VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Качественный состав персонала как главный критерий конкурентоспособности предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000346
Тема: Качественный состав персонала как главный критерий конкурентоспособности предприятия
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
1 КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ПЕРСОНАЛА КАК ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ	8
1.1 Теоретические основы конкурентоспособности организации	8
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия	20
1.3 Влияние качественного состава персонала на конкурентоспособность организации	30
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЕВРОСЕТЬ-РИТЕЙЛ»	35
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Евросеть-Ритейл»	35
2.2 Анализ товарооборота и ассортимента товаров	38
2.3 Анализ конкурентоспособности услуг, оказываемых ООО «Евросеть-Ритейл»	49
2.4 Анализ эффективности использования оборотных средств и материально-технического снабжения	52
2.4 Анализ обеспечения трудовыми ресурсами ООО «Евросеть-Ритейл»	57
2.5 Стратегический анализ внутренней и внешней среды	60
1.Объем рынка	65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	88
Приложение А	93
Приложение Б	99
Приложение В - SWOT-анализ ООО «Евросеть»	100




ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность выбранной темы. Формирование конкурентных отношений способствует созданию развитого, цивилизованного рынка, что включает сферу производства и товарообмена. Благодаря активному интересу к проблемам повышения конкурентоспособности субъектов господстования , которые возникли в следствии развития рыночных отношений, появилось большое количество разработок, направленных на решение этой проблемы. Эффективность предприятия же способствует развитию предприятия, улучшению его работы. Как показывает практика, в современном мире вопрос о значимости конкурентоспособности организации и способах ее повышения является одним из наиболее актуальных в отечественной и зарубежной науке, и практике управления. 
     Проблема повышения конкурентоспособности занимает главенствующее место в организациях. Каждая организация, которая хочет выжить в условиях жесткой конкуренции, должна постоянно искать пути усовершенствования своей деятельности. В такой ситуации следует уделять внимание рациональному использованию всех видов ресурсов, находящихся в распоряжении компании. Одним из важнейших ресурсов является персонал организации. Залог успешной деятельности организации – это его персонал со своими навыками, умениями, квалификацией и идеями. Постоянное развитие персонала, поиск новых подходов к управлению им являются необходимыми атрибутами успешного функционирования организации.
     Управление персоналом — основополагающая составляющая бизнеса. Грамотный менеджмент в данной области формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются способности каждого работника, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих и коллективных достижений. 
     ООО «Евросеть-Ритейл», в числе многих отечественных предприятий бизнеса, действующих в условиях рыночной экономики, сталкивается с необходимостью освоения современных технологий управления. 
     Все вышеизложенное свидетельствует о том, что тема дипломного проекта является актуальной. 
     Таким образом, выбранная тема дипломного проекта является актуальной и имеет важное значение как для данного предприятия, так и для всех предприятий крупного бизнеса.
     Степень проработанности проблемы. Несмотря на значительные достижения в теории и практики управления конкурентоспособностью предприятия, есть ряд проблем, которые остаются предметом дискуссии и обсуждения ученых-экономистов. Так, в большинстве научных работ отечественных и заграничных ученых используется универсальный подход при рассмотрении роли конкурентных преимуществ в процессах увеличения присутствия на рынке, с учетом усиления отраслевой конкуренции. При этом недостаточно систематизированы понятия и методология для изучения уровня конкурентоспособности предприятия, как самого главного инструмента усиления позиций в конкурентной борьбе, слабо исследованы вопросы разработки и практического использования количественного подхода для оценки результатов управления конкурентными преимуществами. В работах отечественных и зарубежных ученых отражены важные методологические и практические аспекты повышения конкурентоспособности. 
     Значительный вклад в развитие теории и практики повышения конкурентоспособности, внесли такие зарубежные ученые, как И. Ансофф, II. Друкер, Ф. Котлер М. Портер, Р. Коуз, А.'Дж. Стрикленд, A.A. Томпсон, Г. Хэмел и другие.
     Заслуживают внимания и работы отечественных исследователей: Л.И. Абалкина, F.JI. Азоева, A.M. Ратаулина, А.П. Градова, C.IO. Глазьева, В.Р. Дарбасова, П.С. Завьялова, И.А. Матвеева, H.H. Тихонова, P.A. Фатхутдинова, А.Ю. Юданова, Е.Г. Ясина, В.Ш. Каганова, Васильевой А., Зайцева Л.Г. и других.
     Вопросам качественного состава персонала посвящено большое количество специальной литературы отечественных и зарубежных авторов. На сегодняшний день теоретические аспекты влияния персонала на современную организацию достаточно подробно изучены и описаны в работах Архиповой Н.И., Базарова Т.Ю. и Еремина Б.Л., Веснина В.Р., Кибанова А.Я., Лукашевич В.В., Макаровой И.К., Одегова Ю.Г,  Журавлева П.В., Масловой В.М., Алиева И.М., Максимцевой И.А., Дафта Р.Л.,  Грэхема X.T., Беннетта Р., и других авторов.
     Вопросам повышения качества персонала посвящены публикации в экономической научной литературе российских специалистов: А. Бородина, О. Белокрыловой, Е. Гасенко, О. Подвербных, М. Чайкова, Н.Шаш, и других авторов.
     Целью настоящего дипломного проекта является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «Евросеть-Ритейл» при улучшении качественного состава персонала.
     Цель исследования обусловливает необходимость решения следующих задач, отражающих логическую структуру дипломного проекта:
     - описать теоретические основы конкурентоспособности организации;
     - раскрыть понятия конкурентоспособности и качественного состава персонала;
     - описать сущность и раскрыть значение системы управления персоналом в повышении конкурентоспособности организации;
     - описать современные тенденции и особенности развития отечественного сотового ритейла;
     - проанализировать деятельность организации ООО «Евросеть-Ритейл»;
     -  дать общую характеристику организации ООО «Евросеть -Ритейл»;
     - провести экономический анализ деятельности ООО «Евросеть-Ритейл»;
     -  провести стратегический анализ организации ООО «Евросеть- Ритейл»;
     - проанализировать качественный состав персонала и обеспеченность трудовыми ресурсами организации;
     - предложить мероприятия для повышения квалификации персонала;
     - оценить эффективность предложенных мероприятий;
     В качестве объекта исследования выступает конкурентоспособность организации.
     Предметом исследования является качественный состав персонала влияющий на конкурентоспособность организации. 
     Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные организации, результаты исследований, статистический и фактический материал, собранный автором на предприятии ООО «Евросеть-Ритейл». При написании дипломной работы были использованы различные методы исследования, среди которых можно выделить изучение монографических источников, обобщение материала, сравнительный анализ, элементы методики анализа хозяйственной деятельности предприятия и иные методы исследования. Кроме этого, при стратегическом анализе использовались методы SNW, PEST, SWOT.
     Практическая значимость предложенного проекта и рекомендаций заключается в том, что их использование позволит ООО «Евросеть-Ритейл» достичь устойчивых конкурентных преимуществ в сфере своей деятельности за счет улучшения качественного состава персонала и эффективного управления им, что приведет к росту конкурентоспособности и объема реализации предприятия.
     Структура дипломного проекта включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложений. В первой главе отражены теоретико-методологические основы конкурентоспособности организации и системы управления персоналом в организации. Во второй главе представлен анализ деятельности организации, анализ внешней и внутренней среды, проанализирован качественный состав персонала и обеспеченность трудовыми ресурсами. В третьей главе предложены мероприятия для улучшения качественного состава персонала, за счет чего повысится конкурентоспособность организации ООО «Евросеть-Ритейл» и проведена оценка эффективности предложенных мероприятий для организации. В заключении приведены выводы по работе.
     
     
     
1 КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ПЕРСОНАЛА КАК ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Теоретические основы конкурентоспособности организации

     Определения конкурентной борьбы и конкурентоспособности – главные понятия в стратегическом управлении.
     Конкуренция - это соперничество предприятий за покупателей. Этот процесс находится в зависимости от структуры рынка. При наличии множества небольших конкурентов, условия для выхода на рынок минимальны и все одинаково имеют доступ к нужной информации – это называется  совершенной конкуренцией. 
     Если конкурентов малое количество – это называется олигополистическая конкуренция. Оба типа конкуренции абсолютно различны.
     Если в обстоятельствах идеальной конкуренции все обусловливается показателями эффективности и качества производства товара, то при олигополистической - главными методами конкурентной борьбы являются сговор, создание препятствий для входа, ограничение доступа к информации и т.д. 
     Конкурентоспособность - это возможность противостоять конкурентам, а конкурентные преимущества - это преимущества, которые дают возможность успешно конкурировать. Иными словами, конкурентные преимущества - это проявляющиеся у конкурентных субъектов факторы конкурентоспособности1
     Определение «конкурентоспособность» в процессе развития экономики, наполнения рынка и увеличения конкуренции среди поставщиков  товаров и услуг, является основным понятием наравне с понятием «эффективность», а вопрос получения конкурентных преимуществ - одним из главных в деловой, административной, экономической и политической жизни.
     Методологические основные принципы конкурентоспособности заложили такие родоначальники экономики как: А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. Кейнс и другие. Поведенческий подход стал первоначальным аспектом к определению конкурентной борьбы.
     А. Смит (1723-1790) - шотландский экономист, один из первых исследователей конкуренции в экономике. Его работы образовали базу классической экономики. В его трудах конкурентная борьба в основном рассматривается в основных и простейших ее формах таких как конкуренция стоимости и качества. Конкурентоспособность, согласно А. Смиту,- это, прежде всего, способность производить тот или иной товар с минимальными издержками и поэтому предлагать его рынку по наименьшей цене2.
     Дальнейшее исследование конкурентной борьбы и конкурентных преимуществ предпринял Д. Рикардо (1772-1823) - английский экономист, заложивший основы трудовой теории цены. Он изучал международный аспект конкурентных преимуществ. Объектом его исследований были условия, при которых странам становиться выгодным вести торговлю друг с другом. Основным выводом Д. Рикардо было то, что к международной торговле приводят не столько абсолютные преимущества в условиях производства, сколько относительное соотношение издержек производства товаров внутри стран3.
     По мере развития экономики, в данное понятие время от времени вносились изменения, дополнения и уточнения.
     Углубили восприятие конкурентоспособности и расширили о ней представление Т. Питерс и Р. Уотермен, которые тщательно исследовали опыт работы многочисленных компаний, однако общество изменяется весьма стремительно, и данное понятие развивается одновременно с развитием форм и видов современного бизнеса также с высокой скоростью. Формированию теоретических основ конкурентоспособности посвящены также труды Дж. Грейсона и К. О'Делла («Американский менеджмент на пороге ХХ века»). Сейчас работ по данной теме огромное количество, но все они базируются на методологии, положенной вышеупомянутыми авторами4.
     В нынешнем мире конкурентоспособность стала одним из основополагающих определений, характеризующих успешность хозяйствующего субъекта на внешнем рынке, тем не менее современная мировая экономическая наука до сих пор не дала как единой общепризнанной трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования. В отечественную экономику понятие «конкурентоспособность» пришло вместе с развитием рыночных отношений, сменив термин «социалистическое соревнование», который использовался в экономике с целью описания процесса конкурентной борьбы. Одной из первых книг, посвященных конкурентоспособности была книга «Конкурентоспособность российской промышленности», выпущенная Экспертным институтом и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в 1996 году. С этого времени термин конкурентоспособность можно видеть и слышать каждый день в средствах массовой информации, на конференциях, симпозиумах, совещаниях5.
     Исследованию сути категории «конкурентоспособность» посвящены труды таких современных авторов, как Г.Н. Бобровников, М.Г. Долинская, Соловьев Н.А., В.Я. Маштабей, Л.А. Желудкова, Р. Уотерман, В.М. Мишин, А.В. Кочетков и других.
     Сейчас понятие «конкурентоспособность» чаще всего применяется в системе маркетинга, как области деятельности, направленной на достижение конкурентных преимуществ. Из иностранных авторов к классикам данного направления можно причислить, прежде всего, П. Дракера, Ф. Котлера, Дж. Эванса, и Б. Бермана. Отечественную научную школу в наше время представляет довольно много авторов, изучающих наиболее глубоко аспекты конкурентоспособности в маркетинговой деятельности, из которых можно отметить работы Г.Г. Абрамишвили, И.Н. Герчиковой, Е.Н. Голубковой, В.Д. Секерина, Н.Е. Капустиной, А.Н. Яровикова и других. 
     В последние годы экономика значительно продвинулись в исследовании проблем конкурентных преимуществ и использовании выводов теории на практике. Из числа авторов последних лет следует отметить М. Портера- профессора Гарвардской школы бизнеса, основоположника нынешней теории конкурентной борьбы и конкурентоспособности. Он создал основы многих современных взглядов о сути конкуренции и соответственно конкурентоспособности.
     Исследование конкурентных позиций организации на рынке подразумевает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех условий, которые в той или иной степени влияют на отношение потребителей к организации и, как результат, на изменение его доли в продажах на определенном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкурентной борьбой, согласно суждению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, оно обязано обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это6:
     - концепция товара и услуги, на которой основывается работа компании;
     - качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных исследований;
     - стоимость товара с возможной наценкой;
     - финансы - как собственные, так и заемные;
     - торговая деятельность - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
     - послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
     - внешняя торговая деятельность компании, позволяющая ей положительно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
     - предпродажная подготовка.
     Оценка перспектив компании по этим восьми факторам дает возможность построить многоугольник конкурентоспособности (рис. 1).
     
     Рисунок 1 - Многоугольник конкурентоспособности7
     Если подойти равномерно к оценке конкурентных возможностей ряда компаний, накладывая схемы друг на друга, то, согласно мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одной организации по отношению к другой (на рис. 1 - предприятия А и Б).
     Очень похожую точку зрения высказывают и российские экономисты. В частности, к «ключевым факторам рыночного успеха» причисляют: «финансовое положение предприятия, развитость базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них, наличие передовой технологии, обеспеченность высококвалифицированными кадрами, способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию, наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков, состояние технического обслуживания, возможности по кредитованию своего экспорта (в том числе, с помощью государственных организаций), действенность рекламы и системы связей с общественностью, обеспеченность информацией, кредитоспособность основных покупателей»8.
     Анализ же выделенных факторов, согласно суждению авторов, состоит в выявлении сильных и слабых сторон как в своей деятельности, так и в труде конкурентов, что может позволить, с одной стороны, исключить наиболее острых форм конкурентной борьбы, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента.
     Наиболее основательный анализ факторов конкурентоспособности организаций было приведено в трудах М. Портера. При этом условий конкурентоспособности понимаются им как один из четырех определяющих факторов конкурентного преимущества наряду со стратегией компаний, их структурой и конкурентами, условиями спроса и наличием схожих или смежных отраслей и предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке.
     Все эти четыре детерминанты составляют, согласно М. Портеру, систему (ромб), «компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные... Кроме того, преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других» (рис. 2)9.
     
     
     
     Чтобы получить и удержать преимущества в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, следует обладать преимуществами во всех составляющих системы.
     Конкурентное преимущество, основанное на какой-то одной либо двух детерминантах, также возможно. Однако только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или отраслях, не использующих смежных технологий и высококвалифицированной труд. Однако такое преимущество обычно кратковременно и теряется со вступлением на данный рынок крупных фирм и компаний.
     Поэтому преимущества по каждому в отдельности из компонентов системы не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Только взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает синергетический (самоусиливающийся) эффект системы.
     Из описанного выше подхода очевидно, на сколько велика значимость точного выявления и использования факторов конкурентоспособности.
     Факторы конкурентоспособности М. Портер непосредственно связывает с факторами производства. Все факторы, характеризующие конкурентные преимущества организации и компании, он представляет в виде нескольких больших групп10:
     Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы.
     Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.
     Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг.
     Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия.
     Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.
     Отраслевые особенности, безусловно, накладывают свои значительные различия на состав и содержание применяемых факторов.
     Все условия, оказывающие большое влияние на конкурентоспособность предприятия, М. Портер предлагает делить на несколько типов.
     
     Таблица 1 - Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия11
Классификация
факторов
Признаки
факторов
Характеристика
Основные
Природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила, дебетный капитал.
Существуют объективно либо для их создания требуются незначительные государственные и частные инвестиции. Создаваемое ими преимущество нестойко, а прибыль от использования низка. Не являются надежным источником конкурентного преимущества
Развитые
Современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры (специалисты с высшим образованием, специалисты в области ЭВМ и ПК) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными, высокотехнологичными дисциплинами.

Факторы более высокого порядка. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Необходимое условие создания развитых факторов - это использование высококвалифицированных кадров и высоких технологий. Они являются непременным условием инновационной деятельности предприятия. Часто строятся на базе основных факторов
Общие
Система автомобильных дорог, дебетный капитал, персонал с высшим образованием
Дают конкурентные преимущества ограниченного характера
Специализированные
Узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые в одной или в ограниченном числе отраслей.
Порой основываются на общих, образуют более солидную, долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности

Естественные
Природные ресурсы, географическое положение

Искусственные
Созданы человеком
Факторы более высокого порядка, обеспечивающие конкурентоспособность более высокую и стойкую.
     
     Формирование факторов - это процесс накопления: каждое поколение наследует условия, перепавшие с предшествующего поколения, и формирует собственные, прибавляя к прежним. Именно таких взглядов придерживается не только М. Портер, но и другие западные экономисты, такие как Б. Скотт, Дж. Лодж, Дж. Бауэр, Дж. Зюсман, Л. Тайсон.
     Нужно отметить следующую существенную особенность. Выше сказано, насколько велика значимость существования специализированных и развитых факторов. Как правило, их формируют сами компании и предприятия, как наиболее знающие что им необходимо в данный момент для обеспечения конкурентного преимущества. Правительственное же финансирование формирования условий ориентируется на ключевые и общие факторы, как формирующие основу для факторов более высокого порядка.
     Бесспорно, любая из презентованных выше классификаций имеет право на существование. Ее применение находится в зависимости от цели проводимого исследования и от того принципа, что положен в ее основу.
     Исходя из рассмотренной нами выше концепции конкурентоспособности компании и разбора презентованных классификаций, предлагается весь комплекс условий, определяющих отношение потребителя к самому субъекту хозяйствования и его продукции или услуге, распределить на внутренние и внешние по отношению к нему.
     Таблица 2 - Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности12
Внешние 
Внутренние
международные факторы - количество международных выставок новой продукции, количество «горячих точек» в мире, где происходят какие- либо военные конфликты;
технологические факторы – уровень технологической подготовки производства, качество разработки технологических процессов;

политические факторы – стабильность демократических преобразований в стране, количество политических фракций в законодательной власти;
производственные факторы - высокое качество производства , оптимальное использование производственных мощностей, доступ к необходимым поставщикам и высококвалифицированным кадрам, высокая производительность труда, необходимая производственная гибкость;
экономические факторы – удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны, удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рынке промышленной продукции фирм страны, тенденции изменения внешнеэкономических связей, среднеготовой темп инфляции, структура распределения доходов населения, уровень развития финансовой системы страны;
маркетинговые факторы - хорошо подготовленный торговый персонал, высокий уровень послепродажного обслуживания, широкий ассортимент, привлекательная упаковка, развитая сеть дистрибьюторов и дилеров, эффективный сбыт;

социально- демографические факторы – структура населения страны по возрасту, полу, составу семьи, занятости, доходам и т.д., продолжительность жизни, уровень миграции населения;
управленческие факторы - высокий профессиональный уровень, нацеленность на качество, умение быстро реагировать на изменения во внешней среде и выводить товар на рынок на стадии НИОКР, наличие управленческого опыта;
Продолжение таблицы 2
правовые факторы – наличие федеральных правовых актов по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг и т.д.;
экологические факторы – соответствие требованиям экологической безопасности;

природно- климатические факторы – оценка основных природных ресурсов страны, характеристика климатических зон страны, дефицитность отдельных видов природных ресурсов по регионам страны, степень использования вторичных ресурсов;
информационные факторы – уровень организации информационных потоков на предприятии- изготовителе;

научно- технические факторы – удельный вес изобретений, патентов страны в фонде мирового сообщества, фондовооруженность труда ученых, уровень компьютеризации страны;
факторы восприятия – степень доверия потребителя к производителю продукции.

культурные факторы – средний уровень образования населения, обеспеченность населения объектами культуры, отношение людей к окружающему миру.

     
     Как мы уже отмечали, условия - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности компании и социально- экономической жизни общества, вызывающие изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в следствии изменение уровня конкурентоспособности самой фирмы.
     Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы - это то, что способствует обращению перспектив в реальность. Условия определяют ресурсы и методы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов находится в зависимости от того, насколько эффективно они применяются и где, в какой отрасли они применяются.
     
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия

     Компании придают огромное значение анализу собственных сильных и слабых сторон для оценки реальных перспектив в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, с помощью которых фирма могла бы увеличить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия используются некоторые численные показатели, свидетельствующие о уровне устойчивости положения компании, возможности выпускать продукцию, которая пользуется спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение запланированных и стабильных результатов13.
     Наиболее популярные на сегодняшний день модели и методы оценки конкурентоспособности товара и компании можно разделить на две группы14: аналитические и графические методы. Такое разделение на способы оценки конкурентоспособности товара и способы оценки конкурентоспособности компании достаточно условны, так как они во многом совпадают, меняется только объект исследования. Классификация способов оценки конкурентоспособности товара и предприятия представлена на рисунке 3.
     Условия, которые определяют конкурентоспособность предприятия, для различных отраслей варьируются. В таблице 3 представлена классификация, плюсы и минусы способов оценки конкурентоспособности товара и компании.
     
     
     Рисунок 3 - Иерархия методов оценки конкурентоспособности [1, C.26]
     
     Таблица 3 - Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия15
Количество параметров оценки
Название метода
Достоинства метода
Недостатки метода
Графические методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия 
Количество осей координат = 2
Матрица БКГ
При наличии достаточно достоверной информации точно показывает положение предприятия 
Отсутствует прогностичность, не показывает причин данного положения фирмы

Модель "Привлекательность рынка - преимущества в конкуренции" 
Позволяет определить положение фирмы относительно других конкурентов; выработать дальнейшие стратегии
Модель статична, трудно оценить качественные характеристики

Матрица Портера
Наглядное структурирование достижения конкуренции
Не дает конкретных рекомендаций по достижению конкурентных преимуществ
Количество осей координат > 2
Метод "многоугольник конкурентоспособности предприятия"
Достаточная легкость использования для оперативного анализа ситуации, определения текущего положения относительно конкурентов
Сложность при расчете показателя, получении исходных данных, отсутствие прогнозной информации
Продолжение таблицы 3
Аналитические методы оценки конкурентоспособности товара
Количество параметров ? 2
Модель Розенберга
Простота сравнения товаров: каждому товару может быть поставлено в соответствие определенное число
Трудно определить и оценить наиболее важные для продукта характеристики с точки зрения потребителя. Нет сравнения с идеальными характеристиками товара

Интегральный показатель конкурентоспособности
Достаточно легкое сравнение с товарами-конкурентами
Применение экспертного метода, трудность в определении параметров и их значимости

Оценка конкурентоспособности товара на основе уровня продаж
Формулы позволяют определить позицию товара на рынке, метод учитывает влияние различных факторов внешней среды
Статичность модели. Основу метода составляют экспертные оценки
Количество параметров > 2
Модель с идеальной точкой
Метод дает представление об идеальном продукте, позволяет определить степень отклонения данного продукта от идеала
Трудность в определении характеристик идеального и рассматриваемого товаров, использование экспертных оценок
Универсальные аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия
Количество параметров ? 2
Метод рейтинговой оценки
Достаточно точно определяет место данного предприятия относительно его конкурентов
Сложность при расчете показателя, полученных исходных данных, отсутствие прогнозной информации
     
     Модель Портера.
     Конкурентоспособность компании может достигаться при выборе соответствующей конкурентной стратегии.
     Стратегия (от греч. "стратогос" - войско, "эгос" - веду) - это абстрактно-нормативное представление о способе достижения перспективной цели организации (в рамках ее миссии), учитывающее внешние и внутренние условия ее существования и отражающее основные этапы пути прихода к цели.
     Эффективная стратегия - это16:
     1 - знание направления движения компании
     2 - понимание пути, который ведет в желаемое будущее.
     Процесс разработки стратегии компании для достижения конкурентоспособности включает17:
     - определение конкурентоспособного стратегического положения предприятия на рынке
     - оценку взаимодействия внутренних и внешних факторов;
     - определение стратегических альтернатив поведения предприятия на рынке и его развития;
     - выработку конкурентоспособной стратегии, отвечающей сложившейся ситуации и целям предприятия.
     Сущность формулирования конкурентной стратегии заключается в сопоставлении компании и ее окружения. На рисунке 4 представлены 5 сил конкуренции, оказывающих влияние на организацию (модель Портера):
     
     
     Рисунок 4 - Модель Портера18
     
     Пять конкурентных сил - угроза вхождения на рынок новых участников, угроза появления субститутов, рыночная власть потребителей, рыночная власть поставщиков и соперничество между функционирующими конкурентами - отображают тот факт, что конкурентная борьба в отрасли выходит далеко за рамки действующих игроков. Покупатели, поставщики, субституты, потенциальные участники - все это "конкуренты" для фирм отрасли, которые могут быть более или менее авторитетными в зависимости от конкретных обстоятельств. Конкурентная борьба в таком широком смысле может быть определена как расширенное соперничество.
     Все пять конкурентных сил вместе определяют интенсивность отраслевой конкуренции и прибыльность, при этом наиболее мощная сила или силы приобретают решающее значение с точки зрения формулирования стратегии.
     Для противодействия пяти конкурентным силам и достижения лучших показателей относительно других фирм нужноо выделить следующие три потенциально успешных базовых стратегических подхода19:
     1) Абсолютное лидерство в издержках (стремление иметь самые низкие в отрасли издержки, т.е. стратегия руководящей роли в области издержек);
     2) Дифференциация (поиск путей дифференциации реализуемой продукции от продукции конкурентов);
     3) Фокусирование (фокусирование на узкой части, а не на всём рынке; стратегия фокуса, или ниши). Наглядно конкурентные стратегии можно представить на рисунке 5. 
     
     
     
     
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО


Уникальность продукта, воспринимаемая потребителем
Позиция низкого уровня издержек

В рамках всей отрасли
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
АБСОЛЮТНОЕ ЛИДЕРСТВО В ИЗДЕРЖКАХ

В рамках отдельного сегмента




ФОКУСИРОВАНИЕ




     
     Рисунок 5 - Три базовых варианта стратегии 
     
     Принятие решения о применении той либо другой конкурентной стратегии может базироваться на модели Портера. Графическая интерпретация модели Портера, показывающая зависимость между долей на рынке и прибыльностью, приведена на рисунке 6.
     
     Рисунок 6 - Модель Портера20
     
     На основе данной модели можно сделать следующие рекомендации.
     Компания с маленькой долей на рынке может преуспеть, имея четко концентрированную стратегию и делая основной акцент на одной конкурентной "нише", даже если её общая доля на рынке незначительна.
     Предприятие, имеющее большую долю на рынке, может осуществлять успешную предпринимательскую деятельность в результате преимущества по общим издержкам или стратегии фокуса.
     Три базисных вида стратегии отличаются не только лишь функциональными характеристиками, но и другими параметрами. Для того чтобы удачно их реализовать, необходимы разные ресурсы и опыт. Помимо этого, для базовых вариантов стратегий нужны разные организационные условия, процедуры контроля и системы стимулов. В следствии этого для достижения успеха, как правило, необходимо долгосрочная приверженность определенной стратегии как задаче первоочередной важности.
     2. Многоугольник конкурентоспособности. Предста.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%