VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Характерные особенности правовой культуры РФ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003597
Тема: Характерные особенности правовой культуры РФ
Содержание
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
     
     
    С О Д Е Р Ж А Н И Е
     
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ	7
1.1. Подходы к исследованию правовой культуры в современной науке.	7
1.2. Методология анализа правовой культуры	11
1.3. Структура и функциональная характеристика правовой культуры.	20
1.4. Типы и виды правовых культур	26
ГЛАВА 2. СУЩНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ	33
2.1. Характерные особенности правовой культуры РФ	33
2.2. Отечественная правовая культура и правовой нигилизм	39
2.3. Правовая культура в системе ценностей гражданского общества	43
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РФ	48
3.1. Государственная политика в повышении правовой культуры населения	48
3.2. Правовая культура – важный фактор социализации личности	54
3.3. Роль правового воспитания и образования в повышении правовой культуры	58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	63
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА	66
     
     
ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования. В условиях реформирования институтов гражданского общества в Российской Федерации огромное значение приобретает осознание ценности правовой культуры для совершенствования социально-правовой действительности. В настоящее время происходит преобразование ключевых сторон жизни, переоценка прежних и поиск новых ценностей, идеалов. Трансформация общества сопровождается ростом социальной напряженности, расслоением социума, безработицей, высоким уровнем коррупции во всех сферах общественной жизни, недоверием к государственной власти и праву как гаранту справедливости и равенства. Разрешение проблем во многом зависит от общего уровня правовой культуры и правового сознания. Культура в целом несет в себе функцию социального ограничителя деятельности человека, выступает в качестве социального регулятора, является непреходящей ценностью, пронизывающей все сферы общественной жизни. Именно поэтому существует острая необходимость обеспечить адекватность правовых знаний в этом аспекте, которые способны своевременно и точно отражать динамику развития общественных отношений, правовых форм, а следовательно, стимулировать конструктивно-созидательный потенциал нынешнего российского общества.
     Правовую культуру можно охарактеризовать как совокупность разнообразных видов и форм деятельности и поведения людей, их коллективов в сфере действия права, направленных на обеспечение условий и средств существования, реализации частных и публичных, индивидуальных и групповых интересов. Проведение реформ в Российской Федерации является приоритетным направлением на пути развития демократического, правового государства, которое влияет на состояние правовой культуры России. 
     По нашему мнению, категория правовой культуры позволит: оценить право как один из важнейших цивилизованных социальных регуляторов, которым необходимо пользоваться при решении тех или других конфликтов; под особенным углом зрения смотреть на право, правовое развитие и строительство, систему и систематизацию юридических актов и процесс их влияния на общественные отношения; определить пределы юридического мира, выявить специфику правовой сферы общества, понять сущность юридических последствий человеческой деятельности; определять основные принципы юридических взаимоотношений личности и власти; увидеть уровень действительной правовой культуры и меру существующего правосознания общества, социальных групп и отдельных граждан. Таким образом, ее становление в отечественной науке – важный шаг в развитии юриспруденции и совершенствовании системы отношений в обществе.
     Степень разработанности темы исследования. До 90-х годов прошлого столетия изучение явления «правовая культура» носило чисто прикладной характер и зачастую сводилось к исследованию с точки зрения идейно-правового состояния общества, либо рассматривалось как совокупность знаний о праве, умений применять и уважать закон. Так, например, представление о значении правовой культуры, ее месте и роли в обществе складывается из высказывания В.П. Сальникова: «долгое время в нашей стране изучался некий идеальный срез..., не давалось оценки реальному уровню правовой культуры. Речь шла, как правило, о каких-то отдельных пробелах в формировании социалистической правовой культуры, вырванной из контекста страны и мировой цивилизации; утверждалось, что «подлинная» правовая культура уже якобы сама по себе сложилась в нашем обществе...».  Проблемы правовой культуры являются предметом многочисленных дискуссий и научных исследований российских ученых (С. Алексеев, Д. Керимов, Е. Лукашова, Н. Матузов, В. Кудрявцев, М. Козюбра, И. Самощенко, В. Сальников и др.).
     Объектом моего исследования является правовая культура как юридическая категория.
     Предмет исследования – правовая культура современной России. 
     Цель исследования – на основе комплекса источников и литературы сделать теоретико-правовое исследование правовой культуры современной России.
     Объект, предмет и цель исследования позволили сформулировать его задачи: 
* дать общую характеристику подходам к исследованию правовой культуры в современной науке;
* изучить методологию анализа правовой культуры;
* рассмотреть структуру и функциональную характеристику правовой культуры;
* охарактеризовать типы и виды правовых культур;
* проанализировать характерные особенности правовой культуры РФ;
* рассмотреть отечественную правовую культуру и правовой нигилизм;
* разобрать место правовой культуры в системе ценностей гражданского общества;
* охарактеризовать государственную политику в повышении правовой культуры населения;
* проанализировать правовую культуру как важный фактор социализации личности
* подвергнуть анализу роль правового воспитания и образования в повышении правовой культуры.
     Методологическую основу работы составляет совокупность научных подходов: общенаучных и специально-научных методов и принципов правового познания объективной действительности. В процессе исследования было использовано положение современной теории познания и общие положения теории государства и права. Также использованы общелогические, общенаучные и специально-юридические методы.
     Новизна исследования заключается в выявленных закономерностях и концептуальных обобщениях относительно развития правовой культуры в современной России.
     Теоретическая значимость исследования: комплексно изучены особенности развития правовой культуры в России, сделан её теоретико-методологический анализ.
     Практическое значение дипломной работы заключается в возможности использовать результатов исследования для решения важных научно-теоретических задач, для написания как обобщающих, так и специальных работ по этой проблематике; она может стать практическим пособием преподавателям в подготовке лекционных курсов, спецкурсов, проведении семинарских занятий со студентами.
     Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
     
     
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
     
     1.1. Подходы к исследованию правовой культуры в современной науке.
     
     Самостоятельный, самодостаточный раздел культуры образует правовая культура. В настоящее время на основе правовых, социологических, философских, антропологических и иных исследовательских подходов к определению правовой культуры выработано свыше 250 дефиниций. В подтверждение сказанного можно привести лишь малую толику определений понятия «правовая культура» для осмысления и дальнейшего анализа ценности этого феномена. Правовая культура – это «совокупность правовых ценностей, выработанных человеком, отражающих прогрессивноправовое развитие общества», – считает Н.Н. Вопленко; это «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой действительности, юридических актов, правосознания и в целом уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения)», – утверждает А.Г. Семитко; это «совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспечить законность», – пишет П.П. Баранов и А.П. Окусов; это «достигнутый уровень развития в правовой (государственно-правовой) жизнедеятельности людей» – заверяет В. С. Нерсесянц; это «правовая образованность граждан» – мнение Н.И. Матузова и А.В. Малько1.
     Суммируя сказанное, отметим, что правовая культура выступает как социальное, имеющее ярко выраженную цель явление, охватывающее всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии. В контексте общего определения эту сферу человеческой практики можно представить как совокупность норм, ценностей, правовых институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации). В зависимости от субъекта-носителя правовой культуры можно выделить следующие ее виды: правовая культура общества, правовая культура социальной группы, правовая культура личности. Эти виды неодинаковы по структуре, имеют различные функции. В то же время во многом они едины, соподчинены, так как правовая культура личности не может возникнуть без соответствующей культуры общества, без действия ряда принципов социально-политического порядка, форм собственности, государственной организации власти. Одновременно в юридической литературе отмечается, что под правовой культурой общества следует понимать уровень правосознания н правовой активности общества, степень прогрессивных юридических норм и юридической деятельности2.
     При этом необходимо учитывать, что правовая культура детерминирована политической культурой, т.к. «все... юридическое имеет политическую природу». С этим сложно не согласиться, однако необходимо отметить, что правовая культура не может быть отождествлена ни с. правовой системой общества в целом, ни с каким-либо отдельным ее элементом. Правовая культура представляет собой категорию, позволяющую описать качественное состояние правовой системы и ее компонентов. В тоже время она позволяет сопоставлять правовые системы с точки зрения общности и различия их свойств3.
     До 90-х годов прошлого столетия изучение явления «правовая культура» носило чисто прикладной характер и зачастую сводилось к исследованию с точки зрения идейно-правового состояния общества, либо рассматривалось как совокупность знаний о праве, умений применять и уважать закон4.
     Анализ различных точек зрения по поводу понятия «правовая культура» позволяет сформулировать определение, отвечающее задачам настоящей статьи. Правовая культура – это разновидность духовно-материальной культуры, представляющей систему юридических ценностей, отражающей качественное состояние правовых явлений и процессов, уровень совершенства законодательства, правосознания личности и юридической практики, которая прогрессивно влияет на формирование всех сфер жизнедеятельности общества5.
     С позиции общенаучного понятия правовой культуры как объекта исследования, представляется целесообразным подразумевать направление ее воздействия на сознание и поведение граждан и их организаций, в которых проявляется сущность правовой культуры, ее социальная и специально-юридическая роль и назначение в механизме правового регулирования общественных отношений.
     Отмеченное позволяет прийти к следующему заключению: в зависимости от избранного направления, способа и качества воздействия правовой культуры на личность, общество и социальные группы можно прогнозировать реальные параметры Российского правового и социального государства6.
     Таким образом, сегодня современное российское общество сталкивается со многими противоречиями, имеющими непосредственное отношение к правовой культуре, включая противоречие между ростом духовных запросов граждан и реальными возможностями для их удовлетворения. Сегодня противоречия объясняются глубиной и тяжестью деформаций минувших лет, проходящих в экономических, политических, социальных сферах. Этот процесс коснулся и правовой культуры в частности. Как никогда становится очевидно, что современное российское государство должно принимать неотложные меры по совершенствованию своей организации и деятельности, воплощению в жизнь главных функций власти и управления. Для этого ключевым является построение эффективной, внутренне упорядоченной правовой системы. При создании нового сильного государства необходимо учитывать, что исключительно важное место должны занимать в нем нравственные ценности. Правовая культура как личности, так и общества не мыслима вне и помимо общечеловеческих идеалов гуманизма и справедливости. Без осознания значения правовой культуры в современном российском обществе невозможно говорить об утверждении ценностных и правовых ориентаций людей, затрагивающих важнейшие стороны правовой жизни социума, таких как подлинная социальная справедливость, гарантированность и защищенность безопасных условий существования человека. 
     
1.2. Методология анализа правовой культуры
     
     Исследование правовой культуры постнеклассической парадигмы предполагает комплексность методологии, методологических подходов и методов. При разработке методологических оснований исследования правовой культуры мы исходим из представлений о методологии как системы принципов научного познания, объяснительных моделей и методов исследования.
     Исследование правовой культуры основывается:
     - на общефилософском уровне – на принципах диалектики и рациогуманизма;
     - на общенаучном уровне – на системной методологии и ее дальнейших разработках в виде синергетики, структурно-функционального, семиотического, герменевтического подходов, социального конструктивизма;
     - на уровне методологии психологии – на принципах постнеклассической психологии, культурологического подхода, когнитивного подхода;
     - на уровне конкретно-научной методологии – на модельном подходе и теории отношений.
     - общефилософский уровень
     - на принципах диалектики (развития, всеобщей связи, детерминизма, историзма, системности и целостности).
     - на принципах рациогуманизма, который предусматривает в мировоззренческом плане признание интеллектуальной культуры (и науки как ее главного очага) одним из важнейших достижений человечества, а в методологическом плане – максимальное использование этого богатства в его гармоничном взаимодействии с другими составляющими культуры для расширения знаний о человеке7. 
     В рамках системного подхода политико-правовая культура является системой, представляет собою множество элементов различной природы, чья структура задает интегральные качества системы, в свою очередь является подсистемой системы более высокого порядка – культуры человечества.
     Ключевыми понятиями системной методологии является понятие системы, элемента, структуры, функции, программы, влияния и связи. Реализация системного подхода в исследовании правовой культуры предполагает:
     - рассмотрение политико-правовой культуры как системы, то есть целостности с особыми свойствами, которая состоит из элементов и подсистем со специфическими свойствами. Оставаясь относительно обособленными, они вступают во взаимодействие между собой. Так, политико-правовая культура может быть рассмотрена как система, состоящая из подсистем субкультур наций, этносов, социальных групп и т.д., каждая из которых является внутренне сложной;
     - определение границ правовой культуры и ее среды, а в составе последней выделения ее составляющих – национальной культуры, социальных субкультур и пр;
     - рассмотрение правовой культуры как целенаправленной и многоцелевой системы, имеющей неоднородные внутренние и внешние цели, самостоятельные цели отдельных подсистем, разнообразные стратегии их достижения;
     - рассмотрение правовой культуры как полной системы с учетом ее элементов, структур, которые формируются формально (официально) и неформально (неофициально), взаимодействия элементов; с учетом того, что изменение в одном элементе вызывает изменения в других. Для такого анализа традиционно применяется метод моделирования.
     Изучение динамики правовой культуры предполагает исследование внутренних процессов саморегулирования, координации, изменения ценностных установок, принятия решений, поддержки правового баланса, а также анализа процесса роста, адаптивной эволюции, нововведений, общего «жизненного цикла» и его частей8.
     Правовая культура входит в структуру правового целого. С одной стороны, она является системой, адаптируется, самоорганизующейся и саморазвивающейся, а с другой – сознательно управляемой системой. Эта ее специфика определяет необходимость обращения к синергетической и герменевтической методологии, позволяет преодолеть ограниченность системного подхода, который не учитывает уникальность и творчество и не способен адекватно выразить смысл опыта.
     Синергетический подход. Синергетика (теория самоорганизации) – направление научного поиска, которое определило смену парадигмы в естественных и социальных науках в направлении самоструктурирования сложных систем. Синергетическая методология предполагает диалог естественной и гуманитарных парадигм, синтез науки и искусства, науки и религии, западного и восточного миропонимания, то есть – когнитивный плюрализм. Синергетика признает ведущую роль неустойчивости и неуравновешенности в мире, а не порядок, стабильность и равновесие. С позиции синергетики изучение политико-правовой культуры предполагает реализацию таких методологических установок:
     - новый порядок рождается из флуктуации. В состояниях неустойчивости системы действия каждого отдельного человека могут влиять на микропроцессы;
     - для правовой культуры существует множественность путей развития. Обусловленность развертывания тех или иных процессов проявляется на определенных стадиях развития общества с выбором пути в точках бифуркации (разветвления). Нынешнее состояние порождается как в прошлом (историей), так и в будущем (формируется в соответствии с грядущим порядком);
     - политико-правовая культура как сложное эволюционное целое состоит из частей. Сложные структуры развивающихся систем строятся из простых. При этом целое, которое образуется, является качественно иным, чем отдельные части. Целостная политико-правовая культура – качественно иное образование, по сравнению с ее субсистемами;
     - политико-правовая культура – сложно организованная система, соответственно, ее нельзя развивать в определенном выбранном направлении, можно только способствовать ее собственным тенденциям развития;
     - любое развитие происходит из-за неустойчивости, через бифуркацию, через случайность. Соответственно, синергетический подход позволяет описывать политико-правовую культуру в соединении внутренних тенденций развивающихся систем, – системы самой правовой культуры и систем среды, в которых она функционирует. Развивать правовую культуру можно, сочетая влияния человека с процессами внутренних тенденций развивающихся систем.
     Структрурно-функциональный подход. Структура – это модель, которая дает возможность познания реальности. Структура – это ядро системы, которое предоставляет системе определенной направленности и функциональности (иначе говоря, система – это структура в движении, действии). Правовая культура может быть представлена как полиструктура, образованная из разнородных элементов и связей между ними. Соответственно, в таком ракурсе научного познания она является иерархическим образованием, состоит из многих взаимосвязанных структур, а каждая из них в свою очередь состоит из многих подструктур. Полиструктурнисть политико-правовой культуры определяет методы ее изучения9.
     Политико-правовая культура может быть рассмотрена как организованная структура или как организованный процесс.
     Семиотика – наука, изучающая строение и функционирование знаковых систем. Постоянный процесс создания символов, пространственно-временных представлений, их трансляции – является объектом семиотики. Семиотика изучает мир, культуру и социум как знаковые системы, с помощью которых создается, сохраняется и передается информация. Через знаковое пространство культура моделирует сознание человека и его представления о мире. Ее опора на понятие «знак» позволяет производить общие принципы в процессах «означивания», находить закономерности в связях знаков, важные для дальнейшего развития различных наук.
     С позиций семиотики правовая культура – знаковая система, построенная по определенным структурным правилам. Она может быть охарактеризована также как совокупность семиотических систем (систем знаков), которые могут служить для выражения определенного содержания.
     Семиотический подход к изучению политико-правовой культуры может базироваться на следующих положениях:
     - правовая культура является текстом (иерархией текстов), зафиксированным в определенных знаках, и в этом смысле она противостоит нетекстовой структурам ( «не культура»).
     - понятие «знак» определяет не только и не столько предмет, сколько отношение. Таким образом, правовая культура – знаковая система, обеспечивающая обмен контентом и выработку отношения к этому контенту;
     - правовая культура всегда определенным образом символически опосредована;
     - правовая культура формируется в соответствии с заданными культурными образцами, поэтому стоит изучать как сами эти образцы, так и процессы их усвоения индивидом;
     - феномен правовой культуры является непосредственной функцией культуры; в различных культурных ситуациях формируются особые типы правовой культуры;
     - контрастные культурные «тексты» и «коды» могут функционально переосмысливаться, создавая при этом другой тип правовой культуры. При этом адекватной формой переосмысления, расшифровки кода является форма перевода на образно-метафорический язык;
     - правовая культура как текст является заданным нормативом существования смысла в сфере правовых коммуникаций. Восприятие смысла является пониманием;
     - совокупность текстов, рассматриваются через их содержания, и, следовательно, в аспекте их понимания, образуют герменевтический универсум10.
     Герменевтический подход. Герменевтика фокусирует внимание на проблемах понимания и взаимопонимания людей, рассматривая их как проблему идентичности и различия сознаний, как проблему языковых способов достижения этой идентичности. Для герменевтической методологии гуманитарных наук характерно выделение знаково-символической стороны познавательной деятельности и переноса лингвистических и литературоведческих методов исследования в общую методологию гуманитарных наук.
     Особенности герменевтической методологии:
     - принятие дихотомии естественных и гуманитарных наук;
     - выделение герменевтической методологии текста как предметной основы, понимается как знаково-символическая система в ее социокультурном и историческом контексте; при этом слово рассматривается как элемент культуры, образует систему;
     - диалоговый характер герменевтической методологии (принцип диалогизма) предполагает понимание в диалоге;
     - разделение границ специфически знакового содержания (объективного содержания текста) и его психологических моментов. Текст обладает свойствами чувственно воспринятых объектов, однако, чтобы его понять, нужно учитывать, что он связан с содержанием и значением. Субъект чувственные компоненты текста воспринимает, идеальную сторону текста – понимает. Намерения автора, его психологические и социально-психологические характеристики образуют фон, который влияет на смысл текста. Он внелингвистического контекста, в котором содержатся психологические параметры11.
     Учитывая то, что функция понимания и интерпретации – это функция обеспечения непрерывности в прерывистом процессе трансляции знаний, культуры, текстов, понимание и интерпретация могут рассматриваться как психологические механизмы трансформации культуры, в том числе и правовой. Интерпретация как умственная деятельность осуществляется в пределах постоянных или меняющихся субъект-субъектных отношений. Интерпретация осуществляется в три этапа: отнесение чего-то к определенному контексту, оценка этого чего-то, объяснение его смысла.
     Герменевтический метод особенно важен для анализа социального дискурса политико-правовой культуры.
     Основная парадигма постнеклассической науки – парадигма становления и самоорганизации. Постнеклассическая наука оперирует общенаучным метаязыком и позволяет отказаться от выбора одного методологического подхода. Постнеклассическая психология ориентирована на методологический контекст гуманитарных наук. Она рассматривает жизнь как поток хаотично меняющейся, настаивает на невозможности изучения человека изолированно от контекстов его жизнедеятельности. В соответствии с принципами постнеклассической психологии правовая культура должна изучаться в контексте всей жизнедеятельности личности, в постоянном утверждении и различении собственного «Я» в естественном, социальном и культурном контекстах – в процессе личностного самоконституировання.
     Когнитивный подход в изучении правовой культуры предполагает акцент на культуре, понимаемой как коллективное сознание или как общая система знаний, верований и правил, определяющих соответствующие формы поведения. В когнитивной парадигме деятельность субъекта рассматривается прежде всего как функция субъективных репрезентаций внешней среды. Соответственно, целесообразно изучать правовую культуру и правовое поведение как системы субъективных значений, которые разделяются членами конкретного сообщества и являются для внешнего наблюдателя определенными правилами12.
     Исследование правовой культуры может осуществляться по двум основным линиям: во-первых, изучение ее как смысловой системы, системы знаний; во-вторых, изучение политико-правовых ценностей. Обе линии исследования политико-правовой культуры (учитывая смыслы и ценности) сочетаются на уровне проблемы отношений, связанных с ценностями и смыслами.
     Модельный подход. Моделирование является общим методом для системного, синергетического, семиотического, герменевтического и социально-психологического подходов. Моделированием называется замена одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оригинала (или объекта, который планируется) с помощью объекта-модели.
     В состав культуры включают не только идеи, но и их воплощение в институтах, практиках и артефактах, а также носителей этих идей.
     В смысле всех моделей, составляющих человеческую культуру, так или иначе отражаются особенности идеальных моделей, представленных в сознании людей, а именно:
     - знание – иерархически структурированная информация о системах (могут существовать в вербальной, образной или смешанной форме)
     - рефлексивность – настрой знаний к коммуникации с другими людьми (и с самим собой как другим)
     - смыслы, которые отражают связанность этих знаний с присущими индивиду потребностями разного уровня: от жизненных к высшим духовным13.
     Таким образом, представленная методологическая система координат, которая включает в себя системный подход, структурно-функциональный подход, синергетику, семиотику, герменевтику и психологические концепции, позволяет комплексно рассматривать правовую культуру как сложную систему, как знаково-символическую систему, как текст и герменевтический универсум , доступный пониманию и интерпретации. В социально-психологическом плане правовая культура может быть определена как система отношений, как социальное взаимодействие, как система смыслов и внутренних моделей.
     
     
1.3. Структура и функциональная характеристика правовой культуры.
     
     Наиболее полно раскрыть сущность правовой культуры позволяет анализ ее структуры. Следует заметить, что вопрос о структуре правовой культуры является и сегодня дискуссионным. Приведем несколько наиболее распространенных позиций.
     Алексеев, рассматривая состав элементов правовой культуры общества, считает, что в нее входят:
     - состояние правосознания в обществе, т.е. степень выражения знания и понимания права, осознание необходимости строгого выполнения требований законности, развитости чувства права и законности;
     - состояние законности, которое характеризуется степенью развернутости всех ее требований, реальностью их осуществления (крепостью правопорядка)
     - состояние законодательства, его совершенство по содержанию и форме;
     - состояние практической работы суда, прокуратуры, других юридических органов, применяющих право, которое выражает их реальную роль в правовой системе, степень использования передовых приемов юридической техники и т.д.14
     На наш взгляд, в данной позиции качественные характеристики элементов правовой культуры представлены неточно, размыто. Но любое состояние из перечисленных правовых явлений всегда, но это еще не является основой для отнесения их к правовой культуры общества. Критерий культурности эти элементы приобретут только тогда, когда продемонстрируют прогрессивно-ценностные характеристики своего состояния.
     Р. Русинов и А. Семитко как ключевые компоненты правовой культуры выделяют уровень развития правового сознания населения, уровень развития правовой деятельности и уровень развития всей системы юридических актов. Отметим, что в этом определении четко прослеживается связь между правовой культурой и правовой системой общества, поскольку выделяются два компонента последней: правовое сознание и правовая деятельность. Критерием для качественного определения элементов правовой культуры служил уровень развития этих компонентов правовой системы общества.
     Считаем, что использование термина «уровень развития» к компонентам правовой культуры достаточно расплывчатым. Практика показывает, что развитие с точки зрения его ценностных параметров может иметь различную направленность. Для характеристики правовой культуры важно как развитие само по себе, так и его прогрессивная для данной общественной системы составляющая15.
     Определенные сомнения вызывает также выделение в качестве самостоятельного компонента правовой культуры «уровень развития всей системы юридических актов». Если под актами имеются в виду формализованные документы (нормативные акты, акты применения права), то непонятно, почему выделены именно они, а не, скажем, правоотношения или юридические факты. Если под актами имеются в виду юридически значимые действия, то тогда они поглощаются понятием правовой деятельности16.
     По мнению Сальникова, структурными компонентами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Логическая структура правовой культуры включает юридические понятия и категории, оценки (оценочные суждения) и деонтологические модальности. Под последними понимаются нормативные суждения, включающие такие модальные операторы, как «обязательно», «разрешено», «запрещено», составленные на основе правовых знаний, оценок и т.д. Именно здесь структурное содержание правовой культуры определяется через понятие юридической действительности, по сути совпадает с понятием правовой системы общества. Кроме того, в определении указывается, что к правовой культуре принадлежит такое содержание юридической действительности, которое составляет «эталоны поведения». Эталонность как характеристика качества, отличает элементы правовой культуры от других юридических явлений. Вместе с тем следует отметить некоторую неопределенность, расплывчатость понятия «эталоны поведения» для качественного выделения содержания правовой культуры17.
     Согласно мнению В. Каминской и А. Ратинова, которая, как считается, является наиболее обоснованна, в состав правовой культуры включаются следующие элементы:
     - право как система норм, выражающих государственные требования;
     - правоотношения, то есть система общественных отношений, регулируемых правом;
     - правовые учреждения как система государственных органов и общественных учреждений, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и выполнение права;
     - правосознание, то есть система духовного отражения всей правовой действительности;
     - правовое поведение, то есть система практической деятельности людей по выполнению и применения права18.
     Другие представители данного направления в состав правовой культуры, кроме названных структурных элементов, считают необходимым включить:
     - политическую оценку права и правового поведения, правотворческую деятельность, правовую науку.
     - государственно-правовую идеологию.
     - права и свободы граждан и др.
     Выделение в качестве компонентов правовой культуры государственно-правовой идеологии, а также прав, свобод и обязанностей граждан сближает понимание правовой культуры с пониманием всей юридической надстройки, правовой системы общества. Правовая культура в этом случае выступает как социальное явление, имеющее ярко выраженную целевую направленность и охватывает всю совокупность важных компонентов юридической реальности.
     Следует также отметить, что выделение некоторых из указанных дополнительно элементов правовой культуры является излишним. Так, право и правовое поведение можно оценивать через свое отношение к праву, правосудию и т.д.
     В целом же, все специалисты так или иначе понимают структуру правовой культуры как совокупность фундаментальных правовых ценностей общества – права, правосознания, правового поведения, правовых отношений, правовых учреждений и пр. При этом каждое из определений структуры правовой культуры функциональное, поскольку выполняет в познании конкретную роль – научно-исследовательскую, практическую, учебную и др.
     Правовая культура выполняет в обществе ряд функций: познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, коммуникативную и прогностическую. Первая заключается в усвоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Она тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества19.
     Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования общества путем предписания индивидам и социальным группам стандартов общественно полезного поведения. Правовая культура обеспечивает согласование и подчинение социальных стремлений и идеалов различных групп правовым предписаниям общества и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения.
     Нормативно-ценностная функция обеспечивает приведение правового поведения в соответствие с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. В результате культурно-правового оценивания одни элементы правовой действительности принимаются, другие подвергаются критическому осмыслению.
     Коммуникативная функция пра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%