VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение и анализ юридических свойств Конституции Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009046
Тема: Изучение и анализ юридических свойств Конституции Российской Федерации
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ:
    
    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
    ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА……5
    1.1. Конституция как нормативный правовой акт………………………….5
    1.2. Федеральные конституционные законы…………………………………7
    ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ 
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………10
    2.1. Верховенство Конституции РФ…………………………………………10
    2.2. Юридическая база текущего законодательства………………………...13
    2.3. Стабильность Конституции РФ…………………………………………14
    2.4. Прямое действие Конституции РФ……………………………………...18
    2.5. Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ……………20
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….25
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….26
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
ВВЕДЕНИЕ
    
    Основной документ страны – Конституция, определяет общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов государства, а также основные права и обязанности человека и гражданина. Конституция является важнейшим и основным политико-правовым нормативным актом, который имеет высшую юридическую силу и регулирует не только основы устройства государства, но и взаимоотношения с обществом и личностью.
    Конституция Российской Федерации воплощает теоретическое отражение определенных интересов, мировоззрений, целей и идеалов, охрану и защиту, провозглашение соответствующих ценностей и норм современного российского общества, образуемого государством. На международной арене Российская Федерация как демократические общество и правовое государство юридическим способом отстаивает высшую ценность человека, его права и свободы. Институты народовластия, народного представительства, разделения властей, парламентаризма, гражданского общества, правового государства, многопартийности, политического и идеологического плюрализма, гласности относятся к числу фундаментальных демократических ценностей и норм. Значительным фактором для национальной стабильности Российской Федерации является строгое соблюдение принципа федерализма не только всеми институтами государства, но и гражданского общества.
    Исследование действующей Конституции Российской Федерации как фундамента Российского законодательства, изучение ее влияния на развитие правовой системы, анализ юридических свойств и функций основного закона страны – тема, которая никогда не потеряет своей актуальности.
    Конституция отличается от остальных нормативных правовых актов своими особыми признаками, называемыми юридическими свойствами. К их числу относятся:
    - признание Конституции особым источником права, который обладает наивысшей юридической силой, юридической базой текущего законодательства;
    - повышенная стабильность; 
    - особый порядок принятия, изменения и охраны основного закона страны. 
    Таким образом, объектом курсовой работы являются формирующиеся общественные отношения в процессе изучения Конституции Российской Федерации.
    Предметом курсовой работы является Конституция Российской Федерации, ее юридические свойства.
    Целью курсовой работы является изучение и анализ юридических свойств Конституции Российской Федерации.
    Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
    1) изучить Конституцию Российской Федерации как нормативный правовой акт;
    2) определить место федерального конституционного закона в системе права Российской Федерации;
    3) проанализировать юридические свойства Конституции Российской Федерации.
    Данная тема наиболее полно изучена в исследованиях отечественных ученых-юристов Авакьяна С. А, Баглая М. В, Богдановой Н. А., Козловой Е. И., Кутафина О. Е., Кокотова А. Н., Нудненко Л. А., Несмеяновой С. Э. и др.
    Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Основной текст представлен на 25 страницах. Список литературы включает шестнадцать наименований источников.
    
    
    
    
    
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА

1.1. Конституция как нормативный правовой акт
    
    В системе правовых наук термин «конституция» расшифровывается как универсальный нормативно-правовой акт, который имеет форму основного закона, обладает высшей юридической силой и регулирует основные общественные отношения между личностью, обществом и государством.
    Содержание конституции по традиции выявляется через рассмотрение ее в виде политического, юридического и идеологического документа. 
    Политический аспект отражает основные принципы и правила поведения сторон политических отношений, юридический - максимально отражает суть конституции как правового акта, обладающего высшей юридической силой. Идеологический характер обнаруживается в декларации определенных идеологических установок или идеологического приоритета.
    Обращая внимание на правовую природу конституции, необходимо отметить следующее. Конституция есть не что иное, как правовой акт, определяющий основные принципы устройства общества и государства, основывающий систему органов государственной власти и местного самоуправления, определяющий основы правового статуса личности.
    Основной закон страны имеет отличительные черты, характеризующие его как документ с самостоятельным и особым местом в системе права современного демократического государства, отличающего его от других правовых актов:
    1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;
    2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;
    3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, то есть тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;
    4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, внесения поправок, особые формы охраны и др.;
    5) стабильность и реальность1.
    Конституцию от других правовых актов отличают специфичные качества - особые юридические признаки (свойства), которые последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 года:
    1. Закрепление принципа верховенства Конституции Российской Федерации впервые нашло свое отражение в документе 1993 года, в то время как идея подчинения государства конституции, праву в советский период фактически отсутствовала. То есть, верховенство Конституции РФ с точки зрения права заключается в установлении идеи конституционализма и подчинении государства Конституции РФ, организации согласно ее положениям и значению общественных отношений.
    2. Конституция обладает высшей юридической силой, прямым действием и распространяет свое действие на всей территории России. Высшая юридическая сила Конституции РФ изображает ее наивысшее место в системе правовых актов и обозначает, что все прочие законы, другие акты, правоприменительная практика обязаны соответствовать ей, в противном случае они будут недействительны.
    3. Конституция Российской Федерации - ядро правовой системы России. Для всей системы права и системы законодательства России принципы и положения Конституции РФ играют наставляющую роль.
    4. Особая охрана Конституции Российской Федерации также относится к числу юридических свойств. Вся система органов государственной власти задействована в разнообразных формах реализации охраны основного закона страны.
    Существенное значение в охране Конституции РФ имеет Конституционный Суд РФ. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов, как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Не подлежат введению в действие и применению на территории Российской Федерации акты или их отдельные положения, признанные неконституционными.
    5. Особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации также относится к числу важных юридических свойств.
    Подводя итог вышеперечисленному, можно сделать вывод о том, что конституция - это универсальный, чаще всего, имеющий форму основного закона юридический документ, устанавливающий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующих важнейшие общественные отношения (государственный строй, принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с человеком).
    
1.2. Федеральные конституционные законы
    
    Федеральный конституционный закон (далее – ФКЗ) Российской Федерации выступает в качестве разновидности федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. По сравнению с федеральным законом - федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам, федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой.
    Необходимость существования данного вида нормативных правовых актов как верно замечают ученые юристы, обусловлено сравнительно небольшим объемом Конституции, который не позволяет охватить своим воздействием весь круг конституционных отношений, в том числе отношений власти, суверенитета и свободы личности, требующий более высокого уровня регулирования, чем просто федеральными законами. 
    Федеральные конституционные законы, по существу, продолжают и развивают Конституцию, персонифицируют субъектов властвования, учреждают государственные органы и определяют их компетенцию и порядок деятельности, определяют пределы государственной власти и гарантии единства и целостности государства, стабильности ее субъектного состава2. Другими словами, федеральные конституционные законы фактически относятся к органическими законами, дополняющим и развивающим Конституцию Российской Федерации.
    Согласно нормам Конституции РФ, федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ, законам Российской Федерации о поправках к Конституции РФ и федеральным конституционным законам3.
    Федеральные конституционные законы не могут вносить изменения в текст Конституции. Развитие конституционных положений – цель для данного вида нормативных правовых актов. Как отмечал О. Е. Кутафин, отечественный ученый-юрист, специалист в области конституционного права, «федеральный конституционный или обычный федеральный законы не могут быть формой принятия конституционной поправки4.
    Федеральные конституционные законы характеризуются следующим рядом признаков, отличающим их от обычных федеральных законов:
    1. ФКЗ обладают более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.
    2. ФКЗ принимаются только по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ (ст. 108 Конституции РФ). Данное утверждение, надо отметить, не всегда находит поддержку у современных ученых. В различных работах многократно предлагается принятие федерального конституционного закона, по тому или иному вопросу, не предусмотренному Конституцией РФ. 
    Также необходимо отметить, что принятие федеральных конституционных законов особого рода предусматривается Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Статьи 8, 9 названного ФКЗ закрепляют, что принятие нового субъекта в РФ осуществляется посредством Федерального конституционного закона5.
    3. ФКЗ принимаются в более сложном порядке, в отличие от обычных федеральных законов;
    4. Президент РФ не имеет в отношении федеральных конституционных законов права вето, а лишь промульгирует и публикует их.
    Таким образом, федеральные конституционные законы занимают особое место в системе российского законодательства. Одно из назначений данных законов - обеспечение стабильности Конституции как Основного Закона государства, закрепляющего устои его конституционного строя. Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Верховенство Конституции РФ
    
    Конституция, как отмечалось ранее, отличается от обычных законов своими особыми признаками, которые принято называть юридические свойства Конституции.
    К юридическим свойствам Конституции относятся: признание конституции Основным законом государства; верховенство; юридическая база текущего законодательства; стабильность; особый порядок принятия и изменения, прямое действие6.
    Обусловливая верховенство конституции в правовой системе страны, необходимо отметить обладание особой юридической силой в сравнении с другими законами. Конституция есть акт наивысшей юридической силы, и это особое свойство выражается в следующем:
    - ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права - гражданского, административного и др.;
    - текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции органами государственной власти и не могут противоречить нормам конституции;
    - государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны следовать нормам конституции.
    Существует ряд гарантий обеспечения верховенства Конституции РФ:
    1. Конституционный контроль, осуществляющийся Конституционным Судом РФ, большинство полномочий которого направлены на обеспечение верховенства Конституции в системе существующего российского законодательства.
    2. В случае противоречия Основному закону страны нормативных правовых актов Правительства РФ, актов органов исполнительной власти субъектов РФ Президент РФ может использовать право на отмену или приостановления действия противоречащих Конституции документов (ч. 3 ст. 115; ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).
    3. Деятельность Государственного Совета Российской Федерации, образованного в 2000г. также можно рассматривать в качестве гарантии обеспечения верховенства российской Конституции в субъектах Федерации. Одной из основных задач данного органа является укрепление основ федерализма, предполагающего вынесение на обсуждение вопросов, связанных с исполнением и соблюдением органами государственной власти субъектов Федерации Конституции РФ, приведением ими в соответствие с Федеральным Основным законом своих конституций, уставов, законов и других нормативных актов.
    Не редко при прямом применении норм Конституции РФ возникает проблема оценки разногласий того или иного нормативно-правового акта как противоречащего ей. Указанная функция Конституции РФ отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ. В соответствии с данной нормой, Конституционный Суд РФ издал указания, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта РФ, не вправе применить его в конкретном деле и должен направить в Конституционный Суд РФ запрос о проверке конституционности этого закона. Обязанность обратиться в Конституционный Суд РФ с таким запросом существует независимо от того, было ли разрешено дело, разбираемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ.
    Из судебной практики Постановление Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» было серьезно скорректировано постановлением КС РФ от 1 июня 1998г. № 19 –П. В данном акте содержится обязывание судов в случаях, если они приходят к выводу о неконституционности закона, для официального подтверждения его неконституционности обращаться в Конституционный Суд7.
    Верховенство Конституции РФ обнаруживается не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации»8.
    В условиях федеративного государственного устройства России принцип верховенства Конституции РФ приобретает дополнительное значение, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Конституции республик, уставы краев и областей, а также принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
    Итак, в части 2 ст. 4 Конституции России зафиксировано свойство верховенства Конституции России и имеет направленность на обеспечение суверенитета государства в целом, единства государственной власти на всей территории страны. Принцип верховенства Конституции России свидетельствует об особом месте и исключительной юридической силе данного документа в системе российского права, актов публичной власти, правоприменительной деятельности должностных лиц, актов институтов гражданского общества.9
    



2.2. Юридическая база текущего законодательства
    
    Принципы Конституции РФ, закрепленные в ней положения, играют определяющую роль в правовой системе страны. Действующее законодательство развивает конституционные предписания, конкретизирует их, устанавливает дополнительные гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также организует деятельность важнейших государственных институтов.
    Главный источник российского права не только дает стимул для сотворения новых норм права, но и создает предпосылки для издания новых правовых актов. Конституция зачастую прямо определяет сферы общественных отношений, требующих правового урегулирования, путем непосредственного указания на то, какие федеральные конституционные законы необходимы для упорядочения наиболее важных отношений и институтов (ФКЗ о референдуме РФ (ст. 84); ФКЗ о чрезвычайном положении (ст. 88), ФКЗ об Уполномоченном по правам человека (ст. 103, ч. 1), ФКЗ о Конституционном Суде РФ (ст. 128, ч. 3)10. 
    Помимо ФКЗ, Конституция РФ предусматривает и принятие значительного количества федеральных законов, таких как: о гражданстве (ст. 6), об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ (ч. 1, ст. 77) и многих других. 
    Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативно правовых актов, действующих в России.
    Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что именно она определяет весь процесс правотворчества, устанавливая, какие нормативно- правовые акты принимают различные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, определяя их юридическую силу. Конституция устанавливает общие правила законодательного процесса, называя субъектов права законодательной инициативы, регулируя в самом общем виде порядок принятия различных видов законов РФ, порядок их обнародования.
    
2.3. Стабильность Конституции РФ
    
    Всякое государство, которое стремится к обеспечению стабильности экономического, социального, культурного развития, должно быть заинтересовано в неизменности конституции. 
    В настоящее время в качестве одного из характерных юридических свойств основного закона государства называется его стабильность11. Настоящему признаку в современном мире в научной литературе уделяется особое внимание, связано это с тем, что стабильность конституции в качестве юридических свойств выделяется сравнительно недавно, однако стоит отметить, что в Конституции РФ о стабильности ничего не говорится (в отличие, например, от таких юридических свойств, как высшая юридическая сила, прямое действие и другие).
    Стабильность как свойство правовых явлений в целом и в частности конституции учеными-юристами трактуется по-разному.
    Например, С.Ф. Литвинова проводит обширный анализ представлений о категории «стабильность» применительно к правовым явлениям, отмечая, что она употребляется в следующих значениях: возможность общественного правосознания усвоить основные правовые предписания; предсказуемость изменения права; отсутствие частых, поспешных изменений; определенность; традиционный характер; хорошая известность для населения; измеряемость и предсказуемость государственной хозяйственной деятельности; порождение чувства безопасности у субъектов и т. д.12 Автор резюмирует, что стабильность правовых явлений - положительное свойство, основанное на их однозначном толковании субъектами права, вытекающем из научно обоснованной и обнародованной доктрины государственной правовой политики, социальные ценности общества которой являются основой. При этом справедливо отмечается, что термин «стабильность» не означает простую неизменность конституции как нормативного правового акта. Модификация общественных отношений может потребовать периодического приведения конституционных предписаний в соответствие с совершающимися изменениями, когда такие изменения затрагивают основы конституционного строя.
    На протяжении пятнадцати лет Конституция РФ с момента ее принятия оставалась неизменна, не считая вносимых в ст. 65 Конституции РФ изменений, касающиеся количества и наименований субъектов Российской Федерации.
    Отечественной правовой системе не было известно, каким образом может и должен выглядеть закон о поправках к Конституции РФ вплоть до декабря 2008 года. Однако уже в настоящее время можно говорить о четырех поправках, внесенных в Конституцию РФ. Стоит учесть, что долгие годы глава государства явственно придерживался позиции неизменности и стабильности Конституции РФ. Возникает вполне логичный вопрос даже не о том, какие именно были внесены изменения, их содержательная составляющая, а о том, чем это было обусловлено, каково научное обоснование необходимости внесения изменений в основной закон страны.
    Рассмотрим характеристику изменений, внесенных в Конституцию РФ за годы ее существования.
    Первые законы о поправках к Конституции РФ были приняты 30 декабря 2008 года1314. Данными изменениями увеличивался срок полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в отношении Правительства РФ расширялись контрольные полномочия Государственной Думы.
    Увеличение срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы аргументировалось тем, что данные изменения позволят более эффективно избранным органам осуществлять свои полномочия в течение одного срока. Тем самым увеличивается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом за результаты своих действий. При этом изменение сроков полномочий данных органов было обращено на избежание ситуации, когда выборы происходили бы в рамках одного календарного года, избегая смены всей федеральной власти в течение одного года.
    Ко всему прочему, Законом о поправках к Конституции РФ, предусматривающем новые контрольные полномочия Государственной Думы в отношении Правительства РФ, фиксировалась обязанность Правительства РФ представлять Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. Повышением в государственной и общественной жизни страны роли демократических институтов, важнейшим из которых является российский парламент – цель данных изменений в законодательстве.
    Необходимо заметить, что данные нововведения при всей их значимости существенно не изменили имеющуюся систему, порядок и формирование государственных органов, их полномочия. Преобразования не меняют соотношение сил в государственном аппарате.
    Более значительными стали изменения, внесенные поправкой к Конституции РФ, принятой 5 февраля 2014 года15. Они затронули уточнения предметов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации). Создание объединенного Верховного Суда РФ обращено на упрочение единства судебной системы. По мнению законодателя, единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным судам будет способствовать возможному укреплению судебного устройства.
    Последними из изменений, которые были введены в Конституцию РФ, стали модификация положений ст. 83 и новая редакция ст. 95 Конституции РФ16. Данные преобразования не получили столь широкого обсуждения среди общественности, однако при этом имеют большое значение, так как относятся Федерального Собрания РФ.
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что Конституция РФ является стабильной, несмотря на указанные выше изменения.
    Верно, обращает внимание Н. С. Бондарь, что значимым является способность конституции «быть восприимчивой к конкретно-историческим, социокультурным условиям и соответственно возможность всегда, в разные времена по-современному быть прочитанной, понятой и воспринятой современниками как акт своей, а не прошлой эпохи. Гениальность Конституции не в неизменности смысла, который она имела в мире, ныне ушедшем в далекое прошлое, но в способности ее основных принципов приспосабливаться к текущим проблемам и нуждам»17.
    Стабильности Конституции РФ как главного источника российского права, по мнению ряда авторов, способствуют следующие факторы: наличие в их тексте более общих, гибко применяемых положений; установление запрета изменения отдельных положений, усложненная (жесткая) процедура внесения поправок и пересмотра Конституции, создание системы мониторинга Конституции РФ18.
    Таким образом, осуществленный анализ действия российской Конституции с момента ее принятия и по настоящее время показывает, что Конституция РФ как правовое явление и как нормативный правовой акт является стабильной.
    
    
    
2.4. Прямое действие Конституции РФ
    
    Впервые в истории отечественного конституционализма принцип «прямого действия» получил отражение на высшем (конституционном) уровне в части первой статьи 15 Конституции Российской Федерации 1993 года19.
    Обеспечение и гарантирование эффективности и стабильности Конституции как основного закона России - цель подобного закрепления.
    Формами прямого действия выступают непосредственное и опосредованное действие Конституции, по мнению ряда авторов, в основе дифференциации которых лежат различные уровни управления конституционными отношениями. Субъектами указанных правоотношений выступают многонациональный народ РФ, Российская Федерация, ее субъекты, государственные и общественные органы и организации, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане и т. д. И если на более высоком уровне конституционного регулирования - в отношениях, субъектами которых являются многонациональный народ РФ, Российская Федерация, ее субъекты - в значительной части случаев достаточно конституционных норм, то в конституционных правоотношениях с участием граждан необходима большая степень формальной определенности, гарантированная посредством отраслевых норм. В последнем случае конституционные нормы, детализируясь в нормах соответствующих отраслей права, действуют опосредованно.
    Непосредственное действие конституционных норм характерно для всех форм государственной деятельности — законодательной, исполнительной и судебной20.
    Значение Конституции в политико-правовой жизни государства и общества, её назначение, задачи, природа наиболее концентрированное выражение и отражение получают в таком свойстве как «прямое действие».
    Конституция РФ имеет прямое действие согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации».
    Нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, иначе говоря, для их реализации не требуется в качестве необходимого условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Однако многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.
    Недостаточная правовая определенность ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, которая влечет за собой значительное различие практических подходов к применению судами положения о прямом действии Конституции Российской Федерации при реализации правосудия, в 1995 г. послужила основанием для рассмотрения указанного вопроса Пленумом Верховного Суда РФ (далее ВС РФ). Пленум ВС РФ указал, что зафиксированное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает преимущественное право всех конституционных норм над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел обязаны следовать Конституции Российской Федерации. При этом в целях правильного применения судами конституционных норм при осуществлении правосудия необходимо оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.
    В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд, разрешая дело, должен прямо применять Конституцию в следующих случаях:
    а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
    б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
    в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
    г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует21.
    
2.5. Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ
    
    Стабильность является одной из отличительных черт Конституции РФ. Стабильность Конституции выражается в особом, усложненном порядке принятия и пересмотра Конституции РФ, принятия конституционных поправок.
    Как отмечает ученый-юрист Бархатова Е. Ю. «Конституция Российской Федерации значительно более жесткая и, следовательно, более стабильная, чем Конституция - Основной Закон РСФСР 1978г. Право принятия новой Конституции и поправок к прежней Конституции было предоставлено высшим представительным органам - Верховному Совету, Съезду народных депутатов, что отражало полновластие Советов. В последние годы существования Конституции 1978г., в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе и в конституционно-правовой сфере, в нее часто вносились многочисленные изменения. Конституционные нормы стали противоречить друг другу (например, был введен принцип разделения властей, но не было отменено полновластие Советов), Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием ее чрезмерной «гибкости», явилась одной из причин конституционного кризиса 1992-1993 гг. В новой Конституции этот недостаток устранен»22.
    Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. 
    В самой Конституции названы федеральные конституционные законы и многие федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительную модификацию и обновление текущего законодательства.
    Главой 9 Конституции РФ предусмотрен особый порядок изменения и дополнения основного закона страны, специально усложненная процедура внесения и принятия предложений о пересмотре или изменении различных частей Конституции требуется соблюдение интересов большинства субъектов федерации, выраженное в обязательности утверждения таких изменений путем принятия соответствующих законов представительными органами государственной власти субъектов РФ. 
    Четыре способа изменения предполагает Конституция РФ: внесения поправок; включение названия нового субъекта (субъектов) РФ, принятого в состав Федерации на основе добровольного присоединения территории зарубежного государства или в результате образования нового субъекта РФ на ее территории; изменение названия субъекта РФ, уже состоящего в Федерации; общий пересмотр Конституции. 
    Первый способ. Положения гл. 1, 2, 9, в соответствии со ст. 135 Конституции подвергаются изменению в наиболее затрудненном порядке, так как внесение любой «незначительной» поправки в эти главы возможно только посредством принятия новой Конституции. Указанные нормы глав Конституции составляют основу всех иных конституционных норм. Любая норма гл. 1, 2, 9, находиться в системной связи с другими конституционными положениями. Поэтому даже минимальное изменение может привести к пересмотру содержания конституционного текста в целом.
    Второй способ. Поправки к гл. 3- 8, в соответствии со ст. 136 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для Федерального Конституционного закона (ст. 108). При раскрытии содержания данных статей законодатель в ФЗ от 4 марта 1998г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» исходит из толкования Конституционным Судом РФ.
    Предложение о поправке вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума РФ) субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции РФ, в виде проекта закона.
    Рассмотрение Государственной Дума РФ проекта закона о поправке к Конституции РФ осуществляется в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
    Одобренный проект в течение пяти дней направляется в Совет Федерации РФ и считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения закона Совет Федерации вправе внести в Государственную Думу предложение о создании согласительной комиссии. 
    В течение пяти дней со дня принятия закон направляется в представительные органы субъектов РФ, для рассмотрения его в срок не позднее одного года со дня его принятия.
    Законодательный (представительный) орган субъекта РФ .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44