- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
История уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004677 |
Тема: | История уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов |
Содержание
63 Частное учреждение высшего образования «Институт государственного администрирования» ФакультетЮридический КафедраУголовно-правовых дисциплин УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой / Селиверстов В.И. (подпись) (Ф.И.О.) «04» июня 2017 г. Выпускная квалификационная работа на тему:«Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов (или) сборов» Направление: 40.03.01 Юриспруденция Квалификация (степень):Бакалавр Студентгруппы МЮз – 12/Ю/11/У (Б) /Бодеева А.A. (подпись) (Ф.И.О.) Руководительработы к.ю.н. уч. звание уч. степ. уч. звание /Погребная Ю.К. (подпись) (Ф.И.О.) Москва 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… 3 ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ (ИЛИ) СБОРОВ 1.1. История уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов ………………………………….. 5 1.2. Понятие и предмет налоговых преступлений…………………. 8 ГЛАВА II. Виды налоговых правонарушений, связанных суклонением от уплаты налогов (или) сборов 2.1. Уклонение от уплаты налогов (или) сборов с физических лиц 18 2.2. Уклонение от уплаты налогов (или) сборов с организаций…. 31 2.3. Неисполнение обязанностей налогового агента и сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов…………… 42 2.4. Проблемы квалификации уклонения от уплаты налогов……. 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….. 66 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………. 70 ВВЕДЕНИЕ Налоговые поступления являются основной составляющей доходов бюджета Российской Федерации, без которых невозможно функционирование государства. За счет налоговых платежей финансируются учреждения здравоохранения и образования, выплачиваются пособия инвалидам, студентам, многодетным семьям и другим категориям граждан, реализуются приоритетные национальные проекты и программы. Кроме того, в условиях развития экономики страны увеличиваются финансовые расходы на проведение экономических и социальных мероприятий, что требует привлечения дополнительных средств. В связи с этим особое значение представляет система правового регулирования противодействия уклонениям от уплаты налогов и (или) сборов, в которой уголовно-правовым мерам отведена превалирующая роль. С 2013 по 2015 гг. в Республике Бурятия число налоговых преступлений значительно повысилось. Так, по ст.198 УК РФ в 2013 г. было зарегистрировано 8 преступлений, в 2014 г.-11 преступлений, в 2015 г. наблюдается снижение до 4 преступлений. По ст.199 УК РФ в 2013 зарегистрировано – 12 преступлений, в 2014 г. – 14 преступлений и в 2015 г. – 16 случаев. По ст. 199 1УК РФ в 2013 г. зарегистрирован – 1 случай, в 2014 г – 2, в 2015 г. наблюдается рост зарегистрированных преступлений до 7 случаев. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере противодействия уклонению от уплаты налогов с организации и физических лиц. Предметом исследования выступают нормы действующего конституционного, гражданского, налогового, административного и уголовного законодательства, регулирующие отношения в сфере налогообложения; статистические данные по налоговой преступности и иной официальный эмпирический материал; научные публикации по теме исследования. Цель исследования: изучение уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов. Указанные цели достигаются посредством решения следующего комплекса задач: - изучить историю уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов; - рассмотреть понятие и предмет налоговых преступлений; - рассмотреть виды налоговых правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов (или) сборов - определить проблемы квалификации уклонения от уплаты налогов. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод исследования. При подготовке использовались также общенаучные методы конкретно-исторического, историко-правового и логического анализа и синтеза, метод сравнительного исследования. Нормативную основу исследования составили международные правовые акты, закрепляющие основные права и свободы человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства, Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, другие Федеральные законы Российской Федерации. Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы. ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ (ИЛИ) СБОРОВ 1.1. История уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов (ранее - податей) существовала всегда, в чем можно убедиться на основании действовавшего в разные времена уголовного законодательства. Взяв за основу кодифицированные акты, действовавшие в России до революции 1917 г., рассмотрим два исторических периода для анализа ответственности за уклонение от уплаты налогов: до 1833 г. (некодифицированный период) и с 1833 по 1917 г. («уложенческий» период). До 1833 г. в российском праве не было кодифицированных нормативных актов по уголовному законодательству. Уголовно наказуемые деяния регулировались различного рода наказами, судными грамотами, указами, воинскими уставами и другими нормативными актами. В XV - XVIIв.в. за неуплату налогов и пошлин ответчики подвергались телесным наказаниям. Соборное уложение 1649 г. содержит упоминания о так называемом правеже, которому подвергались неплатежеспособные должники и налогоплательщики. Правеж (битье батогами - тонким гибким прутом) осуществлялся публично у приказа, на торгу. Ответчика били розгами по обнаженным икрам. Длительность правежа зависела от суммы долга или неуплаченной пошлины и налога. Обычно за 100 руб. на правеже стояли месяц. Попытки кодификации уголовного законодательства были начаты Петром I и продолжены Екатериной II, Павлом и Александром I. Однако можно найти нормативные акты тех лет, предусматривающие ответственность за налоговые преступления. Раздел VII Уложения «О преступлениях и проступках против имущества и доходов казны» соответствовал существующей в то время в России налоговой системе. Основной доход казне приносили косвенные налоги, что и делало необходимым создание досконально проработанного механизма уголовной ответственности за уклонение от их уплаты. Ответственность за уклонение от уплаты налогов регламентировалась гл. 4 «О нарушении уставов горных», гл. 5 «О нарушении уставов о соли», гл. 6 «О нарушении постановлений о питейном сборе», гл. 7 «О нарушении постановлений об акцизе с табаку», гл. 8 «О нарушении постановлений об акцизе с сахарного песку». Становление налоговой системы дореволюционной России происходило на протяжении последних лет XIX столетия, когда быстрый рост государственных потребностей и переход страны от прежнего натурального крепостного хозяйства к денежному сделали неизбежным широкое развитие налогов и податей как средств пополнения государственной казны. Прямые налоги (государственный поземельный налог, промысловый налог, сбор с доходов от денежных капиталов, выкупные платежи, налог на переход недвижимости, налог на наследство и др.) были собраны в 1886 г. в сумме более 148 млн. руб., что составляло лишь 7% всего бюджета. Несправедливость действовавшей налоговой системы, изымающей более половины дохода крестьян, вызывала острое противодействие со стороны сельского населения, которое проявлялось в массовом отказе от уплаты налогов. Губернаторам предоставлялось право откомандировывать чинов полиции в помощь лицам податного надзора, а при открытом сопротивлении - вызывать воинские части. Продолжением кодификационной работы уголовного законодательства в России стало издание в 1885 г. новой редакции Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. В нем число статей было сокращено на четверть, ряд статей уточнен, внесены новые составы преступлений. В 1903 г. император утвердил проект нового Уголовного уложения, но в действие были введены только главы о преступлениях государственных и против православной веры, наряду с которыми продолжали действовать нормы Уложения 1845 г. в редакции 1885 г. В связи с появлением нового налога (промыслового) и способов уклонения от его уплаты, связанных с «искусными бухгалтерскими махинациями», в гл. XVI «О нарушении постановлений о надзоре за промыслами и торговлей» Уголовного уложения 1903 г. были введены ст. ст. 327 и 328, предусматривающие ответственность заподобного рода деяния. Эти статьи напоминают статьи действующего уголовного законодательства, регулирующего ответственность за уклонение от уплаты налогов. Как только изменялась налоговая система, так сразу же появлялись новые способы и формы уклонения от уплаты налогов, а законодатель стремился устранить «пробелы» в уголовном законодательстве. Однако при этом не всегда и не все получалось. Нельзя однозначно сказать, что история уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов идет по пути ее либерализации. Исходя из результатов исторического развития России можно проследить некоторую логическую цепочку. При улучшении благополучия общества снижается налоговое бремя со стороны государства и становится более либеральным уровень ответственности за уклонение от уплаты налогов, а при снижении благополучия общества увеличивается налоговый «пресс» и ужесточается ответственность. 1.2. Понятие и предметналоговыхпреступлений Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и (или) сборов заключается, прежде всего, в не поступлении денежных средств в бюджетную систему страны. Бюджетную систему Российской Федерации образуют федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), бюджеты внебюджетных фондов. В результате не поступления денежных средств в бюджетную систему подрывается ее устойчивость, становится крайне затруднительным и даже невозможным должное функционирование государственных органов и организаций, финансирование различных социальных программ, что провоцирует социальную напряженность и нестабильность в обществе. Государство, взимая налоги и сборы, выполняет не только фискальную, но и регулятивную функцию. Следует согласиться с высказанным в литературе мнением, что «в реформирующейся экономике страны налоговая система занимает особое место, являясь одним из факторов ее стабилизации и развития». При уклонении от уплаты налогов и (или) сборов нарушается принцип добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов, что, по меньшей мере, не способствует динамичному развитию экономики страны. Говоря об общественной опасности уклонения от уплаты налогов и (или) сборов, следует указать и на то, что денежные средства, не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, могут уходить в теневой оборот, создавая условия для развития коррупции, «работать» на криминальные структуры, а это в итоге подрывает экономическую безопасность страны. В силу вышесказанного нельзя сводить общественную опасность уклонения от уплаты налогов и (или) сборов исключительно к не поступлению средств в бюджетную систему Российской Федерации, тем самым фактически отождествляя общественную опасность с противоправностью содеянного. Недопустимо ограничительно толковать отраженную в Постановлении позицию Пленума Верховного Суда Российской Федерации, что если денежные средства в установленном законом размере не поступили в бюджетную систему Российской Федерации в результате уклонения от уплаты налогов и (или) сборов, то имеется признак общественной опасности уклонения и применение ч. 2 ст. 14 УК РФ невозможно. Такое понимание рекомендации Пленума вряд ли соответствует закону. При оценке уклонения от уплаты налогов и (или) сборов на предмет общественной опасности следует учитывать еще ряд обстоятельств. К ним необходимо отнести обстоятельства, которые обусловили неуплату налогов и (или) сборов, вид организации, которая не перечислила средства в бюджетную систему Российской Федерации, цели и мотив содеянного и др. Представляется, что и при наличии признаков уголовной противоправности в исключительных случаях уклонение от уплаты налогов и (или) сборов может быть признано не являющимся преступлением в силу его малозначительности. Налоговые преступления следует отграничивать от преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ («Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»). К таможенным платежам согласно ст. 70 Таможенного кодекса таможенного союза относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; 5) таможенные сборы. Уклонение от перечисленных налогов и сборов образует при наличии всех признаков состав таможенного преступления. Нормы о налоговых преступлениях являются общими, а установление ст. 194 УК РФ — специальным, поэтому в силу ч. 3 ст. 17 УК РФ применяться будет специальная норма. Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. В комментируемом пункте Постановления обращается внимание на понятие «уклонение от уплаты налогов и (или) сборов». Верховный Суд Российской Федерации признает составы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов материальными. Общественно опасное деяние представляет собой умышленную неуплату налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере. Неуплата предполагает два обстоятельства. Первое заключается в том, что у лица, обязанного осуществить платеж, имеется для этого реальная возможность. Если таковой нет (например, в результате хищения денег хакерами с расчетного счета организация не может уплатить налоги), то состав уклонения от уплаты налогов отсутствует, даже в том случае, когда не подается декларация или вносятся заведомо ложные сведения в указанные в диспозициях ст.ст. 198 и 199 УК РФ документы. Второе обстоятельство — не перечисление соответствующих сумм налогов и сборов в бюджет. Если реальная возможность уплаты налогов и сборов имеется и средства перечислены, то состава налогового преступления не будет. При этом налоги и сборы могут и не поступить в бюджет, например в результате ошибки банка. Общественно опасные последствия выражаются в том, что имеет место полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. С наступлением этих последствий увязывается момент окончания преступления. Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что не поступление налога и (или) сбора может быть полным или частичным. Для признания в содеянном состава уклонения от уплаты налогов и (или) сборов не обязательно, чтобы виновный полностью не уплатил налог и (или) сбор, важно, чтобы размер не поступивших налогов и (или) сборов был крупным (особо крупным). Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов. Действующие редакции ст.ст. 198, 199 УК РФ закрепляют одинаковые способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов для физических и юридических лиц. В качестве обязательных признаков состава в обоих случаях должно быть установлено совершение деяния в виде действия или бездействия. Действие может быть выражено в двух формах. Во -первых, это включение в налоговую декларацию ложных сведений. Форма налоговой декларации требует как внесения общих сведений, таких как наименование налогоплательщика, наименование налогового органа, отчетный период, за который отчитывается налогоплательщик, контактная информация налогоплательщика, так и заполнения разделов, связанных с исчислением налогов, подлежащих уплате. Уголовно-правовое значение имеют лишь те сведения налоговой декларации, которые влияют на сумму подлежащих уплате налоговых платежей. К ним следует отнести сведениям, связанные с исчислением и уплатой налогов. Во - вторых, это включение ложных сведений в иные документы, представление которых обязательно в налоговые органы в соответствии с налоговым законодательством. Опять же уголовно-правовое значение имеют лишь те сведения в этих документах, которые влияют на сумму подлежащих уплате налоговых платежей. Бездействие может быть выражено также в двух формах: непредставление декларации и непредставление иных документов. Согласно ст. 80 УК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Законодательством предусмотрено в отдельных случаях представлять и иные документы в налоговый орган. Непредставление декларации и (или) иных документов при неуплате налогов в крупном размере, когда подача таких документов является обязательной, образует признаки налогового преступления. Необходимо отметить, что налоговый закон предусматривает ряд случаев, когда налогоплательщик освобождается от подачи налоговой декларации. Например, налоговая декларация, предусмотренная ст. 346.23 НК РФ, налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения на основе патента в налоговые органы не представляется. В подобных ситуациях способ налогового преступления в виде непредставления декларации исключен. Налоговое законодательство закрепляет сроки подачи налоговой декларации. Эти сроки зависят от того, кто подает налоговую декларацию. Для физических лиц и организаций устанавливаются различные сроки подачи декларации. При этом следует учитывать, что налоговое законодательство позволяет подавать налоговую декларацию не только лично, когда датой ее представления в налоговый орган считается дата ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган, но также почтой и в электронном виде. При подаче налоговой декларации лично Момент окончания преступлений, предусмотренных ст.ст. 198, 199 УК РФ дата представления отмечается налоговым органом на копии налоговой декларации. Если налоговая декларация отправляется по почте, днем ее представления в налоговый орган будет считаться дата отправки почтового отправления с описью вложения. Дата подтверждается квитанцией почтового учреждения. Если налоговая декларация передается по телекоммуникационным каналам связи, днем ее представления в налоговый орган считается дата ее отправки. При получении декларации налоговый орган передает налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. Началом совершения преступления в виде неподачи декларации (иных документов) является истечение последнего дня срока, установленного налоговым законодательством. Если налоговая декларация подается по истечении срока, предусмотренного законом, то формально при наличии иных признаков состав преступления будет иметь место. В то же время подачу декларации с незначительным пропуском срока следует расценивать по правилам ч. 2 ст. 14 УК РФ и признавать содеянное малозначительным. Если налоговая декларация или иные документы, которые должны представляться в налоговый орган, подаются с нарушением срока и при этом в них внесены заведомо ложные сведения, способом уклонения от уплаты налогов и (или) сборов формально следует признавать непредставление декларации или иных документов. При этом в описательной части процессуального акта надо указать и на ложные сведения. Исходя из того, что в соответствии с положениями налогового законодательства срок представления налоговой декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 198 или ст. 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ). Непосредственный объект — экономические и финансовые интересы государства, отношения, возникающие между налогоплательщиками и государством. Предметом преступления выступают налоги и сборы. Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия и выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений. Состав преступления формальный, оно считается оконченным с момента фактического непредставления декларации о доходах либо внесения в нее заведомо ложных сведений о доходах и расходах. Следует помнить, что ошибки в декларации, ее непредставление без цели уклонения, а по другим причинам не дают права вести речь об уголовной ответственности. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и специальным мотивом — желанием не платить налоги и сборы. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное платить налоги. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ). В основном все признаки состава преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, совпадают с признаками деяния, ответственность за которое предусмотрена ст. 198 УК РФ. Спецификой отличается предмет преступления — налоги и (или) сборы с организаций. Объект преступления — установленный порядок уплаты организациями налогов и (или) сборов. Организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (ст. 11 НК РФ). Объективная сторона преступления выражается в действиях (бездействии) — уклонении от уплаты налогов и (или) сборов следующими способами: 1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным; 2) включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. В объективную сторону законодателем включены также последствия в виде крупного размера уклонения и причинная связь между действием и бездействием и общественно опасным последствием. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов в крупном (особо крупном) размере способами, указанными в диспозиции статьи, и желает этого. Субъект преступления специальный — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, в обязанности которого в соответствии с законодательством о налогах и сборах входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, и обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов. В тех случаях, когда лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов, то его действия при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199 УК РФ. Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших совершению преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении указанных преступлений, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, то и по соответствующим статьям УК РФ (ст. ст. 285, 292). Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ). Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, является установленный законом порядок уплаты налогов и сборов в бюджетную систему РФ. Предметом преступления являются налоги, подлежащие исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему РФ. Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия, которое состоит в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Согласно ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; 2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и специальным мотивом — нежеланием выполнять свои обязанности в личных интересах, которые могут быть разнообразными. Субъект преступления специальный — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, выполняющее обязанности налогового агента. Это может быть: физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации), иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера). Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ). Непосредственный объект — экономические и финансовые интересы государства. Предметом выступают денежные средства либо имущество организации или предпринимателя в крупном размере, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. Под недоимкой (задолженностью) понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок. Объективная сторона преступления выражается в действии (бездействии) — сокрытии в крупном размере денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что воспрепятствует принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере, и желает этого. Субъект преступления специальный — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имущества. Глава II. Виды налоговых правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов (или) сборов 2.1. Уклонение от уплаты налогов (или) сборов с физических лиц Конституционная обязанность российских граждан платить законно установленные налоги и сборы имеет важное значение в плане формирования государственного бюджета, и ее невыполнение весьма ощутимо сказывается на объеме средств, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации. Одной из уголовно-правовых норм, побуждающих россиян к выполнению этой обязанности, является статья 198 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица», которая сейчас действует в редакции Федерального закона от 8 декабря 2011 г. Общественная опасность этого преступления выражается в том, что предусмотренное в ст. УК деяние влечет с неизбежностью последствия в виде не поступления денег в бюджет, что в первую очередь сказывается на благосостоянии самых малообеспеченных слоев нашего населения — пенсионеров, бюджетников, студентов и т.д. Во многих цивилизованных, вполне демократических странах это преступление считается весьма серьезным, за его совершение предусмотрены строгие санкции, вплоть до 15 лет лишения свободы — например в Южной Корее, Германии. Причем уголовное преследование неплательщиков осуществляется без оглядки на известность и авторитет виновного лица — в Англии привлекали к ответственности родственников королевы, в Нидерландах был приговорен к штрафу в 2007 г. известнейший футбольный тренер Гус Хиддинк, имели проблемы с законом по этой части знаменитые теннисисты, небедные люди — Ш. Граф, Б. Беккер. Если в 1997 г. было возбуждено по ст. 198 УК РФ всего 712 уголовных дел по стране, то в 2001 г. был пройден «пик» правоприменительной активности того периода — 6789 дел, в 2002 г. - 4972 дела, в 2003 г. - 1464 дела, и в 2004 г., после кардинальных изменений в «налоговых» статьях УК РФ, - 2783 дела. В последние годы число зарегистрированных преступлений вроде бы сравнительно большое: в 2011 г. — 8682, в 2012 г. — 5818. Но надо учесть, что до суда дошла меньшая часть их. На этот процесс повлияли 3 амнистии: в 2007 г. — налоговая, а в 2013 г. — июльская амнистия и общая амнистия к 20-летию Конституции РФ. Создавшаяся ситуация приводит к выводу о том, что за данные деяния в России практически нет уголовной ответственности, что с неудовольствием констатировал Президент РФ В. В. Путин в одном из своих недавних телеинтервью, и что необходимо ее ужесточение. Возможны в принципе два подхода к этому: 1) отменить примечание к ст. 198; 2) увеличить санкции статьи. Нам представляется более перспективным второй подход, так как только установленная в норме УК серьезная ответственность станет побуждать лицо к деятельному раскаянию, т. е. заплатить долги и все пени, и при этом следственные органы могут зачислить это уголовное дело себе в актив. Целый ряд проблем квалификации налоговых преступлений решило Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 64 от 28 декабря 2006 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» . Мы разделяем высказанное в теории уголовного права мнение о том, что трактовка многих понятий состава ст. 198 УК РФ возможна лишь исходя из анализа налогового и хозяйственного законодательства, поскольку диспозиция данной статьи бланкетная, и решения судов по гражданским делам могут лечь в основу приговора по делу уголовному. Наиболее точное определение непосредственного объекта анализируемого посягательства сформулировано В. П. Вериным и И. М. Середой: общественные отношения, складывающиеся в финансовой сфере по поводу формирования бюджета. Ошибочно и предложение С. В. Ермакова трактовать объект как право органов государственной власти и органов местного самоуправления на получение установленных законом налогов и (или) сборов — ведь при реальном уклонении налогоплательщиков это право у государства все равно остается, не претерпевая никакого ущерба. В соответствии со ст. 8 п. 1 Налогового кодекса РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения при надлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В ст. 198 УК имеются в виду налоги, уплачиваемые физическими лицами: 1) акцизы; 2) налоги на доходы физических лиц; 3) единый социальный налог; 4) налог на добычу полезных ископаемых; 5) транспортный налог; 6) налог на игорный бизнес и др. Согласно ст. 8 п. 2 Налогового кодекса РФ сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций или физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) — например за пользование объектами водных биологических ресурсов, объектами животного мира, а также госпошлина. Нужно отметить, что И. Харисов выступает с оригинальной концепцией декриминализации уклонения от уплаты сборов, поскольку они являются не обязательными, а принудительными (т. е. не во всех случаях отказ от их уплаты чреват для субъекта неблагоприятными последствиями, на что обращал внимание Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ). Весьма дискуссионным в теории уголовного права является вопрос о предмете данного преступления. Не совсем точным является отнесение к нему налогов и сборов — как полагают Т. В. Пинкевич, Н. А. Лопашенко, И. М. Середа. А вот В. Г. Истомин относит сюда подоходный налог, налог на прибыль, спецналог и налог на добавленную стоимость (НДС), суммы налогов, не уплаченных физическими лицами в результате уклонения от выполнения налоговых обязательств. Неправы и те авторы, кто считает, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ, является объект налогообложения либо денежные средства, подлежащие перечислению в счет уплаты налога. Предметом можно назвать лишь материальный объект внешнего мира, воздействуя на который, преступник причиняет вред общественным отношениям (или который появляется в результате совершения преступления). И.М. Середа считает, что незаконные действия или бездействие субъекта влияют на размер неупл....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Нормы отечественного уголовного законодательства об ответственности за мошенничество в сфере страхования и практика их применения
- Краткий исторический очерк развития уголовного законодательства в сфере уголовной ответственности за шантаж
- Краткий исторический очерк развития уголовного законодательства в сфере уголовной ответственности за шантаж