- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Характеристика особенностей подросткового возраста, как фактора наркотизации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003514 |
Тема: | Характеристика особенностей подросткового возраста, как фактора наркотизации |
Содержание
Содержание Введение …………………………………………………………………… 3 1 Характеристика наркомании как вида девиантного поведения ……. 5 1.1 Характеристика факторов, влияющих на наркотизацию подростков ……………………………………………...…………………………………. 13 1.2 Характеристика особенностей подросткового возраста, как фактора наркотизации …………………………….…………………… 20 2 Характеристика профилактики как направления работы СППС: виды, уровни, методы и формы работы …………………………………….….. 28 2.1 Проведение исследования отношения подростков к проблеме приема наркотиков, придание ему графической формы ………………………………………………………………………….….... 36 2.2 Разработка программы профилактики подростковой наркомании …………………………………………………………………. 38 Заключение ………………………………………………………………...... Список используемых источников ………………………………………… 51 Приложение А 54 Приложение Б 56 Приложение В 59 Приложение Г 65 Введение Наркомания – мощнейший фактор социальной дезорганизации, самая серьезная угроза нормальному функционированию общества. Наркомания снижает, причем самым существенным образом, трудовой, духовный, творческий, интеллектуальный потенциал общества. Наркомания разрушает навыки деятельности общения, выводит из строя механизм взаимодействия между людьми. Возникло противоречие между потребностью и реальностью, т.е. необходимостью разработки новой программы, учитывающей интересы и ценности подростков, организации дополнительного досуга для старших подростков и реально ее воплотить. На данный момент есть школы, где ребенок проводит длительное время помимо школьных занятий, посещая различного рода кружки по интересам, занимаясь спортом, реализуя другие творческие возможности. Все это не должно быть формальным и периодическим, а должно представлять целую систему структурирования времени. Для целенаправленной работы в этой области с детьми, подростками, при школах создаются попечительские советы родителей, соответственно подготовленные и имеющие возможность консультироваться со специалистами тех случаях, когда назревает проблема с кем-то из учащихся. В случаях, когда ребенок оказывается под активным положительным воздействием людей, с которыми он постоянно общается, то совершенно естественно, что ему легче преодолеть антисоциальное воздействие сверстников – подростков, неблагоприятные семейные ситуации, приводящие к уходу из дома, и, таким образом, снижается риск вовлечения в наркотическую среду. Школа может эффективно противостоять возникновению наркомании, если она станет местом реализации положительных мотиваций. Это важное звено на сегодня на сегодня недостаточно разработано. Проводя работу с детьми и подростками, необходимо делать это, не просто демонстрируя отрицательные последствия употребления наркотиков, но стараться затронуть систему ценностей. Например, показать, что употребление наркотиков – это признак слабости, болезненности, неполноценности, отсутствия мужественности. Принимая во внимание, что разговор о болезнях для детей и подростков выглядит абстрактно, необходимо использовать убедительные доводы, которые действуют на уровне сознания и фиксируются подсознанием. Нужно научить разговаривать с подростками на их языке, а не на научно-абстрактном, которого они не понимают. Необходимо учитывать, что неформальные лидеры, которые злоупотребляют наркотиками, могут производить на детей положительное впечатление за счет кажущегося финансового благополучия, безнаказанности и т.д. Конечным результатом профилактической деятельности должно стать формирование у подростка вдумчивого отношения к своему физическому, психическому, социальному и духовному здоровью. Цель работы: рассмотреть основные направления и содержания работы СППС школы по профилактике подростковой наркомании. Объект исследования: подростковая наркомания. Предмет исследования: профилактика подростковой наркомании. Задачи: 1.Описать сущность, причины и виды отклоняющегося поведения подростков. 2.Описать причины и особенности формирования наркотической зависимости в старшем подростковом возрасте. 3.Провести анализ информированности подростков о наркотиках. 5.Разработать программу по профилактике наркомании старшего подросткового возраста. 1. Характеристика наркомании, как вида девиации подростков Девиантное поведение (от. англ. deviation – отклонение) – действия, которые не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводят нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию [33]. Девиантное поведение — это всегда определенный социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся. Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации. У девиантного поведения существует множество форм. Приведем несколько классификаций. В зависимости от отношения к людям Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения: 1. Личность заботится об установлении и сохранении отношений с другими личностями. Она может стремиться возобладать над другим, поставить его в подчиненное положение. Это часто обусловлено девиантной мотивацией и поведением. Так часто поступают члены преступных групп. 2. Личность уступает другим, подчиняется им. В этих случаях она может стать на путь девиантной мотивации и поведения, особенно по отношению к личности активной и сильной. Так, в большевистском руководстве пассивное приспособление к Сталину и сталинской иерархии стало причиной девиантности множества людей [44]. Классификация девиантного поведения в зависимости от отношения к стандартам (потребностям, ценностям, нормам) в обществе разработана Р. Мертоном (в 1910 г.), который выделял следующие типы девиантного поведения: Тотальный конформизм (нормальность) поведения, принятие культурных норм. Таким является поведение человека, получившего хорошее образование, имеющего престижную работу, продвигающегося по карьерной лестнице и т. п. Такое поведение реализует как собственные потребности, так и ориентировано на других (соблюдены нормы). Это, строго говоря, как раз единственный тип недевиантного поведения, по отношению к которому выделены разные типы девиации. Инновационное поведение, с одной стороны, означает согласие с целями своей жизнедеятельности, одобряемыми в данном обществе (культуре), но, с другой стороны, не следует общественно одобряемым средствам их достижения. Инноваторы используют новые, нестандартные, девиантные средства достижения общественно-полезных целей. В постсоветской России множество инноваторов занялись приватизацией государственной собственности, строительством финансовых «пирамид», вымогательством («рэкетом») и т. п. Ритуализм доводит до абсурда принципы и нормы данного общества. Ритуалисты — бюрократ, требующий соблюдения всех формальностей от просителя, и забастовщики, работающие «по правилам», что приводит к остановке самой работы. Ретреатизм (бегство от действительности) — это вид девиантного поведения, при котором человек отвергает и одобряемые обществом цели, и пути (средства, время, издержки) их достижения. Такое девиантное поведение присуще бомжам, пьяницам, наркоманам, монахам и т. п. Революция (бунт) — это форма девиантного поведения, которая не только отрицает устаревшие цели и пути поведения, но и заменяет их новыми. Российские большевики во главе с Лениным отвергли цели и средства буржуазно-демократического общества, складывавшегося в 1917 году в России после свержения самодержавия, и восстановили последнее на новой идеологической, политической, экономической и социальной основе [6]. Короленко Ц.П. выделил пять узлов, ведущих к отклоняющемуся поведению. Узел первый – начало отклонения. С чего начинается весь этот процесс нарастающих изменений затрагивающих основные личностные установки? Начало процесса, его исходная точка – переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, ощущение драматизма, риска в связи с определенными действиями (прием вещества, изменяющее психическое состояние, чувство необычного волнения при знакомстве с чем-то новым и др.) и фиксация в сознании этой связи. Начало девиантного процесса характеризуется, таким образом возникновением непонимания, что существует определенный способ, вид активности, с помощью которого можно сравнительно легко изменить свое психическое состояние. Естественно, что люди испытывающие трудности, стрессы, люди, недовольные собой и окружающим миром, легче и быстрее становятся на путь аддикции, особенно при отсутствии поддержки со стороны друзей и близких. Чем раньше после начала развития аддикции человеку будет оказана помощь, тем вероятнее возможность остановки этого опасного процесса. Если же процесс не остановлен, то происходит формирование следующего этапа. Узел второй – девиантный, аддиктивный ритм. Характеризуется формированием определенной последовательности, прибегая к средствам аддикции. Устанавливается определенная частота реализации отклоняющегося поведения. Ситуации вызывающие аддиктивную реализацию, становятся все более разнообразными: все, что вызывает душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта, провоцируют девиантное, аддиктивное поведение. Узел третий – формирование девиантного, аддиктивного поведения как интегральной части личности. Формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности. Учащение девиантного, аддиктивного ритма приводит к тому, что он становится стереотипным, привычным реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни. Формирование девиантного звена как интегральной части личности сопровождается внутренней борьбой. Несмотря на наличие защитных механизмов, в основном на подсознательном уровне возникает чувство тревоги, неблагополучия (отсюда и появление защитных реакций). Формирование девиантного поведения как интегральной части личности делает девиантов невосприимчивыми к попыткам их критики, переубеждению на уровне здравого смысла. Логическое мышление их подчинено эмоциональному состоянию, мышление по желанию. Узел четвертый – полная доминация девиантного, аддиктивного поведения. Личность полностью определяет поведение девианта, аддикта, его стиль жизни, отношение с окружающими. Процесс усиления омьенации не происходит у девианта без внутренней борьбы между девиантными структурами и оставшейся здоровой части личности. Страх перед одиночеством – древняя форма эмоции, присущая человеку. Они стараются найти какой-то способ защиты, для чего предпочитают находится в кругу возможно большего числа людей, стимулируют себя поверхностным общением в виде разговоров по телефону, занимаются сплетнями. Узел пятый, заключительный – катастрофа. Доминирующее девиантное, аддиктивноеповедение в какой форме оно бы не проявлялось, разрушает не только психику, но и биологические процессы, происходящие в организме. Психологическое состояние людей с аддиктивным поведением на заключительном этапе определяется в основном подавленностью или апатией. Это обусловлено, в частности тем, что само аддиктивное поведение, процесс непосредственной реализации аддиктивных мотиваций уже не приносит прежнего удовольствия, не вызывает столь желаемых изменений настроения [26]. Среди наиболее опасных видов девиантного поведения выделяется аддиктивное (зависимое). Аддиктивное поведение, по определению Короленко и Сигала, характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния [42]. Существуют химические и нехимические формы аддикций. Химическая аддикция заключается в применении разных веществ, под воздействием которых меняется физическое состояние принимающего их человека. Наличие химической аддикции наносит большой вред здоровью индивида, приводит к органическим поражениям. Алкогольная аддикция имеет наибольшее распространение, она исследована лучше всего. Ее наличие приводит к разрушению организма, страдают практически все внутренние органы, ухудшается психическое состояние. Наиболее сильно выражается алкогольная аддикция, когда человек неспособен пересилить безудержное стремление выпить, похмелиться, справиться с внутренним дискомфортом, с негативным отношением к миру. Наркотическая аддикция выражается в непреодолимом влечении к психотропным веществам. Сюда же входит токсикомания, как тяготение к токсическим средствам. Зависимость наступает после первого раза употребления, и толерантность повышается с неосознаваемой скоростью. Процессы, происходящие в то время в организме необратимые, и практически в каждом случае заканчиваются летальным исходом. К нехимическим относятся, в частности, азартные игры (гэмблинг), сексуальная, любовная аддикия, аддикция отношений, работогенная аддикция, аддикция к трате денег, ургентные аддикции. Термин «наркомания» происходит от греческих слов narke – оцепенение, онемение и mania – безумие, страсть, влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций. Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической или физической зависимости от них с развитием абстиненции после прекращения их приема. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые согласно Республиканскому перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, отнесены к наркотическим веществам. Наркотики – это такие химические вещества синтетического или растительного происхождения, лекарственные средства, которые оказывают особое, специфическое действие на нервную систему, весь организм человека. Комитет Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) определяет наркоманию как состояние, характеризующееся неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям. Если рассматривать термин «наркомания» в социально педагогическом аспекте, то можно определить, что наркомания — это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности. Проблема наркомании является одной из глобальных социальных проблем новейшей истории. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, 1957 г.), наркомания – это состояние периодической или хронической интоксикации, вызванное повторным употреблением наркотических веществ (естественных или синтетических). Наряду с наркоманией существует токсикомания. Термин «токсикомания» применяется для определения заболевания в тех случаях, когда оно вызвано злоупотреблением какими-либо веществами (химическими, растительными и лекарственными), официально на текущий момент к наркотикам не отнесенным. К веществам вызывающим токсикоманию, относят некоторые препараты бытового назначения: всевозможные растворители, лаки, этиловый спирт и другие. Наркотическими средства признаются только в тех случаях, если отвечают трем критериям, а именно: - медицинскому, если специфическое действие данного средства является причиной его немедицинского потребления; - социальному, если это немедицинское потребление принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость; - юридическому, если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая инстанция, на то уполномоченная, официально признала это средство наркотическим и включила его в особый список. Главная опасность наркомании не столько в нанесении физиологического вреда организму, сколько в последующей деградации личности, которая наступает в 10-20 раз быстрее, чем при алкоголизме. Наркоманы перестают интересоваться учебой, школой, а потом и вовсе оставляют ее. Постепенно ослабляются и прекращаются полезные социальные связи с друзьями, школьным коллективом, педагогами, возникают сложные отношения в семье, развиваются эгоистические черты характера, лицемерие, лживость; внимание концентрируется лишь на проблеме приобретения наркотиков. Короленко Ц.П. и Дмитриева Н.В. выделили особенности подростковой наркомании: употребление наркотических веществ стало молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже отнесли к числу подростковых проблем, которая характеризуется: -массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику долго остается психическим; -«омоложением» контингента лиц употребляющие наркотические средства, до возраста 13-14 лет; -распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (внутривенные инъекции) в группе с симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку; -удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества: познанием приносящего удовольствия, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижение чувства полного расслабления, а иногда, «ясности мышления» и «творческого вдохновения»; -изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если еще лет пять тому назад это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминальность родителей, жесткие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком [26]. Возможно пристрастие к одному какому-либо наркотику (морфинизм, героинизм, кофеинизм, гашишизм, кокаинизм, алкоголизм) что называется мононаркоманией, или нескольким сразу – полинаркомания. К наркотикам относятся все, что вызывает привыкание, в том числе алкоголь и никотин (так называемые слабые наркотики); наркотики содержатся в кофе (кофеин), в чае (танин), в какао и напитках типа кока-колы и пепси-колы, а также в некоторых растениях – конопле, маке, кокаиновом кусте. Морфинизм – болезненное, неудержимое влечение к употреблению опия – морфина (из мака). Производные опия – кодеин, дионин; сюда же относятся синтетический препарат промедол. Гашишизм – пристрастие к гашишу (из конопли). Синонимы гашиша - анаша, план, марихуана. Кокаинизм – неудержимое влечение к соку кокаинового куста, вызывающее вначале возбуждение, а затем угнетение нервной системы. Алкоголизм – привыкание к алкоголю. По терминологии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), алкоголизм – вид наркомании, и в ряде стран спиртное продается только в аптеках. Токсикомания – пристрастие к токсическим веществам – ядам любого происхождения. Особое место занимают стимуляторы (кофеин, эфедрин, танин и др.) и снотворные средства (люминал, барбамил и др.) Из галлюциногенов наиболее популярны грибы (типа поганок с фиолетовым оттенком, встречаются в северных районах в конце лета) и знаменитый LSD – эталонный галлюциноген. LSD бывает и виде таблеток, и в виде разноцветных марок, пропитанных наркотиком, и в виде прозрачного раствора. Горбатенко Л.С. и Дронова Н.В. сформулировали схему возникновения психической зависимости от наркотиков: 1.Неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности, удовлетворения жизненно важных социальных потребностей, возникающие вследствие определенного сочетания личностных свойств (личностная предрасположенность); 2.Несформированность или неэффективность способов психологической защиты личности, превращающих личностную предрасположенность в психологическую готовность к злоупотреблению психотропными веществами; 3.Наличие фрустирующей (психотравмирующей) ситуации актуализирующей проявления («включения») в этой психологической готовности; 4.Осведомлять подростка о свойствах психотропных веществ, позволяющих, позволяющих снять психическую напряженность, достичь эмоционального комфорта [8]. Таким образом, мы выяснили, что девиация и девиантное поведение – это поведение, которое не соответствует сложившимся в данном обществе моральным и правовым нормам. Данное поведение может привести к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя. Одним из видов девиантного поведения является наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму наркотических средств вследствие стойкой психической или физической зависимости от них. Одна из основных опасностей наркомании состоит не только в том, что организму наркомана наносится непоправимый ущерб, но и в том, что сама личность наркомана начинает деградировать. Зависимый всему предпочитает находиться в состоянии наркотического опьянения, рвет связи с друзьями и семьей, что в конечном итоге приводит к полной изоляции от общества. 1.1 Характеристика факторов, влияющих на наркотизацию подростков. В докладе Всемирной организации здравоохранения о причинах наркомании говорится, что основные причины наркомании связываются прежде всего с: 1. особенностями характера наркоманов; 2. психическими и физическими расстройствами его организма; 3. социально-культурным влиянием на его личность. Рассмотрим данную классификацию на микро-, мезо- и макроуровнях. 1. Микроуровень Здесь различают биологические и психологические причины. Среди биологических факторов особенно выделяются: — степень изначальной толерантности (терпимости) к наркотическому препарату, наличие патологической почвы в виде поражения головного мозга или « минимальной мозговой дисфункции». Эти нарушения могут возникнуть, например, во время беременности женщины. Известно, что примерно с 60-х годов в практику родовспоможения широко вошла стимуляция родовой деятельности, стала использоваться практика регулируемых родов (остановка родов в ночное время и стимуляция в дневное), роженицам стали активно вводить вещества с психоактивным действием: транквилизаторы, антигистаминные препараты и др., что неизбежно ведет к различным мозговым дисфункциям плода; — природа наркотического вещества, которым злоупотребляет подросток, а также способ его введения; — потребности в принятии наркотика, которые вызваны чувством голода, усилением половой потенции, хроническим переутомлением организма, болезнью, когда провоцируется употребление «спасительных доз наркотиков». Соматические заболевания, требующие принятия «успокоительных» или «снимающих боль» препаратов, ведут к возникновению лекарственной зависимости, превращающей больного в наркомана. Психологические факторы включают в себя: — привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний; — стремление к самоутверждению; — отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов; — расстройства психики неорганической природы, такие как социальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушение жизненных интересов, страх и тревога. Субъективная причина неудовлетворенности жизнью рассматривается в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, не обеспечивающей условия для проведения свободного времени, что особенно важно для подростков, социальной несправедливостью, неустроенностью быта, неуспехами в учебе, разочарованием в людях и т. д.; — особенности личностной акцентуации подростка. Наиболее значимыми типами акцентуации характера, оказывающими влияние на формирование наркотической зависимости, являются: — эпилептоидный тип — при употреблении наркотиков и алкоголя происходит наиболее быстрое формирование зависимости; — неустойчивый тип — уровень высокого риска; — конформный тип — характеризуется высокой внушаемостью и быстрым формированием наркотической зависимости; — астенический тип — для него характерно употребление наркотиков или алкоголя для стимуляции настроения; — шизоидный тип — употребление наркотиков (опий, героин) и алкоголя для улучшения контакта; — истерический тип — в основном, происходит употребление алкоголя и стимуляторов. 2. Мезоуровень Основные причины наркомании среди несовершеннолетних на этом уровне следует искать, как считают специалисты, в условиях воспитания. То есть можно говорить о социально-педагогических и социальных причинах. Социально-педагогические факторы зависят от воспитания ребенка в семье и его адаптации в школьном коллективе. Зачастую ошибки и просчеты воспитания в детском и юношеском возрасте имеют тяжелые последствия. Подростки усваивают чуждую нормальному человеческому обществу психологию, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они с пренебрежением относятся к общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советам и наставлениям старших. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно проявляются в ее поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно утрачивают характер невинного мальчишеского озорства, все чаще и чаще приобретая опасную для общества направленность. В тех случаях, когда эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неизбежно вступают в конфликт с законом. Аномалии психического развития ребенка чаще всего связывают с неправильным построением взаимоотношений «мать-ребенок». Замечено, что в каком психическом состоянии находится мать (или лицо, ее заменяющее), в таком состоянии будет находиться и ребенок, особенно до 5 лет. Какие эмоции, поступки, реакции демонстрирует мать, такие же реакции будут формироваться у ребенка. К социальным факторам мы относём две причины: мода (престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ) и влияние референтной группы, которая имеет решающее значение из всех вышеперечисленных факторов. По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению наркотиков следующие типы подростковых групп: — территориальные группы, формирующиеся из сверстников по месту учебы или жительства. Это свободные, слабо регламентированные объединения. Основными психоактивными веществами, употребляемыми в них, являются алкоголь и дешевые наркотики; — делинквентные и криминальные группы. Эти группы жестко регламентированы и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четко представлена иерархическая структура. Даже личностно слабые индивиды, называемые «шестерками», держатся за группу, так как она защищает их от других подростков, создавая некоторое подобие психологического комфорта. Эти группы немногочисленны, но часто стараются вовлечь в свою среду новичков, склонных к злоупотреблению наркотиками. Причем на первых порах их снабжают наркотиками бесплатно. Лидер в этих группах, как правило, совершеннолетний наркоман со стажем, которого называют «учителем» или «дедом». Другие роли в этой группе могут быть следующие: «шустрила» — ищет источник снабжения наркотиками; «гонец» — переносит наркотики; «кролик» — является «испытательным полигоном» для новых наркотиков, он получает наркотик бесплатно. Другими видами групп высокого риска являются: — «панки» — агрессивные группы, в основном, употребляющие алкоголь и стимуляторы; — «хиппи» — открытые, доброжелательные, но рассматривающие наркотики как неотъемлемый атрибут своей субкультуры; — «металлисты» — склонны к употреблению алипола и психоделических препаратов; — епопперы» —свободные группы с непостоянным составом, без постоянного лидера; склонны к употреблению алипола, гашиша, таблеток без разбора; не любят ингаляторов и инъекционных наркотиков; — «мажоры» —свободные группы подростков старшего возраста из очень обеспеченных семей; употребляют дорогие алкогольные напитки, гашиш, кокаин, крэк; — «фанаты» — страстные болельщики — группы высокого риска; употребляют все и в больших количествах. Такие подростковые группы, как «брейкеры» и «люберы», являются группами невысокого риска. 3. Макроуровень Эти причины связывают с социально-культурными факторами: — влияние культуры, и в частности субкультуры, на подростка. Взаимоотношения подростка и окружающего его культурного поля не так очевидны, как взаимоотношения, складывающиеся на микро- и мезоуровне, но они существуют и накладывают свой отпечаток на формирование психической сферы, психических реакций, влечений и пр. К культурному полю относят родной язык как выражение общественного сознания, ведущую религию, устройство быта, пищу, обряды и ритуалы и многое другое, что определяет этническую принадлежность. Некоторые молодежные субкультуры включают наркотики как неотъемлемый, обязательный элемент, например, стиль «рэйв» (сумасшествие) предполагает прием наркотика «экстази», а стиль хиппи предполагает употребление конопли и т. д. Заметную роль сыграла традиция употребления наркотиков в республиках Средней Азии, которые сейчас являются основными их поставщиками для нелегальной продажи; — замалчивание проблемы наркотизации молодежи. Советское общество, много занимаясь пьянством и алкоголизмом, на проблему наркомании и токсикомании закрыло глаза, делая вид, что ее нет. У нас были засекречены статистические данные о распространении преступности, частоте самоубийств, уровне потребления алкоголя и наркотиков. Скрывая от людей подобного рода сведения, нельзя ожидать их активизации в вопросах противодействия этим общественным болезням; — развал идеологических и общественных институтов, утверждение идеологии обывательской жизни, резкое обнищание населения с невозможностью удовлетворять естественные потребности привели значительное число подростков в суррогатные культуры, насаждаемые с Запада, увеличили число дезадаптированных детей, которые стали решать свои проблемы с помощью наркотиков; — доступность наркотиков. Несмотря на уголовно-правовые запреты, выращивание, изготовление и сбыт наркотиков приобретает все более широкие масштабы. Наибольшее распространение это «производство» получило в республиках Средней Азии, Чечено-Ингушетии и ряде других мест. В торговлю наркотиками включилась и недобросовестная часть медицинских работников, снабжающая наркоманов лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных. Можно назвать три разновидности последствий наркомании, взаимосвязанные между собой: биологические, социально-психологические и криминальные. К биологическим последствиям относятся прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей (еда, сон, половое влечение и др.), снижение сопротивляемости, прогрессирующее истощение детского организма. В самом общем виде социально-психологические последствия наркомании можно охарактеризовать как нравственно-этическую деградацию личности ребенка. Сначала у него снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и потребностей, кроме употребления наркотиков. Наркотическое влечение меняет сложившиеся межличностные отношения формирующейся личности, ее социальные ориентации, а, следовательно, и всю жизнь. Окружающая социальная среда воспринимается, оценивается наркоманом только с точки зрения возможностей, облегчающих или затрудняющих поиск и употребление наркотиков. Происходит разрыв социально полезных связей с обществом (наркоман теряет друзей, не хочет и не может учиться и работать, паразитирует). Психический комфорт возможен только при условии приема необходимой дозы наркотика. Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Ввиду того, что средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (чаще всего путем краж, ограблений и разбойных нападений). При отсутствии денег наркоман не останавливается ни перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством. Другую группу составляют преступления, относящиеся к незаконному изготовлению, приобретению, хранению, перевозке или сбыту, а также хищению наркотических средств; склонение детей и подростков к потреблению наркотиков; посев, выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества; организация и содержание притонов для потребления наркотиков. По мнению специалистов, наркомания, как правило, сочетается с алкоголизмом. Отсутствие наркотиков многие наркоманы стремятся компенсировать алкоголем. Сочетание алкоголя и наркотических средств ускоряет деградацию личности ребенка, предопределяет наступление психозов и затрудняет медицинское лечение. Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина — неудовлетворенность жизнью. Некоторые из деградировавших наркоманов занимаются бродяжничеством, являются тунеядцами.[4]. Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста происходит изменение отношения к наркотикам. Г.В.Латышев с сотрудниками (1991 год) на базе Центра профилактики наркоманий г.Санкт-Петербурга, провели исследование, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формируется отношение к ним: 10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способ употребления. О последствии употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не потребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. 12-14 лет. Основной интерес вызывает возможности употребления «легких» наркотиков – марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркот....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: