VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение теории и практики применения договора коммерческой концессии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011824
Тема: Изучение теории и практики применения договора коммерческой концессии
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВАННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра «Экономической теории, налогообложения,                                             предпринимательства и права»











КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Гражданское право

 на тему Договор коммерческой концессии













Выполнил: студент(ка) группы____

Семкина А.О.

Проверил: Ф.И.О. преподавателя,

должность, степень













Курсовая работа                                                              Курсовая работа

допущена к защите                                                          защищена

«__» ________201_г.                                                       «__» ________201_г.



                                                                                          С оценкой__________







		









Кемерово 2017

СОДЕРЖАНИЕ





Введение.........................................................................................................

3

Глава 1.

Исторические и теоретические основы договора коммерческой концессии………………………………………..



6

       1.1.

История становления и развития института  коммерческой концессии в России …………………………………………..



6

       1.2.

Теоретические основы договора коммерческой концессии..

13

Глава 2.

Анализ содержания отдельных элементов договора коммерческой концессии и практики его применения………



18

       2.1.

	Анализ содержания отдельных элементов договора коммерческой концессии и его практического применения………..



18

       2.2.

Анализ судебной практики применения договора коммерческой концессии ……………………………………………..



31

Глава 3.

Пути совершенствования правового регулирования договора коммерческой концессии ………………………….



40

       3.1.

Проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии………………………………………………... 



40

       3.2.

Пути совершенствования нормативного правового регулирования договора коммерческой концессии ...……………...



47

Заключение……………………………………………………………….…

52

Список использованной литературы…………………………………..…..

57



















ВВЕДЕНИЕ



Правовое регулирование коммерческой концессии как института гражданского права появилось в законодательстве Российской Федерации в 1996 году с введением в действие части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). 

Коммерческая концессия рассматривается как одна из прогрессивных форм развития бизнеса. Институт коммерческой концессии, нередко используемый в сферах торговли, питания, обслуживания, содействует продвижению на рынок отдельных видов товара, работ, услуг коммерческих организаций и компаний с известной репутацией, таких как «Кока-Кола», «Пепси-Кола», «М. Видео», «Макдональдс», «Зингер», без создания новых юридических лиц и открытия филиалов не только в больших городах страны, но и на региональном уровне, при этом правообладательимеет возможность полностью контролировать деятельность пользователя. 

Договор коммерческой концессии - достаточно новый в российском гражданском праве, и, вместе с тем, один из наиболее сложных и мало исследованных договоров. Имеются разные точки зрения в отношении сущности, признаков и элементов договора коммерческой концессии, в связи с чем появляется множество проблем, связанных со сложностью его применения на всех стадиях - от преддоговорного этапа, регистрации до его выполнения, о чем свидетельствует судебно-арбитражная практика. 

В соответствии с этим, анализ проблем, возникающих при применении норм договора коммерческой концессии, представляется наиболее актуальным. 

Целью настоящей курсовой работы является изучение теории и практики применения договора коммерческой концессии, а также выработка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования договора. 

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 

1)рассмотреть исторические и теоретические основы договора коммерческой концессии; 

2)проанализировать содержание существенных условий договора коммерческой концессии и отдельных его элементов, а также практику его применения; 

3)проанализировать судебную практику применения договора коммерческой концессии; 

4)выявить проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии; 

5)выработать предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования договора коммерческой концессии. 

Объектом исследования являются правоотношения, возникшие в связи с применением и исполнением договора коммерческой концессии. 

Предметом исследования является договор коммерческой концессии, регулирующий порядок его заключения, выполнения и прекращения. 

В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сопоставление, анализ и синтез. 

В процессе выполнения курсовой работы были исследованы и проанализированы законодательные и нормативные акты по вопросам правового регулирования коммерческой концессии, литературные источники, в числе которых научные труды, статьи ведущих российских специалистов, а также договорная и судебная практика. 

Особенностям правового регулирования коммерческой концессии посвящены труды Г. Е. Авилова, М. М. Богусловского, М. И. Брагинского, Е. Н. Васильевой, М. И. Кулагина, О. А. Орловой, Б. И. Пугинского, И. В. Рыковой, О. Н. Садикова, Е. А. Суханова, С. А. Сосны и других. 

Структура курсовой работы определена целями и характером исследования. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы. 

Во введении обосновывается актуальность темы, определены цели, задачи, объект, предмет работы. 

Первая глава курсовой работы посвящена истории развития института коммерческой концессии в России, а также изучению понятия, признаков и особенностей договора коммерческой концессии. 

Во второй главе проведен анализ существенных условий договора коммерческой концессии (предмет и объект договора) и других отдельных элементов, а также судебной практики применения договора. 

В третьей голове исследованы проблемы правового регулирования в Российской Федерации и выработаны предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования договора коммерческой концессии. 

В заключении представлены основные обобщения по главам, выводы и предложения по теме курсовой работы. 



																	


																

																

																

																

																

																

																

																

																

																

																

																

																

																

																

																

Глава 1. Исторические и теоретические основы договора коммерческой концессии



Сегодняшняя Россия - экономически активно развивающееся государство со сформированными рыночными отношениями. Российские предприниматели ищут новые пути по привлечению инвестиций с целью снижения затрат на открытие и развитие бизнеса. В России имеются возможности для выбора способов ведения бизнеса, позволяющих обеспечить его эффективную организацию. Одна из таких моделей предпринимательской деятельности - франчайзинг, а в нашей стране форма его реализации – коммерческая концессия.



История становления и развития института коммерческой концессии в России



В статье «Договор коммерческой концессии в современном российском законодательстве» А. Г. Крючкова отмечает, что данный вид договора не имеет исторических корней в российской системе права. Система таких отношений перенесена в Россию из США и Англии, нормативно закреплена в гл. 54 ГК РФ «Коммерческая концессия» [29, с. 23]. Кроме того, многие ученые-исследователи полагают, что договор коммерческой концессии аналогиченинституту англосаксонского права, именуемому «franchising» (франчайзинг, франшиза).	 

Сегодня в мире на условиях коммерческой концессии (франчайзинга) стремительно увеличивается количество разных услуг и продажа товаров. Франчайзинг базируется на создании сети компаний, которые реализуют один видом деятельности с использование в ней идентичных маркетинговых приемов, ценовой политики, а также способов и форм реализации товаров и услуг, под единой торговой маркой или товарным знаком. 

Франчайзинг зародился во Франции в период Средневековья. В то время данное понятие означало особую привилегию или «вольность», которую французские короли жаловали своим вассалам. В число таких особых привилегий или «вольностей» входилоправо на постройку дорог,пивоваренных заводов, право торговать разными товарами, держать рынки и ярмарки, и др. [7, с.36]. 

В дальнейшемтакой вид договора как франчайзинг использовали владельцынебольших пивных. Испытывая финансовые трудности, они обращались к владельцам крупных пивоваренных заводов с просьбой о помощи. Взамен полученной помощи у них появлялась обязанность приобретать пиво у конкретных поставщиков. Таким образом, мелкие торговцы попадали в зависимость.

Один из примеров развития франчайзинга - история развития компании по продаже сельскохозяйственной техники «Маккормик» в США.Она увеличила продажи за счёт предприимчивости братьев в сфере маркетинговых приёмов. Маккормик основали сеть небольших представительств компании со специально обученными продавцами, которые давали покупателям полную информацию о продаваемом товаре, особенностях его эксплуатации, а также осуществляли техническое обслуживание и ремонт купленных товаров. Данный вид деятельности заложен в основу договора франчайзинга, в соответствии с которым автомобилестроительные фирмы США в последствии заключали соглашения с дилерами, и предоставляли право торговать на определенной территории, при этом осуществляя обслуживание и ремонт. [24, с.25]

Некоторые  ученые-исследователисчитают, что франчайзинг зародился и стал развиваться в период со второй половины девятнадцатоговека. Например, С.А. Сосна и Е.С. Васильева утверждают, что первой компанией, которая использовала«чистый» франчайзинг была фирма по производству швейных машинок, созданная Й. Зингером [44, с.16],которая заключала с дистрибьюторами письменный договор, которымпередавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории Соединенных Штатов Америки.Начало продаж и обслуживания швейных машин Зингера считают зарождениемфранчайзинга в его современном виде.[51, с.6]

Вместе с тем, некоторые исследователи, например, такие как В.Б. Кудряшова и Р.И. Зименковсвязывают начало становления франчайзинга в мире с серединой двадцатого века [22, с.36]. 

Подъем современного франчайзингасвязывают с компанией «Дженерал моторс», у которой не было средств для открытия своих магазинов, торговых точек, и она стала продавать паровые двигатели через дилеров (франчайзи).Имвыделялась определенная территория, гарантировались защита от конкурентов и большой объем продаж. При этомфранчайзидавал обещание не продавать машины других производителей, обеспечивать высокий уровень сервиса и поддерживать имидж франчайзера.

В двадцатых годах прошлого столетия начал развиваться товарный франчайзинг, по принципу которого крупные оптовые поставщикиначали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов[51, с.6]. Оптовики предоставляли возможность компаниям, торгующим в розницу, использовать марку торговой фирмы, при этом сохраняя свою независимость[47, с.1249].

Появление современной концепции франчайзинга также связывают с возвращением миллионов американских военнослужащих после окончания второй мировой войны ис последовавшим за этим резкимростом рождаемости. В этот период возникает большая потребность в различного рода товарах и услугах. Франчайзинг становится идеальной моделью для ускоренного развития гостинично-туристического бизнеса и сектора общественного питания.

Принятый в 1946 году в США Закон о товарных знаках, способствовал подъему в развитии франчайзинга. Предоставление права использования товарного знака другим компаниям, фирмам позволяло получать предпринимателям дополнительную прибыль.И уже в 1990 году, по оценкам Комитета по малому бизнесу Палаты представителей Конгресса США,франчайзинг составлял около одной трети объема розничной торговли в США [3, с.4].

Еще одной компанией, которая активно применяет в своей деятельности франчайзинг, является компания «МакДоналдс», основаннаяРэйем Кроком в 1955 году. Многие считают, что именно она является родоначальником франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса, так называемый, франчайзинг бизнес формата. Например, в Российской Федерации первый договор коммерческой концессии был заключен и зарегистрирован только в 1996 году [4, с.43]. 

В процессе развития франчайзинга в зарубежных странах определились его главные виды: 

- товарный франчайзинг - отношения сторон франчайзинга в сфере торговли, когда франшизодатель передает, а обладатель франшизы приобретает право, ограниченное конкретной территорией, на реализацию под знаком франшизодателя производимой им продукции;	 

- производственный франчайзинг - взаимоотношения в рамках договора франчайзинга, которые предоставляют право франшизополучателю на изготовление, сбыт продукции под торговой маркой франшизодателя, при этом применяя поставляемое им сырьё, материалы, технологии; 	

- деловой франчайзинг - отношения сторон франчайзинга в сфере сервиса, обучения и общественного питания, при которых франшизополучатель развивает бизнес в соответствии с моделью и при участии франшизодателя, внедряя его технологии, ноу-хау, используя его товарный знак и опыта предпринимательства;	 

- корпоративный франчайзинг - способ организации франшизного бизнеса, при котором франшизополучатель управляет сетью франшизных компаний с использованием наемных менеджеров; 

- конверсионный франчайзинг - метод расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельное предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных компаний, работающих под контролем одного франшизодателя;	 

- районный франчайзинг - модель организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель приобретает право на освоение определеннойтерритории, то есть создание франшизной системы и контроль над нею в соответствии с определенным количеством компаний и графиком их открытия; 	

- субфранчайзинг - способ организации франшизного бизнеса, при котором получатель генеральной франшизы обеспечивает контроль над определеннойтерриторией с правом реализации субфраншиз компании-франчайзора [22, с. 36]. 

Изучая историю становления и развития коммерческой концессии в России, многие ученые-исследователи считают, что договор коммерческой концессии (франчайзинг) как институт гражданского права не был представлен ни в российском дореволюционном праве, ни в праве социалистическом.

До революции в России существовало понятие «откуп», обозначавшее исключительное право (разрешение, привилегия), которое предоставляло государство за определенную плату частным лицам (откупщикам), например, на сбор каких-либо налогов, продажу товаров (соль, вино и др.) [5, с.161].Таким образом, откуп - это система отношений между государством и частными лицами, в рамках которых частники,заплатив откуп в казну государства, получали право (разрешение, привилегию) заниматься каким-либо видом деятельности на определённой территории.Такая система сыграла одну из главных ролей в становлении отношений между государством и частными, концессионных отношений в России. Н. М. Васильевтак же утверждает, что после Октябрьской революции, в период НЭПа, «откуп» был преобразован в концессию[10, с.25].

В период после Октябрьской революции, в отличие от западных государств, в России отношения, основанные на предоставлении преимуществ (концессий), не имели ничего общего с франчайзингом. Первые шаги к зарождению франчайзинга были сделаны в период СССР в 1972 году, когда несколько российских компаний  заключилисоглашение с компанией «Пепсико» иначали производить напитки «Пепси-Кола» и «Фанта» под её торговой маркой, из ее сиропов и в соответствии с её стандартами.	 

Следующий период развития коммерческой концессии в Российской Федерации - начало и середина девяностых годов двадцатого века. В это время появляется несколько зарубежных и российских компаний, которые работали с использованием принципов франчайзинга - «Кока-Кола», «Баскин Роббинс», «Русская трапеза», «Золотой Цыпленок» и другие.	 

В 1996 году вступила в действие глава 54 ГК РФ «Коммерческая концессия». Нормы данной главы ввели договорной институт - договор коммерческой концессии - один из самых противоречивых и неоднозначных договоров в регулировании отношений франчайзинга в Российской Федерации. 	

1996 год - в России зарегистрирован первый договор коммерческой концессии в патентном ведомстве  (договор между компанией «Колгейт-Палмолив» США (правообладатель) и акционерным обществом «Колгейт-Палмолив» РФ (пользователь)). Предметом договора стали 35 изобретений, 7 промышленных образцов, около 60 товарных знаков, технологические и коммерческие ноу-хау в области производства предметов и средств гигиены.	 

Отличительной чертой российского франчайзинга стала его распространенность в форме представительств иностранных компаний - «Баскин Роббинс», «Ростикс», «МакДоналдс» и другие - в основном в сфере общественного питания и обслуживания населения. 

Пример отечественного франчайзинга - торговый знак «Довгань», кафе «Русское бистро», «Дока-пицца», которые не всегда успешно конкурировали с западным бизнесом. Развернутая в 1992 году российская франчайзинговая сеть «Дока-пицца»состояла из примерно тысячи пиццерий. Имидж этой сети был подорван недобросовестными партнерамии связан с ухудшением качества товара (нарушение рецептуры и технологии), что привело к развалу компании.

Другим примером может служить компания «1С», которая также, чтобы сохранить достигнутый в 1995 году объем продаж своего продукта - бухгалтерской программы «1С-Бухгалтерия» - использовала франчайзинг. В связи с тем, что дилеры больше времени тратили на внедрение программ, а не на их продажу, имидж фирмы был испорчен. Тогда компанией было принято решение применить франчайзинг. Для этого было отобрано 70 дилеров, которые обязались не продавать продукцию конкурентов и ежеквартально приобретать 50 копий программы, выплачивая определенный процент от выручки.

Одной из первых компаний в России, использующей институтфранчайзинга (коммерческой концессии) на рынке реализации топлива, стало ОАО «Лукойл». Предпосылкой для этого послужил кризис перепроизводства на мировом рынке нефти в 1997 году, в результате которого цена на нефть упала до 9 - 10$  за баррель. Розничный рынок характеризовался ростом потребления и был далек от насыщения. Обострение конкуренции между компаниями привело к использованию механизмов франчайзинга на розничном рынке реализации нефтепродуктов[49, с.29].

Сегодня российский франчайзинг достиг максимального развития в четырех отраслях хозяйствования: 

- в сфере общественного питания («Баскин  Роббинс», «Макдоналдс», KFC и др.);

- в розничной торговле («Копейка», «Эконика-обувь», «Монарх», «Пятерочка», «FixPrice» и др.);

- в сфере услуг ( «1С», «Персона» (салоны красоты), World Class (фитнес-клубы), «Магазин горящих путевок» и др.);

- в организации автозаправочных станций (ТНК, «Лукойл», «Сибнефть», «Газпромнефть» и др.).

Перечень наиболее крупных и известных организаций, которые закрепились на российском рынке благодаря коммерческой концессии (франчайзингу), достаточно большой: «Макдональдс», «Баскин Роббинс», «Мастер-Файберс», «Икеа», «Ростикс» и другие. 

Многие экономические эксперты считают, что бизнес, построенный на основе коммерческой концессии (франчайзинга), является одним из наиболее эффективных и прогрессивных форм развития предпринимательства.



Теоретические основы договора коммерческой концессии



Устюжанин А. А. считает, что аналог договора коммерческой концессии - франчайзинг, т. е. когда одна компания (франчайзер, правообладатель) передает другой компании (франчайзи, пользователю) франшизу (лицензию, разрешение) на реализацию определенных видов деятельности - производство, торговля товарами, оказание услуг - под торговой маркой франчайзера на определенной территории, на определенный срок и на определенных условиях [48, с. 11]. 	

Франчайзинг - одна из быстро развивающихся договорных форм предпринимательской деятельности - введен главой 54 Гражданского кодекса РФ под названием «договор коммерческой концессии» [25, с. 173].	 

В соответствии с п. 1 ст. 1027 ГК РФ под договором коммерческой концессии понимается договор, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок либо без указания срока право применять в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав,принадлежащих правообладателю, а именно право на товарный знак, знак обслуживания, кроме этого, права на прочие, предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) [1, ст. 1027]. 

Б. П. Бондаренко считает, что договор коммерческой концессии представляет собой один из видов договора франчайзинга, так как правовая характеристика договора коммерческой концессии не в полной мере охватывает содержание договора франчайзинга. Использование в российском праве понятия «коммерческая концессия» определено не только схожестью с понятием «франчайзинг», но и желанием избежать применения иностранных заимствований в русском языке [6, с. 17]	 

Б. И. Пугинский полагает, что в соответствии с Принципам европейского договорного права франшизой является договор, согласно которому одна сторона (франчайзер) предоставляет иной стороне (франчайзи) за вознаграждение право осуществлять предпринимательскую деятельность, так называемый франшизный бизнес в сети франчайзера, и прочие права интеллектуальной собственности, ноу-хау и способ ведения бизнеса [37, с. 264]. При сопоставлении определений договора коммерческой концессии с определением договора, приведенного в Принципах европейского договорного права (коммерческое агентирование, франшиза, дистрибуция), можно отметить, что последнее включает условие о ведении бизнеса франчайзи в пределах торговой сети франчайзера. Это служит целям привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к обслуживанию популярных торговых марок, что, как правило, приводит к позитивному эффекту для обеих сторон договора. Такие договорные связи помогают распространить торговую марку на большей территории, привлекая средства других лиц, при этом осуществлять контроль за соблюдением переданных технологий и ноу-хау. Положительные моменты имеются и для франчайзи. Это доступ на рынки товаров, использование известного торгового имени и, кроме того, вознаграждение за продвижение интеллектуальных прав и технологий на других территориях. 

Если говорить о российском праве и предпринимательской практике, в том числе об отсутствии правового регулирования договора франчайзинга, то эти виды договоров можно считать однотипными, исходя из законодательного регулирования российским законодательством договора коммерческой концессии.	 

С. А. Сосна также считает, что применяемый в России договор коммерческой концессии по содержанию представляет собой аналог зарубежного договора франчайзинга [44, с. 107].	 

Т. В. Попова утверждает, что необходимость осуществления предусмотренной договором коммерческой концессии деятельности по общим с правообладателем стандартам объединяет договор коммерческой концессии и договор франчайзинга, суть которого заключается в ведении франчайзи бизнеса «под маской» франчайзера [32, с. 130].	 

В. Н. Евдокимова, учитывая мнение большинства ученых-цивилистов, отмечает идентичную направленность и близости данных видов договоров. Базой для такой точки зрения служит единство сферы применения данных договоров - распространение товаров и услуг с целью доведения до конечного потребителя [18, с. 23]. 	Такие отечественные правоведы, как М. И. Брагинский и В. В. Витрянский [9, с. 990], Е. А. Суханов [46, с. 626], Л. Н. Сенников [41, с. 19] ставят знак равенства между договорами коммерческой концессии и франчайзинга. Схожей позиции придерживается Н. А. Ющенко [51, с. 12], которая обосновывает свое мнение сложившейся стабильной практикой применения данной терминологии как в нашей стране, так и за рубежом. 

А. В.Богданов в своей работе приводит сформулированное в теории положение: при сравнении понятий, соответствующих терминам «коммерческая концессия» и «франчайзинг», при рассмотрении смыслового содержания, содержащегося в каждом из них, становится понятным, что по договору коммерческой концессии даются права, аналогичные тем правам, которые предоставляются по договору франчайзинга [3, с. 3].	 

Есть и другие мнения - некоторые авторы считают, что договор франчайзинга в том его виде, в котором он используется в зарубежных странах, и договор коммерческой концессии, закрепленный Гражданским кодексом Российской Федерации, имеют некоторые различия.	 

А. С. Райников полагает, что легализованное гражданским законодательством понятие «договор коммерческой концессии» не соответствует сущности этого понятия и содержанию гл. 54 ГК РФ, считая, что в данном случае прослеживается подмена понятий, а в российском законодательстве на уровне ГК РФ создан аналог понятия «франчайзинг», наиболее соответствующий по смыслу английскому «franchising [38, с. 7], тем самым, создаются определенные трудности при реализации международных предпринимательских отношений и сложности в понимании сущности данного вида договора. 

Д. Е. Шульга считает, что в толкование понятия «договор коммерческой концессии», приведенного в статье 1027 ГК РФ, включен более широкий спектр договорных отношений, чем франчайзинг [50, с. 154-155]. В поддержку этого мнения выступает также Е. В. Гелашвили, говоря о том, что договор франчайзинга дает франчайзи более широкий комплекс передаваемых по договору исключительных прав, чем договор коммерческой концессии пользователю [12, с. 11]. И. В. Рыкова также не ставит знак равенства между понятиями «коммерческая концессия» и «франчайзинг», в связи с тем, что коммерческая концессия в общепризнанном в международном сообществе понятии франчайзингом не является [40, с. 14]. 

П. Е. Забелин так же утверждает, что договор коммерческой концессии, аналогию с которым в некоторых случаях проводят многие  ученые, франчайзингом не является, несмотря на то, что содержит в себе некоторые его элементы, и что коммерческая концессия выступает аналогом только одного из видов франчайзинга [21, с. 104].	 

Так же отдельные исследователи говорят, что в юридическом смысле, договор франчайзинга и договор коммерческой концессии - два совершенно различных договора, не взирая на то, что в экономическом отношении они имеют общую цель [51, с. 3]. Той же точки зрения придерживаются Е. Н. Васильева и Н. К. Змиренкова.	 

С точки зрения А. А. Еремина вопрос о различии содержания понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг» зависит от экономической обстановки и правопорядка в конкретном государстве, исторических, экономических, политических и правовых условий  развития коммерческих отношений, в связи с чем данные правовые и экономические инструменты отличаются друг от друга [20, с. 129]. 

Подводя итог выше сказанному, можно сделать следующие выводы: 

1. Договор коммерческой концессии сравнительно новый правовой институт для российского гражданского права, который не имеет исторических корней в российской системе права. Система таких отношений перенесена в Россию из США и Англии и нормативно закреплена в гл. 54 ГК РФ «Коммерческая концессия». 	

2. Некоторые ученые-исследователи приравнивают договоры коммерческой концессии и франчайзинга. Другие выделяют следующие различия:	 

- существенные права договором коммерческой концессии предоставляются в меньшем объеме, чем при франчайзинге;	 

- по договору франчайзинга франчайзер предоставляет франчайзи не только свою промышленную и интеллектуальную собственность, но и оказывает ему постоянную организационную, техническую помощь и поддержку в организации и ведении бизнеса, т. е. отношения сторон по данному договору выстроены на льготной, привилегированной основе, которая в договоре коммерческой концессии отсутствует [20, с. 97];	 

- договор коммерческой концессии может совершаться только в сфере распространения товаров изготовителя, в то время как договор франчайзинга может совершаться и в сфере распространения товаров, и в сфере их производства [20, с. 98]. 

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	Глава 2. Анализ содержания отдельных элементов    договора коммерческой концессии и практика его применения

	

	Для того, чтобы понять причины, почему лишь немногие российские хозяйствующие субъекты используют договор коммерческой концессии в своей предпринимательской деятельности, необходимо ознакомиться с положениями действующего гражданского законодательства Российской Федерации, регламентирующими договор коммерческой концессии, изучить точки зрения разных специалистов, анализирующих практические проблемы его применения, а также примеры разрешения судами споров, возникающих по данному договору.

	

	

	2.1 Анализ содержания отдельных элементов договора 

	коммерческой концессии и его практического применения

	

Согласно п. 1 ст. 1027 ГК по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок либо без указания срока право применять в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, который принадлежит правообладателю [1, п. 1 ст. 1027 ГК]. Этот вид договора применяется только в сфере предпринимательской деятельности, следовательно его сторонами могут быть только коммерческие организации, компании и индивидуальные предприниматели [1, п. 3 ст. 1027 ГК]. 	

Предметдоговора коммерческой концессии - комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, включая право на товарный знак, знак обслуживания, объекты исключительных прав, к примеру, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Впредмет договора включают возможность использования деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. Кроме этого туда могут быть включены и исключительные права на изобретения, промышленные образцы, компьютерные программы и многое другое. Исключительными правами или интеллектуальной собственностью являются права на результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть включены в предмет договора коммерческой концессии. 

Под предметом договора коммерческой концессииГ. А. Соколов понимает действия правообладателя, которые он должен совершить для предоставления пользователю права применять комплекс принадлежащих ему исключительных прав, а также действия пользователя по уплате правообладателю предусмотренного в договоре вознаграждения [43, с. 16]. 	

О. А. Городов считает, что предмет договора коммерческой концессии - это совокупность исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в комплексе с коммерческой информацией, деловой репутацией и коммерческим опытом. [15, с. 184]. 

Обобщив сказанное, можно считать, что в предмет договора коммерческой концессии включены: 

- действия правообладателя по передаче пользователю права на применение комплекса исключительных прав;	 

- действия пользователя по применению указанных прав в соответствии с условиями договора. 

Если договор коммерческой концессии носит международный характер, следует учитывать и передачу интеллектуальной собственности - регистрацию в стране пользователя прав на товарный знак, принадлежащий правообладателю, а также защиту передаваемых прав. 	

В ГК РФ не определен исчерпывающий перечень комплекса исключительных прав, которые возможно передать по договору. Этот вопроса предоставлено решать сторонам договора [1, ст. 1027 ГК]. 

Объектом договора коммерческой концессии является комплекс исключительных прав, который принадлежит правообладателю, в отношении которого пользователю предоставлено право его применения. Отдельные исключительные права, которые имеют разное правовое значение,  могут быть разделены на две условные категории. К первой можно отнести исключительные права, без которых договор коммерческой концессии не может считаться заключенным (право на фирменное название либо коммерческое обозначение правообладателя, а также право на охраняемую коммерческую информацию); ко второй категории исключительных прав относят те права, применение которых может быть включено в договор коммерческой концессии, но, договор может считаться заключенным и при отсутствии в нем таких прав (права на товарный знак, знак обслуживания, права патентообладателя и др.). Первая категория исключительных прав - обязательные объектыдоговора коммерческой концессии, вторая – факультативные, т.е. необязательные.	 

Деловая репутация правообладателя, отнесенная к числу личных неимущественных благ (ст. 150 ГК), не предусматривает её передачи либо отчуждения, поэтому она не является отдельным предметом договора. Но, предоставление пользователю права применять фирменное наименование, либо коммерческое обозначение правообладателя, предполагает распространение на такого пользователя и положительной деловой репутации правообладателя, чем и объясняется экономическая выгода приобретения пользователем указанных исключительных прав. Поэтому деловая репутация правообладателя может получить в договоре денежную оценку [9, с. 105] 

Понятие«коммерческий опыт» отсутствует в российском законодательстве. В комментариях к ГК РФ имеются пояснения, в соответствии с которыми под коммерческим опытом понимается документация по организации и ведению предпринимательской деятельности, или в сочетании с коммерческой информацией профессиональное обучение персонала, специальный  инструктаж в течение всего периода деятельности договора по разным аспектам организации хозяйственной деятельности, таких, как управление, создание сети, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, обслуживание клиентуры и т. п., либо результат приобретенных правообладателем знаний и навыков в силу продолжительной работы в определенной сфере предпринимательской деятельности [25, с. 616].

Коммерческое обозначение рассматривается как средство индивидуализации компании. В четвертой части ГК РФ отсутствует его точное определение, несмотря на то, что в неё включена ст. 1538 ГК РФ «Коммерческое обозначение». В данной статье пояснено, что коммерческое обозначение не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному вкл.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44