VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изменения в Лесном кодексе 2017 г

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014062
Тема: Изменения в Лесном кодексе 2017 г
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

Институт индивидуальных образовательных программ






ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Изменения в Лесном кодексе 2017 г., в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков


Направление – 40.03.01 (030900.62) «Юриспруденция»



Исполнитель:
студентка 6300 (б) группы Уляшева Елена Геннадиевна
Научный руководитель:
старший преподаватель Тикушева Людмила Николаевна


Сыктывкар 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ……………………...…………3
ВВЕДЕНИЕ…………………...……………………...……………………………4
ГЛАВА 1. ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……..7
§ 1. Система лесного законодательства……………………….………………...7
§ 2. Обзор Лесного Кодекса РФ……………………...……………………….…9
§ 3. Анализ использования земель лесного фонда за рубежом………………12
§ 4. Характеристика земель лесного фонда Республики Коми………………13
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА………………………16
§ 1. Понятие земель лесного фонда, лесного участка ……...…………………16
§ 2. Правовые основы использования участков лесного фонда……………...21
§2.1. Право собственности на земли лесного фонда, сервитуты……………..25
§2.2 Право постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного пользования лесными участками……………………….....................................29
§2.3. Право аренды лесных участков…………………………………….……..30
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ В ЛЕСНОМ КОДЕКСЕ РФ 2017 Г……35
§ 1. Анализ изменения в Лесном Кодексе 2017 г., в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков…………………………………………………………..…….35
§ 2. Практические рекомендации по оптимизации ЛК РФ………...…………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….……..41
ПРИЛОЖЕНИЕ А.……………………………………………………...……….48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………..53


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ
ЗК РФ – Земельный кодекс РФ
ЛК РФ – Лесной кодекс РФ
ЛФ – Лесной фонд
МР – Муниципальный район
НИОКР - Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки
РК – Республика Коми
РФ – Российская Федерация
СЗФО – Северо - Западный федеральный округ.


ВВЕДЕНИЕ

     Правовое регулирование лесных отношений является важной составляющей в российском законодательстве.
     Российское государство является собственником лесов, осуществляет политику, законодательно регулирует рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.
     Тема выпускной квалификационной работы «Изменения в Лесном Кодексе 2017 г., в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков» обязывает нас изучить соотношение норм лесного и земельного законодательства при предоставлении лесных участков в пользование.
     Актуальность работы обосновывается реальной потребностью повышения эффективности грамотного использования лесов, лесных участков в России, для дальнейшего обеспечения сохранности и воспроизводства российских лесов как главного природного богатства страны, уникального экологического ресурса планетарного масштаба.
     Объектом выпускной квалификационной работы является система общественных отношений, складывающихся в связи с использованием лесов.
     Предметом – правовое регулирование использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков.
     Цель выпускной квалификационной работы – проведение комплексного анализа изменений в Лесном Кодексе 2017 г., в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков, выявление проблем и выработка путей их решений.
     Цель работы определила постановку следующих задач:
1) Проанализировать систему лесного законодательства;
2) Провести обзор Лесного кодекса РФ;
3) Исследовать использование земель лесного фонда за рубежом;
4) Дать характеристику земель лесного фонда Республики Коми;
5) Разобрать понятие земель лесного фонда, лесного участка;
6) Выяснить правовые основы использования участков лесного фонда;
7) Выполнить анализ изменений в ЛК РФ 2017 г., в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков;
8) Написать практические рекомендации по оптимизации ЛК РФ.
     Методологическую основу работы составляют общенаучные методы познания: анализ, синтез, формально – логический. Были использованы и частно - научные методы исследования: функциональный метод, статистический, метод конкретно – социологических исследований и метод сравнительного исследования, приемы визуализации материалов исследования и другие.
     Нормативно-правовые акты, необходимые для раскрытия темы: Конституция Российской Федерации, Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая), Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», Приказ Минприроды России от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», Закон Республики Коми от 01.03.2016 № 10-РЗ «О некоторых вопросах в области охраны окружающей среды в Республике Коми и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Коми».
     Данная проблема нашла отражение в работах авторов: Г.А. Мисника, Г.Г. Омельянюк, Л.Л. Азаматовой, М.М Бринчука, М.Х.Османова, Н.В Гулак, Н. В.Даниловой, О. Л. Дубовик, Н.В. Михалевой, Р.Р Гашимова, С.Г. Голубевой, Т.Р. Максютовой, Э.С.Аскерова и других, которые использованы при подготовке настоящей работы.
     В качестве эмпирической базы исследования приводятся данные полученные при использовании решений и иных актов Конституционного и Верховного Судов РФ, судебной и правоприменительной практики, статистических данных. Кроме этого использованы официальные доклады и отчёты Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, региональных органов управления лесами, законодательства Российской Федерации и Республики Коми.
     Теоретическое и практическое значение исследования.
     Теоретическая значимость работы:
     1. Проведенный анализ научных трудов и лесного законодательства позволяет предложить законодателю внести изменения в некоторые статьи ЛК РФ.
     2. На основании изучения научного материала предлагаем дать более точные определения понятиям лес и лесной участок.
     3. В действующем ЛК РФ необходимо разработать понятийный аппарат. Очень много основных лесных терминов не нашли своего пояснения в данном кодексе.
     4. Теория комплексного использования лесных участков в условиях аренды на землях лесного фонда скорректирована с учётом современного этапа развития экономики лесопромышленных предприятий.
     Практическая значимость работы:
     Полученные в процессе работы научные результаты могут быть использованы органами управления лесным сектором при принятии решений в области лесопользования.


ГЛАВА 1. ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
     § 1. Система лесного законодательства
     Понятие «лесное законодательство» определено в статье 2 Лесного кодекса РФ. «Лесное законодательство состоит из ЛК РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ»1. Наибольшей юридической силой в этой системе обладают ЛК РФ и другие федеральные законы, регулирующие лесные отношения, например ФЗ по вопросам природопользования, отраслевые кодексы2.
     Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, как и обязанность сохранения природы и бережного отношения к природным богатствам, закреплены в Конституции Российской Федерации3.
     Лесное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ – двухуровневая система лесного законодательства (подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ). В случае противоречия между ФЗ и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
     Лесное законодательство субъектов РФ формируется в соответствии с Конституцией РФ и с учетом полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений, закрепленных в статье 82 Лесного кодекса РФ. Так, в Республике Коми действует Закон РК от 27.12.2006 № 136-РЗ (ред. от 07.12.2017) «О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми»4. В отдельных случаях в Лесном кодексе содержатся отсылочные нормы к конкретным актам лесного законодательства субъекта РФ. Это можно наблюдать в следующих статьях ЛК РФ: Ст.295, Ст. 30, Ст. 32, Ст.33, Ст.35, Ст.36, Ст.76 и в других. Лесное законодательство субъекта РФ не должно противоречить нормам Лесного кодекса РФ.
     Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, только в случаях, предусмотренных Лесным кодексом, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
     На уровне субъекта Российской Федерации нормативные правовые акты подзаконного характера, регулирующие лесные отношения, могут приниматься:
     - высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ): Указа Главы РК от 17.10.2016 № 123 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми»6;
     - органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах, установленных законодательством РФ и законодательством субъекта РФ. Например, постановление Правительства РК от 03.06.2011 № 244 «Об установлении для граждан ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд»7.
     Низовым звеном в иерархии правовых актов, регулирующих лесные отношения, являются нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Акты могут издаваться лишь на основании и во исполнение Лесного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов, принятых на федеральном уровне, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
     Муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения, могут приниматься органами местного самоуправления только в пределах установленных полномочий. Вопросы местного значения, относящиеся к предмету лесного законодательства, закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» (пункты 19 и 32 ч. 1 ст. 14, пункты 25 и 38 ч. 1 ст. 16 и др.)8. Наряду с этим, в самом Лесном кодексе РФ определены полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений (ст. 84). Реализуя свои полномочия, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, становящиеся источниками лесного законодательства. 
     Таким образом, лесное законодательство регулирует лесные отношения и состоит из разного уровня нормативных правовых актов по их юридической силе. При анализе системы лесного законодательства приведены примеры нормативно правовых актов, даны сноски на них. Лесное законодательство постоянно развивается и совершенствуется.

§ 2. Обзор Лесного Кодекса Российской Федерации
     Систему лесного законодательства Российской Федерации определяет Лесной кодекс, к нему разработано и действует около 60 нормативных актов (постановления, нормативы, положения и др.)9.
     Лесной кодекс РФ был принят Государственной Думой 8 ноября 2006 г., одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 г., подписан Президентом РФ 4 декабря 2006 г. и официально опубликован в «Российской газете» 8 декабря 2006 г. Кодекс введен в действие с 1 января 2007 г. и применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие. Важные правовые нормы, обеспечивающие практическое применение ЛК РФ, установлены в Федеральном законе от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
     Структура. Лесной кодекс РФ состоит из 16 глав, включающих 109 статей. В кодексе нашли отражение общие положения (принципы, субъекты и объекты лесных правоотношений, целевое назначение лесов, право лесопользования, основные структуры управления, группы лесов), условия использования лесов (виды лесопользования, правила пользования, условия предоставления лесных участков), общие правила и виды работ по охране, защите лесов и воспроизводству лесов, вопросы управлению в области лесных отношений.
     Кодекс является рамочным законом. Статьи кодекса в большинстве своем отсылочного и бланкетного характера. Для реализации норм ЛК РФ необходимо было принятие около 70 подзаконных актов федерального уровня10.
     Основные идеи, нашедшие отражение в лесном кодексе:
     1) поддержка более крупного и консолидированного бизнеса. Ст. 22 предусматривает возможность инвестиционной деятельности в области освоения лесов. Объектами капитальных вложений в области освоения лесов могут быть объекты создаваемой, модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка и утверждение перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов осуществляется Правительством РФ;
     2) дана экономическая характеристика леса как сырьевого ресурса. Законодательно закреплен принцип платности использования лесов;
     3) ослабление административных и усиление договорных методов регулирования в сфере лесопользования;
     4) декларативная система (Лесная декларация, не нужно разрешения, сам рубишь и декларируешь). В старом ЛК РФ была разрешительная система (Необходимо было приобретать лесорубочный билет на лесную делянку).
     5) объединение прав на лесопользование и ответственности за лесное хозяйство у одного хозяйствующего субъекта (арендатора);
     6) децентрализация в управлении лесным фондом. В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса полномочия по управлению федеральными лесами переданы на уровень субъектов РФ;
     7) законодательно установлена система планирования в использовании лесов (инвентаризация, лесной план субъектов РФ, лесохозяйственный регламент, проект освоения лесов);
     8) либерализация лесопользования. «Уменьшение участия государства в ведении лесного хозяйства. Постепенный уход государства от выполнения в лесу хозяйственной деятельности. Лесхозы преобразованы в лесничества и лесопарки, которые являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Рыночный принцип выполнения лесохозяйственных работ, которые осуществляют подрядчики».
     Подводя итог, ещё раз скажем, что Лесной кодекс РФ является основным документом, определяющим позицию государства по вопросу лесного хозяйства. Про лесной кодекс можно сказать, что он является «лесной конституцией». В кодексе закреплены принципы управления лесами, заложена нормативная база для проведения проверок по пользованию лесоучастками, оговорены принципы приведения к ответственности виновных лиц.


§ 3. Анализ использования земель лесного фонда за рубежом
     Общая площадь лесов мира составляет 4033 млн. га.
     По запасам древесины страны расположены в следующей классификации: Бразилия, Россия, США, Канада, Китай11.
     США. Большая часть лесов (около 70%) находится в частной собственности, остальная доля приходится на национальные леса, наибольшая доля которых находится в государственном владении. Если национальные государственные леса управляются Федеральной лесной службой, то прочие общественные леса управляются иными организациями, такими как Бюро земельного менеджмента, лесные агентства штатов, графств и муниципалитетов12.
     Бразилия. Площадь лесов Бразилии занимает 54,4% территории страны. В Бразилии находится более трети мирового запаса тропических лесов. Большая часть из них расположена в долине реки Амазонки. При этом леса Бразилии стремительно исчезают. По форме собственности леса распределяются следующим образом: 66,5% находятся в государственной и муниципальной собственности; 33,5% - в частной собственности13.
     Финляндия. Самая лесистая страна Европы. Лесные площади составляют 77,5% земной поверхности страны. Половина лесов Финляндии находится в частном владении, лесовладельцев насчитывается около миллиона. Для Финляндии характерно то, что леса могут находиться в «частной собственности семьи, переходят по наследству следующему поколению, поэтому в стране существует такое понятие как семейное лесное хозяйство».
     Канада. Лесами покрыто 45% территории страны. Лесной сектор Канады является одним из наиболее передовых в мире по технологическому оснащению, организации управления и строгим экологическим нормам лесозаготовительных работ14. Основная часть лесов в Канаде находится в государственной собственности (93%).
     Анализ состояния земель лесного фонда и лесопользования в странах, где лесозаготовки ведутся в больших объёмах, показал:
     - рейтинг стран позволяет сделать умозаключение о том, что земли лесного фонда на их территориях сокращаются, происходит истощение лесных ресурсов, что приводит к снижению объёмов лесозаготовок;
     - лесопользование во всех странах носит комплексный характер и объединяет заготовку древесины с лесохозяйственными мероприятиями – лесовосстановлением, охраной и защитой лесов;
     
§ 4. Характеристика земель лесного фонда Республики Коми
     Площадь Республики Коми - 41680,0 тыс.га. Общая площадь земель ЛФ - 36270,3 тыс.га. Общая площадь земель покрытых лесной растительностью, 28438,4 тыс.га.
     Запас древесных насаждений - 981,5 млн.куб.м. Прирост: 29,37 млн.куб.м. Лесистость: 72,8 %. Лесные земли занимают 79,7% (28691,6 га); нелесные земли 20,3% (7306,2га).
     Распределение площади лесных насаждений по классам возраста: молодняки: 12,6% (3588,8 тыс. га), средневозрастные: 18,1% (5142,3 тыс. га), приспевающие: 5,5% (1564,0 тыс. га), спелые и перестойные: 63,8% (18143,3 тыс. га)
     Характеристика лесов в РК по целевому назначению: Защитные: 39,9% (14468 тыс.га). Эксплуатационные: 60,1% (21802,3). Состав защитных лесов лесного фонда РК: Леса, расположенные в водоохранных зонах: 281,6 тыс.га; Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: 328,9 тыс.га; Ценные леса: 13857,5 тыс.га;
     Площадь лесного фонда в РК, переданного в аренду 10,2 млн.га (Площадь лесного фонда РК 36,3 млн.га). Информация по СЗФО: В 2017 году действовало 8619 договоров аренды лесных участков.
     Информация о работе в «ЛЕСЕГАИС» по РК:
     (ЕГАИС Лес – единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней).
     Количество учетных записей предоставленных гос. органам: 204 (шт.).
     Договоры аренды: количество – 4143 (шт.), объем заготовленной древесины - 7072,4 (тыс. куб. м.).
     Договоры купли-продажи лесных насаждений: количество – 47738 (шт.), объем заготовленной древесины - 1454,4 (тыс. куб. м.).
     Право постоянного (бессрочного) пользования: количество – 24 (шт.), объем заготовленной древесины - 0 (тыс. куб. м.).
     Гос. контракты и задания: количество – 3 (шт).
     Результаты осуществления федерального государственного лесного надзора в лесах за 2016-2017 годы: Выявлено лесных нарушений в 2016г. – 260шт., 2017г. – 222шт.
     Сведения о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение лесного законодательства (по СЗФО): Самовольное занятие лесных участков (ст.7.9 КоАП РФ) – 171шт. Нарушение правил использования лесов (ст.8.25 КоАП РФ) – 2935шт.
     В Республике Коми сложилась судебная практика15, согласно которой взыскивается ущерб за самовольное занятие земель лесного фонда, поскольку в отсутствие договора аренды с лесопользователя снимаются обязанности, возложенные на арендаторов лесным законодательством: разработка проекта освоения лесов и проведение на его основе мероприятий по пожарной безопасности, лесовосстановлению; проведение рекультивации; внесение арендной платы. Судебная практика РФ по данному вопросу сводится к тому, что для взыскания ущерба за самовольное занятие земель лесного фонда необходимы: доказательства наличия ущерба лесного фонду, факт использования земель лесного фонда, наличие причинно-следственной связи между фактом самовольного занятия участка лесного фонда и наступившими последствиями, наличие вины причинителя вреда, доказательства, подтверждающие отнесение земельных участков к землям лесного фонда.
     Статистические данные были предоставлены Министерством промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми. Мы видим, что земли лесного фонда РК обширны. Лесная сфера является одной из ведущих в республике.
     Делая вывод по главе, отметим, что для России как страны, большая часть территории которой покрыта лесом, законодательно установленные нормы и правила лесопользования имеют особое значение. Система лесного законодательства претерпела ряд существенных изменений, но на данном этапе является целостной. Лесной кодекс РФ учитывает необходимость обеспечения лесопользования, сохранения и возобновления экологического и экономического потенциала леса, создания условий для функционирования лесопромышленного комплекса, удовлетворения потребностей общества в разнообразных лесных ресурсах. Проанализированный опыт использования земель лесного фонда за рубежом позволяет раскрыть заявленную тему, рассмотреть влияние международных норм на правовые нормы российского законодательства. Характеристика земель лесного фонда Республики Коми показывает нынешнюю ситуацию развития лесного сектора в республике.

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА

§ 1. Понятие земель лесного фонда, лесного участка
     В Российской Федерации леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. Согласно ст.7 ЗК РФ «все земли», находящиеся в пределах РФ, составляют земельный фонд страны. Земли по целевому назначению подразделяются на семь категорий, одной из которых являются земли лесного фонда16. Площади земель указаны на рисунке 1 (См. рис.1).

Рис.1. Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель

     Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности17.
     Согласно части 1 ст.101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся:
     1) лесные земли, которые, в свою очередь, подразделяются на: - земли, покрытые лесной растительностью; - земли, не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие).
     2) нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и другие).
     Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. ЛК РФ не дает юридических понятий лесничеств и лесопарков, называя их основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст.23 ЛК РФ)18.
     Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст.10 ЛК РФ).
     В соответствии с частью 1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории19. 
     В статье 5 ЛК РФ «Понятие леса» говорится, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. В ЛК РФ 1997г. лес был представлен как совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Леса и многолетние насаждения признавались недвижимым имуществом до принятия Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ», внесшего изменения в п.1 ст.130 ГК РФ, исключающие слова «леса», «многолетние насаждения» из перечня недвижимых вещей. Таким образом, леса и многолетние насаждения, как и другие вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются теперь движимым имуществом20. К недвижимому имуществу относятся лесные участки, так как согласно ст.93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»21.
     Новый Лесной Кодекс РФ заменил традиционное для лесного права понятие участка лесного фонда понятием лесного участка, что технически облегчает применение по отношению к нему норм земельного и гражданского законодательства.
     Поскольку лес не относится более к недвижимым вещам, и не упоминается более в числе недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, в имущественно-правовых характеристиках земельного участка теперь не делается акцент на лесе, можно полагать, что покрытый лесом участок в имущественном аспекте отныне рассматривается как любой другой земельный участок. Все это фактически сводит лес к роли принадлежности земли22 или как указывает А.В. Дегтев «Лесной кодекс РФ лес и землю ввел в единый лесной объект»23. Однако если в гражданском праве главная вещь определяет судьбу ее принадлежности, то такая конструкция мало приемлема в природно-ресурсовых отношениях, где каждый природный объект является важным в силу его собственной и уникальной экосистемой значимости. Факта нахождения леса на земле не достаточно для того, чтобы отказаться рассматривать его в качестве самостоятельного объекта имущественных, а тем более управленческих или иных публичных отношений.
     Таким образом, традициям правового регулирования лесных отношений в большей степени отвечало бы использование понятия «участок лесного фонда», включающего лес и землю под ним в их совокупности и единстве. В ЛК РФ нет даже более общего понятия лесного фонда, законодатель оперирует только термином земельного права «земли лесного фонда».
     Что касается понятия «лесной участок», то статья 7 ЛК РФ, его закрепляющая, не раскрывает его содержание, а устанавливает, что таким участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ24. Отсюда следует, что лесной участок имеет следующие необходимые признаки:
     1) это часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке;
     2) он расположен на землях лесного фонда или на землях: обороны и безопасности, на которых расположены леса; поселений, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса;
     3) в отношении него проведено лесоустройство в порядке, установленном Правительством РФ, и осуществлено проектирование (подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка) по правилам ст.69 ЛК РФ;
     4) он прошел государственный кадастровый учет лесных участков по правилам ст.92 ЛК РФ. Согласно п.2 ст.6 ЗК РФ участком является часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Таким образом, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в процессе проведения лесоустройства, прошедший государственный кадастровый учет лесных участков. Поскольку в ЛК РФ нет понятия лесного кадастра, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 «О государственном земельном кадастре»25.
     Только совокупность всех названных признаков позволяет рассматривать соответствующую часть поверхности земли как юридическую категорию лесного законодательства - лесной участок.
     В данном параграфе мы проанализировали понятия лесного фонда и лесного участка. Изучили литературу ряда авторов, рассмотрели их точки зрения на данную тему. Лесной фонд представляет совокупность лесов, лесных и нелесных земель в границах, установленных в соответствии с лесным и земельным законодательством. Земли лесного фонда — одна из категорий земель РФ. Включает в себя лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
     § 2. Правовые основы использования участков лесного фонда
     Статья 9 ЛК РФ предусматривает виды прав, на основании которых осуществляется использование лесных участков:
     1. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;
     2 Право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);
     3 Право аренды лесных участков;
     4 Право безвозмездного пользования лесными участками;
     Юридическим лицам лесные участки предоставляются: в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, в безвозмездное срочное пользование. Гражданам: в аренду, в безвозмездное срочное пользование (п.1 ст.71 ЛК РФ). Лесной Кодекс РФ подразделяет виды использования лесных участков в зависимости от того, предоставляется лесной участок или нет: а) с предоставлением лесных участков; б) без предоставления лесных участков; В зависимости о того, изымаются лесные ресурсы или нет: а) с изъятием лесных ресурсов; б) без изъятия лесных ресурсов.
     Права на лесные участки лесного фонда возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Лесным Кодексом РФ, Гражданским и Земельное кодексами РФ.
     Допускается установление следующих ограничений использования лесов: 1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов; 2) запрет на проведение рубок; 3) иные установленные ЛК РФ и другими федеральными законами ограничения использования лесов (ст.27 ЛК РФ).
     Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, в том числе в части охраны и защиты лесов (п.3 ст.51 ЛК РФ), в части воспроизводства лесов (п.4 ст.61 ЛК РФ) – основание для: - досрочного расторжения договоров аренды лесного участка; - досрочного расторжения договоров купли-продажи лесных насаждений; - принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком; - принудительного прекращения права безвозмездного срочного пользования лесным участком (п.2 ст.24 ЛК РФ).
     На рисунке 2 представлена структура управления лесами на землях лесного фонда.

Рис. 2. Структура управления лесами на землях лесного фонда
      
     РФ передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
     1. предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков: в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, в безвозмездное срочное пользование.
     2. заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
     За нарушение предусмотренных лесным законодательством правил использования лесов, административный кодекс РФ предусматривает ответственность, как для пользователей-нарушителей, так и для должностных лиц, нарушающих порядок предоставления лесных участков.
     КоАП РФ предусматривает ответственность за следующие виды нарушений при использовании лесов:
     - самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков (ст.7.9.);
     - самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, самовольная переуступка права пользования лесным участком, а равно самовольный обмен лесного участка (ст.7.10);
     - нарушение правил заготовки древесины и нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений;
     - нарушение правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
     - использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки (ст.8.25.);
     - лесами, правил лесного семеноводства (ст.8.27.);
     - незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст.8.28.);
     - уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (8.30.); - нарушение правил санитарной безопасности в лесах;
     - загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса (ст.8.31.);
     - нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст.8.32.).
     Что касается видов административной ответственности, то мерой взыскания является штраф26.
     Приведем пример из судебной практики Республики Коми.
     Судебная практика:
     Дело №12-13/2018 (г. Емва Республики Коми)
     Из материалов дела следует, что между Комитетом лесов Республики Коми и ПАО «ФСК ЕЭС» заключен договор аренды лесного участка. В соответствии с п.6.4.5 договора аренды, после окончания срока действия договора Арендатор обязан передать лесной участок земель лесного фонда Арендодателю в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства и с проведенными мерами по технической и биологической лесной рекультивации.
     По истечении срока действия договора аренды лесного участка ПАО «ФСК ЕЭС» проект освоения представлен не был, лесные декларации не подавались, арендные платежи осуществлялись.
     Решение: Привлечение юридического лица ПАО «ФСК ЕЭС» к административной ответственности по ст.8.25 ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
     Статьей 8.25 ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки. Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей27.
     В параграфе рассмотрели правовые основы использован.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%