VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение правового статуса руководителя оперативного подразделения органов внутренних дел

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010190
Тема: Изучение правового статуса руководителя оперативного подразделения органов внутренних дел
Содержание
     СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ

     Глава 1. Правовое положение руководителя оперативного подразделения ОВД, как субъекта оперативно-розыскных мероприятий

     § 1. Содержание правового статуса руководителя оперативного подразделения при проведении оперативно-розыскных мероприятий

     § 2. Современное состояние правового регулирования статуса руководителя оперативного подразделения при проведении оперативно-розыскных мероприятий 

     Глава 2. Полномочия руководителя оперативного подразделения ОВД, при проведении оперативно-розыскных мероприятий 

     § 1. Права и обязанности руководителя оперативного подразделения ОВД

     § 2. Организационная и тактическая самостоятельность руководителя оперативного подразделения ОВД, при проведении оперативно-розыскных мероприятий

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность темы исследования состоит в том, что в современном обществе уровень преступности остается достаточно высоким. Преступность укореняется, используя все больше средств и методов, информационные системы и современные технологии. 
     Раскрытие преступлений является одной из наиболее важных задач, стоящих перед органами внутренних дел. Оперативные сотрудники ежедневно выполняют задачи, связанные с борьбой с преступностью и выявлением, раскрытием преступлений. Руководство оперативным подразделением играет не маловажную роль.
     Как никогда выросла потребность соответствующего оперативной обстановке законодательства и специалистов, способных решать поставленные государством задачи по борьбе с преступностью на высокопрофессиональном уровне. По этому поводу Президент Российской Федерации В.В. Путин еще в 2005 году отметил: «Организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов»1. Тем не менее, спустя 12 лет, большинство из проблем оперативно-розыскной деятельности остаются нерешенными.
     Общеизвестно, что центральным звеном правовой основы оперативно-розыскной деятельности выступает ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Присутствие в нем системных проблем и необходимость существенного изменения норм оперативно-розыскного законодательства весьма наглядно продемонстрирована в трудах многих ученых в области оперативно-розыскной деятельности. Отдельные авторы упоминают в работах и недостатки, связанные с регулированием прав и обязанностей должностных лиц субъектов ОРД. Однако полномочия субъектов ОРД так и остаются не урегулированными в отечественном законодательстве.
     По единодушному мнению ученых и правоприменителей, действующие оперативно-розыскное законодательство и подзаконные акты, в том числе в этой части, не в полной мере отвечает современным потребностям практики борьбы с преступностью и нуждаются в дальнейшем совершенствовании, поэтому тема дипломного исследования представляется актуальной и требует тщательного рассмотрения.
     Ведомственные правовые акты также не определяют комплексно права и обязанности руководителей оперативных подразделений, даже несмотря на то, что его роль в организации оперативно-розыскной работы на местах является ключевой и отсутствие правового регулирования в данной части порождает множество прикладных и научно-теоретических проблем.
     Степень разработанности темы исследования. В ходе подготовки дипломной работы мной были исследованы работы ученых  в области общей теории оперативно-розыскной деятельности: Б.Е. Богданова, И.А. Климова, И.П. Козаченко, А.Г. Лекаря, В.А. Лукашова, Е.В. Токарева и др.
     Правовое положение сотрудников органов внутренних дел в целом и оперативных сотрудников в частности было предметом исследования в работах А.И. Адаева, В.М. Богданова, В.В. Волкова, А.Т. Иваницкого, В.Р. Келиха, В.Я. Кикотя, В.Ф. Луговика, С.М. Луговича, B.C. Олейникова, M.B. Пряхиной, А.Г. Шестакова.
     Объект и предмет исследования. Объектом исследования является общественные отношения, возникающие с участием руководителя оперативного подразделения.
     Предметом исследования являются правовые и организационные вопросы деятельности руководителя оперативного подразделения органов внутренних дел.
     Цель и задачи исследования. Целью исследования является детальное изучение правового статуса руководителя оперативного подразделения органов внутренних дел, выявление пробелов правового регулирования и формулирование предложений по их устранению.
     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
     - определить содержание правового статуса руководителя оперативного подразделения при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
     - рассмотреть современное состояние правового регулирования статуса руководителя оперативного подразделения при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
     - изучить права и обязанности руководителя оперативного подразделения ОВД
     - определить в чем состоит организационная и тактическая самостоятельность руководителя оперативного подразделения ОВД при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
     Методологическую основу исследования составляют диалектический метод научного познания, общенаучные и частнонаучные методы познания действительности: логический, статистический, системно-структурный, сравнительно-правовой.
     Нормативную правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», нормативно-правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также обзоры следственной и судебной практики.
     Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения, списка использованных источников.
     Дипломная работа подготовлена в соответствии с приказом начальника Омской академии МВД России от 29 апреля 2016 г. № 193.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ОПЕРАТИВНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОВД, КАК СУБЪЕКТА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
     
     § 1. Содержание правового статуса руководителя оперативного подразделения при проведении оперативно-розыскных мероприятий
     
     Целью данного параграфа является анализ правового статуса руководителя оперативного подразделения.
     Прежде чем приступить к изучению содержания правового статуса руководителя оперативного подразделения органов внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий, необходимо разобраться с тем, что понимается под «правовым статусом» и определить правовой статус сотрудника органов внутренних дел как основу статуса руководителя оперативного подразделения ОВД.
     Понятие «статус» является многоаспектным. В целях правильного понимания смысла понятия используемого одновременно несколькими науками, необходимо уяснить этимологию используемого термина.
     Лингвистический анализ термина «статус» не представляется сложным. Слово «статус» означает сложившееся состояние, положение (книжн.)2. В свою очередь положение понимается как место, роль кого-нибудь в общественной жизни, в коллективе, в семье3. С помощью этого понятия описываются многие научные категории, что свидетельствует о его важности в научном описании бытия.
     Науки общественного цикла используют термин «статус» исключительно для описания характеристик субъектов, вовлеченных в исследуемое явление. С позиции социологии исследуемый термин рассматривается как «положение личности в системе социальных отношений». Социологи подчеркивают, что статус «представляет собой фактор, достаточно часто решающим образом определяющий характер взаимооценки и личностного видения друг друга людьми как на уровне внутригруппового, так и на уровне межгруппового взаимодействия»4.
     В правовой науке термин «статус» используется для характеристики разнообразных правовых категорий. При этом следует отметить, что само это понятие является слабо исследованным с точки зрения понимания присущих ему признаков и его юридической конструкции. Между тем, данная категория используется правоведами при исследовании правовой системы, законности, сущности права и государства, правовых состояний, правовой культуры и т.д. Изучение права начинается с определения места и роли занимаемой в нем человеком. Категория субъекта, является центральной в правовой науке. При этом, нельзя исследовать место и роль человека и других субъектов в правовой системе, не определив их статус по отношению друг к другу.
     Правовой статус является разновидностью социального статуса, а, следовательно, ему присущи все существенные характеристики последнего:
     а)	исследование статуса происходит через призму личности - его носителями могут быть исключительно субъекты социальных отношений;
     б)	описание статуса применительно к системе социальных отношений происходит посредством раскрытия его сути через взаимовосприятие субъектами их прав и обязанностей.
     С точки зрения нормативного подхода к пониманию права, правила поведения, устанавливаются с целью упорядочения отношений и связей между субъектами (человеком, юридическими лицами, государственными органами и т.д.), то есть само понятие «правила поведения» означает существование определенных связей между субъектами. Вступая друг с другом в юридические связи, субъекты права подчиняются тем правилам, которые были  санкционированы государством. Нужно отметить, что правоотношения и юридические связи всегда имеет место относительно субъектов права. Говоря по простому, понимание правового статуса сводится к положению субъекта в юридических связях, в соответствии с правилами поведения которые устанавливает государство, по отношению к другим субъектам, принимающих участие в данных связях.
     Правовой статус представляет собой отдельный элемент правовой системы. Н.И. Матузов, в предлагаемом им перечне элементов правовой системы, в качестве самостоятельного элемента выделяет правовой статус5. Указание на статус, как на самостоятельный элемент правовой системы общества, является существенным фактором в изучении данного правового явления. Однако, рассмотрение правовой системы с точки зрения «единства закономерно расположенных и состоящих во взаимосвязи частей»6 нереально  без уяснения статусов носителей правовых предписаний, делающих эту систему «живой»7.
     Выделение правового статуса, в качестве самостоятельного элемента правовой системы солидарен С.А. Комаров. Он указывает на статус, как на «специфический феномен», который в числе остальных образует круговорот функционирования системы8.
     Субъекты права, никогда не находятся в статике, а именно изменяются их характеристики, они вступают в различные правоотношения, изменяется содержание их прав и обязанностей. Право существует с целью,  упорядочить систему отношений субъектов, а не остановить их правовую реализацию. В этой связи однако, сложно выделить общие и частные характеристики субъектов правоотношений и юридических связей. По этой причине, необходимо выделение наиболее устойчивых характеристик процессе активной динамики прав и обязанностей, но и состоянии правового покоя. Указанные характеристики объединяются в понятие «правовой статус», который представляет собой законодательно закрепленный комплекс признаков субъектов права, позволяющий определить положение рассматриваемых субъектов относительно друг друга в правоотношениях и юридических связях существующих в государстве.
     Интересной позиции придерживается известный ученый-теоретик С.С. Алексеев. Ученый констатирует, что содержанием правового статуса является правовое положение субъекта, отражающее его «фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством»9. Рассматривая качественные преобразования правового статуса в процессе реализации прав и обязанностей входящих в его структуру на примере статуса должностного лица, данный ученый подчеркивает, что в процессе реализации правомочий, субъект приобретает права, которые не принадлежали ему изначально и тем самым, изменяет содержание своего статуса. Динамический характер статуса, заключается в изменении состава и содержания уже существующих прав и обязанностей.
     Таким образом, анализ юридической доктрины показывает, что под правовым статусом следует понимать совокупность прав и обязанностей субъектов. Сложность исследуемой категории обуславливает ее понимание учеными не с точки зрения присущих ей признаков, а с позиции исследования отдельных элементов ее юридической конструкции.
     Правовой статус сотрудника органов внутренних дел является более широким понятием по отношению к правовому статусу руководителя оперативного подразделения, в связи, с чем необходимо проанализировать отдельные аспекты его формирования.
     Термин «сотрудник», как правило, имеет два значения:
     1)	тот, кто работает вместе, соучастник в трудах, помощник в деле, сотоварищ по деловым вопросам;
     2)	название представителя профессионального сообщества работников и некоторых специальностей (например, научный сотрудник) или вообще служащих как представителей особой категории работников. Применительно к статье 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Далее, – Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел») термин «сотрудник» используется во втором значении. Кроме того, Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел», также изменил и саму концепцию определения понятия «сотрудник органов внутренних дел».
     Так, если раньше смыслообразующее содержание рассматриваемого понятия строилось посредством привязки к таким ключевым элементам, как: нахождение на должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, в том числе, нахождение в кадрах МВД России и наличие специального звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, то в соответствии с этим Законом в данное понятие добавился еще один элемент - взятие гражданином на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел: «Сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава» (ч.1 ст. 10)10.
     Впервые на уровне Закона специально закрепляются основы правового регулирования статуса сотрудника органов внутренних дел, включающие в себя:
     1)	Федеральный закон «О службе в органах внутренних»;
     2)	федеральные законы, регулирующие особенности прохождения службы в органах внутренних дел (ч. 3 ст. 10).
     Необходимо отметить в позитивном плане более четкую прорисовку законодательных норм об основных реквизитах правового статуса сотрудника органов внутренних дел, как-то - служебное удостоверение и специальный жетон. Дело в том, что в ранее действовавшем Положении о службе в ОВД правовые нормы формулировались таким образом, что ключевым моментом здесь становилось юридическое действие по выдаче служебного удостоверения сотруднику и жетона. При этом ни смысл, ни назначение такого юридического акта Положением не раскрывался. Таким образом, вопрос, с какой целью сотрудник получает служебное удостоверение, оставался без ответа. Новый закон в этом смысле восполняет правовой пробел, тесно примыкая назначение служебного удостоверения с наличием правового статуса сотрудника органов внутренних дел. Кроме того, служебное удостоверение сотрудника, по сути, Законом приравнивается документу, удостоверяющему личность сотрудника.
     К сожалению, авторы Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» не приняли во внимание закрепленное еще в ранее действовавшем Положении о службе в ОВД, ключевое положение, описывающее содержание правового статуса сотрудника органов внутренних дел: «Сотрудник органов внутренних дел осуществляет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой, настоящим Положением и контрактом» (ч.1 ст. 4 Положения).
     Однако, именно потому, что авторы Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» сконцентрировались на более тщательной проработке отдельных элементов правового статуса, к числу которых можно отнести и права, возможно это и послужило причиной тому, что в Законе не нашло своего отелкика общее понятие правового статуса сотрудника органов внутренних дел.
     Права сотрудника органов внутренних дел, корреспондируемые его обязанностям, составляют наиболее важный элемент в системе юридических норм, определяющих правовое положение (статус) данного субъекта правоотношений.
     Исходя из этого, основные права сотрудников органов внутренних дел по новому Закону могут быть условно разделены на следующие две группы.
     К первой группе относятся права, которые должны реализоваться руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляющим полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел, или уполномоченным руководителем на основе действующего законодательства напрямую и в полном объеме независимо от усмотрения этих руководителей. В этом случае при невыполнении или неполном исполнении указанных прав соответствующий руководитель несет установленную законодательством ответственность.
     Ко второй группе можно отнести права, объем и полнота которых в каждом конкретном случае могут быть поправлены и скорректированы на основе соответствующего процессуального документа организационного характера (положения, регламента, указания, приказа, распоряжения), утвержденного соответствующим руководителем. Например, премия за выполнение особо важного задания устанавливается не всем сотрудника органов внутренних дел, а только тем, кто принимал участие в выполнении этого задания.
     Новеллой Федерального закона «О службе в органах внутренних» можно признать как сам факт выделения нормативных положений, посвященных правам сотрудника органа внутренних дел, в отдельную статью, так и само количество этих прав, получивших нормативное закрепление.
     Важнейшими из них, в призме предмета данного исследования, являются следующие:
     1)	Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
     Впервые Законом так широко формулируется право на доступ сотрудника к информации, имеющей значение для качественного исполнения этим сотрудником своих служебных обязанностей. Кроме этого, закон, по сути, закрепляет систему «обратной связи», позволяющей сотруднику вносить предложения по совершенствованию деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
     2)	Право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений;
     3)	Право на доступ в установленном порядке в связи с выполнением служебных обязанностей в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации;
     4)	Право на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими определенными федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел документами до внесения их в личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов11;
     Безусловной новинкой является закрепление на уровне Закона правовой нормы, гарантирующей сотруднику право на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими определенными федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел документами до внесения их в личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов. Однако то, как будет выглядеть правоприменительный механизм такого права не может не вызывать вопросов.
     5)	Право на защиту своих персональных данных;
     Право на защиту персональных данных сотрудника органа внутренних дел, бесспорно, является новшеством для законодательства о службе в органах внутренних дел с учетом целой системы правовых норм, с которыми Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел» связывает реализацию рассматриваемого права.
     В первую очередь, мы говорим о статье 39 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел», которая устанавливает, что защита персональных данных сотрудника от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
     Кроме того, сотрудник органов внутренних дел, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, хранение, обработку, использование и передачу персональных данных другого сотрудника, либо в утрате таких данных, несет ответственность, установленную федеральным законом12.
     Нельзя не отметить и то важное новшество, что, кстати, его отличает от иных аналогичных федеральных законов такого типа в рассматриваемом вопросе, что в нем предпринята попытка централизованно описать круг правоотношений и видов деятельности, в которых в той или другой степени затрагиваются вопросы, связанные с персональными данными сотрудников органов внутренних дел. Так, в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях ведутся личные дела, документы учета сотрудников органов внутренних дел, банки данных о сотрудниках и гражданах, поступающих на службу в органы внутренних дел, содержащие персональные данные сотрудников, сведения об их служебной деятельности и стаже службы, а также персональные данные членов семей сотрудников и граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел. Таким образом, многообразие ситуаций и случаев, актуализирующих вопросы защиты персональных данных сотрудника, является достаточно широким.
     6)	Право на продвижение по службе в органах внутренних дел с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы и уровня квалификации;
     Рассматриваемое право может быть реализовано путем участия в конкурсе на замещение вакантной должности в органах внутренних дел, который проводится в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» и приказом МВД России от 29 марта 2013 г. №174 «Об утверждении Порядка и условий проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел Российской Федерации и Перечня должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, назначение на которые осуществляется по результатам конкурса», или назначения сотрудника на должность в органах внутренних дел без конкурса, которое осуществляется из кадрового резерва, сформированного на конкурсной основе (ст. 25 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел»).
     В соответствии со ст. 78 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» кадровый резерв формируется для замещения:
     а)	для замещения должностей высшего начальствующего состава - федеральный кадровый резерв;
     б)	для замещения должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава - кадровые резервы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений.
     Рассмотренный выше перечень прав сотрудников органов внутренних дел не будет считаться полным без еще одной категории - «иные права». Тем самым, Закон минует определенное правовое пространство для «маневра» в отношении возможности посредством различных нормативных документов влиять на объем прав сотрудника органов внутренних дел. Речь, в частности, например, может идти и о контракте как локальном документе, устанавливающем определенный объем правомочий сотрудника по отношению к органу внутренних дел в части вопросов прохождения службы в органах внутренних дел.
     В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Неукоснительное соблюдение Конституции РФ и законодательства Российской Федерации является прямой обязанностью каждого сотрудника органа внутренних дел и как элемента федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и как должностного лица, и, наконец, как гражданина.
     Действительно, что требование соблюдения норм права в связи с особым правовым статусом сотрудника органов внутренних дел серьезным изменениям подвергается и правовой режим сотрудника органов внутренних дел как представителя государства.
     Впервые на уровне Закона и в рамках одной статьи получает закрепление не малый массив правовых норм, которые посвящены служебным обязанностям сотрудников органов внутренних дел. Кроме того, данные правовые нормы лишь описывают главные черты, но не исчерпывают правовое регулирование широкого спектра рассматриваемых служебных обязанностей сотрудников, предусмотренных статьей 12 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел»
     Проведенное изучение основ правового статуса сотрудников органов внутренних дел позволяет прийти к следующим выводам. Впервые на законодательном уровне подробно и тщательно описывается система прав, обязанностей, ограничений и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел, формирующих основы правового статуса сотрудника органа внутренних дел.
     Нужно отметить, что чем сложнее структура оперативно-розыскного органа и выше уровень руководителя, тем более высокие требования предъявляются к его профессиональным знаниям, навыкам и компетентности.
     Любая социальная организация представлена как определенная система, состоящая из входа определенных ресурсов, механизма переработки поступивших ресурсов и выхода готовой продукции или услуг. Управление организацией имеет обратную технологическую цепь, которая начинается с измерения продукции или услуг, имеющихся на выходе. После измерения сведения о количестве и качестве этих товаров и услуг поступают в орган управления, где они оцениваются и сравниваются с определенным стандартом (эталоном). На этой основе, вырабатывается управленческое решение, которое изменяет входные параметры, режим функционирования внутреннего механизма, что в конечном итоге меняет количественные и качественные характеристики производимых услуг и товаров. Простая экстраполяция позволяет нам сделать вывод, что оперативно-розыскные органы функционируют по аналогичной схеме. Поступившие информационные ресурсы (заявления, сообщения и т.д.) проверяются и документируются посредством оперативно - розыскного механизма, а затем реализовываются в правоприменительном процессе, который по существу является предоставлением правоохранительных услуг отдельным гражданам и обществу в целом.
     В это же время в процессе управления оперативно-розыскными органами имеются существенные особенности, что объективно сказывается на требованиях, предъявляемых к руководителю оперативного подразделения или ведомства, который является неотделимым звеном данной социальной системы и осуществляет социально значимую функцию управления и организации деятельности ее структурных элементов. При этом одним из важнейших организационных аспектов управления оперативным подразделением является организация взаимодействия смежных подразделений и координация ОРД подчиненных структур.
     Она включает в себя комплекс управляющих воздействий на взаимодействующие службы, направленный на организацию совместной деятельности этих служб, согласование и объединение их усилий и возможностей в целях наиболее успешного решения поставленных задач. Посредством организации взаимодействия достигается наиболее полное использование возможностей каждой из взаимодействующих сторон, располагающих различными средствами и методами решения поставленных перед ними задач. Этим в конечном итоге и обеспечивается успешное достижение общей цели.
     Руководитель осуществляет организацию взаимодействия как изнутри своего подразделения (ведомства), так и снаружи - с иными оперативно-розыскными службами (подразделениями, ведомствами). Организация внутреннего взаимодействия реализовывается руководителем ежедневно в процессе осуществления управленческих функций. По существу, внутреннее взаимодействие - это объединённая или согласованная деятельность отдельных оперативных сотрудников, отделений и отделов оперативного подразделения по достижению общего результата средствами и возможностями, которыми каждый из них обладает в пределах своей компетенции. Внутреннее взаимодействие обеспечивает укрепление связей между субъектом и объектом управления, а также между объектами одной управляемой системы. Как бы велика ни была структурно-функциональная специализация частей системы, свою специфическую функцию каждая часть способна выполнять не сама по себе, а в рамках данной целостной системы, в непосредственной или опосредованной связи и во взаимодействии с другими частями13.
     Законодатель в ст. 22 ФЗ об ОРД предусмотрел осуществление ведомственного контроля за ОРД подчиненных должностных лиц и подразделений. Вместе с тем, само содержание данной статьи представляется крайне скудным и не отражающим в полном объеме сущность контроля. Фактически в ст. 22 ФЗ об ОРД упоминается лишь о персональной ответственности руководителей органов, осуществляющих ОРД, за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ, тогда как вне правового регулирования остались весьма значимые аспекты организации, управления и координации ОРД. Так, помимо контроля за соблюдением законности, прав и свобод граждан при проведении ОРМ, руководитель осуществляет контрольные функции в целях: обеспечения правил конспирации; расходования финансовых средств, выделенных на осуществление ОРД; повышения эффективности организации и тактики осуществления ОРМ; накопления, учета и использования результатов ОРД и т.п.
     В связи с этим представляется интересным концептуальный подход В.Ф. Луговика, который в своем авторском проекте Оперативно-розыскного кодекса предусмотрел контрольные функции руководителей оперативно-розыскных органов и подразделений (ст. 77) в совокупности с их компетенцией, имеющих свое четкое законодательное закрепление (ст. 22, 23)14. Так, например, крайне необходимо, на наш взгляд, на законодательном уровне определить следующие полномочия руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД: проверять материалы оперативно-розыскного производства, отменять незаконные или необоснованные решения подчиненных должностных лиц, контролировать работу с лицами, оказывающими конфиденциальное содействие оперативным подразделениям15.
     Таким образом, проведенное в рамках настоящего параграфа исследование позволяет прийти к следующим выводам:
     1.  Под правовым статусом следует понимать совокупность прав и обязанностей субъектов. Сложность исследуемой категории обуславливает ее понимание учеными не с точки зрения присущих ей признаков, а с позиции исследования отдельных элементов ее юридической конструкции.
     2. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел является более широким понятием по отношению к правовому статусу руководителя оперативного подразделения, среди которых следует выделить 2 основные группы прав.
     К первой группе относятся права, которые должны реализоваться руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, реализующим полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел, или уполномоченным руководителем на основе действующего законодательства напрямую и в полном объеме самостоятельно от усмотрения этих руководителей. Тогда, в случае невыполнения или неполном исполнения указанных прав соответствующий руководитель влечет за собой установленную законодательством ответственность.
     Ко второй группе позволительно отнести права, объем и полнота которых в каждом конкретном случае могут быть скорректированы на основе соответствующего документа организационного характера (положения, регламента, указания, приказа, распоряжения), утвержденного соответствующим руководителем. Для примера, премия за выполнение особо важного задания устанавливается не всем сотрудника органов внутренних дел, а только тем, кто принимал участие в выполнении этого задания.
     3. Впервые на законодательном уровне подробно и скрупулезно описывается система прав, обязанностей, ограничений и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел, формирующих основы правового статуса сотрудника органа внутренних дел.
     4. Чем сложнее структура оперативно-розыскного органа и выше уровень руководителя, тем более высокие требования предъявляются к его профессиональным знаниям, навыкам и компетентности.
     5. Правовой статус руководителя оперативного подразделения регламентирован в Законе «Об ОРД» весьма скудно. Не закреплен перечень ни его прав и обязанностей, ни содержание категории ведомственного контроля за ОРД подчиненных должностных лиц и подразделений, что не может сказываться положительно на эффективности осуществляемой деятельности.
     
§ 2. Современное состояние правового регулирования статуса руководителя оперативного подразделения при проведении оперативно-розыскных мероприятий
     
     Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность являются ее специфическими субъектами. Они выполняют не только управленческие функции по руководству оперативно-розыскными службами, но и наделены правом принятия многих юридически значимых решений. 
     В частности, указанные руководители уполномочены санкционировать проведение таких оперативно-розыскных мероприятий, как проверочная закупка и контролируемая поставка предметов и веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент и оперативное внедрение. В круг их полномочий входят представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд и рассекречивание содержащихся в них сведений. И, наконец, только руководители могут ходатайствовать перед судом о получении разрешения на ограничение конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий. 
     Таким образом, руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, наделены особым правовым статусом, и их решения влекут юридически значимые последствия. В связи с этим определение понятия и правового статуса таких руководителей имеет важное значение для правильного применения норм оперативно-розыскного законодательства и обеспечения законности в оперативно-розыскной деятельности.
     Как показало проведенное А.Е. Чечетиным исследование деятельности органов внутренних дел, этот вопрос далеко не прост. Практические рабо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.