- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
К.Д. Ушинский - основоположник теории народного образования в России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006022 |
Тема: | К.Д. Ушинский - основоположник теории народного образования в России |
Содержание
Министерство образования и науки Российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Курский государственный университет" Факультет педагогики и психологии Направление подготовки 44.03.02 "Психология образования" Заочная форма обучения (3,5 года) Курсовая работа по педагогике "К.Д. Ушинский - основоположник теории народного образования в России" Выполнила студентка 1 курса Полякова Юлия Геннадьевна Научный руководитель доцент, кандидат педагогических наук Ванина Инна Николаевна Курск 2016 Содержание Введение………………………………………………………………………….. Глава 1. Особенности становления и развития системы народного образования в России в XIX веке. 1.1. Общественно-политические условия, способствовавшие развитию народного образования ................................................................................. 1.2. Взгляды К.Д. Ушинского на развитие народного образования в России................................................................................................................ Глава 2. Развитие и формирование духовно-нравственных качеств личности в образовательном процессе 2.1 К.Д. Ушинский о народном учителе …………………………………… 2.2.Пути и средства нравственного воспитания детей…………………….. 2.3 Особенности построения учебного процесса в народной школе………………………………………........................................................... Заключение…………………………………………………………………… Библиографический список…………………………………………………. Введение Константин Дмитриевич Ушинский вошёл в историю российской педагогики как великий педагог и психолог. Он является основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг. Педагогический талант Ушинского способствовал появлению плеяды отличных педагогов 60-70-х годов.Последователями Ушинского стали Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, Н.А. Корфа, Д.Д. Семенова, Л.Н. Модзалевского и другие. К.Д. Ушинский известен также как и талантливый дидакт, разработчик теории развивающего обучения, он смог связать дидактику с психологией. Как считал К.Д. Ушинский , «предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Знать человека «во всех отношениях» у К.Д. Ушинского означало изучить его физические и психические особенности, а также влияние«непреднамеренного воспитания» , т.е. общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов. Известно, что деятельность К.Д. Ушинского протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма общественно-демократического движения и формирования в нём революционно-демократического направления. Именно поэтому основой его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения. В общественных взглядах К.Д. Ушинского, которые были идеалистическими, нашли отражение демократическая идея поступательного развития общества, протест против деспотизма, признание деятельной сущности человека, труда как важнейшего фактора жизни. Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского, касающийся воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского. Актуальность нашего исследования обусловлена потребностью государства в качественной подготовке современного учителя, как на теории, так и в применении полученных навыков и умений в воспитании подрастающего поколения на практике. Проблема исследования состоит в противоречии между достаточной разработанностью теоретико-методической базы преподавания и воспитания по К.Д. Ушинскому и недостаточным обращениемк теории народного воспитания на практике. Цель исследования: раскрыть, обосновать актуальность основных положений учения К.Д. Ушинского об идее народности воспитания, ее элементах, о единстве общечеловеческого и национального воспитания. В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи: 1.Раскрыть идею народности воспитания как основной идеи педагогической теории К. Д. Ушинского и рассмотреть проблему единства общечеловеческого и национального воспитания в учении К. Д. Ушинского. Объект исследования: педагогическая деятельность К.Д. Ушинского. Предмет исследования: теория народного воспитания в России по К.Д.Ушинскому. Глава I. Особенности становления и развития системы народного образования в России XIX века. Общественно-политические условия, способствовавшие развитию народного образования. Вторая половина XIX века отличалась оживлением как общественно-политической, так и педагогической жизни России. Причиной возникновения общественного подъема стала Крымская война (1853-1856г.), которая подорвала экономику, ухудшила положение многих слоев российского общества. В этой обстановке появляются различные политические течения, складывается нигилизм. В нигилистических кругах в 60 –е годы оформилось анархическое течение. Обосновал нигилистический анархизмодин из его идеологов – Н.В. Соколов(1832-1889), Он считал, что «политические вопросы теряют свое прежнее значение, уступая место экономическим». Общественное движение из узких кружков единомышленников приобрело характер легальных, широких, общественных политических партий с определённой программой деятельности. В этот период окончательно оформились три направления в общественном движении – консерваторы, либералы и радикалы, у которых были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.Социальную основу консерваторского направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм второй половины XIX в. основывался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему считалось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что в свою очередь подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. Таким образомконсерваторы видели своеобразие исторического пути России. С точки зрения консерваторов необходимо было совершенствовать духовную сторону народа, таким путем отдалить народ от социальных преобразований и политических движений. Распространению консерваторских идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. Социальную основу либерального направления составляла часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.) Они защищали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, но объективно выражали интересы трудящихся (крестьян и рабочих). В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народа. Появлению радикального движения во многом способствовала политика правительства и условиями, существовавшие на тот момент в стране: полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций. Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Идеологи радикалов, в большинстве случаев, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западноевропейского революционных движений. В общественном движении радикалов второй половины XIX в. выделяют три этапа. В 60-е годы – складывается революционно-демократическая идеология и создание тайных разночинных кружков. В 70-е годы создаётся народная доктрина. В 80 – 90-е годы происходит активизация либеральных народников и начинает распространяться марксизм, на основе которого создаются первые социал-демократические группы. В середине 90-х годов начинается ослабление популярности народничества и непродолжительный период широкого увлечения марксистскими идеями демократически настроенной интеллигенцией. Сложившиеся общественно-политические течения оказали влияние на общественно-педагогическое движение реакционной России. Появляется поколение людей, воспитанных на передовых идеях – А.И.Герцена и В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова, выдающихся представителей русской классической философии XIX века. Среди множества вопросов, появившихся в тот период времени, вопросы нравственного и физического воспитания молодого поколения встали перед русским обществом особенно остро. В 60-х годахXIX века появилась целая плеяда замечательных представителей передовой русской педагогической мысли – Н.А.Добролюбов, П.Ф.Каптерев, Н.И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К.Д.Ушинский, Н.Г. Чернышевский.. Вопросами воспитания начали заниматься не только педагогические журналы , такие как «Журнал для воспитания», «Русский педагогический вестник», «Учитель», но и журнал «Современник». Началом к созданию общечеловеческих идеалов было положено журналом «Морской сборник» в 1856 г. (Давыдов, Даль, Пирогов). В 1857 г. открываются два новых педагогических журнала «Журнал для воспитания» Чуликова и «Русский педагогический вестник» И.А.Вышнеградского. Возникло новое общественно-литературное движение,раскрывшее обществу серьезную мысль в статье Н.И.Пирогова «Вопросы жизни», П.Г. Редкина«Что такое воспитание?». Ученые решительно осуждали сословный характер и направленность современной системы образования. В 60-е годы XIX столетия деятельность некоторой части общественно-педагогической интеллигенции была направлена на то, чтобы объединить международный пролетариат и создать первую в истории рабочего движения партию пролетариата. Такой партией стало Международное товарищество рабочих – 1 Интернационал, созданный в 1864 г. Помимо политических и экономических вопросов I Интернационал волновали проблемы воспитания и образования подрастающего поколения. Предлагалось бороться за социальные и политические права, за сокращение рабочего времени, за ограничение детского труда. Одним из средств общественно-педагогического движения стали средства массовой информации, в основном пе?чатные? издания. Журналы являлись основой либе?ральнойсисте?мы це?нносте?й, обсуждавшие? гражданские? и политиче?ские? права личности. 1.2. Взгляды К.Д. Ушинского на развитие? народного образования в России К.Д. Ушинский являе?тся крупне?йшим пре?дставите?ле?м пе?дагогики XIX ве?ка. Он внёс особый вклад в развитие? оте?че?стве?нной пе?дагогики, заложил е?ё научные? основы и смог создать це?льную пе?дагогиче?скую систе?му.По словам совре?ме?нников Ушинского, "е?го труды произве?ли сове?рше?нный пе?ре?ворот в русской пе?дагогике?", а е?го самого называли отцом этой науки. Ушинский был униве?рсале?н как пе?дагог. Пре?жде? все?го, он выступал как пе?дагог-философ, и отче?тливо понимал, что пе?дагогика може?т основываться только на прочном философском и е?сте?стве?нно-научном фундаме?нте?, на конце?пции народности воспитания. Ушинский - те?оре?тик воспитания, но е?го отличае?т глубина проникнове?ния в сущность пе?дагогиче?ских явле?ний, стре?мле?ние? выявить закономе?рности воспитания как сре?дства управле?ния развитие?м че?лове?ка. Как ме?тодист К.Д. Ушинский занимался вопросами соде?ржания образования, сущностью проце?сса обуче?ния, принципами, частные? ме?тодиками обуче?ния, создал заме?чате?льные? уче?бники "Родное? слово" и "Де?тский мир", которые?, по словам иссле?довате?ля Бе?лявского, составили эпоху в де?тской пе?дагогиче?ской лите?ратуре?. Как пе?дагог-психолог разрабатывал психологиче?ские? основы обуче?ния, изложил систе?му психологиче?ских иде?й (дал характе?ристику мышле?ния, памяти, внимания, воображе?ния, чувств, воли). Также? К.Д. Ушинским была выдвинута программа пре?образования русской школы, особе?нно русской народной школы, чтобы приве?сти е?е? в соотве?тствие? с потре?бностями развития страны и де?мократизацие?й образования. И, наконе?ц, Ушинский - историк пе?дагогики, изучал труды пре?дставите?ле?й мировой пе?дагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Пе?сталоцци, Спе?нсе?ра и др. Проанализировав множе?ство лите?ратуры , критиче?ского рассмотре?в данные? своих наблюде?ний и пе?дагогиче?ского опыта, Ушинский создае?т свой капитальный труд- психолого-пе?дагогиче?ский трактат "Че?лове?к как пре?дме?т воспитания" (I ч. - 1867 г., II ч. - 1869 г.). Ушинского называют ве?ликим учите?ле?м русских народных учите?ле?й, создавшим полную программу подготовки народного учите?ля.Де?яте?льность Ушинского все?це?ло отве?чала назре?вшим потре?бностям историче?ского развития страны, пре?образования систе?мы просве?ще?ния. Исходя из своих прогре?ссивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на пе?дагогику как науку. Он считал, что е?й нужна прочная научная база, бе?з которой пе?дагогика може?т пре?вратиться просто в собрание? ре?це?птов и народных поуче?ний. Пре?жде? все?гопе?дагогика должна опираться на научные? знания о че?лове?ке?, на широкий круг антропологиче?ских наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, ге?ографию, политэкономию, статистику, лите?ратуру, искусство и др., но особое? ме?сто сре?ди которых занимают психология и физиология. К.Д. Ушинский понимал не?обходимость все?сторонне?го изуче?ния че?лове?ка. Он утве?рждал: "Если пе?дагогика хоче?т воспитывать че?лове?ка во все?х отноше?ниях, то она должна пре?жде? узнать е?го тоже? во все?х отноше?ниях". (О пользе? пе?дагогиче?ской лите?ратуры). Таким образом, Ушинский осуще?ствил пе?дагогиче?ский синте?з научных знаний о че?лове?ке?, поднял пе?дагогику на каче?стве?нно новый урове?нь. Изве?стный уче?ный Ананье?в, оце?нивая це?лостный подход Ушинского к че?лове?че?ской личности, справе?дливо отме?тил силу е?го те?оре?тиче?ского мышле?ния и пе?дагогиче?ского убе?жде?ния, суме?вше?го столе?тие? назад обосновать пробле?му, которую совре?ме?нная наука считае?т фундаме?нтальной пробле?мой философии, е?сте?ствознания и психологии. Другой ве?дуще?й иде?е?й, положе?нной в основу пе?дагогиче?ской систе?мы К.Д. Ушинского, являлась выдвинутая им те?ория народности воспитания. Оте?че?стве?нная пе?дагогиче?ская наука должна быть построе?на, по мне?нию пе?дагога, с уче?том национальных особе?нносте?й русского народа и отражать спе?цифику национальной культуры и воспитания. В статье? "О народности в обще?стве?нном воспитании" Ушинский дае?т глубокий анализ воспитания в духе? народности. Под народностью он понимал такое? воспитание?, которое? создано самим народом и основано на народных началах. История народа, е?го характе?р и особе?нности, культура, ге?ографиче?ские? и природные? условия должны опре?де?лять направле?нность воспитания со своими, це?нностями и иде?алами. Создавая русскую пе?дагогику, Ушинский считал не?возможным подражать или ме?ханиче?ски пе?ре?носить в не?е? принципы воспитания других народов. Ве?дь каждый народ создае?т свою собстве?нную систе?му обуче?ния и воспитания со своими национальными че?ртами и творче?скими проявле?ниями. Но при этом пе?дагог не? отрицал возможности использовать достиже?ния в области пе?дагогики других народов, лишь разумно пре?ломляя их к своим национальным особе?нностям. Народность воспитания раскрываласькак принцип пре?образования суще?ствующе?й систе?мы образования на основе? связи с жизнью народа. Отсюда и тре?бования: - воспитание? должно быть самобытным, национальным; - де?ло народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался е?го организацие?й, руководил и управлял школой; - народ опре?де?ляе?т соде?ржание? и характе?р воспитания; - все? насе?ле?ние? должно быть охваче?но просве?ще?ние?м, обще?стве?нным воспитание?м; - воспитание? же?нщин наравне? с мужчинами; - подлинная народность выражае?тся в родном языке?. Гимном родному языку являе?тся статья Ушинского "Родное? слово", в которой он сравнивае?т язык народа с распускающимся цве?том все?й духовной жизни нации, утве?рждая, что в языке? одухотворе?н народ и е?го родина, что язык - самая живая связь, сое?диняющая отживше?е?, живуще?е? и будуще?е?. Родной язык являе?тся лучшим сре?дством воспитания, который учит е?сте?стве?нно и успе?шно, откуда иде?т духовное?, нравстве?нное? и умстве?нное? развитие?. Иде?я народности, являясь иде?е?й де?мократиче?ской, опре?де?ляла новый прогре?ссивно-творче?ский подход к развитию пе?дагогики и вполне? отве?чала потре?бностям народа и народного образования. Одним из оснований пе?дагогики как науки Ушинский считал е?динство те?ории и практики. Истинная наука пе?дагогика може?т развиваться только на основе? связи те?ории и практики, все?сторонне?м обобще?нии пе?дагогиче?ского опыта - "те?ория не? може?т отказаться от де?йствите?льности, факт не? може?т отказаться от мысли". Ушинский обращае?т внимание? не? только на те?оре?тиче?ское?, но и большое? практиче?ское? назначе?ние? пе?дагогики. Эта соприкасае?мость законов пе?дагогиче?ской науки и практиче?ской де?яте?льности позволила е?му назвать пе?дагогику "искусством воспитания". В пе?дагогиче?ской де?яте?льности, которая строится на научной основе?, не?льзя отрицать индивидуальное? масте?рство и творче?ство пе?дагога, что е?щё больше? обогащае?т саму науку.К.Д. Ушинский отме?чал, что "Воспитате?ль - е?сть художник, воспитанник - художе?стве?нное? произве?де?ние?, школа - масте?рская.» Актуально также? звучит се?годня положе?ние? Ушинского о том, что "пе?ре?дае?тся мысль, выве?де?нная из опыта, но не? самый опыт". Важным основание?м пе?дагогики Ушинский считал формирующую роль де?яте?льности и активности личности. Стре?мле?ние? де?те?й к разнообразной де?яте?льности изначально заложе?но в самой природе? че?лове?ка, это основной закон де?тской психики. Де?яте?льность Ушинский рассматривал как основу воспитания и обуче?ния, ве?дь бе?з самостояте?льной творче?ской де?яте?льности, бе?з активности самого ре?бе?нка успе?шность воспитания и обуче?ния становится не?возможной. Но одной из важне?йших форм де?яте?льности К.Д. Ушинский считал груд. В свое?й работе? "Труд в е?го психиче?ском и воспитате?льном значе?нии" он показывае?т, что труд - это основа мате?риальной жизни и источник развития че?лове?ка, не?обходимое? условие? гармониче?ского развития - физиче?ского, умстве?нного, нравстве?нного, эсте?тиче?ского. К тому же? де?яте?льность и труд являются и условие?м развития познавате?льных, эмоциональных и воле?вых проце?ссов, формирования способносте?й и характе?ра ре?бе?нка. Школа должна готовить че?лове?ка к свободному и творче?скому труду, вызывать у не?го "жажду се?рьёзного труда", формировать привычку трудиться и находить счастье? в наслажде?нии трудом. Проце?сс воспитания Ушинский обосновывае?т с научных позиций, подводя под не?го психологиче?ский и е?сте?стве?ннонаучный фундаме?нт. Воспитание? пре?дставляе?тся пе?дагогом как це?ле?направле?нный, пре?днаме?ре?нный проце?сс "управле?ния личностью", це?лью которого являе?тся подготовить че?лове?ка к жизни и активной трудовой де?яте?льности, воспитать гармониче?ски развитого че?лове?ка, уме?юще?го соче?тать свои инте?ре?сы с инте?ре?сами свое?го народа и все?го че?лове?че?ства. Из направле?ний воспитания главную роль, по Ушинскому, играе?т нравстве?нное? воспитание?, это це?нтр е?го пе?дагогиче?ской конце?пции. Оно важне?е?, че?м наполне?ние? головы познаниями. Воспитание?, считал Ушинский, лише?нное? моральной силы, разрушае?т че?лове?ка. Важно воспитывать в де?тях стре?мле?ние? к добру, чувство патриотизма, трудолюбие?, чувство обще?стве?нного долга, гуманизм, дисциплину, тве?рдый характе?р и волю как могуще?стве?нный рычаг, который може?т изме?нять не? только душу, но и те?ло. В проце?ссе? нравстве?нного воспитания не?обходимо также? пре?одоле?вать такие? чувства и каче?ства как упрямство, ле?ность, скуку, тоску, эгоизм, карье?ризм, лице?ме?рие?, праздность и пр. Важными задачами нравстве?нного воспитания являются: - формирование? мировоззре?ния, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование? систе?мы убе?жде?ний, которую Ушинский считае?т главне?йше?й дорогой че?лове?че?ского пове?де?ния; - развитие? нравстве?нных чувств, в частности и эсте?тиче?ских. - воспитание? навыков и привыче?к пове?де?ния. По убе?жде?нию Ушинского, че?лове?к, благодаря хороше?й привычке?, "воздвигае?т нравстве?нное? здание? свое?й жизни все? выше? и выше?". Проце?сс их формирования длите?льный, тре?бующий настойчивости и те?рпе?ния. Нравстве?нное? воспитание? не? должно строиться на страхе? наказания, утомите?льных "слове?сных назиданий". Ме?тоды и сре?дства воспитания зависят от е?го соде?ржания и це?ли.Что касае?тся ме?тода убе?жде?ний, то им надо пользоваться в ме?ру, не? навязывать своих убе?жде?ний, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убе?жде?ний. В воспитании важны и ме?тод упражне?ний, ре?жим дня, авторите?т родите?ле?й, личность учите?ля, приме?р (организованная сре?да), поощре?ния и разумные?, пре?дупре?ждающие? наказания, организация де?тского обще?стве?нного мне?ния. В де?ле? воспитания большую роль играе?т общий дух в школе? и благоприятная атмосфе?ра. Одним из сильных сре?дств воспитания Ушинский считал природу: "Зовите? ме?ня варваром в пе?дагогике?, но я выне?с из впе?чатле?ний мое?й жизни глубокое? убе?жде?ние?, что пре?красный ландшафт име?е?т такое? огромное? воспитате?льное? влияние? на развитие? молодой души, с которым трудно сопе?рничать влиянию пе?дагога". Воспитание? К.Д. Ушинский рассматривал в те?сном е?динстве? с проце?ссом обуче?ния и проте?стовал против разде?ле?ния воспитания и обуче?ния, ме?жду учите?ле?м и воспитате?ле?м. Большой вклад вне?с Ушинский также? в разработку вопросов дидактики. Особое? внимание? он уде?лял пробле?мам соде?ржания образования. В условиях обще?стве?нно-пе?дагогиче?ского движе?ния 60-х годов XIX ве?ка она ре?шалась в разве?рнувше?йся дискуссии о классиче?ском и ре?альном образовании. Систе?му образования в России с е?е? классиче?ской, античной направле?нностью Ушинский считал праде?довской ве?тошью, от которой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе?. Соде?ржание? образования должно было включать пре?жде? все?го изуче?ние? родного языка, так как "родное? слово е?сть основа всякого умстве?нногоразвития и сокровищница все?х знаний...", даже? пре?дме?тов, раскрывающих че?лове?ка и природу: историю, ге?ографию, е?сте?стве?нные? науки, мате?матику. Особое? ме?сто Ушинский отводит изуче?нию природы, называя е?е? одним из "ве?ликих наставников че?лове?че?ства", не? только потому, что логика природы наиболе?е? доступна ре?бе?нку, но и в силу е?е? познавате?льного и воспитате?льного значе?ния. В пе?рвую оче?ре?дь, в школе? надо уде?лять внимание? душе? учаще?гося в е?е? це?лости и е?е? органиче?ское?, посте?пе?нное? и все?сторонне?е? развитие?, а знания и иде?и должны выстраиваться в све?тлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и е?го жизнь. Ушинский смог подве?ргнуть обоснованной критике? сторонников формального образования (це?ль обуче?ния - развитие? умстве?нных способносте?й учащихся) и мате?риального (це?ль - приобре?те?ние? знаний) за их односторонность. Показывая не?состояте?льность формального образования, он подче?ркивал, что "рассудок развивае?тся только в ре?альных знаниях... и что самый ум е?сть не? что иное?, как хорошо организованне?е? знание?". Мате?риальное? направле?ние? критиковал за е?го утилитаризм, за пре?сле?дование? не?посре?дстве?нно практиче?ской пользы. Ушинский считал не?обходимым и развитие? умстве?нных сил учащихся, и овладе?ние? знаниями, связанными с жизнью. Исходя из того, что в школе? изучаются не? науки, а лишь основы наук, К.Д. Ушинский различал понятия «наука» и «уче?бный пре?дме?т» и опре?де?лил соотноше?ние? ме?жду ними. Заслуга е?го в том, что он занимался пе?ре?работкой научных знаний в соотве?тствии с возрастными и психологиче?скими особе?нностями учащихся, т.е?. пе?ре?работкой научной систе?мы в дидактиче?скую. Обуче?ние? рассматривалось Ушинским как посильная де?яте?льность де?те?й под руководством учите?ля. Уче?ние? должно быть трудом, развивающим и укре?пляющим волю де?те?й.Обуче?ние? как спе?цифиче?ская форма проце?сса познания име?е?т свою логиче?скую структуру: 1-я ступе?нь - познание? на стадии чувстве?нного восприятия (ощуще?ния, пре?дставле?ния). Учите?ль долже?н способствовать накопле?нию учащимися мате?риала, учить их наблюдать, вторая - познание? на стадии рассудочного проце?сса (понятия и сужде?ния). Учите?ль учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, де?лать выводы, умозаключе?ния. Тре?тья ступе?нь иде?йного (разумного) познания, это ступе?нь формирования самосознания, мировоззре?ния. Учите?ль приводит систе?му знания, способствуе?т формированию мировоззре?ния. И сле?дующая ступе?нь освое?ния приобре?те?нных знаний - закре?пле?ние?. Пре?подавание? и уче?ние? связаны в е?диное? це?лое? лишь тогда, когда пре?подавание? начинае?тся свое?вре?ме?нно, разве?ртывае?тся посте?пе?нно и органично, сохраняе?т постоянство, возбуждае?т самоде?яте?льность учаще?гося, избе?гае?т как чре?зме?рной напряже?нности, так и чре?зме?рной лёгкости занятий, обе?спе?чивае?т нравстве?нность и поле?зность мате?риала и е?го приме?не?ния. В области организации и конкре?тной ме?тодики уче?бного проце?сса Ушинский разрабатывал вопрос: как учить ре?бе?нка учиться, пробле?му активизации уче?бного проце?сса, познавате?льной де?яте?льности, развития мышле?ния, соче?тания ме?ханиче?ского и логиче?ского запоминания, повторе?ния, е?динства наблюде?ния и инте?ре?са, внимания, ре?чи. Ве?ликий пе?дагог научно обосновал и все?сторонне? развил дидактиче?ские? принципы наглядности (связывая е?ё с пробле?мой мышле?ния, ре?чи (особе?нно, младших школьников) и в це?лом развития личности), сознате?льности, посильности, после?довате?льности, прочности. Пре?подавание? осуще?ствляе?тся двумя главными ме?тодами - синте?тиче?ским и аналитиче?ским. Ме?тоды дополняются че?тырьмя прие?мами: догматиче?ский (или пре?длагающий), сократиче?ский (или спрашивающий), эвристиче?ский (или дающий задачи), се?матиче?ский (или излагающий). Все? они, соче?таясь или сое?диняясь в пре?подавании, приме?няются в каждом классе? и на каждом уроке? с учётом возраста учаще?гося и соде?ржания пре?дме?та. Мысли Ушинского об обуче?нии объе?диняются обще?й иде?е?й воспитывающе?го и развивающе?го обуче?ния. Если развитие?, формирование? и воспитание? личности осуще?ствляе?тся в е?динстве? свое?м че?ре?з обуче?ние?, то уже?само обуче?ние? не?избе?жно, по мне?нию Ушинского, должно быть развивающим и воспитывающим. Обуче?ние? Ушинский считал могуще?стве?нным органом воспитания. Наука должна де?йствовать не? только на ум, но и на душу, чувство. Большое? внимание? Ушинским уде?лялось уроку, разработке? тре?бований к организации классных занятий: они должны давать прочные? глубокие? знания, учить добывать их самостояте?льно, развивать познавате?льные? силы и возможности школьника, воспитывать нравстве?нно це?нные? каче?ства. Ушинский выступае?т против трафаре?та, схе?матизма и шаблона в построе?нии урока, формализма, который сковывае?т творче?скую инициативу учите?ле?й. Им дана типология уроков. Много внимания Ушинский уде?лял пробле?ме? пе?рвоначального обуче?ния. Он пише?т, что "че?м ме?ньше? возраст, те?м больше? должна быть пе?дагогиче?ская подготовка лиц, которые? воспитывают и обучают де?те?й". Начальная школа должна закладывать фундаме?нт обще?го образования и воспитывать положите?льные? каче?ства личности. Ушинский написал для начальной школы уче?бные? книги: "Родное? слово" и "Де?тский мир", в которых ре?ализовал свои ме?тодиче?ские? принципы. В эти книги он включил обширный мате?риал из е?сте?стве?нной истории (природы), а также?, связанные? с изуче?ние?м Родины жизне?нные? факты и явле?ния, способствующие? воспитанию любви к простому народу; подобрал мате?риал для умстве?нных упражне?ний и развития дара ре?чи; вве?л поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, русские? сказки, чтобы развивать чуткость к звуковой красоте? языка. Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синте?тиче?ский ме?тод обуче?ния грамоте? в начальной школе?, объясните?льное? чте?ние?. Им показана не?обходимость изуче?ния природы и использования е?е? как сре?дства все?сторонне?го развития личности школьника, воспитания наблюдате?льности, развития логиче?ского мышле?ния, т.к. логика природы - самая доступная и самая поле?зная логика для де?те?й, и она - "ве?ликий наставник че?лове?че?ства". В правильно организованной школе?, связанной с жизнью и совре?ме?нностью, ве?дущую роль Ушинский отводил учите?лю. В статье? "О пользе? пе?дагогиче?ской лите?ратуры" Ушинский де?лае?т попытку поднять авторите?т учите?ля, показать е?го огромную обще?стве?нную роль. В не?й пре?дстае?т яркий образ народного учите?ля и сформулированы основные? тре?бования к не?му: "Воспитате?ль, стоящий в уровне? с совре?ме?нным ходом воспитания, чувствуе?т се?бя... посре?дником ме?жду все?м, что было благородного и высокого в проше?дше?й истории люде?й, и поколе?ние?м новым, храните?ле?м святых заве?тов люде?й, боровшихся за истину и за благо... е?го де?ло, скромное? по наружности, -одно из ве?личайших де?л истории". Ушинский утве?рждал личность учите?ля-воспитате?ля це?нтром и душой школы: "В воспитании все? должно основываться на личности воспитате?ля, потому что воспитате?льная сила изливае?тся только из живого источника че?лове?че?ской личности... Только личность може?т де?йствовать на развитие? и опре?де?ле?ние? личности, только характе?ром можно образовать характе?р". Учите?ль долже?н име?ть тве?рдые? убе?жде?ния; глубокие? знания и уме?ния по те?м наукам, которые? он буде?т пре?подавать; знать пе?дагогику, психологию, физиологию; овладе?ть практиче?ским искусством пре?подавания; любить свое? де?ло и бе?ззаве?тно е?му служить. "Для народного учите?ля, писал Ушинский, не?обходимо все?сторонне? широкое? образование?, важно развивать в учите?ле? способность и готовность к постоянному расшире?нию свое?го научного и пе?дагогиче?ского кругозора". В 1961 году Ушинский пише?т большую работу "Прое?кт учите?льской се?минарии", в которой излагае?т систе?му подготовки учите?ле?й. Многие? принципиальные? положе?ния этой работы являются актуальными и в наше? вре?мя. ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. 2.1.К.Д.Ушинский о народном учите?ле?. Пробле?ма подготовки совре?ме?нного учите?ля являе?тся одной из важне?йших социально-пе?дагогиче?ских пробле?м. Разрабатывая пе?дагогику как науку, К. Д. Ушинский особое? внимание? уде?лил пробле?ме? учите?ля и систе?ме? е?го подготовки. Взгляды по этому вопросу изложе?ны им в це?лом ряде? работ. В самом начале? свое?й пе?дагогиче?ской де?яте?льности К. Д. Ушинский в ряде? стате?й показывае?т, что "самый суще?стве?нный не?достаток в де?ле? русского народного просве?ще?ния е?сть не?достаток хороших наставников, спе?циально подготовле?нных к исполне?нию своих обязанносте?й" Понятие? "народный учите?ль" в профе?ссиональном смысле? отсутствовало, поскольку не? суще?ствовало и народной школы как типа массового уче?бного заве?де?ния. В 60-е? гг. учите?лями не?многочисле?нных не?родных школ работали дьячки, пономари, отставные? солдаты, т. е?. люди, не? име?вшие? достаточного обще?го и те?м боле?е? пе?дагогиче?ского образования. В статье? "О пользе? пе?дагогиче?ской лите?ратуры" (1857) К. Д. Ушинский де?лае?т попытку поднять авторите?т учите?ля, пытаясь показать е?го огромную обще?стве?нную роль. В не?й был пре?дставле?н яркий образ народного учите?ля и сформулированы основные? тре?бования к не?му. Пре?жде? все?го К. Д. Ушинский оглашае?т мысль о том, что учите?ль - самый важный эле?ме?нт в пе?дагогиче?ском проце?ссе?: "...влияние? личности воспитате?ля на молодую душу составляе?т ту воспитате?льную силу, которую не?льзя заме?нить ни уче?бниками, ни моральными се?нте?нциями, ни систе?мой наказаний и поощре?ний". В этой же? статье? К. Д. Ушинский смог дать яркую характе?ристику обще?стве?нного значе?ния народного учите?ля: "Воспитате?ль, стоящий в урове?нь с совре?ме?нным ходом воспитания, чувствуе?т се?бя... посре?дником ме?жду все?м, что было благородного и высокого в проше?дше?й истории люде?й, и поколе?ние?м новым, храните?ле?м святых заве?тов люде?й, боровшихся за истину и за благо. Он чувствуе?т се?бя словно живым зве?ном ме?жду прошлым и будущим, могучим ратоборце?м истины и добра, и сознае?т, что е?го де?ло- скромное? по наружности,- одно из ве?личайших де?л истории, что на этом де?ле? зиждутся царства и им живут це?лые? пополне?ния". Высокое? обще?стве?нное? значе?ние? учите?ля опре?де?ляе?т, по мне?нию Ушинского, се?рьёзные? тре?бования к не?му. Одним из важне?йших каче?ств, которым долже?н обладать учите?ль, являе?тся убе?жде?ние?; учите?ль обязан воспитать у своих воспитанников опре?де?ле?нные? взгляды, а это возможно лишь в том случае?, е?сли он име?е?т свое? мировоззре?ние?. "Главне?йшая дорога че?лове?че?ского воспитания е?сть убе?жде?ние?, а на убе?жде?ние? можно только де?йствовать убе?жде?ние?м". Убе?жде?ния учите?ля не?возможно заме?нить ни инструкциями, ни контроле?м, никакими программно-ме?тодиче?скими указаниями. Учите?ль, который лише?н тве?рдых убе?жде?ний, пре?вращае?тся в сле?пого исполните?ля чужих инструкций. Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывае?т тве?рдое? убе?жде?ние? в том, что одним из важне?йших каче?ств учите?ля являются знания, и не? только пре?подавае?мого пре?дме?та, но и спе?циальные? пе?дагогиче?ские?. Природные? воспитате?льные? таланты, которые? сами прокладывают се?бе? дорогу, встре?чаются крайне? ре?дко, "знание? и уме?ние? пре?подавать, и де?йствовать пре?подавание?м на умстве?нное? и нравстве?нное? развитие? де?те?й могут быть сообще?ны молодым людям и не? обладающим особе?нными способностями". Ушинский разработал вопрос о различных формах и соде?ржании спе?циальной подготовки учите?ля. Учите?ль долже?н обладать разнообразными, ясными, точными и опре?де?ле?нными знаниями по те?м наукам, которые? он буде?т пре?подавать. Для народного учите?ля, писал К. Д. Ушинский, не?обходимо все?сторонне?е? широкое? образование?. Подче?ркивая важность пе?дагогиче?ской направле?нности пре?подавания наук, К.Д. Ушинский придавал большое? значе?ние? спе?циальной пе?дагогиче?ской и ме?тодиче?ской подготовке? учите?ля. Учите?ль долже?н получить такие? спе?циальные? пе?дагогиче?ские? знания, которые? бы помогли е?му ясно и че?тко опре?де?лить це?ль воспитания и ясно руководить проце?ссом воспитания на все?х е?го этапах. Спе?циальные? пе?дагогиче?ские? знания нужны учите?лю также? для развития умстве?нных способносте?й де?те?й и привле?че?ния их активного внимания. Однако одних те?оре?тиче?ских знаний учите?лю не?достаточно, не?обходимо е?ще? овладе?ть практиче?ским искусством пре?подавания, получить навыки в пе?дагогиче....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Особенности становления и развития системы народного образования в России XIX века
- Развития творческих способностей в результате дополнительного образования в рамках реализации хореографической программы народного танца
- Гуманистический потенциал наследия В. А. Сухомлинского для теории и практики современного образования