VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение особенностей мусульманского права

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006771
Тема: Изучение особенностей мусульманского права
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ



	ВВЕДЕНИЕ	3

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ  МУСУЛЬМАНСКОГО

	ПРАВА

	1.1.  Понятие  и  возникновение мусульманского права 	

	1.2.  Источники  мусульманского права 	

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  МУСУЛЬМАНСКОГО  ПРАВА

	2.1.  Характерные черты мусульманского права	

	2.2.  Отличительные особенности мусульманского права	

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    

	И ЛИТЕРАТУРЫ	


ВВЕДЕНИЕ



Из всех мировых религий ислам наиболее тесно соприкасается с государством и правом.

И связующим звеном здесь играют именно мусульманское право. В свою очередь,  государственный характер ислама в мусульманском праве всегда стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но и как универсальная политико-правовая доктрина. При этом среди ведущих исследователей нет единства мнений в самом определении мусульманского права. В российском исламоведении принято рассматривать мусульманское право с двух позиций. В узком смысле это совокупность действующих норм, применяемых судами современных государств. В широком же смысле мусульманское право представляет собой единую исламскую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и не правовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные правила поведения, а также обычаи.

Развитие ислама тесно связано с развитием арабской государственности, начиная с небольших государств начала VII в. до одной их самых крупных империй VIII-X вв. - Арабского халифата. Появилось огромное государство, а, следовательно, и многочисленная религиозная община. Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права, нередко обозначаемого термином «фикх», начинается с пророка Мухаммеда (Мухаммада), жившего в 570 (по некоторым источникам 571– 632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права.

     Мусульманское право имеет четыре источника права:1) Коран — священная книга ислама; 2) Сунна, связанные с посланцем бога; 3) иджма, или единое соглашение мусульманского общества; 4) кияс, или суждение по аналогии.

Историками написано немало работ, посвященных изучению различных сторон происхождения, исторической эволюции и современной роли ислама. Но большая часть создателей подобных трудов оценивали мусульманское возможность никак не равное как правовое явление, никак не равное как возможность, с абсолютно всеми свойственными ему особенностями, а в свойстве обязательного компонента мусульманской веры. В конечном итоге мусульманское право отождествлялось с шариатом или даже объединялось только лишь к предписаниям Корана, на него распространялась характеристика, которая дается исламу в целом, а его особенности как юридического регулятора оставались в тени. Безусловно, такой подход не позволял в полной мере выявить специфику мусульманского права как юридического явления. Более того, с течением веков обособление юридических норм от других, не правовых, исламских регуляторов делалось все без исключения наиболее четким.

Несмотря на то, что  мусульманское право не является самостоятельной отраслью  науки, оно обладает рядом отличительных  особенностей. Две основных взаимообуславливающих характерных черты, которые выделяют исследователи мусульманского права - «божественная природа» и крайне тесную связь юридических норм и  предписаний с нормами ислама в целом. Сам ислам четко не разграничивает  светские и духовные функции, что способствует сохранению неразделенности духовной и светской власти, религии и государства, и мусульманское право объединяет в себе публичные отношения человека и власти, и отношения  религиозные, отношения человека и веры.

     Актуальность данной  курсовой работы  заключается в том, что в последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского достаточно сильно заострились. Так как доктрина является одним из основных источников мусульманского права, мусульманские ученые-юристы, не порывая с основополагающими и традиционными началами шариата, выработали целую серию новых правовых доктрин и норм (фикх), имеющих сугубо юридическую природу.

  Цель данной курсовой работы - изучение особенностей мусульманского права. 

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить понятие  и  развитие мусульманского права;

проанализировать источники мусульманского права;

определить характерные черты мусульманского права;

определить отличительные особенности мусульманского права.

Объектом исследования является мусульманское право.

Предметом исследования является исследование особенностей мусульманского права.

Теоретической основой курсовой работы послужили исследования ученных в сфере мусульманского права. Среди российских ученных можно назвать Левина З. И., Петрушевского И. П., Боголюбова  А.С., Могилевского А. Л., Хайдарова  М. С. и других авторов.

Методологической базой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, сравнительно-правовой, технико-юридический и другие, широко применяемые в гуманитарных науках.

Эмпирическую базу работы составляют статистические данные из

официальных изданий и отч?тов: 

Курсовая работа состоит из  введения, двух глав разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов. Во второй главе проводится анализ особенностей мусульманского права.  В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования.

























































































ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ  МУСУЛЬМАНСКОГО

	ПРАВА

	

	

1.1.  Понятие  и  возникновение мусульманского права



Мусульманское право - это система норм, выражающие в религиозной форме волю  и интересы религиозной знати. Они изначально санкционировались и поддерживались теократическим мусульманским государством. Мусульманское право возникло как часть шариата.

Данное понятие используется как в юридическом, так и в широком смысле, рассматривается в качестве элемента религиозной или правовой системы, либо включается в состав обеих систем одновременно.

Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права, нередко обозначаемого термином «фикх», начинается с пророка Мухаммеда (Мухаммада), жившего в 570 (по некоторым источникам 571– 632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права.

В VIII–Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи – кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний.

К концу Х в. мусульманское право канонизировалось, и «ворота исканий» для его исследователей и реформаторов закрылись. Наступил «век традиций», период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком. К XIII в. мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственных «квартирам», получило территориальную «прописку». Последующее формирование мусульманской правовой доктрины шло по пути поочередного ликвидации внутренних противоречий, несогласованностей, имевшихся в рамках этого либо другого смысла, а кроме того   формирования единых утверждений, основ, общих с целью абсолютно всех мусульманских правовых. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву закономерную единство, согласованность и существенно увеличили его направляющий возможности.

XIX в. знаменует принципиально новую ступень развития мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему.

Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-германского. Романо-германское право  в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В Алжире, Египте, Сирии  мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман. В Иране, Пакистане, ЙАР, Ливии, Судане доминируют исламско-фундаменталистские позиции и границы мусульманского права более широки, включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям, что закономерно влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права.

Мусульманское право в широком смысле определяет молитвы, которые мусульманин должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать. Причем к соблюдению этих правил нельзя принуждать. Мусульманское право рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные, а также обычаи.

Шариат – своего рода квинтэссенция ислама. Он состоит из двух частей: теологии, или принципов веры (акида), и права (фикх). Фикх, или мусульманское право, делится на две части: первая указывает мусульманину, какой должна быть линия его поведения по отношению к себе подобным (муамалат); вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Впрочем, по мнению некоторых авторитетных исследователей, ибадат (теология) занимает в шариате даже подчиненное положение по отношению к муамалату (праву). Эти две части шариата составляют предмет юридической науки в том виде, в каком она была определена и изучена различными мусульманскими правовыми школами (мазхабами). Изучение государства не является частью мусульманской юридической науки.

Основная функция фикха состоит в сохранении неразрывных связей между законодательством мусульманского государства и его первичными источниками. Различие между мусульманской юридической наукой и светской юридической наукой заключается в том, что мусульманская правовая система берет начало в Коране и считает право плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий.

Ислам – самая молодая из трех мировых религий (его возраст приближается к четырнадцати векам),но он получил очень широкое распространение. Ислам является не только определенной идеологией, религиозно-этическим учением, но и особой культурой, цивилизацией. Нормы его нацелены как на решение религиозно-культовых вопросов, так и на регулирование повседневного поведения мусульман, на формирование образа их жизни в целом.

Основу мусульманской юридической науки составляет казуистический метод. За ним закрепилось название «ильм аль фуру» или «маса ил», которое означает разбирательство дел.

У истоков всех мусульманских правовых школ, суннитских и шиитских, учения которых признаются, стояли две школы – школа Meдины и иракская школа. Эти старейшие школы использовали обычное право, укоренившееся на контролируемых ими территориях, и приспособили его к потребностям исламской веры.

В силу исторических причин сегодня насчитываются четыре суннитские – ханифитская, маликитекая, шафиитская, ханбалитская – школы мусульманского права и три шиитские – джафаритская, исмаилитская, зейдитская. Каждая школа имеет свою юридическую методику и концепцию, и каждая претендует на то,чтобы считаться самостоятельной системой мусульманского права.

Мусульманское право базируется на непререкаемых постулатах, придающих системе незыблемость. Мусульманские юристы осуждают все то, что в какой-то мере случайно или неопределенно. По своей структуре правовые нормы, сформулированные этими юристами, всегда основаны на внешних факторах. Мотивы и намерения индивида никогда не принимаются во внимание.

Закон в понятии позднеримского и романо-германского права в мусульманском правопонимании не существует. Теоретически только Бог имеет законодательную власть. В действительности, единственным источником мусульманского права являются труды ученых-юристов. Мусульманское право представляет собой замечательный пример права юристов. Оно было создано и развивалось частными специалистами. Правовая наука, а не государство играет роль законодателя: учебники имеют силу закона. При рассмотрении дела судья никогда прямо не обращается к Корану или сунне – преданиям о Пророке. Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан.

Мусульманское право как совокупность определенных норм сформировалось за первые два века существования ислама. Последующие века практически не принесли ничего нового. Этот застой приписывается так называемому закрытию врат человеческих усилий – иджтихаду. Однако шиитские школы никогда не признавали этого «закрытия». Поэтому право шиитов всегда было гораздо более гибким, чем право, исповедуемое суннитскими школами.

В целом вплоть до XIX в. эволюция мусульманского правосознания находила свое отражение преимущественно в религиозно-юридических комментариях и сборниках фетв, которые по-новому истолковывали традиционные положения и принципы шариата, никогда не отвергая их прямо и не изменяя их привычного звучания. Этому способствовали сравнительно медленные темпы общественного развития, господство религиозной формы общественного сознания.

Расширение исламоведческих знаний государственных служащих становится все более востребованным в Российской Федерации.

В настоящее время в России проживает более 16 млн. мусульман. За немногочисленным исключением все они принадлежат к суннитскому направлению в исламе. Основные регионы компактного расселения мусульман приходятся на Поволжье и Приуралье, а также Северный Кавказ. Эти регионы, хотя и в разной степени, не обойдены событиями, свойственными всему мусульманскому миру. Речь идет о движении за возврат «к фундаментальным ценностям ислама», которое делится на ряд направлений. На разных флангах находятся сторонники тотальной реставрации раннеисламских форм жизни и те реформаторы, которые сочетают опору на духовно-нравственные достояния мусульманской культуры со стремлением идти в ногу с современностью.

Экстремистам пытаются достичь своих политических целей методами террора и насилия. Им противостоят силы, которые связывают будущее мусульман с общемировым прогрессом.

Проблема соотнесения духовно-нравственных ценностей мусульманской и иных цивилизаций актуальна и чрезвычайно значима для устранения напряженности в мировом сообществе, в отдельных регионах и государствах. Важно выявить те элементы различных правовых культур, которые способны стать опорой для поддержания мира во всем мире, для установления гражданского, в том числе межнационального и межконфессионального, согласия, для развития социального партнерства в отдельных странах. Мусульманское право всегда отличала особенно тесная привязанность к этике ислама, установления которой и в настоящее время воспринимаются верующими мусульманами в качестве своеобразного эталона «исламской справедливости» в ее нормативно-правовом воплощении.

По степени сохранения мусульманского права современные правовые системы стран Арабского Востока можно классифицировать следующим образом:

1. Правовые системы, широко использующие мусульманское право- Саудовская Аравия, Иран, Пакистан. В конституциях и законах заявлено о верности принципам ислама. Так, Конституция Ирана 1979 г. провозгласила страну «исламской республикой». Большинство законодательных предписаний составлены в соответствии с догмами шариата. Введены суровые наказания за нарушения его положений. По сути, шариат обладает более высокой юридической значимостью, чем закон и даже конституция.

2. Правовые системы, сузившие сферу действия мусульманского права, но оставшиеся верными его основным канонам-Йеменская Арабская Республика, Ливия, Пакистан, Судан.

Эти страны в большей степени затронуты влиянием правовых систем континентального и англо-американского типа. Вместе с тем они не утратили верность Корану и другим источникам мусульманского права, более того, стремятся расширить их влияние. Наблюдается своеобразный ренессанс исламской правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям. Например, в Ливии в начале 1977 г. Коран провозглашён «законом общества», заменяющим конституцию. В Пакистане в 1977 г. создан Совет исламской идеологии с целью приведения текущего законодательства в соответствие с шариатом. Конституция Судана 1985 г., наряду с обычаем, рассматривает мусульманское право как основной источник законодательства. С 1975 г. Йеменская Арабская Республика, в соответствии с конституцией, приступила к кодификации норм мусульманского права, создав для этой цели специальную комиссию. В этой группе стран сохраняют своё значение и исламские суды.

3. Правовые системы, испытывающие умеренное влияние мусульманского права - Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн, Кувейт — страны Персидского залива. Конституции этих стран закрепляют мусульманское право в качестве основного источника законодательства. Примером может быть ст.7 Конституции Объединённых Арабских эмиратов. Однако влияние мусульманского права на правовые системы ограничивается рядом норм уголовного кодекса (например, наказания за употребление спиртных напитков в уголовных кодексах Кувейта 1960 г. /с дополнениями 1964 г./ и Бахрейна 1976 г.), а также регулированием правового положения имамов ' мечетей, организацией хаджа2 и др.

4. Правовые системы, которые сохранили мусульманское право только для регулирования отдельных сторон общественной жизни, — главным образом личного статуса и религиозных учреждений. Это наиболее многочисленная группа арабских стран — Египет, Сирия, Ирак, Ливан, Марокко, Иордания, Алжир и др. В них, как правило, конституционно установлено, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства. Однако область действия мусульманского права ограничена. Предпочтение отдаётся нормативно-правовым актам государства, регулирующим широкие сферы общественных отношений.




1.2.  Источники  мусульманского права



Учение об источниках относится к числу наиболее разработанных в науке мусульманского права и различается огромной уникальностью. Мусульманское право имеет четыре источника правая:1)Коран — священная книга ислама; 2) Сунна, связанные с посланцем бога; 3) иджма, или единое соглашение мусульманского общества; 4) кияс, или суждение по аналогии.

Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммаду. Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стиха (адата). Большая часть Корана имеет мифологический характер, и лишь до 500 стихов содержат предписания верующим — шары или шариат, относящиеся к правилам поведения мусульман. Шар или шариат означает в переводе «путь следования» и составляют то, что называют мусульманское право.

Коран — первый источник мусульманского права. Между тем, несомненно, что содержащиеся в нем положения юридического характера явно недостаточны для того, чтобы регламентировать все отношения, которые возникают между мусульманами, отдельными фундаментальными учреждениями ислама,  не упоминавшие даже в Коране. Сегодняшний день только некоторые крупные ученые обращаются непосредственно к первоисточникам. Причем это обращение ограничено рядом вопросов, и трудно представить себе, что новая теолого-правовая школа может сложиться в наше время. Однако, именно базируясь на эти источники, а также на доктрину, специалисты мусульманского права пытаются найти ответ для решения современных проблем. Тем не менее, юридические положения Корана можно найти в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»).

Различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70); строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70); строфы уголовно-правового характера (в количестве 30); строфы, регламентирующие судебную процедуру (13); «конституционные» строфы (10); строфы, касающиеся экономики и финансов (10) и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25).

Полный текст Корана, который мусульмане считают истинным и окончательным посланием Аллаха, был собран на самом раннем этапе мусульманской истории. Мусульмане считают текст Корана точным и не подлежащим обсуждению. Чтобы правильно понять роль Корана при разработке шариата, следует признать, что Коран был призван скорее выработать определенные базовые нормы поведения в мусульманском обществе, чем оформить эти нормы в виде прав и обязанностей.

Обязательства правового характера, часто едва очерченные в 
Коране, отвечают не требованиям специфически юридического порядка, а велениям этического императива, которому они в основном подчинены. Меры воздействия, если они упомянуты, лишь в некоторых случаях являются карательными. Таким образом, Коран смешивает догматические, ритуальные и юридические вопросы.

Но, содержащиеся в Коране положения юридического характера очевидно недостаточны в силу отражения в нем раннефеодальных отношений. В связи с этим в качестве следующего авторитетного источника права выступает Сунна.

Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Мухаммеда, воспроизведенных целым рядом посредников. Сунна – это священное предание. Оно состоит из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В Сунне содержатся нормы брачного, наследственного, доказательственного, судебного и некоторых других отраслей права. Сунна призвана дополнять и завершать, в частности в области права, некоторые существенные недомолвки Пророка.

По степени определенности согласно мусульманской доктрине, все нормы Корана и сунны делятся на две категории. К первой относятся абсолютно точные и не допускающие различных толкований установления, среди которых значатся все правила религиозного культа и некоторые нормы, регулирующие взаимоотношения людей. Большинство таких установлений появилось по личным случаям при решении  Пророком конкретных конфликтов, оценке им отдельных фактов или в ответ на заданные ему вопросы. доминирующая часть нормативных предписаний сунны также имеет казуальное происхождение. Данная категория норм не допускает иджтихада, а представляет собой понятные и однозначные правила поведения, которые могут непосредственно и единообразно применяться на практике. Причем если определенные правила осуществления религиозных обязанностей мусульмане должны воспринимать как божественное откровение, значение которого им не дано понять, то определенные нормы взаимоотношений между людьми во многих случаях могут быть рационально объяснены. Такая концепция разрешала, по существу, отказываться от применения данных норм в пользу других.

	Другую разновидность составляют отвлеченные и недостаточно четкие предписания. Их присутствие объясняется тем, что мусульманское право, не уделяя большого внимания юридическим деталям и, оставляет их на усмотрение мусульман, и идет по пути установления лишь общих ориентиров поведения. Утверждается, что Мухаммад стремился не создать право в строгом смысле, а научить людей, как поступать во всех жизненных ситуациях, как относиться к тому или иному событию, факту, поступку и т.п. Поэтому, считают многие современные исследователи, главным в мусульманском праве является установление самых общих параметров отношений между людьми на религиозной основе, а юридические детали считаются второстепенными. Эти нормы не только допускают различное понимание их смысла, но и предполагают конкретизацию в разнообразных правилах поведения на основе иджтихада, в результате которого правоведы-муджтадиды могут прийти к несовпадающим выводам. Без подобной конкретизации эти расплывчатые и многозначные предписания вообще не могут быть применены для оценки поведения людей и нормативно регулировать общественные отношения.

Иджтихад означает усердие, прилежание, настойчивость и представляет собой поиск правил поведения на основе рационального толкования самых общих постулатов или многозначных положений Корана и сунны либо в случае пробельности этих источников. На его основе и формулируется подавляющее большинство норм, которые регулируют взаимоотношения людей.Такая свобода оценивать мирские проблемы «по своему усмотрению» не является абсолютной и предоставлена далеко не каждому. Суть иджтихада в том и заключается, чтобы на не имеющий готового решения вопрос найти ответ, соответствующий  шариату. Именно поэтому мусульманские правоведы полагают, что муджтахид (облеченный правом на иджтихад знаток шариата) не создает новое правило поведения, а лишь ищет и «извлекает» его, обнаруживает решение, изначально содержащееся в шариате — если не в его точных положениях, то в его многозначных предписаниях или общих принципах и целях.

Как дополнительный источник мусульманского права можно рассматривать также тефсир. Тефсир - текстуальное толкование формального закона. Пророк и его сподвижники изъяснялись на реалистичном и в то же время поэтическом языке с пропуском некоторых слов. В результате игры контекста первоначальный смысл текста постоянно менялся и мог отражаться на производном слове, которое можно отнести к праву, обычаю или условности, что является абсолютно недопустимым для уголовного права, когда для вынесения определения требуется абсолютная уверенность.

Коран и Сунна (даже истолкованные посредством тефсира) были еще далеки от того, чтобы содержать всеобъемлющие ответы, так как эти данные касались лишь пяти-шести сотен стихов – менее чем одной пятой части священной Книги – и от двух до трех тысяч преданий. весьма скоро стала ощущаться необходимость в построении, и почтенные лица давали фетвы — консультации по поводу случаев, не предусмотренных в священном писании. Подобные консультации оставались мнениями, не приобретавшими силу общепризнанного значения. Философы решили, если толкование получает одобрение мусульманской общины, оно может получать силу закона. Так появился третий источник мусульманского права, основанный на догме о непогрешимости мусульманской общины в случае, когда она выносит единодушное.

Иджма  -  это «общее согласие мусульманской общины». Чтобы норма права была допущена иджмой, не обязательно, чтобы масса верующих признала ее или чтобы эта норма соответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с «обычаем» европейского права. Требуемое единство – это единство компетентных лиц, роль которых стоит в установлении права. Единогласное мнение докторов права, знатоков ислама, объединяющих традицию, обычай и практику, чтобы установить таким путем норму, принцип или институт права, получает значение и силу юридической истины. Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными.

Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва — решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

Иджма рассматривается как «общее согласие мусульманской общины». Отвергаемая некоторыми шиитами, иджма считается третьим источником мусульманского права. Иджма может быть четко выраженной или предполагаемой, но сила последней во много меньше. Этот третий источник мусульманского права — иджма — имеет исключительно большое практическое значение. Только будучи записанными в иджму, нормы права независимо от их происхождения подлежат применению.

Кияс  - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общественный характер. Кияс является одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Суждение по аналогии можно рассматривать лишь как способ толкования и применения права. При помощи суждения по аналогии чаще всего можно, исходя из норм права, найти решение, которое должно быть принято в данном частном случае. Однако нельзя надеяться приспособить с помощью этого метода мусульманское право к нуждам современного общества.

Поскольку кияс, как и иджма, является человеческим творением и поэтому может быть подвержен ошибкам, то он обретает право закона только после того, как на это даст согласие мусульманская община. Иджма и кияс составляют важную группу источников шариата.

Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).

Таким образом, источники мусульманского права обладают значительным своеобразием и весьма отличаются от традиционных европейских правовых систем. В любом обществе с прерогативой ислама его принципы и нормы теоретически признаются обязательными к исполнению и стоящими выше любых иных правил поведения, однако на практике они применятся только тогда, когда становятся неотделимой частью системы местных обычаев.








ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  МУСУЛЬМАНСКОГО  ПРАВА



2.1.  Характерные черты мусульманского права



К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник.

Несмотря на то, что  мусульманское право не является самостоятельной отраслью  науки, оно обладает рядом отличительных  особенностей. Две основных взаимообуславливающих характерных черты, которые выделяют исследователи мусульманского права - «божественная природа» и крайне тесную связь юридических норм и  предписаний с нормами ислама в целом. Ислам четко не разграничивает  светские и духовные функции, что оказвает содействие сохранению неразделенности духовной и светской власти, религии и государства, и мусульманское право объединяет в себе общественные  отношения человека и власти, и отношения  религиозные, отношения человека и веры.

Мусульманское право религиозно по своему происхождению, и правоверные мусульмане относятся к нему в первую очередь как к божественному откровению. Многие ученые подчеркивают универсальный характер ислама как религии, которая является и «религией закона», и вследствие этого мусульманское право имеет не рациональную, а божественную природу. Исходя из универсального характера права и его норм, можно сделать вывод о том, что ислам в то же время является «верой и государством», а сам фикх является не только правом, но и частью религии. В исламе вера и государство составляют одно и то же, как и религия и право, поэтому исламская культура полностью подменяет юридические нормы и догматы догматами веры, правилами культа, и правовые нормы не имеют самостоятельности, или отводятся на второй план. Важным является то, что в глазах самих правоверных мусульман право является частью религиозных верований.

Исследователи мусульманского права отмечают, что в общем комплексе нормативных предписаний шариата религиозные и «мирские» нормы не различаются, поскольку государство обязано обеспечивать все положения шариата в равной степени, как те, которые регулируют взаимоотношения в рамках религиозных отправлений, так и тех, которые регулируют взаимоотношения мусульман между собой. Более того, некоторые исламские исследователи мусульманского права утверждают, что их право именно потому является самым нравственным, что большинство норм морали и сопровождается правовыми санкциями.

Таким образом, тесная взаимосвязь мусульманского права и ислама не подвергается сомнению, анализ особенностей права как системы норм выводит на тот факт, что источники правовых норм ислама (Коран и сунна) и неправовых норм совпадают, эти источники дают информацию об основах веры, правилах культа и нормах морали. Однако включение юридических норм в систему норм религиозного культа объясняет то, почему иногда мусульманское право называют квинтэссенцией, некоторой высшей точкой ислама, поскольку оно дает наиболее ясное представление об идеологии.

Другой характерной чертой мусульманского права, тесно связанной с предыдущими двумя, является то, что нормы юридических предписаний и особенности их формулирования практически ничем не отличались от норм религиозного культа, и поэтому последние иногда рассматриваются как часть комплекса юридических норм. Юридические и религиозные нормы ислама обладали еди.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%