- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение художественной специфики произведений В.Я.Брюсова, А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилева, О.Э.Мандельштама и В.В.Маяковского посвященных Первой мировой войне
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007350 |
Тема: | Изучение художественной специфики произведений В.Я.Брюсова, А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилева, О.Э.Мандельштама и В.В.Маяковского посвященных Первой мировой войне |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………………..3 Глава 1. Культурно-исторические и стилистические особенности русской поэзии конца XIX – начала XX века ………….……………………..………... 7 1.1 Поэзия серебряного века в контексте исторической эпохи……………..7 1.2 Специфика литературной жизни периода серебряного века…………...15 1.2.1 Символизм в поэзии серебряного века………………………………..15 1.2.2 Акмеизм в поэзии серебряного века …………………………………..19 1.2.3 Футуризм в поэзии серебряного века…………………………………23 Глава 2. Специфика художественного отражения событий Первой мировой войны в творчестве поэтов-модернистов ……………………………………...28 2.1 Тема Первой мировой войны в поэзии В.Я.Брюсова……………………...28 2.2 Тема Первой мировой войны в поэзии А.А.Ахматовой…………………..38 2.3 Тема Первой мировой войны в поэзии Н.С.Гумилева…………………...47 2.4 Тема Первой мировой войны в поэзии О.Э.Мандельштама……………...53 2.5 Тема Первой мировой войны в поэзии В.В.Маяковского………………60 Заключение……………………………………………………………………….66 Список использованной литературы…………………………………………...70 ВВЕДЕНИЕ Первая мировая война стала одним из наиболее крупномасштабных военных конфликтов, в котором участвовали многие страны, в том числе и Россия. Как любое значительное историческое событие, Первая мировая война нашла свое отражение в творчестве русских литераторов. Поэзия обогатилась новой, не радостной, но весьма значимой военной нотой, которая отмечается в произведениях очень многих поэтов конца XIX – начала XX века. Каждый из них видел сущность происходивших событий по-своему и выражал свои чувства в стихах сугубо индивидуальным образом. Несмотря на то, что многие из них непосредственно не участвовали в военных действиях, печаль народа сформировала достаточный пласт вдохновения. Именно особой значимостью военной тематики в литературном творчестве поэтов начала ХХ века обусловлена актуальность темы данного исследования. Объектом нашего исследования являются мотивы и образы, отразившие события Первой мировой войны в творчестве русских поэтов, а предметом исследования стали способы их художественного воплощения в поэтическом творчестве В.Я.Брюсова, А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилева, О.Э.Мандельштама и В.В.Маяковского. Цель исследования: изучить художественную специфику произведений В.Я.Брюсова, А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилева, О.Э.Мандельштама и В.В.Маяковского посвященных Первой мировой войне. Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач: -изучить влияние социально-политических событий на содержательные аспекты творчества литераторов серебряного века; - рассмотреть комплекс образов и мотивов русской поэзии начала ХХ века, инспирированных событиями Первой мировой войны; - выявить особенности художественного воплощения и интерпретации темы Первой мировой войны в поэтических произведений В.Я.Брюсова, А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилева, О.Э.Мандельштама и В.В.Маяковского. Методологическая база исследования включает в себя следующие методы, использованные при написании дипломной работы: культурно-исторический и сравнительный методы; мотивный анализ. Информационную базу исследования представляет совокупность научно-исследовательских трудов выдающихся историков и литературоведов. Многие отечественные и зарубежные исследователи, например, такие как Р.Д.Тименчик, Л.К.Долгополов, М.Л.Гаспаров и другие обращались к анализу содержания творчества поэтов серебряного века. Л.А.Смирнова, Ф.А.Степун, И.В.Степун писали о единстве духовных устремлений литературы того времени, обусловленного недавно произошедшими военными событиями. Более того, в данных исследованиях большое внимание уделяется особенностям художественного осмысления военных событий в литературе начала ХХ века, что представляет для нашего исследования особый интерес. Структура дипломной работы представляет собой научное исследование, состоящее из: - введения, в котором представлено обоснование актуальности темы исследования, цель и задачи следования, содержание методологической и информационной базы исследования; - первой главы, в рамках которой рассмотрены историко-теоретические аспекты отражения военных событий в поэтическом творчестве; - второй главы, содержащей результаты поэтического творчества В.Я.Брюсова, А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилева, О.Э.Мандельштама и В.В.Маяковского посвященного Первой мировой войне. - заключение, в котором представлены основные выводы исследования; - списка использованной литературы. ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА 1.1 Поэзия серебряного века в контексте исторической эпохи Конец XIX – начало XX века - это бурный период в истории России, в течение которого произошло радикальное изменение общественной жизни в экономической, политической, научной и культурной сфере. В частности, в сфере искусства и литературы на смену классической эпохе пришла эпоха эстетического многообразия во всем проявлении данного слова. Причем особенно динамично в это время развивалось поэтическое творчество, позднее заслужившее название поэтического ренессанса, или же – серебряного века. Блистательный взлет отечественной поэзии, открытие созвездия оригинальных и талантливых поэтов на рубеже XIX – XX веков воспринимается как удивительное явлении в истории культуры России. Сравнительно короткий период был назван серебряным веком, причем данное наименование одновременно возникло и в России, и в эмигрантской среде (Б.Зайцев, Н.Бердяев). И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл, - писала в "Поэме без героя" А.Ахматова о рубеже веков. Хронологические рамки данного периода принято обозначать с 1890 по 1917 год. Пожалуй, самой характерной литературной особенностью исследуемого нами периода является многогранность путей развития поэтического творчества. В русской литературе никогда не существовало одновременно такое количество разнородных течений, направлений и школ, как в это время. Как и жизнь, литературный процесс развивался весьма стремительно, в острой полемике между поэтами, в быстрой смене стилей и форм, в выработке индивидуальных художественных систем и даже новых, целостных направлений. Характерными лицами данной эпохи были поэты, стоявшие в стороне от литературной полемики между различными группировками, так называемые «поэты вне направлении»: М.Цветаева, М.Волошин, М.Кузьмин. Особняками стояли новокрестьянские поэты, такие как Н.Клюев и С. Есенин, организовавшие с писателями С.Клычковым, С.Ширяевым и П.Карповым. собственную творческую группу. Также, необходимо отметить творчество поэта Саши Черного, который стал наиболее ярким представителем сатирической поэзии, поскольку не принимал многих поэтических нововведений модернизма. Эти авторы также относятся литературоведами к поэтам серебряного века. В поэтике данного периода замечаются и некоторые универсальные тенденции. Одно из них является реформации тематического строя лирики. Конкретика уступила место вечным темам жизни и смерти, красоты и любви, радостей и мук творчества. Намного активней, нежели прежде, использовалась ролевая лирика, в контексте которой поэтические высказывания строились от лиц, введенных в текст персонажей. Например: «Я – вождь земных царей и цариц, Ассаргадон» (В.Брюсов), «Я конквистадор в панцире железном» (Н.Гумилев), «Я кабацкая царица, ты кабацкий царь» (М.Цветаева). Поэзия данной эпохи характеризуется возрастающей ролью игры и театрализации. У многих мастеров серебряного века лирическое «Я» раскрывается в череде сменяемых масок, в веренице перевоплощений. Ценились ролевые и предметные разнообразия, эстетическая контрастность, многогранность, пестрота, немонотонность. Отношения между аудиторией и поэтами строились в поэзии серебряного века по новым правилам: поэты далеко не всегда стремились быть общепонятыми, они преимущественно обращались к читателю-творцу, читателю-соавтору. Стихотворения были призваны не столько транслировать чувства и мысли авторов, сколько пробуждать в читателях их собственные, помочь им этого достичь. Поэтика серебряного века видится нам как поле взаимодействия противоположных тенденций: семантической точности и смысловой многозначности, логической упорядоченности построения и композиционной аморфности. Также, не малое разнообразие было внесено в ритмику стихотворной речи и в саму метрику стиха: от сверхдлинных строк у Бальмонта до разнообразных верлибров Кузьмина и вариантов тонической поэзии Цветаевой. Для большинства крупных поэтов конца XIX начала XX века общим было стремление к свободе вопреки эстетической нормативности, к преодолению не только предшествующих литературных штампов, но и новейших художественных канонов, которые складывались в ближайшем для них литературном окружении. Так, эстетическое своемыслие стало общей тенденцией в лирике серебряного века. Следовательно, поэтический колорит серебреного века отличался разнообразием идейных позиций писателей и способами творческого выражения. Но, необходимо отметить, что расцвет русской литературы на рубеже исследуемых веков сопровождался бурным развитием некоторых других явлений духовной жизни, таких как философия, живопись, музыка, театр, балет. Так вот когда мы вздумали родиться И, безошибочно отмерив время, чтоб ничего не пропустить из зрелищ невиданных, простились с небытьем, - писала А.Ахматова в "Северных элегиях". Так, действительно, исследуемое время было настоящим грандиозным всплеском массовых движений, которые привели к социальным революциям, мировой и гражданской войнам. Это время расцвета искусства и уникальных научных открытий. Масштабные успехи и крупные изобретения преобразили в течение довольно короткого времени людской быт и материальный мир, условия существования человека, и как следствие, его мировосприятие. Процесс урбанизации и индивидуализации сопровождался значительным обострением национальных, социальных, межгосударственных противоречий, что привело к революционному взрыву, формировании цепи локальных войн, а затем и к Первой мировой войне. Данный период характеризуется напряженной борьбой мнений и идей во всех сферах жизни социума. Грозовая атмосфера, небывалые потрясения революций и войн предельно изменили и обострили все процессы, происходящие на тот момент в России. Необходимо было «понять страшный мир» (А.Блок) в иных измерениях, неведомых дотоле. Данное следствие объясняет то, что художественные изыскания стали обретать редкую напряженность и совершенно иные направления развития. В атмосфере социальных катаклизмов поэтов с новой силой привлекали вечные проблемы путей всего мира и России в частности, судеб нашего народа и личности каждого человека, сущности искусства, смысла жизни. Мироощущение рубежа веком отмечается противоположным настроением: ожидание обновления жизни, перехода в новое время неотделимо в творчестве поэтов серебряного века от предчувствия разрушения прежнего порядка. Осознание себя художников на гребне словам эпохи, обостренное чувство катастрофичности времени – нерв всей литературы того времени. Именно эта грань чувств и делала время главным героем литературных произведений, в которых память о прошлом была сплавлена со страстным порывом в будущее, пророческими попытками заглянуть в это будущее, рассмотреть конец века в его начале. Но, необходимо иметь ввиду, что осознание писателями кризисности того времени не означала признания его бесплодности. Напротив, большинство из писателей ощущали это время как эпоху небывалых свершений, в которой резко возрастало значение литературы. Именно поэтому большее внимание уделялось не только собственному творчеству, но и общественной и мировоззренческой позиции поэтов, их связью с политическими аспектами жизни государства. Также, конец XIX – начало XX века считается временем расцвета религиозно-философской мысли. В интеллектуальной истории России философско-публицистический сборник «Вехи», который был выпущен С.Булгаковым и Н.Бердяевым сыграл исключительную роль. Уже в наше время А.И.Солженицын отметит: «И сегодня Вехи кажутся нам как бы присланными из будущего». Авторы данной книги раскрыли всю опасность фанатичного следования теоретическим установкам любого рода, и утвердили нравственную недопустимость верования в универсальную значимость идеалов общественности. Так или иначе, одним из наиболее значимых событий начала XX века стала Первая мировая война. Ее события оказали на творчество поэтов серебряного века особое влияние. Причем стоит отметить, что даже акмеисты, которые демонстрировано отказывались от решения социальных проблем, и утверждали принцип «искусство для искусства», не оставались в стороне от происходящего. Быть может, именно Первая мировая война послужила толчком для распада данного течения. Мы считаем, что осознав невозможность оставаться в стороне от политических и социальных катаклизмов, потрясающих страну в тот период, даже самые талантливые из акмеистов почувствовали узкие рамки, в которые они сами себя и заключили, и далее каждый из них встал на новый творческий путь. Конкретизируя мысли поэтов, следует, во-первых, отметить В.Маяковского, который стремился попасть на фронт, но его не взяли из-за политической неблагонадежности. Но, тем не менее, Первая мировая война оказала сильное влияние и на его творчество. В данном контексте как нельзя кстати приходится его стихотворение «Вам», которое было посвящено людям, рассуждавшим о судьбах Отечества в Первой мировой войне, но которые при этом не отказывали себе ни в каких удовольствиях: Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и теплый клозет! Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет? Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие нажраться лучше как,- может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?.. В данном стихотворении Маяковский открыто отражает свою гражданскую позицию и резко обличает буржуазное существование. Мы считаем, что именно с этого и других подобных стихотворений у поэта началось формирование поэтического слова как возможного орудия борьбы, которое нашло свое место и в дальнейшей поэзии. Первая мировая война изменила интонации и многих других поэтов серебряного века. Один из них - М. Волошин. В эти дни не спазмой трудных родов Схвачен дух: внутри разодран он Яростью сгрудившихся народов, Ужасом разъявшихся времён, - пишет поэт о войне. Пытаясь осознать и художественно воплотить трагедию и нравственные уроки происходящего, Волошин пишет то, что думает, невзирая на официальную точку зрения: В смутах усобиц и войн постигать целокупность, Быть не частью, а всем не с одной стороны, а с обеих. "Как поэт, я не имею права поднимать меч, раз мне дано Слово, и принимать участие в раздоре, раз мой долг - понимание. Тот, кто убежден, что лучше быть убитым, чем убивать, и что лучше быть побежденным, чем победителем, т.к. поражение на физическом плане есть победа на духовном - не может быть солдатом", - писал Волошин военному министру. Эти слова - выражение позиции автора, противостояния человекоубийству. Война превратила Волошина в пламенного патриота. Безусловно, вступление России в военные события мировой войны привело ее на грань катастрофы. Причина этого заключалась не только в подрыве ее неокрепшей экономики. Сама жизнь в катастрофической ситуации провоцировала на чрезвычайные, поистине насильственные меры политиков, противостоявших властям. Безвластие в начале 1917 года, порожденное неудачным для России военным ходом, привело к октябрьской революции, в последствие которой страна начала превращаться в принципиально иное государственное образование. Поводя итоги параграфа, можно сделать вывод, что рубеж XIX и XX веков стал началом переломного периода, длительной эпохи конвергенции и конфронтации идей и общественных сил. Обострение национальных, социальных и межгосударственных противоречий значительно сказалось на поэзии серебряного века, ее поэтике, тематике, формировании идейных позиций поэтов и их художественном восприятии происходивших событий. В итоге, рубеж веков получил название «Серебряный век русской поэзии». В настоящее время данное понятие применяется не только в отношении поэтического творчества, но и ко всей художественной культуре данного периода. Большое количество литературных группировок и течений, борьба мнений и идей во всех сферах жизни социума, динамичное обновление поэтических аспектов литературных произведений – вот основные явления поэзии серебряного века. 1.2 Специфика литературной жизни периода серебряного века Период серебряного века характеризуется разнообразием литературных жанров, в концепте которых писатели создавали свои поэтические творения. Основные черты, жанровое и стилевое своеобразие поэтического творчества писателей конца XIX начала XX века определяются такими художественными движениями, как символизм, акмеизм и футуризм. Символисты стремились внести в русскую поэзию свежее слово. Они являлись романтиками серебряного века, которые видели преображение человечества посредством слияния божественного и прекрасного – религии и искусства. Отошедшая от ствола символизма ветвь акмеистов, напротив, воспевала земное существование во всем его многообразии и красоте. Футуристы, в свою очередь, с тяготением к словотворчеству шли по дороге европейского авангардистского искусства. Футуристическое стремление к эпатажу, экспрессионизму, бунтарскому духу привнесло свежую струю энергии в поэзию серебряного века, сделав его литературное наследие еще богаче. Однако невозможно в нескольких предложения описать весь колорит данных направлений, в связи с чем мы проанализировали художественные особенности каждого. 1.2.1 Символизм в поэзии серебряного века Философские, теоретические и эстетические источники и корни творчества писателей-символистов представляются нам весьма разнообразными. Так, В.Брюсов считал символизм исключительно художественным направлением, В.Иванов искал теоретическую опору в эстетике и философии античного мира, преломленную через философию Ф.Ницше, А.Белый искал вдохновение в творчестве Шопенгауэра, Канта, Соловьева. В соответствии с положениями теории символизма, поэзия в своей сущности должна подходить к действительности посредством намеков и полунамеков. «Никаких цветов, ничего кроме нюансов» - утверждал Верлен. Теоретики символизма говорили о том, что поэты должны творить, используя образ символизма, который призван помогать им выражать свои чувства к описываемой проблеме более утонченно. Кроме символизации, которая, непосредственно, представляла собой ассоциативное восприятие явлений и факторов внешнего мира, основными элементами новейшего искусства стали расширение художественной впечатлительности и мистическое содержание. Признанным мэтром символизма являлся В.Брюсов. В России данное течение, пожалуй, было самым мощным. Оно делилось на младших символистов, которых также называли неоромантиками (А.Белый, А.Блок.) и старших, прозванных неоклассицистами (З.Гиппиус, К.Бальмонт). Публицистическим и художественным органом символистов являлся журнал «Весы». Эллис писал: «Для нас, представителей символизма, как стройного миросозерцания, нет ничего более чуждого, как подчинение жизненным идеям, внутреннего индивидуально пути – внешним усовершенствованным формам общежития. И речи быть для нас не может о примирении пути отдельных героических индивидуумов с инстинктивными движениями массы, которые всегда подчинены материальным, узкоэгоистическим мотивам». Именно эти установки определили борьбу символистов против демократического искусства и литературы, которая выразилась в систематической клевете на М.Горького, в стремлении к доказательству того, что, став в один ряд с пролетарскими писателями, он как художник кончился. Это были попытки к дискриминации революционно-демократической эстетике и критике, в частности, ее величайших создателей – Чернышевского, Белинского, Добролюбова. Символисты, в свою очередь, стремились сделать «Своими» Гоголя, Пушкина, Лермонтова. С обозначенными установками связывают и резкое противопоставление реализма и символизма. К.Бальмонт рассуждает: «В то время как поэты-реалисты рассматривали мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняющиеся его вещественной основе, поэты-символисты пересоздают вещественность посредством своей впечатлительности, властвуют над миром и всей сущностью проникают в его мистерии». Так, символисты стремились противопоставить интуицию и разум. Например, В.Брюсов рассуждал о следующем: «Искусство – это постижение мира иными, не рассудочными путями». Он называет творчество символистов «мистическим ключом тайн», помогающих человека найти выход к истиной свободе. Стоит отметить, что наследие символистов в рамках серебряного века представлено и прозой, и поэзией, и драмой. Однако наиболее характерным литературным видов выражения символизма являлась именно поэзия. Для поэзии В.Брюсова периода серебряного века характерно стремление к осмыслению жизни с научной стороны. А.М.Горький высоко оценил энциклопедическую образованность Брюсова, и называл его одним из самых культурных писателей Руси. Октябрьскую революцию Брюсов принял и приветствовал, причем более того, писатель активно участвовал в процессе строительства советской культуры. Так или иначе, идейны противоречия эпохи оказали влияние на творчество отдельных писателей-реалистов. Например, в судьбе Л.Н. Андреева они сказались в его творческом отходе от реалистических методов. Однако реализм в качестве направления художественной культуры сохранил свою позицию. Русских поэтов продолжали интересовать особенности жизни во всех ее проявлениях, судьбы простых людей, важнейшие проблемы социума. Традиции критического реализма во многом сохранялись, и даже развивались в творчестве великого русского писателя И.А.Бунина, причем наиболее значительными произведениями данного автора являются повести «Суходол» и «Деревня». 1912 год представлял собой начало нового подъема революции в общественной и политической жизни России. Однако вернемся к символистам, и рассмотрим особенности художественного выражения их позиции в поэтическом творчестве. Старшие символисты (К.Бальмонт, В.Брюсов, Ф.Сологуб, З.Гиппиус, Д.Мережковский) пришли в литературный мир еще в 90-е годы, которые характеризуются глубоким кризисом поэзии. Они проповедовали культ свободного самовыражения и красоты поэзии. Что касается младших символистов (А.Белый, А.Блок, В.Иванов, В.Соловьев), то у них на первом плане выступали теософские и философские искания. 5 Символисты предлагали читателя красочный миф о настоящем мире, который был создан по законам вечной Красоты. Добавляя к этому изысканную музыкальность, образность и легкость слога, мы понимаем устойчивую популярность поэзии данного направления. Символизм, со своими напряженными духовными исканиями, а также пленительным артистизмом творческих манер, оказал влияние не только на акмеизм и футуризм, но и даже на писателей-реалистов (например, на А.Чехова). Базовой основой платформы младших символистов являлась идеалистическая философия В.Соловьева, в частности – его идея пришествия Вечной Женственности и Третьего Завета. В.Соловьев был убежден в том, что высшей задачей искусства является создание вселенского духовного организма. Он считал, что художественное произведение представляет собой изображение явления и предмета в свете будущего мира, что связывает его с пониманием роли поэта-теурга, настоящего священнослужителя. По мнению А.Белого, именно в этом заключено соединение вершины символизма как искусства с явлениями мистики. Так, символисты стремились к созданию ассоциативных, сложных метафор, которые нередко получались иррациональными и абстрактными. Последнее десятилетие серебряного века в творчестве символистов отмечается исканиями в модернистском искусстве. Полемика, которая происходила в 1910 г. в кругу художественной интеллигенции выявила кризис символизма. Н.Гумилев в одной из своих статей выразился: «символизм закончил свой круг развития», и на его смену пришел акмеизм. 1.2.2 Акмеизм в поэзии серебряного века Таким образом, в процессе полемики с символизмом зародился акмеизм – новое литературное течение, которое подвергло критике зыбкость и туманность символистского языка, ярко отражавшего обращенность собственной души поэтов к миру. По мнению создателей, Акмеизм должен был быть обращен именно к реальной действительности, и стремиться отразить как можно полнее все многообразие насущного мира. Наиболее тесно с данным литературным направлением связано поэтическое творчество А.Ахматовой, Н.Гумилева, О.Мандельштама. В отличие от символистской туманности, акмеисты провозглашали культ реального, насущного бытия, мужественно ясный и твердый взгляд на человеческую жизнь. Но, вместе с тем, его представители пытались, прежде всего, утвердить эстетико-гедонистические функции искусства, при этом уклоняясь от социальных проблем в своем поэтическом творчестве. В эстетике акмеизма мы наблюдаем отчетливую выраженность декадентской тенденции, поскольку его теоретическая основа заключалась в философском идеализме. Однако и среди акмеистов были те поэты, которые в своей поэзии выходили из рамок так называемой «платформы» и обретали новые идейные и художественные качества (С.Городецкий, А.Ахматова, М. Зенкевич.). Акмеисты воспринимали свое творчества как наследие «достойного отца», символизма, закончившего, по мнению Н.Гумилева, свой круг развития. Утверждая первобытное, звериное начало, акмеисты отчетливо помнили о непознаваемом и во имя его провозгласили отказ от борьбы за изменение жизни. Так, Н.Гумилев, в своей работе «Наследие символизма и акмеизма» пишет о том, что «Бунтовать во имя других условий бытия здесь, де есть смерть, настолько же странно, как ломать стену узнику в то время, когда дверь перед ним открыта». С.Городецкий занял аналогичную позицию: «После «неприятий» мир был принят акмеизмом бесповоротно, во всей скупости безобразий и красот». Современный человек стал чувствовать в себе зверя, «лишенного и когтей и шерсти» («Дикая порфира», М.Зенкевич). Он почувствовал себя Адамом, который оглядывал мир тем же зорким и ясным оком, и принимал все, что увидел. Но, необходимо отметить, что в то же время в поэзии акмеистов постоянно звучат ноты тоски и обреченности. Например, творчество А.А.Ахматовой заняло особое место в акмеистической поэзии. Поэтические сборник «Вечер» (первый сборник поэтессы) был выпущен в 1912 году. Отличительные черты ее поэзии были сразу же отмечены критиками: психологизм, подчеркнутая камерность тематики, сдержанность интонаций. Впрочем, ранняя поэзия Анны Ахматовой представляется нам глубоко эмоциональной и лиричной. Она своей верой в духовные силы и любовью к человеку отходит от акмеистических идей, таких как «первозданный Адам». Возможно именно поэтому основная часть А.Ахматовой приходится именно на советский период. В своем творчестве акмеисты стремились вернуть живую конкретность образу, его предметность, они хотели освободить его от мистической зашифрованности, о чем Мандельштам высказывался очень строго, уверяя в том, что русские символисты старались запечатлеть все образы и слова, предназначая их при это исключительно для литературного употребления. В итоге стала явью крайне неудобная позиция. Но, вместе с тем, акмеисты утверждали, что их образы резко отличаются от реалистичных, поскольку, по выражению С.Городецкого, «они были рождены впервые, как невиданный ранее явления, но отныне реальные». Именно этим определяется своеобразная манерность и изысканность акмеистического образа, в какой бы преднамеренной дикости он ни представал перед читателями. Данное явление наглядно прослеживается в следующих строках Волошина: Люди – звери, люди гады, Как стоглазый злой паук, Заплетают в кольца взгляды'. Литературное наследие Н.Гумилева представляется нам весьма значительным по своей художественной ценности. В его творчестве преобладают исторические и экзотические тематические ноты, поскольку он был певцом «сильной личности». Гумилеву принадлежала большая роль в отношении развития стихотворных форм, которые отличались точностью и чеканностью. Анализируя творчество акмеистов, мы приходим к выводу о том, что они напрасно так резко отграничивали себя от символистов. В их поэзии также встречаются те же «иные миры» и тоска по ним. В частности, Н.Гумилев приветствуя империалистическую войну, воспринимая ее как «святое дело», утверждал, что «серафимы, крылаты и ясны, за плечами воинов видны», уже через год пишет стихотворения о гибели цивилизации, о конце мира: Чудовищ слышны ревы мирные, Вдруг хлещут бешено дожди, И все затягивают жирные Светло-зеленые хвощи. Когда-то гордый и смелый завоеватель понимает губительность разрушительность вражды, охватившей человечество: Не все ль равно? Пусть время катится, Мы поняли тебя, земля: Ты только хмурая привратница У входа в Божии поля. На наш взгляд, именно этим объясняется неприятие акмеистами Октябрьской социалистической революции. Но их судьбы нельзя назвать однородными. Многие из них эмигрировали, Н.Гумилев принимал активное участие в контрреволюционном заговоре, в последствие чего был расстрелян. Он предсказал свой конец в стихотворении «Рабочий», который наступил от руки пролетария, отлившего пулю, разлучившую писателя с землею. И господь воздаст мне полной мерой За недолгий мой и краткий век. Это сделал в блузе светло-серой Невысокий старый человек. Но, эмигрировать не смогли такие поэты, как А.Ахматова, С.Городецкий, В.Нарбут, М.Зенкевич. Например, А.Ахматова не была готова понять и принять революцию, ровно так же, как и покинуть свою Родину. И вернулась поэтесса к своему творчеству тоже не сразу. Таким образом, подводя итоги анализа поэтического творчества акмеистов серебряного века, можно сделать вывод, что ключевые отличия данного течения от символизма прослеживаются во многих произведениях, однако в некоторых из них мы отметили значительную схожесть с символистическими приемами изложения. 1.2.3 Футуризм в поэзии серебряного века В 1910-1912 годах одновременно с акмеизмом возник футуризм, который распадался на несколько группировок. Ровно так же, как им многие другие модернистские течения, он характеризовался внутренней противоречивостью. Причем наиболее значительной из футуристических группировок, которая получила в последствие название «кубофутуризма», стала объединяющей для таких поэтов, как В.Хлебников, Д.Бурлюк, А.Крученых, В.Маяковский, В.Каменских и некоторые другие. Также, одной из разновидностей футуризма стал эгофутуризм И.Северянина. А в группе футуристов, именуемой «Центрифуга», свой творческий путь начинали советские поэты Б.Пастернак и Н.Асеев. Характерными чертами футуристической поэзии являлись оппозиционная настроенность против культуры, морали, отношений буржуазного общества, революционный бунт. И вовсе не случайно первый сборник творчества футуристов имел весьма вызывающее название «Пощечина общественному вкусу». Особенными свойствами футуризма являются революционная форма стиха, независимость форм от его содержания, культ субъективной воли писателя, стремление к эпатажному проявлению. Творчество таких поэтов, как В.Хлебников, В.Маяковский, Н.Асеев, Б.Пастернак и В.Каменский тесно связано с данным направлением. Так, футуризмом была провозглашена революция стихотворной формы, которая стала независимой от содержания. В результате, мы можем наблюдать в произведениях абсолютную свободу поэтического слова. От литературных традиций футуристы резко отказывались. В манифесте «Пощечина общественному вкусу», который был опубликован в одноименном сборнике в 1912 году, футуристы призывали читателя бросить свое внимание к Достоевскому, Пушкину, Толстому, поскольку на их взгляд они были лишними на «Пароходе Современности». Например, А.Крученых отстаивал право поэтов на формирование заумно значения языка, не имеющего определенности. Русская речь в его писаниях действительно заменялась порой бессмысленным набором слов. Однако такие писатели, как В.Каменский и В.Хлебников в своей творческой практике сумели осуществить интересные читателю эксперименты в области словообразования, которые благотворно сказались на русской и советской поэзии. Именно в среде футуристов начался творческий путь великого писателя В.Маяковского. Его первые стихи появились в печати в 1912 году, причем с самого начала в поэзии футуризма Маяковский выделялся довольно четко, и вносил в нее свою собственную тему. Писатель всегда выступал не только против «старья всяческого», но и за созидание новых начал в жизни общества. Маяковский в годы предшествия Великому Октябрю был страстным романтическим революционером, который обличил царство «жирных», предшествуя революционную грозу. Пафосное отрицание всей системы капиталистической деятельности, а также гуманистическая вера в человека звучали в его поэмах с огромной силой, в частности в произведениях «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек», «Война и мир». Стоит отметить, что тему поэмы «Облако в штанах», которая была опубликована в 1915 году в весьма урезанном виде, Маяковский определили в последствии как четыре крика «долой»: «Долой Ваше искусство!», «Долой Вашу любовь!», «Долой Вашу религию!», «Долой Ваш строй!». Так, Маяковский был первым из поэтов, показавших правду нового общества в своих произведениях. Футуристы резко противопоставляли себя не только литературном прошлому, но и литературному настоящему, которое вошло в мир со стремлением ниспровергнуть все и всех. Подобный нигилизм находил свое проявление и во внешнем оформлении сборников футуристов, которые были напечатаны на оберточной бумаге, либо на оборотной стороне обоев. Также, стоит отметить названия этих сборников, которые в том числе говорят о многом: «Дохлая луна», «Молоко кобылиц» и т.п. В первом сборнике, который неоднократно упоминался нами в данном параграфе, была опубликована декларация, подписанная А.Крученых, Д.Бурлюком, В.Маяковским и В.Хлебниковым. Футуристы в ней утверждали себя единственными истинными выразителями своей эпохи. С отверженностью они утверждали зарницы грядущей новой Красоты Самоценного Слова. Они не пытались ниспровергать существующий в тот период строй, а лишь стремились к обновлению формы воспроизведения современной людской жизни. В.Шершеневич утверждает, что «футуристы впервые подняли стихотворную форму на должную высоту, придав ей значение главного, самоцелевого элемента поэтического произведения». По его мнению, футуристы совершенно отвергли те стихи, которые были написаны ранее для идеи. Именно этим объясняется возникновение огромного количества декларируемых принципов формальности, вроде «Мы отрицаем правописание во имя свободы личного случая» или «Нами были уничтожены знаки препинания, ввиду чего роль словесной массы впервые была выдвинута и осознана» («Садок....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: