VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение института принципов права

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011308
Тема: Изучение института принципов права
Содержание
Содержание



Введение	2

Глава  1.  Понятие  и  значение  правовых  принципов  как  источников

(форм) права	5

Глава 2. Классификация и общая характеристика правовых принципов 9

2.1 Виды правовых принципов	9

2.2 Общеправовые принципы	10

2.3 Межотраслевые и отраслевые принципы	21

Заключение	25

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы	26

Введение

     Принципы права не обошли стороной актуальные проблемы современной юридической науки, и это недаром, потому что именно принципы права отражают его сущность во всем его многообразии. Помимо этого, не маловажным моментом рассматриваемой проблемы является отсутствие единых теоретических представлений в отношении понятия «принцип права», а также определение и выявление принципов права в деятельности правоприменителей. Мнение современных отечественных ученых-правоведов сводятся к единому мнению, что принципы права - это основные, исходные начала, руководящие положения, идеи, определяющие сущность права в его содержании и направлении социально-правового регулирования. Вс? же, мнения ученых относительно определения принципов права помимо вышесказанного не сходятся, авторы по-разному конкретизируют и определяют это понятие.

     Так, например, одни ученые под принципами права понимают принципы действующего права, выступающие отправными положениями (правилами), которые бесспорно входят в его содержание. Они закреплены в праве в виде норм-принципов, выраженных в правовых нормах. Поэтому принципы, включаемые в данную группу, обладают всеми свойствами правовых норм, обязательны для участников регулируемых отношений, и отступление от них расценивается как нарушение закона. На наш взгляд, данная позиция, возможно обладающая, по мнению некоторых авторов, определенной формальностью и косностью, в общем, является верной. Она обладает той степенью объективности и определенности, которая позволяет наиболее четко определить и зафиксировать путем воплощения в нормативно-правовых актах основополагающие идеи - принципы права, что делает их доступными и понятными для правоприменения. На сегодняшний день для практикующих юристов является достаточно проблематичным выявить, оценить и применить принципы права, которые следует соблюдать и которые не следует доказывать именно потому, что это принцип.

     Другие авторы определяют правовые принципы как исходные юридические положения и идеи, которые не вошли в содержание действующего права, соответственно, не зафиксированы в нормах права и свойствами нормативности не обладают. К ним относятся те, которые прямо

в нормах не закреплены, имеют смысловое выражение и находят свое воплощение в таких компонентах правовой системы, как правосознание,

правотворчество, правореализация и др. В данном случае идея, определяемая как правовой принцип, по сути своей субъективна и должна получить объективное воплощение во всех компонентах правовой системы. Именно в этом, на наш взгляд, и кроется основная проблема, потому что адекватного и объективного выражения в компонентах правовой системы правовые принципы не находят, поскольку нет единообразия определения, классификации и понимания сущности принципов права.

     Таким образом, одной из задач современной правовой науки является формулирование четкого определения и концепции правового принципа, адекватной современной правовой действительности и нацеленной на возможность применения в сфере правового регулирования.

     В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что тема данной работы является достаточно актуальной.

Целью работы выступает изучение института принципов права.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

? рассмотреть понятие «правовые принципы»;

? выявить значение правовых принципов;

? рассмотреть виды и классификацию принципов права;

? определить   общеправовые,   отраслевые   и   межотраслевые

принципы права.

     Методологическую основу исследования составили диалектический и логический методы познания, системный и функциональный подходы, а

также частнонаучные методы: конкретно-социологический, формально-логический, сравнительно-правовой и другие.

     Нормативно-правовая база исследования состоит из Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Трудового кодекса РФ.

     Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающие в себя три параграфа, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов и литературы.

Глава 1. Понятие и значение правовых принципов как источников

(форм) права



     В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда необходимо юридическое решение проблемы, но при этом соответствующие нормы права, на которых было бы основано данное решение, нельзя отыскать ни в одном из рассмотренных выше источников права. Тогда дело может быть разрешено на основе принципов права - общих начал права,

отражающих его подчинение «велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент»1.

     Принципы права могут находить выражение в законодательстве, см., например, закрепление на конституционном уровне основных прав, свобод и обязанностей граждан, основ общественного и государственного строя; см. также ч. 2 ст. 6 ГК РФ, ст. 5 Семейного кодекса РФ, в ГК РФ содержится указание на общие начала и смысл гражданского законодательства, на требования добросовестности, разумности и справедливости2, в Семейном кодексе РФ - на общие начала и принципы семейного или гражданского права, на принципы гуманности, разумности и справедливости3.

     Однако в этом случае не вполне правомерно указывать на нормативный акт как на источник права, не признавая данное качество за принципами права. Последние не поглощаются нормативными актами, поскольку между ними есть существенные различия. В нормативных актах содержатся нормативные, общие предписания, регулирующие определенную группу конкретных ситуаций; а принципы права, не предусматривая заранее всей конкретики, обладают иными свойствами.

     Таким образом, принципы права - это вполне самостоятельный источник права.


1 Давид Р. Основные правовые системы современности. // М.: Прогресс. 2013. С. 145.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ, 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

3 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ, 01.01.1996. № 1. Ст. 16.

     Впрочем, в литературе отмечается различное понимание принципов права, равно как и невозможность дать их четкий перечень. В последнее время некоторые авторы говорят о том, что принципы права начинают приобретать универсальное значение и рассматриваться как своего рода «высшее право», особенно в области обеспечения прав человека.

     Здесь же, наряду с принципами права (или вместо них), возможно говорить еще об одном источнике права, который иногда указывают в качестве самостоятельного - о правосознании. Правосознание выступает юридической основой судебной и административной практики в

революционные эпохи, когда отмененное законодательство ликвидированного строя еще не заменено новым4.

     Проблема значения принципов права и правосознания в качестве источников права нуждается в дополнительных исследованиях.

     Как правило, признается многообразие источников права. Значение каждого источника права зависит от особенностей правовой системы (романо-германская правовая семья, англо-американская правовая семья, семья религиозно-традиционного права), от этапа ее исторического развития, наконец, от особенностей регулируемых правом общественных отношений.

В каждой правовой семье соотношение источников права различно (что будет показано в следующем параграфе), причем на протяжении развития это соотношение не оставалось неизменным. Кроме того, в каждой отрасли права

(в международном, конституционном, гражданском, уголовном и т.д. праве) складывается своя концепция источников права.

     Различные направления в научном правоведении также предлагали свое понимание источников права. Юридический позитивизм основным (а в некоторых вариантах - и единственным) источником права считал нормативные акты. Историческая школа права на первый план выдвигала обычаи, социологическая юриспруденция также подчеркивала значение





4 Спиридонов Л. И. Теория государства и права: Курс лекций. // Спб. Санкт-Петербургская высшая школа МВД России. 2015. С. 146.

обычного права, но вместе с тем - и судебной практики. Различные психологические концепции среди источников права ведущую роль отводят

правосознанию лиц, реализующих право, принципам права. Соответствующие взгляды проникали в законодательство и в юридическую практику в период господства или усиления позиций той или иной научной школы5.
     Для определения значения того или иного источника права принципиальную роль играет его официальное признание государством. Для романо-германской правовой семьи (и, соответственно, для отечественной правовой системы) представляется возможным по этому поводу отметить следующее:

? нормативные акты всегда официально признаны государством в качестве источников права и обязательны к исполнению;

? другие источники права могут быть или не быть официально признаны государством; в первом случае они так же обязательны к исполнению;

? если они официально не признаны государством, в некоторых

случаях все же проявляется их реальное действие.

Таким образом, право содержится не только в нормативных актах, но и

в других источниках права. В подтверждение предложенного вывода можно привести следующую мысль, взятую из статьи современного немецкого ученого.

     «Законодательство является лишь малой частью трудового права промышленно развитых стран. Нормы, определяющие отношения между работодателем и наемным работником, по большей части не находят отражения в кодифицированном праве. Повсюду в западных странах огромное значение придается судебной практике. Наряду с этим многие чрезвычайно важные вопросы регулируются коллективными договорами,




5 Абдулаев М. И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. // М.: Магистр-Пресс, 2011. С. 33.

часто выходящими за рамки норм, предусмотренных в законодательных актах»6.



































































6 Дойблер В. Тенденции развития трудового права в промышленно развитых странах // Ж.: Государство и право. 1995. № 2. С. 103 – 108.

Глава 2. Классификация и общая характеристика правовых

принципов

2.1 Виды правовых принципов

     Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Существует три основные группы принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые.

     Общие принципы — это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений7.

     Межотраслевые правовые принципы. Это такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального). Общими принципами указанных отраслей права являются, например, коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.

Отраслевые	правовые	принципы.	Они	характеризуют	наиболее

существенные черты конкретной отрасли права (например, административного или гражданского). Принципами гражданского права являются равенство сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и другие. Более подробно содержание отраслевых






7 Вопленко Н. Н., Рудковский В. А. Понятие и классификация принципов права // Ж.: Ленинградский юридический журнал. 2014. № 5. С. 35 – 49.

принципов рассматривается при изучении соответствующих отраслевых юридических дисциплин.

     Функции, выполняющие принципы права, можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

     Внутренняя группа состоит в воздействии на систему юридических норм, обеспечивающем ее непротиворечивость и согласованность. Все нормативные предписания должны логически вытекать из содержания принципов и точно им соответствовать. Это позволяет осуществлять правовое регулирование на единых началах и обеспечить его максимальную эффективность. Реализуя внутреннюю функцию, руководящие положения обслуживают нормативный массив, и их воздействие на общественные отношения происходит опосредованно - через определяемые ими конкретные юридические нормы8.

     Внешняя функция принципов права заключается в непосредственном регулировании поведения субъектов общественных отношений. Причем она не ограничивается только рамками правоприменения при пробелах в законодательстве или при противоречии отправным началам его конкретных норм. Непосредственное регулятивное воздействие проявляется и тогда, когда у субъектов имеется возможность реализовать требования принципов, не прибегая к правоприменению.

2.2 Общеправовые принципы

     Принципы права - это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демократического или, напротив, тоталитарного.






8 Вопленко Н. Н., Рудковский В. А. Основные принципы права: понятие и классификация // Ж.: Legal Concept. 2013. № 1(18). С. 5 – 12.

     С одной стороны, принципы права отражают его объективные свойства, обусловленные закономерностями развития данного общества, всей гаммой исторически присущих ему интересов, потребностей, противоречий и компромиссов различных классов, групп и слоев населения.

     С другой стороны, в принципах права воплощается его субъективное восприятие членами общества, их нравственные и правовые взгляды,

чувства, требования, выражаемые в различных учениях, теориях, направлениях правопонимания. Поэтому принципы права должны рассматриваться с учетом, как единства, так и особенностей обеих отмеченных сторон, с позиций сложившегося в юридической и философской науках общего представления об объективном и субъективном в праве.

     Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что право должно быть ориентировано, устремлено. В сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, определенному историческому периоду, принципы права отличаются большей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени.

     В юридической науке сложилось деление принципов права на общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые.

     Общие принципы права характеризуются тем, что относятся к праву в целом, распространяются на все его отрасли, объединяют и как бы цементируют их, способствуют единству и стабильности действующей системы права.

     Вопрос об общеправовых принципах поднимался в отечественной правовой науке начиная с 40-50-х годов. Однако его разработка с тех пор по существу мало продвинулась вперед, если не считать замену некоторых принципов, связанных со спецификой существования советского прошлого (закрепление политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, закрепление общественной собственности на средства производства; закрепление руководящей роли Коммунистической партии, пролетарский

интернационализм и т. д.), на принципы, отражающие условия развития современного российского общества9.

     При этом наряду с объективной обусловленностью в выявлении общеправовых принципов значительная роль принадлежит субъективному фактору. В результате в подходе к отбору принципов права сложился определенный стереотип. Особенно наглядно он ощущается в учебной литературе, где от учебника к учебнику по теории государства и права различными авторами в качестве общеправовых принципов называются демократизм, гуманизм, социальная справедливость, законность и т. д.

     Разумеется, в том нет какого возмущения, либо данные принципы действительно важны и в самом деле существуют. Недостаток же такого подхода видится в известном упрощении вопроса об общеправовых принципах, в том, что его рассмотрение сводится в основном к перечислению этих принципов без обоснования их системы, без опоры на определенную концептуальную основу их выделения. Поэтому представляется необходимым внести в исследование этого вопроса новый момент, основанный на признании концепции единства и взаимопроникновения естественного и позитивного права.

     Согласно данной концепции общеправовые принципы можно подразделить на морально-этические, или нравственные, и организационные.

     Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эта группа принципов непосредственно воздействует на нормативное содержание права.

     Вторая группа общих принципов, тесно взаимосвязанная с первой, составляет организационно-процедурную основу права, ориентированную на обеспечение его роли как особого, государственного регулятора общественных отношений, выполнение правом его специфически юридических функций. Сообразно этому право любого государства, в том


9 Гасанова А. Н. Принципы права: современные подходы // Ж.: Вестник Поволжского института управления. 2014. № 21. С. 41 – 46.

числе нынешней России, отличающееся демократическим характером, наряду с определенными, конкретно-историческими обусловленными особенностями (например, в зависимости от унитарного или федерального устройства государства) характеризуется также общими чертами сходства, присущими всякому праву, основанному на международно-признанных, общечеловеческих демократических принципах.

     Принципы права выражаются в международных и внутригосударственных декларациях, получают закрепление в исходных (отправных, учредительных) нормах конституций и законов демократических государств, но могут также выводиться из общего содержания и духа права той или иной страны.

     Согласно концепции единства естественного и позитивного права морально-этические (нравственные) принципы современного российского права составляют естественные законы, символизирующие основные фундаментальные права человека и гражданина, закрепленные в провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г10. Всеобщей декларации прав человека и развивающих ее последующих международных и внутригосударственных документах, в том числе в Конституции РФ 1993 г11.

     К этим принципам относятся: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, достоинство, справедливость, семья, народ - источник власти, человек- высшая ценность, охрана прав человека - цель и обязанность государства.

     Закрепив основные неотчуждаемые и прирожденные права и свободы человека и гражданина, Конституция РФ (гл. 1 и 2) признала и гарантировала также целый ряд проистекающих из них и их конкретизирующих политических, экономических, социальных, культурных и иных духовных, а


10 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67. 05.04.1995.

11 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от

5. 02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «СЗ РФ», 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

также личных прав граждан согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

     Предлагаемое выше понимание общих нравственных принципов права имеет большое теоретическое и практическое значение.

? Во-первых, оказывает прямое воздействие на развитие современного российского права в направлении углубления и обогащения его нравственных начал, оптимально возможного сближения права и морали;

? Во-вторых, позволяет определить соответствие отдельных норм, изданных различными государственными органами праву как государственной воле общества, Конституции РФ как наиболее общему и, по сути, высшему критерию такого соответствия;

? В-третьих, призвано помогать в деятельности Конституционного Суда РФ по разрешению им дел о соответствии федерального и регионального законодательства Конституции РФ и при толковании Конституции РФ;

? В-четвертых, дает судам общей юрисдикции и арбитражным судам необходимые ориентиры для неприменения при разрешении конкретных дел норм, которые, по их убеждению, влекут нарушение прав и свобод граждан, и для принятия в таких случаях решений, на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ12.
К организационным   принципам   российского   права   относятся:

федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве.

     Принцип федерализма отражает федеральное устройство России. Основным Законом государства (ст. 4) закреплено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем, четко определены соотношение различных



12 Братановский С. Н. Теория государства и права // М.: Приор-издат, 2016. С. 19 – 20.

нормативных актов, издаваемых в Российской Федерации, и юридическая сила выражаемых в них правовых норм.

Согласно ст. 76 Конституции РФ:

     1) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации;

     2) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

     3) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;

     4) вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, республики,

края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов;

     5) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон;

     6) в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует региональный нормативный правовой акт13.





13 Малько А. В., Матузов А. И. Теория государства и права: учебник // М.: Юристъ, 2015. С. 39 – 41.

     Упорядочивая соотношение и взаимодействие федеральных и региональных нормативных актов и содержащихся в них правовых норм, принцип федерализма служит предупреждению и разрешению возможных коллизий между ними, преодолению имеющихся в настоящее время многочисленных расхождений между федеральным (включая Конституцию РФ) и региональным законодательством, обеспечению стабильного и гармоничного функционирования единой для всей Федерации системы права.


     Закрепленный в Конституции РФ (ст. 15 и др.) принцип законности, утверждающий всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и вытекающую из него неотвратимость юридической ответственности любого лица за совершенное правонарушение, пронизывает все стороны жизни, содержания и действия права, начиная с его формирования в процессе правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права.

     На примере законности особенно наглядно проявляется связь между общими принципами права и его межотраслевыми и отраслевыми принципами, каждый из которых, обладая известной самостоятельностью, вместе с тем является производным от общеправовых принципов, развивает и конкретизирует их применительно к двум или нескольким отраслям права или к какой-либо одной из них.

     Так, например, в УК РФ в качестве отраслевых принципов законности закреплено:

? «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом» (ч. 1 ст. 3 УК РФ);

? «применение уголовного закона по аналогии не допускается» (ч. 2 ст. 3 УК РФ);

? «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и

должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ст. 4 УК РФ)14.

     Или другой пример: согласно отраслевым принципам законности, выраженным в ГПК РФ:

? всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (ст. 3 ГПК РФ);

? правосудие по гражданским делам осуществляется только судом

и на началах равенства перед законом и судом всех граждан (ст. 5 ГПК РФ);

? при осуществлении правосудия по гражданским делам судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону (ст. 7 ГПК РФ);

? решение  суда  должно  быть  законным  и  обоснованным,  суд

основывает решения лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 192 ГПК РФ) и другие15.

     Одним из принципов, фундаментирующих выполнение правом своей специфической социальной роли, практическую реализацию его функций, является сочетание убеждения и принуждения.

     Следует, однако, иметь в виду, что сами убеждение и принуждение, равно как и их сочетание, не являются специфически юридическими явлениями и категориями. Убеждение и принуждение - универсальные



14	Уголовный  кодекс  Российской  Федерации  от  13.06.1996  №  63-ФЗ  (ред.  от  19.02.2018)  //  «СЗ  РФ»,

17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

15 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // СЗ РФ, 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.

методы функционирования любой разновидности общественной власти, осуществления всякого социального управления. Их использование свойственно всем известным разновидностям социальных регуляторов - обычаям, нравственным, корпоративным, религиозным и другим социальным нормам.

     Отличительная особенность убеждения, принуждения и их сочетания в праве состоит в том, что они связаны с регламентируемой правовыми нормами деятельностью государства, правовыми формами выполнения им своих функций. Лишь тогда убеждение и принуждение становятся государственными, то есть такими, за которыми стоит аппарат государства, и приобретают вследствие этого юридический характер, когда они используются в качестве средства, метода осуществления правом своей роли официально-властного регулятора общественных отношений16.

     В этом существовании убеждение и принуждение выступают как двуединый метод, основное средство охраны норм права от нарушений,

достижения поставленных перед ними целей - не в отдельности, не порознь, не в случайной, произвольной связке, а в органическом, внутренне согласованном, разумном сочетании. Только в этом случае они будут действенными, эффективными.

     Трудно согласиться с давно бытующим мнением некоторых ученых, согласно которому правовые нормы «охраняются силою общественного убеждения и мерами государственного принуждения». Приведенное утверждение исходит из предположения, будто в средствах, способах охраны права существует некое искусственное разграничение прерогатив:

? убеждение - компетенция лишь общественных организаций;

? принуждение - только государства.










16 Старков О. В., Упоров И. В. Теория государства и права: учебник. 4-е изд. // М.: Дашков и К°, 2015. С.

143. 

     В действительности же меры убеждения, воспитания, организации так же, как и меры принуждения, применяются в целях охраны норм права от нарушений и государственными органами, и общественными организациями.

Однако различие состоит в том, что:

? в  первом  случае  убеждение  и  принуждение  выступают  как

принципы права, специфически-юридические методы правового регулирования,

? во  втором  -  как  обще  социальные,  моральное  этические,

корпоративные и т. п. методы (способы, приемы) регулирования общественных отношений17.

     Особенность государственного принуждения в отличие от принуждения, осуществляемого той или иной общественной организацией, состоит в том, последнее не нуждается в правовом урегулировании и включает в себя, различные меры общественного воздействия, тогда как первое осуществляется на основе соответствующих юридических норм специально управ омоченным на то государственным аппаратом.

     В различных по характеру государствах (демократических или тоталитарных) и соответствующих правовых системах соотношение между убеждением и принуждением в праве существенно различается. В различной исторической обстановке данное соотношение может быть не вполне одинаковым и у демократических государств.

     Для права современной России, развивающейся в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, характерны, с одной стороны, выдвижение на первый план убеждения, с другой стороны некоторое сужение сферы применения государственного принуждения. Однако это ни в коей мере не означает ни какой-либо недооценки или преувеличения значения принуждения в праве, ни какого-либо сокращения сферы правового регулирования вообще.




17 Шагиев Р. В. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие //  М.: Норма, 2015. С.

37. 

     Напротив, как показывает опыт последнего времени, круг общественных отношений (в частности, имущественных, финансово-налоговых, жилищных, семейных, экологических и др.), охватываемых регулирующим воздействием юридических норм, возрастает. Сообразно этому повышается роль права в реформировании различных сторон жизни общества, особенно в сферах развития и охраны прав и свобод граждан, рыночных отношений.

Тесно связанным с рассмотренным выше и столь же распространенным

в праве является принцип сочетания стимулирования и ограничений. Этот принцип ориентирует на парное использование для обеспечения действия

(«работы») права, достижения целей правового регулирования таких специфически-юридических средств, как, с одной стороны, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и иные виды поощрения

и т. д., с другой стороны - ограничения, запреты, приостановления, наказания

и другие виды юридической ответственности. Данный принцип пронизывает всю правовую материю.

     Как справедливо замечено, «правовые стимулы должны разумно сочетаться с правовыми ограничениями, ведь для законодателя важно не только побуждать к социально-полезному поведению, но и сдерживать поведение социально-вредное, которое может причинить урон интересам личности, коллектива, государства, общества»18.

     Проблема правовых стимулов и правовых ограничений в виде парных юридических категорий - сравнительно новое и перспективное направление в юридической науке. Один из важных и вместе с тем на сегодня наименее исследованных аспектов этой проблемы - сочетание стимулирования и ограничений в праве как общий организационный правовой принцип.







18	Шпилевой  П.  А.  Сущность  и  назначение  принципов  права  в  современной  правовой  системе  //  Ж.:

Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2014. № 2. С. 81 – 85.

2.3 Межотраслевые и отраслевые принципы

     Наряду с общими принципами права, изучение которых относится к предмету теории государства и права, существуют также межотраслевые и отраслевые принципы, специально изучаемые отдельными юридическими дисциплинами. Сказанное не исключает того, что межотраслевые принципы, действие которых распространяется на две или несколько отраслей права, и отраслевые принципы, действующие в пределах одной отрасли, представляют определенный интерес и для общей теории государства и права.

     В качестве примеров межотраслевого принципа можно сослаться на принципы гласности и состязательности (в гражданско-процессуальном или

уголовно-процессуальном праве), неотвратимости юридической ответственности за совершение правонарушения (практически для всех отраслей права), «закон обратной силы не имеет» (для уголовного и административного, гражданского и некоторых других отраслей права).

Примерами отраслевых принципов могут служить принципы:

? равенства сторон и свободы договора - в гражданском праве (равенство сторон - данный принцип совпадает с одним из признаков метода гражданско-правового регулирования и означает, что ни один из участников не обладает властными полномочиями относительно другого участника, в том числе государство;

? свобода договора - означает, что граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или

добровольно принятым обязательством. Данный принцип конкретизирован в ст. 421 Гражданского кодекса РФ);

? принцип субординации (соподчиненности) - в административном праве (предполагает разработку правил служебной дисциплины и установление на их основе системы служебного подчинения младших

старшим. Реализуя принцип единоначалия, руководитель принимает решения, обязательные для выполнения всеми работниками возглавляемого им коллектива);

? принцип презумпции невиновности - в уголовном праве (гласит: «Человек не виновен, пока не доказано обратное». Это означает, что обвиняемый не должен доказывать свою невиновность, а, напротив, обвинение должно предоставить веские и юридически безупречные доказательства вины подсудимого (обвиняемого)19.
При этом любое обоснованное сомнение в доказательствах трактуется

в пользу обвиняемого. Презумпция невиновности призвана защищать людей от государства.

     Таким образом, государство не может быть оправдано на основании этого принципа и свою невиновность перед гражданами оно обязано доказать.

В  уголовном  праве  положение, .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44