VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Художественные объединения в русском искусстве начала XX века

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007067
Тема: Художественные объединения в русском искусстве начала XX века
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

                             высшего образования

                      «Курский государственный университет»



Факультет Художественно-графический 

Специальность Живопись

Кафедра художественного образования и истории искусств



                                        КУРСОВАЯ РАБОТА 

                                               по дисциплине

                     История отечественного искусства и культуры

На тему : Художественные объединения в русском искусстве начала XX века. Основная характеристика

                                                                             

                                                          

                                                             Обучающейся   6 курса

                                                                  очной  формы обучения 

                                                              направления подготовки/специальности: 

                                                                          «Живопись»

                                                             направленность(профиль)/специализация

                                                                      «Станковая живопись»

                                                                    Родионовой С.В.

                                                       Руководитель: д.п.н. ,проф.,    Шабанова М.Н.

                                                                                           

                                           Курск ,2017

Содержание 

Введение

Глава 1.Художественное объединение «Мир «искусства». 

             1.1.История возникновения и особенности группировки

             1.2.Характеристика творчества участников «Мира «искусства».

Глава 2.Символизм в русской живописи. Объединение  «Голубая роза»

Глава 3. «Бубновый валет».

             3 .1.История объединения…………………………………………..12-17

             3.2.Влиятельные художники  «Бубнового валета»……………….18-29

Выводы…………………………………………………………………..……….30

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………...32

Приложения

























Введение 

  Начало 20 века было важным периодом в истории русского искусства и ознаменовалось появлением множества новых идей в обществе,а значит и в творчестве всех деятелей искусства того времени. Во многом на это повлияли настроения в разных слоях населения под влиянием значительных перемен в русской истории .Многие  новшества в искусстве появились также под влиянием иностранных художников. Все это послужило толчком к  появлению модерна, символизма ,примитивизма , авангарда в живописи. 

   Новые художественные группы : «Мир искусства», «Голубая роза», «Ноль-десять», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» выражали новые идеи в среде интеллегенции  и достаточно быстро меняли свое главенствующее положение  в идейном влиянии на общество. Также некоторые художники переходили в другие группы, создавали свои, меняли свои художественные идеи в течении жизни.

  Важной причиной возникновения новых  идейных течений состоит также в том, что религия утратила свое былое значение ,в обществе назрел кризис морали и мировоззрения с верой в лучшее .Это  привело к новому переосмыслению  ценностей и приоритетов в обществе .Отсюда и появление печальное, утопическое образов искусства в искусстве того времени,больше связанных с историей ,литературой и внутренним ,духовным состоянием человека.

  За Серебрянный век,в течении буквально примерно 20 лет, в русском искусстве успело образоваться и сойти на нет несколько важных группировок. 

    Данная курсовая работа состоит из трех  глав

   Глава 1.Художественное объединение «Мир «искусства» посвящена его роли в искусстве начала века. Ведь именно оно дало идейное начало и последующим течениям . В пункте 1.1. «История возникновения и особенности группировки» пойдет речь о важнейших событиях в истории этого объединения ,истоках возникновения и влияния на творчество его  художников .Пункт  1.2. «Характеристика творчества участников «Мира «искусства» будет целиком посвящен самым  влиятельным художникам группировки : Врубелю,Рериху ,Борисову-Мусатому и Сомову , особенностям их картин  и излюбленным сюжетам в творчестве. 

   Глава 2. «Символизм в русской живописи. Объединение  «Голубая роза» посвящена творчеству деятелей этого объединения и основным идеям ,еще больше ушедших к символизму и отрицанию действительности. Также будут для примера проанализированы картины  нескольких членов объединения.(Кузнецов,Сарьян,Крымов,Петров- Водкин)

  Глава 3. «Бубновый валет». будет целиком посвящена одному   из самых новаторских и влиятельных объединений «Бубновый валет» В  пункте 3.1.»История объединения» я расскажу о том ,как было положено начало  этой группе со специфичным названием и о том,как из нее потом образовались  другие-«Ослиный хвост», «Маковец» и другие. В следующем пункте 3.2. «Влиятельные художники  «Бубнового валета» я рассмотрю творчество таких  художников ,как Кончаловский, Машков, Лентулов, Гончарова и Ларионов.Их объединяло увлечение примитивизмом,традиции которого были взяты из авангардного искусства  Европы. Соединении с русским городским фольклором способствовало возникновению авангарда- следующего этапа в русском  искусстве.

 Цель моей курсовой работы заключается в анализе творчества художников объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и  «Бубновый валет» и значению  каждого из них для русского  искусства XX века.

Задачами моей курсовой работы являются: 

1.	расширение теоретических знаний в соответствии с моей темой, 

2.	 описать особенности самых известных художественных объединений того времени 

3.	формированию  основных моментов  истории этих объединений 

4.	выявление основных направлений и тенденций  в искусстве Серебрянного века

5.	Более детальное рассмотрение  творчества самых известных художников этой группе : Врубеля,Рериха ,Борисова-Мусатова ,Сомова Кузнецова,Сарьяна,Крымова,Петрова- Водкина ,Кончаловского, Машкова, Лентулова, Ларионова

   Для раскрытия данной темы и  доказательства  актуальности поставленной проблемы я буду опираться на труды искусствоведов, занимавшихся этим вопросом .

 Среди русских деятелей искусства были и теоретики,занимавшиеся проблемами искусства того времени,понятиями символа.Так  Бенуа А.Н. в «Истории русской живописи в XIX веке»пишет о истории русского искусства того времени,в частности рассказывая о творчестве художников  -символистов –Врубеля,сомова,Борисова-Мусатого. А. Белый в  книге «Символизм как миропонимание» говорит о проблемах символа,связанных с этим идейным направлением

    Описывая творчество влиятельных художников того времени и художественных объединений,  я опиралась на книгу Г.Г.Поспелов «Бубновый валет», где он подробно рассказывает об этом обществе,выявляет особенности  письма каждого художника,влияние художников друг на друга,давая собственную оценку работам художника и их творчеству в целом.В научно-популярном сборнике «Панорама искусств»,в статье  Г.Поспелова «О валетах бубновых и валетах червонных» он подробно описывает историю первой выставки «бубнововалетцев».Более подробно он останавливается на творчестве Ларионова,как самого новаторского из всех художников этого объединения.

   Другой теоретик Сарабьянов Д.В. в своей книге «Русская живопись. Пробуждение памяти» затрагивает проблему становления и развития авангардного искусства в России.Этому посвящены II и IV главы его книги,в частности  подглавы «К вопросу о символизме в русской живописи» , «Павел Кузнецов и традиции русской живописи», «К своеобразию живописи русского авангарда начала XX века»,»Авангард и традиция», «Русский авангард перед лицом религиозно-философской мысли»,  «Неопримитивизм в русской живописи и футуристическая поззия 1910-х годов»

 О творчестве отдельных  художников «Бубнового валета» написаны такие книги ,как Перельман В.Н.  Илья Машков,Семенова Т. Кончаловский,Минин В. Аристарх Лентулов .

 Другой ,более современный автор Неклюдова М.Г. в книге «Традиции и новаторство в русском искусстве XIX- начала XX века» затрагивает проблему связи творчества художников данного объединения с традиционным русским искусством .Об этом она пишет в главе 16 «Древнерусские и народные художественные традиции в творчестве Н.С. Гончаровой, В Е.Татлина  и мастеров «Бубнового валета»

   Темы и стиль творчества модернистов,символистов и примитивистов были новаторскими как в русском искусстве, так и в зарубежном. Каждый художник  был индивидуален и даже неповторим в раскрытии своих идей,выбирал свою тематику ,через которую образно доносил свои мысли до зрителя. Такое появление некоторых направлений авангардного искусства 20 века произошло под влиянием этого направления в искусстве. 

   Конечно ,многое наши художники начала 20 века  взяли не только из отечественных традиций ,но и  из творчества  европейских символистов П де Шеванна, Г.Моро,кубистов и фовистов Матисса,Брака,Пикассо,а также Сезанна,Гогена и немецких экспресионостов.Но в итоге совмещения всех влияний «мирискустники» ,голуборозовцы »,«бубнововалетцы» создали произведения искусства ,передающие их индивидуальные впечатления ,идущие в ногу со временем и ставшие несомненными шедеврами мирового художественного искусства.





















Глава 1.Художественное объединение «Мир искусства»

     В конце XIX века художественная жизнь в России была полна новыми идеями и занимала важное место в жизни общества. Развивались и впитывали в себя новое все виды искусства. Люди стали больше интересоваться  выставками и аукционами, газетами и журналами , в которых теперь становилось больше рублик о культуре и  искусстве .Возникали новые художественные объединения, которые отличались своей идеологией и целями. Но для всех них было характерно донести до людей мысли и идеи, развивающиеся или только зарождающиеся тогда в обществе.

     Одним из самых крупных и значительных было объединение «Мир искусства», идейное начало которому было положено в 1887 году с образования группы «Невские пиквикианцы»,куда вошли Бенуа, Сомов, Философов, Нувель. К  1898 году эта группа становится уже влиятельной, чему способствовало вхождение туда Дягилева и Бенуа.

     В этом году состоялось их выступление на Выставке русских и финляндских художников. ,где также приняли участие А. Васнецов, К. Коровин, Нестеров, Левитан, Рябушкин, Серов

     В том же 1898 году и начал выходить периодический журнал “Мир искусства”, финансируемый С. И. Мамонтовым и М. К. Тенишевой. Главным редактором его стал С. П. Дягилев.

     Значение для просвещения масс он имел огромное, так как характер и идейное содержание этого издания определяли сами художники. Можно сказать ,что для русских людей заново открыты целые периоды искусства, стали знакомы зарубежные живописцы и графики. Здесь печатались и статьи заграничных писателей  М. Либермана, М. Метерлинка, Д. Рёскина,  Р. Мутера, Ф. Ленбаха. Вместе с тем начал возрождаться интерес и к декоративно-прикладному творчеству, древнерусскому искусству ,так здесь возрос интерес к театру и оформлению постановок и спектаклей.

    Целые номера изданий посвящались и русским художникам того времени  — В. Васнецову, Репину, Серову, Левитану, ,Е. Поленовой, Малютину, которые также здесь печатали свои статьи. 

      Особое внимание редакция уделяла оформлению обложек, рамок, художественных репродукций, заставок, чем занимались Бакст, Сомов, Лансере, Добужинский ,талантливые художники иллюстраторы,что также дало толчок в развитии графики и полиграфии в России .

  В 1899 году состоялась Первая международная выставка журнала “Мир искусства”. Здесь помимо наших участвовали и выдающиеся художники из Европы тех лет, например ,П. де Шаванн. Э. Дега, К. Моне, О. Ренуар, тем самым давая толчок к дальнейшему развитию символистических идей в русском искусстве.

     Благодаря появлению журнала “Мир искусства” и выставкам 1898— 1899 годов выявился круг молодых художников, симпатизировавших направлению журнала.

    К 1900 году круг художников « Мира искусства» включал в себя многих талантливых деятелей искусства :Бакст, Александр Бенуа, Билибин, Браз, Врубель, Головин, Грабарь, Добужинский. К. Коровин, Лансере, Малютин, Малявин, Остроумова, Пурвит, Рерих, Рущиц, Серов, Сомов, Ционглинский, Якунчикова и Яремич принимали участие в его деятельности даже Репин, В. и Е. Поленовы, А. Васнецов, Левитан, Нестеров, Рябушкин участвовали вместе с ними в выставках того времени.Несмотря на то ,что их искусство ближе идеям реализма,именно они дали основу для рождения новой группы художников

     Объединение “Мир искусства” представляло собой не случайное явление, а такое ,которое должно было возникнуть в это время . 

     А.Н. Бенуа писал, что все, сделанное мирискусниками, “вовсе не значило”, что они “порывали со всем прошлым”. Напротив, утверждал Бенуа, самое ядро “Мира искусства” “стояло за возобновление многих, как технических, так и идейных традиций русского и международного искусства”. Например ,те же Васнецов, Коровин ,Головин ,Васнецов изображает в своих картинах русский фольклор, Головин известен как театральный декоратор, Коровин как очень изобретательный и трудолюбивый мастер не только живописного, но и декоративного творчества.[2,387-395]

  Н. К. Рерих заявлял, что именно эта организация “подняла знамя для новых завоеваний в сфере  искусства”. [7]

   “Мир искусства” прекратил свое существование в 1903 году, но в  1910 году вновь возник ,уже без участия  Дягилева..

     Можно сказать ,это объединение выражало содержание символизма ,как направления в искусстве ,но с его переосмыслением в России. Мирискуссники были убеждены ,что творчество не должно быть стеснено оковами общественного мнения ,а должно было выражать личные переживания  и мысли художника. Также оно призывало отказаться от наследия 19 века, живущих тогда в обществе идей реализма. Многие из них жили и грезили прошлым, народным искусством, воскрешая интерес народа  к этим темам ,но в то же время и уводя его в мир меланхолии, бессильности, воспоминаний. Этот декаданс  особенно четко выразилось в творчестве Врубеля ,Сомова, Борисова -Мусатого.

     Одним из первых символистов , творчество которого было поначалу не понято русской общественностью, был  М.А.Врубель (1856-1910) Он был одним из лучших учеников Чистякова и перенял его систему рисования. Поэтому фигуры и предметы в его картинах подчеркнуты и имеют свой некий внутренний каркас ,на который и наложены для предания объема крупные мазки –та техника ,которой в совершенстве овладел художник.

     Талант и новаторство Врубеля проявились в его работе над фресками в Кирилловском монастыре в Киеве. При их создании он работал с натуры и придавал фигурам людей на изображении чувственность, которую он смог донести до зрителя неземной ,отстраненной ,божественной. Но в то же время это иконописные образы, созданные по традиционным канонам. Так по своему он понял и передал во фреске смысл древнего искусства

    Можно заметить ,что большое влияние на творчество Врубеля имели мастера Ренессанса и такие русские художники, как Репин, Суриков, Иванов, Ге ,которые работали над библейскими и историческими полотнами, показывая на своих полонах напряжение, сильные чувства, характер людей. Но сюжеты для картин он находит в литературных произведениях ,русских сказках и былинах, легендах, наполненных мистикой и далеких от реальности. [2, 403-409]

    У каждого его персонажа будь то «Демон сидящий», «Пан», «Царевна-Лебедь», «Принцесса Греза» есть свой внутренний мир ,который автор смог донести до зрителя, но все они уводят нас куда –то вглубь полотна, заставляют нас задуматься о чем-то, взглянуть на мир более печальным , отстраненным взглядом, как у «Демона» или зовут нас туда, в сказку ,как «Царевна-Лебедь»

    Известно, что Врубель вдохновлялся музыкой Известного тогда композитора Римского-Корсакова. Он воплощает таинственные образы его опер ,они помогают воплотить им задуманное.

    В этих образах есть чувство неудовлетворенности и тоски ,так как автор душевную тревогу ,не находя идейной опоры в окружающих. Отсюда такая печаль и отрешенность  у всех людей и персонажей мифов и сказок. Но ,однако ,он не теряет и реальной основы в этих образах. Например, образ Пана это образ русского крестьянина, дикого, костного, но внутренне очень сильного стойкого ,с тревогой смотрящего на зрителя.

    В своих работах он доносит до зрителя как  свои внутренние неразрешимые вопросы, так и волнующие русское общество в целом. Так он затрагивает тему призвания художника в полотне «Пророк». Ангел с мечом вкладывает в сердце Иезикиля способность доносить до людей мысли и события ,которые будут ими не поняты, тем самым обрекая себя на муки и одиночество.

    Одним из самых психологичных его портретов это «Портрет Валерия Брюсова»(см.приложение 1),воплощающего в себе декаданта, нового интеллигента того времени. Поэт стоит, погрузившись в свои мысли, закрываясь от окружающей действительности, скрестив рука на груди. Сразу бросается в глаза его взгляд ,полный грусти и неверия в лучшее.. Сама его поза скованная, замкнутая, полностью видно только лицо, где мы м можем прочитать все те чувства ,которым наполнен сейчас его ум.

     Но главный персонаж в его творчестве это Демон, некий «сверх-человек»из философии Ницше, наделенный индивидуальностью и поэтому страдающий от непонятости и одиночества. Создавая  полотна и скульптуры на эту тему, Врубель сам переживал эти страдания ,многократно переписывал картины, понимал их безобразность, несовместимость с жизнью. Тем самым он не становится первым художником, который смог воплотить этот трагизм декаданства в картинах и образах

   Много мифических, исторических образов присутствует и в картинах и такого выдающегося живописца, писателя ,философа как Н.К.Рерих (1874-1947)

  Он учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, слушал лекции на историко-филологическом факультете и в то же время  посещал классы Академии художеств ,где его преподавателем был  Куинджи, что имело большое влияние на его творчество. Отсюда и прекрасные композиционные решения в картинах Рериха ,их подчиненность основной художественному  образу каждой картины.

   Рерих с малых  лет интересовался археологией и русской историей, в более старшем возрасте занимался изучением славянских древностей, участвовал в раскопках. Соединив археологию и искусство, Рерих создал множество этюдов и пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других русских городов.

   Позже у него появляется  интерес к Востоку. В более поздних его работах встречается много горных ,восточных пейзажей  дающих ощущение  присутствия здесь таинственной энергии и силы, духовной красоты

   В 1900 — 1901 гг. Рерих учился  в студии исторического живописца Фернана Кормона в Париже.  Но своим духовным учителем он считал известного французского мастера Пюви де Шаванна, который оказал большое влияние на стилистическую манеру художника. Одной из первых работ, начатых Рерихом в Париже, была картина “Идолы” 1901 г. У этих мастеров он перенял идеи модерна и активно использовал в своем творчестве  декоративность, живые краски, преобладание растительных орнаментов .Тем самым он соединяет новое направление в искусстве и русское –народное  творчество.

   В 1900 - 1903 гг. он участвовал в выставках “Мира искусства” в Москве, и “Современного  искусства” в Петербурге. После этих выставок Рерих сближается с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым и  начинает сотрудничество с  организацией “Мир искусства”. В следующем году художник становится участником нового  “Союза русских художников”.

   Позже Рерих увлекся прикладным искусством и оформлением интерьеров, разработал три панно для интерьера комнаты, выполненные в духе искусства народов севера: “Охота”, “Пляски” и “Олени”. В 1904 г. он работает над эскизом для мозаики “Александр Невский поражает ярла Биргера”. Так богато его художественное  творчество ,в котором он, однако, стремился донести до современников наше, русское –историю, характер и могущество нашей страны.

  Близки ему были и просветительские замыслы символизма. Он был убежден в высоком предназначении художника и искусства.  Художник сотрудничает с брюсовским журналом “Весы”, пишет для него статьи о задачах искусства. ,также делал для него иллюстрации

    С 1905 г. имел успех в выставках за границей : в Праге , в Вене, Венеции, Мюнхене, Берлине.

    В 1909 г. Н.К.Рерих был избран академиком Императорской Академии художеств и членом Реймской академии во Франции, а с 1910 г. Н.К.Рерих как уже большой мастер в новом направлении искусства  был избран председателем объединения "Мир искусства", заново возрожденного после его закрытия в 1903г.

   Октябрьскую революцию 1917 года Рерих не принял, написав на эту тему драму “Милосердие”. После закрытия  границы  между Финляндией и Россией, художник оказался за рубежом.

    Работая как в России ,так и за рубежом он многое сделал для развития науки и искусства .

   Он писал многочисленные статьи для журнала «Мир искусства», где поднимал проблемы развития искусства  в России. Так в статье «Художники» он пишет о культурном взаимодействии России и Франции, и с сожалением отмечает что: « Больно было на днях читать о том, что опять русским трудно живется во Франции.. Имеется столько незабываемых свидетельств о том, как понято было все русское именно во Франции»,-говоря о так о том, что имена многих русских писателей и художников уже утратили к тому времени свою значимость, которую имели в начале века [7].Многое делает в области теософии, ведет просветительскую работу в разных странах, призывая сохранять памятников истории и искусства 

  В последние годы жизни Рерих много работал как живописец. В 1942- 1943 годы он пишет  пейзажи Гималайских гор под впечатлением от Трансгималайской экспедиции, картины по сюжетам русских былин и сказаний. Им написано много исторических и культурологических трудов на тему восточных и русских культур (“Собрания сочинений” (1914) ,“Алтай-Гималаи”, “Сердце Азии и Шамбала” “Держава Света” (1931) , “Твердыня пламенная” (1933) и другие) 

    Еще одной  важной фигурой в развитии русского символизма был Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) .

   Еще в детстве он решил связать свою жизнь  с рисованием .1895-1898 гг. живет и учится в Париже, что сильно повлиял на дальнейшее развитие его творчества. Он впитал в себя новые идеи  французского искусства- живописную  систему импрессионистов и главенство образа символистов и модернистов.

   Очень известна его картина  «Автопортрет с сестрой» (1898), где в первый раз он попытался передать настроение ностальгии, недовольство реальным миром.  Это настроение выразилось через сине-зеленый  колорит, расплывчатость, задумчивость лиц и поз.

   Другой  узнаваемой его картиной стала «Водоем» (приложение2)Теплый воздух летнего вечера, водная гладь без ряби ,с отражениями облачного неба и  деревьев ,сидящие у воды две женщины, которые находятся в своей молчаливой печали .Подобные сцены стали обычными для его творчества. В его картинах есть романтическая мечта о прекрасном мире, в котором человек и природа едины.
   Созданный им мир это мир, обретающий опору в прошлом. Ведь в его творчестве образы людей наполнены тоской о прошлом ,ушедшему в небытие крепостничеству, ветхим старым усадьбам.

    Во многих его этюдах и картинах живет ощущение волнующей тайны .Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, Плавные, тихие  ритмы картин открывают нам излюбленные темы Борисова-Мусатова : природа и женские фигуры ,которые напоминают блуждающие душ, сны ,тот счастливый мир, которого уже нет.  Во всем этом  есть чувство  историчности. Помимо этого в них есть ,и предчувствие приближающихся резких  перемен в  жизни и обществе. Это роднит его с творчеством писателей А. П. Чехова, И. А. Бунина, А.Белого.

   По стилю и цветовому решению своих картин ему был близок К.А.Сомов(1869-1939)

   Этот художник вошел в русское искусство как мастер забавных, легких по своему содержанию картин, скорее схожих с иллюстрациями из жизни светской части общества XVIII века. Сомов  также был хорошим портретистом и мастером пейзажей, написанных с натуры. Но удивляет то, что на самом деле это был человек серьезный и вдумчивый, несмотря на тот жанр и стиль письма ,который он выбрал. Удивляет и то, что Сомов никогда не стремился стать культурным деятелем, он всегда был прежде всего художником.

   Его искусство отличается .к тому же, и строгой последовательностью ,изысканность в подборе цвета,  и отточенность мастерства, так как он стремился к совершенству до самой смерти. Сомова отличает мастерство в использовании отдельных деталей, штрихов целого. Например ,это красные каблучки туфелек его кавалеров и дам.

 Сомов  изображал людей похожими на марионетки, отказываясь показывать их зрителю во всей полноте души и реалистичности, он  подчеркивает  кукольность, скованность персонажей. Взгляды людей  обычно направлены на зрителя, и они красноречивее слов ,так как  сами они молчаливы. Одной из работ ,где это легко заметить является "Дама в голубом". Сразу бросается в глаза неестественность и неуместность жеста с рукой, взгляд с укором и даже равнодушием. Она как будто часть растительности за ее спиной, что резко делит изображение на две части, как будто здесь одна ,скрытая от взгляда жизнь, а там другая. Но чем больше внимания он уделяет созданию этой «маски»  на лицах ,тем более они становятся отталкивающими. Персонажи как будто живут своей внутренней жизнью внутри картины, не думая о том что «мертвы» внутри .[2, 417-419]

   Как истинный «мирискуссник», он любил прошлое, и большинство сюжетов его картин были из прошлого. Он родился в семье А.И.Сомова, крупного историка искусства, хранителя Эрмитажа, обладателя большой коллекции старой живописи и особенно графики. Пристрастие к прошлому художника выразилось не в бегстве в прекрасное прошлое, а в том что в реальном мире он находил свои, понятные только ему связи  прошлым. В некоторых его картинах присутствуют детали, связанные с его детством или жизнью его родственников. Как ,например, акварель "В детской" с  окном в сад и детскими игрушками выполнена с натуры ,но если внимательно присмотреться часы на стене стоят, а женщина и детей появляются лишь в зеркале. Для него это было воспоминание детства, которое прошло, но как мираж всплыла в отражении.

    Мир художника все более и более мечтателен, становится обычным в его работах настроения грусти и ностальгии, появляются эротичные сюжеты .

   Вокруг он находил непонимание и к концу жизни  уезжает в Нью-Йорк, а потом в Париж, где и скончался .

    Все эти художники работали в тот период истории, когда  Россией еще управляла царская власть. Но были только началом в революции искусства России ,вскоре на их сменят еще более противоречивые направления.





  







           2.Символизм в русской живописи. Объединение  «Голубая роза»

   Прошедшие революции принесли много новых мыслей для искусства и пищи для размышлений в кругах творцов и интеллигенции. Идейных направлений в этот Серебряный век искусства было много, но одни идеи со временем сменяют другие .Некоторые художники считали ,что искусство должно быть другим и еще больше в своих работах уходили в  отрешенность и разочарованность .Новый фурор был на выставках «Венок», «Салон Золотого руна» и особенно во время «Голубая роза».[3]

   Вдохновителем этого течения был  В. Э. Борисов-Мусатов. Его картины напоминают сны ,мечтания ,воспоминания, персонажи его картин  словно плывут мимо нас, живут какой-то своей непонятной нам жизнью.

   Оценивая эти образы в работах художников его круга  можно найти много общего с картинами некоторых знаменитых мастеров из Европы: «Женщину в шляпе» А. Матисса «Симфонию» П. Синьяка, «Голубых танцовщиц» Дега. Этими новыми зарубежными идеями  вдохновились и другие художники этой группы- П. В. Кузнецов, П.Уткин, Н. Сапунов, К.С. Петров-Водкин А. А. Арапов,  Н. П. Крымов, братья Н. Д. и В. Д. Милиоти, скульптор А.Т. Матвеев, , М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин. Все они были учениками Московского училища живописи, ваяния и зодчества.  

   В каждой их картине есть плавность ,текучесть  , музыкальность. Как многие творцы они стремились убрать из искусства вопросы, поднимаемые их предшественниками, реальную действительность и разум которыми жило искусство 19 века. 

    Главной своей задачей они мыслили создание всеобъемлющей картины, где синтезировались бы все виды искусства: живопись, музыка, архитектура, поэзия, театрально-декорационное искусство. Поэтому помимо музыкальности их картины наполнены и  поэзией, неоднозначными образами. Не чужда им и и декоративность(например Сапунов ,Кузнецов, Судейкин) ,а у некоторых даже контрастность локальных цветов(это присутствует в работах Сарьяна),Эти качества отличали их от художников «Мира искусства», более приближенных к реальности. «Голуборозевцев» больше привлекала  наивность детского восприятия ,не знающего внутренних мук и трагизма. Такая упрощенность в передаче мыслей и породило в дальнейшем русский авангард.

  Но история этой группы начинается немного ранее .Этой датой можно считать  1904 год, когда  художники организовали в Саратове выставку «Алая роза». Здесь символ «Роза» - это идущая из эпохи Средневековья тайна кода Вселенной. Но алый цвет как цвет реальности, плоти и крови перестаёт привлекать  художников и превращается в глубину водного пространства, сине-голубого оттенка. Отсюда и берет происхождение название этого объединения. Синий –цвет чистоты и вечности в христианстве еще с эпохи Средних веков ,цвет Христа и Девы Марии, С XIV века он становится любимым цветом в Европе -это цвет фресок Испании, Англии, Франции

   В эпоху  романтизма, идейного вдохновителя символистов, сине-голубой стал символом вселенского одиночества, непостижимого идеала. Эти оттенки часто встречаются у художников Европы в 19 веке-Сезанна ,Пикассо, Ван Гога, что дает настроение смерти веры в Бога, внимания к реальности

    В 1907 году в Торговом доме М. С. Кузнецова состоялась юбилейная выставка, знаменующая 10-летие группы молодых художников-символистов. С тех пор новое  направление  стало именоваться по названию выставки «Голуборозовским». Здесь собирались многие деятели московских символистских кругов, Брюсов, Бальмонт, А. Белый читали свои произведения, играли композиторы Скрябин, Ребиков, Спендиаров. Даже само оформление выставки в сине-зеленых тонах ,атмосфера отделенности от окружающего мира музыкой оркестра, запахами цветов создавали незабываемое ощущение у зрителей от увиденного.

  Еще одним важным событием для нового объединения стала первая русско-французская выставка 1908 года, которая называлась «Салон «Золотого Руна». Так сошлись в в одном пространстве искусство Франции, где символизм также занимал важное место ,и Россия. Среди иностранных художников были Боннар, Дега, Дени, Сезанн, Гоген, Ван Гог, Матисс, Ренуар, Руо, Майоль, Роден. Их влияние сделало творчество голуборозовцев еще более смелым  и декоративным. Художники всё дальше уходят от плодов цивилизации в мир древней степи ,жизнь Востока мир русского фольклора ,народная стихия ярмарок и балаганов .

   Вокруг выставки разгорелась много споров. Далеко не все приняли новаторские воззрения молодых художников. Торговый дом Кузнецова стал в обществе теперь «колыбелью символизма». 

   Следом за ним возникает общество «Свободная эстетика» -объединяющее и художников ,и поэтов ,и музыкантов, которые хотели дальнейшего развития искусства , общения и творческого взаимодействия. Среди ее членов были такие видные деятели искусства ,как, Белый, Волошин, Станиславский, Шаляпин, Судейкин, Морозов , Сарьян. Грабарь, Крымов, Кузнецов, Милиоти, Сапунов. Однако, вскоре их пути разошлись и каждый стал работать в своей области творчества и над отдельными заказами богатых меценатов.

   Известный исследователь «Голубой розы» И. Гофман, писал  «Спокойное величие русской реки, голубой красавицы-Волги, с высоким пронизанным солнцем лазурным небом над ней, словно приоткрыли этим художникам некую тайну Красоты и Гармонии».( что сама русская природа ,умиротворенность далей реки Волги, лиричность простых русских мотивов, послужили вдохновением для «Голубой розы», дали благодатную почву для роста идей символизма .Наиболее часто встречались мотивы воды и неба, с их бескрайностью ,текучестью и непостоянством.. Делалась попытка передать цветом мимолетность и многогранность человеческих чувств в переходных цветовых оттенках утра и вечера, и тех геометрически плавных  формах ,в которых выражается это состояние. Например ,в картине Сапунова «В парке.Влюбленные» мы наблюдаем неким драматизм чувств в природе, сходный чувствам изображенных людей.

   Но каждый и художников избирает свою ,более близкую ему тематику.

   В произведениях Сапунова (1880-1912) это хаос балаганов, трактиров и каруселей. Он свое ,живое восприятие мира и любил все разноцветное, узорчатое, красочное. Окружающий мир для него- это  живописная стихия с  богатой игрой  цвета и света. Но его  разноцветная живопись составляет тем не менее ,цельные цветовые гармонии. Образы людей на его полотнах представлены с юмором, они нарисованы наивно, по- детски и напоминают шутов и кукол.

   Сарьян и Кузнецов, подобно французу Гогену, покинувшему родину ради полудиких тихоокеанских городов, стремились вдаль, на Восток. Пытаясь найти здесь мир, покой и гармонию, они проникаются его красотой, экзотикой и патриархальностью. П.В.Кузнецов путешествует по киргизским и заволжским степям, его привлекают стада, шатры, ковры, яркие костюмы и смуглые лица киргизов. Это рождает его загадочный , мечтательный ,недоступный нам мир Востока. Как например в его картине  «Вечер в степи»(приложение3) перед нами предстает обыденная жизнь степняков ,счастье и постоянство уходящее вдаль.[3]

    Мартирос Сарьян не чужд теме Востока, поскольку сам был  родом из Армении.Он посещает Египет,Турцию и рисует  на полотнах их жаркое солнце, верблюдов, людей, с ног до головы закутанных в одежды. У него много контрастных сине-фиолетовых и желто-оранжевых цветов, которые соединяются в горячие ,красочные гаммы. Он приближается к примитивизму восточного искусства через упрощенность  рисунка, локальность цветов.

   В картинах этих художников есть живое восприятие природы, обычаев Востока, света ,воздуха ,ярких красок. Несмотря на простоту  композиции и колорита здесь есть атмосфера тех далеких стран, переданных через декоративность

   Новатором  пейзажа стал Н.П.Крымов. Рисунок его довольно упрощен, а краски, нанесенные на холст яркими обобщенными пятнами, создают  ощущение этюдности . Фигурки коров, лошадок и людей упрощены и напоминают детские игру.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%