- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение межличностных отношений младших школьников с родителями
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009395 |
Тема: | Изучение межличностных отношений младших школьников с родителями |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «НГПУ») ____________________________________________________ Факультет ____________________________________ Кафедра КУРСОВАЯ РАБОТА ________________________________________________________________________ Тема работы _____________________________________________________________________ Номер (шифр) и название специальности/направления подготовки Заведующий кафедрой __________________ Уч. степень, звание _________________________ _________________________ (подпись, дата) Фамилия, И.О. «Допустить к защите» «____» ___________ 20__г. Руководитель _________________ Уч. степень, звание ________________________ __________________________ (подпись, дата) Фамилия, И.О. Обучающийся ________________________ _________________________ (подпись, дата) Фамилия, И.О. Номер группы______ Набережные Челны, 2017 Содержание ребенок школьник родительский эмпатия личность Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты проблемы детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 6 1.1 Краткий обзор психолого-педагогических подходов к работе с детско-родительскими отношениями 6 1.2 Понятие и типы детско-родительских отношений 11 1.3 Детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте 15 Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния родительской эмпатии на эффективность межличностных отношений младшего школьника с родителями 19 2.1 Выявление исходных показателей по проблеме исследования 19 2.2 Организация и методы коррекционно-развивающей работы с родителями младших школьников, направленная на развитие эмпатических способностей 22 2.3 Результаты экспериментальной работы 24 Заключение 32 Список использованных источников 34 Приложения Введение Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. В момент поступления в школу в жизни ребенка происходят крупные изменения, среди которых важную роль играет смена социальной среды развития и взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками. В жизни младшего школьника появляется новый значимый взрослый – учитель. Существенно меняются детско-родительские отношения – теперь ребенок стал школьником, у него должны быть новые обязанности, появляются новые требования к нему. Но успешное личностное и интеллектуальное развитие младшего школьника зависит не только от усилий учителя, но и от адекватных детско-родительских отношений в семье младшего школьника. От благоприятных отношений родителей и младшего школьника зависит его благополучное эмоциональное состояние, а значит успешная адаптация к новым условиям жизни. Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С. Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б. и многие другие. Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка. В связи с этим мы считаем актуальной тему курсовой работы: «Исследование межличностных отношений младшего школьника с родителями». Объект исследования: младшие школьники и их родители. Предметом исследования является исследование детско-родительских отношений. Целью исследования является изучение межличностных отношений младших школьников с родителями. Гипотезой исследования является предположение о том, что уровень развития родительской эмпатии влияет на характер детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте: чем выше уровень развития эмпатии у родителей, тем благоприятнее и позитивнее детско-родительские отношения. Задачи исследования: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам детско-родительских отношений; 2) выявить особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте; 3) определить типы детско-родительских отношений; 4) проследить влияние родительской эмпатии на детско-родительские отношения у младших школьников; 5) разработать и апробировать психо-коррекционную программу, направленную на развитие уровня эмпатии родителей младших школьников. База исследования: МОУ СОШ № 1 города Бугульмы. Методы исследования: * теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы; * педагогический эксперимент; разработка, апробация и внедрение экспериментально-вариативной программы; * анализ процесса обучения; * анализ результатов исследования. Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что выводы и результаты исследования могут быть использованы в лекционной деятельности, в преподавании педагогических курсов педагогических колледжей, при повышении образовательного уровня педагогов и тем самым существенно обогатить практическую деятельность современных педагогов и учителей по гуманистическому воспитанию. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Глава 1 Теоретические аспекты проблемы детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 1.1 Краткий обзор психологических подходов к работе с детско-родительскими отношениями Как правило, психологические подходы в работе с родителями существуют в рамках определенных теоретических концепций. Необходимость обращения к работе с родителями в практике консультирования детского развития впервые была декларирована в рамках психодинамического подхода. Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обращали внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и на различные виды психической травматизации в детском возрасте (З. Холл, А. Фрейд, К. Хорни). Сведения, полученные в работах Т. Адорно, В. Шутца, Дж. Боулби, Э. Эриксона, М. Эйнсворт и др., снискали широкую популярность и признание. Они подчеркивали важность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения. Одним из пионеров исследования взаимодействия взрослого с ребенком по праву можно считать Альфреда Адлера. Адлерианское направление в работе с родителями имеет свои методы, способы и приемы в работе с родителями и детьми, оно в значительной мере социально направлено и может рассматриваться как отличное от психоаналитического подхода. В 1919 году А. Адлер основал в Вене психопедиатрический центр, где он развивал свой инновационный консультационный подход и работал с детьми, родителями ипреподавате. И. Ансбахер полагал, что именно Адлер впервые официально и публично использовал понятие «семейная терапия» [5, с. 124-125]. Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. А. Адлер подчеркивал равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности, равенство, но не тождественность. Необходимо научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста, считал Адлер. Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление работы с родителями основывается на их сознательном и целенаправленном поведении. А. Адлер рассматривает обучение родителей не только с точки зрения развития ребенка и семьи, но и с точки зрения общества – как деятельность, результат которой оказывает влияние на его состояние. Среди наиболее важных результатов общественного признания психологии А. Адлера стало появление семейных консультаций и семейных образовательных учебных групп, призванных помочь семьям установить демократический жизненный стиль, основанный на принципах социального равенства и общественного интереса. В США стимулом для этого движения во многом послужили работы и личный энтузиазм Р. Дрейкуса, ученика А. Адлера. Он впервые организовал консультирование родителей при Центре им. Авраама Линкольна в Чикаго в 1939 году. Актуальность идей Адлера и Дрейкуса, несомненно, связана с тем кризисом, в котором оказались семьи в первой половине нашего столетия. Традиционные методы воспитания, устанавливающие взаимоотношения между родителями и детьми по принципу превосходства и подчинения, оказались довольно неэффективными. С развитием демократической социальной системы и борьбы за социальное равноправие в Соединенных Штатах Америки идея равенства охватила общество настолько, что дети тоже смотрят на себя как на социально равных взрослым, и по этой причине авторитарные методы воспитания обречены на неудачу. Разговор с детьми «сверху вниз» приводит К тому, что дети в свою очередь так же «сверху вниз» говорят С родителями. Этот тип взаимодействия можно наблюдать в семьях с различной степенью напряженности. Рудольф Дрейкус положил начало организации дискуссионных групп из живущих по соседству родителей (Дрейкус и Зольц, 1964). Он способствовал разработке идеи «семейного совета» как одного из средств, которое помогает установить атмосферу любви и доверия в доме. Дрейкус считал, что родителям в своей деятельности следует опираться на такие принципы, как: принцип логических и естественных последствий, принцип отказа от применения силы, принцип принятия и реакции на потребность детей, а также принцип оказания поддержки детям. Цель психологической помощи родителям, по Дрейкусу, ? помочь им и детям усвоить как можно больше подходящих типов взаимодействия. Взаимодействие должно строиться на основе принципа равных ценностей и взаимного уважения. Основная задача семейного воспитания – помочь ребёнок стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения. Большая заслуга в описании и применении методов адлерианской терапии принадлежит в нашей стране Е. В. Сидоренко. В своих работах она отмечает следующие способы вербального взаимодействия взрослого с ребенком, которые приводят к построению демократических отношений с детьми: * констатирующие описания; воспроизведение действий и слов ребенка; * воодушевляющие высказывания; * честные и открытые ответы. В 50-х годах в США возникло направление групповой работы с родителями, основанное Х. Джайноттом, американским детским психотерапевтом, и получившее в литературе название «модель группового психологического консультирования». Его концепция гуманизации воспитания основана на идее развития эмоциональной сферы родителей с помощью осознания подлинных чувств, ценностей и ожиданий. В написанных пособиях, для родителей. Джайнотт не предлагает никакой теории, а в доступной форме рассматривает исключительно простые вопросы: как говорить с детьми, когда хвалить и когда ругать их, вопросы дисциплины, приучения к гигиене и т. д. Дж. Лэм И У. Лэм изложили следующие принципы воспитания детей (по Х. Джайнотту): * внимательно слушать ребенка. Родители, которые внимательно слушают своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе; * избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить ребенка или вызвать у него злость; * проявлять мысли и чувства без агрессивности; родители должны честно говорить о том, что они испытывают, и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка [5, с. 126-127]. Идеи гуманистически направленной психологии нашли отражение в практике воспитания детей в семье и обществе (Т. Гордон, М. Снайдер, Р. Снайдер), где особое внимание уделяется умению слушать и понимать детей. При этом понимание рассматривается не просто как техника или использование правильных слов, а как модель взаимоотношений взрослого с ребенком. В последнее время в отечественной психологии многие ученые все больше основываются на гуманистических принципах. Основой данного направления у нас явились идеи М. М. Бахтина о диалогической природе человеческого общения, человеческой личности. Этот подход к изучению человека используется сейчас Л. А. Петровской, А У. Харашем, Г. А. Ковалевым, О. Е. Смирновой, А. Ф. Копьевым и другими. А У. Хараш отмечает, что диалогическое общение обладает наибольшим воспитательным потенциалом. Отличительные особенности диалогического общения следующие: 1) равенство позиций воспитателя и воспитанника, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность вставать на позиции другого; 2) отсутствие оценок, полное принятие, уважение и доверие; 3) формирование у воспитателя и воспитанника сходных установок относительно одной и той же ситуации; 4) особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств; 5) способность участников видеть, понимать и активно использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные. Большой вклад в дело изучения взаимодействия родителей с детьми, безусловно, внесли представители бихевиористского направления. Еще в 40-е годы Б.-Ф. Скиннер предложил ряду наиболее известных психологов и специалистов, занимающихся социальным планированием, использовать научно обоснованную методику, основанную на положениях поведенческой технологии как средстве укрепления семьи и общества в целом. Он разработал ряд проектов, которые опирались на принципы, способствующие совершенствованию и увеличению количества и качества взаимодействий интеракций родителей и детей. Им принадлежат разработанные схемы анализа взаимодействия, которые основаны на понимании человеческого поведения как функции подкреплений, наград, поощрений и наказаний, например, теория диадического взаимодействия Дж. Тибо и Г. Келли. Усилия практиков этого направления в работе с родителями сосредоточены в основном на обучении родителей методике изменения поведения ребенка. Так, применяя поведенческие методы, Р. ДЖ. Валер, ДЖ. Х. Винкель, Р.Ф. Петерсон и Д.-С. Моррисон (1965) одновременно успешно обучили матерей мальчиков дошкольного возраста методам погашения неприемлемых реакций, дифференциального подкрепления и таймаута. Специалисты по наблюдению и экспериментальному изучению поведения пришли к выводу, что поощрение и подкрепление гораздо более эффективно действуют на изменение нежелательного поведения ребенка, чем наказания (К.Л. Андерсон и Х.-Е. Кинг, 1979). Б. Бухер и О.И. Ловаас (1968) полагали, что та польза, которая получается в результате методов наказания, ничтожно мала по сравнению с очень часто возникающими негативными эмоциональными реакциями. Одной из популярных и часто используемых моделей работы с родителями является модель, основанная на трансактном анализе. Теорию трансактного анализа применяли в работе с родителями такие психологи, как К. Стейнер, М. Джеймс и Д. Джонгвард, а также у нас в стране Е.В. Сидоренко. Техника работы в русле трансактного анализа предполагает освоение основных понятий этого теоретического направления и перенесения их на семейную почву. Описание методов работы с родителями детей-невротиков, можно найти в работах отечественных психологов и психотерапевтов А.Я. Варги, А.С. Спиваковской, А.И. Захарова. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое, как утверждают авторы, происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми [5, с. 128-129]. Таким образом, описанные выше направления ориентированы на различную практику работы с родителями, имеют различные цели, задачи, установки, а также различные уровни сложности. Использование одних моделей невозможно. Без знания терминологии и теории – бихевиористская модель, трансактный анализ; другие модели в значительной мере общественно направлены, ставят своей целью построение демократических взаимоотношений с детьми и уделяют много внимания элементам конкретного взаимодействия. 1.2 Понятие детско-родительских отношений Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка [1, с. 102]. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Особое значение внутрисемейных отношений, семейного микроклимата для воспитания детей отмечалось многими русскими исследователями. Так П.Ф. Лесгафт [16] подчеркивал, что условия семейной жизни помогают ребенку осознать свою причастность к роду человеческому, приобщиться к духовным ценностям народа, его языку, правам, оставляют неизгладимый след на всем его будущем существовании. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. О влиянии внутрисемейных отношений на формирование социального опыта ребенка свидетельствуют работы современных психологов, педагогов и практика семейного воспитания (А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко и др.). Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э. Эриксон, К. Хорни, др.) [19]. Понятие «детско-родительские отношения» указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Детско-родительские отношения включают в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком. Вообще под понятием «отношение» в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности [6, с. 148-149]. Проблема отношений родителей и детей – сложная и парадоксальная. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации. Специфика детско-родительских отношений заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой – это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Родительское отношение отличается своеобразием и внутренней конфликтностью, которые заключаются в максимальной выраженности и напряженности этих моментов. Они могут быть обозначены как личностное и предметное начало в отношении к ребенку. С одной стороны, в силу изначального единства, глубинной связи матери и ребенка, материнская любовь является высшим проявлением альтруистического, бескорыстного, то есть личностного отношения. С другой стороны, глобальная ответственность за будущее ребенка, порождает оценочную позицию, контроль за его действиями, превращая ребенка в объект воспитания. Поскольку эти два начала имманентно присущи каждому типу родительского отношения, их можно рассматривать как структурные составляющие родительской позиции – эмоциональный и оценочный [13, с. 50]. Детско-родительские отношения – двухполюсные, где на каждом из полюсов, как родителя, так и ребенка, определяется генезис и развитие общения и сотрудничества ребенка и родителей, хотя, безусловно, роли обоих участников претерпевают значительные изменения на каждой из возрастных ступеней развития. Активной стороной в построении детско-родительского взаимодействия является взрослый человек – родитель. Он целенаправленно организует взаимодействие, направляет его, подчиняя конкретной цели. Важной характеристикой при этом становится то, на что ориентируется родитель, какие условия принимает во внимание при построении взаимодействия. В ходе многих исследований детско-родительских отношений специалистами разных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями: реальное взаимодействие родителей с ребенком; отношение к ребенку основанное на неосознанной мотивации родителя; отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии. Детско-родительские отношения обусловлены рядом факторов: ? особенности личности родителей и форм их поведения; ? психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования; ? эмоционально-нравственная атмосфера в семье; ? диапазон средств воспитательного воздействия; ? степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; ? учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворений [12, с. 56]. Одним из важнейших составляющих детско-родительских отношений является глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка [12, с. 57]. Таким образом, детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. 1.3 Типы детско-родительских отношений Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на типологию стилей семейного воспитания: авторитарный, демократический и попустительский [11, с. 88]. Авторитарный стиль – все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физиологическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные дети сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными. Робкие, неуверенные дети приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим детям матери склонны реализовать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. Демократический стиль – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение. Попустительский стиль – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. В психолого-педагогической литературе выделяют следующие виды детско-родительских отношений [22, с. 108]. Сотрудничество заключается в поддержке и взаимоотношении. В семье удовлетворяются основные потребности всех членов семьи. Каждый независимо от возраста чувствует свою значимость, получает в семье помощь и понимание от всех. Паритет – подразумеваются «союзнические» отношения, базирующиеся на получении при взаимодействии общей выгоды, удовлетворяющей все стороны. Личностная значимость каждого члена семьи отодвигается на второй план, ценнее всего поиск рациональной целесообразности любого события. Соревнование – в семье каждый стремится быть первым во всем, быстрее, любой ценой достигнуть собственных целей. Конфронтация – в семейных отношениях преобладает стремление главенствовать над другими. Показывать свое превосходство над другими. Антагонизм – в семейных отношениях есть две или три противоборствующие стороны, которые не согласны на компромисс. Такое отношение может возникнуть между родителями и детьми. Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли [22, с. 110]. «Кумир» («мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимает, почему мир не принимает его так, как собственная семья. «Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для выброса негативных эмоций. У такого ребенка изначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора. «Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.). Анализ литературы позволил выделить следующие особенности личности родителей, патогенно влияющих на развитие детско-родительских отношений и развитие личности ребенка. Дезинтеграция личности родителей – внутренняя конфликтность, низкая степень самопринятия, невротическая структура личности, чувство вины, беспокойство, повышенная тревожность являются показателями дезинтеграции личности, отсутствия ее внутреннего единства. А.С. Спиваковская описала «семью-театр», где ребенок вовлекается в семейные игры. Родительское отношение также «театрально», демонстративно, как «на сцене», ? при посторонних демонстрируется любовь и забота, а «за кулисами» ребенок часто не нужен и контакт с ним может приобрести форму удовлетворения его особых материальных запросов [17, с. 116]. Эгоцентричность родителя – точкой отсчета в диаде «родитель – ребенок» является, прежде всего, сам родитель. Комплексы, особенности, желания родителя первичны и определяют его поведение. Даже воспитание ребенка по типу «кумир семьи» может быть обусловлено не реализованной в детстве потребностью родителя во внимании. Гипопротекция – реализуются только родительские интересы. Центрация на себе, на своих собственных проблемах, часто неосознанная, мешает формированию правильного родительского отношения. А.С. Спиваковская подчеркивает, что абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует: детско-родительские отношения глубоко индивидуальны и неповторимы, однако можно сформулировать основные «правила», которым родителям необходимо следовать – это любовь и независимость. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула, истиной родительской любви, формула принятия – это не «люблю, потому что ты – хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть» [9, с. 87-88]. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния родительской эмпатии на эффективность межличностных отношений младшего школьника с родителями 2.1 Выявление исходных показателей по проблеме исследования Чтобы выявить влияние родительской эмпатии на детско-родительские отношения нами были составлены две исследуемые группы МБОУ СОШ №1 города Бугульмы – 17 детей младшего школьного возраста (8-9 лет) и их родители (17 человек) в возрасте от 25 до 35 лет. В нашем исследовании были использованы: ? Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис); ? Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин); ? Кинетический рисунок семьи (Р. Бэнс, С. Кауфман); ? Проективная методика Р. Жиля. Для выявления уровня развития эмпатии использовалась методика «Исследование уровня эмпатийных тенденций» (И.М. Юсупов). Методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ) Для более подробного изучения детско-родительских отношений глазами родителя нами в том числе была использована методика Рене-Жиля. Проективная визуально-вербальная методика Р. Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий. Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения. Ключ методики. Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 ? «отношение к матери» ? их 20) и номера этих заданий. Таблица 2.1 Ключ проективной методики Р. Жиля Название шкалы Номера заданий Количество заданий Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 20 Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 20 Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители») 1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42 12 Отношение к братьям и сестрам 2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42 18 Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам 2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 16 Отношение к другу, подруге 4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40 14 Отношение к учителю, воспитателю 5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40 12 Любознательность 5, 26, 28, 29, 31, 32 6 Стремление к общению в больших группах детей («общительность в группе детей») 4, 8, 17, 20, 22-24, 40 8 Стремление к доминированию или лидерству в группе детей 20-24, 39 6 Конфликтность, агрессивность 22-25, 33-35, 37, 38 9 Реакция на фрустрацию 25, 33-38 7 Стремление к уединению, отгороженность 7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42 18 Инструкция: «Ответьте на каждое из 36 утверждений, выделяя ответы в соответствии с цифрами: «не знаю» – 0, «нет, никогда» – 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4, и ответу «да, всегда» – 5. Отвечать нужно на все пункты». Для облегчения проведения анализа полученных данных по методике мы присвоили испытуемым детско-родительским парам порядковые номера в виде дроби, где верхнее значение номер детско-родительской пары, нижнее значение обозначает родителя (1) или ребенка (2). Первым шагом исследования стало изучение уровня проявления эмпатии у родителей. Полученные результаты исследования родительской эмпатии представлены на рисунке 2.1. Рис. 2.1 Уровни развития эмпатийных способностей в родительской группе Из рисунка 1 видно, что наибольшее количество родителей (39%....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: