- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение лидерства и стили лидерства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006077 |
Тема: | Изучение лидерства и стили лидерства |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» Факультет «________________________» Кафедра «__________________________» ____________________________________________________ ____________________________________________________ (наименование темы курсовой работы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ (ПРОЕКТУ) по дисциплине (специализации) «______________________________» ЮУрГУ– ХХХХХХ. 200_.ХХХ.ПЗ КР (ПР) Нормоконтролер, (должность) Руководитель, (должность) ____________________И.О. Ф. ______________________И.О. Ф. ____________________201_ г. ______________________201_ г. Автор работы (проекта) Студент группы МН-233 ____________________И.О. Ф. ____________________201_ г. Работа (проект) защищен с оценкой (прописью, цифрой) ___________________________ _____________________201_ г. Челябинск 201_ АННОТАЦИЯ Шибанова В.А. Авторитет, лидерство и власть в управлении организацией.– Челябинск: ЮУрГУ, МН-233, 2016. Объектом исследования в курсовой работе является теория лидерства и подходы к изучению лидерства. Предметом исследования в работе является лидерство и стили лидерства. Цель исследования данной курсовой работы является изучение лидерства и стили лидерства. Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели: · сравнить соотношения понятий «лидер» и «менеджер»; · оценить подходы к изучению лидерства; · изучить стили лидерства; · изучить роль лидерства в системе управления организацией · исследовать понятие «власть» Актуальность темы работы объясняется новыми тенденциями в области управления организацией и важностью лидерства для эффективного развития и управления организацией. В моей курсовой работе я изложила основные концепции лидерства и показала уникальность и значимость работы менеджера, сделала попытку выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 1 ПОНЯТИЕ АВТОРИТЕТА, ВЛАСТИ И ЛИДЕРСТВА……………......... 1.1 Власть…………………………………… ……….…………….…… 1.2 Лидерство……………………………….…………………………… 1.3 Авторитет………………………………...………………………….. 2 РУКОВОДСТВО В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ….…...…........... 2.1 Соотношение понятий «лидер» и «менеджер»………………........ 2.2 Стили руководства………………………………………………….. Анализ подходов к изучению лидерства в организации …………. 3АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СПОРТ-ЛАЙФ»…………….………… 3.1 Общая характеристика ООО «Спорт-лайф».. ……………………… 3.2 Организация личной работы руководителя …….…………………. 4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………....... БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………….... ВВЕДЕНИЕ Лидерство - это способность отдельной личности оказывать воздействие на других участников сообщества, благодаря чему лидер получает возможность достигать поставленную цель или цели. Таким образом, руководитель имеет возможность стабильно оказывать влияние на подчиненных. За последние полвека в теории и практике систем менеджмента проблема тождества эффективности управления и навыков лидерства является одной из основополагающих. То есть, каждый менеджер, стремящийся сделать свою работу эффективной, должен стать лидером. Такая постановка вопроса уникальна для менеджмента. Идея о лидерстве прочно вошла в систему: от планирования до контроля. Немаловажен и тот факт, что персонал любого предприятия в первую очередь дает оценку деловым качествам менеджера по его возможности занять лидерскую позицию. Благодаря такому паритету, только истинный лидер сможет эффективно руководить сотрудниками, объединять коллектив и направлять его на решение определенных проблем. Опытный лидер оперирует четким планом по следующему алгоритму: определяет цели, стоящие перед организацией; организует и вдохновляет коллектив на их решение; регулярно проводит обсуждение с сотрудниками о выполнение работ; всячески активирует и поощряет инициативу сотрудников и их творческий подход; формирует возможность открытых отношений в коллективе; делегирует полномочия временно или постоянно своим подчиненным; регулярно осуществляет контроль над подчиненными, и работает с ними над корректировкой ошибок. Если менеджер является лидером, то сотрудники оказывают ему доверие, и это главное. Доверительное отношение складывается из уважения к людям и личного профессионализма менеджера. Это общее положение, более четко сложно сформировать образ менеджера – лидера, поскольку на сегодняшний день существует множество теорий. Проблема приобретения навыков лидера - максимально актуальна для каждого менеджера. Если руководитель хочет быть эффективным, он должен интегрировать в себе авторитетного управленца и лидера. Именно это поможет ему и его предприятию точно координироваться, преодолевать трудности и выходить на новый уровень развития. Объект исследования данной курсовой работы - теория лидерства, а также возможные подходы к изучению этой темы. Кроме этого, в работе будут рассмотрены различные стили лидерства. Вопросы, которые будут проанализированы для прояснения проблемы: сравнить и сопоставить понятия менеджер и лидер; оценить возможные подходы к изучению проблемы лидерства; рассмотреть стили лидерства; проанализировать роль лидерства в системе руководства предприятием; проанализировать понятие власть. Данная тема максимально актуальна для современного предприятия, поскольку существующей системе управления организациями необходимы новые тенденции. В данном аспекте заложены возможности роста и развития предприятия. В моей работе я описываю базовые концепции лидерства, а также показываю уникальность и значимость работы менеджера. Также я попыталась выделить некоторые моменты взаимоотношений лидера и его аудитории, которые делают руководителя - успешным, а его деятельность - эффективной. 1.ПОНЯТИЕ АВТОРИТЕТА, ВЛАСТИ И ЛИДЕРСТВА 1.1. Власть. Власть — это способность диктовать свою волю другим людям, воздействовать на их деятельность, на их поведение, вопреки их личным устремлениям и даже сопротивлению. Суть власти не находится в зависимости от того, на чём базируется эта возможность. Власть может основываться на самых разнообразных методиках: авторитарных и демократичных, честных и бесчестных, осуществляться насилием и полагаться на мести, провокациях, шантаже, вымогательстве, обмане, стимулировании, манипулировании сознанием, обещаниях и прочее. Истолкование власти различно у разных авторов, как и причин её появления и проявления в обществе. Каждый аспект власти фиксируется и вступает в генезис с другими ее проявлениями. Биологическая интерпретация власти рассматриваете, как механизм связывания и обуздания агрессивности людей, которая рассматривается, как присущая и укорененная в глубоких, базовых инстинктах человека, как существа с биосоциальными характеристиками. Как определяет Александр Силин, агрессия – это инстинкт борьбы, которая направлена на собратьев по биологическому виду. Она присуща, как животным, так и людям. Фридрих Ницше рассматривал власть, как способность и волю к самоутверждению человека. Этот философ утверждал, что «жизнь – это воля к власти». Томас Гоббс трактует власть, как одно из средств достижения благ в перспективе. Поэтому, на первую позицию ставил эту склонность, которая по его заверениям присуща всем представителям человеческого рода. Томас Гоббс утверждал, что людям свойственно: «Вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, которое прекращается лишь со смертью». Философы Древнего Китая - Конфуций и Мо-Цзы, выделяют иную природу власти. Они рассматривают ее божественную и естественную сторону происхождения. Мудрецы трактовали необходимость ее присутствия в социуме, как разумного механизма установления порядка в общении людей и его поддержания. Они считали, что власть, призвана регулировать взаимоотношения руководящих личностей народа. Конфуций еще в 5 веке до нашей эры определил божественность существования власти на земле. Если следовать такому пониманию природы этого явления, то иерархическая власть императора над гражданами тождественна отеческой власти главы рода или семьи над домочадцами. Власть - это возможность оказывать влияние на людей: на их поведение, на их деятельность, на их мнения. С использованием какого-либо средства: принуждения, воли, поощрения, дезинформации, интриги, интриг, страха и другое. Руководитель обладает властью над подчиненными, поскольку они полностью зависят от него в таких аспектах, как формирование рабочего задания, повышение/уменьшение зарплаты, карьерный рост, положение в коллективе и многое другое. Но стоит отметить, что в отдельных случаях подчиненные также могут влиять на руководство, так как от них зависят такие взаимоотношения, как возможность сотрудничества, получение точной информации и другое. Если руководитель хочет быть успешным, он всегда будет стараться соблюдать баланс между своим влиянием над подчиненными и личной зависимости от коллектива. Властвуя над сотрудниками, он будет стараться заботиться о воплощении в жизнь коллективных целей и о содействии группе в возможности их достижения. Некоторые формы власти Власть может выражаться в самых разнообразных формах. Ее основы можно теоретически привести к трем основным видам: а) Власть, базирующаяся на принуждении. Это формирование влияние через страх. Подчиненный постоянно осознает, что может быть наказан, лишен необходимых потребностей, понижен в должности, лишен премии, уволен и прочие неприятности. Каждый человек боится негативных событий, поэтому через страх он осознано или бессознательно позволяет на себя влиять руководителю. Страх, как ощущение ассоциируется у личности с насилием и физическими страданиями. Но это лишь база страха, есть и иные механизмы воздействия. Например, боязнь потерять любимую и хорошо оплачиваемую работу или боязнь остаться без средств к существованию. Это свойственно каждому человеку. Страх используется руководством очень просто, в определенных обстоятельствах менеджер намекает подчиненному на возможное увольнение или понижение по службе. Практика показывает, что это дает мгновенные результаты. Но если подчиненный образован и компетентен в законодательстве, такое грубое воздействие его не испугает. Поэтому, воздействуя с помощью страха на такого сотрудника, лучше направлять его на такие аспекты, как самолюбие, материальную заинтересованность и прочие интеллектуальные вопросы. Например, вскользь брошенная руководителем фраза о том, что другой специалист справился бы с таким заданием быстрее и лучше, принижает профессиональное достоинство и вселяет страх о его статусе, как профессионале. Влияние через страх лучше использовать в тех ситуациях, когда сотрудник нарушает поведение, установленное в организации корпоративным регламентом. Именно поэтому, чтобы руководитель имел возможность таким образом влиять на коллектив, необходимо сформировать систему контроля. Но стоит учитывать тот факт, установленный исследованиями, что коллектив, где преимущественно применяют власть, как форму принуждения, характеризуется менее продуктивной производительностью труда, менее качественным результатом, и, как следствие, невысоким уровнем прибыли предприятия. б) Власть, базирующаяся на вознаграждении. Посул вознаграждения - один из самых традиционных и действенных способов оказывать влияние на деятельность людей. Исполнитель надеяться, что руководитель сможет удовлетворить его насущные потребности и даже превысить их. Этот фактор начинает стимулировать его на выполнение действий в нужном направлении и надлежайшем объеме. Власть, базирующаяся на возможности получить вознаграждение, влияет через позитивное ожидание подчиненных. Сотрудник не будет сопротивляться такому влиянию, что дает возможность руководителю добиваться желаемого поведения и результата. Если менеджер хочет эффективно воздействовать на подчиненного, нужно, чтобы вознаграждение принималось им, как нечто ценное. Так сотрудник будет воспринимать будущие блага, как нечто равноценное согласию на влияние, своим последующим действиям и конечному результату. Безусловно, эта адекватность – воображаемая, но именно она является преимуществом власти, базирующимся на обещаниях. Руководитель должен понимать и правильно оценивать сотрудника, так чтобы посулы были адекватны интересам и чаяниям подчиненного, так обещания будут попадать точно в цель. Следует понимать, что менеджер ограничен в возможностях раздавать поощрения. Так же лимитировано в возможности выдавать поощрение и само предприятие. Поэтому успешный менеджер должен иметь в своем арсенале такие поощрения, которые не принесут убыток организации, но будут хорошим стимулятором. в) Власть должностная. Законная власть – это наиболее действенный, исторически сложившийся и прекрасно воспринимаемый каждым гражданином способ подчинения. Руководитель имеет четкий, понятный людям управленческий статус. Должностная власть формируется самой совокупность соподчинения (субординации), а также системой прав и обязанностей в системе управления. Она определяется наличием у руководителя всех полномочий по реализации решений управленческого характера и формированию нормативных актов. Подчиненный в свою очередь обязаны их неукоснительно исполнять. Каждый руководитель в полной мере может пользоваться законной властью, в силу того, что именно ему делегированы полномочия распоряжаться действиями людей. В этом случае сами основы власти является необходимым и достаточным инструментарием управления. С его помощью менеджер может принудить подчиненных выполнять действия, направленные на достижение целей предприятия. Исполнитель точно знает, что руководитель имеет право приказывать, а его долг – точно выполнять распоряжения. Это традиционное влияние. На нем зиждутся устои современного общества. Подчиненный понимает, что выполнение приказов начальства приведет его к удовлетворению личных потребностей. Однако отдельные исследователи считают, что если руководитель будет полагаться исключительно на традиционную власть, то это породит проблемы. Они будут связаны с тем, что у современного человека формируются ценности, которые противоречат традициям. Для руководителя данный фактор будет связан с тем, что он не сможет всецело и объективно использовать имеющийся человеческий потенциал. 1.2.Лидерство. Лидерство - это наличие у человека личного авторитета, который для руководителя дает возможность эффективно сплачивать коллектив и направлять его к нужным предприятию целям. Практика показывает, что некоторые управленцы злоупотребляют этой способностью для реализации личных интересов. Современные исследователи данной темы сформировали несколько направлений в ее изучении. Таким образом, теория лидерства на сегодняшний день не имеет единого способа рассмотрения. Согласно традиционной концепции лидерства, лидерские способности базируются на личных характеристиках человека. Они могут быть врожденными, но в отсутствии таковых, их можно сформировать, то есть воспитать в личности. В первую очередь лидер имеет власть над людьми в силу хороших знаний о психологии личности человека, из чего следует, что настоящий лидер - это прекрасный психолог. Он быстро чувствует настроение собеседника и его моральное состояние, вне зависимости от того, кто перед ним - единомышленник или оппонент. Лидер умеет вести беседу в любых обстоятельствах - официальных и неофициальных. Существует постулат, что каждый лидер - это руководитель, но не каждый руководитель является лидером. Причем, совершенно не имеет значения факт формализации лидерства конкретного человека, поскольку вокруг него в любом случае соберутся люди, которые будут выполнять его приказы и поручения. Если человек хочет сформировать в себе лидерские качества, ему недостаточно полагаться на собственный талант, но нужно усердно развивать знания и навыки, как профессиональные, так и личностные. Без развития и роста способность руководить людьми со временем утрачивается. Исследования показывают, что настоящим лидером может стать человек, который изначально наделен данной способностью, а в процессе жизнедеятельности накапливает опыт. Как правило, расцвет лидерских возможностей приходится на 35 лет. Теория менеджмента подразделяет лидеров на две группы: лидер-игрок; открытый лидер. Первая группа – это менеджеры, которые являются лидерами лишь на уровне впечатлений о них окружающих. За экстерьером ничто не стоит – ни собственные убеждения, ни собственные взгляды, ни собственные цели. Лидеры-игроки всегда действуют в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, их главная цель – оставаться на плаву. Именно игроки управляют подчиненными исключительно в личных устремлениях. Их главная цель – оставаться в роли лидера при любых обстоятельствах. В их инструментарии много красивых слов и благородных устремлений, которые в своей основе имеют личное благополучие. Игроки постоянно сменяют свои маски в зависимости от сложившихся на тот момент обстоятельств. Это пресловутый двуликий Янус, у которого подспудно всегда есть личная выгода. По сути, игроки - это истинные карьеристы, на пути продвижения по лестнице должностей, их не смогут остановить ни люди, ни события. Открытые лидеры по-настоящему живут чаяниями коллектива, их привлекает некая общая идея. Такие менеджеры во всем являются полными противоположностями игрокам, но, так же, как и они, руководствуются обстоятельствами в своих действиях. По сути, именно эти люди и являются настоящими лидерами, поскольку с участниками сообщества их связывают прямые и достаточно честные взаимоотношения. Открытые лидеры имеют настоящий авторитет у окружающих. Во многом он – непререкаем. Авторитет руководителя у участников сообщества формируется на основе таких качеств, как опыт, знания, порядочность, открытость и справедливость. Эта группа лидеров встречаются гораздо реже игроков, поскольку хорошо социализированными людьми чаще управляют тщеславие и амбиции, нежели благородные цели. Концепции лидерства Лидерские качества интересуют людей с древних времен, на прошедшее время произведено большое количество исследований, в результате которых специалисты выделили три подхода к изучению темы: традиционна концепция; ситуационная концепция; новые теории. Базовыми и наиболее ранними является традиционная теория. Она базируется на концепции лидерских личных качеств или концепции лидерского поведения. Эти две концепции легко объединяются в одну, поскольку обе основаны на изучении лидера, как человека, который наделен специфическими качествами. Они могут быть присущи ему от рождения, либо сформированы в процессе воспитания. Так, обе концепции определяют общие поведенческие лидерские аспекты. Но концепция лидерских личных качеств смотрит на лидеров, как на особенных людей, которым присущ набор врожденных индивидуальных черт характера. Так основная идея этой теории: лидером невозможно стать, им нужно родиться. Эту концепцию поддерживали такие видные мировые ученые, как Ральф Стогдилл, Эдвин Гизелли и Уорен Бенине. Но, как бы ни была очевидна данная тория, в результате всех исследований не смогли выявить общих поведенческих черт, которые были бы присущи только лидерам. Эта концепция явилась предпосылкой к возникновению и развитию иных теорий лидерства, в частности такой, как идея, основанная на лидерском поведении. Она допускает возможность воспитания лидеров по специфическим программам, которые могут сформировать в человека соответствующие качества. На базе данной теории были разработаны программы подготовки лидеров. Тем не менее, несмотря на многочисленные научные исследования, четких взаимосвязей между характером лидера, эффективностью управления и удовлетворенностью личности от решения поставленных задач выявлено не было. Ясно одно - универсального типа лидера нет. Этот вывод послужил предпосылкой к изысканию иных подходов к теории лидерства. Так появилась теория, сформулированная Френком Фидлером. Он предположил, что лидер проявляет свои уникальные характеристики в конкретных сложившихся обстоятельствах, причем он будет вести себя различно в разных ситуациях. В ситуационной концепции лидерства рассматривают воздействия внешних факторов на человека, которые оказывают существенное влияние на возможность ведущего вести за собой ведомых. Общими для вышеназванных концепций лидерства является положение, что итоги управленческой деятельности напрямую взаимосвязан с личными качествами руководителя. Из чего рождается предположение, что и то, и другое можно воспитать или изменить. Так появились новые теории. Наиболее известными из них: концепция атрибутивного лидерства (или аналитика); харизматического лидерства; преобразующего лидерства (или реформатора). Эти теории рассматривают личные душевные качества человека, а также его возможность через свой внутренний мир воздействовать на подчиненных. Хотя ни одна из вышеназванных концепций не смогла полностью описать феномен лидера, все они были признаны имеющими право на существование. Так лидерство до сегодняшнего дня остается загадкой. 1.3.Авторитет. Авторитет - это позитивная оценка возможностей руководителя и уверенность сотрудников в правильности выбираемых им вариантов решений. При наличии авторитета у менеджера, его личность привлекательна для исполнителя настолько, что он хочет уподобиться ему. Так у сотрудника складывается впечатление, что знания, навыки и опыт руководителя помогут ему в будущем удовлетворить собственные потребности. Авторитет руководителя формируется из двух источников: вера в уникальные способности руководителя и его престиж; вере в уникальные особенности конкретного человека и его бизнес-качества. Настоящий авторитет руководителя воспринимается подчиненными, как единство профессионализма, соответствие должности и уникальности личности. Такое отношение может завоевать только сам менеджер, если будет позиционировать себя перед коллективом, как личность, наделенная умом, знаниями, волей, порядочностью, принципиальностью, требовательностью, справедливостью и нравственной чистотой. Практика показывает, что достойного руководителя не может быть без авторитета. Недостаток или полное отсутствие авторитета может вызывать множество сложностей в отношениях между менеджером и коллективом. Каждый руководитель должен знать, что сотрудники будут его воспринимать позитивно, если он будет обладать следующими качествами: сотрудники понимают, что должностные обязанности руководителя сбалансированы; коллектив считает, что их лидер достаточно компетентен в руководстве и профессии; методы работы менеджера понятны сотрудникам и не вызывают отторжения; личные качества воспринимаются положительно. Чтобы завоевать авторитет у коллектива нужно время. Сначала достаточно приобрести внешний авторитет, что выражается в следующих действиях: при вступлении в должность организовать некую церемонию; иметь и представить заслуги, награды и хорошую карьеру; просторный служебный кабинет; лимитирование допуска посетителей на прием; служебный автомобиль; достойный оклад и доступность материальных благ. Если новый руководитель обладает вышеперечисленными признаками, то на первых порах, пока не произошло более плотное знакомство, коллектив его воспримет с уважением. Далее менеджеру нужно будет укреплять свой авторитет уже действиями, знаниями и поступками. Все они должны вызывать в коллективе одобрение. Следует понимать, что руководителю не нужно трудиться лучше всех. Его достоинства в другом – в объективном отношении к подчиненным, искренней и доброжелательной манере общения, возможности принять решение в том случае, когда он уверен, что решит проблему лучше, нежели подчиненные. Главное слагаемое авторитета руководителя – это доверие коллектива: сотрудники убеждены, что менеджер доброжелательно относится к подчиненным; коллектив не сомневается, что у руководителя широкий кругозор; подчиненные уверены в том, что менеджер совместно с ними работает над решением задач, в зависимости от ситуации предлагает решения сам или доверяет их решение сотрудникам. Авторитет любой личности - это влияние примером и очевидная власть, которая базируется на бессознательном, харизматическом восприятии человека. В этой ситуации руководитель настолько привлекателен для сотрудника, что подчиненному хочется быть похожим на него. Это происходит на уровне подсознания, то есть ведомый даже не отдает себе отчета в своих ощущениях. Кроме этого, в каждом человеке заложена потребность в уважении кого-то, признание авторитета менеджера, удовлетворяет эту потребность. Наиболее привлекательные характеристики харизматических людей: Сильная энергетика. При общении окружающие люди воспринимают человека, как излучающего из себя энергию и дарящего ее. Приятный внешний вид. Лидер не нужно быть красивым, но его внешний облик должен быть привлекательным, например, хорошая осанка и умение держаться. Независимость. В своих устремлениях к жизненному и профессиональному благополучию и уважению окружающих, эти люди полагаются только на себя. Хорошие ораторские способности. Эти способности во все времена были решающими для лидера. Возможность достойно воспринимать свой авторитет перед окружающими. Лидер чувствует себя комфортно, когда им восхищаются, но не впадает в надменность. Уверенная манера держаться в обществе. Лидер всегда выглядит собранным и владеющим ситуацией. Практика показывает, что руководитель, имеющий авторитет у подчиненных, обладает яркой индивидуальностью. Он имеет власть, но она зиждется на разумной вере. Но лидер должен быть компетентным и как специалист для того, чтобы коллектив доверял ему. В таком случае подчинение будет логичным и осознанным, поскольку руководитель, по мнению сотрудников, обладает профессиональными знаниями и опытом. Они будут верить, что эти характеристики в будущем позволят им приблизиться к желаемому благополучию. Но руководитель должен понимать, что только видимые действия помогут ему приобрести влияние. А если эти действия будут правильны и разумны, убежденность коллектива будет крепнуть, а власть руководителя – расти. Увеличивающаяся сложность технологических процессов на современном предприятии ускорила и увеличила возможность использования веры в лидера, как эффективного механизма влияния. Отдельные исследователи установили, что если трудовому коллективу говорят, что один из сотрудников является настоящим специалистом в отдельной сфере производства, то остальные начинают тут же прислушиваться к его рекомендациям. Специалисты действительно оказывают влияние в коллектив предприятия, даже если не наделены формальными полномочиями руководителя. Это выражается в полном согласии менеджера с мнением конкретного профессионала по большинству вопросов. Также руководитель прислушивается к рекомендациям специалиста. Прибегая к компетентности отдельных специалистов и ориентируясь на их мнения по тем или иным вопросам, руководитель высвобождает свое время на другие бизнес-процессы. В некоторых случаях разумная вера может трансформировать баланс руководителя и подчиненного, поскольку менеджер нуждается в знаниях, которыми не владеет. То есть в определенные производственные моменты, подчиненный имеет большую власть, нежели сам руководитель. Новый руководитель может даже попасть на какое-то время под авторитет специалистов. 2.РУКОВОДСТВО В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 2.1 Соотношение понятий лидер и менеджер Феномен лидерства может стать понятней, если его сопоставить с управлением. Стоит понимать, что быть руководителем в организации и быть лидером в ней - это далеко не тождественные позиции. Менеджер в первую очередь имеет влияние на бизнес-процессы и подчиненных в силу занимаемой им должностной позиции. Лидерство, как особый тип управления, больше базируется на эффекте социального воздействия, в частности, в организации. В отличие от официального должностного управления, лидер имеет в своем влиянии не подчиненных, а последователей. Таким образом, образуются совершенно разные взаимосвязи, в ситуации начальник - подчиненный, а в случае лидерства – последователи. Быть руководителем на предприятии, это еще не значит являться лидером в коллективе, поскольку лидерство не предполагает формальной основы. Можно быть первым ТОП-менеджером, но не быть лидером организации. Это различные позиции. Даже эффективный и успешный менеджер может не занимать лидерских позиций. Определения лидера и руководителя различны. Менеджер: Администратор. Поручатель. Трудится в соответствии с целями других людей. Основа его действий – план предприятия. Полагается на существующую систему. Оперирует доводами. Контролирует бизнес-процессы. Поддерживает развитие и рост предприятия. Обладает профессиональными знаниями. Обязан принимать решения различного уровня. Правильно вдет бизнес. Уважаем по должностному положению. Лидер: Привержен к инновациям. Вдохновляет сотрудников. Трудится по своим задачам. Основа его действий – видение бизнес-процесса. Может полагаться на сотрудников. Оперирует эмоциями своими и окружающих. Доверяет коллективу. Дает процессам энергию. Характеризуется, как энтузиаст. Если менеджер назначается вышестоящим руководством, и вместе с должностью получает соответствующие полномочия, например, право на санкции любого рода в диапазоне корпоративной культуры. Лидерские позиции диаметрально противоположны - лидер выделяется из коллектива по должностному положению равных себе людей. По сути, он является «одним из многих». Но практика показывает, что в компетенции лидера применять некоторые санкции в отношении окружающих, несмотря на свой неформальный статус. Существует очень важный момент, если человек стремиться к лидерству в коллективе, но не может получить авторитет у окружающих, он никогда не добьется своей цели. Чего нельзя сказать о менеджменте организации. Руководитель назначается на должность и занимает ее, вне зависимости соответствует он ей или нет. Резюмируем Менеджмент – это социальный феномен, лидерство – психологический: Во-первых, руководство и лидерство - это средства организации и координации, взаимоотношений участников социальной группы. Это - средство управления коллективом. Только менеджер делает это в системе официальных отношений, а лидер - в системе неформальной. Во-вторых, руководство и лидерство реализуют социальное влияние в коллективе. Но руководство оказывает влияние по официальным каналам, а лидер - по неофициальным. В-третьих, руководство и лидерство активно используют субординацию во взаимоотношениях. Но в руководстве она отчетливо закреплена должностными инструкциями, а в лидерстве – формально не существует. В связи с вышесказанным становится понятно, почему время от времени лидерство способно стать руководством, а руководство – лидерством. Таких примеров в истории очень много. На сегодняшний день эффективным руководителем предприятия считается тот, который одновременно является лидером в коллективе. То есть, если менеджер должен быть лидером в той или иной степени, то лидеру совершенно не обязательно быть менеджером. Лидер может появиться в любых отношениях, как в формальных, так и в не формальных. Менеджеру такое недоступно. Стили руководства Многочисленные теории современной экономики дают различные определения стилей руководства. Но наиболее востребована типология лидерства Курта Левина. Она предполагает, что стилей руководства может быть три: авторитарный стиль; демократичный стиль; либеральный стиль. Главным принципом выделения этой типологии является характер принятия руководителем решений и позиционирования себя относительно подчиненных. Авторитарный стиль. Авторитарный стиль - это централизованная власть, находящаяся только в руках руководителя. Он единолично принимает любые решения и однозначно определяет деятельность подчиненных. Инициатива сотрудников исключается полностью. Удел подчиненных – только исполнение тех действий, что им предписаны, для этого они получают самый минимум информации, которой достаточно, только чтобы совершить определенную процедуру. В гипертрофированном проявлении руководитель, опирающийся на авторитарный стиль - это деспот. Он приказывает, властвует и не принимает возражений. С подчиненными держит себя неприветливо, импульсивен, склонен к быстрым решениям. Он одаряет и наказывает сотрудников по своему выбору. В организации, где руководит такой менеджер, нет четкой корпоративной культуры. Деспот жестко освобождается от компетентных и творческих людей. Он окружен свитой, которая воспевает хоралы. В таком коллективе превалируют сплетни, интриганство и доносы. В основе большинства конфликтов в коллективе лежит авторитарный стиль управления, поскольку претензии менеджера на компетентность и объективность по всем направлениям порождают хаос. В результате значительно снижается эффективность работы и производительность предприятия. В развитых капиталистических странах авторитарный стиль менее выражен, поскольку менеджеры владеют разными техниками общения и руководства. В России, где на настоящий момент сложилась жесткая система, даже демократ может использовать в практике управления авторитарные методики. Демократический стиль. Руководитель, выбравший демократического стиля управления, децентрализует свою власть. Он консультируется с компетентными сотрудниками, привлекает подчиненных к участию в формировании решений и их выбору, коллектив получает необходимое количество информации и имеет объективное представление о перспективах. Демократичный стиль порождает доверие между начальником и подчиненными. Руководитель-демократ адекватно воспринимает критику снизу. Но как бы ни были приняты решения – самостоятельно менеджером или коллегиально с подчиненными – ответственность за них несет руководитель. Демократ знает ситуацию на производстве и в коллективе, использует рефлексивные методы руководства, проводя контрольные мероприятия, не обращает внимания на мелочи, а ориентируется на конечный результат. Такой подход к управлению воспитывает в подчиненных самостоятельность и ответственность. Они воспринимают задачи предприятия, также как собственные. Управление базируется на уваже....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: