- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение и раскрытие понятия государственного бюджета и проблем его сбалансированности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008232 |
Тема: | Изучение и раскрытие понятия государственного бюджета и проблем его сбалансированности |
Содержание
Оригинальность 60%. Объем от 35 стр. Теоретическая и практическая главы, соответственно курсовой работе. Срок сдачи 15 января Содержание: Введение Глава 1. Государственный бюджет 1.1 История возникновения бюджета 1.2 Понятие и роль государственного бюджета 1.3 Бюджетная политика 1.4 Проблемы сбалансированности бюджета Глава 2. Бюджетное устройство РФ 2.1 Бюджетная система РФ 2.2 Принципы бюджетной системы РФ 2.3 Сбалансированность бюджетной системы и эффективность бюджетной политики Заключение Список использованной литературы Введение Данная тема является важной, так как особо важен государственный бюджет для всех областей экономической жизни государства и граждан в нем. Его составление, утверждение и выполнение создаются на уровне законов. Вместе с этим сам бюджет государства является законом. Государственный бюджет является базой и финансовой предпосылкой нормального существования государства и осуществления им тех функций, которые общество наделила его осуществлять. С помощью бюджета решаются вопросы финансового поддерживания на макроуровне и в масштабе всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он составляет большую часть конечного спроса. Тема является актуальной именно потому, что создание сбалансированного государственного бюджета является важнейшей задачей правительства страны, в достижении экономического роста, а это в свою очередь, повысит уровень благосостояния общества. Объектом в данной работе выступают проблемы сбалансированности государственного бюджета. Предмет – бюджетное устройство Российской Федерации. Целью работы является изучение и раскрытие понятия государственного бюджета и проблем его сбалансированности. Задачи для достижения поставленной цели Методы Структура Глава 1. Государственный бюджет История возникновения бюджета Учение о государственном бюджете является частью науки о финансах и областью знаний о развитии особой сферы распределительных отношений — бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития как особая система общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания государственной казны (бюджетного фонда) и с осуществлением государственных расходов. Трансформация бюджета в финансовую категорию происходила одновременно с развитием государства и товарно-денежных отношений [Сорокина, с. 13]. При первобытнообщинном строе не существовало государства и, соответственно, не возникало бюджетных отношений. При рабовладельческом строе использовался труд рабов, принудительные сборы с граждан использовались очень редко. При феодальном строе расходы финансировались вначале за счет собственных имений, а по мере роста расходов устанавливались обязательные подати с поданных. Происходило бесконтрольное расходование средств в своих интересах монархами. Капиталистический строй характеризуется: - развитием товарно-денежных отношений, - ростом производительных сил, - разделением общественного труда, - возникновением городов, центров ремесел, - расширение обмена. Доходы капиталистического государства: - денежные налоги, - таможенные и другие сборы с товаропроизводителей и отдельных граждан. Общегосударственные расходы: - содержание двора, армии, полиции, - поддержка отдельных слоев населения, - на развитие транспорта, промышленности, торговли, - на развитие образования и здравоохранения. Чтобы обосновать государственные расходы начинают составлять отдельные сметы доходов и расходов. Постепенно отдельные сметы затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету расходов и доходов. Согласно архивам слово «бюджет» происходит от нормандского bouge, bougtte, что в переводе означает «карман», «мешок», «кожаный мешок». Это слово начали использовать англичане, изменив его на budget. Когда палата общин в Англии 14-15 вв. утверждала субсидию королям, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открыл портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета. С конца 17 в. бюджетом стал называться документ, который содержал, утверждаемый парламентом, план доходов и расходов государства. Этот документ также называли «росписью денежных доходов и расходов государства», «сметой доходов и расходов государства», «государственной росписью». Первые попытки составления бюджета, в форме смет доходов и расходов, в Европе зафиксированы во Франции во времена Филиппа Красивого в 1302 году. В дальнейшем было прекращено, так как глава государства, как правило, полновластно и бесконтрольно распоряжался всеми государственными средствами. Финансы государства в то время не были отделены от королевских. Возвратились к составлению смет доходов и расходов во времена министра финансов Сюлли (1599-1611). Это введение продолжил министр финансов Франции Неккер (1777-1781гг. и 1788- 1790гг) и ему принадлежит идея публичности в народном хозяйстве. Именно Неккер создал финансовые основы, на которых позже базировались правила составления бюджета, которые существуют до наших дней. 27 января 1710г. Петр I утвердил первый в истории России государственный бюджет, предварительно сосчитав все доходы и расходы Государства Российского. Оказалось, что средняя ежегодная сумма доходов не превышала 3330 тыс. руб. Армия и флот поглощали до 3 млн. руб.; на все остальные расходы шло около 824 тыс. руб. Ежегодный дефицит доходил до 500 тыс. руб., составляя 13% расходного бюджета. По утвержденному бюджету на 1710 г. предполагался полумиллионный дефицит, который было решено покрыть дополнительным налоговым сбором по полтине с тяглого двора. В России порядок составления государственной росписи, или сметы доходов и расходов, ведет свое начало с 1863г. В настоящее время почти не осталось государств, которые свою деятельность не финансировали бы из государственного бюджета страны. 1.2 Понятие и роль государственного бюджета Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет – часть сводного финансового плана страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом (в рыночных странах: парламент страны, штата или муниципальное собрание). Можно выделить три основные характеристики государственного бюджета: 1. По форме: государственный бюджет – это финансовый план государственного хозяйства на предстоящий год. 2. По сущности: государственный бюджет – денежные отношения, одним из субъектов которых выступает государство, вторым – предприятия и население. 3. По материальному содержанию: государственный бюджет – это денежные средства, аккумулируемые в одном централизованном фонде. Бюджет как экономическая категория (при СССР) не сразу получил своё признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиции экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиции законодательного установления финансовой базы государства – как его финансовый план. Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие: · государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований; · область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями; · с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности; · пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задача- ми, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития; Важнейшими показателями, характеризующими бюджет, являются: 1.Доля средств, ежегодно перераспределяемых через бюджет, в валовом внутреннем и чистом продукте страны. 2. Покрываемость бюджетных расходов доходами (дефицит) или избыток (профицит) поступлений по отношению к расходам. 3.Структура бюджетных расходов, в частности доля затрат на хозяйственные, социальные, оборонные нужды, обслуживание государственного долга в общей сумме расходов. Роль бюджета в распределении и перераспределении национального продукта заключается в следующем: 1. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учётом требований наиболее рационального размещения производственных сил, подъёма экономики и культуры на всей территории государства. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций и более эффективному использованию государственных средств. 2. Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. 3. Важное значение имеет социальная направленность средств бюджета. 4. Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. 5. Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение наилучшей структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов в бюджетной системе. 6. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. Бюджет государства - это совокупность специфических финансовых отношений, возникающих в процессе формирования и использования бюджетного фонда для обеспечения функций государства на определенных этапах общественного развития [Сорокина, с. 19]. 1.3 Бюджетная политика Чтобы понять исключительно значимую роль бюджетной политики в обществе в условиях глобализационных процессов, необходимо раскрыть сущность бюджетной политики как категории. Возникновение политики как общественного явления имеет глубокие исторические корни и связано со становлением и развитием человеческого общества, формированием государственной власти. Власть — это отношения руководства и подчинения, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни. Политика зародилась, когда появился особый вид власти, имеющий право примирения одной группы людей с другой группой посредством государства. Такая власть получила название государственной. Государственная власть давала соответствующие преимущества тем, кто ею обладал. Люди стали бороться за нее, за определенную ее организацию, осуществление. Это обусловило возникновение системы политических отношений, политики. Поскольку государство представляет собой политический союз, объединяющий целые нации и народности, постольку политика — не просто отношения между людьми, а отношения между социальными общностями. Хотя понятие «политика» используется в различных смыслах, но в целом политика формируется в сфере отношений и деятельности, которая связана с государственной властью. Форма политики, ее организационная структура реально воплощены в политических партиях, общественных движениях, а также в законах, политических и правовых нормах. Содержание политики выражается в ее целях, направлениях государственного развития, решении стоящих проблем, в мотивах и механизме принятия политических решений. Одним из важнейших направлений экономической политики государства является его финансовая политика, так как достичь успехов в построении экономически сильного и стабильного общества можно лишь при успехах в финансовой политике. В экономической литературе существуют различные определения финансовой политики. Бюджетная политика тесно связана с такими понятиями, как меж- бюджетные отношения, бюджетный потенциал (расходный и доходный), налоговое бремя. Здесь же отметим, что бюджетная политика должна быть ориентирована, в частности, на создание необходимых условий для рос- та бюджетного потенциала страны, ее регионов и территорий. В свою очередь степень реализации бюджетного потенциала зависит от того, на- сколько величина и распределение налоговой нагрузки оптимальны на субъектном и территориальном уровнях. Бюджетная политика включает в себя объективные (базисные) и субъективные (надстроечные) начала, что и характеризует ее как орга- низационно-финансовую категорию. Объективное начало, на котором ба- зируется бюджетная политика, — это экономические отношения, возни- кающие в процессе общественного воспроизводства (производства, обмена, распределения и потребления валового внутреннего продукта); финансовые (денежные) отношения, составляющие содержание катего- рии финансов; бюджетные отношения, возникающие в процессе функ- ционирования частной финансовой категории бюджета; и формы прояв- ления сущности последней в виде функций образования и использования централизованных денежных доходов и контрольной функции. Субъективное начало категории бюджетной политики основывается на системе надстроечных, организационно-финансовых отношений управ- ления бюджетным процессом, которые реализуются через организацион- но-финансовые категории бюджетного права, системы бюджетов, бюджет- ной системы и бюджетного механизма (бюджетное планирование, организация, регулирование и контроль). По масштабности и долговременности целей и задач различают стратегическую долговременную (на срок от трех и более лет) и тактическую текущую составляющие общей бюджетной политики. Стратегия и тактика должны взаимодополняться и развиваться, а не противоречить друг другу, что наблюдалось в России на протяжении 1990—2000-х гг. Если тактические цели и задачи постоянно меняются, оставаясь до конца нерешенными, или противоречат общей стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой бюджетной политики значимых результатов, экономи- ческого и социального эффекта. В зависимости от приоритетов целевой направленности мер в об- ласти управления бюджетным процессом необходимо выделять следую- щие типы бюджетной политики: . доходную; . расходную; . контрольно-регулирующую; . комбинированную. Доходный тип бюджетной политики характеризуется тем, что в уп- равлении бюджетным процессом и в бюджетном механизме его реализа- ции во главу угла ставится доходная часть бюджетной системы. Плани- рование, организация и исполнение бюджетов сконцентрированы преимущественно на доходах и ведутся от доходов, под объем которых подстраиваются бюджетные расходы и контрольно-регулирующие зада- чи. В налоговой политике, как основной части бюджетной политики, подобный подход проявляется в приоритете максимально возможного увеличения любыми средствами доходов бюджета в текущем плане и за- частую в ущерб стратегическим интересам экономики страны, регионов и налогоплательщиков. Разновидностью такой политики является поли- тика высоких налогов, с присущими ей высокими ставками и сверхпре- дельным налоговым бременем, минимумом налоговых льгот и т.д. Расходный тип бюджетной политики основан на подчинении дохо- дов бюджета его расходам. Стратегия и тактика бюджетного планирова- ния, регулирования и контроля сконцентрированы на расходной части бюджетов. В первую очередь определяется объем общественных услуг, выраженных через объем государственных (муниципальных) расходов, а затем под эти показатели подводится соответствующий объем доход- ных источников с учетом конкретной социально-экономической ситуа- [22] ции в стране и перспектив ее развития. Такой подход вытекает из основ- ной цели бюджета и бюджетной политики — доставлять обществу мак- симум благ (услуг) — и из логики рыночных отношений: «товар (услу- га) — деньги (налоговые платежи)», если придерживаться общепринятого понимания государства как коллективного хозяйствующего макросубъ- екта, оказывающего обществу разнообразные услуги за соответствующую плату. Однако следует отметить, что эффективность бюджетной полити- ки расходного типа тем выше, чем стабильней экономика страны, когда поиск дополнительных доходных источников составляет второстепенную задачу. Контрольно-регулирующий тип бюджетной политики строится на максимально возможном использовании государством контрольно-регу- лирующих свойств бюджета, государственных расходов и заказов, нало- гов и налоговых методов (льгот, санкций и т.д.), зачастую в ущерб ос- новному предназначению бюджета и цели бюджетной политики — максимальному (на конкретном этапе) обеспечению общества коллектив- ными услугами высокого качества на основе поступательного развития рыночной экономики. Такой политике присущи чрезмерное увлечение регулированием и регламентированием экономики, государственными за- казами, налоговыми льготами и санкциями; расширение государственной (муниципальной) собственности на сферы деятельности, традиционно выполняемой частным сектором; распространение жесткого государ- ственного контроля на деятельность, не являющуюся исключительно бюджетной, и т.д. Элементы рассматриваемой политики не единожды применялись и применяются в России последнего десятилетия. Это не случайно, поскольку контрольно-регулирующая бюджетная политика в отрыве от других ее типов обусловлена, как правило, слабостью вы- полнения бюджетом своих основных функций — образования и исполь- зования централизованных денежных доходов, длительным проведени- ем государством жесткой политики высоких налогов, влекущей за собой массовое уклонение от уплаты налогов и уход легальной экономики в раз- ряд теневой. Не меняя по сути элементов бюджетного процесса и бюд- жетного механизма, государство пытается возместить потери, связанные с недостатками выполнения бюджетной системой своих функций, конт- рольно-регулирующими мерами. Целью бюджетного регулирования и контроля становится не создание необходимых условий для нормаль- ного функционирования бюджетного процесса, а поиск способов искус- ственного вмешательства в экономику для поддержания равновесия до- ходов и расходов. Все три рассмотренных типа бюджетной политики имеют свои не- достатки и применительно к современной России не могут быть исполь- [23] зованы в своем чистом виде, изолированно друг от друга, поскольку это негативно скажется на неблагополучном состоянии его государственно- го хозяйства. Поэтому более эффективной и сбалансированной является комбинированная бюджетная стратегия и тактика, нацеленная на реали- зацию в комплексе всех функций бюджета и достижение на этой основе значимого экономического и социального результата. Такую политику можно назвать по-другому равновесной бюджетной политикой, направ- ленной на обеспечение равновесного соотношения всех функций бюд- жета, интересов государства, налогоплательщиков, пользователей госу- дарственными услугами и общества в целом. Комбинированная (равновесная) бюджетная политика ориентиро- вана на создание необходимых и достаточных условий для развития ры- ночной экономики, на увеличение количества и качества предоставляе- мых государством (муниципалитетами) услуг, на обеспечение органов власти всех уровней достаточными и стабильными собственными дохода- ми от объемов производства, потребления и доходов субъектов, активиза- ции инвестиционной деятельности и повышения контрольно-регулирую- щей эффективности бюджетного механизма. Основными приоритетными направлениями peaлизации такой бюджетной политики могут быть разра- ботка и внедрение научно обоснованных государственных социальных стандартов, упорядочение системы государственных заказов, повышение доли инвестиционной составляющей в общих государственных, муни- ципальных расходах, сокращение неэффективных расходов, оптимиза- ция общего налогового бремени и ставок основных налогов, рационали- зация состава и структуры налоговой системы и налоговых льгот, создание эффективных механизмов распределения расходных и доходных полно- мочий между бюджетами различных уровней и межбюджетного регули- рования на базе адекватного России бюджетного федерализма. В реальной действительности сложно провести четкие границы между доходным, расходным и контрольно-регулирующими типами бюджетной политики. Практика показывает, что проводимая государством бюджетная политика обычно носит комбинированный характер (с преобладанием черт одного из первых трех типов), но не всегда равновесный, сбалансированный характер. Поэтому важнейшая задача государства (в России особенно) — разработка концепции и механизмов реализации эффективной, сбалансиро- ванной комбинированной бюджетной стратегии и тактики. В зависимости от стратегической направленности бюджетного регулирования следует различать стимулирующую и сдерживающую бюджетную политику. При этом под бюджетным регулированием мы понимаем не только межбюджетное регулирование, но и все прочие фор- мы регулирующей деятельности государства в бюджетной сфере — рас- [24] пределение доходных и расходных полномочий между бюджетами раз- личных уровней, налоговое регулирование во всех его проявлениях, ре- гулирование экономики и социальной сферы через систему государствен- ных расходов (заказов, программ и т.п.). Сдерживающая политика типична для стран с развитой рыночной экономикой, где она применяется с целью предотвращения кризисов перепроизводства отдельных видов продукции, недопущения переинвестирования отдельных отраслей экономики и т.д. 1.4 Проблемы сбалансированности бюджета Государственный бюджет может иметь следующие состояния: 1. Сбалансированный бюджет, когда доходы бюджета равны его расходам. 2. Дефицит - когда расходы превышают доходы бюджета. 3. Профицит – когда доходы превышают расходы бюджета. Бюджетный дефицит – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Причины дефицита могут быть различными: - низкая эффективность общественного производства, его спад; - нерациональная структура бюджетных расходов (огромные военные расходы, крупные государственные инвестиции, " раздутые" социальные программы); - массовый выпуск "пустых денег"; - оборот "теневого" капитала в огромных масштабах; - чрезвычайные ситуации (войны, природные катаклизмы, стихийные бедствия) и др. Нередко дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Ещё Дж.Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определённых этапах развития общества. Однако дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия срочных и действенных экономических мер по стабилизации экономики и её финансовому оздоровлению. Бюджетная политика- это мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом. В экономике известны следующие концепции бюджетной политики государства. Основу первой концепции составляет ежегодно сбалансированный бюджет. Ещё совсем недавно такой бюджет считался целью финансовой политики, что должно было обеспечить стабильность экономического развития страны. Но такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность финансовой политики государства. Например, в экономике наблюдается длительный период безработицы, когда доходы населения падают. При этом налоговые поступления автоматически сокращаются. Если целью финансовой политики является ежегодно сбалансированный бюджет, то правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать комбинацию в виде двух мер. Следствием указанных мероприятий будет ещё больше сокращение совокупного спроса, а, значит, более значительное падение производства и увеличение безработицы. Стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать и инфляцию, в условиях которой повышение денежных доходов увеличивает и налоговые поступления. Для того чтобы доходы бюджета не превышали расходы, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать комбинацию этих двух мер. Следствие этого будет лишь увеличение темпов инфляции. Основу второй концепции бюджетной политики составляет бюджет, сбалансированный в ходе экономического цикла, а не ежегодно, то есть государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период кризиса снижаются налоги и увеличиваются государственные расходы, то есть создаётся временный дефицит бюджета. Во время подъёма налоги повышаются, а государственные расходы сокращаются. Возникший бюджетный профицит может быть использован на покрытие дефицита, образованного в период спада. Третья концепция бюджетной политики базируется на обеспечении сбалансированности экономики, а не бюджета. При этом в экономике может наблюдаться как устойчивый профицит, так и устойчивый дефицит бюджета, то есть стабильность экономики и её устойчивое развитие являются главной задачей, а сбалансированность бюджета - второстепенной. Российская бюджетная политика длительное время базировалась на первой концепции: требование бездефицитности бюджета было обязательным. В настоящее время правительство страны в большей степени ориентируется на положения второй концепции - сбалансирование бюджета в ходе экономического цикла. Глава 2. Бюджетное устройство РФ 2.1 Бюджетная система РФ Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней (ст. 10. Бюджетного кодекса РФ): • первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; • второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; • третий уровень — местные бюджеты. Государственный бюджет — это основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Он утверждается парламентом России. Республиканский бюджет Российской Федерации (или федеральный бюджет России)— главное звено бюджетной системы. В нем концентрируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Республиканский бюджет выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на: финансирование народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, погашение и обслуживание государственного долга. Основными функциями бюджета являются следующие: 1) перераспределение национального дохода и ВВП; 2) государственное регулирование и стимулирование экономики; 3) финансовое обеспечение социальной политики; 4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. При рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории Российской Федерации. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, более эффективному использованию государственных средств. Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле — один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное и качественное развитие работника — главной производительной силы общества — основной показатель экономического прогресса. В процессе финансового планирования через бюджет оказывается наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями. Государственный бюджет, как уже говорилось, выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накопления, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы, и прежде всего республиканского бюджета Российской Федерации. Кроме того, осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. Бюджетное устройство Российской Федерации — это организация бюджетной системы, принцип ее построения. Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, это регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ). Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой. В статье 28 Бюджетного кодекса РФ указаны принципы бюджетной системы Российской Федерации: единство; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность достоверность; адресность и целевой характер бюджетных средств. 2.2 Принципы бюджетной системы РФ Единство бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29 БК РФ) означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации (ст. 30 БК РФ) означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) означает: 1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; 2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ, определяемых в соответствии с законодательством РФ; 3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с настоящим Кодексом и налоговым законодательством РФ; 4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; 5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетном кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; 6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджета; 7) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ) означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязат....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: