VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение системы управления заемным капиталом предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013992
Тема: Изучение системы управления заемным капиталом предприятия
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
1 Теоретические основы управления заемным капиталом предприятия.	5
1.1 Понятие, цели, задачи формирования заемного капитала, его виды.	5
1.2	Методы анализа и оптимизации структуры заемного капитала.	19
1.3 Современное   состояние   и   проблемы   рынка   заемного   капитала Российской Фелерации .	26
2	Методы управления заемным капиталом с целью повышения финансовой устойчивости ООО «Новотекс» г. Кострома	33
2.1 Современное состояние производственно-финансовой деятельности предприятия	33
2.2 Анализ и оптимизация структуры заемного капитала предприятия.	48
2.3	Разработка предложений по управлению заемным капиталом и оценка их влияния на финансовую устойчивости предприятия.	54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	63
ПРИЛОЖЕНИЯ.	66





                                    

		
ВВЕДЕНИЕ

     Основу деятельности любого бизнеса составляет собственный капитал компании, но так же присутствует необходимость в заемных средствах.
     Заемный капитал, который используется в компании, определяет ее совокупные обязательства перед другими юридическими или физическими лицами. 
     Управление заемными средствами важно как для больших компаний, где оборотные средства составляют более половины ее активов, так и для небольших, у которых главный источник финансирования - это краткосрочные обязательства.
     Актуальность данной темы заключается в том, что на предприятиях объем заемных средств намного превышает объем собственного капитала. В связи с этим возникает необходимость управления и эффективного использования заемного капитала, что является одним из важнейших функций финансового менеджмента. Решения, принимаемые в этой области, должны обеспечивать достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности.
     Целью квалификационной работы является изучение системы управления заемным капиталом предприятия. 
     Задачи квалификационной работы заключаются в:
- формулировании понятия, цели и задачи формирования заемного капитала;
- изучении методов анализа и оптимизации структуры заемного капитала;
- изучении современного состояния и проблем рынка заемного капитала;
- исследовании современного состояния производственно-финансовой деятельности предприятия;
- проведении анализа и оптимизация структуры заемного капитала предприятия;
- формулировании предложений по управлению заемным капиталом и оценка их влияния на финансовую устойчивость предприятия.
     Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, официальные инструктивно-методические материалы, публикации в периодической печати и источники сети Интернет.
     Источниками данных для квалификационной работы являются учебная литература, статьи авторов в периодической печати, электронные ресурсы, бухгалтерская отчетность предприятия.
     Для данной квалификационной работы методической основой стали: математические и статистические методы, методы сравнений и метод обобщений.
     Объектом исследования выступает общество с ограниченной ответственностью «Новотекс».
     Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие при создании и формировании заемного капитала.
     Структура работы состоит из титульного листа, задания на ВКР,  оглавления, введения, основной части (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников, приложений, рецензии
     















 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

 Понятие, цели, задачи формирования заемного капитала, его виды

     Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет собственного и заемного капитала. В буквальном смысле слово «капитал» означает главный, основной, т. е. главная сумма. Капитал - это имущество, товары, активы в совокупности, которые используются для дальнейшего обогащения. При рассмотрении данной темы под капиталом следует понимать ресурсы, которые используются для производства товаров или оказании услуг. Функционирование любого предприятия происходит с использованием этого капитала, но при недостаче собственных средств, предприятию приходится привлекать их из других организации. Их называют заемным капиталом.
     Ковалёв В.В. считает, что заёмный капитал - это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности [6]. Заемный капитал - это денежные средства, полученные в виде долгового обязательства. Главное его отличие от собственного капитала - наличие конечного срока и безоговорочный возврат суммы. По мнению Борисова А. Б., заемный капитал - капитал, образуемый за счет получения кредитов, выпуска и продажи облигаций, получения средств по другим видам денежных обязательств. Рассмотрев работы разных авторов, я пришел к мнению, что понятия заемного капитала не сильно отличаются друг от друга.
     В сегодняшний день можно привести много вариантов к понятию «заемный капитал». В частности, это связано с особенностями сферы его использования.
     По мнению Колчиной Н.В., к ним относятся долгосрочные кредиты коммерческих банков, приобретение основных средств на основе финансового лизинга и инвестиционный налоговый кредит.
     Все эти понятия указывают на то, что заемный капитал, прежде всего, характеризует объем обязательств организации. С появлением обязательств, появляется их срок погашения.
     Заемный капитал может использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов, так и для формирования краткосрочных финансовых средств в каждый производственный цикл [4].
     Предприятиям часто приходится брать дополнительные денежные средства в долг, исходя из того, что без денег они просто не смогут вести свою деятельность, то есть по мере развития организации возникает потребность в привлечении заемных средств. Привлечение заемных средств является фактором успешного функционирования предприятия, может свидетельствовать о доверии кредиторов и повысить рентабельность собственных средств. Для характеристики эффективности управленческих финансовых решении нужно учитывать величину и эффективность использования заемных средств. Величина заемных средств связана с источником привлечения заемного капитала, а эффективность их использования зависит от изначально поставленной цели привлечения заемного капитала [5].
     Источники финансирования деятельности предприятия определяют формы привлечения заемных средств. Формы привлечения заемных средств весьма многообразны. Среди них можно выделить наиболее крупные группы, такие как банковские кредиты, займы не кредитных учреждении (коммерческие кредиты), корпоративные облигации.
     Банковский кредит в настоящее время является основным источником финансирования заемных средств. В последние годы кредитованием предприятии занимаются не только отечественные, но и зарубежные банки.
     Существуют различные формы банковского кредита, их можно представить в виде рисунка 1.

Рисунок 1 - Формы банковских кредитов по Буряковскому В. В. [3]

     Банковский кредит - это основная форма кредита, при которой денежные средства во временное пользование предоставляются банками [3].
     Бланковый кредит. Как правило, этот кредит предоставляется банком, который осуществляет расчетно-кассовые операции предприятия. Вариантами данного кредита выступают:
1) краткосрочный кредит на временные нужды, предоставляется на целевой основе на срок до 1 года;
2) сезонный кредит, предоставляется для обеспечения сезонного возрастания в оборотных средствах;
     Контокоррентный кредит. При данной форме кредита банк открывает контокоррентный счет предприятия, где учитываются как кредитные, так и расчетные операции. Предприятие использует данный кредит в соответствии со своими текущими потребностями. В европейских странах (Великобритания) разновидностью контокоррентного кредита является овердрафт;
     Открытие кредитной линии. Такая форма кредита представляет собой соглашение между предприятием и банком об использовании в течение обусловленного срока и на определенных условиях кредита, предельная сумма которого заранее оговаривается. Кредитная линия в большинстве случаев является краткосрочной. Её особенностью является то, что при ухудшении состояния предприятия, банк может аннулировать соглашение;
     Ломбардный кредит. Это краткосрочный кредит, которое предприятие получает, закладывая свои высоколиквидные активы (ценных бумаг, требований, иных аналогичных активов);
     Ипотечный кредит. Долгосрочный кредит, при котором предприятия закладывают свои внеоборотные активы в материальной форме или весь имущественный комплекс. При этом заложенное в банке имущество продолжает использоваться предприятием;
     Ролловерный кредит. Как пишет В. В. Буряковский, данный кредит представляет собой одну из форм долгосрочного банковского кредита с периодически пересматриваемой процентной ставкой (т. е. с перманентным «перекредитованием» в связи с изменением конъюнктуры финансового рынка). В европейской практике предоставления ролловерных кредитов пересмотр процентной ставки осуществляется один раз в квартал или полугодие (в условиях высокой инфляции периодичность пересмотра процентных ставок может быть более частой) [3];
     Консорциальный кредит. Иногда предоставляющие кредит банки из-за различных причин не могут удовлетворить высокую потребность предприятия-клиента в кредите. В этом случае они привлекают в дело другие банки. После заключения с предприятием кредитного договора банк аккумулирует средства других банков и передает их заемщику, соответственно распределяя проценты. За организацию консорциального кредита ведущий банк получает определенное комиссионное вознаграждение;
     Прочие формы кредита. В составе этих форм можно отметить финансовый лизинг, кредит под уступку обязательств дебиторов (банковский учет векселей, факторинг, форфейтинг, овальный кредит (в форме поручительства и оплаты банком обязательств предприятий-клиентов) и другие [3].
     Следом за банковским кредитом все большее распространение на практике получает коммерческий кредит. Он предоставляется по товарным операциям в форме отсрочки платежа. Особо важную роль коммерческий кредит играет при осуществлении предприятием внешнеэкономических операции. В современной практике В. В Буряковский выделяет следующие формы коммерческих кредитов (рис. 2):


Рисунок 2 - Формы коммерческого кредита [3]

     Кредит с оформлением векселя. Данная форма кредита получила широкое распространение в странах с рыночной экономикой. Она сокращает потребность в денежных средствах и способствует смягчению последствий кризиса платежного оборота. Для предприятии данная форма кредита стимулирует ускорение оборота капитала;
     Кредит по открытому счету. Он используется между постоянными контрагентами при многократных поставках заранее согласованного ассортимента продукции мелкими партиями (например, при поставках между оптовыми продавцами и потребителями продукции). В этом случае продавец относит стоимость отгруженной продукции на дебет счета, открытого покупателю, который погашает свою задолженность в обусловленные договором сроки [3];
     Кредит в форме аванса покупателя. Суть данного кредита заключается в том, что покупатель перечисляет сумму до получения продукции, услуг в виде полной или частичной предоплаты. Эта форма также широко применяется на практике;
     Кредит в форме консигнации. Эту форму кредита Буряковский объясняет так: «Консигнационная операция представляет собой скрытую форму коммерческого кредита. Она представляет собой одну из форм комиссионных торговых операций, при которой консигнант дает поручение на совершение сделок по продаже товаров со своих (обычно арендуемых) складов, размещенных в другой стране или в свободной экономической зоне, а консигнатор принимает и исполняет это поручение, заключая сделки по продаже товаров с этого склада (обычно сдаваемого им в аренду консигнатору) от своего имени, но за счет консигнанта. Расчеты с консигнантом осуществляются лишь после того, как поставленные товары проданы. Кредитование в форме консигнации широко практикуется отечественными торговыми предприятиями в их внешнеэкономических операциях (в этом случае коммерческий кредит носит для предприятий-консигнаторов самый безопасный в финансовом отношении характер) [3].
     Наряду с банковским и коммерческим кредитами, существует еще и корпоративные облигации, которые составляют основу формирования заемного капитала.
     Корпоративная облигация - это ценная бумага, выпускаемая юридическими лицами для финансирования своей деятельности. Обычно она является долгосрочным долговым документом со сроком погашения более года [11].
     Облигации могут выпускаться предприятиями, созданными в форме акционерных или других видов хозяйственных обществ. Акционерные предприятия могут выпускать облигации на сумму не более 25% от размера их уставного фонда и только после того, как полностью оплачены все выпущенные акции. Решение о выпуске облигаций предприятие принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития.
     Заемные средства привлекаются организацией на строго целевой основе. Правильно установленная цель является основным фактором эффективного использования этих средств. Заемный капитал может формироваться для следующих целей:
- пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;
- обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;
- формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация);
- обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;
- другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах [1].
     Целью управления заемным капиталом предприятия является определение наиболее рационального источника его заимствования, способствующего повышению стоимости собственного капитала предприятия [22].
     Задачами управления заемным капиталом являются:
- обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов фирмы;
- формирование оптимальной структуры капитала с позиций эффективного его функционирования;
- минимизация затрат по формированию капитала из различных источников;
- эффективное использование капитала в процессе хозяйственной деятельности фирмы.
     Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями организации на различных этапах её развития [8].
     Процесс формирования заемных средств организацией включает следующие основные этапы:
     1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств организацией, а также оценка эффективности их использования [23].
     На первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов организации.
     На втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых организацией.
     На третьем этапе анализа определяется соотношение объемов используемых организацией заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств организации и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.
     На четвертом этапе анализа изучается состав конкретных кредиторов организации и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов.
     На пятом этапе анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм в организации. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств в организации.
     2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются организацией на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования.
     Основными целями привлечения заемных средств организацией являются:
а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов;
б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов;
в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. (Цель - необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов организации (новое строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.)
г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников (выдача ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство).
     3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:
а) предельным эффектом финансового левериджа. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
6) обеспечением достаточной финансовой устойчивости организации. Она должна оцениваться не только с позиций самой организации, но и с позиций возможных его кредиторов. С учетом этих требований организация устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.
     4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей организации в заемном капитале.
     5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящей периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов. На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств [14].
     Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода: а) срок полезного использования; б) льготный (грационный) период; в) срок погашения.
а) срок полезного использования - это период времени, в течение которого организация непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности;
б) льготный (грационный) период - это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
в) срок погашения - это период времени, а течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одновременно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течении периода времени по предусмотренному графику.
     Расчет полного срока использования заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей их использования.
     Средний срок использования заемных средств представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии. Он определяется по формуле (1):
  ,                                           (1)                     
где,  ССз - средний срок использования заемных средств;
        СПз - срок полезного использования заемных средств;
        ЛП - льготный (грационный) период;
        ПП - срок погашения.

     Определение форм привлечения заемных средств. Выбор форм привлечения заемных средств организацией осуществляет исходя из целей и специфики хозяйственной деятельности (финансовый кредит, коммерческий кредит).
     Определение состава основных кредиторов организации. Основными кредиторами являются постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.
     Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших относятся: срок предоставления кредита, ставка процента за кредит, условия выплаты суммы процента, прочие условия, связанные с получением кредита.
     Срок предоставления кредита является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения.
     Ставка процента за кредит характеризуется тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.
     По применяемым формам различают процентную ставку (для наращения суммы долга) и учетную ставку (для дисконтирования суммы долга).
     По применяемым видам различают:
- фиксированную ставку процента (устанавливаемую на весь срок кредита);
- плавающую ставку процента (с периодическим пересмотром ее размера в зависимости от изменения учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры финансового рынка).
     Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении
     Условия выплаты суммы процента характеризуются порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводится к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплате суммы процента равномерными частями; выплате всей суммы процента в момент уплаты суммы основного долга (при погашении кредита).
     Прочие условия, связанные с получением кредита, могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.
     Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.
     Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.
     Подробно рассмотрев основные виды и формы собственного и заемного капитала, этапы их формирования необходимо рассмотреть основные принципы их формирования.
     Применение как собственного, так и заемного капитала имеет для организации положительные и отрицательные стороны, представленные в таблице 1.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Таблица 1  - Преимущества и недостатки применения собственного и заемного капитала

Преимущества
Недостатки
Собственный капитал (акционерный)
 
 Не предполагает обязательных выплат
 Гибкость выхода из бизнеса
 Обеспечение финансовои? устои?чивости, платежеспособности
 Положительный имидж
 Ограниченность объема привлечения
 Высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками
 Неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемного капитала
 Право участия в управлении
 Сложность организации
Заемный капитал
 Широкие возможности привлечения
 Обеспечение роста финансового потенциала
 Возможность поднять рентабельность собственного капитала
 Фиксированная стоимость и срок
 Размер платы не зависит от дохода организации
 Плата за использование уменьшает налогооблагаемую базу
 Отсутствие права на управление
 Рост финансового риска
 Обязательность выплат
 Зависимость от колебании? коньюктуры фондового рынка
 Сложность процедуры привлечения
 Ограничивающие условия
 Наличие требований к обеспечению
 Ограничения по срокам и объемам
 Рост заемного капитала приводит к снижению финансовой устойчивости, как одного из критериев кредитоспособности
     
     Таким образом, заемный капитал представляет собой денежные средства, которые получены в виде долгового денежного обязательства, а также имеют срок окончания их использования и подлежит возврату, в качестве уплаты за использование заемного капитала, предусмотрено, чаще всего, начисление процентов на сумму заемных средств в пользу кредитора.
     Предприятие используют заемный капитал для дополнительного финансирования своей деятельности, для того, чтобы увеличить объемы продаж, расширения производства. Но для того, чтобы финансировать свою деятельности с помощью заемных средств необходимо осуществить анализ использования заемного капитала, чтобы определить его целесообразность. 
 Методы анализа и оптимизации структуры заемного капитала 
     При получении кредитных ресурсов очень важна оценка эффективности их использования и рациональности привлечения. Для этого используется система показателей, которые объединены в три группы: эффективность использования, движение заемного капитала, финансовая устойчивость [25].
     Для того чтобы осуществить анализ заемных средств необходимо воспользоваться источниками, источниками данных для анализа заемных средств является, в первую очередь, бухгалтерская отчетность [9].
     Бухгалтерская отчетность подразделена на следующие формы:
- форма № 1 "Бухгалтерский баланс"
- форма № 2 "Отчет о финансовых результатах" 
- форма № 3 "Отчет об изменении капитала" 
- форма № 4 "Отчет о движении денежных средств»
- форма № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу"
     Информация о заемных средствах предприятия (о динамике и составе) отображена в первой форме бухгалтерского баланса в четвертом и пятом разделах. Существуют следующие методы проведения анализа заемного капитала: 
- вертикальный (структурный) анализ;
- горизонтальный (временный);
- относительных показателей;
- сравнительный анализ;
- факторный анализ;
- графический анализ.
     При использовании заемных средств необходимо провести оценку эффективности их использования. Для этого следует рассчитать ряд показателей. Рассмотрим основные коэффициенты эффективности использования заемных средств (таблица 2).

Таблица 2  – Система основных показателей для оценки заемного капитала

  Показатель
  Расчет
  Критерии оценки
  Характеристика
  1
  2
  3
  4
Коэффициент оборачиваемости заемного капитала
  
  Коб = N/ЗК
  где N - сумма оборота по заемному капиталу; 
  ЗК- средняя величина заемныхсредств
  
  Анализируется в динамике
  С помощью данного показателя можно рассчитать оборачиваемость заемного капитала, т.е. интенсивность использования, который показывает, сколько оборотов за определенный период совершает заемный капитал
Средний период использования заемного капитала
  Писп = (ЗК * Д)/ N
  где Д - количество дней в анализируемом периоде
  Анализируется в динамике
  Показывает продолжительность одного оборота заемного капитала в днях.

Средняя стоимость использования заемного капитала
  
  СР = ФИ/ЗК
  где ФИ - финансовые издержки по использова-нию заемных средств
  Анализируется в динамике
  Отражает стоимость привлечения одного рубля заемных средств, возможен расчет по отдельным элементам заемного капитала
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (коэффициент финансового ле- верйджа)
  
  Кзс = ЗК/СК
  где СК- собственный капитал (на отчетную дату)
  
  <1
  Отражает, сколько заемных средств приходится на 1 рубль собственного капитала. Высокий уровень коэффициента (> 1) свидетельствует о рискованности финансовой политики по привлечению заемных источников
Эффект финансового рычага
  
  
ЭФР = (1 – Сн) * (ЭР – СР)*ЗК/СК
  где Сн - ставка налога на прибыль в долях единицы;
  ЭР- экономическая рентабельность активов (частное от деления прибыли до налогообложения плюс финансовые издержки на среднюю величину совокупных активов);
  ЗК- средняя величина заемного капитала;
  СК- средняя величина собственного капитала
  >0
  
  
  Отражает эффективность привлечения заемного капитала или прирост рентабельности собственного капитала за счет использования заемного капитала

1
2
3
4
Коэффициент
  финансовой
  зависимости
  Кфз = ЗК/СВК
  где ЗК- заемный капитал (на отчетную дату);
  СВК -  совокупный капитал (на отчетную дату)
  0,4-0,5
  
  
  Отражает долю заемного капитала в общей сумме источников финансирования






	




     Если после расчетов приведенных коэффициентов выявлено что заемный капитал использовался нерационально, это привело к чрезмерному повышению дебиторской задолженности, покрытие нерациональных расходов, финансирование излишних товарно-материальных ценностей, чрезмерное отвлечение средств в дебиторскую задолженность, сокращение масштабов деятельности и убыточность работы предприятия. Таким образом, необходимо сократить объем заемного капитала [15].
     Структура капитала - это соотношение экономико-стоимостных характеристик различных видов активов организации. 
     Оптимальная структура – это такое соотношение собственных и заемных средств предприятия, которое обеспечивает самую эффективную пропорциональность между коэффициентом финансовой рентабельности и коэффициентом финансовой устойчивости. 
          Оптимизация структуры капитала предприятия осуществляется различными методами:
          1. Метод оптимизации структуры капитала по критерию политики финансирования активов. Этот метод основан на дифференцированном выборе источников финансирования различных составных частей активов предприятия.
В этих целях все активы предприятия подразделяются на такие три группы:
а) внеоборотные активы;
б) постоянная часть оборотных активов (неизменная часть их размера, не зависящая от сезонных и других циклических особенностей производственно-коммерческой деятельности);
в) переменная часть оборотных активов (варьирующая их часть, определяемая сезонным или другим циклическим возрастанием объема производственно-коммерческой деятельности).
          2. Метод оптимизации структуры капитала по критерию его стоимости. Стоимость капитала дифференцируется в зависимости от источников его формирования. В процессе оптимизации структуры капитала по этому критерию исходят из возможностей минимизации средневзвешенной стоимости капитала.
          3. Метод оптимизации структуры капитала по критерию эффекта финансового левериджа. Этот эффект заключается в повышении рентабельности собственного капитала при увеличении удельного веса заемного капитала в общей его сумме до определенных пределов.
     
     Существуют следующие этапы процесса оптимизации структуры капитала [18]:
- анализ капитала предприятия;
- оценка основных факторов, которые определяют формирование структуры капитала;
- оптимизация структуры капитала по критерию максимизации уровня финансовой рентабельности;
- оптимизация капитала по критерию минимизации стоимости капитала;
- оптимизация структуры капитала по критерию минимизации уровня финансовых рисков.
     Рассмотрим каждый этап подробнее.
     Основной целью анализа капитала организации является выявление тенденций динамики объема и состава капитала в планируемом периоде и их влияния на финансовую устойчивость и эффективность использования капитала
В процессе анализа:
- рассматривается изменение общего объема и основных составных элементов капитала;
- определяется соотношение собственного и заемного капитала;
- изучается соотношение долгосрочных и краткосрочных финансовых обязательств;
- определяется размер просроченных финансовых обязательств и их причины;
- рассматривается система коэффициентов финансовой устойчивости предприятия;
- оценивается эффективность использования капитала и его элементов.
     К оценке основных факторов, которые определяют формирование структуры капитала:
- отраслевые особенности операционной деятельности предприятия;
- отношение кредиторов к предприятию;
- стадия жизненного цикла предприятия;
- конъюнктура товарного рынка;
- уровень концентрации собственного капитала.
     Для проведения оптимизационных расчетов структуры капитала используется механизм финансового левериджа. Оптимизация  структуры капитала по критерию минимизации его стоимости основан  на  оценке  стоимости  собственного и заемного капитала предприятия при разных условиях его привлечения [16].
     Предельные   границы максимально  рентабельной и  минимальная  рискованной  структуры  капитала  позволяют определить поле выбора конкретных его значений на плановый период. В процессе этого выбора учитываются факторы, которые характеризуют индивидуальные особенности деятельности данного предприятия.  Решение по данному вопросу позволяет сформировать на плановый период показатель "целевой структуры капитала", в соответствии с ним будет осуществляться последующей его формирование на предприятии путем привлечения финансовых» средств из соответствующих источников.
     Базовые принципы управления и оптимизации структуры капитала:
- структура финансирования предприятия д.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44