- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение социально - психологического сопровождение детей с ограниченными возможностями
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K005782 |
Тема: | Изучение социально - психологического сопровождение детей с ограниченными возможностями |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение …............................................................................................................ .3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 1.1.Из истории социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья …...................................................... 7 1.2. Основные понятия исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья, социально-психологическое сопровождение, социально-педагогическая деятельность …..........................................................................16 1.3 Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья …………………………………..….......................30 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 2.1. Организация и методы исследования……………………………………..40 2.2. Реализация программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ …………………………………………………………………….50 2.3. Рекомендации по социально-психологическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..77 ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….80 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время детская инвалидность рассматривается как медицинская проблема, объединена со стойкой неурядицей функций организма, обусловленная верхними и внутренними определяющими факторами, которые могут привести в итоге к социальной дезадаптации. Запутанность феномена инвалидности обусловили многозначность в его оценке в научной литературе и созданию медицинской, социальной, правовой, биопсихосоциальных и социокультурных образцов инвалидности. Перемена понятия «инвалидность» предполагает надобность соотносить различные концепции инвалидности на основе взаимодополняемости, для того чтобы в дальнейшем осмыслить феномен инвалидности в новом виде. Важность рассмотрения проблем социально- психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, определяется в важной категории не только научными задачами, но и надобности практического совершенствования приспособления социальной защиты в нашей стране в современные условия. Социокультурная адаптация - сложный и всесторонний феномен, индивидуальный постоянными трансформациями. Социокультурное приспособление ребенка с ограниченными возможностями проходит в трех звеньях: личность, общество, культура, где постоянно согласовываются запросы и ожидания социальной среды к личности «нетипичного» ребенка. В итоге благополучной социокультурной адаптации инвалид приспосабливает свои установки, действия и требования к реалиям той социальной среды, к которой он привыкает. Достигнутые в результате социокультурной адаптации познания и навыки дети с ограниченными возможностями направят на удовлетворение жизненных интересов, что поможет им стать настоящими членами общества [6, с. 35]. Проблема исследования заключается в сопровождении детей с ограниченными возможностями. Актуальность темы исследования обусловлена наличием следующих противоречий между: актуальностью проблемы социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и существующими условиями их достижения; практикой обучения в школе, ориентированной на передачу учащимся знаний, умений и навыков и необходимостью создания условий, способствующих активизации процессов самосовершенствования, личностного саморазвития учащихся в учебной деятельности; реальной практикой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной специальной психолого-педагогической, методической подготовкой учителей, работающих с ними. Объект исследования: процесс социально - психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования: содержание социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями Цель исследования: изучение социально - психологического сопровождение детей с ограниченными возможностями Гипотеза исследования: Проблема, цель, предмет и объект исследования предопределили следующие задачи исследования: Проанализировать историю социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Изучить основные понятия исследования. Разработать и апробировать программу социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ Подготовить и разработать рекомендации по социально-психологическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Методы исследования: Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические: наблюдение, тестирование, опрос. Метод количественного и качественного анализа эмпирических данных. Теоретико-методологическая основа состоит из теоретических исследований отечественных и зарубежных авторов изучающие: общие проблемы инвалидности, психологические особенности инвалидов (Астапов В.М, Лебединская О.И, Шапиро В.Ю, Жигорева М.В, Зайцев Д. В, Исаев Д.Н); особенности развития детей с различными проблемами здоровья (Бондаренко Б.С, Буянов М.И, Власова Т.А, Маллер А.Р); интеграции детей в общеобразовательную среду (Батова А. В, Бородулина С.Ю, Дубровина И.В, Егорова Т.В, Зайцев Д.В); Сущность и возможности развития и гармонизации образовательной среды с социокультурных позиций (Зайцев Д.В, Ильина О.М, Лапп Е.А, Шипилова Е.В, Тарасов С.В); гуманизация образовательной системы рассматривается через обеспечение помощи нуждающимся в ней детям и их педагогической поддержки (Газман О.С, Мудрик А.В, Шульга Т.И). Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением методик и качественным анализом опытно -экспериментального исследования. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы педагогами, психологами и родителями при работе и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. База исследования: исследование проводилось в Муниципальное Автономное учреждение «Центр профилактики «ДОВЕРИЕ» г. Тобольск Структура выпускной квалификационной работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающей 65 наименований, приложения. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Из истории социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья В любом обществе есть человек, который желает особого внимания к себе. Это люди, имеющие какие-то отклонения от нормы в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди определялись в особую группу, и в обществе, и в государстве складывалось индивидуальное отношение к ним. Однако в различные времена в зависимости от определенных культурно-исторических условий отношение к этим людям было разным: в одних обществах, как, например, в Спарте, оно отличалось крайней суровостью вплоть до их физического уничтожения. Районы крайнего Севера, Древний Рим, в других - было гуманно-сострадательным. Скажу так, что на Руси, люди, страдающие от тяжелых заболеваний и имеющие не безграничные возможности, традиционно являлись объектами покровительства и милосердия. Кроме того, в православном веровании им было уготовлено индивидуальное место. На этих людях был «Промысел божий» [3, с. 71]. В послереволюционной России члены общества наблюдались, прежде всего, как «строители светлого будущего». Ребенок с нарушениями развития не включался в картину счастливой жизни и зачастую исключался из действенной общественной жизни, а его масштаб с обществом определялись через здоровых членов семьи или систему особых закрытых учреждений, и как последствие этого - изолирование больного ребенка и искусственное замалчивание, затрудняемые проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Это повлекло к тому, что весь ряд людей - зачастую одаренных, талантливых - оказался ненужным обществом. На данный момент российское законодательство оказывает помощь людям с ограниченными возможностями по законам и принципам, допущенный во всем мире, которые доказывают не дискриминационное отношение к детям с ОВЗ и призывают мировое объединение создать условия для слияния в общество больных детей, делая для них общие возможности. Начиная с 80-х годов в Соединённых Штатах Америки и в Англии были представлены требования, которые призывали что бы все дети учились вместе, так как в будущем им всем предстоит жить в одном обществе, они должны начиная с детства научиться общаться друг с другом. В этих странах нет определения «инвалид», они называют таких людей: в Соединённых Штатах Америки – «человек с проблемами», в европейских странах - «человек с ограниченными возможностями» [5, с. 71]. В настоящее время проблема отношения к людям с ограниченными возможностями становится все более расширенной на основании такого, что их число, как в мире, так и в нынешней России, имеет схематический сценарий к увеличению. По информационно справочным сведениям ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) детей с ОВЗ насчитывается 2 - 3 % от всей популяции. Этому дают показания многие причины: это и экологические трудные обстоятельства, и излишнее принятие алкоголя и наркотиков и кризисные явления в обществе, которые, как правило связаны со стрессами, и, как ни удивительно, последующее развитие медицинских познаний, в данный момент вылечивают таких больных, которые 50 лет назад все равно погибли бы (операции на сердце у новорожденных детей с тяжелой аритмией сердца). По всем сведениям, норматив детской инвалидности станет возрастать, нам нужно обучиться жить вместе с данными людьми, оказывать поддержку им, но не унижать их достоинства. Сейчас в Рязани 2,5 тыс. детей с ограниченными способностями здоровья. Права лиц детей с ОВЗ показаны в ряде документов ООН: - Всеобщая декларация прав человека(1948); - Декларация о правах инвалидов(1971); - Декларация о правах умственно отсталых лиц(1971); - Конвенция о правах ребенка (1987); - Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Основной закон РФ «О социальной защите инвалидов» приняли в силу 1 января 1996г. Инвалидность в детском возрасте - это состояние выносливой социальной дезадаптации, вызванный постоянными заболеваниями, резко ограничивающими возможность вникания ребенка в адекватный возраст воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи и надзоре. Дети с различными отклонениями в развитии требуют различного подхода, различных методик работы. Среди детей с отклонениями в развитии выделяют следующие группы: глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; с недоразвитием речи; с нарушением опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с первыми признаками шизофрении; невозможностью общения; с ранним аутизмом; дети с соматическими нарушениями в развитии. При этом наследственные изменения встречаются у 8 - 10% детей, количество детей, пострадавших от не слишком благоприятных условий развития колеблется от 20 до 50%. На состояние детей с ограниченными возможностями оказывает ряд обстаятельств: медицинских, психологических, биологических, социальных. Социальный педагог решает проблемы, связанные с социальным фактором. В последнее время формируются учреждения, содействующие реабилитации и адаптации маленького человека в общество - к примеру, центры реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья [16, с. 60]. Основные направления деятельности центров: Диагностическое, психокоррекционное, оздоровительное, учебно-воспитательное, социально-правовое, консультативное, научно-методическое, социально-аналитическое и просветительское. Например, отделение реабилитации детей с ОВЗ в г. Рязани открыто в 2001г. Цели работы: оказание детям с ограниченными возможностями здоровья квалифицированной психолого-педагогической помощи; реализация индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов; оказание помощи семьям детей-инвалидов; Иногда, по заключению медицинской комиссии, такому ребенку лучше организовывать жизнь и воспитываться в преднамеренно школах-интернатах, где он сумеет получать особую медицинскую подержку, с ним будут работать специально подготовленные преподаватели и воспитатели и, что особо важно, он будет находиться в дружественной, комфортабельной среде и не станет отличаться от всех остальных детей. В каждом таком учреждении в необходимом порядке подготовлена должность психолога и социального педагога, которые объединёнными усилиями стараются помочь ребенку. Социальный педагог работает непосредственно с ребенком, оказывая ему: социально-психологическую помощь; работа с семьями (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки); работа с ближайшим окружением (детским садом, школой, больницами, собесом и т.д.). Социальная реабилитация детей с недостатками в развитии обязана носить комплексный характер, включая педагогические, общественные, юридические, лечебно - оздоровительные, психокорректирующие и другие мероприятия. Только такая всеохватывающая реабилитация, с участием в ней команды специалистов и семьи дает возможность интегрировать больного ребенка в общество. Программа реабилитации - это конструктивный порядок процедур, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается, объединено с родителями командой специалистов, состоящей из лечащего врача, социального работника, социального педагога, педагога, психолога. Такой конструктивный порядок разрабатывается персонально для фактически каждого ребенка и его семьи, с учитыванием состояния здоровья и особенностей развития ребенка, а еще потребностей и допустимых возможностей семьи. Программа может разрабатываться на полгода или на более короткие сроки. По прошествии срока, на который была рассчитана программа, социальный педагог встречается с родителями, для того чтобы обговорить достигнутые результаты и скоординировать предстоящею работу. На каждый временный промежуток программы ставится цель, которая разбивается на ряд задач, потому что предстоит работать сразу в нескольких направлениях. Главной и первостепенной назначенной целью всего процесса реабилитации является включение нетипичного ребенка в жизненный путь социума и его реабилитация [17, с. 184]. Данная работа имеет несколько уровней: Первый - микроуровень. На этом уровне реабилитации изучается сам ребенок. Эта работа проводится совместно с медицинским работником и психологом. При этом учитываются возможности включения компенсаторных механизмов самого ребенка (дети без рук). Второй уровень реабилитации - мезоуровень. На данном уровне нетипичный ребенок рассматривается в рамках его социального окружения, семьи, сверстников, школы. Цель мезоуровня - развитие у него коммуникативных навыков, умения и желания общаться с окружающими людьми. Третий уровень - макроуровень. Он предполагает рассмотрение ребенка в рамках всего социума. Основная цель уровня, как и всего процесса реабилитации – включение нетипичного ребенка в социум, его социализация [18, с. 98]. Процесс социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями можно разделить на четыре основных этапа: 1 этап: диагностика ребенка и его ближайшего окружения. Диагностика ребенка – определение уровня его дезадаптации (уровень его развития в соответствии с возрастом, возможности, в том числе и компенсаторные, его реабилитационный потенциал, интересы и желания ребенка) диагностика ближайшего окружения. В первую очередь семьи, потому что у родителей также могут наблюдаться психические расстройства. Выделяют несколько этапов кризиса у родителей: отрицание проблемы; сверх депрессия; поиски путей решения проблемы (здесь может помочь социальный педагог); принятие ситуации и обращение к специалистам; сокращение контактов с окружающими, когда все внимание родителей сосредоточено на ребенке, они надеются на выздоровление, обнаружив, что выздоровление невозможно, переживают сильный стресс, сильнее, чем первый; смирение и принятие ситуации или невроз и уход в болезнь [8, с.113]. Также, социальный педагог обязан продиагностировать отношение родителей к ребенку. Оно может быть конструктивным и деструктивным. Конструктивное отношение к проблеме не ухудшает душевное расстройство ребенка. Главная назначенная цель в таких семьях – поиск путей возмещения имеющихся нарушений. Деструктивное отношение имеет место быть в игнорировании патологии ребенка или акцентуации на ней. Игнорирование проявляется в том случае, когда родители не прилагают усилий или даже препятствуют оздоровлению ребенка, что связано с материальной заинтересованностью или недостаточной информированностью (сельская местность). Акцентуированное отношение к ребенку состоит в том, что образ жизни семьи подчинен болезни, направлен на болезнь, такое отношение со временем передается ребенку. Деструктивное отношение к ребенку может выражаться в негативизме, т.е. отрицательном отношении к нему: очевидном, когда ребенок подвергается жестокому обращению либо скрытом, которое проявляется в эмоциональном отчуждении. Ключевым моментом на первом этапе является диагностика возможностей ребенка, социальный запрос семьи к специалистам и ожидаемый от реабилитационных мероприятий результат. 2 этап: Конкретные шаги и оказание помощи. включение ребенка в реабилитационные мероприятия; включение семьи в коррекционную работу с ребенком; коррекция семейных отношений. На втором этапе ребенку и его семье оказывается конкретная помощь на основе индивидуальной программы, которая составляется при непосредственном участии семьи и всей команды специалистов, работающих с ребенком. Осуществляются комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его положения. Необходимо подключать все возможные виды реабилитации: психологической - воздействие на психическую сферу больного ребенка с целью выработать у ребенка уверенность в собственной полноценности; реабилитация - мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок овладел всеми возможными зунами; социально - экономическая реабилитация - обеспечение ребенка необходимыми материальными возможностями и уверенностью в том, что он является полезным членом общества; профессиональная реабилитация - обучение доступным формам труда, вначале по самообслуживанию [8, с.114]. Ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо включать в трудовую деятельность, применить психотерапевтическое воздействие от совместного труда на общую пользу, которое стимулирует радостное настроение. Важно, чтобы в процессе труда они проявляли свои творческие способности. Для этого их следует учить рисовать, лепить, знакомить с народным творчеством и т.д. Социальный педагог должен работать по предупреждению «социального вывиха» (этот термин ввел Выгодский: «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих») [8, с. 116]. 3 этап: интеграция - расширение круга общения ребенка и его семьи. Подготовка семьи и ребенка к интеграции в детские учреждения, трудовой коллектив. Повышение уровня адаптивности ребенка к негативным тенденциям в обществе. 4 этап: поддержка - реабилитация не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Такой ребенок нуждается в реабилитации на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться. Работа социального педагога включает социальную терапию: исправление, корректировка поведения, предупреждение дисфункций, обеспечение нормального развития, самоутверждения личности [8, с. 118]. Индивидуальная терапия применяется к детям, разрешение проблем которых требует конфиденциальности (тяжелые степени инвалидности и т.п.). Обычно после нескольких индивидуальных занятий ребенок переводится на групповую терапию, которая более эффективна. Групповая терапия - стратегия воздействия, направленная на преодоление эмоциональных нарушений, с использованием групп. Обычно в группах 6 - 8 человек, 90 мин в неделю. Включают: релаксация, разыгрывание ролевых ситуаций, обсуждение анонимных историй болезни и т.д. Семейная терапия - деятельность социального педагога со всеми членами семьи. Трудовая терапия - основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека. Труд в группе облегчает взаимопонимание, снимает состояние напряженности и беспокойства. Терапия самовоспитания включает самоизлучение, самооценку, переоценку собственной личности, самоанализ, выявление индивидуальных психологических барьеров, создание желаемого образа «Я». Дискуссионная терапия - групповое обсуждение переживаний, проблем, трудных ситуаций, наиболее волнующих эту группу детей. Социодрама - разбор конфликтных ситуаций в стихийно организованных сценах. Психодрама - ребенок с ОВЗ разыгрывает различные роли, например, изображая себя в стрессовых ситуациях или играет роли своих антиподов, что дает ему возможность влиять на свои переживания. Игровая терапия - форма психотерапии, использующая для облегчения общения игрушки, с помощью которых они изображают ситуации, конфликты, которые невозможно или трудно вербализовать [18, с. 114]. Согласно от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [3]. «Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью», - поясняется в этом законе. В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов» к детям - инвалидам относятся дети, имеющие «...значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем». Это определение вытекает из современной концепции Всемирной Организации Здравоохранения: поводом для назначения инвалидности являются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации. На всех шагах своего развития человеческое общество проявляло интерес к людям, имеющим те либо другие нарушения физических или психических качеств. Если такие лица оставались без внимания, это становилось тяжким бременем для общества и содействовало благоденствию таких пороков, как криминальная организованность, тунеядство, бродяжничество. В связи с этим у общества появилась необходимая реальность квалифицировать свое отношение к данным лицам, их правовое положение, необходимые формы помощи [22, с. 36]. С формированием общества изменялось не только его отношение к аномальным людям, но и изменялись и аспекты аномальности. Причем на определение рамок «норма-патология» оказывает целый ряд факторов: уровень экономического, политического, морального, религиозного развития общества, состояние науки и культуры, просвещения, здравоохранения и др. В зависимости от уровня формирования общества к людям с различными психофизическими нарушениями предъявлялись верно установленные требования. Есть вид психологической поддержки, нелёгкий, но признательный, который направлен на развитие хотя бы регистрирующего контроля. Это содействует формирование самопонимания и заботы к другим людям, может посодействовать в перестройке мотивов поведения. В ходе этой работы пробуждается самосознание и эмбрион духовности [9, с. 93]. Так, к примеру, в рабовладельческом обществе дети с различными недостатками развития подлежали физическому уничтожению. Сенека писал: «Надо убивать уродов и топить тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Так надо поступать не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового» [7, с. 15]. По свидетельству отечественных и зарубежных учёных, число детей с отклонениями в психофизическом развитии и поведении неуклонно возрастает. Этому способствует целый ряд патологических факторов эндогенного (внутреннего) и экзогенного (внешнего) происхождения: генетические отклонения, отягощённая наследственность, физические и психические травмы, соматические и инфекционные заболевания, дестабилизация общества и отдельных семей [3, с. 270]. 1.2. Основные понятия исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья, социально - психологическое сопровождение, социально-педагогическая деятельность Если рассматривать термин сопровождение - это благодеяние ребенку в обстановке процесса формирования, подразумевающая путь к ребенку, когда ничто не возможно изменить во внутреннем мире воспитанника, исключая интересы, собственное желание. Это определение было опубликовано в статье «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста - Васильевой Галиной Валентиновной». Так же она описывает цель сопровождения, и объясняет его таким образом, что цель состоит не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир ребенка и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с детьми для развития у них рефлексии, умения управлять собой и делать личностное избрание [31, с. 95-97]. Следующее понятие, которое я рассмотрела в своём исследовании это «дети с ограниченными возможностями здоровья». Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, у которых состояние здоровья затрудняет изучению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [23, с. 127 - 132]. Современный воззрение на процесс развития психики изложен в работах психологов Льва Семёновича Выгодского, Сергея Леонидовича Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Исходя на теоретические и экспериментальные изучения, они доказали, что сознание человека, в отличие от этногенеза животного в онтогенезе, имеет свои особенности и условия становления. В ходе развития психики животного, где у главного значения существует две формы умения: видового - передаваемого генетически и индивидуального - приобретаемого на основе научения. В интересах психики ребенка, появляется и начинает играть главную роль особая форма опыта - общественный опыт, выражение в продуктах материального и духовного выполнения, который изучается ребенком на протяжении всего отрочества [21, с. 61]. Использование термина «дети с особенностями развития» основано на отвлечение от человека - от конкретного индивидуума с некоторыми индивидуальностями, принадлежащие только ему, от неординарного человека (тогда как говоря об девиациях отталкиваются от нормы, а понятие нормы в некоторых случаях условно и относительно). Именно эти характеристики, кроме всего сказанного, демонстрируют личностно-ориентированное направление восстановления, при которой индивидуальность может перерасти в неординарность и единственность конкретного индивида. Дети с особенностями в развитии - это дети, имеющие важные девиации от положенного невралгического и физического развития, вызванные нешуточными врожденными или приобретенными изъянами и в силу этого нуждающиеся в специальной атмосфере обучения и развития [22, с. 54]. Понятие «дети с ограниченными возможностями» включает группу лиц, жизнедеятельность которых определяется какими - либо депривациями или отсутствием дееспособности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется преувеличенностью или недостаточностью по сравнению с обычным в действиях или деятельности, может быть временным или постоянным, а также продвигающим и понижающим [41, с. 13]. По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, где состояние здоровья, которых затрудняет освоение образовательных программ вне особенных условиях обучения и воспитания [19, с. 32]. Таким образом, в свойстве необыкновенного, собирательного, используемого в безграничном смысле определения, дающего понятие недостатка физиологической и психической инфраструктуры человека, в настоящее время принято понятие ограничение (возможностей), в англо-американской профессиональной речевой среде - handicap (ограничение, препятствие). Понятие ограничения анализируется с разных взглядов и соответственно по-разному выражается в разных профессиональных кругах, имеющих модальность к человеку с нарушенным развитием: в социологии, медицине, сфере социального права, педагогике, психологии. В аналогии с этим, термин «дети с ограниченными возможностями» позволяет рассматривать данную группу лиц как имеющих функциональные депривации, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, малохарактерного состояния здоровья, вследствие неадаптированной внешней среды к основным нуждам индивида, из - за негативных стандартов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе [5, с. 21]. Дети с аномальными отличиями в развитии оказываются, лишены доступных их здоровым ровесникам каналов обретения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов оценки, дети не могут изучить всё многообразием человеческого навыка, остающегося за пределами сферы досягаемости. Они еще лишены достижимости предметно-практического действия, ограничены в игровой деятельности, что отрицательно сказывается на формировании высших психических функций. Нарушение, изъян развития, вполне, может появиться в один момент в последствии несчастного случая, апатии, а может находиться в реальности и увеличиваться на протяжении длительного отрезка времени, к примеру, при воздействии не крайне благоприятных обстоятельств окружающей среды, на основании длительно приобретенного постоянно прогрессирующей болезни. Недостаток, нарушение имеет все шансы устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении [25, с. 68]. В соответствии с профессиональными подходами к предъявленному предмету и разными основаниями существуют разнообразные классификации. Наиболее известные основания являются следующие: причины нарушений; виды нарушений с дальнейшей конкретизацией их направленности; последствия нарушений, которые проявляются в дальнейшей жизни. Рассматривая классификации А.Р. Маллера, основой которой является характер нарушения, недостатка, различают следующие группы лиц с ограниченными возможностями: глухие; слабослышащие; позднооглохшие; невидящие; слабовидящие; лица с повреждениями функций опорно-двигательного аппарата; лица с нарушенной эмоционально-волевой сферы; лица с нарушением интеллекта; дети с задержкой психического развития (трудно обучаемые); лица с тяжелыми нарушениями речи; лица с глубокими недостатками развития [42,107]. Т.В. Егорова дает более расширенную классификацию, важность которой является группировка показанных выше групп нарушений в связи с ограничениями нарушения в той или иной системе организма: телесные нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение и т.д); нарушения работы мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и т. д.) [19, с. 46]. Сделав вывод по этой классификации, можно с большой вероятностью обозначить социально - значимые потребности того либо другого человека с ограниченными возможностями и направления социальной реабилитации: ориентирование в окружающей физической и общественной среде, физиологическая автономность, возможность различных видов деятельности, вероятность занятости, вероятность общественного слияния и социально-экономической независимости. К ведущим категориям детей, имеющим психическое отклонение, относят: - детей с умственной отсталостью; - детей с внутренними психическими заболеваниями; - детей с реактивными состояниями, конфликтными переживаниями, бессилие; - детей с признаками замедленного психического развития; - детей с признаками неуравновешенности. Перечисленные психические патологии у детей и подростков в зависимости от причин возникновения и тяжести проявления недостатка по-разному смотрятся на развитии социальных взаимоотношений, познавательных вероятностей, рабочей деятельности и по-всякому сказываются на формирование личности [24, с. 19]. Сделав вывод по примерам, некоторые подгруппы переходят из классификации в классификацию, остальные представлены в единичных версиях. В настоящее время более максимально любима и узнаваема классификация отклонений в развитии, представленная В.В. Лебединским. Он выдвинул шесть видов дизонтогенеза: Психическое недоразвитие. Задержанное развитие Поврежденное психическое развитие описывает случаи, при которых ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, нарушенного заболеваниями или травмами. Дифицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Искаженное развитие Дисгармоническое развитие [37, с. 34]. Таким образом, объем различий в развитии детей с ОВЗ безгранично велик: от практически нормально развивающихся, чувствующих краткосрочные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым глубочайшим поражением центральной нервной системы. При этом лишь более выявленный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой категории детей. Базой в организации социально - педагогической работы может стать накопленный опыт работы с конкретными категориями несовершеннолетних. Отдельные проблемы можно идентифицировать первоначально на общем уровне, а затем диагностировать рисунок их индивидуального проявления. Сложность заключается в постоянном изменении как количественных, так и качественных характеристик ситуаций риска, которым подвержены дети и молодежь. Группами несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической поддержке являются дети-инвалиды и одаренные дети, требующие особого отношения и особого подхода [18, с. 49 - 55]. Дети с ограниченными возможностями здоровья. Согласно постановлению Правительства Р....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: