VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Характеристика законодательства о СМИ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008214
Тема: Характеристика законодательства о СМИ
Содержание
Содержание



	1 Общая характеристика законодательства о СМИ	3

	1.1 История становления и развития законодательства о СМИ	3

	1.2 Понятие и сущность СМИ по законодательству РФ	13

	1.3 Место и роль законодательства о СМИ в системе законодательства РФ	21

	Список использованных источников (глава 1)








1 Общая характеристика законодательства о СМИ

1.1 История становления и развития законодательства о СМИ



История становления и развития законодательства о средствах массовой информации (далее – СМИ) в России неразрывно связана с историей становления и развития самих средств массовой информации. 

Принято считать, что российские СМИ зародились в 1703 г. с появлением первой печатной газеты «Ведомости», создателем которой был император Петр I.  До этого времени известно лишь о существовании рукописной газеты «Куранты», выходившей при дворце русских царей с 1621 по 1701 г.г. Вплоть до 1804 года не существовало каких-нибудь специальных нормативных актов, регулирующих порядок создания, функционирования, редакционной политики и содержания периодических, или  как тогда было принято говорить, «повременных» изданий. Отчасти это объясняется тем, что российские императоры сами осуществляли жёсткий контроль над содержанием периодической печати, отчасти тем, что количество изданий было крайне немногочисленно. 

В 1783 и 1796 г.г. Екатерина II издает два указа, первый из которых касался «вольных» типографий, а второй – учреждению института цензуры над привозными иностранными книгами. Согласно указу от 1783 г. каждому разрешалось заводить типографии при условии регистрации в городской Управе Благочиния. В соответствии с указом от 1796 г. появился и получил официальное закрепление институт государственных цензоров.

 9 июня 1804 г. император Александр I утвердил первый в России нормативный акт, регулирующий функционирование средств массовой информации – Устав о цензуре. Он состоял из 48 положений. На цензуру в лице Цензурных комитетов и отдельных цензоров возлагались обязанности следить, чтобы в издаваемых книгах и периодических изданиях не было ничего противного закону Божию, воле императора, нравственной и личной чести какого-либо гражданина. По сравнению с другими законоположениями о цензуре и печати, Устав о цензуре 1804 г. отличался большим либерализмом. Так, например, цензор не имел права вносить собственные изменения в текст, содержащий запрещенные Уставом положения. Он был обязан лишь обозначить эти места и отослать рукопись издателю, который, в свою очередь, должен был самостоятельно исключить или заменить отмеченные места на своё усмотрение.

Однако данное требование не распространялось на тексты, в которых содержались выражения, оскорбляющие честь гражданина, благопристойность и нравственность, мысли и выражения, отвергающие бытие Божье, критикующие законы веры и государства, оскорбляющие верховную власть и противные по духу существующему общественному устройству и спокойствию. В случае обнаружения такого текста, цензор был обязан немедленно заявить о его существовании в соответствующие органы, для организации розыска и наказания автора.

В то же время Устав обязывал цензоров при исполнении обязанностей руководствоваться принципами благоразумного снисхождения и беспристрастного толкования в случае обнаружения двоякого смысла, в спорных случаях толковать написанное в пользу автора. 

Исследования в области веры, гражданского состояния, законотворчества, государственного управления не только не запрещались, но приветствовались, для будущих успехов в области просвещения.  Однако эта свобода распространялась лишь на «скромные и благоразумные» исследования. 

В спорных случаях допускалась возможность обжалования решения цензора в Главное управление, которое рассматривало жалобу и выносило свой вердикт.

10 июня 1826 г. императором Николаем I был утверждён второй цензурный устав, который состоял уже из 230 статей. Для исследования, посвящённого правовому регулированию государства в отношении СМИ, этот Устав представляет особый интерес, так как в нём заложены основы последующего правового регулирования печатной продукции.

Так, например, в Уставе закреплен порядок создания и закрытия повременного издания, установлены требования по указанию выходных данных, по предоставлению обязательных экземпляров. Также в Уставе регулируется содержание выходящих печатных изданий, включая порядок распространения слухов и информации из судов, предусматривается ответственность издателей и редакторов за размещённые материалы. 

В Уставе 1826 г. получил законодательное закрепление такой критерий печатного издания как «вредный» или «безвредный» характер его деятельности. При этом определения «вредного» в тексте не дается, однако, исходя из прописанных в тексте обязанностей цензуры, к «вредным» можно отнести тексты, которые представляют «злонамеренное и преступное, а также неумышленное посягательство на Святыню, Престол, постановленных от него властей, законы, нравы и честь народную и личную». В связи с этим запрещалось распространение официальных известий о важных событиях, до того, как они будут обнародованы правительством. Информация, имеющая отношение к государственному управлению, разрешалась к распространению только с согласия соответствующего министерства.

В Уставе 1826 г. запрещалось всякое произведение, ослабляющее должное почтение к правительству и иным властям, а также описание произошедших в России и зарубежных государствах возмущений против законной власти, героизация и оправдание виновных в подобных преступлениях. Кроме того, в отличие от Устава 1804 г., любой двоякий смысл в тексте квалифицировался в пользу цензора. Запрещалось обозначать в тексте такие места с помощью точек и других знаков, чтобы читатели сами угадывали невысказанный смысл.

Как уже отмечалось выше, в Уставе был впервые законодательно закреплён порядок создания печатных изданий. Этот порядок различался в зависимости от принадлежности издания частным лицам или государственным структурам. Право издавать повременное издание могло быть предоставлено только человеку «добрых нравов, известному на поприще отечественной словесности, доказавшему сочинениями хороший образ мысли и благонамеренность». Для получения разрешения на выпуск издания необходимо было предоставить в Цензурный Комитет следующие документы:

- изложение цели издания и содержания повременного сочинения;

- образцы прежних печатных сочинений просителя;

- послужной список и другие свидетельства благонамеренности;

Полномочия по выдаче подобных разрешений были предоставлены министру народного просвещения.

Также в Уставе 1826 г. предусматривался особый порядок прекращения издания по инициативе министерства народного просвещения. Однажды подвергшийся подобному запрещению издатель навсегда лишался права издания повременных сочинений.

Ответственность, предусмотренная за нарушение положений Устава строилась на следующих принципах: различение ответственности издателя и автора материала, возможность применения к автору незаконного материала как административных взысканий, так и судебной ответственности. Особый интерес для исследования представляет провозглашенный Уставом 1826 г. принцип усиления наказания за неоднократность совершённого правонарушения в этой области. Так, при обнаружении факта печати изданий, не прошедших цензуру впервые, нарушитель подвергался трёхмесячному заключению и штрафу в 3000 рублей. При втором подобном правонарушении деятельность типографии приостанавливалась на два года, при третьем – владельцу запрещалось держать типографию навсегда.

Также в Уставе 1826 г. впервые подчеркивается особый характер периодических печатных изданий в связи с тем, что они быстрее других расходятся, и в случае предосудительного содержания могут производить опаснейшие последствия.

В следующем цензурном уставе от 1828 г. предпринимаются попытки ограничить субъективизм в действиях цензора и водворения его деятельности в законные рамки. Однако, в основном, в эпоху Николая I основную роль в регулировании деятельности печатных изданий играют не положения Уставов, а личные распоряжения монарха.

Заметную роль в развитии законодательства о печати в России сыграли Временные правила о цензуре от 1862 г., предшествовавшие цензурной реформе 1865 г. Согласно им, от предварительной цензуры освобождались некоторые периодические издания, которые вносили определённый денежный залог. Однако при выявлении нарушений издатели по-прежнему подлежали административной и судебной ответственности. 

В декабре 1866 г. большая часть дел о правонарушениях в области печати была передана из ведения окружного суда в ведение судебной палаты. Это было сделано вопреки существовавшей тогда общей системе подсудности. Прокуратура должна была возбуждать преследование издателя или автора, если этого требовало Главное Управление по делам печати или Цензурный комитет. Суд получал право налагать аресты на издание до вынесения окончательного приговора.

Законом от 1873 г. на издателя возлагалась ответственность за распространение информации, содержащей государственную тайну и обязанность раскрывать источник поступившей информации. 

Ряд дополнительных ограничений для бесцензурных изданий введены в соответствии с Временными правилами о печати 1882 г. Согласно им, издания, освобождённые от предварительной цензуры, фактически приравнивались к подцензурным, если возобновляли выпуск печатной продукции после приостановления своей деятельности. На редакции, осуществляющие деятельность без предварительной цензуры, возлагалась обязанность предоставлять вновь выходящие номера на просмотр цензорам, а также сообщать представителям Министерства внутренних дел звания и личные данные авторов публикаций.

В 1890 г. появляется очередной Устав о цензуре и печати, действующий с изменениями и дополнениями от 1895 г. и с учетом Временных правил о печати 1897 г. Периодическим изданиям было посвящено девятое отделение Устава, содержащее определение легальных периодических изданий, порядок их создания и другие положения. Так, повременными или периодическими изданиями признаются газеты и журналы, выходящие отдельными номерами или книгами. В примечании к статье 121 данного Устава признаками повременного издания служат периодичность его выхода в определённые сроки и предварительное объявление о подписке на данное издание. Полномочия по выдаче разрешений на открытие повременных изданий передавались от Министерства народного просвещения к Министерству внутренних дел.

Любопытно, что в Уставе 1890 г. содержатся положения, во многом перешедшие в современное законодательство РФ. Так, действительность разрешения для начала издания газеты или журнала и права на продолжение уже выходящего в свет издания, по каким-либо причинам временно прекратившего выпуск печатной продукции ограничивается одним годом.

Помимо вышеуказанных документов, в конце XIX века регулированию деятельности периодических изданий посвящены такие нормативно-правовые акты как Законы Гражданские (в части регулирования авторских прав и передачи права собственности на издания) и Уложение о наказаниях, содержащее перечень преступных деяний, совершенных посредством издания печатной продукции. Система наказаний для представителей издательского бизнеса и прессы предусматривалась за преступления против веры, против государства, против порядка управления, против нравственности и благопристойности. Применялись различные виды уголовных наказаний: денежный штраф, арест, запрет на выход издания в течение определённого времени или навсегда, запрет заниматься деятельностью подобного рода в течение некоторого времени или навсегда.

Начало XX века отмечается накалом политической борьбы, одну из важнейших ролей в которой играли СМИ. 17 октября 1905 г. Союз в защиту свободы печати, сформированный на общем собрании журналистов, обнародовал Высочайший манифест, послуживший основой для выработки новых «Временных правил о печати». Населению даровались незыблемые свободы на принципах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов. Однако на практике основная часть статей Устава о цензуре и печати 1890 года остались в силе.

Таким образом, в дореволюционный период законодательство России о печати не было сформировано как система, представляя собой лишь определённый набор нормативных актов, не связанных иерархично. В основном, регулирование деятельности СМИ в это время осуществлялось главным образом посредством административных решений соответствующих министерств.

Начало следующего этапа развития отечественного законодательства о СМИ связано со становлением Советской власти. Одним из первых декретов Советской власти стал принятый Советом Народных Комиссаров 9 ноября 1917 г. Декрет о печати. Он был направлен против контрреволюционной печати и предписывал закрывать органы прессы, призывающие к открытому неповиновению рабочему и крестьянскому правительству, сеющие смуту путём клеветнического извращения фактов, призывающие к деяниям преступного, уголовно-наказуемого характера. В Декрете подчёркивался его временный характер.

28 января 1918 г. принимается Декрет о революционном трибунале печати, предусматривающий систему наказаний, включая штрафы, лишение свобод, политических прав, конфискацию типографий и полиграфического имущества.

На V съезде Советов 10 июля 1918 г. была принята Конституция РСФСР, в которой ограничения, наложенные на свободы граждан, в том числе, свободу слова и печати, обосновывались действиями во имя трудового народа. Позже Ленин называл свободу печати политической ошибкой и самоубийством, а также проявлением сентиментализма.

В период НЭПа система ограничительных мер и надзора за печатью включала в себя разрешительный порядок возникновения периодических изданий, предварительную цензуру, составление списков изданий, запрещённых к обращению, меры контроля над типографиями, карательные меры, которые могут быть наложены за преступления печати по суду.

В целом, правовое регулирование СМИ в советский период было направлено на обеспечение роли СМИ как мощного идеологического орудия пропаганды, агитации, при тотальном партийном контроле. Партийное руководство распространялось на все сферы существования печати: организацию СМИ, подбор кадров, содержание газет и журналов. Кроме этого, немало партийных нормативов связано с регулированием кадровых составов редакций, организацией труда и даже системы оплаты. 

Существует много постановлений ЦК ВКП (Б) и ЦК КПСС на этот счет. Это, к примеру, постановление ЦК ВКП (Б) от 3 октября 1927 г. «Об улучшении партруководства печатью», постановление от 19 августа 1932 г. «О фабрично-заводской печати», от 18 ноября 1921 г. «Об обращении серьёзного внимания на периодическую печать», от 13 июля 1940 г. «О районных газетах».

Львиная доля партийного контроля принадлежала контролю над содержанием материалов СМИ. Согласно постановлению ЦК ВКП (Б) «О мерах по улучшению областных газет» важнейшей обязанностью газет считается повседневное разъяснение задач нового пятилетнего плана, мобилизация трудящихся на выполнение пятилетки. Кроме того, на советскую печать возлагались обязанности критики буржуазных теорий и западного образа жизни, освещать жизнь села, размещать материалы из жизни союзных республик.

В 1922 г. отделом агитации и пропаганды ЦК РКП (Б) был разработан и предложен план, по которому должны строиться советские газеты. План содержал рекомендации вплоть до количества строк каждой из статей на заданную тему. Нетерпимость к любого рода отступлениям от установленных правил была выражена, в частности, в положении резолюции XII Съезда РКП (Б) указывалось, что необходимо пересмотреть списки журналов и газет, где правильная постановка вопросов окажется невозможной, совершенно закрыть их, заменив бюллетенями.

Статус СМИ как печатного органа партии закреплялся полной финансовой зависимостью печати от партийных органов. Постановлениями ЦК устанавливались цены на газеты, размер гонорара и оплаты труда сотрудников. Обязанностью каждого члена партии было подписываться и читать хотя бы одну партийную газету. 

С 1922 г. роль главного цензурного органа страны была возложена на Главное Управление по делам литературы и издательств (Главлит) при Народном комиссариате просвещения и местные органы при губернских отделах народного просвещения. Кроме того, Главлит наделялся полномочиями по осуществлению предварительной и последующей цензуры. В 30-е гг. в результате реорганизации Главлита получил развитие институт уполномоченных и политредакторов, подконтрольных партийным органам, что отражало начало процесса подмены государственного цензурного аппарата партийным.

В 60-70-е гг. в СССР осуществляется кодификация разных отраслей законодательства. В связи с этим приобретает актуальность проблема создания закона о средствах массовой информации.

В середине 60-х гг. велась подготовка довольно демократичного для того времени законопроекта «О печати». В петиции в Верховный Совет СССР, подписанной более чем 150 деятелями литературы, науки и искусства, обосновывалась необходимость принятия специального закона о печати, основанного на ст. 125 Конституции СССР о свободе слова и печати. В петиции отмечалось, что диктатура пролетариата выполнила свою историческую миссию и более не нужна, а современным условиям в области печатных изданий больше соответствует такая форма контроля как ответственность перед судом за нарушение законодательства. 

Авторы петиции утверждали, что ответственность перед судом есть основа предварительной самоцензуры авторов и издателей. Однако эта петиция была проигнорирована и ни этот законопроект, ни последующие не были рассмотрены и приняты.

Таким образом, законодательство о СМИ в советский период было ориентировано на обеспечение роли СМИ как органа партийной пропаганды с жёсткими ограничительными мерами, в том числе, цензурного характера, а также тотального контроля за их содержанием. 

В 1990 г. был принят союзный закон «О печати и других средствах массовой информации», а вслед за ним в 1991 г. Закон РФ «О средствах массовой информации» (далее – Закона РФ «О СМИ». Основным принципом этого закона стал принцип свободы массовой информации, получивший закрепление в качестве конституционной гарантии в 1993 г. В 90 - х годах XX века происходит становление системы российского законодательства о СМИ, появляется большое количество новых нормативно-правовых актов. Подробнее эта система будет рассмотрена в следующих главах настоящей работы.



1.2 Понятие и сущность СМИ по законодательству РФ



Резкое возрастающим воздействием информационных процессов на социальный прогресс все острее определяется необходимость изучения средств массовой информации.

Во всех общественных отношениях содержится информационная составляющая. Информацией оказывается огромное влияние на процесс становления и развития человека как личности, представляет собой не только неотъемлемую часть современного общества, его экономики, политики, культуры, но и необходимое условие, не только прогресса в обществе, но и его регресса. Передача информации осуществляется посредством средств массовой информации.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О СМИ» под средством массовой информации следует понимать периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмму, радиопрограмму, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения информации под постоянным наименованием. 

Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ст. 2 распространение информации определяется как действия, которые направлены на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации для неопределенного круга лиц.

Информация является отображением и, соответственно, той или иной версией социального мира. При этом информация актуализируется только в том случае, когда облекается в определенную форму и, таким образом, интерпретируется.

Отличительной чертой СМИ является массовость. Массовостью фиксируется взаимодействие между массовидными субъектами: газетной статьей или телепередачи, она обращена не к каждому в отдельности, но ко всем сразу. Этим информации придается особый характер – «сжатость», «свернутость», «упакованность», предполагается потеря определенных информационных нюансов, одновременно – неэлитарность и общедоступность.

Вместе с тем «массовость» характеризуется корпоративным характером производства информации.

Законом РФ «О СМИ» в ст. 2 под категорией «массовая информация» понимаются печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы, которые предназначены для неограниченного круга лиц. 

Информирование может иметь непосредственный (ситуация общения между двумя людьми) и опосредованный характер. Когда речь идет о СМИ, то имеют в виду особых посредников, появление которых стало возможно только на определенном этапе в общественном развития. Этих технических посредников порой именуют «коммуникативные» средствами (пресса, радио, телевидение, Интернет, многоканальная связь и пр.). Таким образом, СМИ  являются не просто каналом сообщения, беспристрастно передающим сообщение, но именно посредником, преломляющим, интерпретирующим и окрашивающим информацию. 

Общественную значимость средств массовой информации определяют многообразные функции, которые ими реализуются. Несмотря на отсутствие на сегодняшний день нормативно закрепленной и общепринятой классификации функций средств массовой информации полагаем возможным выделение следующих их основный функций: 

1. Информационной (включая, рекламно-справочную функцию). Эта функция реализуется СМИ посредством обеспечения всех слоев населения оперативными сведениями обо всех сферах общественной жизни. 

2. Рекреативной. Реализуется, как правило, путем предоставления СМИ развлекательного контента. Ее действие направлено на удовлетворение потребности в организации досуга, отдыха и т.п. 

3. Культурно-образовательную. Способствует для формирования политической, экономической культуры, этического и эстетического воспитания, овладения и повышения уровня знаний, умений, навыков в разных областях общественной жизни и науки. 

4. Идеологическую. Данной функцией обеспечивается выражение со стороны социальных групп и отдельных индивидуумов своих позиций, взглядов в отношении каких-либо областей в социальных отношениях. 

5. Коммуникативную. Посредством данной функции организуется проведение общественного диалога и/или обращения государственной власти к народу. Так, к примеру, некоторыми учеными выделяется функция социального общения в масштабах всего общества, которой охватывается весь спектр воздействия – «от информирования и обучения до убеждения и внушения», благодаря чему СМИ удается «объединять общество и формировать общественное сознание».

В соответствии с нормами законодательства виды средств массовой информации определяются следующим образом: 

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, обладающее постоянным наименованием (названием), текущим номером и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Следует заметить, что издание характеризуется дополнительным критерием – распространение под постоянным наименованием (названием). Представляется, что постоянство наименования (названия) закреплено в качестве обязательного критерия именно для индивидуализации зарегистрированного средства массовой информации, для реализации прав и несения обязанностей. 

Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимают совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), обладающую постоянным наименованием (названием) и выходящую в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Под сетевым изданием понимают сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который зарегистрированы как средство массовой информации в соответствии с нормами Закона РФ «О СМИ».

Легальное определение такого информационного ресурса как «сайт» указывается в нормах Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которым сайт в сети Интернет является совокупностью программ для электронных вычислительных машин и другой информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.

Ценность периодического печатного издания определяется тем, что к сведениям, содержащимся в них, можно обращаться неограниченное количество раз, а исчезнуть она может только одновременно с исчезновением самого носителя. Информацию, которая зафиксирована в тексте периодического печатного издания, можно исследовать без ограничения во времени, чем такое издание выгодно отличается от теле- и радиопрограмм, которые прошли в эфире и потом безвозвратно для широкой публики исчезли. Повторное ознакомиться с такой информацией заинтересованными людьми является довольно затруднительным, если вообще возможным. 

Иное дело – сетевые издания. В таком информационном ресурсе может содержаться одновременно и текстовая, и графическая, и аудиовизуальная информация, что делает его весьма универсальным для сообщения пользователям различных интересующих их сведений, и это является главным достоинством сайта в сети Интернет в качестве средства массовой информации, чем и определяются его перспективы.

В качестве одного из признаков, характеризующих средство массовой информации, выступает его обязанность по сообщению выходных данных, определенных в ст. 27 Закона РФ «О СМИ», к ним относятся: наименование (название) издания, учредитель (соучредители), порядковый номер выпуска и дата выхода его в свет, индекс, тираж, цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно», адрес редакции, издателя, типографии, знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Полагаем, что указанные выходные данные по аналогии должны содержать и сетевые издания в качестве средств массовой информации. 

У каждого периодического печатного средства массовой  информации законченный объем, что способствует, в частности, точному определению, публиковался какой-либо материал в данном информационном издании и в каком именно номере. Причем это можно быть сделано в ретроспекции даже по истечению значительного промежутка времени. Это естественное свойство, которое присуще печатным средствам массовой информации, является очень важным не только с познавательно-исторической, но и с юридической точки зрения, поскольку в средствах массовой информации могут содержаться сведения, которые обжалуются со стороны граждан либо организаций.

Претензии должны быть адресованы к сведениям, точно определенным по параметрам публикации. В отношении сетевых изданий, где объем публикуемых сведений не определяется рамками номера, этого сделать невозможно, к примеру, в сетевых изданиях публикуются статьи, которые не подписаны авторами. Соответственно, полагаем, что сетевые издания нормативно следует приводить к параметрам, которые характерны для периодических печатных СМИ:

- у них должен быть законченный объем публикуемой информации, который охватывает понятие «номер»;

- необходимо указание даты и времени подписания номера уполномоченным лицом (главным редактором, выпускающим редактором);

- предоставление доступного читателям архива номеров. Исключением могут быть новостные ленты, когда сетевыми изданиями представляются свежие материалы, которые поступают от информационных агентств без текстовой переделки. Однако и такие материалы, поступившие в течение временного промежутка, который определен для конкретного номера, должны в рамках архивных номеров подразделяться по конкретным номерам. Для такой градации в отношении сетевых изданий целесообразным является введение понятия «текущий номер издания» и «архивный номер издания».

Таким образом, вышеуказанное позволяет прийти к заключению о том, что правовое регулирование по отношению к сетевым изданиям, которые имеют статус средств массовой информации, не является целостным и требует дальнейшего совершенствования.

В Законе РФ «О СМИ» также содержится термин «специализированное СМИ», под которым понимается средство массовой информации, для регистрации либо распространения продукции которого устанавливаются специальные правила.

Как специализированные средства массовой информации Закон РФ «О СМИ» выделяет рекламные и эротические издания. Специальный правовой режим рекламных СМИ в законодательстве существует в силу п. 11 ст. 14 и п. 10 ст. 15 Федерального закона  «О рекламе».

В рамках данной категории могут быть также выделены социально значимые средства массовой информации, которые специализируются на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, средства массовой информации, имеющие образовательное и культурно-просветительское назначение.

Для полного исследования средств массовой информации необходимо обратиться к такому их виду как «официальный сайт». Данное понятие легально было введено нормами Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и определяется как «сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления».

Из данного определения могут быть выделены два основных признака, характеризующих официальный сайт, которыми он обособляется от множества других сайтов:

- ограничение на представление на сайте информации только той, которая относится к деятельности, осуществляемой органом публичной власти;

- наличие комплекса прав на доменное имя сайта у конкретного органа публичной власти.

Помимо некоторых общих положений, которые определены непосредственно нормами указанного закона, к официальным сайтам предъявляется ряд требований на уровне подзаконных актов. Так, в частности, в отношении официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития России в качестве уполномоченного органа выдвинуло следующие «Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти», которые утверждены приказом данного административного ведомства от 16.11.2009 №470.

Эти требования могут быть классифицированы по следующим видам:

по обеспечению свободы доступа к информации, которая размещена на сайте;

- по защите информации, которая размещена на сайте, от различных угроз.

Одним из основных требований к официальному сайту является достоверность сведений, которые размещаются на сайте. Данное положение должно достигаться не только посредством комплексной защиты информации, но и применением организационных мер, в число которых, в частности, входит требование о необходимости предоставления пользователям возможности для определения даты и времени размещения информации, а также даты и времени последнего изменения информации на официальном сайте.

Для полной характеристика статуса средств массовой информации, необходимо отметить, что они в соответствии с законодательством РФ подлежат регистрации, за исключением случаев, которые предусмотрены нормами закона. Государственная регистрация средств массовой информации и ведение реестра зарегистрированных средств массовой информации в России осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальные органы (Роскомнадзор).

Учредительным документом средства массовой информации является устав, который принимается общим собранием коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большинством голосов и утверждают учредители редакции. Редакцией осуществляется деятельность на основе профессиональной самостоятельности, может являться юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, которое организовано в любой форме, которая допускается нормами законодательства РФ.

Таким образом, на основе проведенного исследования законодательных основ средств массовой информации, их можно определить как часть информационной системы, обеспечивающей периодическое распространение массовой информации посредством радио, телевидения, кино, звукозаписи, видеозаписи, печатных изданий, телекоммуникационных сетей. Полагаем, что в связи с возрастающим воздействием Интернета на жизнь общества в целом и отдельной личности в частности, содержание понятия «средство массовой информации», которое определено нормами Закона РФ «О СМИ» требует, уточнения в части отнесения к средствам массовой информации интернет-сайтов, вне зависимости от их регистрации в таком качестве. 



1.3 Место и роль законодательства о СМИ в системе законодательства РФ



Правовое регулирование современных СМИ выполняет в обществе следующие  задачи:  охрана  интересов  личности, общества   и   государства в   сфере   массовой   информации; обеспечение независимости СМИ  как  института  демократии.

Правовое регулирование в сфере массовой информации должно коснуться всех общественных отношений в сфере массовой информации, но не обязательно в смысле их непосредственного регулирования, а в смысле, как минимум, их ориентирования на такие социальные ценности как свобода выражения мнений, политическое и идеологическое разнообразие, честь и достоинство личности, свобода критики, право на доступ к информации и т.д.. 

Целью законодательного регулирования СМИ должно явиться создание условий, способствующих эффективной деятельности СМИ, а именно: 

1) предоставление правдивого, полного и понятного отчета о текущих событиях в том контексте, в каком они приобретают смысл, т.е. объективное, беспристрастное освещение событий,

2) обеспечение условий для обмена мнениями и критическими высказываниями, т.е. предоставление различных точек зрения, в т.ч. противоположных мнениям и взглядам редакции СМИ,

3) осуществление контроля за деятельностью органов власти и обнаружение нарушений в этой сфере,

5) представление рядовым гражданам возможности для реального выражения своих интересов и оказания влияния на властные институты,

6) обеспечение полного доступа к текущей информации, содействие тем самым осуществлению прав граждан на получение информации.

На сегодняшний день сложилась достаточно крупная совокупность правовых норм, объединенных общим предметом регулирования – общественные отношения, направленные на организацию и деятельности СМИ.

Определяющим для правового регулирования всех отношений в сфере СМИ являются задачи, определенные нормами Закона РФ «О СМИ», к которым относятся: обеспечение и защита конституционных прав граждан на свободу выражения мнения, гарантией чего является принцип свободы массовой информации, создание правовых условий для свободного создания СМИ, невмешательство.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44