VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Характеристика познавательной деятельности младших школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000781
Тема: Характеристика познавательной деятельности младших школьников
Содержание
Содержание
     
Введение	3
Глава 1. Характеристика познавательной деятельности младших школьников	5
1.1. Значение познавательной деятельности в развитии младших школьников	5
1.3 Методы и средства формирования познавательной деятельности младших школьников	8
Глава 2. Исследования возможностей развития познавательной деятельности младших школьников	11
2.1 Организация и методика исследования	11
2.2 Формирующий эксперимент по развития познавательной активности младших школьников	15
2.3 Анализ результатов исследования	31
Заключение	35
Список использованной литературы	36



Введение
     
     Актуальность. Развитие познавательных интересов младших школьников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.
     Развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Для младшего школьника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от  знакомства с природой к ее пониманию. 
     Объект исследования: развитие познавательной деятельности у младших школьников.
     Предмет исследования: способы развития познавательной деятельности младших школьников.
     Цель – исследовать возможности развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
     Задачи:
     * Определить значение познавательной деятельности в развитии младших школьников
     * Рассмотреть методы и средства формирования познавательной деятельности младших школьников
     * Провести исследования возможностей развития познавательной деятельности младших школьников
     Такой подход к проблеме предполагает использование следующих методов:
     а) теоретические:
     - анализ и синтез научной и методической литературы;
     б) практические:
     - наблюдение;
     - эксперимент.
     Практическая значимость состоит в том, что разработана система заданий, направленная на развитие познавательного интереса у младших школьников. Данная работа может быть полезна методистам, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.
     Проблема формирования познавательного интереса в школьном возрасте рассматривается в различных исследованиях психологов и педагогов. Поднимаются вопросы использования различных методов по активизации познавательного интереса учеников, педагоги делятся опытом использования определенных средств для развития познавательно интереса учащихся. В целом можно отметить, что данная проблематика является традиционной для психолого-педагогической литературы. 
     

Глава 1. Характеристика познавательной деятельности младших школьников

1.1. Значение познавательной деятельности в развитии младших школьников
     
     Развитие познавательных интересов младших школьников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Познавательной считают деятельность, направленную на приобретение и использование знаний. Она подразделяется на несколько видов:
     1. Деятельность в сфере перцептивного узнавания (перцепция – восприятие, непосредственное отражение действительность органами чувств);
     2. Деятельность при поиске информации;
     3. Деятельность в процессе группировки, классификации предметов и явлений [3, с. 77].
     Первичной формой познавательного интереса считают любопытство, реакцию на первичное, на измененную обстановку. Познавательный интерес может выражаться в эпизодически проявляющемся стремлении узнать новое. И, наконец, может быть постоянное стремление к умственной деятельности. Познавательные интересы различают не только по степени устойчивости, но и по характеру проявлений. Это может быть сенсорно-эмоциональная форма: радость, удивление, стремление обследовать объект. Это может быть желание действовать с объектом, наблюдать за ним, ухаживать (например, за растениями, животными). Интерес проявляется не только в деятельности, но и во взаимоотношениях детей (желание поделиться впечатлениями вместе сделать), а также в постановке детьми вопросов имеющих познавательную направленность.
     Занимательные занятия являются первоначальным толчком познавательных процессов, своеобразным трамплином для углубления познавательной деятельности. Но важно, чтобы занимательность не превращалась в развлекательность, это мешает формированию устойчивых познавательных интересов.
     Непременным условием познавательной деятельности является педагогически правильная формирование компонентов, составляющих познавательную деятельность.
     Компоненты познавательной деятельности
     Мотивационный компонент. Проявление детьми самостоятельности в познавательной деятельности связано с мотивами, побуждающими ребенка к этой деятельности. Можно использовать разные виды мотивов, и их роль в формировании познавательной деятельности неодинакова.
     1) Мотив действия, т.е. сообщение того, что дети будут делать.
     Если ограничиться этим мотивом, то процесс учения познание потеряет свою направленность и объективную значимость. Чтобы этого не случилось, нужно мотив действия сопровождать заданиями, рассчитанными на сообразительность, самостоятельность мышления.
     2) Мотив общественной пользы, т.е. предложение сделать что-то для других или полезную вещь для себя. Этот мотив тоже не всегда может обеспечить достижение наилучшего результата, т.к. он направляет внимание детей на то, что сделать, а не на то как выполнить работу [1, с. 54].
     3) Учебные мотивы обеспечивают желание выяснить непонятное, определить взаимосвязь явлений, воспитывают устойчивые познавательные интересы. Учебные мотивы должны поддерживаться теми видами работ, в процессе выполнения которых дети действительно учатся. Создание проблемной ситуации – один из приемов не только активизации мышления, но и привлечение их внимания, к объектам, которые кажутся детям хорошо известными, но на самом деле остаются далеко не познанными. Познавательный интерес детей выражаются в вопросах, которые они задают друг другу в обмене мнениями. З.М. Богуславская отмечает, что в общении друг с другом и взрослыми объяснение непонятному дети стараются дать сами. С возрастом желание объяснить увеличивается более интенсивно, чем желание спорить. Но нужно обратить внимание на обучение детей умению задавать вопросы.
     Содержательно-операционный компонент. Он включает в себя организацию занятий и организацию способов учения (учебный труд). Чтобы сообщаемые детям знания способствовали развитию познавательной деятельности, нужно соблюдать условия:
     1. Необходимо формировать устойчивые познавательные интересы по всем сферам окружающей жизни, для этого знакомить их с миром природы, общественными явлениями и миром искусства;  
     2. Систематичность сообщаемых сведений;
     3. Последовательность сообщаемых сведений.
     4. При прохождении каждой темы основное внимание следует обращать на главные стержневые вопросы;
     5. Необходимость возвращения к изучаемому объекту, явлению, рассмотрению его в новых условиях, в динамике процессе.
     6. Принцип постепенного усложнения образовательных задач и познавательной математике [4, с. 67].
     Развитие познавательной деятельности, познавательных интересов детей неотделимо от организации их практической деятельности. Интерес к любому объекту, явлению развивается в процессе активной деятельности. Например, при ознакомлении детей с природой, очень ценны «опыты» детей, о которых писала Л. Маневцова. Сочетание восприятия с активной деятельностью детей, важно и при ознакомлении детей с общественной жизнью.
     Таким образом, на формирование и развитие познавательного интереса оказывают влияние различные факторы, как внешние, так и внутренние. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса.
     
     
     
1.3 Методы и средства формирования познавательной деятельности младших школьников
     
     Практико-познавательная деятельность существует в разных формах: 
     ? стихийной, возникающей по инициативе самого ребенка; 
     ? организованной учителем;
     ? совместной – ребенка и взрослого ? на условиях партнерства. 
     В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыта, эксперимента, наблюдения и др.) младший школьник исследует окружающую среду. Важный результат практико-познавательной деятельности – знания, в ней добытые. 
     Условия возникновения и развития познавательной деятельности.
     Первое, и непременное условие – педагогически правильное формирование компонентов, составляющих познавательную деятельность и мотивационную сторону, планирование и исполнительную часть. Со взрослым, под его руководством, будет обобщаться и систематизироваться. Только при этом условии сохраняется и обогащается развитие каждого как индивидуальности.
     Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего, обогащает представление младших школьников, направляет мыслительную деятельность, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи) [11, с. 68].
     Беседа – форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления учеников о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт.
     Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости, развивает любознательность и расширяет познавательные интересы.
     Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребенок получает определенный продукт. При этом в конструировании заложено познавательное начало: ребенок познает форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов.
     Коллекционирование – форма познавательной активности школьника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей [5, с. 87].
     Экспериментирование – форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
     Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления младших школьников об окружающем, связывая их в целостную картину мира.
     Развлечения, викторины, конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности [9, с. 98].
     Игра ребенка часто выполняет функцию исследования, в процессе игры обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию; содержание и развитие игрового сюжета – это тоже интереснейший предмет исследования.
     Таким образом, с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В младшем школьном возрасте познавательная деятельность ребенка осуществляется совместно с практической, т.е. у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую можно успешно развивать, совершенствовать в школе, используя разнообразные формы и методы, а также опираясь на знание механизмов становления практико-познавательной деятельности школьников.
     
     

Глава 2. Исследования возможностей развития познавательной деятельности младших школьников

2.1 Организация и методика исследования
     
     Констатирующий эксперимент по изучению первичных знаний об объектах живой природы проводился на базе МБОУ СОШ № 9.
     В исследовании принимали учащиеся – экспериментальный 3 «Б» класс, всего 12 человек; контрольный 3 «А» класс, всего 16 человек.
     В экспериментальном и контрольном классах курс «Окружающий мир» ведется по программе А.А. Плешакова. С детьми из экспериментального и контрольного классов была организована экскурсия.
     Цель эксперимента: выявление уровня познавательной активности у третьеклассников.
     Эксперимент состоял из трех этапов:
     1 этап – констатирующий.
     На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности младших школьников в экспериментальной и контрольной группах.
     2 этап - формирующий.
     На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательной активности младших школьников. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные учебным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент. 
     3 этап – контрольный.
     На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
     Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровня сформированности познавательной активности школьников в обеих группах.
     Были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.
     Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
     Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
     Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения
     Полученные в результате диагностики результаты отражены в таблице 1.
     
     
     
     
     Таблица 1 – диагностика познавательной активности младших школьников
Уровень
Класс
Высокий
Средний
Ниже среднего
Низкий

Экс.
Контр.
Экс.
Контр.
Эксп.
Контр.
Эксп.
Контр.
Кол-во уч-ся
-
-
3 чел.
5 чел.
7 чел.
8 чел.
2 чел.
3 чел.
В %
0%
0%
25%
31,25%
58,4%
50%
16,6%
18,75%
     
     Из таблицы 1 видно, что никто из третьеклассников экспериментального и контрольного классов не показал высокий уровень анализируемых знаний. В экспериментальном классе большинство учащихся показали средний и ниже среднего уровень – 25% и 58,4% соответственно и 16,6% третьеклассников показали низкий уровень познавательной активности. Ученики затруднялись назвать растения, которые они видели вокруг. Никто из детей в этом классе не смог вспомнить стихотворение о природе. 80% учащихся экспериментального класса смогли привести примеры положительного и отрицательного воздействия людей на окружающие их сейчас растения. При этом развернутые ответы дали только 2 детей. Все ученики экспериментального класса затруднились привести примеры сообществ людей (рисунок 1). 
     
     
     Рисунок 1 – Диагностика уровня познавательной активности третьеклассников экспериментальной группы 
     
     В контрольном классе 31,25% учащихся показали средний уровень, 50% учащихся показали ниже среднего уровень и 18,75% третьеклассников показали низкий уровень социальных знаний. Половина учеников контрольного класса не смогли правильно перечислить все растений, которые они видели вокруг. Один ребенок вспомнил стихотворение о природе. Трое детей смогли привести примеры сообществ людей (рисунок 2).
     
     Рисунок 2 – Диагностика уровня познавательной активности третьеклассников контрольной группы 
     Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента уровень познавательной активности в экспериментальном классе и в контрольном классе приблизительно одинаковый и не достигает необходимого уровня. А значит, необходима целенаправленная, методически выстроенная работа по формированию познавательного интереса у младших школьников.
     
2.2 Формирующий эксперимент по развития познавательной активности младших школьников
     
     Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Охрана растений"
     ТИП УРОКА: комбинированный.
     ЦЕЛЬ УРОКА:
     помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира природы.
     ЗАДАЧИ:
     показать значимость растений в жизни человека;
     формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;
     закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям;
     обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
     развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы.
     МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
     беседа, рассказ учителя, использование художественных текстов (стихотворений), сообщения учащихся, экологическая игра, экологические знаки, иллюстрации растений “Красной книги”, тестирование учащихся, проблемные ситуации.
     ОБОРУДОВАНИЕ:
     экологические знаки об охране растений;
     для игры "Экологический светофор" набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) для каждого учащегося;
     карточки с описанием ситуаций.
     ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
     учебник для 3 класса А.А. Плешакова "Мир вокруг нас". Часть 1.
     И.В. Цветкова "Экологический светофор". Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста.
     В.В. Петров "Растительный мир нашей Родины". Книга для учителя. 
     СТРУКТУРА УРОКА:
     Организационный момент.
     Повторение пройденного материала.
     Изучение нового материала.
     Физкультминутка.
     Закрепление нового материала.
     Итог урока.
     Домашнее задание.
     ХОД УРОКА:
     1. Организационный момент.
     Проверка готовности учащихся к уроку.
     2. Повторение пройденного материала.
     Учитель. На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал. Всем вам предоставляется возможность показать свои знания, ответив на вопросы теста письменно.
     (Листочки для теста приготовлены заранее.)
     Вопросы теста для проверки знаний:
     1. Что такое опыление? (Перенос насекомыми пыльцы с цветка на цветок.)
     2. Назови насекомых-опылителей. (Пчёлы, шмели, бабочки)
     3. Для чего необходимо опылять растения? (Для размножения, так как из опыленных растений развивается плод и семена.)
     4. Назови плоды растений, которые путешествуют с помощью ветра. (Плоды клена, липы, березы, одуванчика.)
     5. Кто тоже помогает распространению растений? (Животные и человек)
     6. Что нужно для прорастания семени? (Тепло, вода, воздух)
     7. Назови стадии развития растений из семени. (Корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена)
     3. Изучение нового материала.
     Эстетическая минутка.
     Учитель. Послушайте отрывок из стихотворения В. Набокова "Дети полей":
     Василёк, барвинок нежный,
     
     Незабудки, алый мак,
     Мята, ландыш белоснежный,
     Одуванчик, тонкий злак…
     Все цветы и травы эти,
     Что с весною зацвели,
     Это все родные дети
     Кроткой матери-земли.
     
     Удивителен мир растений! Тысячи цветов украшают землю. Цветы – сама жизнь. У них есть свой язык, свой аромат, сила красоты, своя история, легенда, свои праздники. Есть у них своя богиня – Флора – богиня цветов. Голова Флоры украшена венком, а в руках – букет цветов. В честь Флоры были особенные праздники, называемые Флоралии. Их праздновали 5 дней весной (с 28 апреля по 3 мая). В эти дни двери домов украшались венками, все предавались веселью, а женщины одевались в разноцветные платья.
     Вопрос-размышление: Какова же роль растений в жизни человека?
     Растения, которые нас окружают в природе, дают нам очень многое: строительный материал, топливо, сырьё для производства бумаги, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, материал для мебели и т.д. Всего перечислить просто невозможно.
     Велико значение растительного покрова и как источника кислорода, без которого невозможна жизнь на Земле. Зелёные растения выделяют в атмосферу огромное количество кислорода. Чтобы получить некоторое представление о масштабах этого процесса, достаточно привести такой пример. Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем человекам.
     Вопрос: Какие вы знаете растения, которые человек может использовать для своей жизнедеятельности?
     Сообщения учащихся:
     1. "Сто сил"
     За зелеными долинами да лесистыми горами в глухой Уссурийской тайге растет чудо-ягода. Её величают заманихой. Заманит заманиха кого хочешь. Взглянешь на неё – глаз не оторвешь. Драгоценными кораллами висят пышные гроздья её алых ягод. Красивы они, ничего не скажешь. Но славится заманиха не ягодами, а корнями. Целебная сила скрыта в них. Вот и пошла молва в народе: "Попробует настойку из корней заманихи старик – и сила у него появится, как у доброго молодца. Попробует настойку добрый молодец – удаль да сила проснутся небывалые". Оттого и прозвали заманиху "сто сил". Из корневищ заманихи готовят лечебный препарат, который используют по назначению врача.
     2. "Осенний букет"
     Хризантемы – цветы осени. Пользуются у нас большим успехом. Человек ещё в глубокой древности обратил внимание на красоту этих цветов. Они появились в садах более двух тысяч лет назад! В 4 веке хризантемы попадают в Японию. И там они находят себе вторую родину. Японцы очень полюбили этот цветок. Они называют его кику, что означает “солнце”. Цветок стал земным символом небесного светила, дающего жизнь всему на нашей планете. В стране восходящего солнца хризантема удостоилась высокой чести. Изображение этого цветка красуется на государственном гербе, на монетах. Самый высший орден в этой стране – Орден хризантемы. Поздней осенью устраивают японцы праздник хризантемы. Ими украшаются жилища. Японки надевают национальную одежду – шелковое кимоно с изображением хризантем. Поэты и певцы восхваляют цветок. Цветоводы устраивают многочисленные выставки. Хризантемы – отличное украшение садов, парков, скверов.
     3. "Чудо-орех"
     С большим почтением относились древние народы к грецкому ореху. Его часто величают деревом-комбинатом. Всё в нём идёт на пользу человеку: плоды – зрелые и незрелые, древесина, кора, листья и даже корни. Разросшиеся ореховые деревья преображают местность. Их охотно высаживают в парках, вдоль дорог, в садах южной стороны. Грецкие орехи вкусны, питательны, полезны. Они обладают высокой калорийностью, которая в три раза превышает калорийность хлеба. Из недозрелых, зеленых орехов хорошо приготовить варенье, а также различные витаминные препараты. Зрелые орехи богаты витаминами. Хороши орехи в свежем виде. Ценят их и в кулинарии. А сколько можно приготовить сладких блюд с орехами! И печенье, и пирожки с ореховой начинкой, и вкусный торт. Ореховое масло ароматно и вкусно. Это масло весьма ценится для приготовления высококачественных красок и лаков для живописи. Из листьев, кожицы недозрелых плодов, коры ствола и корней грецкого ореха приготовляют коричневую и черную краску для тканей, кожи, древесины. Ореховая древесина идёт на производство красивой и прочной мебели.
     Учитель. Итак, о какой пользе растений для человека говорилось в сообщениях?
     Учащиеся. Из корневищ заманихи готовят лекарство, хризантемы украшают жилища и парки, грецкие орехи употребляют в пищу, из его древесины изготавливают мебель.
     Учитель. Да, дети, одни растения радуют глаз и поднимают настроение своей красотой и приятным запахом. Другие – готовы накормить нас сочными ягодами и вкусными плодами, а третьи – помогают нам избавиться от болезней.
     Сообщение темы урока:
     Иногда бывает так: попадется нам на глаза редкий цветок – спешим побыстрей сорвать его. Отправимся дальше своей дорогой, а навстречу – ещё один цветок, и, кажется, красивее прежнего. Давай и его сорвём… А тот, первый, можно, пожалуй, и выбросить: он и неказист, и не смотрится вроде, и чем мог очаровать – непонятно… Вспомните большие охапки лесных и луговых цветов, которые везут в автобусах и электричках, когда возвращаются в город с лона природы. И не букеты уже оказываются в руках у них, а измятые веники, и не в цветочные вазы уготован им путь, а в ящики для мусора. Хотели принести в дом красоту, а на деле ограбили природу.
     Чтобы этого с нами не случилось мы, и поговорим сегодня об охране растений. Тема урока так и называется “Охрана растений”.
     Работа с книгой:
     Учитель. Прочитайте текст на странице 84-85 и найдите ответ на вопрос: Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
     Учащиеся. Из-за хозяйственной деятельности людей: строят заводы, роют карьеры на месте леса, на месте луга устраивают фермы, много рвут растений для букетов, вытаптывают растения.
     Учитель. Дети, как вы понимаете выражение “охранять растения”?
     Учащиеся. Охранять растения – это значит бережно к ним относиться.
     Учитель. Как мы с вами можем охранять растения?
     Учащиеся. Соблюдать правила поведения в природе.
     Учитель. Давайте попробуем сформулировать правила поведения в природе по охране растений. В этом нам помогут экологические знаки. Посмотрите внимательно на знаки и вспомните причины гибели растений, о которых говорилось в тексте.
     Учитель на доске вывешивает экологические знаки.
     Учащиеся. 1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. 
     2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. 
     3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
     Учитель. Перечитайте экологические правила на странице 86 учебника, запомните их, и обязательно выполняйте, чтобы быть настоящими друзьями природы.
     Учащиеся читают экологические правила.
     4. Физкультминутка.
     Учитель. Дети, встаньте, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы растение, которое выросло на лугу, среди других красивых растений. Подул лёгкий, ласковый ветерок, который слегка покачивает вас и наклоняет то вправо, то влево.
     Звучит запись "Звуки природы".
     5. Закрепление нового материала.
     Учитель. Поиграем в игру "Экологический светофор", чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.
     Правила игры: "Экологический светофор" похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы?
     Учащиеся. Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.
     Учитель. Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. "Экологический светофор" поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: "красный свет – природе вред!"; "жёлтый – осторожно!"; "свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе "Спасибо!". Я буду зачитывать текст карточки, а вы по команде "Внимание, раз!" должны "зажигать сигналы светофора", демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.
     1ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.
     Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.
     2 ситуация. Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. "Не опоздал!" - радостно подумал Валера.
     Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.
     3 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. "Как же быть?" - задумались они, - "можно ли здесь кататься?"
     Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.
     4 ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.
     Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.
     5 ситуация. Катя и Света вышли на улицу, чтобы начать выполнять летнее задание по составлению гербария. Девочки знали, что в нем могут быть и травы, и цветы, и листья. Они взяли с собой большой полиэтиленовый пакет и картонную папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно – они ещё не решили. "Посмотрим по дороге – что понравится, то и будем срывать для гербария" - договорились между собой Катя и Света.
     Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.
     6 ситуация. Света с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Остались позади шумные городские улицы, проехали дачные участки. Далее вдоль дороги стеной вставали деревья. Проехав какое-то расстояние, отец спросил: "Где остановимся?" Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.
     Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.
     Учитель. В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. Люди создали "Красную книгу Флоры". Красный цвет книги – сигнал опасности. "Красная книга" - это забота о том, чтобы не оскудело волшебное царство Флоры, чтобы не меркла, а расцветала и крепла земная краса. В "Красной книге" рядом с описанием видов растений говорится о грозящей им опасности. "Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти" - словно наказ людям. "Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой".
     6. Итог урока.
     Учитель. Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?
     Учащиеся повторяют экологические правила друзей природы.
     Учитель. Прочитайте отрывок из стихотворения Самеда Вургуна хором:
     Давайте пройдемся медленно по лугу
     И "здравствуй" скажем каждому цветку.
     Я должен над цветами наклониться
     Не для того, чтоб рвать или срезать,
     А чтоб увидеть добрые их лица
     И доброе лицо им показать.
     Текст написан на доске.
     7. Домашнее задание.
     Страницы 84-88. Выписать в тетрадь экологические правила. Зарисовать экологический знак из учебника или придумать свой.
     
     Урок по теме: "Разнообразие животных" по курсу "Окружающий мир" (автор А.А. Плешаков). 3-й класс.
     Цель урока:
     1) познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам.
     2) расширять кругозор учащихся и общие представления о животных.
     3) воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.
     Ход урока
     I Организационный момент
     - Что вы ждете от сегодняшнего урока?
     (Варианты ответов:
     1)	узнать о чем то новом, интересном
     2)	сделать сообщения о редких растениях
     3)	отгадывать кроссворды и загадки)
     - Я постараюсь учесть все ваши желания. И конечно же сегодня на уроке будет открытие нового. Но прежде мы повторим то, что прошли на предыдущем уроке. 
     II Актуализация знаний
     1) Наука, которая изучает растения.
     - Посмотрите внимательно на картинку и назовите лишний предмет. (Слон, собака, паук, ландыш).
     - К какому царству относится этот предмет? (К царству растений)
     - Как называется наука, которая изучает растения? (Ботаника)
     - Какую роль играют растения в жизни людей  и животных ? (Человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. Животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством)
     -Да ребята, жизнь без растений на земле немыслима. 
     2) Работа с тестами.
     - А сейчас хотелось бы узнать, что вы знаете о растен.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44