- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Хоровое творчество Владимира Васильевича Магдалица
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003175 |
Тема: | Хоровое творчество Владимира Васильевича Магдалица |
Содержание
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского Кафедра современного хорового исполнительского искусства Выпускная квалификационная работа Саитбаталова Мария Эдуардовна Хоровое творчество Владимира Васильевича Магдалица Стиль хорового письма По дисциплине Научно-методическая работа Научный руководитель профессор Е. Б. Долинская Москва 2017 Содержание Введение…………………………………………………………………. ГлаваI Истоки…………………………………………………………………. 1.1 Краснодар музыкальный 1.2 Жизненный путь композитора Глава II. Творческое наследие………….…………………………………... 2.1 Обзор сочинений 2.2 Хоровые сочинения В. Магдалица ГлаваIII Слово и музыка в творчестве В. В. Магдалица 3.1 Роль хора в творчестве Магдалица. анализ сочинений. 3.2 Вокально-хоровое письмо. Стилевые черты. Заключение……………………………………………………………… Список литературы……………………………………………………... Введение о композиторе Владимире Магдалице известно не так много, и эта личность должна быть ярко освещена, дабы остаться в памяти потомков не только как композитор, но и как руководитель издательского дома «Композитор», и хороший, добрый человек. Магдалиц не отличался тем, что много издавал своих сочинений, и не ставил номера опусов, что затрудняет составление хронологического порядка его произведений. Краснодар, музыкальная столица юга России, по праву занимающая весомое положение в мире музыки. Это песенная, вольная казачья земля. Нельзя не упомянуть Кубанский казачий хор под управлением Виктора Захарченко, кадры для которого воспитываются по всему краю, бережно передаются и оберегаются традиции фольклора. В Краснодаре есть музыкальная школа искусств ДШИ № 10, названная в честь Владимира Васильевича Магдалица, воспитанники которой исполняют наряду с классическими опусами сочинения кубанских композиторов, таких как Григорий Пономаренко, Григорий Плотниченко, и Владимир Магдалиц. Хочется упомянуть о Владимире Васильевиче, как о певце; он был постоянным участником хора молодежи и студентов под управлением Генриха Андреевича Ковалева. Роль Магдалица как пианиста тоже значима; во время учебы в краснодарском музыкальном педагогическом институте, он самостоятельно подготовил программу для итоговой аттестации по специальности фортепиано, что осуществил с блеском. Настало время соединить воедино черты личности Владимира Васильевича, взрастившую его культуру, и то наследие, им опубликованное. Цели: Путем анализа музыкальных произведений В.В.Магдалица выявить ключевые, характерные приемы письма, на основании которых определить стиль композитора. Задачи: - дать аналитическое описание наиболее показательных с точки зрения стиля хоровых сочинений композитора; - выявить особенность музыкального языка на примере хорового творчества композитора; - определить важнейшие стилевые константы творчества Магдалица - путем исследования способствовать популяризации творческого наследия композитора. Iглава 1.Очерк. Жизненный путь композитора. Владимир Васильевич Магдалиц родился 24 мая 1951 г. в поселке Ахтырском Абинского района Краснодарского края. Отец композитора Василий Николаевич Магдалиц, грек по национальности, родился 9 марта 1922 г. в греческом селе Ялта Донецкой области. В 1940 г. окончил педагогическое училище в г. Мариуполе. В 41-м пошел на фронт, воевал в пехоте в составе пулеметного расчета. В 43-м был ранен в боях за Кубань. После госпиталя был направлен на строительство военно-грузинской дороги. В 49-м встретил Веру Григорьевну. В 50-м они переехали поселок Ахтырский, где Василий Николаевич работал главным инженером СМУ-13, заочно получив образование по специальности инженер-строитель. (Краснодарский политехнический институт). Мать Вера Григорьевна Коваленко родилась 21 августа 1929 года в украинской семье в Сибири, в Омской области. Окончила Московский планово-экономический техникум по специальности бухгалтер – экономист. Несмотря на то, что в семье не было профессиональных музыкантов, она явилась той необходимой для композитора средой, которая обусловила его творческое становление в детском и юношеском возрасте. В семье постоянно звучала музыка. Отец играл на трубе, мандолине, обладал тенором очень красивого тембра, знал множество народных песен – русских, украинских, неаполитанских. В семье матери также любили народную песню, бабушка композитора Александра Павловна прекрасно пела и знала не только песни, но и свадебные и календарные обряды. В доме было большое собрание грампластинок с записью классической музыки, и будущий композитор, еще не умевший читать, умел находить каждую из них, потому что знал и любил каждую пластинку из коллекции отца.Именно по инициативе отца, который, видя незаурядный интерес сына к музыке, предложил ему – девятилетнему ученику музыкальной школы поклассу баяна – написать песню на предложенные стихи, случился первый опыт сочинения музыки. Для юного Владимира это стало традицией: на протяжении ряда лет каждую субботу в школьном актовом зале исполнялась его новая песня, которую с нетерпением ждали (в том числе – на стихи школьного учителя истории, члена Союза писателей В. С. Носенко). Для занятия сочинением по просьбе юного композитора в дом было приобретено пианино. И в 10 классе, в сочинении о своей будущей профессии, Владимир написал: «Я стану композитором». В 1970 году семья переехала в Краснодар. Владимир Магдалиц поступил на музыкально-педагогический факультет Краснодарского государственного университета (кафедра хорового дирижирования), и, сочиняя музыку, теперь имел возможность обращаться за советом к известным музыкантам – Григорию Максимовичу Плотниченко, Николаю Михайловичу Хлопкову, Генриху Андреевичу Ковалеву. Годы учебы в университете стали для композитора периодом стремительного накопления знаний не только в музыке, но и в живописи, литературе. Стопы проигранных, прочитанных оперных клавиров, симфоний в переложении для 2-х или 4-х рук, а затем и партитур, сменяли одна другую. Композитор не пропускал ни одной художественной выставки, ни одного концерта. Ноты и записи всех новых произведений современных композиторов, которые можно было приобрести, покупались, изучались, анализировались. Особого упоминания заслуживает опыт пения в хоре под руководством великолепного мастера Генриха Андреевича Ковалева. Здесь В. Магдалиц не только получил прекрасную хоровую школу, узнал настоящую цену музыкальной интонации, но и «изнутри» изучил огромное число современных хоровых партитур, отечественных и зарубежных, поскольку Г. А. Ковалев все новинки хоровой музыки немедленно брал в работу. Одновременно Владимир Магдалиц совершенствуется в игре на фортепиано, и перед выпускным курсом, обратившись к заведующему кафедрой, настаивает на переводном экзамене вместе с пианистами, чтобы быть переведенным со специальности «баян» на специальность «фортепиано». Был допущен, исполнил самостоятельно выученную программу. Оценка «отлично», перевод, затем государственный экзамен по специальности «фортепиано». Он был настойчив и целеустремлен в творчестве. По окончании университета 1 год служил в рядах Советской армии – в Чехословакии руководил гарнизонным оркестром и хором Дома офицеров. Следующий этап в жизни В. Магдалица связан с Адыгеей. С 1973 по 1980 год он работает преподавателем музыкально-теоретических дисциплин на вновь открывшемся музыкальном факультете Майкопского педагогического пединститута. Как и в Краснодаре, круг его общения составляют здесь музыканты и художники. Он сочиняет в разных жанрах, постоянно приезжает в Краснодар для консультаций, показывает свои сочинения в Союзе композиторов, они начинают звучать в концертах. Темне менее, отдаленность от центра культурной жизни тяготит композитора. В 1978 году уходит из жизни отец, а в 1980 В. Магдалиц возвращается в Краснодар, где работает в филармонии концертмейстером и получает возможность исполнять свои сочинения. Также в Краснодаре композитор пишет музыку к драматическим спектаклям, сочиняет для хора, различных камерных и вокальных составов. Испытывая настоятельную необходимость в профессиональном композиторском образовании, в 1985 году В. Магдалиц поступает на кафедру композиции музыкально-педагогического института им. Гнесиных (класс Н.Пейко, затем А. Ларина), после окончания в 1990 г. – в ассистентуру-стажировку (руководитель А. Ларин). В этот период написаны крупные сочинения – симфония «Поминовение» для большого симфонического оркестра (1986), струнный квартет (1987), Концерт для виолончели с оркестром (1990). В 1991 году для участия в первом международном конкурсе композиторов имени С. Прокофьева В. Магдалиц пишет концерт для фортепиано с оркестром «Венок сонетов», в котором средствами музыкальной композиции воплощает одноименную поэтическую форму. Участие в конкурсе анонимно, участники выступают под девизом. «Венок сонетов» стал победителем конкурса в номинации «концерт для фортепиано с оркестром». По окончании ассистентуры–стажировки В. Магдалиц возвращается в Краснодар и работает в Союзе композиторов (заместителем председателя, затем председателем краевой организации). Владимир Васильевич несколько лет руководил Краснодарским региональным отделением Союза композиторов РФ, избирается секретарем Союза композиторов России. В последние годы Владимир Васильевич активно участвовал во всероссийском просветительском проекте "Академия искусств "Новое передвижничество" и возглавлял в Москве издательский дом "Композитор". 26 января 2010года в 59 лет народный артист России Владимир Магдалиц ушел из жизни, оставив после себя творческое наследие во всем многообразии жанров; им был написан первый кубанский балет «Тамань» и симфония-реквием «Последние свидетели». Этот человек был настоящим патриотом своего края, своей страны, что отразилось в его музыкальных опусах. Краснодар музыкальный. 27 января 1859 года в Петербурге было основано Российское музыкальное общество, которое в 1873 году стало именоваться Императорским. Находившаяся в столице Главная дирекция имела право открывать в городах России отделения общества, учебные заведения при них, руководить их деятельностью, оказывать им материальную и учебную помощь. Отделение ИРМО в Екатеринодаре было открыто 22 декабря 1900 года. Организаторами этого благого дела стали Л.Д. Бигдай - мировой судья, любитель-музыкант и П.А. Махровский - дирижер, воспитанник Петербургской консерватории. Музыкальные классы были открыты в январе 1901 года, однако 13 мая 1909 года музыкальные классы были преобразованы в музыкальное училище, и в 1910 году состоялся его первый выпуск. В 1909 году помимо вышеуказанных специальностей начинается подготовка руководителей хоров. Первым директором училища был виолончелист В.П. Гутор, выпускник Петербургской консерватории. 11 февраля 1907 года почетными членами Екатеринодарского отделения ИРМО были избраны М.А. Балакирев, Ц.Л. Кюи, А.К. Глазунов, Э.Ф. Направник, С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков. В 1911-1913 годах в училище работал М. Ф. Гнесин, который впоследствии вспоминал: «Годы работы в Краснодаре полны в моей памяти глубоких запечатлений... преподавал в хорошем музыкальном училище целый ряд предметов в сообществе талантливого А.Н. Дроздова, бывшего инициатором ряда ценных начинаний и в окружении высокоодаренных артистов из преподавательского состава - А. Сокольницкая, Л. Мерк, Е.Н. Сокольницкая, Н.П. Вилик. 10 января 1919 года была открыта консерватория Екатеринодарского отделения ИРМО. Ректор - профессор класса виолончели А. Розенштейн, в августе 1920 года преобразована в Кубанскую государственную консерваторию. Ректором консерватории был избран профессор С. С. Богатырев (впоследствии профессор Московской консерватории). С октября 1922 года консерватория преобразована в Кубанский повышенный техникум - Кубанский музыкальный практический институт, который с февраля 1923 года возглавил В. А. Золотарев, а с 1 сентября года - М.Д. Кирлиан, отдавший училищу около 40 лет плодотворнейшего труда. Об активной творческой жизни студентов и преподавателей того времени свидетельствует тот факт, что преподаватели были обязаны выступить в ряде публичных концертов, а к 100-летию со дня смерти Людвига ван Бетховена городским симфоническим оркестром совместно с оркестром училища были исполнены все симфонии композитора (дирижер - К.А. Воут). С 1 сентября 1935 года музыкальный техникум стал называться музыкальным училищем. В этом же году возобновляется выпуск руководителей хоров, открывается дирижерско-хоровое отделение, которым руководит Г.М. Концевич, а также класс баяна, который открывает М. С. Козленко. Во время Великой Отечественной войны училище не прекращало своей работы: даже в течение полугода гитлеровской оккупации Краснодара преподаватели училища, изгнанные фашистами из здания на ул. Гимназической, которое вскоре было разрушено, спасали его имущество и ценнейшую библиотеку, проводили занятия со студентами в домашних условиях. После освобождения Краснодара училищу было передано здание по ул. Пушкина, 19 к которому в дальнейшем был пристроен концертный зал. В январе 1945 года в училище открылось историко-теоритическое отделение, а в сентябре этого же года А. Н. Гаврилов открыл класс домры и он же основал оркестр русских народных инструментов. В послевоенные годы начинается бурное развитие училища. В него вливаются новые кадры преподавателей: П.С. Мирошниченко, Г.Г. Панов, К.А. Ардатов, С.П. Певзнер и другие. В 1966 году, в год 60-летия, училищу было присвоено имя Н.А. Римского-Корсакова. В Краснодарском музыкальном училище обучались многие музыканты и певцы, достигшие больших творческих успехов. Это известнейший теоретик, по чьим учебникам учились и учатся до сих пор -И.И. Способин; народные артисты СССР: дирижер Ю. Силантьев, певцы Н. Охотников и К. Кудряшова, композиторы Г. Плотниченко, Б. Снетков, Ю. Симакин, дирижер В. Понькин, баянист В. Петров, хоровой дирижер Б. Певзнер, пианисты Е. Скуратовская, И. Полтавцев и многие другие. С 1993 года на базе училища проводится I раз в 2 года Всероссийский конкурс молодых исполнителей на медных духовых и ударных инструментах, который открыл дорогу в большое искусство многим студентам-духовикам и создал уникальную творческую обстановку на отделении духовых и ударных инструментах. Ежегодно более половины выпускников училища поступает в консерватории, в том числе по 10 - 15 человек - в столичные. Массовым и, как правило, успешным стало участие студентов в исполнительских конкурсах всех рангов. Есть для Владимира Васильевича Магдалица несколько дорогих имен, в числе которых Григорий Плотниченко. Более полувека звучат замечательные песни и хоры Плотниченко Г. Кубанцы любят музыку своего земляка, его светлые, радостные песни про «синие ночи», «вишневые станицы», «про степное раздолье пшеничных полей». Вся жизнь Григория Максимовича Плотниченко (1918 - 1975) связана с Краснодаром. Он поступил в музыкальную школу, где занимался по классу виолончель. Здесь легко и быстро освоил другие струнные инструменты. Учебу в Краснодарском музыкальном училище прервала война. Григорий Максимович добровольцем ушел на фронт, воевал в морской пехоте в десантном отряде. Командовал батареей «Катюш» под Сталинградом. В часы затишья он пишет песни для солдат. В одном из боев он был тяжело ранен, и потерял руку, Вернувшись в Краснодар в 1943 году, окончив музыкальное училище, он стал преподавать в нем. На Кубани проходили грандиозные праздники песен, организатором которых был Г.М. Плотниченко. Подъем хорового искусства в крае в 1970-е годы - результат колоссальных усилий Плотниченко: это его воспитанники из училища создавали в каждой станице и хуторке вокальные студии! Григорий Максимович руководил ансамблем песни и пляски кубанских казаков, будущим Кубанским казачьим хором, который Хрущев расформировал в 1961-м. И позже, в 1955-1956 годах Плотниченко добивался его возрождения... Каким он был? Помогал даже врагам своим, если это было в интересах дела. За дело мог крепко приложить и друзей. Любил гулять вечерами по Красной, спускаясь к Кубани. Никогда не проходил мимо людей: будучи депутатом крайсовета от Курганинского района, уйму сил тратил на выполнение наказов.1 Музыковед, режиссер муниципального концертного зала, автор книги "Наш современник Григорий Плотниченко", заслуженный деятель искусств Кубани Нина Магдалиц (любимые песни Плотниченко: "У крыльца высокого", хоровые фрески "Дуб" и "Облака"): - Заслуг Григория Максимовича перед Кубанью так много, что невозможно выделить одну из них. Высшее музыкальное образование на Кубани начиналось с Плотниченко - с создания им музыкально-педагогического факультета в Краснодарском пединституте (позже его перевели в КГУКИ), где он много лет был деканом. Юношей он играл в ансамбле народных инструментов при Дворце пионеров, поступил на дирижерско-хоровое отделение Краснодарского музыкального училища им. Римского-Корсакова и с отличием окончил его уже после войны, в 1943-м, да так и остался преподавать там. Генрих Андреевич являлся профессором, заслуженным работником культуры РФ, лауреатом премии имени Григория Плотниченко в области вокально-хорового искусства, заслуженным хормейстером Федерации детских и юношеских хоров России. Он руководил Краснодарским хором молодежи и студентов, детским хором «Юность» школы № 97 имени Григория Плотниченко, сводным детским хором Краснодара и края. С 1964 по 1993 годы он возглавлял кафедру хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета Краснодарского государственного института культуры. Генрих Андреевич Ковалев - это удивительный человек, корифей хорового искусства. Он получил прекрасную школу в хоровом училище имени Свешникова, сидел за одной партой с Родионом Щедриным, закончил училище в 1950 году, учился в Московской консерватории, приобрел огромный опыт работы с профессиональными и любительскими, взрослыми и детскими хорами. Его метод интонационной работы в хоре – это школа высшего мастерства. Профессионализм - это одна сторона его таланта, а другая – всепоглощающая увлеченность, которой он умеет зажечь и взрослых, и детей. Он создал в Краснодаре школу хорового мастерства, его ученики – Евгения Александровна Личман, Лариса Викторовна Кукшалова, Евгения Семеновна Жукова, Светлана Федоровна Беззаботова и другие - влюблены в свою работу, они всемерно развивают дело хорового просветительства, воспитывая своих учеников, в Ковалевских традициях. Когда-то, Генрих Андреевич вместе с Григорием Максимовичем Плотниченко мечтали проводить детские хоровые ассамблеи, страстно желая собирать поющих детей в летние лагеря. Осуществились эти мечты только сейчас, причем в самом лучшем виде - детские хоры, которые уже показали себя в различных конкурсах и фестивалях, собираются вместе и большим сводным составом готовят новый репертуар. Георгий Александрович Струве приезжал в Краснодар многократно. В один из приездов родилась мысль познакомить всех учителей края с его доступной системой хорового сольфеджио. В межшкольном эстетическом центре провели семинар, на котором многие учителя общеобразовательных школ края впервые познакомились с композитором Струве и его творчеством. Они получили новые навыки работы с детьми и «багаж» его замечательных детских песен: «Школьный корабль», «Музыка» и др. Эти песни обладают прекрасной мелодикой, легко запоминаются и содержат несложное многоголосье. Теперь, когда канула в лету пионерская песня, детям особенно нужны хорошие, добрые песни. «Я не знаю, сколько раз я был в Краснодаре. Тут были и мои авторские концерты, и мастер классы. Я очень дружу с Генрихом Андреевичем Ковалевым, художественным руководителем хора молодежи и студентов города Краснодара, нашей дружбе больше тридцати лет. Он – один из авторов программы возрождения и развития российской певческой культуры. Мы хотим начать с образования с маленьких детей и довести дело до огромного певческого поля»- говорил Г.А.Струве. Георгий Александрович постоянно и неустанно общался с детьми. Он был убежден, что все дети талантливы, все обладают музыкальным слухом, просто этот слух надо развивать. Сколько детских хоровых коллективов поддержал этот истинный энтузиаст своего дела! Он дал им творческий импульс, приглашая на хоровые олимпиады, соборы, фестивали, вселил веру в успех. Глава II Обзор сочинений. Хоровые сочинения Магдалица Магдали никогда не ставил опусов на сочинениях, что впоследствии затруднило процесс периодизации творчества композитора, и составления каталога неизданных сочинений, поэтому мы будем говорить о сочинениях, которые Владимир Васильевич посчитал нужным издать. Идея восприятия музыки как поэзии и живописи, а поэзии и живописи как музыки, - наглядно воплотилась в программных замыслах инструментальных сочинений Владимира Магдалица. Таковы к примеру симфония «Поминовение» для большого симфонического оркестра, концерт для виолончели с оркестром, Камерная симфония с колоколом, Струнный квартет, Концерт для фортепиано с оркестром «Венок сонетов», Второй концерт для фортепиано, струнных и литавр, Хоровой цикл «Песнопения», Вокальный цикл «Осенние пейзажи» на стихи Н.Заболоцкого, множество произведений для фортепиано, более ста песен и романсов. «Звоны» для ансамбля вибрафонов, цикл «Восемь стихотворений из старинного альбома» для фортепиано. Содержание последнего произведения поражает широтой образной амплитуды, живописно охватывающей поэтику разных состояний природы и человека: «Сумерки», «Тени и шорохи за церковной оградой», «Безотчётное», «Мерцающая свежесть зимней ночи», «Морозные узоры на оконном стекле», «Воспоминание о мазурке», «Ожившая гравюра» (старинный танец), «Утренняя песня» (шестипсалмие). Подсказанное программой звукоцветовое решение музыки вызывает ассоциации с изысканностью композиций и красок полотен художников-импрессионистов, или с пейзажной живописью таких современных мастеров как Римма Исакова («Зимнее марево». «Морозные ели», «Рождественская звезда», «Вечерние грёзы», «Библейские камни», «Золотая речка» и другие работы московской художницы). Одновременно, все фортепианные арабески объединены лиризованной интонацией, отсутствием ярко выраженных динамических и темповых контрастов, что способствует созданию монологического восприятия многочастной композиции «Стихотворений». «Восемь стихотворений из старинного альбома» стало знаковым произведением, обозначившем многие характерные черты стиля музыки Владимира Магдалица, ориентированной на шедевры «золотого» и «серебрянного» веков в русской и западной музыкальной культуре. В этой связи, хотелось бы отметить сугубо русское эпическое начало других сочинений композитора. Вокальный цикл «Прощальные песни» на последние стихи С.Есенина высветил нетрадиционное прочтение поэзии общепризнанного мастера пейзажных зарисовок и интимно-лирических откровений. Композитор вскрывает глубинно-трагичные черты мироощущения в поэзии С.Есенина (этого «Kindermilch», по выражению Марины Цветаевой): «Есенин - природно гениален и совершенно небанален. Это человек, который сам себя научил. Он очень интересно мыслит и рассуждает в своих статьях — например, о знаковой символике в статье «Ключи Марии» (из беседы с В.М.). 2Плач по России и её многострадальному народу, скрытый в песнях «Вечером синим», «Слышишь, мчатся сани», «Голубая кофта, синие глаза», «Плачет метель», «Снежная замять», «Снежная равнина», «До свиданья, друг мой, до свиданья» - услышан и передан композитором через эмоциональную сдержанность, выразительно-мелодическую распетость и элементы театрализованного действа (присущие самым трагичным монологам поэта). Духовные традиции русской музыкальной эпики - восходящей к таким корифеям как М.Глинка, А.Бородин, М.Мусоргский, С.Рахманинов, С.Прокофьев, Г.Свиридов (композиторы, которые в значительной мере, по словам В. Магдалица, повлияли на его творчество) - воплотились в хоровых сочинениях композитора. Симфония-Реквием «Последние свидетели» (по прочтении С.Алексиевич) – монументальное полотно для баса, чтеца, смешанного хора и симфонического оркестра – сфокусировала характерные тенденции посткультурного пространства в конце XX века: движение к универсализму и прагматизму; переосмысление синтаксических основ авангардного искусства с его установкой на новую грамматику и отрицание традиций. По словам Всеволода Задерацкого (ставшего инициатором исполнения Симфонии-Реквиема в рамках культурного проекта Академии искусств «Новое передвижничество»), – произведение Владимира Магдалица знаменательно возрождением чувственного начала (одного из генных проявлений отечественной музыкальной традиции), а так же тех культурных слоёв и образов (например, темы Великой Отечественной войны), которые особенно важны как для русского менталитета, так и для мирового сообщества. Написанная и исполненная в преддверие 50-летия Победы в Великой Отечественной войне – Симфония-Реквием «Последние свидетели» стала впечатляющим музыкальным свидетельством одной из самых страшных мировых катастроф XX века. В художественном осмыслении сюжета отсутствует спекулятивный оттенок обращения к «выигрышной» теме. Немного о создании; из беседы с супругой, пианисткой, Ириной Витальевной Николаевой — «В декабре 1991 года я была на гастролях в Греции, и как-то после концерта увидела по телевидению новостях сведения о том, что Горбачев ушел в отставку, а позже, шокирующую новость, о развале СССР. Когда я вернулась в Россию, Владимир Васильевич сыграл мне аккапельный хор «Господи воззвах». В жизни я плакала от прослушивания музыки дважды; впервые, когда в 15 лет услышала 2-й концерт Рахманинова, и второй раз, услышав хор «Господи, воззвах». Это произведение был криком души, реакцией на развал великой державы. Владимир Васильевич много читал, долго и скрупулезно искал литературу для создания монументального произведения, и в его руки попала книга Светланы Алексиевич "Последние свидетели". После прочтения ее он перестал спать и с почти болезненным рвением начал работу над симфонией-реквиемом, главное тематическое зерно которого воплотил этот хор. Я думаю, что замысел этого сочинения подкосил впоследствие его здоровье и стоил ему многих лет жизни».3 27 мая 1995 года состоялась премьера Симфонии-реквиема в Краснодаре, а в октябре того же года произведение прозвучало в КЗЧ им. П. И. Чайковского, в рамках фестиваля — "Панорама музыки России", VII съезда композиторов России. Исполнял кубанский симфонический оркестр, краснодарский хор молодежи и студентов под управлением Генриха Андреевича Ковалева, детский хор Весна, В.Токарев - чтец, Н.Топчий - бас, М.Повалий - орган, В.Коваль - фортепиано.4 Отметим, первое исполнение в Саратове Симфонии-Реквиема Владимира Магдалица ещё одним прославленным коллективом – симфоническим оркестром Академического театра оперы и балета под управлением его художественного руководителя и главного дирижёра, Народного артиста России Юрия Кочнева получило убедительную и вдохновенно-музыкальную трактовку в исполнении Народного артиста России А.Галко (Чтец), Заслуженного артиста России Р.Гранича (Солист), Саратовского Губернского театра хоровой музыки под управлением Заслуженного деятеля искусств России Л.Лицовой, Концертного детского хора под управлением А.Николаевой.5 Музыка настроена на личностное сопереживание событий (которые коснулись и семьи композитора), на передачу трагедии глазами детей: «Поначалу я хотел написать что-то типа сюиты, используя опыт сочинения ряда военных песен. Но потом заинтересовался яркой военной документалистикой белорусской писательницы Светланы Алексиевич и, в частности, обжигающими рассказами в её книге «Последние свидетели». Она записала воспоминания взрослых людей, которые в годы Великой Отечественной войны были детьми. Их свидетельства – самые сильные впечатления от тех событий, потому что детское восприятие почти обнажённо передаёт ужас и ирреальность происходящего. Если вспомнить военные сочинения Онеггера, Бриттена, Шостаковича, – то можно сказать, что в них передана общая атмосфера военной агрессии через свидетельства взрослых людей, проживших это трудное время. В своей симфонии я хотел передать противопоставление мира и войны, жизни и смерти, детей мира и детей войны. Детское сознание, построенное на играх, естестве и красоте, не было способно разделять эти миры и потому было навсегда отравлено происходящим. Такое детство пронзительно и помнится очень сильно. Они – последние свидетели той страшной войны. Тема войны – вечная тема. И хотя она не может звучать каждый день, забывать об этом мы не должны» (из беседы с В.М.).6 Музыкальный язык Симфонии-реквиема отличается предельной стилевой индивидуальностью и одновременной настроенностью на диалог с традициями прошлого и настоящего. Аналитическая заманчивость провести аналогию с полистилистикой (как одним из ведущих методов мышления в музыке второй половины XX столетия) – преодолевается значением авторского начала, авторской интонации в создании нового типа художественного синкретизма: «Я считаю, что мы живём как минимум в трёх веках одновременно, мыслим языком Пушкина. Поэтому не думаю о слове «полистилистика», просто так пишу. Например, в Симфонии звучат рядом девять тем, но это не обязательно полистилистика. В поставангарде можно 20 всё, но только в зависимости от того – как! Любая техника композиции может быть взята на вооружение, если она тебе помогает. Музыка и её замысел должны ощущаться без раздумий о том, из чего она сделана. Чайковский говорил, что нельзя писать симфонию, думая о контрапунктах, интервалах, гармониях, ритмах. Надо думать о том, что отражает музыка, какова её идея, и только потом – как она сделана. И вообще, мне кажется, мы перебрали с вопросом о структуре музыкальных композиций. Важно, чтобы человек был захвачен музыкой независимо от своей теоретической подготовки. Мы не должны терять возможность захватить публику музыкой. Уже потом можно анализировать» (из беседы с В.М.). В традициях кантатно-ораториального жанра сочинение разделяется на контрастные части-образы, в данном случае исполняющиеся attacca. С Прологом их восемь - это либо сюжетно-сценические картины («Пролог», «Это было в Польше», «Где же ты. Господи», «Мама ...», «Я видел»), или философско- обобщенные образы-символы, занимающие вторую половину произведения («Симфония», «Господи воззвах», «Финал» и кода финала). Части произведения выстраиваются в систему, образуя как бы сверхкрупную сонатно- симфоническую форму, занимающую всё музыкальное пространство. Эта традиционная структура противоречивых образов наиболее соответствует симфонизму как способу драматизации музыкального развития. Музыка Владимира Магдалица, затрагивающая самые глубинные струны души человека, заставляет не только слушать, но и думать. Партитуры его сочинений рассчитаны на высокий исполнительский уровень профессионализма, требуют постепенного вживания и погружения в интонационный смысл музыки. III Глава Слово и музыка в творчестве В. В. Магдалица С точки зрения взаимосвязи слова и музыки, прежде всего хотелось бы сказать, что творчество композитора В. В. Магдалица являет особый интерес. Это проявляется не в факте широкого обращения к замечательным образцам русской словесности и даже не в чутком музыкальном отклике на избираемые тексты. Суть заключается в способности композитора органично переплавить речевые обороты в мелос, распев, сохраняя многообразие градаций эмоционально-смыслового поля словесной канвы, а также в склонности к поэмному обстоятельному изложению, которое отличается свободой импровизационного течения звукового потока, что является характерными стилистическими особенностями музыкального языка В. В. Магдалица и является определяющим в формировании стиля. Подразумевается, что был модерн, который охватил по времени едва ли не весь ХХ век, причем свое наиболее острое выражение он получил в явлениях авангарда начала столетия(преимущественно в 1910–1920-е годы), а затем его второй половины (прежде всего в1960–1970-е). Вот почему по отношению к нынешнему этапу иногда фигурирует и термин поставангард. Примерно с середины 1980-х годов наблюдалась нараставшая оппозиция ко всякого рода радикальным новшествам и крайностям, оппозиция к переусложненности художественного языка и часто свойственного ему разрыва с традиционными ценностями. Оказалось, если воспользоваться давним выражением А. Шёнберга, родоначальника додекафонии, что еще далеко «не все сказано в До мажоре» и отнюдь не напрасными могут быть поиски «новой простоты» (фраза из лексикона С. Прокофьева, другого «ниспровергателя» традиций, выдвинувшегося во временараннего модерна). На рубеже ХХI века партия сторонников «До мажора» и «новой простоты» становится все более многочисленной. Другое дело, что после таких имен музыки ушедшего столетия, как Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Щедрин, Шнитке, золотоносная жила искусства России заметно истощилась. Однако будем надеяться на лучшее и дорожить теми крупицами драгоценного, которые появляются на фоне ощутимого безвременья в нашей музыке последних десятилетий.7 В свете сказанного фигура Владимира Магдалица представляется весьма симптоматичной. Его «До мажор»- это подчеркнуто тональное мышление, когда звуковая ткань только изредка оттеняется островками внетонального письма, но зато щедро насыщается свежими сонорными эффектами разного рода. Его «новая простота» заключается в безусловной доступности музыкального языка с опорой на рельефную мелодику и ясные гармонические последования, которые при всей привычности обнаруживают массу оригинальных поворотов, разного рода «сдвигов» и неожиданных «сюрпризов». Тем не менее, сказанное составляет только внешние приметы, за которыми таится главное в том индивидуальном истолковании принципов постмодерна, которым отмечено творчество В. Магдалица. Первое, что сразу же и очень осязаемо прослушивается в «его постмодерне» - возвращение к исконным устоям музыкального искусства, широкая опора на всевозможные традиции, что образует густой, многослойный стилевой настой. Спектр наследуемых истоков простирается от бытового романса ХIХ века и современных песенных жанров до высокой классики различного происхождения. Причем в классике вкус В. Магдалица заметно тяготеет к тому, что развивалось в русской музыке рубежа ХХ столетия: поздний Рахманинов, ранний Мясковский, Скрябин – как ранний, так и времен «Прометея», и такая редкость, как Метнер. Изредка мелькают отголоски импрессионистов, кучкистов и даже Шопена. А рядом можно почувствовать налет «вальяжной», салонности или натолкнуться на «вкусную» терпкость джазовых гармоний. Но в том то и дело, что все это не эклектика и не бессознательные «атавизмы», а хорошо продуманная система стилевых взаимодействий, работающих на ту или иную авторскую идею. К примеру, если в No 4 из вокального цикла «Восемь стихотворений на старого альбома» возникает прорыв искусно стили....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: