Российской Федерации к нормативно-правовой базе, которая регулирует сферу турима, относят: - Конституцию РФ; - международно-правовые акты; - федеральные законы; - указы Президента РФ; - постановления Правительства РФ; - нормативные акты министерств и ведомств. Основными документами, регулирующими развития туризма в Российской Федерации, являются: * Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы11. В Программе прописаны пути развития культуры и туризма в Российской Федерации до 2020 года. Данная Государственная программа представляет собой список мероприятий и инструментов политики государства, которые обеспечивают достижение её приоритетов и целей в области культуры и туризма. К концу 2015 года благодаря Программе была оказана поддержка ряду значимых мероприятий в России. Также был осуществлен комплекс мероприятий, связанных с сохранением объектов археологического наследия, которые пострадали от паводка на Дальнем востоке в 2013 году. Были проведены ремонтные и реставрационные работы объектов культурного наследия («Музей-усадьба Г.Р. Державина», «Лермонтовская галерея», «Школа В.Д. Поленова»). В 9 округах малых и средних городах РФ федеральные музеи провели 252 выставки, каждая из которых поводилась не менее чем на 2-3 площадках. * Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»12. Главная цель ФЦП – повысить конкурентоспособность рынка туризма в России сделать так, чтобы он соответствовал качеству оказания туристских услуг иностранным и российским гражданам. К нормативно-правовой базе, регулирующей международный уровень, относят: * Манильская декларация по мировому туризму от 27.09.1980 (принята Всемирной конференцией по туризму)13. В декларации прописаны перспективные направления развития туризма и советы властям и организациям по решению вопросов развития туристской деятельности; * Гаагская декларация по туризму (принята Межпарламентской конференцией по туризму 10-14 апреля 1989 г.)14. В этом документе содержатся механизмы развития туристкой деятельности и ее отдельных отраслей. Также большое значение уделяется проблемам туристов и их решению; * Хартия туризма 1985г. (принята Всемирной туристской организацией)15. В хартию входит Кодекс туриста. Кодекс включает в себя правила поведения туристов, их права и обязанности и т.д.; * Международная конвенция по контракту на путешествие (принята Генеральной Ассамблеей ФУААВ и на совете МГА в 1970 г.)16. Конвенция содержит в себе основные условия, которые прописываются в договорах между туристом и организатором путешествия; * Международная гостиничная конвенция17. В Конвенции прописаны основные условия договоров. На федеральном уровне сферу туризма регламентируют: * Конституция РФ18. Служит основой всего законодательства в сфере туризма. Так, в ст.27 сказано, что каждый человек имеет право на передвижение по территории страны, право свободно выезжать за её пределы. В ст. 41 говорится, что люди имеют право на охрану здоровья. Согласно ст. 44 граждане могут принимать участие в культурной жизни, пользоваться учреждениями культуры, иметь доступ к культурным ценностям. Стоит сказать, что одним из важнейших условий туризма является качество окружающей среды, а также объективные сведенья о ее состоянии. (ст. 42). Важно то, что РФ даёт гарантию своим гражданам защищать их и оказывать покровительство за её пределами. (ст. 61); * Гражданский кодекс РФ19. В этом документе обозначены права и обязанности предпринимателей, договорные отношения в сфере туризма. ГК РФ обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан, устанавливает правила об имущественном и рыночном обороте; * Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 М 2300-120. Всем известно, что одним из важнейших условий развития сферы туризма является высокое качество туристского продукта. В Российской Федерации многих туристов не удовлетворяет качество предоставляемых им услуг. Этот закон создан для регулирования отношений между всеми участниками предпринимательской деятельности и людьми, которые заказывают определенные услуги. Закон содержит права потребителей, условия, на которых совершается поездка и т.д.; * Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Феде рацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ21. Документ содержит этапы оформления и получения документов, необходимых для выезда и въезда в Россию; * Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 № 4730-122. В законе определен порядок установления границы государства, принципы её защиты и охраны. Обозначены условия пропуска лиц, товаров и т.д.; * Постановление Правительства РФ «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов» от 24.01.1998 № 8323. В Постановлении идет речь о силах постоянной готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используемых при оказании необходимой помощи туристам, находящимся в бедствие в пределах границы конкретного субъекта РФ; * Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий её оформления и выдачи, продления срока её действия, восстановления её в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» от 09.06.2003 № 33524.В постановление прописаны разновидности виз и их категории, этапы оформления виз. Описан порядок их продления. Также определен перечень документов, необходимых к предоставлению иностранными гражданами для получения визы; * Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму» от 31.12.2004 № 90125. В документе описано, что Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) – федеральный орган исполнительной власти, который занимается оказанием государственных услуг, управляет государственным имуществом, оказывает правоприменительные функции в области туризма; * Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» от 18.07.2007№ 45226. В постановлении определены этапы оказания услуг по реализации туристского продукта, требования к организациям, ведущим туристскую деятельность. Описан процесс заключения, исполнения и расторжения договоров, касающихся турпродукта. Также прописан порядок предъявления претензий и ответственность сторон по договору о реализации туристского продукта; * Приказ Федерального агентства по туризму «Об утверждении типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации» от 11.07.2007 № 6627. Документ содержит конкретную структуру Программы. В нее входит: паспорт Программы; общие положения; состояние области туризма; динамика развития; оценка нынешнего состояния сферы туризма; цели, задачи и сроки реализации данной Программы; система мероприятий; механизмы, через которые будет реализована та или иная Программа; обеспечение необходимыми ресурсами; организацию управления Программой; список мероприятий Программы; объем и источники финансирования; * Приказ Федерального агентства по туризму «Об утверждении Регламента Федерального агентства по туризму» от 20.08.2009№ 190 28. Данным приказом определена иерархия и расписание Агентства. Описаны служебные полномочия, которыми обладают руководители и заместители Агентства, описаны этапы подготовки и оформления решений Агентства и др. Несмотря на то, что в нашей стране существует такая основательная нормативно-правовая база в области туризма, многие эксперты утверждают, что в нашем законодательстве существует ряд нерешенных проблем: * Теоретически чёткое разграничение полномочий между Российской Федерацией и её субъектами в области государственного регулирования туризма существует, но плохо реализуется на практике; * уровень защиты прав и интересов туристов является недостаточным (это связано с тем, что в законодательстве отсутствуют подробные положения ,в которых были бы определены: порядок заключения, исполнения и прекращения договора оказания услуг по туристскому обслуживанию; права и обязанности сторон по договорам, а также ответственность за нарушение его условий организациями и туристами). * отсутствует механизм финансового обеспечения ответственности туристских организаций (финансовых гарантий) * отсутствие на федеральном уровне законоположений, которые устанавливают правила, по которым работают предприниматели в сфере клубного отдыха, гостиничной и экскурсионной деятельности. * слабый уровень поддержки государства в области государственного регулирования внутреннего и въездного туризма (отсутствие льгот по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, а также для инвесторов, вкладывающих средства в строительство гостиниц и иных предприятий туристской индустрии на территории РФ; отсутствие механизма субсидирования субъектов туристской индустрии, предоставляющих услуги в области социального туризма (для социально незащищённых слоёв населения и т.д.). * отсутствуют правовые основы саморегулирования в области туристской деятельности. Для того, чтобы усовершенствовать существующее законодательство, необходимо создание правовых актов, которые касались бы всех секторов развития области туризма. В настоящее время поддержка пространственного развития туризма в нашей стране со стороны государства осуществляется на основе двух действующих механизмов, определяемых положениями федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 ? 2018 годы)" (далее?ФЦП), регламентирующей использование кластерного подхода, и положениями ФЗ-116 «Об особых экономических зонах».29 В ФЗ «Об особых экономических зонах», который был принят 22.07.2005 г. (ред. от 3.07.2016 г. N 361-ФЗ.), содержится определение особых экономических зон (далее - ОЭЗ). Согласно ему, ОЭЗ – это то часть территории страны, на которой действует особый (преференциальный) режим осуществления предпринимательской деятельности.30 Ключевой целью создания ОЭЗ в РФ являлась диверсификация российской экономики и ее инновационное развитие. Основными принципами создания ОЭЗ являются: * окупаемость с экономической точки зрения; * высокий уровень технологичности и эффективности; * современная инфраструктура; * высокоэффективные методы управления; * комфортные условия, необходимые для работы и отдыха. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 67–73 было решено, что экономические зоны, относящиеся к типу туристско-рекреационных, необходимо создавать на двадцать лет. В основе функционирования таких зон лежит механизм государственно-частного партнерства с возможностью создания объектов инфраструктуры за счет средств бюджета Российской Федерации, субъектов РФ и объектов туристской индустрии на средства внебюджетных источников. Среди основных причин, препятствовавших развитию ОЭЗ ТРТ, эксперты выделяют: 1. Недостаточный объем финансирования, в том числе обусловленный кризисом; 2. Относительно небольшой объем льгот (пониженная налоговая ставка до 13,5 %; освобождение от уплаты земельного и налога на имущество в течение 5 лет (по сравнению с другими странами); 3. Нехватка квалифицированных специалистов; 4. Отсутствие оперативности в решении вопросов федеральными органами власти; 5. Низкая инвестиционная активность, обусловленная пониженным интересом среди инвесторов к ведению деятельности на территории туристско-рекреационной зоны, плохой информированностью инвесторов, в том числе иностранных о проектах. Из этого можно сделать вывод, что существует лишь один способ поддержания государством отечественного туризма – кластерный подход. 1.3. Кластер, как перспективное направление Термин «кластер» в Российской Федерации определен не только научным путем, но и несет в себе законодательную основу. Из Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", кластер - совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией. На данный момент времени нормативно-правовую базу развития кластеров образуют: * Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); * Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); * Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, утвержденные Министерством экономического развития от 26 декабря 2008 г. N 20615-ак/д19; * Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)" с изменениями и дополнениями от: 18 сентября 2012 г., 18 февраля, 18 декабря 2014 г.; * Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Во всех работах, которые посвящены развитию туризма, говорится о необходимости использования кластерного подхода, как основного на уровне региона. Из этого следует рассмотрение Методических рекомендаций по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, утвержденных Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19 (далее – Методические рекомендации). С помощью развития кластеров на территории Российской Федерации возможно повысить конкурентоспособность российской экономики и усовершенствовать механизм частно-государственного партнерства. Ключевые признаки кластеров и их индикаторы указаны в таблице 1.2. Таблица 1.2 Характерные признаки кластеров 31 Признаки Индикаторы Наличие сильных конкурентных позиций на международных и/или общероссийском рынках и высокий экспортный потенциал участников кластера (потенциал поставок за пределы региона) Высокий уровень мультифакторной производительности, высокий уровень экспорта продукции и услуг (и/или высокий уровень поставок за пределы региона) Наличие у территории базирования конкурентных преимуществ для развития кластера (выгодное географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, наличие специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, наличие необходимой инфраструктуры и другие факторы) Накопленный объем привлеченных прямых инвестиций Географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера, обеспечивающая возможности для активного взаимодействия Показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона Широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и организациях, входящих в кластер Наличие эффективного взаимодействия между участниками кластера, включая, в том числе, использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практику координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках В Методических рекомендациях прописаны и ключевые направления, способствующие развитию кластеров. Эти направления возможно реализовать федеральными и региональными органами власти, а также органами местного самоуправления (рис.1.4) Рис.1.4. Основные направления содействия развитию кластеров32 Предположительно, инициаторами формирования организаций, занимающихся развитием кластеров, а также осуществлением предоставления субсидий на мероприятия о развития кластеров будут выступать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Говоря об использовании кластерного подхода с точки зрения развития туризма, в Методических рекомендациях из пяти типов кластеров особое место выделено туристическому кластеру, формирующемуся на основе туристических активов в регионе и состоящему из организаций разной направленности, обслуживающих туристов. Также говорится, что «Основными направлениями предоставления методической, информационно-консультационной, образовательной поддержки развития кластеров, осуществляемыми Министерством экономического развития Российской Федерации, будут являться … предоставление информационной поддержки в продвижении бренда кластеров, направленной на привлечение иностранных инвестиций, содействие экспорту производимых на территории кластера товаров и услуг, а также развитие внутреннего и въездного туризма, - в том числе с использованием инфраструктуры торговых представительств Российской Федерации за рубежом».33 Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что условия, необходимые для внедрения кластерного подхода с целью развития туризма на территория РФ существовали еще с 2008 года. Несмотря на то, что туристские кластеры представляют собой с теоретической точки зрения однородные тождественные структуры с набором общих и специфических характеристик, в практической плоскости весьма дискуссионным остается вопрос о научно-обоснованных подходах к возможной классификации кластерных объединений в сфере туризма и гостеприимства.34 В зарубежной практике особой популярностью пользуется классификация кластеров, введенная в 90-х годах двадцатого столетия немецким ученым J?rgMayer-Stamer. Схема этого научного подхода изображена на рисунке 1.4. Рисунок 1.4. Универсальная классификация кластеров (согласно J?rgMayer-Stamer)35 Первая «итальянская модель» изначально была названа относительно промышленных районов Италии. В таких кластерах задействованы преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса, имеющие высокую специализацию и конкуренцию. Для этой модели характерен высокий уровень кооперационных связей и скорость их взаимодействия между субъектами рынка. Такая кластерная система является очень эластичной, благодаря чему возможно быстро реагировать на всевозможные изменения рынка. Кластеры «hub-and-spoke» - кластеры, в которых допускается сотрудничество между крупными, иногда даже транснациональными, корпорациями с предприятиями малого и среднего бизнеса на определенной локации. В кластерах-сателлитах существенно преобладает малый и средний бизнес, который зависит от внешних организаций в кластерной структуре, что приводит к упадку эффективности ведения коммерческой деятельности в тандеме. В российской и иностранной практике проводилось огромное количество исследований с целью выявления представлений о предпосылках соз....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: