- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Избирательная комиссия муниципального образования понятие, порядок формирования, полномочия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001813 |
Тема: | Избирательная комиссия муниципального образования понятие, порядок формирования, полномочия |
Содержание
ФИО клиента: Ивлева Анжелика Геннадьевна Код заказа: 40653 Тема работы / вариант: Избирательная комиссия муниципального образования: понятие, порядок формирования, полномочия Дисциплина: Муниципальное право Содержание Введение 3 Глава 1 Правовой статус избирательной комиссии 5 1.1 Понятие избирательной комиссии муниципального образования 5 1.2 Правовое регулирование избирательной комиссии муниципального образования 10 2 Формирование и организация деятельности избирательной комиссии муниципального образования 14 2.1 Порядок формирования 14 2.2 Организация деятельности и полномочия избирательной комиссии 21 2.3 Организация деятельности избирательной комиссии г.Барнаула 31 Заключение 35 Список использованных источников 36 Введение Актуальность темы исследования заключается в том, что система избирательных комиссий в Российской Федерации достаточно сложна и неоднородна. ЦИК РФ - Центральной избирательной комиссии - дано возглавить всю эту систему, она функционирует на постоянной основе и организует выборы на федеральном уровне. Правовое регулирование избирательной системы Российской Федерации полностью в её руках. ИКСы РФ - избирательные комиссии в субъектах страны - тоже действуют постоянно и помимо участия в организации выборов на федеральном уровне полностью реализуют выборы в регионах (депутатов-законодателей). Избирательные комиссии существуют территориальные, в муниципальных образованиях, а также окружные и участковые. Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Объектом являются общественные правоотношения, возникающие в избирательной комиссии муниципального образования. Предметом в работе выступают нормативно-правовые акты, регулирующие порядок формирования и полномочия избирательной комиссии МО. Целью работы является изучение понятия, порядка формирования и полномочий избирательной комиссии муниципального образования. Для достижения настоящей цели были поставлены следующие задачи: - изучение понятия права избирательной комиссии МО; - анализ правового регулирования избирательной комиссии муниципального образованияопределения и признаков применения права; - исследование формирования и организации деятельности избирательной комиссии МО; - анализ особенностей организации деятельности избирательной комиссии г.Барнаула. Теоретической основой данного исследования явились работы таких авторов, как В.И. Андреев, А.В. Иванченко, С. Д. Князев, Г.Н. Митин, С.Н. Станских, В.Н. Сучилин, Е.Ю. Черкашин и др. Методологическую основу данной работы составили всеобщие принципы научного познания (объективности, всесторонности, системный, функциональный, логический, исторический, диалектика теоретического и практического в научном познании), а также общеправовые и специально-юридические методы (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.). При достижении цели исследования путём решения задач исследования используется метод теоретического анализа: производится обзор и изучение вышеупомянутых проблем в юридической литературе, на основании изученного проводится анализ существующих проблем и составляются выводы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять разделов, заключения и списка литературы. Глава 1 Правовой статус избирательной комиссии 1.1 Понятие избирательной комиссии муниципального образования Избирательная комиссия - это коллегиальный орган, который формируется в порядке, определенном законодательством РФ, организует и обеспечивает проведение различных выборов. В соответствии с законодательством РФ - прежде всего, положениями Федерального закона № 67, принятого 12.06.2002, в нашей стране могут функционировать следующие структуры: - Центральная избирательная комиссия РФ или ЦИК РФ; - избиркомы регионов; - комиссии муниципалитетов; - окружные избиркомы; - территориальные комиссии; - участковые избиркомы. Понятие «избирательная комиссия муниципального образования» в законодательстве дано через определение главной цели ее функционирования и правовой основы ее существования (ст. 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1; далее – ФЗ об общих принципах). На основании данной нормы названная комиссия организует подготовку и проведение муниципальных выборов и референдумов, голосования по отзыву выборных лиц и преобразования муниципального образования. Порядок формирования и полномочия комиссии устанавливаются федеральным законодательством, а также принимаемыми на его основе региональными законами и уставами муниципальных образований, что в определенной мере позволяет на местах устанавливать и конкретизировать отдельные элементы статуса избирательной комиссии. Другие нормы федерального законодательства также не разъясняют ее правовую природу. В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»2 и ч. 2 ст. 39 ФЗ об общих принципах избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления. Однако можно утверждать, что на основании подп. 5 п. 1 ст. 17 ФЗ об общих принципах она наделяется полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Данная норма предусматривает, что для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организационному и материально-техническому обеспечению подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву местного депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица, по вопросам изменения границ муниципального образования. С учетом законодательных норм о невхождении избирательной комиссии муниципального образования в структуру органов местного самоуправления некоторые авторы указывают на необходимость корректировки ст. 17 названного Закона. Так, В.Н. Сучилин для устранения данной коллизии в качестве полномочий органов местного самоуправления различных видов муниципальных образований предлагает закрепить «назначение муниципальных выборов и местного референдума, оказание организационного и материально-технического содействия избирательным комиссиям муниципальных образований в подготовке и проведении муниципальных выборов, местного референдума, голосования…»3. Безусловно, такой подход приведет к уточнению статуса избирательных комиссий муниципальных образований как органов, не входящих в систему муниципальных органов, однако не окажет существенного влияния на решение самой проблемы. В соответствии с конституционными принципами невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти и осуществления местного самоуправления через выборные и другие органы местного самоуправления формирование муниципальных органов является прерогативой населения муниципального образования и реализуется либо через выборы, либо через формирование иных органов выборными органами или с их участием. Назначение государственными органами муниципальных органов, как и согласование с ними и (или) утверждение, не предусмотрено. Вопросы местного значения, в том числе организация и проведение муниципальных выборов и референдумов и организация голосований по некоторым другим вопросам, решаются органами местного самоуправления. Осуществление этих полномочий государственными органами будет неконституционным кроме случаев реализации их избирательными комиссиями субъектов РФ в целях обеспечения избирательных прав граждан. Таким образом, исключение избирательной комиссии из числа органов местного самоуправления при возложении на нее функций по решению вопросов местного значения представляется необоснованным и не отражающим ее правовую природу. Позиции о нецелесообразности такого подхода придерживается ряд авторов, которые указывают на необоснованность выведения избирательной комиссии муниципального образования из структуры органов местного самоуправления, отмечая не только возникшую в связи с этим неопределенность ее статуса, но и противоречие принципам демократии и местного самоуправления (в соответствии со ст. 55 Конституции РФ в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, ст. 131 – структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно)4. Однако избирательная комиссия муниципального образования – это составная часть системы избирательных комиссий на территории Российской Федерации, являющихся государственными органами (Центральная избирательная комиссия) или органами публичной власти субъектов РФ. Это подтверждается нормами ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, в которых закреплены: участие избирательной комиссии субъекта РФ в формировании муниципальных избирательных комиссий (пп. 7, 9 ст. 24); возможность обжалования действий (бездействия) муниципальной избирательной комиссии в избирательной комиссии субъекта РФ (ст. 25); возможность возложения полномочий муниципальной комиссии на территориальные избирательные комиссии и наоборот (п. 4 ст. 24, п. 4 ст. 26). Данное положение предопределяет наличие безусловной взаимосвязи и элементов соподчиненности в рамках взаимоотношений «вышестоящая – нижестоящая избирательная комиссия». Можно сделать вывод о бесспорном вхождении муниципальной избирательной комиссии в систему избирательной власти, которую многие государствоведы трактуют как самостоятельную ветвь власти. В поддержку такой позиции приводятся аргументы, связанные в том числе с процедурой формирования этих органов, отражающей их независимый статус; в ней принимают участие органы различных ветвей власти либо вышестоящие комиссии (для низовых звеньев). При формировании избирательной комиссии муниципального образования названный подход применяется не в полной мере: весь состав избирательной комиссии муниципального образования формируется только одним органом – представительным органом муниципального образования, – однако два члена этой комиссии обязательно назначаются по предложению избирательной комиссии субъекта РФ (для муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения5). Итак, в основе правового статуса избирательных комиссий лежит принцип независимости органов, осуществляющих организацию и проведение выборов. Однако говорить можно только об относительной (не абсолютной, только в пределах компетенции) независимости в рамках единой системы избирательных органов, которая выражается в ряде характеристик. Во-первых, в функциональной обособленности: государственные и муниципальные органы не вправе вмешиваться в осуществление комиссиями их полномочий и издавать обязательные для исполнения решения (кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством); решения комиссий обязательны для органов государственной власти и местного самоуправления и вступают в силу без последующего утверждения или регистрации. Во-вторых, в организационной обособленности: особый порядок формирования на четко установленный срок с участием государственных (муниципальных) органов, избирательной комиссии субъекта РФ либо избирательной комиссии муниципального образования (в зависимости от вида муниципального образования), политических партий, а также избирательных и общественных объединений при муниципальных выборах; особый статус членов избирательной комиссии. В-третьих, в финансовой обособленности: финансирование деятельности осуществляется непосредственно из соответствующего бюджета (в отношении избирательной комиссии муниципального образования – за счет средств местного бюджета согласно ст. 17 ФЗ об общих принципах, хотя может быть предусмотрено и дополнительное финансовое обеспечение за счет средств регионального бюджета на основе закона субъекта РФ). Таким образом, если в самостоятельности избирательных комиссий как особой ветви публичной власти просматривается некоторая определенность, то применительно к правовому статусу избирательной комиссии муниципального образования такой определенности нет 1.2 Правовое регулирование избирательной комиссии муниципального образования Выборы являются одним из важнейших институтов современной демократии. Они должны быть подлинными, свободными и справедливыми. Механизм же реализации данного института - нейтральным и сбалансированным, обеспечивающим беспристрастное волеизъявление граждан. Для обеспечения функционирования такого механизма нужны соответствующие избирательные органы, в том числе и в системе местного самоуправления. В истории избирательного права России органы, занимающиеся организацией и проведением выборов на местном уровне, впервые были введены реформами Временного правительства. Временным Положением о волостном земском управлении было введено волостное земское управление, а Положением о поселковом управлении - поселковое управление6. Временным Положением о волостном земском управлении от 21 мая 1917 года производство выборов волостных земских гласных возлагалось на волостные и сельские избирательные комиссии. В соответствии с нормами, закрепленными в главе II «Об избрании поселковых гласных» Временного положения о поселковом управлении, составление избирательного списка возлагалось на поселковую избирательную комиссию, а производство выборов возлагалось на поселковую и, в указанных случаях, на участковые избирательные комиссии. С отменой после Октябрьской революции системы местного самоуправления и переходом к системе местных советов как части единой общегосударственной власти были сохранены звенья системы комиссий на уровне уездов, городов и звено участковых комиссий. С 1925 по 1989 год в Советском Союзе действовала система избирательных комиссий, которые формировались незадолго до выборов и прекращали свое существование вскоре после объявления результатов голосования. Процесс реформирования местных органов власти и формирование системы местного самоуправления в Российской Федерации, начавшийся с принятием Закона РСФСР от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», соответствующим образом сказался на развитии законодательства, регулирующего создание и деятельность органов, организующих местные выборы. В соответствии с Федеральным законом от 06 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий, указанных в статье 11 (избирательных комиссий муниципальных образований там не было) по выборам в органы местного самоуправления устанавливались законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации7. С вступлением в силу Федерального закона от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в качестве избирательных комиссий муниципальных образований действовали территориальные избирательные комиссии (ст. 21). В современной истории России муниципальные органы, организующие и проводящие муниципальные выборы, были предусмотрены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В систему избирательных комиссий им была введена избирательная комиссия муниципального образования (пункт 1 статьи 20). Закрепленные в Федеральном законе положения получили дальнейшее развитие в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно Федеральному закону компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательной комиссии муниципального образования устанавливаются самим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (пункт 8 статьи 20). В соответствии с Кодексом Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц от 08.07.2003 № 35-ЗС8 комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав, права на участие в референдуме, народном опросе, отзыве, осуществляют подготовку и проведение выборов, референдумов, народных опросов, отзывов. Территориальная комиссия и окружная избирательная комиссия являются вышестоящими для участковых комиссий, действующих на соответствующей территории, на территории соответствующего избирательного округа. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума, народного опроса, отзыва обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой, этот кандидат, избирательное объединение, инициативная группа или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, настоящего Кодекса соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом. Комиссии вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы в установленный федеральными законами срок принимают меры по пресечению этих нарушений и информируют о результатах обратившуюся комиссию9. Компетенция, полномочия и порядок деятельности Избирательной комиссии Алтайского края, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов, а также референдумов устанавливаются Федеральным законом, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами Алтайского края, уставами муниципальных образований. Итак, подытоживая, отметим, что в ходе проводимой в стране перманентной муниципальной реформы происходило совершенствование избирательного законодательства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, которое было поддержано руководством страны. Избирательная комиссия муниципального образования была названа неким муниципальным органом, не входящим в структуру органов местного самоуправления. При этом говорилось, что учреждение избирательных комиссий муниципальных образований является следствием муниципализации низовых органов государственной власти; они представляют собой автономную часть общей системы избирательных комиссий Российской Федерации. 2 Формирование и организация деятельности избирательной комиссии муниципального образования 2.1 Порядок формирования Порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований в наиболее общих нормах регулируется в ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с учетом иных требований, касающихся всех видов избирательных комиссий. При этом имеет значение вид муниципального образования (муниципальный район, поселение и т.д.). Наиболее дискуссионной является ч. 7 ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно этой норме формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в ч. 2 ст. 22 данного закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии10. Прежде всего, возникает вопрос о том, почему формирование всего состава избирательной комиссии осуществляется только одним органом местного самоуправления, а именно представительным органом муниципального образования. Здесь, как нам представляется, нарушаются сложившиеся в нашей стране принципы, согласно которым составы нетрадиционных государственных и муниципальных органов, обладающих некоторыми властными полномочиями в определенной сфере деятельности (избирательные комиссии, контрольно-счетные органы, Центральный Банк Российской Федерации) формируются совместно законодательными (представительными) и исполнительными органами публичной власти, а также высшими должностными лицами (в разном соотношении). В нашем случае избирательные комиссии со всей очевидностью обладают определенными властными свойствами, в частности, издаваемые комиссиями акты являются обязательными для органов власти управления, учреждений, должностных лиц и т.д., и некоторые авторы считают даже считать избирательные комиссии органами избирательной власти11. При этом согласно этому же ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 1, 22, 23) формирование состава ЦИК РФ и избирательных комиссий субъектов РФ осуществляется с учетом вышеотмеченного принципа, то есть в состав избирательных комиссий включаются лица, выдвигаемые как законодательным (представительным), так и исполнительным органом государственной власти. Но избирательные комиссии муниципальных образований в этом плане стали почему-то исключением, и такое положение мы считаем ошибочным. Соответственно наш подход заключается в том, что применительно к избирательным комиссиям муниципальных образований не должно быть монополиста-формирователя в лице представительного органа муниципального образования, то есть формирование избирательных комиссий муниципальных образований должно осуществляться с обязательным участием не только представительного органа муниципального образования, но и главы муниципального образования. Кроме того, применительно к избирательным комиссиям именно муниципальных образований мы считаем необходимым, чтобы в формировании их составов участвовали общественные формирования муниципальных образований, при этом участие имеется в виду не косвенное (выдвижение своих кандидатур в члены избирательных комиссий), а непосредственное, прямое. Как нам представляется, если в муниципальном образовании создана общественная палата, то она должна иметь право делегировать своего представителя в избирательную комиссию муниципального образования. Такой подход будет способствовать активизации деятельности общественных организаций. Следует заметить, что вопросы формирования избирательных комиссий муниципальных образований уже не один год являются предметом дискуссий. Так, Е.Ю. Черкашин пишет о том, что на практике избиркомы все менее самостоятельны и все более превращаются в заинтересованных участников выборов, играющих «на одну сторону», чему способствуют недостатки регулирования статуса избирательных комиссий, и полагает, что для обеспечения их независимости следовало бы трансформировать их в судебно-административные органы, состоящие из профессиональных юристов, формируемые несколькими субъектами (главы субъектов РФ, законодательные собрания, органы судейского сообщества, профессиональные сообщества юристов, академическое сообщество и т.д.) на продолжительные сроки полномочий, не привязанные к конкретным электоральным циклам, и в целом можно вновь обсудить целесообразность появления судей в составе комиссий12. Сама постановка вопроса о необъективности избирательных комиссий муниципальных образований сомнений не вызывает. Однако предположение о том, что состоявшиеся, опытные профессиональные юристы согласятся работать и отдавать часть своей профессиональной жизни избирательным комиссиям, представляется ошибочным. Это, во-первых. Во-вторых, на наш взгляд, неправильно в принципе формировать избирательные комиссии только из юристов. По такой логике следует все законодательные (представительные) органы, значительную часть исполнительных органов также формировать только из юристов, поскольку они хорошо знают правовые нормы. Такой аргумент мы не считаем серьезным, тем более, что чисто юридических вопросов в деятельности избирательных комиссий, связанных с материальным правом, возникает обычно немного, и основная проблема заключается не в том, является ли член избирательной комиссии муниципального образования юристом или не юристом, а в том, какую гражданскую позицию он занимает при решении вопросов путем голосования по конкретному вопросу, и прежде всего, как показывает практика, это касается вопроса о регистрации кандидатов в муниципальные депутаты и кандидатов на должность главы муниципального образования, где более важное значение имеет не знание норм материального права, а их толкование в конкретных случаях. При этом не следует забывать, что избирательная комиссия – это коллегиальный орган, где решение принимается коллегиально, и не всегда голосование проходит в соответствии с законом, здравым смыслом и совестью. И здесь профессиональная деятельность членов избирательных комиссий не является ключевым фактором. В рассуждениях Е.Ю. Черкашина имеется рациональный элемент, в частности, мы считаем возможным трансформировать их в следующее предложение – включать в состав избирательной комиссии муниципального образования представителя судейского сообщества – на период проведения избирательной кампании в муниципальном образовании, что позволит повысить правовой уровень решений, принимаемых избирательными комиссиями. Далее остановим внимание на субъектах, которые вправе выдвигать своих кандидатов в члены избирательных комиссий муниципальных образований13. Согласно ч. 1, 2 ст. 22, ч. 7 ст. 24 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений: 1. политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в ГД ФС РФ; 2. политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации; 3. избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования; 4. избирательной комиссии субъекта Российской Федерации; 5. иных общественных объединений; 6. собраний избирателей по месту жительства; 7. собраний избирателей по месту работы, службы; 8. собраний избирателей по месту учебы; 9. избирательной комиссии предыдущего состава. В.И. Андреев, выделяя и анализируя этот перечень, не без оснований отмечает, что такой состав субъектов выдвижения кандидатов в составы избирательных комиссий муниципальных образований излишне широкий14. Считаем, что этот перечень нуждается в некотором сокращении. В литературе предлагается, например, на уровне муниципальных образований отказаться от гарантированного представительства в избирательной комиссии муниципального образования политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе; политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации; избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования15. Однако с таким предложением мы не можем согласиться, поскольку политические партии и избирательные объединения являются одними из наиболее активных участников политического процесса, а те из них, кто получил на предыдущих выборах больше голосов, имеют и больше доверия от населения, и поэтому указанные политические структуры должны иметь возможность выдвигать своих кандидатов в члены избирательных комиссий муниципальных образований. Вместе с тем мы не усматриваем оснований для того, чтобы предоставлять право выдвижения кандидатур в состав избирательной комиссии муниципального образования вышестоящей избирательной комиссии (субъекта Российской Федерации) и избирательной комиссии муниципального образования прежнего состава (мы полагаем, что на уровне субъектов Российской Федерации также не должно привилегий для ЦИК РФ и избирательной комиссии предыдущего состава). В этом же контексте представляются также спорными ч. 9 и ч. 9.1 ст. 14 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которым: 1) представительный орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации; 2) представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии в следующем порядке: а) если полномочия избирательной комиссии муниципального района не возложены на территориальную комиссию, два члена избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, остальные члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии; б) если полномочия избирательной комиссии муниципального района возложены на территориальную комиссию, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии; в) если полномочия территориальной комиссии возложены на избирательную комиссию муниципального района, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района. Основной аргумент против того, чтобы предложения по кандидатурам в новый состав избирательных комиссии выдвигали избирательные комиссии предыдущего состава и вышестоящие избирательные комиссии заключается в том, что члены избирательных комиссий разных видов активно общаются между собой, их круг достаточно узок, и постепенно складываются корпоративные отношения, включая доминирование политико-правовых позиций по определенным вопросам избирательного права и процесса. Как следствие, предлагаемые кандидатуры являются в значительной степени ангажированными, сужается представительство населения в составе избирательных комиссий16. Возможный контраргумент по поводу того, что тем самым имеется возможность сохранить профессиональную преемственность, мы не можем принять, поскольку речь идет не о техническом исполнении избирательного процесса (это обеспечивают участковые избирательные комиссии), а об организационно-правовой и организационно-политической сторонах подготовки и проведении выборов (референдума) в органы местного самоуправления. Таким образом, рассмотрев некоторые вопросы формирования избирательных комиссий муниципальных образований, мы сформулировать следующие предложения, которые целесообразно отразить в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: а) формировать состав избирательных комиссий муниципальных образований должны не только представительные органы муниципальных образований, но и главы муниципальных образований; б) если в муниципальном образовании создана общественная палата, то она должна иметь право делегировать своего представителя в избирательную комиссию муниципального образования, что будет способствовать активизации деятельности общественных организаций; в) целесообразно включать в состав избирательной комиссии муниципального образования представителя судейского сообщества, что позволит повысить правовой уровень решений, принимаемых избирательными комиссиями; г) перечень субъектов, которые могут выдвигать кандидатуры в состав избирательных комиссий муниципальных образований, следует сократить, в том числе исключить из него избирательные комиссии предыдущего состава и вышестоящие избирательные комиссии. 2.2 Организация деятельности и полномочия избирательной комиссии Главная цель деятельности ИК – обеспечение возможности граждан реализовать свои избирательные права, связывает задачу по усовершенствованию деятельности системы избирательных комиссий с формированием избирательных стандартов свободных, равных, демократических выборов, повышением общего уровня политического развития страны, политической культуры ее граждан. Избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве 5 - 11 членов с правом решающего голоса. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица. При проведении местных референдумов избирательные комиссии муниципальных образований действуют в качестве комиссий референдума. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическим лицом, осуществляется за счет средств регионального и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о региональном бюджете на....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: