- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение особенностей учета движения товаров в торговле
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007412 |
Тема: | Изучение особенностей учета движения товаров в торговле |
Содержание
5 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время в Российской Федерации розничная и оптовая торговля являются достаточно популярным видом деятельности в разных хозяйствующих субъектах. Вклад торговли в отрасли экономики России значителен. Основную массу материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Торговля - огромная отрасль экономики. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. В условиях рыночных отношений торговля занимает все более значительное место в структуре общественного производства. Под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям - для дальнейшей переработки или продажи. Процессы производства, обращения и потребления в обществе происходят непрерывно. Розничная торговля располагает большим объемом товарных запасов, составляющих преобладающую часть оборотных средств организации. Ежедневно в деятельности торговой организации происходит множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом товаров: приобретение, транспортировка, приемка, выбраковка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка до покупателя, уценка, списание. Среди многообразия хозяйственных операций в торговой организации учет товарных операций является наиболее трудоемким. Поэтому актуальность знания основ бухгалтерского учета, учета и контроля товарных операций, его рациональной и правильной организации особенно в условиях торговли в настоящее время выдвинута на передний план. При отсутствии надлежащим образом оформленных документов организация бывает вынуждена доказывать факт осуществления тех или иных финансово - хозяйственных операций и правильность их отражения в бухгалтерских и налоговых отчётах с помощью документов, имеющих лишь косвенное отношение к спорному вопросу, что в ряде случаев вызывает большие затруднения. Эффективность руководства деятельностью организации полностью зависит от способности вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную и своевременную экономическую информацию. Далеко не у всех торговых предприятий организация учетного процесса товарных операций совершенна. Всё это свидетельствует об актуальности темы выпускной квалификационной работы. Целью работы является изучение особенностей учета движения товаров в торговле. Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи: - дать характеристику торговли как отрасли экономики, описать виды и функции торговли, - рассмотреть товары, как основной объект в торговле и задачи учета их движения, - описать документальное оформление движения товаров, - изучить порядок оценки товаров при поступлении и списании в бухгалтерском учете, - проанализировать синтетический и аналитический учет движения товаров. Объектом исследования данной работы является ООО «Агат». Общество зарегистрировано и находится по адресу» 628148, РФ, ХМАО-Югра, Березовский район, с. Саранпауль, ул.Советская д.26А. В соответствии с учредительными документами основным видом деятельности общества является розничная торговля в неспециализированных предприятиях преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями – 52.11 согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Так же организацией зарегистрированы дополнительные виды деятельности: - Прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 52.12) - розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво (ОКВЭД 52.25.1). - деятельность внутреннего водного грузового транспорта (ОКВЭД 61.20.2) ООО «Агат» является малым предприятием, т.к. соответствует критериям отнесения к малым предприятиям, прописанных в Федеральном законе от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Управление деятельностью Общества осуществляется генеральным директором, который назначается Решением учредителей общества. Обработка учетной документации осуществляется бухгалтером автоматизированным способом с помощью бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия 8.3». ООО «Агат» применяет упрощенную систему налогообложения, а так же является плательщиком единого налога на вмененный доход, а значит, освобожден от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущества, единого социального налога. Среднесписочная численность организации за 2015 год составляет 16 человек. По данным бухгалтерского учета ООО «Агат» выручка по основному виду деятельности за 2015 год составила 9 695 тыс. рублей. По данным отчета о финансовых результатах в 2015 году организация получила убыток 386 тыс. рублей. Предметом исследования выступает учет движения товаров. При написании ВКР теоретической (научно-методологической и методической) базой явились законодательные акты и нормативные положения по бухгалтерскому учету и аудиту (подробнее рассмотрены в первом параграфе первой главы), учебная литература, монографии, научные труды, материалы периодической печати. Так, вопросам об особенностях ведения бухгалтерского учета на торговых предприятиях посвящены труды П.Р. Акимовой, А.М. Андросова, М.И. Баканова, Н.П. Барышникова, Н.Г. Волкова, Б.Н. Ивашкина, П.И. Камышанова, А.Д. Ларионова, Г.А. Николаевой, Г.И. Пашигоревой, М.Б. Чирковой, А.Д. Шеремета. Поставленные цель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как методы изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения. Структура дипломной работы состоит из введения, двух основных вопросов раскрывающих теоретические и практические аспекты исследования по данной теме, заключения, списка источников. ГЛАВА 1. ТОРГОВЛЯ КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВИДЫ ТОРГОВЛИ И ЕЕ ФУНКЦИИ 1.1. Характеристика торговли как отрасли экономики, ее виды и функции Очень важный и сильнейший фактор, влияющий на исторический процесс вообще и на жизнь общества в частности - вот что такое торговля. Уровень развития торговли - это один из критериев оценки общего культурного уровня людей, и чем он выше, тем выше уровень торговых отношений между ними. Это подтверждает факт или отсутствия торговых отношений вообще, или наличия их на стадии обмена и первобытных «складочных мест» у существующих до сих пор диких племен. Современная торговля - это сеть сложнейших, охватывающих весь мир коммерческих отношений, оказывающих судьбоносное влияние на общественную и политическую жизнь стран и народов [33, c. 88]. Процесс обмена товаров на деньги и другие блага сопровождает человека почти всю его историю. Несмотря на такую древность, формы и функции торговли остаются неизменными уже длительное время, хотя технический прогресс вносит свою лепту в модернизацию этого процесса. Движение товаров от производителя к потребителю не может обходиться без посредника, каковым и выступает торговля, виды и функции которой образуются в результате формирования рынков и разделения труда. В самом общем виде можно определить это понятие как сферу человеческой деятельности, обеспечивающую товарооборот, перемещение из сферы производства в сферу потребления. Для бизнеса торговля – это один из наиболее выгодных способов получения прибыли за счет удовлетворения потребностей покупателей при помощи товаров. Еще данное понятие обозначает сферу деятельности, которая обеспечивает рост экономики за счет растущего спроса и покупательской способности населения. Торговля – это один из древнейших видов деятельности человека. Она возникла еще в каменном веке, когда у человека появились излишки благ и предметы для обмена. Тогда существовала простейшая форма торговли – бартер. Позже появляются различные эквиваленты денег: жемчужины, камни, шкурки зверей. Тогда торговля приобретает традиционные формы. Первые предприниматели появляются на Древнем Востоке в 3 тыс. до н.э., когда устанавливаются внешние торговые связи между государствами [11, c. 23]. Торговля как сфера деятельности формируется вместе с разделением труда, происходит дифференциация людей по роду занятий, складывается класс торговцев и купцов. Объектами торговли выступали самые разные блага: от рабов до предметов роскоши. Профессиональные продавцы появляются во 2 тысячелетии до н.э. Именно торговля становится целью больших географических открытий и путешествий. Благодаря ей люди накапливают богатства, происходит социальная эволюция, которая и привела мир к современному состоянию. Торговля, виды, функции, значение которой продолжают интересовать исследователей и экономистов, сегодня приобретает все более совершенные формы. Она идет в ногу с технологиями и современными требованиями рынка и потребителя, продолжая влиять на мироустройство. Сегодня она становится особым социальным институтом со множеством разнообразных функций [9, c. 128]. На сегодняшний день сложно недооценить ту роль, которую играет торговля в экономике как Российской Федерации в целом, так и в экономиках отдельных регионов России. Ведь, в первую очередь, именно отрасль торговли обеспечивает население товарами и услугами. Нельзя не отметить, огромное значение торговой отрасли в наполнении федерального и региональных бюджетов, поскольку она, на сегодняшний день, обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. Как источник поступления денежных средств торговля способствует обеспечению финансовой стабильности регионов и создает условия для развития социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры и спорта. Велико значение торговли в культурном и научном обмене, так как именно торговые пути с древнейших времен объединяли города и страны. Торговля является важнейшей сферой жизнеобеспечения, способствует обеспечению платежеспособного спроса, удовлетворяя потребности населения как государства в целом, так и отдельных регионов в частности в товарах и услугах. Сегодня торговля – это разнообразные формы обмена товара на деньги. Специалисты выделяют внешнюю (или международную) и внутреннюю. Внешняя торговля, в свою очередь, представлена в виде импорта, экспорта и транзита товаров. Для регуляции производства товаров в стране внешняя торговля чрезвычайно важна, она позволяет восполнить дефицит недостающих продуктов на рынке. Внутренняя торговля обеспечивает движение товара внутри страны, является важной частью внутреннего валового продукта [44, c. 25]. Также выделяются такие формы, как государственная, кооперативная и частная торговля. Виды торговли различаются по субъекту. Первая обычно связана с естественными монополиями, основным товаром здесь является сырье, продукция военно-промышленного комплекса. Вторая и третья формы связаны с организацией обмена товарами и деньгами между частными лицами, объектом такой торговли могут быть самые разные товары. Сложность описываемого процесса позволяет выделять различные его виды и типы. Экономическая деятельность человека чрезвычайно разнообразна, однако многие сферы объединяет конечная точка — торговля. Виды торговли многообразны, исследователи пытаются построить классификации по различным основаниям. Традиционно исследователи выделяют оптовую и розничную торговлю, а также рыночную и биржевую. Последняя относится к типу организованной торговли. Кроме того, по способу движения товаров выделяют передвижную и стационарную[37, c. 140]. Сегодня ни одна сфера производства или услуг не обходится без использования современных технологий, не является исключением и торговля. Виды и формы торговли все чаще связаны с электронной коммерцией, появляются онлайн- и офлайн-предложения. Можно встретить типологию по степени задействования фигуры продавца, в которой выделяется торговля без таковой (каталоги, интернет-магазины), с минимальным ее участием (гипермаркеты, супермаркеты), а также прилавочная торговля, в которой фигура продавца становится ключевой. Розничная торговля – это продажа товаров поштучно, обычно конечному потребителю. Это самый древний и самый развитый вид рассматриваемого явления. По виду передачи товара он делится на стационарную (или магазинную) торговлю и передвижную. Первая встречается чаще всего и представлена широчайшей сетью магазинов различного масштаба и вида. Вторая – это когда продавец ищет покупателя, передвигая свой товар по местности (различные ярмарки, автолавки и т. п.). По представленности видов товара розничная торговля делится на смешанную и специализированную. Первая – это когда в одной точке продаются товары разных видов: продукты питания, одежда, бытовая техника. Специализация может быть различной – от группы товаров, например, только продукты питания, до более узкой, например, только карамель. Оптовая торговля - этот вид торговли связан с закупками больших партий товаров, чаще всего с целью перепродажи. По функциональным отличиям опт делится на закупочную, распределительную и производственную деятельность. Первая связана с закупкой сырья для последующего производства какого-либо товара. Вторая обеспечивает розничные точки продукцией. Она связана с перемещением товара от производителя к розничному продавцу через посредника – оптового торговца. Третья – это закупка инструментов, оборудования, полуфабрикатов, доведение их до конечного продукта и продажа [10, c. 85]. Отдельным видом можно назвать посылочную торговлю, которая осуществляется удаленно, по каталогам. Сегодня самой популярной ее разновидностью выступают интернет-магазины. Они могут торговать в розницу или оптом, главные достоинства — доступность (сегодня можно заказать товар из любой точки мира) и низкие издержки на содержание офиса. Особняком стоит такая форма оптовой торговли, как товарные биржи. Они обеспечивают движение оптовых партий, чаще всего сырья, между производителем и покупателем. С экономической точки зрения торговля – это главное связующее звено между производителем и потребителем, в чем и заключается ее главная функция. Кроме того, она обеспечивает движение денег и рост экономики, поэтому внимание экономистов к ней так велико. Также торговля выполняет следующие социальные функции: - Организационно-распределительная. Она способствует концентрации и распределению ресурсов у различных социальных групп. - Интегративная. Торговля объединяет людей в группы по интересам. - Коммуникативная. Она выступает средством общения между производителем и покупателем [19, c. 327]. Значимость торговли для современного общества трудно переоценить. Именно она является одним из условий стабильности существования цивилизации. Торговля стимулирует производство товаров, поддерживает баланс между спросом и предложением, обеспечивает реализацию функций маркетинга. Не напрасно в условиях кризиса все внимание экспертов приковано к показателям по разным видам торговли. Основные цели и задачи торговли связаны с функциональной ориентацией на рыночный характер осуществления деятельности. Это входит в компетенцию всех торговых субъектов хозяйствования, которые обладают свободным выбором партнеров, независимостью, полной финансовой самостоятельностью, материальной и моральной ответственностью за всю коммерческую деятельность. Оптовая и розничная торговля обладает собственной структурой магазинов, торговой сетью и особенностями ведения деятельности. В современных рыночных условиях существует возможность использования внутренних резервов при развитии хозяйственной деятельности на предприятиях торговли. Эффективно организованная работа на таких субъектах хозяйствования создает благоприятные условия в удовлетворении потребительских запросов, способствует росту оборота товара и, соответственно, величине прибыли. Поэтому можно выделить следующие цели, задачи, функции торговли: - анализ состояния действующих рынков и запросов потребителей для оценки ситуации в торговой сфере; - установление долгосрочных и надежных партнерских отношений с производителями товаров; - формирование резервных фондов с целью обеспечения финансами процессов товароснабжения; - использование различных методов в процессе взаимодействия торгового субъекта хозяйствования как с производителями, так и посредниками [27, c. 45]. Оптовая торговля - при выступлении как посредник между потребителями и производителями цели и задачи торговли на активное перемещение и накопление готовой продукции определяются как в пространстве, так и во времени. Сеть оптовой торговли с определением структуры и направления товарных потоков с преобразованием производственного ассортимента в товар должна выступить своеобразным проводником товарной массы при поступлении ее на рынок. Оптовой торговле свойственно: - приобретение значительной партии товара непосредственно у изготовителей; - рост количества промежуточных звеньев до поступления готового продукта до конечного потребителя; - адаптация товара в ассортименте к запросам конечных и промежуточных потребителей; - реализация политики своевременного улучшения качества и обновления ассортимента товаров; - наличие капитала в необходимом количестве для ведения торговой деятельности; - упреждение возникновения риска при обращении товара. Таким образом, у представителей розничной торговли и производителей достаточно существенные основания для использования услуг оптовой структуры. Кратко задачами оптовых предприятий принято считать: - проведение анализа целевого рынка с оценкой потребностей покупателя; - укрепление базы материально-технического снабжения; - поддержание товаропотоков с каналами распределения между потребительским спросом и предложением товаров; - формирование запасов товарных ценностей и маневрирование ими с ориентацией на ситуацию на рынке; - маркетинговое обслуживание и обеспечение; - проявление оперативности и компетенции в предпринимательской деятельности [29, c. 128]. Цели и задачи торговли оптовой сети напрямую зависят от таких основных классификационных признаков: форма собственности, сфера территориального обслуживания и предназначенность. Наиболее распространенная форма собственности таких субъектов хозяйствования – частная. Представителями являются акционерные общества и хозяйственные товарищества. Среди других форм собственности можно выделить: муниципальную, государственную, смешанную и потребительскую кооперацию. Деятельность таких организаций обусловлена выполняемыми функциями и предназначенностью. При этом должно быть учтено влияние территориального фактора. По предназначению предприятия оптовой торговли подразделяются на исходные базы, торгово-закупочные и торгово-снабженческие предприятия. При расположении оптового предприятия в сфере товарного производства оно считается исходной базой. Цели и задачи торговли такого вида заключаются в доведении товаров от производителей до потребителей. Ими осуществляется закупка продукции у производителей товаров, она сортируется и комплектуется в отгрузочные партии на складах. Следующий этап – отправка товара как оптовым, так и розничным субъектам хозяйствования. Цели и задачи торговли как профессиональной деятельности зависят от ассортимента реализуемой продукции. Так, предприятия оптовой торговли бывают узкоспециализированного и специализированного товарно-торгового профиля, а также известны универсальные и комбинированные субъекты хозяйствования. Цели и задачи розничной торговли немногим отличаются от оптовиков. Так, основной целью таких предприятий является доведение продукции до конечного потребителя, что является возможным только при эффективной организации обслуживания покупателей [ 11, c. 196]. Процесс товарообращения с доведением готовой продукции до непосредственного потребителя завершается именно в розничной сети сферы торговли. Именно эта область составляет материально-техническую базу всей торговли и должна представлять собой совокупность представителей торговых субъектов хозяйствования. В современных рыночных условиях структура предприятий розничной торговли претерпела некоторые изменения. Сегодня эти предприятия имеют существенные различия между собой как по качественным, так и по количественным показателям, что и определяет их общую классификацию. Так, розничная сеть классифицируется по видам, субъектам хозяйствования, ассортименту товаров, структуре розничной торговли, концентрации и размещению магазинов. Технология любой деятельности, которую начинает осуществлять субъект хозяйствования, подразумевает постановку реальных целей и задач. Далее предприятие должно их добиваться и выполнять посредством организации с последующим обеспечением себя трудовыми и материальными ресурсами. Достижение указанных целей возможно только с использованием такого эффективного механизма, как планирование, предусматривающее формирование коллектива сотрудников со способностями их реализовать. Руководитель предприятия должен хорошо понимать как формальные, так и неформальные связи, которые существуют между организационными звеньями различных уровней. При этом каждое звено должно укомплектовываться трудовыми ресурсами так, чтобы вносить свой вклад в достижение успеха всего предприятия. Руководитель должен знать сущность организации всех процессов на предприятии и уметь эффективно использовать эти знания в собственной деятельности. Изучение трудовых процессов и организационной структуры субъекта хозяйствования позволяет начальнику лучше понимать связи, существующие внутри предприятия. Правильная постановка задач и целей – необходимое условие результативной работы. Для ясного понимания работниками поставленных перед ними задач руководству нужно определить итоговые цели компании. Только после этого можно начинать планировать. Розничная торговля – одна из крупных отраслей России. В современных условиях она играет особую роль, занимая промежуточное положение между производственной и социальной сферами, обеспечивая доведение товаров до конечного потребителя. Розничная торговля участвует в улучшении условий жизни населения и способствует пополнению доходной части бюджета. По объему рынка российская розница занимает 5 место в мире после США, Китая, Японии и Германии. Несмотря на некоторые замедления темпов роста в последние годы, удельный вес оборота розничной торговли в валовом внутреннем продукте РФ неуклонно увеличивается. Розничная торговля, находясь под непосредственным воздействием разнонаправленных факторов внутренней и внешней среды, оказалась втянутой в орбиту геополитических и геоэкономических проблем. Это вызывает необходимость изучения состояния российского ритейла и оценки направлений его развития Торговля является одной из важных отраслей экономики любой страны. Социально-экономическая роль торговли проявляется в ее воздействии как на сектор производства (способствуя развитию производства востребованной на рынке продукции), так и на сектор потребления (удовлетворяя потребности и способствуя повышению уровня жизни населения). Розничная торговля представляет собой предпринимательскую деятельность, или деятельность в сфере обмена и выступает важным звеном системы товародвижения, осуществляющим реализацию продукции конечным потребителям. Это активный субъект товарного обращения, связующий изготовителей и потребителей продукции [41, c. 197]. Роль розничной торговли в развитии экономики России раскрывает ряд показателей, среди которых – доля оборота розничной торговли в валовом внутреннем продукте. Как видно из данных рис. 1, за последние 15 лет можно отметить сложившуюся тенденцию увеличения данного показателя (за исключением 2011 г.) на 4,7 процентных пункта: с 32,2 % в 2000 г. до 36,9 % в 2014 г. Данное обстоятельство обусловлено опережающими темпами роста розничного товарооборота над ВВП страны. Состояние и тенденции развития розничной торговли отражают число и состав организаций, участвующих в продаже продукции конечным потребителям. В РФ торговая деятельность осуществляется разнообразными типами розничных торговых предприятий. В конце 2013 года функционировало 254,1 тыс. организаций розничной торговли. В период 2009–2013 гг. наибольшее число розничных организаций приходилось на 2012 г. (273,9 тыс. ед.). Их число в последние 5 лет увеличилось на 13,4 %, а в среднем за год – на 3,2 %. В составе организаций преобладают магазины: специализированные (66,2 %) и неспециализированные (27,8 %). Вместе с тем происходит ежегодное незначительное увеличение внемагазинных форм розничной торговли – на рынках, по почте, через телемагазины, Интернет, в палатках и др. Оборот розничной торговли России в 2015 г. превысил 26 трлн руб. и увеличился в текущих ценах за 15 лет в 11,2 раза или на 18,8 % в среднем в год. При этом наблюдается снижение: - среднегодовых темпов изменения оборота розничной торговли из пятилетки в пятилетку: в 2000–2005 гг. они составили 124,5 %, а в 2005–2011 гг. – 118,6 %; 2011–2015 гг. – всего 112,4 %; - ежегодных темпов изменения с 130,9 % в 2000 г. до 111,3 % в 2015 г. Оборот розничной торговли на душу населения в 2015 г. составил 180,4 тыс. руб., увеличившись в сравнении с предшествующим периодом на 9,3 %, 2000 г. – в 11,3 раза (табл.1.1). Таблица 1.1 Отдельные показатели развития розничной торговли РФ в 2000–2015 гг. 2000г. 2005г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. Оборот розничной торговли в текущих ценах: сумма, млрд руб. 2352,3 7041,5 16512 19104,3 21394,5 23685,9 26356,2 цепные темпы изменения, % 130,9 124,8 113,1 115,7 112,0 110,7 111,3 базисные темпы изменения,% 100,0 299,3 702,0 812,2 909,5 1006,9 1120,4 Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах: цепные темпы изменения, % 109,0 112,8 106,5 107,1 106,3 103,9 102,7 базисные темпы изменения,% 100,0 168,8 257,1 275,3 292,8 304,0 314,3 Оборот розничной торговли на душу населения: сумма, тыс. руб. 16,0 49,1 115,6 133,6 149,4 165,1 180,4 цепные темпы изменения, % 125,3 113,1 115,6 111,8 110,5 109,3 базисные темпы изменения, % 100,0 306,9 722,5 835,0 933,8 1031,9 1127,5 За 15-летний период розничный товарооборот России в сопоставимых ценах увеличился в 3,1 раза. В отчетном году физический объем оборота розничной торговли страны увеличился всего на 2,7 %. Причем, если в 1990–2005 гг. темпы прироста розничного товарооборота в сопоставимых ценах были достаточно высоки и стабильны, то в последующие 10 лет наблюдается устойчивая тенденция снижения значений данного показателя с 12,8 % в 2005 г. до 2,7 % в 2015 г. Такой незначительный прирост в 2015 г. был обеспечен лишь за счет увеличения физического оборота розничной торговли [37, c. 129]: - торгующих организаций, включая индивидуальных предпринимателей (на 3,6 %); - непродовольственной группы товаров (на 5,1 %). Продажи товаров на рынках в сопоставимых ценах неуклонно снижаются из года в год: в 1990 г. темпы изменения физического объема рыночной розничной торговли были равны 139,3 %, а в последующие годы составили: 1995 г. – 96,4 %; 2000 г. – 106,1 %; 2005 г. – 107,2 %; 2011 г. – 99,6 %; 2012 г. – 99,3 %; 2013 г. – 97,6 %; 2014 г. – 92,3 %; 2015 г. – 93,2 %. Замедлению темпов развития розничной торговли способствуют внутренние и внешние факторы. Результаты проведенных ежеквартальных обследований позволили выявить ТОП-6 наиболее существенных барьеров в развитии российской розницы. Интересно, что их ранг остался неизменным в сравнении 2011 и 2015 годов. В шестерку наиболее значимых факторов-барьеров относятся: Высокая конкуренция (доля респондентов, указавших на это в 2000 г., составила в среднем 64 %, а в 2015г. – достигла 70 %). Недостаточный платежеспособный спрос (соответственно 55 и 54 %). Высокий уровень налогов (41 и 48 %). Недостаток финансовых средств (39 и 30 %). Высокая арендная плата (29 и 28 %). Высокие транспортные расходы (25 и 25 %). Следует отметить, что в 2015 г. респонденты указали на усиление проблемы высоких налогов (на 7 процентных пункта) и повышения уровня конкуренции (на 6 процентных пункта). Последнее связано во многом с активизацией сетевой розничной торговли. Проведенный анализ позволил выявить сформировавшуюся устойчивую тенденцию увеличения удельного веса розничных торговых сетей в общем объеме розничного товарооборота России: с 15,1 % в 2009 г. до 22,9 % в 2015 г. [28, c. 408]. Изменения товарной структуры оборота отражают сдвиги, происходящие в структуре товарного потребления населения. В этой связи представляет интерес изучение структурных сдвигов в обороте розничной торговли страны. В структуре оборота розничной торговли РФ наблюдается незначительное преобладание непродовольственных товаров. Доля продовольственных товаров в 2015 г. составила 47,0 %, оставаясь относительно стабильной в последние 15 лет. Вместе с тем в период с 2011 по 2015 годы происходит незначительное снижение удельного веса продуктов питания в совокупном объеме оборота розничной торговли. В 2011 г. он составил 48,5 %, то в 2012 г. – 47,7 %, 2013 г. – 46,6 %, 2014 г. – 47,0 %, 2015 г. – 47,0 %. В структуре розничного товарооборота произошло снижение удельного веса премиум-продукции; помимо продовольствия, доминируют одежда и обувь, транспортные средства, бензин автомобильный, товары красоты и здоровья (рис. 1.1). Рисунок 1.1 - Товарная структура оборота розничной торговли РФ в 2015 г. АВС-анализ по обороту розничной торговли, проведенный по данным 2000 и 2014 годов, позволил объединить реализуемые в рознице товары в три группы. К наиболее важным товарам группы А, формирующим 50 % розничного товарооборота страны, в 2000 г. относились всего 8 товарных групп. В 2014 г. их число увеличилось до 12. Несмотря на введенные контрсанкционные действия, доля импортной продукции в товарных ресурсах розничной торговли России в 2015 г. составила 42 %, снизившись всего на 1 процентный пункт в сравнении с 2011, 2013 и 2014 годами. В целом за период 2000–2015 гг. удельный вес поступлений по импорту в розничную торговлю не имеет устойчивой тенденции к значительным изменениям, варьируя вокруг среднего значения в 43,1 %. Вызывает опасения качество отдельных групп и видов импортируемых товаров (по данным Роспотребнадзора). В 2015 г. 33 % поступившей на российский рынок импортной мебели, отобранной для исследования, признаны ненадлежащего качества; 28 % – швейных изделий; 21 % – аппаратуры видеозаписи и воспроизведения; 18 % – радиоприемных устройств; 11 % – телевизоров; 10 % – холодильников и др. Среди продуктов питания антилидерами качества стали кондитерские изделия – 25 %, рыбная продукция – 18 %, крупа – 11 % и др. [37, c. 137]. В современных условиях продолжаются структурные изменения розничной торговли: закрываются традиционные магазины и открываются магазины современного формата, увеличивается доля современной торговли, торговых организаций федеральных сетей. По данным экспертных оценок, к 2020 г. удельный вес организаций современной торговли достигнет до 83 %, а федеральных сетевых компаний – до 44 % [10, c. 200]. Вероятнее всего, продолжится тренд снижения доли товаров премиум-класса. Приданию динамичности, ускорению темпов развития розничной торговли России будут способствовать решения на макроуровне посредством снижения налогового бремени предприятий, осуществляющих розничную торговлю товарами, отмены торговых сборов, обеспечения доступности финансовых ресурсов. Активизация российского ритейла невозможна без совершенствования деятельности самих розничных торговых предприятий путем учета рационального тренда в поведении потребителей, оптимизации ассортимента товаров, корректировки системы ценообразования, обеспечения эффективности торгового маркетинга и логистики [23, c. 49]. Выводы. Несмотря на кризис, сложную геополитическую и геоэкономическую ситуацию, розничная торговля РФ остается важной отраслью. Исследованный период характеризуется увеличением доли российского ритейла в валовом внутреннем продукте страны, числа организаций розничной торговли, изменением ее состава, усилением позиций сетевых торговых компаний. Вместе с тем наблюдается ряд негативных тенденций, связанных со снижением темпов роста объема оборота розничной торговли, оборота розничной торговли в расчете на душу населения как в текущих, так и сопоставимых ценах; наличием на розничном рынке товаров ненадлежащего качества и др. Они вызваны рядом серьезных проблем, требующих принятия незамедлительных решений на различных уровнях: отдельных розничных торговцев, регионов и страны в целом. Успешное их снижение, а в отдельных случаях и разрушение указанных барьеров, сделает розничную торговлю локомотивом наступательного развития экономики России. 1.2. Товары, как основной объект в торговле и задачи учета их движения Товар - сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными из которых являются потребительские свойства, то есть способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет. Товар - продукт труда, произведенный для продажи. Товар - средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность. Товар - это комплекс полезных свойств вещи [11, c. 217]. Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и с сопутствующими услугами. Эти свойства так или иначе предстают перед покупателем и определяют его намерение купить товар и стать постоянным клиентом данного предприятия (производителя). Поэтому особое внимание на конкурентном рынке придается таким качествам, как: цвету, упаковке, дизайну, эргономическим особенностям (удобство пользования, обслуживания и ремонта и т.д.), сопровождающей документации (описания, инструкции по эксплуатации и т.д.). Для понимания возможностей продукта как товара производителю следует рассматривать и оценивать его в трех измерениях: конкретно, расширенно и обобщенно. Конкретный продукт - это базовая физическая сущность, которая имеет точные характеристики и предлагается под заданным описанием или кодом модели. Стиль, цвет, вкус, размер, масса, надежность, качество конструкции и эффективность в использовании - примеры конкретных товарных характеристик. Расширенный продукт - это не только образ товара, но и комплекс обслуживающих товар элементов (гарантии, технические рекомендации по обслуживанию товара, условия возврата и т.д.). Обобщенный продукт - наиболее широкое определение товара, соответствующее концепции маркетинга (изначальный замысел товара как средства удовлетворения определенной потребности) [11, c. 120]. Другая точка зрения предусматривает выделение таких трех уровней товара как: товар по замыслу, товар в реальном исполнении и товар с подкреплением. Товар по замыслу - сердцевина понятия товара в целом, это основная выгода или услуга, это замысел или идея товара. Товар в реальном исполнении - это основные ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Исследование особенностей бухгалтерского учета товаров торговой организации и разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности системы бухгалтерского учета товаров
- Разработка информационной системы учета и контроля движения товаров в подразделении предприятия
- Разработка информационной системы учета и контроля движения товаров в подразделении предприятия