VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение практики применения метода проектов в учебном процессе начальной школы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007937
Тема: Изучение практики применения метода проектов в учебном процессе начальной школы
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»



Факультет педагогического и художественного образования



Кафедра педагогики дошкольного и начального образования





УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

канд. пед. наук, доцент

_____________И. Г. Рябова

«____»____________ 2017 г.





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

( на степень БАКАЛАВРА)



Специфика применения метода проектов в учебном процессе начальной школы (на примере уроков технологии)



Автор работы ______________________________________Т. Н. Хохлова

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль Начальное образование



Руководитель работы

канд. пед. наук, доцент		_________________________Т. Н. Приходченко



Нормоконтролер

канд. пед. наук, доцент  	_________________________Л. В. Карпушкина



Рецензент

канд. пед. наук, доцент 	________________________В. А. Варданян





Саранск 2018



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»



Факультет педагогического и художественного образования

Кафедра педагогики дошкольного и начального образования



УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

канд. пед. наук, доцент

__________И. Г. Рябова

«____»__________2017 г.



ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ

НА СТЕПЕНЬ БАКАЛАВРА



Студент Хохлова Т. Н. группа ПЗН–113

1 Тема: Специфика применения метода проектов в учебном процессе начальной школы (на примере уроков технологии)



Утверждена приказом МГПИ № 1737 от 08.07.2017 г.

2 Срок представления к защите: 25.01.2018 г.

3 Исходные данные для бакалаврской работы: психолого-педагогическая, методическая, учебная литература, учебники по педагогике, журналы «Начальная школа», творческие работы обучающихся младших классов.

4 Содержание бакалаврской работы:

4.1 Введение

4.2 Проектная деятельность в начальной школе в контексте ФГОС НОО

4.2.1 Проектная деятельность как психолого-педагогическая категория

4.2.2 Особенности организации проектной деятельности в  начальной школе

4.2.3 Проектная деятельность на уроке технологии в начальной школе

4.3 Методические аспекты организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе

4.3.1 Изучение практики применения метода проектов в учебном процессе начальной школы

	4.3.2 Методические рекомендации по применению метода проектов на уроках технологии в начальной школе

4.4 Заключение

4.5 Список использованных источников

Руководитель работы 

канд. пед. наук, доцент ______________________________Т. Н. Приходченко

Задание принял к исполнению __________________________Т.Н. Хохлова 




Аннотация

	Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) содержит 75 страниц, 50 использованных источников.

Данная бакалаврская работа посвящена изучению специфики применения метода проектов в учебном процессе начальной школы (на примере уроков технологии).

Выпускная квалификационная работа включает анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; выявление особенностей организации проектной деятельности в  начальной школе и специфики организации на уроках технологии; разработку методических рекомендаций по применению метода проектов на уроках технологии в начальной школе.

Объектом исследования является процесс организации проектной деятельности младших школьников.

Цель исследования – изучить специфику применения метода проектов на уроках технологии в начальной школе. 

		В процессе работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; анкетирование педагогов и обучающихся; анализ и обработка полученных результатов; анализ творческих работ; обобщение педагогического опыта.

		В результате исследования выявлены особенности применения метода проектов в учебном процессе начальной школы и предложены методические рекомендации по применению метода проектов на уроках технологии в начальной школе.

		Степень внедрения – частичная.

		Область применения – использование в практике начальной школы на уроках технологии.

		Эффективность – повышение качества образовательного процесса в начальной школе.


Содержание

	

	Введение……………………………………………………………………

	6

	1 Проектная деятельность в начальной школе в контексте ФГОС НОО

	11

1.1 Проектная деятельность как психолого-педагогическая категория…………………………………………………………………..

	11

	1.2 Особенности организации проектной деятельности в  начальной школе..……………………………………………………………………..

	

	22

1.3 Проектная деятельность на уроке технологии в начальной школе………………………………………………………………………..

	

	30

2 Методические аспекты организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе…………………………………

	

	40

	2.1 Изучение практики применения метода проектов в учебном процессе начальной школы.….………………………………………..

	40

2.2 Методические рекомендации по применению метода проектов на уроках технологии в начальной школе………………………………

	43

	

		Заключение…………………………………….…………………………..

	53

		Список использованных источников…………….………………………

	56

		Приложение………………………………………………………………..

	61

	





















Введение

Предмет «Технология» имеет длительную историю становления. На протяжении многих лет преподавания в школах России его теория,  практика и программы многократно менялись. В конце XX века трудовое обучение стало основным предметом образовательной области «Технология». Целью технологического образования является формирование у школьников знаний о способах преобразования материалов, сырья, информации о нужном для человека продукте, научить их рационально использовать полученные знания. Технология призвана развивать в ребенке творческого человека, умеющего принимать самостоятельные решения.

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности обучающихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него не является значимой, если он скучает и равнодушен, то и проявить свои способности не может. 

	В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию обучающихся. И наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Выбор технологии обучения зависит от многих факторов (возраста обучающихся, их возможностей, подготовленности и готовности учителя, наличия различных условий и т.д.).   Приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других). Практика показывает, что знание педагогических технологий недостаточно, их надо внедрять в течение продолжительного времени.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно школьное обучение должно обеспечить познавательную мотивацию обучающихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.    

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и  прагматическими умениями [21, с.118].

Учебный проект с точки зрения обучающихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей [21, с.121].

С учетом вышеизложенного для исследования была выбрана тема «Специфика применения метода проектов в учебном процессе начальной школы (на примере уроков технологии)».

Актуальность темы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. В. Гузеев подчёркивал, что «...проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия»[6, с.92].

Цель исследования: изучить специфику применения метода проектов на уроках технологии в начальной школе. 

Объект исследования: процесс организации проектной деятельности младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.

Гипотеза исследования: заключается в том, что проектная деятельность совмещает в себе теорию и практику, что повышает творческий интерес обучающихся к учебному процессу, эффективность обучения и усиливает интеграцию технологии с другими школьными дисциплинами (истории, изобразительного искусства, МХК, химии); развивает активность обучающихся, которая подталкивает их к самостоятельности. Следовательно, проектная деятельность может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности обучающихся, так как будет способствовать формированию фундаментальных знаний по некоторым разделам школьного курса технологии, а так же развитию творческих способностей младших школьников.

В соответствии с целями, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие  задачи исследования:

– раскрыть понятие проектной деятельности и изучить типы и формы проектной деятельности;

	– раскрыть этапы осуществления проектной деятельности;

	– изучить результаты и эффективность проектной деятельности.

Для достижения поставленных целей и задач использовались следующие методы исследования:

– изучение и анализ педагогической литературы;

– изучение и анализ результатов работы обучающихся.

База исследования: МОУ «Гимназия № 29» г. о. Саранск. 

Практическая значимость исследования заключается в том, что проектные технологии – это самостоятельное постижение обучающимися различных проблем, имеющих для них жизненный смысл. Данная технология предполагает «проживание» обучающимися определенного отрезка времени в процессе обучения, а также их приобщение к элементам формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое обучающимися развернутое решение проблемы. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит так: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».

Внедрение метода проектов в предметную область «Технология», позволит обучающимся создавать проекты, которые успешно можно будет представить не только на уроках технологии, но и на конкурсах и олимпиадах различного уровня. Использование результатов исследования позволит повысить уровень усвоения материала по всем разделам школьного курса «Технология», а так же будет способствовать усилению межпредметных связей технологии с другими школьными дисциплинами.

Учитывая достоинства проектного метода и возрастные возможности школьников, реально и целесообразно его применение, начиная с  начального звена школьного образования. 

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.




				Проектная деятельность в начальной школе в контексте

	ФГОС НОО

1.1 Проектная деятельность как психолого-педагогическая категория

Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного  образования человека, а также необходимости получения и применения знаний метапредметного характера.

В XXI веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке обучающихся, задача педагога заключается в вооружении обучающегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.

Традиционное образование не формирует у обучающихся универсальных учебных действий и, следовательно, метапредметных результатов, так как ориентировано, прежде всего, на получение знаний, которые обучающиеся не всегда могут успешно применять и использовать в жизни.

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен школы? Конечно же – умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД) – требования ФГОС нового поколения. Чтобы их реализовывать необходимо, изучать и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии. К числу новых образовательных технологий, отвечающих особенностям новых стандартов, относится технология проектной деятельности.

В большом толковом словаре русского языка проект дословно с латинского «projectus» означает «выступающий вперед». В словаре приводится несколько значений этого слова:

1. Проект как разработанный план сооружения, постройки, изготовления или реконструкции чего-либо.

2. Проект как предварительный текст какого-либо документа.

3. Проект как план, замысел, намерение [28, с.88].

В большой советской энциклопедии метод проектов трактуется как организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов[28, С.90].

В педагогическом словаре под редакцией Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова, метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов [23, с.113].

А. В. Хуторской рассматривает метод проектов как форму организации занятий, предусматривающую комплексный характер деятельности всех участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени: от одного урока до нескольких месяцев [31, с.365].

По мнению В. В. Гузеева, метод проектов – технология четвертого поколения, обеспечивающая личностно-ориентированное обучение. 

«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия» В. Гузеев [6, с.174].

А для чего нужны проекты?

Прежде всего, работа над проектами является способом формирования:

		– регулятивных,

		– познавательных,

		– личностных,

		– коммуникативных учебных умений.

В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация работы детей над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, эта работа позволяет:

		– обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

		– научиться применять полученные знания [7, с.82].

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и ее психологического содержания.

Рассмотрим основные составляющие понятия творческой проектной деятельности.

Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.

В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект»: 

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 

2) предварительный текст какого-нибудь документа; 

3) замысел, план.

В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация обучающихся: 

1) на получение знаний в процессе осуществления деятельности;

2) на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; 

3) на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата [2, с.281].

Обсуждая воспитательные аспекты проектной деятельности, В. И. Коротов отмечает, что само понятие «педагогическое проектирование» введено в оборот еще А. С. Макаренко, котором мы обязаны разработкой основ технологической логики педагогического мышления и который утверждал, что ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленной цели. Это главный постулат его технологической логики. А под целью воспитательной работы он, как известно, понимал программу развития человеческой личности.

Рассмотрение теоретических исследований названных и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности школьников как о самостоятельном виде деятельности. Исследователи отмечают, что понятие «проектная деятельность» по-разному трактуется в педагогике: понимается как исторически сложившаяся, социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещественного характера с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир (Н. П. Валькова, В. И. Михайленко и другие). И. И. Ляхов отмечает в своих работах, что суть проектной деятельности проявляется в духовно-практической активности, направленной на идеально-перспективное изменение мира. Процесс проектирования характеризуется эвристической инновационностью, системностью, технологичностью и т. д.

Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог): чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно.

Наконец, участие в проектировании развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность к соорганизации различных позиций, ориентирование в информационном пространстве.

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (в современной трактовке УУД –  универсальные учебные действия), которые считаем необходимым перечислить:

		– проектировочные – осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование её последствий;

		– исследовательские – выдвижение предположения, установление причинно следственных связей, поиск вариантов решения проблемы;

		– информационные – самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного;

		– кооперативные – взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения;

		– коммуникативные – умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя;

		– экспериментальные – организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за его ходом, измерение параметров, осмысление полученных результатов;

		– рефлексивные – осмысление собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки;

		– презентационные – построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. 

Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию ушкольников значимых общечеловеческих ценностей: чувства ответственности,самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации;желания делать свою работу качественно, социальногопартнерства, толерантности, диалога. 

Наконец, участие в проектировании развивает исследовательские итворческие данные личности: способность к самоопределению ицелеполаганию, способность к организации различных позицийориентироваться в информационном пространстве.

	Проанализировав данное определение, мы увидели их взаимосвязь и выяснили, что метод проекта обладает большими возможностями для овладения обучающимися деятельностным компонентом содержания образования [22, с.92].

Для овладения методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Во-первых, следует обратить внимание на типологические признаки проектов, во- вторых, на их тематику в начальных классах.

Типологические признаки.

		Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная.

		Предметно-содержательная область: монопроект, межпредметный проект.

		Характер координации проекта: непосредственный, скрытый.

		Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, страны, разных стран мира).

		Количество участников проекта.

		Продолжительность выполнения проекта [11, с.25].

В соответствии с первым признаком можно выявить следующие типы проектов.

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, соответствующих методов и методов обработки результатов. Эти проекты имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, статьи, репортажа и прочие [12, с.57].

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры.

Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (проект закона, справочный материал, проект зимнего сада школы, словарь обиходной школьной лексики и т. п.) [24, с.145].

По второму признаку –  предметно-содержательной области – можно выделить следующие два типа.

	Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

	Межпредметные. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2–3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

По характеру организации проекты могут быть:

	– с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей;

	– со скрытой координацией (это телекоммуникационные проекты). В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...) [20, с.25].

По продолжительности выполнения проекты подразделяют на:

		– краткосрочные проекты – это проекты, которые выполняются в течение одного или нескольких уроков, и могут применяться на уроках;

		– среднесрочные проекты – это проекты, которые для своего выполнения требуют от недели до месяца;

		– долгосрочные проекты – продолжительность восемь недель и более.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний [23, с.111].

Главная идея метода проектов – направленность учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Таким образом, при работе над проектом в начальной школе, учитель должен помочь обучающимся подобрать подходящий к выбранной теме тип проекта.

В учебном процессе используются различные виды проектов в зависимости от доминирующего метода [16, с.70].

Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности обучающихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком –  либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения.

Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Что является критериями успеха работы над проектом? [14, с.26]

	– Достигнут конечный результат.

	– Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

	– Результат проекта может быть использован другими коллективами.

	– Информация о проекте широко распространена.

	– Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

	– Получено удовольствие от своей деятельности.

Логическая схема проекта.

	– Задачи: создать, провести, привлечь, подготовить, выполнить...

	– Методы – виды деятельности.

	– Результат.

	Проект может выполняться индивидуально или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем.

Проектная документация должна содержать следующие разделы:

	– введение, в котором следует чётко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы;

	– отчёт о проведённых исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты;

	– выводы и прогноз, на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведённого исследования. 

Проанализировав различные виды и формы проектной деятельности, можно сделать вывод, что учителю предстоит большой выбор, при включении в свою работу проектную деятельность.

Таким образом, рассмотрев понятие «проектная деятельность» можно сказать что, оно нашло свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и ее психологического содержания.



1.2 Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции обучающихся в учебном процессе.

Основные направления модернизации современной начальной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала обучающихся считается метод проектов.

В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.

В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающемся этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого.

Проектная деятельность позволяет обучающимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовывать имеющиеся творческие возможности.

Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению с самых первых дней их школьной жизни. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. На протяжении многих лет были востребованы нетрадиционные формы обучения и воспитания обучающихся, позволяющие наиболее полно проявлять себя как учителю, так и обучающемуся.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3– 4 классах обучающиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44