VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение монополии на примере ПАО «Газпром»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009337
Тема: Изучение монополии на примере ПАО «Газпром»
Содержание
Содержание
     
Введение	3
1 Монополия:понятие, причины существования	4
1.1 Понятие монополии	4
1.2 Сущность естественной монополии	6
2 Естественные монополии на примере ПАО «Газпром»	10
2.1 Особенности естественных монополий в России	10
2.2 Анализ естественного монополиста на примере ПАО «Газром»	13
Заключение	39
Список использованной литературы	40
       

Введение
     
     Страна, гарантируя поддержку конкурентной борьбе (ст.8 Конституции), обеспечивает эту гарантию установлением запрета исполнять экономическую деятельность, нацеленную на монополизацию и бесчестную конкурентную борьбу. Таковой запрет согласуется с положением ч.3 ст.17 Конституции про то, что воплощение прав и свобод человека и гражданина не может нарушать права и свободы иных лиц. Определение публично-правовых начал в регулировании, а именно, вопросов конкурентной борьбе, считается требуемым условием создания цивилизованного рынка.
     В экономике Российской Федерации на ряде рынках товаров и услуг, связанных, к примеру, с транспортировкой газа по трубопроводам, ж\д перевозками, услугами автотранспортных терминалов, портов, аэропортов, сложилось положение, при котором удовлетворение спроса на данных рынках успешнее в неимение конкурентной борьбы вследствие тех отличительных черт производства. 
     Цель исследования - изучение монополии на примере ПАО «Газпром». 
     В соответствие с целью были поставлены задачи:
     Рассмотреть сущность монополии;
     Рассмотреть государственное регулирование естественной монополии;
     Рассмотреть особенности государственного регулирования естественных монополий в РФ.
     Объектом исследования является ПАО «Газпром».
     Предметом исследования это экономические отношения, возникающие между предприятиями и организациями в условиях монополии.
     

1 Монополия:понятие, причины существования
1.1 Понятие монополии
     Монополия сегодня это крайне редкое явления для современной рыночной экономики. Ведь монополии сейчас появиться не могут, в силу ряда особенностей функционирования рыночных систем. В первую очередь это связано с деятельностью государства, которое стремится развивать конкурентные начала и предотвращает возможные ситуации появления монополий. Почему? Как говорит нам курс Экономической теории, монополия разрушает рынок, так как в проигрыше все участники рыночных отношений, кроме самого монополиста, а для государства это критично. Потому монополия в чистом виде в условиях современной рыночной экономики невозможна.
     Однако на практике существует понятие естественной монополии. Получаем, что существование монополии это естественно для экономики? Или сущность термина естественная монополия имеет другую основу. Учитывая данную ситуацию можно говорить о том, что изучение сущности функционирования естественных монополий в нашей стране актуально.
     Монополия известный термин, имеющее широкое распространение в разговорном языке. Даже в детстве, это слово появлялось в нашем лексиконе, ведь игра монополия именно о рынке и том, как она работает, пусть в упрощенной форме. Термин монополия целиком и полностью связан с экономическими процессами. Естественная монополия, словосочетание, которое в первую очередь часто используется в отечественной экономической практике. Так ли это, или естественные монополии существуют, и в других государствах попытаемся установить. Но прежде чем переходить к сущностным особенностям естественных монополий, уясним понимание термина монополия и его особенностей в общеэкономическом плане.
     Итак, монополия, слово греческого происхождения, этимологию слова покажем на рисунке.
     Как видно из перевода, сущность монополии в том, что на рынке работает или продает один продавец. То есть дословно один продаю или единственный продаю! Совершенно идеальная картина для любого бизнесмена и его бизнеса, ведь если ты один на рынке, то все покупатели идут к тебе. В свою очередь монополист вправе повысить цены, ведь больше ни у кого нет такого товара. Таким образом, мы и уяснили сущность понятия монополия.
     Какие же бывают монополии вообще, и чем они отличаются, друг от друга представим на рисунке.
     Разновидностей монополий достаточное количество. Однако если суммировать весь изученный материал, то можно сказать что монополия может быть двух видов. Или чистой монополией (классической), которая образовалась в условиях конкурентной борьбы между производителями, как результат поглощения более сильного более слабых. Или естественной монополией, созданной в ситуации необходимости и неизбежности.
     Рассмотрев сущность понятия, монополия в целом, далее перейдем к определению сущности понятия естественная монополия.
     Итак, естественная монополия - это неизбежный результат функционирования экономических процессов. Так или иначе, существовать они будут, хоть это в ряде случаем усложняет жизнедеятельность рядовых потребителей.
     Каковы же основные характерные признаки естественные монополии? Представим их на рисунке
     Итак, мы можем констатировать, что естественная монополия - это множество разнообразных факторов, которые складываются на определенном рынке, и наибольшую эффективность проявляют именно в монопольном процессе, нежели в условиях обычной конкретной борьбы.
     
1.2 Сущность естественной монополии
     Существование технико-экономических монополий обусловлено невозможностью построить или возвести еще один аналогичный объект, это просто экономически нецелесообразно, незачем создавать вторую водопроводную сеть или электрические линии. Самые распространенные естественные монополии и самые же крупные — это монополии в энергетике и транспорте. Самые многочисленные монополии в сфере ЖКХ.
     Таким образом, подводя итог, мы говорим, что естественные монополии существуют в нашей жизни и этот процесс неизбежен.
     Естественные монополии могут быть 2-ух видов: 
     Природные монополии появление этих монополий происходит вследствие барьеров для конкурентной борьбы, установленных самой природой. К примеру, монополистом готов стать фирма, геологи которой нашли месторождение неповторимых полезных ископаемых. Если же она при всем этом покупает земельный участок, где находится месторождение, никто другой уже не сумеет им пользоваться. Закон защищает права собственности, в том числе и когда они ведут к созданию монополии. Впрочем, регулирующее вмешательство государства, в том числе и при данных критериях не исключено.
     Технико-экономические монополии. Это относительное название для монополий, происхождение которых обусловлено либо техническими, либо финансовыми причинами, связанными с проявлениями эффекта масштаба. К примеру, маловероятно создание в мегаполисе 2-ух сетей водоснабжения, подвода газа и электроэнергии в дома. Другими словами, технически это реально выполнить, но нерационально с технической и финансовой точек зрения.
     Также естественные монополии по территориальному пространству: федеральные, региональные, локальные или муниципальные.
     Особое внимание стоит обратить на локальные естественные монополии, поскольку они чаще всего встречаемый вид естественной монополии. Она представляет из себя такое состояние локального товарного рынка, при котором удовлетворение спроса осуществляется успешнее одним производителем. Справедливо ограничение конкурентоспособной среды обусловлено научно-техническими отличительными чертами производства либо социально-экономическими критериями административного района, схожего с географическими границами этого локального товарного рынка.
     Монополией в экономике называют отрасль, в которой по каким-либо причинам нет конкуренции. Она может быть ограничена законодательно с помощью юридического акта или патента, конкуренция может отсутствовать в новой отрасли, которой занимается только один производитель.
     Однако существует совершенно особый вид: естественная монополия – это отрасль, в которой нуждается максимальное количество потребителей и которая использует уникальные природные ресурсы. Если обычная монополия ограничивает создание свободного рынка, то естественная является наиболее выгодным вариантом существования данной отрасли
     Если говорить языком экономической науки, естественная монополия – это такое состояние рынка, когда его максимальная эффективность возможна только при полном отсутствии конкуренции. Товары, которые производятся в данных отраслях производства, невозможно заменить никакими аналогами, а спрос на них максимально неэластичен.
     Даже если цена на продукцию естественных монополий будет значительно увеличена, спрос останется прежним, и покупатели начнут экономить на приобретении товаров других групп. Естественная монополия в отрасли возможна только в том случае, если издержки на производство товаров и услуг одной фирмой будут ниже, чем если бы этим делом занимались две организации. Если же число производителей увеличится, объем производства для каждой из них станет меньше, а издержки будут только расти. В России, как и в других странах, сегодня существует несколько отраслей, в которых сформировалась ситуация естественной монополии: Транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также природного газа по магистральным трубопроводам. Работа такой транспортной сети будет максимально эффективной и прибыльной, если этим занимается только одна компания. Железнодорожные перевозки. Примером естественной монополии в России является компания «Российские железные дороги» – это единственное предприятие, занимающееся железнодорожными перевозками, оно же владеет всей транспортной сетью по всей территории России. Услуги по транспортировке электричества и тепловой энергии. Аналогичным образом в данной отрасли ни одна организация не сможет стать серьезным конкурентом монополистам. Работа транспортных терминалов: аэропортов, морских и речных портов и т. д. Услуги водоснабжения городов, обеспечение работы коммунальных сетей. Назначение платы за коммунальные услуги находится под постоянным контролем государства, тарифы формируются с учетом целого ряда факторов. При этом у конечного потребителя нет альтернативы, ему приходится оплачивать водоснабжение канализацию, теплоснабжение и другие услуги по назначенным тарифам, и он не может перейти к другому поставщику. Почтовая связь. В России естественным монополистом в отрасли почтовой связи и пересылки корреспонденции является ФГУП «Почта России». Хотя в стране действует несколько региональных операторов, их доля в общем количестве оказываемых услуг уже более 10 лет составляет меньше 1%, и никаких изменений в ближайшее время не предвидится. Все перечисленные отрасли являются исключительными, и на них не распространяется действие антимонопольного законодательства. Это связано с тем, что они призваны оградить отрасль от некачественной конкуренции, и во всех случаях их деятельность регламентируется и контролируется государством.
     Любая монополия в экономике имеет ряд специфических черт, которые отличаются ее от всех видов конкуренции и объясняют ее особое положение на рынке. Монополия может быть естественной или искусственной, но в любом случае она должна соответствовать нескольким особым признакам:
     Существование только одной компании, поставляющей на рынок товары или услуги. Эта компания может сформироваться с помощью больших вложений капитала на протяжении длительного промежутка времени, как, например, сеть железных дорог в России. Естественно, никакая новая организация не сможет вложить столько же, чтобы стать сильнее монополиста и быстро покрыть все затраты. Товар или услуга является настолько специфическим, что для него не существует никаких аналогов. Потребителю остается только соглашать на условия, выставляемые монополистом или вообще отказываться от предлагаемого им блага. Монополист имеет возможность самостоятельно устанавливать цену. В условиях конкуренции цена формируется за счет соответствия спроса и предложения, поэтому она быстро меняется. Компания-монополист в любое время может диктовать свои условия, в естественных монополиях в ценообразовании большую роль играет государство. Монополист сам контролирует весь объем услуг или товаров, предоставляемых в данной отрасли. То есть он формирует не только цену, но и предложение, регулируя их соотношение по своему усмотрению.
     

2 Естественные монополии на примере ПАО «Газпром»
2.1 Особенности естественных монополий в России
     
     Такая форма организации отрасли, как монополия, существует очень давно, сам термин появился еще в античные времена. Самые первые организации возникали в результате объединения усилий нескольких производителей, которые захватывали весь рынок и могли самостоятельно назначать цены на свое усмотрение. Практически во всех цивилизованных странах сегодня действует антимонопольное законодательство, регулирующее ситуацию на рынке и не допускающее захвата одной компанией целой отрасли. Однако необходимо различать искусственную монополию, являющуюся результатом договора между производителями и объединения компаний, и естественную, возникающую по объективным причинам. Она не только не будет препятствовать развитию экономики, но и являются для нее более выгодной и эффективной формой существования. Ситуация естественной монополии формируется по нескольким причинам: Одна фирма производит продукцию или услуги с меньшими средними затратами благодаря увеличенным объемам производства. Это позволяет уменьшить цену на конечный продукт, и для конечного потребителя такая ситуация оказывается намного более выгодной. В пример можно привести систему городского метрополитена или железных дорог: если в одном и том же направлении будут работать два перевозчика, доход каждого из них станет вдвое ниже, и из-за этого придется в два раза увеличить плату за проезд. Сложность входа на рынок нового предприятия с аналогичным предложением. К примеру, чтобы ввести еще одно предприятие, занимающееся водоснабжением города, придется прокладывать дополнительную водопроводную сеть. Это не только крайне затратно, но и бесполезно, так как получаемая прибыль даже в далеком будущем не окупит вложения. Ограниченный рыночный спрос. Товар некоторых поставщиков настолько специфичен, что для него более чем достаточно одного производителя. Если их станет больше, общая прибыль останется той же. В качестве примера можно назвать производство военной техники или атомных ледоколов: спрос на такую продукцию полностью зависит от государства, и в этой отрасли большее число производителей просто не выживет. Естественная монополия является максимально устойчивой: если искусственное монополистическое объединение может со временем распасться на несколько конкурирующих фирм, то отрасль естественной монополии будет очень долго оставаться неизменной. Перелом в ее работе может возникнуть только при появлении новых технологических решений или резком изменении спроса на рынке.
     
     Такая форма организации отрасли, как монополия, существует очень давно, сам термин появился еще в античные времена. Самые первые организации возникали в результате объединения усилий нескольких производителей, которые захватывали весь рынок и могли самостоятельно назначать цены на свое усмотрение.
     Практически во всех цивилизованных странах сегодня действует антимонопольное законодательство, регулирующее ситуацию на рынке и не допускающее захвата одной компанией целой отрасли. Однако необходимо различать искусственную монополию, являющуюся результатом договора между производителями и объединения компаний, и естественную, возникающую по объективным причинам. Она не только не будет препятствовать развитию экономики, но и являются для нее более выгодной и эффективной формой существования. Ситуация естественной монополии формируется по нескольким причинам: Одна фирма производит продукцию или услуги с меньшими средними затратами благодаря увеличенным объемам производства. Это позволяет уменьшить цену на конечный продукт, и для конечного потребителя такая ситуация оказывается намного более выгодной. В пример можно привести систему городского метрополитена или железных дорог: если в одном и том же направлении будут работать два перевозчика, доход каждого из них станет вдвое ниже, и из-за этого придется в два раза увеличить плату за проезд. Сложность входа на рынок нового предприятия с аналогичным предложением. К примеру, чтобы ввести еще одно предприятие, занимающееся водоснабжением города, придется прокладывать дополнительную водопроводную сеть. Это не только крайне затратно, но и бесполезно, так как получаемая прибыль даже в далеком будущем не окупит вложения. Ограниченный рыночный спрос. Товар некоторых поставщиков настолько специфичен, что для него более чем достаточно одного производителя. Если их станет больше, общая прибыль останется той же. В качестве примера можно назвать производство военной техники или атомных ледоколов: спрос на такую продукцию полностью зависит от государства, и в этой отрасли большее число производителей просто не выживет. Естественная монополия является максимально устойчивой: если искусственное монополистическое объединение может со временем распасться на несколько конкурирующих фирм, то отрасль естественной монополии будет очень долго оставаться неизменной. Перелом в ее работе может возникнуть только при появлении новых технологических решений или резком изменении спроса на рынке.
     Рассмотрим принцип работы компании «РЖД» – одной из самых крупных монополистических организаций в России. Сегодня это единственный продавец, предоставляющий возможность транспортировки грузов и перевозки пассажиров по железным дорогам. Даже если другая компания приобретет собственные локомотивы, она будет вынуждена пользоваться существующей транспортной сетью и согласовывать каждое свое действие с «РЖД».
     Сама организация включает в себя многочисленные дочерние предприятия, делающие ее полностью независимой. Это собственные конструкторские институты, ремонтные заводы, торговые организации и многое другое, что должно обеспечивать жизнедеятельность компании-гиганта. Из-за огромных масштабов конкуренции в этой отрасли нет и не предвидится. При этом уникальность предлагаемых услуг сегодня остается спорной, так как кроме железнодорожного можно пользоваться автомобильным, воздушным и водным транспортом. Однако железнодорожные перевозки являются самыми надежными и самыми безопасными, кроме того, они дают возможность перевозить крупные партии грузов, а значит, полноценной альтернативы у них также нет. Другим компаниям на этот рынок вход закрыт из-за огромных затрат на строительство собственной транспортной сети.
     Организация «РЖД» самостоятельно формирует цены, и они мало зависят от колебаний спроса. По всем этим признакам можно с уверенностью заявить, что компания «Российские железные дороги» является естественным монополистом в своей сфере, и на данный момент это самый выгодный для потребителя вариант работы данной отрасли. Естественная монополия – это положение на рынке, которое не препятствует развитию отрасли, а наоборот, делает ее более выгодной и эффективной. Существование таких монополий зависит от целого ряда факторов, и их появление обусловлено естественными объективными причинами.
     
2.2 Анализ естественного монополиста на примере ПАО «Газром» 

     Балансовая стоимость основных фондов на начало года в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась на 71 405 тыс. руб., в 2016 г. по сравнению с 2015 г. так же произошло увеличение балансовой стоимости основных фондов на начало года на 99 249 тыс. руб.; балансовая стоимость основных фондов на конец года в 2015 г. по сравнению с 2014 г. и в 2016 г. по сравнению с 2015 г. увеличилась на 99 249 тыс. руб. и 112 745 тыс. руб. соответственно. 
     В 2014 г. по сравнению с 2015 г. выбыло основных фондов на сумму 5 427 тыс. руб., однако в 2016 г. по сравнению с 2015 г. выбыло основных фондов на сумму 11 038 тыс. руб.
     Принято в эксплуатацию основных фондов в 2015 г. больше по сравнению с 2014 г. на сумму 22 417 тыс. руб., а в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на сумму  24 534 тыс. руб.
     ПАО «Газпром»  в плановом порядке осуществляет обновление основных фондов, путем списания старой морально и физически изношенной техники и оборудования.
     
     Таблица 1 - Состав и структура основных фондов ПАО «Газпром» 
     

Наименование видов фонда
2014 г.
2015 г.
2016 г.

тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
Здания
58367
14,4
58117
11,5
76337
12,3
Сооружения 
89667
22,1
95531
18,9
103844
17,0
Машины и оборудование
47502
11,7
48928
9,7
75065
12,1
Транспортные средства
8376
2,1
11353
2,2
15930
2,6
Производственный и хозяйственный инвентарь
1034
0,3
1619
0,3
3118
0,5
Многолетние насаждения
201543
49,6
290188
57,4
343489
55,5
Другие виды основных фондов
-
-
-
-
700
0,1
Основные фонды – всего
406489
100
505738
100
618483
100
     
     В отчетном году 2016 г. по сравнению с базисным 2014 г. произошло увеличение основных фондов всего на 211994 тыс. руб. это связано с увеличением:
     -	зданий на 17970 тыс. руб.;
     -	сооружения и передаточные устройства на 14177 тыс. руб.;
     -	машины и оборудование на 27563 тыс. руб.;
     -	транспортные средства на 7554 тыс. руб.;
     -	производственный и хозяйственный инвентарь на 2084 тыс. руб.;
     -	многолетние насаждения на 141946 тыс. руб.
     
     Таблица 2 - Движение основных фондов предприятия ПАО «Газпром» 
Показатели
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Балансовая стоимость основных фондов, 
тыс. руб.



На начало года
335084
406489
505738
На конец года 
406489
505738
618483
Выбыло основных фондов, тыс. руб.
8392
2965
14003
Принято в эксплуатацию основных фондов, 
тыс. руб.
79797
102214
126748
Износ (амортизация) основных фондов, тыс. руб.
86716
102194
120525
Остаточная стоимость основных фондов, 
тыс. руб.
319773
403544
497968
Коэффициент годности
0,79
0,79
0,81
Коэффициент износа 
0,21
0,20
0,19
Коэффициент выбытия 
0,02
0,01
0,03
Коэффициент обновления
0,19
0,20
0,20
Коэффициент прироста
1,21
1,24
1,22
     
     Увеличился износ основных фондов в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 15 478 тыс. руб., и в 2016 г. по сравнению с 2015 г. износ так же увеличился на 18 331 тыс. руб.
     Увеличилась остаточная стоимость основных фондов в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 83 771 тыс. руб., а в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 94 424 тыс. руб.
     Коэффициент годности и в 2014 г. и в 2015 г. остался неизменным и составил 0,79, однако в 2016 г. увеличился на 0,02 и стал составлять 0,81.
     Коэффициент износа в 2014 г. составил 0,21, в последующих годах наблюдается снижение его: в 2015 г. – 0,20, а в 2016 г. – 0,19.
     Коэффициент выбытия в 2014 г. составил 0,02, но в 2015 г. наблюдается его снижение до 0,01, однако уже в 2016 г. он составляет 0,03.
     Коэффициент обновления в 2014 г. составил 0,19, но к 2015 г. он увеличивается до 0,20, в 2016 г. он также остается неизменным и составляет 0,20.
     Коэффициент прироста в 2014 г. составляет 1,21, в 2015 г. наблюдается рост коэффициента прироста и он составляет 1,24, однако уже в 2016 г.он снижается до 1,22.
     Рассмотрим показатели использования основных средств в ПАО «Газпром»  (таблица 3)
     Таблица 3 - Показатели эффективности использования основных фондов ПАО «Газпром» 
Показатели
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
370787
456114
562110
Среднегодовая численность работников, чел
1858
1819
2083
Стоимость товарной продукции, тыс. руб.
189150
427582
638464
Валовая прибыль, тыс. руб.
55686
143052
213217
Фондооснащенность, тыс. руб.
136,27
159,53
202,78
Фондовооруженность, тыс. руб.
199,56
250,75
269,83
Коэффициент фондоотдачи



- по стоимости товарной продукции
0,51
0,94
0,96
- по величине прибыли
0,15
0,31
0,38
Коэффициент фондоемкости



- по стоимости товарной продукции
1,96
1,07
0,88
- по величине прибыли
6,66
3,19
2,64
     
     В 2015 г. произошло увеличение среднегодовой стоимости основных производственных фондов  по сравнению с 2014 г. на 85 327 тыс. руб., в 2016 г. по сравнению с 2015 г. так же наблюдается увеличение на 105 996 тыс. руб.
     Среднегодовая численность работников в 2015 г. снизилась по сравнению с 2014 г. на 39 человек, однако в 2016 г. по сравнению с 2015 г. наблюдается увеличение среднегодовой численности работников на 264 человека.
     Стоимость товарной продукции в 2015 г. увеличилась по сравнению с 2014 г. на 238 432 тыс. руб., в 2016 г. по сравнению с 2015 г. стоимость товарной продукции также увеличилась на 210 882 тыс. руб.
     Наблюдается также рост валовой прибыли в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 87 366 тыс. руб., и в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 70 165 тыс. руб.
     Возросла фондооснащенность предприятия в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 23,26 тыс. руб., и в 2016 г. по сравнению с 2015 г. наблюдается та же тенденция, т.е. увеличение фондооснащенность предприятия на 43,25 тыс. руб.
     Возросла фондовооруженность предприятия в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 51,19 тыс. руб., и в 2016 г. по сравнению с 2015 г. наблюдается та же тенденция, т.е. увеличение фондовооруженность на 19,08 тыс. руб.
     Проведем анализ состава, структуры и эффективности использования оборотных средств  ПАО «Газпром» .
     Таблица 4 - Состав и структура оборотных средств ПАО «Газпром» 

Показатели
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Отчетный год к базисному, %

тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
тыс.
руб.
%

Оборотные средства, всего
120885
100
560986
100
752186
100
622,2
В т.ч. запасы
87115
72,1
84278
15,2
117469
2,3
134,8
В т.ч. сырье, материалы и другие ценности
56952
47,1
61218
10,9
93752
12,5
164,6
Затраты в незавершенном производстве
6377
5,3
3593
0,6
6929
0,9
108,6
Готовая продукция  
23680
19,6
19168
3,4
16682
2,2
70,4
Расходы будущих периодов
-
-
193
0,03
-
-
-
Налог на добавлен-ную стоимость
5449
4,5
-
-
-
-
-
Расчеты с дебиторами:







В.т.ч. с покупателями и заказчиками
25524
21,1
50710
9,0
84553
11,2
331,3
Краткосрочные фи-ннансовые вложения
2302
1,9
-
-
2750
0,4
119,5
Денежные средства:
495
0,4
16379
3,0
43358
5,8
8759,2
Прочие оборотные активы
-
-
-
-
2845
-
-
     
     
     Проанализировав данные таблицы 5 можно сделать вывод, что на предприятии произошло увеличение оборотных средств в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 440 101 тыс. руб., эта тенденция сохраняется и в 2016 г., в котором рост оборотных средств по сравнению с 2015 г. составил 191 200 тыс. руб.
     Этому росту способствовало увеличение запасов в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 33 191 тыс. руб., однако в 2015 г. по сравнению с 2014 г. произошло уменьшение запасов на 2 837 тыс. руб.
     Увеличилась также доля сырья, материалов и другие ценности в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 4 266 тыс. руб., также наблюдается увеличение сырья и материалов в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 32 534 тыс. руб. 
     Увеличился такой показатель как денежные средства в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 15 884 тыс. руб., эта тенденция сохраняется также и в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 26 979 тыс. руб.
     Таблица 5 - Показатели эффективности использования оборотных средств ПАО «Газпром» 
Показатели
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.
244022
340936
656586
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.
370787
456114
562160
Стоимость товарной продукции, тыс. руб.
189150
427582
638464
Валовая прибыль, тыс. руб.
55686
143052
213217
Оборотные средства в расчете на 1 руб. основных фондов, руб.
0,66
0,75
0,86
Коэффициент оборачиваемости 
0,78
1,25
0,97
Продолжительность оборота оборотных средств, дней
3000
3600
6000
Коэффициент закрепления оборотных средств
8,5
9,7
16,6
На 1 руб. оборотных средств приходится, руб.



- товарной продукции
0,12
0,10
0,06
- прибыли 
0,23
0,42
0,32
     
     По данным таблицы 5 можно сделать вывод, что среднегодовая стоимость оборотных средств в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась на 96 914 тыс. руб., в 2016 г. по сравнению с 2015 г. также наблюдается тенденция увеличения среднегодовой стоимости оборотных средств на 315 650 тыс. руб. 
     Среднегодовая стоимость основных фондов в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась на 85 327 тыс. руб., в 2016 г. по сравнению с 2015 г. также произошло увеличение среднегодовой стоимости основных фондов на 106 046 тыс. руб.
     Стоимость товарной продукции в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась на 238 432 тыс. руб., в 2016 г. по сравнению с 2015 г. также происходит увеличение стоимости товарной продукции на 210 882 тыс. руб.
     Валовая прибыль в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась на 87 366 тыс. руб., в 2016 г. по сравнению с 2015 г. также происходит увеличение валовой прибыли на 70 165 тыс. руб.
     Коэффициент оборачиваемости в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличился, однако снизился в 2016 г.
     Коэффициент закрепления оборотных средств сохраняет тенденцию роста и в 2016 г. достигает 16,6, тогда как в 2014 г. он равен 8,5, а в 2015 г.- 9,7.
     Проведем анализ использования трудовых ресурсов в ПАО «Газпром»  (таблица 6).
     Таблица 6 - Стоимостные показатели производительности труда ПАО «Газпром» 
     

Показатели

2014 г.

2015 г.

2016 г.
Темп роста показателей, %
Среднесписочная численность работников организации, чел.
1858
1819
2083
112,1
в т.ч. численность работников основной деятельности
1632
1564
1973
120,9
Затраты труда на производство продукции – всего, тыс. чел.- час.
4065
4259
4421
109,0
Стоимость товарной продукции – всего, тыс. руб.
189150
427582
638464
337,5
Трудоемкость производства единицы товарной продукции, чел. ч.
0,02
0,01
0,01
50,0
     
     Проанализировав данные таблицы 8 можно сделать вывод, что в 2016 г. по сравнению с 2014 г. наблюдается тенденция увеличения среднесписочной численности работников организации на 225 человек, темп роста составляет 12,1 %, также наблюдается увеличение численности работников по основной деятельности в 2016 г. по сравнению с 2014 г. на 341 человека, темп роста составляет 20,9%.
     Наблюдается увеличение затрат труда на производство продукции всего в 2016 г. по отношению к 2014 г. на 356 тыс. чел. – час, темп роста составил 9%.
     В 2016 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась стоимость товарной продукции всего на 449 314 тыс. руб., темп роста составляет 237,5 %.
     Анализ финансовой устойчивости заключается в анализе ликвидности баланса предприятия, расчете показателей платежеспособности.
     Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным,
            А1 > П1 ;           А2 > П2  ;       А3 > П3;       А4 < П4     
     Проведем анализ ликвидности баланса ПАО «Газпром»  за отчетный 2016год (таблица 7).
     
     Таблица 7 - Анализ ликвидности баланса ПАО «Газпром»  за 2016 год
     



Актив 


На начало 2016г.


На  конец
2016г



Пассив 


На начало 2016г.


На  конец
2016г
Платежный излишек (+) или недостаток (-)






На начало 2016г.
На конец 2016г.
А1-наиболее ликвидные активы

46108

16379
П1-наиболее срочные пассивы

12575

30192

-33533

13813
А2-быстро реализуемые активы

84193

50077
П2-кратко-
срочные  пассивы

98

119

-84095

-49958
А3-медлен-но реализу-емые активы

120674

84911
П3-долго-срочные пассивы

16222

31924

-104452

-52987
А4- трудно реализуемые активы

501211

409619
П4-постоянные пассивы

532091

689951

30880

280332

Баланс:

560986

752186

Баланс:

560986

752186

-

-
     
     Анализ имущества ПАО «Газпром»  показал, что компания имеет превышение собственного капитала над внеоборотными средствами, величина запасов превышает обязательства, сумма дебиторской задолженности не превышает сумму краткосрочной и долгосрочной задолженности (в этой части ликвидность баланса нарушена). На начало года не соблюдается соотношение кредиторской задолженности и денежных средств, а вот на конец года сумма кредиторской задолженности выше суммы денежных средств.
      на начало года:	                                                        на конец года: 
     А1(46108)  < П1 (12575)                                        А1 (16379)   <  П1 (30192)
     А2 (84193)  <  П2 (98)	                                          А2  (50077)    <  П2 (119)
     А3 (120674)  > П3 (16222)	                                А3 (84911)     >  П3 (31924)
     А4 (501221) < П4 (2532091)                               А4 (409619)  <   П4 (689951)
     Баланс не может считаться ликвидным, так как неравенства не соблюдаются.
     Таблица 8 - Характеристика ликвидности баланса за 2016 г.

Показатели
Значение показателей
Допустимое значение

На начало года
На конец года

Коэффициент абсолютной ликвидности
1,3
0,15
0,2-0,25
Уточненный коэффициент ликвидности
6,3
0,4
0,7-0,8
Общий коэффициент ликвидности
10,0
0,8
2,0-2,5
     
     Коэффициент абсолютной ликвидности на конец 2016 г. значительно снизился и находится ниже допустимого значения, несмотря на увеличения денежных средств и повышения дебиторской задолженности, задолженность перед бюджетом по налогам и поставщиками оказалась выше.
     Уточненный коэффициент ликвидности также значительно снизился на конец года по той же причине.
     Общий коэффициент ликвидности на конец 2016 г. значительно ниже допустимого значения, т.е. у компании низкая степень возможности покрытия краткосрочных обязательств текущими активами.
     При кризисном финансовом состоянии общая величина запасов больше суммы всех источников их формирования. (стр. 11 со знаком «-»)
     Таблица 9 - Анализ финансовой устойчивости ПАО «Газпром» 
     
Показатели

На начало 
2016 г

На конец
 2016 г.

Изменения за период
Капитал и резервы, тыс. руб. 

532091
689951
157860
Внеоборотные активы, тыс. руб.
409619
501211
91592
Наличие собственных оборотных средств, тыс. руб. 
122472
188740
66268
Долгосрочные заемные средства, тыс.руб.
16222
31924
15702
Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных пассивов,         тыс. руб.
138694
220664
81970
Краткосрочные заемные средства, тыс.руб.
-
-
-
Общая величина всех источников формирования запасов, тыс. руб. 

138694

22064

81970
Общая величина запасов, тыс. руб.
84278
117469
33191
Излишек или недостаток собственных оборотных средств, тыс. руб.  
38194
71271
33077
Излишек или недостаток собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств для формирования запасов, тыс. руб.

54416

103195

48779
Излишек или недостаток всех источников формирования запасов,       тыс. руб. 

54416

103195

48779
     ПАО «Газпром»  в 2016 г. находится в устойчивом финансовом состоянии и имеет излишек собственных оборотных средств, излишек долгосрочных заемных средств для формирования запасов, излишек всех источников формирования запасов.
     В ходе анализа выявляются темпы изменения общей величины всех источников формирования запасов и общей величины запасов. Рассмотрим состояние финансовой устойчивости ПАО «Газпром»  за 2014-2016г. (таблицы 11,12,13,14)
     Таблица 10 - Характеристика финансовой устойчивости ПАО «Газпром»  в 2014 г.
     

Показатели
Значение показателя

На начало года
На конец года
Коэффициент независимости
0,95
0,89
Коэффицие.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%