- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Категории «художественный мир», «культурный концепт», «поэтический миф» как теоретические проблемы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001990 |
Тема: | Категории «художественный мир», «культурный концепт», «поэтический миф» как теоретические проблемы |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………3 Глава I. Категории «художественный мир», «культурный концепт», «поэтический миф» как теоретические проблемы ………………………10 1.1. Понятие «художественный мир» в отечественном литературоведении и его связь с категорией «культурный концепт» ………………………………10 1.2. Поэтический миф и его роль в художественном мире А.К. Толстого.....14 Глава II. Концепция русского характера в художественном мире поэзии А.К. Толстого …………………………………………………………………...16 2.1. Концепты "воля", "свобода" и "простор" в художественном мире поэзии А.К. Толстого ……………………………………………………………………16 2.2. Концепты «дума» и «тоска» в художественном мире поэзии А.К. Толстого ……………………………………………………………………25 2.3. Концепты "правда" и "истина" в художественном мире поэзии А.К. Толстого ……………………………………………………………………34 Заключение ……………………………………………………………………..41 Список литературы…………………… ………………………………………45 Приложение. Лекция «Поэзия А.К. Толстого» для учащихся 10 класса………50 Введение Алексей Константинович Толстой является одним из замечательных русских поэтов ХIХ века. Традиционно его творчество характеризуют в русле поэзии «чистого искусства». Однако наряду с темами, типичными для представителей данного направления, ему интересны предметы философского плана. В частности, своеобразие русского национального характера, что получило отражение в поэзии. В литературной критике, начиная с конца ХIХ века, его дарование часто получало прямо полярные оценки. Одной из главных целей многих критиков было однозначно причислить А.К. Толстого к одному из двух враждующих "лагерей" – славянофилам или западникам, однако сделать это было не так просто, потому что философские идеи и эстетические установки А.К. Толстого были намного шире и сложнее, чем программы современных ему направлений русской общественной мысли. Как писал В.С. Соловьёв, "именно потому, что путь, указанный поэту, был правдивый, и борьба на этом пути была борьбою за высшую правду, она возвышала поэта не только над житейскими и корыстными битвами, но и над тою партийной борьбой, которая не может быть правдивою" [40, 135]. Другим вопросом, который решали критики и литературоведы, был вопрос о том, принадлежит ли А.К. Толстой к школе "чистого искусства", главными представителями которой считались А.А. Фет, А.Н. Майков и Я.П. Полонский, а если принадлежит, то почему многие его стихотворения противоречат одному из основных постулатов этой школы, а именно – что искусство не должно быть средством убеждения. Наиболее проницательные исследователи делали вывод, что А.К. Толстой понимал сущность "чистого искусства" более широко, чем многие его современники. "Искусство для искусства, – писал Н. Аммон, – есть не что иное, как искусство, не обязанное применяться к преходящим вкусам толпы, идущее своею дорогою, не служащее обязательно тем или иным кумирам" [2, 47]. Эту свободу и отстаивал в своём творчестве А.К. Толстой. Л.П. Бельский воспринимал лирические стихотворения А.К. Толстого как "лирическую поэму" с определённым сюжетом, состоящим в том, что дисгармония между поэтом и окружающим миром разрешается чувством обновления, которое приносит ему любовь к женщине [7,56]. Но на самом деле далеко не все стихотворения А.К. Толстого "укладываются" в этот сюжет и объясняются через него. В.С. Соловьёв видел основу поэтического творчества А.К. Толстого в сочетании трёх понятий – Красоты, Истины и Любви. Согласно мнению В.С. Соловьёва, объединяющий сюжет лирики А.К. Толстого состоит в том, что Любовь открывает поэту Истину о мире – "внутреннее единство всего", и через борьбу со злом человек путём свободного выбора достигает совершенства. Но при всей своей глубине и стройности интерпретация В. Соловьёва имеет один недостаток: автор в некотором смысле "подгоняет" творчество А.К. Толстого под свою философскую систему, тогда как "мифология" А.К. Толстого, хоть и близка соловьёвской, но не тождественна ей. П.П. Перцов считал, что ядром поэтического творчества А.К. Толстого является представление о земном мире как преддверии той "заоблачной отчизны", разлуку с которой поэту велит покорно нести его вера. "Руководящей нитью" в этом мире становится для поэта любовь [39]. Такая позиция не лишена оснований, но не объясняет всего многообразия лирики А.К.Толстого. На наш взгляд, ближе всего к уяснению сути мировоззрения Толстого-поэта подошёл Н.Н. Кнорринг. Он видел эту суть в антиномичной идее вечно неизменного и вечно изменяющегося мира, и в доказательство приводил слова самого А.К. Толстого: "Я не допускаю становления, но допускаю бытие, и это вечно как по отношению будущего, так и по отношению прошедшего, без начала и конца, в вечном преобразовании; то, что мы называем созданием – есть трансформация, и материя останется такой же вечною в будущем и настоящем, как и дух" [22, 312]. В дореволюционном литературоведении большое место уделялось изучению христианской картины мира в поэзии А.К. Толстого. В.С. Соловьёв, определяя основы мировосприятия поэта, отмечает, что для поэта источником творчества являются вечные идеи, земное воспринимается как отражение вечного, сам поэт является связующим звеном между мирами. О религиозных интуициях Толстого, выраженных в поэтической форме, Соловьев отзывается с глубоким почтением, утверждая их христианскую чистоту и точность: «С твердостью мысли, которая сделала бы честь любому метафизику и богослову, наш поэт проводил идею всеединого Божества между Сциллою и Харибдою пантеизма и дуализма» [40,111]. Ценным представляется философу и разрешение поэтом важнейшей проблемы, занимающей самого Соловьева, — проблемы зла, действительности злого начала — при полновластии Божием: «...свобода зла как условие еще большего блага — этим устраняется противоречие двух начал» [40,111]. П.П. Перцовым А. К. Толстой характеризуется как поэт христианского миросозерцания и в этом отношении противопоставляется Тютчеву, Фету, гр. Голенищеву-Кутузову, которые, в согласии с наметившейся на рубеже веков тенденцией, названы пантеистами. «Порыв к небу — вот определяющая тенденция»[39, 23], выделяющая Толстого из этого ряда, по мнению Перцова. Исследователем русской литературы подчеркивается значительность и цельность творчества поэта, высоко оценивается религиозный смысл его стихов: «В числе наших поэтов, прославлявших величие Божие, поскольку оно выражается в жизни природы и в судьбах человечества, до Толстого не было ни одного певца, который вносил бы в свои песни столь глубокое религиозное чувство и столь глубокую религиозную мысль < … > Толстой имеет некоторое право на название богослова» [39, 25]. После революции 1917 года изучение поэзии А.К. Толстого прервалось почти на 50 лет. Исключение составляют лишь исследования И.Р. Ямпольского, систематизированные и обобщённые им в диссертации в 1938 году [52]. Основная черта этой работы – стремление "вписать" поэтическое творчество А.К. Толстого в историческое развитие отечественной и мировой литературы, показать, какие традиции были усвоены А.К.Толстым (традиция немецкого романтизма в трактовке темы художника и творчества, пушкинская и лермонтовская традиции, традиция салонного романса и др.), а какие традиции он предвосхитил (например, поэзия импрессионизма или "лирические дневники" А.А. Блока). Дальнейшие исследования И.Г. Ямпольского, посвященные поэзии А.К. Толстого, связаны с проблемно-тематическим и жанрово-стилевым подходами к изучению литературных произведений. В 60-е годы ХХ века интерес к изучению поэзии А.К. Толстого начинает возрождаться. Появляются отдельные статьи, посвященные некоторым частным вопросам поэтического творчества А.К. Толстого (анализ конкретных стихотворений, выявление элементов фольклорной поэтики в стихотворениях). В 70-80-е годы этот интерес перерастает в серьёзную разработку целого ряда проблем, связанных с поэзией А.К. Толстого: проблема лирического цикла, лирика и фольклор, художественный метод Толстого-лирика, поэтика лирических стихотворений, авторское сознание в лирике, лирический герой, проблема "чужой речи", эволюция лирической системы и так далее. В последнее время вновь появляются труды, посвящённые осмыслению христианской картины мира в поэзии А.К. Толстого. Характеризуя его творчество, Н.М. Любимов пишет: «Среди русских поэтов, пожалуй, не было до Толстого (не исключая Г.Р. Державина и В.А. Жуковского) ни одного поэта со столь глубоким религиозным миросозерцанием и неизменной готовностью прославлять величие Божие» [35, 49]. В работе говорится об «огромном личном религиозном опыте» поэта — «опыте самой высокой пробы — том опыте, которому он учился у оптинских старцев» [35, 56]; отмечается его борьба с искушениями, духовная брань и победы в ней. А.К. Толстой, по оценке исследователя, «весьма значительный богослов» в своей поэзии, в его творчестве «гениальность служит святости и ею вдохновляется»[35, 56]. Одной из фундаментальных работ последних лет о творчестве А.К. Толстого стала книга Т.А. Кошемчук, в которой религиозно-философский мир его поэзии обосновывается в русле духовно-художественных исканий поэтов-современников – Ф.И. Тютчева, А.С. Хомякова, А.А. Фета. Т.А. Кошемчук пишет: «Вера, надежда, красота вдохновение, природа, борьба с грехом в себе и противостояние миру – эти основные тематические линии лирического творчества Толстого, словно лучи, исходят из единого центра и ведут к единому центру, к Тому, Кого всем своим творчеством славил поэт» [27, 410]. И это, согласно исследовательнице, есть Господь. Т.А. Кошемчук делает вывод: «В целом в развёртывании духовного пути поэта, как он открывается в его стихах, доминантой творчества остаётся сердечное постижение Бога как Любви и Красоты, мира как пронизанного Его лучами – это и есть то, что можно назвать христоцентричностью поэтического мира Толстого» [27, 411]. А.А. Илюшин обращает внимание на то, что «он был человек глубоко и основательно продуманных убеждений», считавшим главным для себя «служить искусству» [20, 5]. Следовательно, в научных работах, посвященных поэзии А.К. Толстого, сосуществуют две основные тенденции: 1) попытки объяснения поэтического творчества А.К. Толстого через факты его биографии, 2) описание поэзии А.К. Толстого как некой целостности художественного мира через общий сюжет, философию, эстетику и т.п. В его поэзии можно обнаружить общие тенденции и константы, свидетельствующие об концептуальных подходах в изображении национального характера. Цель данной работы – исследовать изображение русского национального характера в поэзии А.К. Толстого через единство и системность его художественного мира. Задачи данной работы: 1) выявление и систематизация основных мотивов лирики А.К. Толстого; 2) рассмотрение художественного мира лирической поэзии А.К. Толстого; 3) описание концепции русского характера А.К. Толстого путём анализа ряда концептов русской культуры в его поэзии. За основную единицу анализа мы примем культурный концепт. И через описание того, как функционируют концепты русской культуры в поэзии А.К. Толстого, мы попытаемся в общих чертах восстановить авторскую концепцию русского характера. Методологической основой работы являются исследования М.М. Бахтина, Д.С. Лихачёва, И.Г. Ямпольского, Р.О. Якобсона, Ю.М. Лотмана, Т.А. Кошемчук, Ю.В. Лебедева, А.А. Илюшина, Е.Г. Эткинда, В.Ю. Троицкого, Н.П. Суховой. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при изучении творчества А.К. Толстого в школе на уроках и внеурочных мероприятиях. Основные методы исследования. Особенность исследуемого материала, современный подход к его изучению определили сочетание биографического, сравнительно-типологического, историко-литературного, историко-культурного методов. Апробация работы. По теме работы опубликована статья («Вестник научных конференций». 2016. № 2-3) Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, Заключения, списка литературы и приложения. Во Введении представлен историографический обзор научно-критических работ, посвященных поэзии А.К. Толстого. В Главе I. даётся теоретический анализ проблемы художественного мира в современном литературоведении, вводятся понятия основного поэтического мифа и культурного концепта. В Главе II. на основании выявленного инварианта разрабатывается вопрос – концепция русского характера А.К. Толстого как один из аспектов художественного мира его поэзии. В Заключении подводятся итоги исследования. Материал. Ядром изучаемого материала является лирика А.К. Толстого в полном объёме (113 стихотворений). Все произведения А.К. Толстого цитируются по изданию: А.К. Толстой. Избранные сочинения: В 2 томах. – М.: Художественная литература, 1998. Римской цифрой указывается том, арабской – номер страницы. Глава I. Категории «художественный мир», «культурный концепт», «поэтический миф» как теоретические проблемы 1.1. Понятие «художественный мир» в отечественном литературоведении и его связь с категорией «культурный концепт» Поэзия А.К. Толстого представляет особый художественный мир. Чтобы его осознать, необходимо проанализировать данное понятие. Категория "художественный мир" является одной из самых актуальных категорий, которыми оперирует наука о литературе. В последние десятилетия эта категория привлекает к себе внимание многих известных литературоведов, активно пересматривается ими и становится центральной в интерпретации литературных произведений. Чтобы понять специфику категории "художественный мир" как теоретической проблемы, обозначим основные этапы эволюции понятия "художественный мир" в отечественных и зарубежных исследованиях. Серьёзная разработка понятия "художественный мир" началась ещё в 19 веке, когда в философии и искусстве была признана ценность отдельной личности, когда человек стал восприниматься как микрокосм. К этому понятию обращались в своих работах такие учёные, как Ф.В.И. Шеллинг, В. фон Гумбольдт, Г.Ф.Гегель. Так, Гегель отмечал наличие особой связи между творчеством и личностью поэта: "Поэт сам по себе образует субъективно завершённый мир, так что он может внутри себя самого искать побуждения к творчеству и содержание, останавливаясь на внутренних ситуациях, состояниях, переживаниях и страстях своего сердца и духа" [12, 501]. В России концепцию творческой деятельности, рассматриваемой как некий особый, цельный, замкнутый в себе самом поэтический мир, держащийся на своих законах, имеющий свои причины и следствия, обусловленный внутренней духовной жизнью человека, предложил В.Г. Белинский. В 20-е годы 20 века своё понимание художественного мира как "напряжённо-активного единства завершённого целого" [5, 16] высказал М.М.Бахтин. Важным этапом в осмыслении категории "художественный мир" стала статья Д.С.Лихачёва "Внутренний мир художественного произведения" [31]. Основные положения этой статьи сводятся к следующему: 1) внутренний мир художественного произведения обладает целостностью; 2) внутренний мир художественного произведения имеет свои закономерности и является системой; 3) внутренний мир художественного произведения "отражает" мир действительности и одновременно преобразует этот мир, причём это преобразование имеет целостный и целенаправленный характер; 4) внутренний мир художественного произведения включает такие аспекты, как пространство, время, психологический мир, социальное устройство, мир истории, нравственный мир; 5) изучение различных аспектов внутреннего мира художественного произведения отлично от изучения воззрений автора на эти проблемы; 6) внутренний мир художественного произведения воспроизводит действительность в "сокращённом", условном варианте; 7) внутренний мир художественного произведения напрямую связан с теми "стилеобразующими" тенденциями, которые характеризуют творчество того или иного автора, литературного направления или "стиля эпохи". Подчёркнуто амбивалентное определение художественного мира дал в своей работе Ф.П. Фёдоров: "Художественный мир есть отражение объективного мира, опосредованное или непосредственное, но художественный мир – это и концепция объективного мира, картина мира, сложившаяся в сознании художника, в сознании культуры" [46, 219]. В целом основываясь на концепции Д.С.Лихачёва, Фёдоров внёс некоторые дополнения в разработку проблемы художественного мира. Во-первых, он разграничил различные уровни изучения категории "художественный мир" как характеристики того или иного произведения, совокупности произведений одного автора и, наконец, того или иного направления в искусстве. Во-вторых, Фёдоров соотнёс понятия "художественный мир" и "символ": "Художественный мир есть мир определённой символики <... > Не только художественный мир в целом, но и каждый его компонент, но и система отношений между компонентами многозначны" [46, 250]. В-третьих, Фёдоров высказал интересную идею, связанную с психологией восприятия художественного произведения: "Реципиент входит не в созданный художником мир, а лишь в мир, который в данный момент благодаря определённым историческим, сословным, культурным, психологическим, возрастным и прочим характеристикам ему открыт" [46, 251]. О. Якобсон утверждал, что "в многообразной символике художественного произведения есть некоторые постоянные организующие принципы, являющиеся носителями единства в пестроте многочисленных произведений одного автора, принципы, накладывающие на эти разрозненные фрагменты печать единой личности, вносящие связность некой специфической мифологии" [50,12]. Под "индивидуальным мифом" конкретного автора Якобсон понимал "объединяющий инвариант, неразрывно и глубинно связанный с постоянной многообразной вариативностью". Это понятие инварианта творчества конкретного автора стало одним из основополагающих для последующих работ по интерпретации литературных произведений. Общей чертой этих работ является стремление к обобщению творчества того или иного автора в одной глобальной схеме, через которую бы объяснялись все частные аспекты художественного мира этого автора. Так, Ю.М. Лотман предложил следующий способ исследования текстов: "Если мы возьмём большую группу функционально однородных текстов и рассмотрим их как варианты некоего одного инвариантного текста, сняв при этом всё "внесистемное", то получим структурное описание языка данной группы текстов" [34, 131. Следующий шаг сделал А.К. Жолковский. Он утверждает, что часто в разных произведениях одного автора говорится в каком-то смысле одно и то же. Важно найти и сформулировать то общее, что характерно для большинства произведений данного автора, и тогда мы получим своего рода "стержень", на котором держится всё творчество этого автора, а каждый конкретный текст будет рассматриваться в системе художественного мира как реализация общей схемы, одна из вариаций выявленного инварианта. "Общий смысловой инвариант (т.е. постоянная тема или группа тем) всех текстов одного автора и более частные инварианты (постоянные подтемы; постоянные разновидности постоянной темы, т.е. типичные результаты её варьирования) образуют целую иерархию постоянных тематических величин, называемую поэтическим миром данного автора" [14,120]. В настоящее время в литературоведении и лингвистике прочно утвердился термин «культурный концепт». Слово в языке является основной когнитивной единицей, так как связано с процессом познания мира и отражает в своей семантике результаты этого познания. Поэтому лексическое значение многих слов включает в себя так называемый культурно-национальный компонент, то есть в определённой культуре слово имеет свою специфическую семантику и является непереводимым или труднопереводимым на другие языки. Через слово раскрывается особенности мышления, менталитета народа, нации, общественной группы, отдельного человека. Обозначая главные понятия духовной культуры, эти слова сами являются её элементами, означают её и одновременно осмысливаются ею. Понятия, обозначаемые этими словами, являясь универсальными, становятся уникальными для каждого конкретного языка, каждой конкретной культуры. Такие слова принято называть культурными концептами. Следовательно, в культурных концептах отражаются особенности мировоззрения того или иного народа, той или иной культуры. Теперь попытаемся установить связь между понятием «культурный концепт» и категорией «художественный мир». На основе анализа выше названных работ (в том числе, посвящённых творчеству А.К. Толстого) мы пришли к выводу, что художественный мир представляет собой систему, все элементы которой являются значимыми, несут определённую семантическую нагрузку. Таким образом, любая тема, любой мотив, любая художественная деталь в художественном мире конкретного писателя или поэта будет «укладываться» в систему и объясняться глобальным инвариантом творчества данного автора. Если в этой системе оказываются культурные концепты, то особенности их функционирования в конкретных текстах могут многое сказать о мировоззрении автора, помочь выявить основные черты восприятия автором культуры той нации, к которой он принадлежит. В отборе, осмыслении, оценке и использовании тех или иных концептов конкретным автором отражается в общих чертах его концепция национального характера. А концепция национального характера и национальной культуры напрямую связана с одним из двух аспектов художественного мира – оценкой писателем действительности и воплощением в литературных произведениях индивидуально-авторской картины мира. Именно в данном ключе в работе рассматривается поэзия А.К. Толстого, в которой отчётливо просматривается связь между личностью автора и его творчеством. 1.2. Поэтический миф и его роль в художественном произведении Каждый автор, создавая свои произведения, не только отражает в них реалии окружающего мира, но и даёт оценку этому миру, передаёт своё субъективное видение мира, то есть создаёт свой индивидуальный миф о мире. Следует разграничивать понятия древнего (античного) и художественного мифа. По определению Д.Е. Максимова, «древний миф» есть представленная в образах антропоморфная структура, выражающая мировоззрение её творцов, созданная общенародной фантазией и мыслимая в эпоху возникновения как подлинная реальность» [36, 5]. Художественный миф, в отличие от античного, есть индивидуально-авторское осмысление и трактовка общих законов и свойств окружающего мира, это «построенная с помощью авторской фантазии моделирующая «вторая действительность», за которой может стоять содержание, так или иначе относящееся к реальной истории» [6, 5]. Такое определение художественного мифа применимо к творчеству любого автора, независимо от эпохи, в которую он творит. Это утверждение определяет методологию данной работы, которая опирается на один из главных тезисов статьи Ю.И. Левина «Инвариантный сюжет лирики Тютчева», состоящий в том, что можно «обосновать единство и системность лирики Тютчева путём выделения одного глобального инварианта. А именно единого архисюжета, вариациями и реализациями которого являются стихотворения Тютчева, играющего роль основного мифа его поэзии» [29, 143]. Таким образом, каждый автор воплощает в художественном мире своих произведений тот или иной миф о действительности. Выраженный в таком виде, художественный миф того или иного автора и является тем инвариантом, который играет роль организующего начала в художественном мире. Именно с этих позиций анализируется поэзия А.К. Толстого. . Глава II. Концепция русского характера в художественном мире поэзии А.К. Толстого 2.1. Концепты "воля", "свобода" и "простор" в художественном мире поэзии А.К. Толстого Осмысление национального характера занимает важное место в художественном мире поэзии А.К. Толстого. При изучении данной проблемы за основную единицу анализа мы примем культурный концепт, и путём описания того, как функционируют концепты русской культуры в поэзии А.К.Толстого, восстановим в общих чертах авторскую концепцию русского характера, во многом опираясь на результаты исследования, проведённого в первой главе данной работы, потому что концепция русского характера у А.К.Толстого, как мы увидим ниже, напрямую связана с такими категориями, как поэтический миф, художественный мир. А.Г.Лисицын в своей работе проводит серьёзный и глубокий анализ понятий "воля" и "свобода" как важных концептов русской культуры [33]. Опираясь на это исследование, выявим особенности понятий "воля" и "свобода" в русской языковой картине мира: 1. свобода имеет дисциплинированный, цивилизованный, внутренне ограниченный характер, воля - безграничный, абсолютный, нецивилизованный; 2. свобода характеризуется ограниченностью законом, воля внезаконностью; 3. свобода - это состояние, воля - врождённое чувство; 4. понятие "свобода" предполагает скрытое представление о внутренних границах, что позволяет данному слову сочетаться со словами, содержание которых связано с отменой границ (абсолютно/совершенно/совсем/не совсем свободный, относительная/внутренняя/внешняя свобода, свобода от), понятие "воля" не предполагает никаких внутренних границ; 5. понятие "свобода" отражает моральную норму, понятие "воля" – нет; 6. понятие "воля" связано с семантикой широкого, ничем не ограниченного пространства; 7. понятие "воля" включает в себя отсутствие забот о завтрашнем дне, блаженную погружённость в настоящее; поэтому деятельность на воле обычно обозначается как игра, гуляние. Таким образом, основное различие между понятиями "свобода" и "воля" в русской языковой картине мира заключается в том, что в понятии "свобода" присутствует представление о "своём" мире, где все ограничения свободы признаются "своими", не установленными внешней силой, поэтому в системе ценностей "своего" мира они не осмысливаются как ограничения. Свобода – это возможность жить в соответствии с правилами и нормами "своего" мира. В понятии "воля" представление о "своём" мире и нормах поведения в нём отсутствует, воля – это состояние человека, вырвавшегося за пределы "своего" мира. Посмотрим теперь, как концепт "воля" отражается в лирике А.К.Толстого. В стихотворении "Колодники" есть такие строки: И вот повели, затянули, Поют, заливаясь, они Про Волги широкой раздолье, Про даром минувшие дни, Поют про свободные степи, Про дикую волю поют, День меркнет всё боле, – Дорогу метут да метут… [I, 24] Во-первых, использованное в этом стихотворении сочетание «дикая воля», характерное для русского языка, отражает заложенное в семантике слова «воля» отсутствие этических норм поведения, понятие о безнаказанности поступков с точки зрения упорядоченного, цивилизованного мира. Во-вторых, задействуется пространственная семантика концепта «воля» за счёт того, что оно стоит в ряду слов, связанных с пространственной характеристикой мира. Стихотворение построено на противопоставлении неограниченного и максимально ограниченного пространства: широкая раздолье — цепи, название стихотворения «Колодники» свободные степи дикая воля В данном стихотворении слова «свобода» и «воля» используются как синонимы, но сочетание «свободные степи» предполагает значение «свобода от кого-либо, чего-либо», то есть связано не с безграничностью, а с освобождением, возвращением в нормальное состояние (нормальное с точки зрения упорядоченного мира), тогда как для русской языковой картины мира характерно понимание степи как пространства, которое по сути своей не может иметь границ и становится частью упорядоченного мира. Видимо, здесь было бы уместнее употребить сочетание «вольные степи», но для автора, по всей вероятности, актуальным являлось не различие между понятиями «свобода» и «воля», а противопоставление воли – свободы неволе – несвободе. Таким образом, здесь можно говорить о синонимии понятий «воля» и «свобода» в данном контексте. В поэзии А.К. Толстого появляется ещё один контекстуальный синоним концепта «воля» – «простор». Рассмотрим этот культурный концепт более подробно. Простор в русской культуре осмысливается как одна из главных ценностей. Русскому человеку свойственно стремиться, даже рваться на простор, который характеризуется отсутствием пространственных ограничений, пределов. Этот элемент значения сближает концепт «простор» с концептом «воля». Простор предполагает скорее горизонтальную, чем вертикальную пространственную организацию, то есть в этом слове семантика широты выражена гораздо сильнее, чем семантика высоты или глубины. Видимо, поэтому в стихотворениях А.К. Толстого концепту «простор» сопутствуют традиционные русские пейзажи, связанные с ровными, широкими пространствами: Конь несёт меня стрелой На поле открытом… -------------------------------- Он с буранами знаком, Вырос в чистом поле….. --------------------------------- Есть нам, конь, с тобой простор!.. [I, 8] «Эх, – думает витязь, – мне б из лесу вон Да в поле скакать на просторе!..» [I, 103] Понятие «воли» и «простора» у А.К. Толстого часто связываются с образом «родимого края», который в основном в поэтическом мифе является воплощением «идеального мира»: Край ты мой, родимый край, Конский бег на воле… [I, 26] Этот лучший мир противопоставляется упорядоченному миру настоящего, осмысливается как выход за его рамки, поэтому воля и простор становятся для героя основными жизненными ценностями: Есть нам, конь, с тобой простор! Мир забывши тесный, Мы летим во весь опор К цели неизвестной… [I, 8] Воля и простор соотносятся не только с безграничным пространством, но и быстрым движением без определённого направления и цели, так как цель предполагает зависимость, упорядоченность движения, то есть налагает на него определённые ограничения: Я лечу, лечу стрелой, Только пыль взметаю; Конь несёт меня лихой, А куда не знаю! [I, 8] В связи с мотивом быстрого движения на просторе – воле в лирике А.К. Толстого появляется традиционный для русской культуры образ коня: Он с буранами знаком, Вырос в чистом поле… Конь мой, конь, славянский конь, Дикий, непокорный!.. [I, 8] Парадоксально, но с волей и простором сочетается у А.К. Толстого и некий фатализм: лирический герой, вырываясь на волю – простор, отдаётся на милость судьбы, Бога: Чем окончится наш бег? Радостью ль? Кручиной? Знать не может человек – Знает Бог единый! [I, 8] Концепты «свобода» и «воля» в поэзии А.К. Толстого регулярно соотносятся со звуками, которые, как мы уже выясняли, играют роль связующих звеньев между реальным и идеальным мирами. Свобода и воля как характеристики звуков или сопутствующие им мотивы подчёркивают принадлежность этих звуков к идеальному миру: Свободные звуки, Журча, потекли… [I, 11] И вот повели, затянули, Поют, заливаясь, они Про Волгу широкой раздолье, Про даром минувшие дни, Поют про свободные степи, Про дикую волю поют… [I, 24] А мысли между тем слагаются в созвучья, Свободные слова теснятся в мерный строй… [I, 53] Дай разлиться мне по поднебесью, Разлететься душою свободною, Песней вольною, бесконечною! [I, 66] И вольный лился без различия лад Для всех, кому слушать хотелось! [I, 84] В последних трёх отрывках свобода – воля через звуки связывается с темой творчества, то есть истинное творчество, по А.К. Толстому, возможно только на свободе. Заметим, что в перечисленных выше отрывках свобода и воля снова осмысливаются как синонимы. Свобода у А.К. Толстого может соотноситься с порядком: Madam, при вас на диво Порядок расцветёт, – Писали ей учтиво Вольтер и Дидерот, – Лишь надобно народу, Которому вы мать, Скорее дать свободу, Скорей свободу дать… [I, 202] Но такое представление о свободе осмысливается А.К. Толстым как характерное для иностранцев, западноевропейцев, а порядок, то есть стабильность, в русском понимании возможен только при узаконенной зависимости одних от других: Messieurs, – им возразила Она, – vous me comblez, – И тотчас прикрепила украинцев к земле… [I, 202] Ценность воли и простора обычно осознаётся героями А.К. Толстого по контрасту с состоянием неволи (вспомним приведённый выше пример из стихотворения «Колодники»). Ещё ярче этот контраст проявляется в былине-балладе «Илья-Муромец»: Душно в Киеве, что в скрине, Только киснет кровь! Государыне-пустыне поклонюся вновь! Вновь изведаю я, старый, Волюшку мою – Ну же, ну, шагай, чу....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: